Зачем нужно программировать кратко

Обновлено: 04.07.2024

Многие думают, что для программирования нужны пятёрки по математике. Это заблуждение. Программирование больше про логику и творчество. Например, ты с друзьями в шутку придумал классную игру для смартфона. Можно, конечно, подождать, пока какая-нибудь компания за океаном выпустит её, а можно сделать это самому. Как эта игра будет работать, какие в ней будут правила, интерфейс и функции — решать тебе. С навыками программирования появляется возможность с нуля создать продукт или реализовать идею — приложение, сайт, программу — так, как это нужно именно тебе.

2. Это окупается

Простая истина: чем больше у тебя навыков, тем дороже твои услуги. Например, копирайтеры, которые могут сверстать простые html-страницы, бухгалтеры или менеджеры, которые могут автоматизировать работу Excel или Access с помощью кода, стоят дороже, чем их коллеги только с базовым набором скиллов.

Крупные компании быстро развиваются и ищут при этом новые способы оптимизации. Нанять команду разработчиков и платить каждому по 2 000–3 000 долларов в месяц — дорогое удовольствие. Нанять человека, который будет писать статьи, верстать и ещё придумает, как улучшить мобильную версию сайта, — выгодное решение.

У таких специалистов больше шансов попасть в крупную компанию.

Например, в The New York Times уже более половины журналистов умеют программировать. Когда издание изменило стратегию и сделало акцент на развитие веб- и мобильной версии — обучили программированию сотрудников, которые отвечают за цифровой контент.

3. Это сближает

Просить разработчика написать программу на Ruby, потому что ты вчера прочитал, что это новый и классный язык, плохая идея. Чтобы делать совместные проекты, понимать, как ставить задачи, вносить правки и на каком вообще языке говорить с программистами, нужно самому хотя бы немного понимать код. Даже руководителям компаний и владельцам стартапов полезно научиться программировать. Например, чтобы найти на рынке хорошего специалиста, лично провести собеседование и адекватно оценить уровень кандидата.

4. Это экономит время

Сколько раз ты вздыхал, когда приходилось делать рутинную работу? Например, ты журналист и пишешь для научно-популярного издания. Тебе нужно изучить, в каких странах чаще всего молнии ударяют в землю, и понять, что общего у этих регионов. На это уйдёт не один день. Программирование ускорит этот процесс: ты потратишь 30–40 минут на код, который поможет быстро проанализировать данные и составить отчёт.

5. Это развивает полезные привычки

Программирование — кропотливый процесс. Здесь не получится почитать учебник на досуге, посмотреть видео на YouTube и сходить на пару лекций. Нужно сесть и начать учить язык, копаться в коде и всё время практиковаться. Например, чтобы писать на Python, надо каждый день заниматься по 2–3 часа на протяжении нескольких месяцев.

Это дисциплинирует и помогает мыслить структурно и стратегически.

6. Это полезно для здоровья

В народе ходит слух, что программисты даже в старости лучше соображают. Шутки шутками, но в этом есть доля правды. Например, в 2014 году учёные из Университета Пассау анализировали Understanding Understanding Source Code with
Functional Magnetic Resonance Imaging сканы головного мозга людей во время занятий программированием. Результаты показали, что активны те же части головного мозга, которые работают при изучении иностранных языков. А это уменьшает риск развития болезни Альцгеймера.

Подтверждают пользу кодинга и другие исследования. В Медицинском колледже Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке на протяжении нескольких десятилетий изучали Cognitive activities delay onset of memory decline in persons who develop dementia почти 500 добровольцев в возрасте от 75 до 85 лет и доказали, что даже один день программирования в неделю может отсрочить развитие деменции на два месяца при регулярной тренировке мозга.

Пример программы на языке Pascal

Довольно распространенный вопрос среди тех, кто только начинает изучать программирование — что это и зачем оно нужно. Попытаюсь ответить на вопрос доступным языком.

Давайте забудем про компьютер и попробуем написать инструкцию для пожилого человека. Пусть это будет инструкция для совершения звонка на номер 555555. Так вот, эта инструкция может выглядеть так:

Эта простейшая инструкция и есть программа. Только выполнять ее будет не компьютер, а человек.

Инструкцию для человека может написать каждый из нас, так как мы понимаем язык друг друга. Так что программирование — это написание программ (инструкций) для исполнителя. В нашем примере исполнителем был человек. Но исполнителем может быть и компьютер. Ему тоже можно написать программу, которую он будет выполнять. Только тут не все так просто.

Возникает проблема — компьютер не понимает инструкции, написанные на естественном языке. Компьютер вообще не понимает человеческий язык. Его язык — это электрические сигналы. А как же тогда написать программу для компьютера? Для этого созданы языки программирования. С помощью них можно писать программы для компьютера на языке, который похож на человеческий. Единственное — в большинстве случаев этот язык английский. Поэтому знание английского языка будет хорошим подспорьем для изучения программирования. Сейчас есть специальные курсы, которые направлены на изучение английского для программистов.

Пример программы на языке Pascal

Пример программы на языке Pascal

Языков программирования существует великое множество. Точную цифру назвать не получится, так как постоянно появляются новые языки. Даже в школе возможно изучение нескольких языков программирования — это может быть Basic, Pascal, C++, Python и другие. А задача программиста — изучить язык программирования, чтобы писать программы и управлять компьютером. Можно сказать, что программист — переводчик с человеческого языка на язык машины. Программирование — сложный процесс.

Итак, мы поняли, что программирование — это процесс создания программ для компьютера. Теперь разберемся зачем оно нужно.

Вы хотите написать реферат по биологии. Скорее всего, писать его вы будете на компьютере в каком-либо текстовом редакторе. А откуда взялся текстовый редактор? Конечно, его написали программисты. Вы будете искать информацию в интернете используя браузер, который тоже написали программисты. После того, как напишете реферат, вы захотите отдохнуть и поиграть в компьютерную игру, которую опять-таки написали программисты. Вообще, работа на компьютере невозможна без использования программ, которые пишут программисты. А значит, если бы не было программирования — не было бы и программ, а компьютер представлял бы собой кучу дорогого железа, ведь сделать что-то с помощью компьютера без программ невозможно.

Фото: Артур Лебедев / ТАСС, fizkes / Shutterstock

Почему программирование стало частью новой грамотности

Фото:Qilai Shen / Bloomberg

В истории грамотности выделяют два этапа:

На первом этапе текст становится частью инфраструктуры. Они занимают центральное место в жизни людей. Текст использовался как инструмент создания законов и разработки стратегий. Особенно это касается земельных законов, которые стали оформлять в виде письменных текстов вместо персональных свидетельств.

На втором этапе текст становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Благодаря массовым кампаниям по ликвидации неграмотности, начиная с XIX века, большинство людей освоили навыки письма и чтения. Грамотность помогала получить доступ к информации в газетах с описаниями событий, в буклетах с рекомендациями для фермеров и счетах для отслеживания задолженностей. Чем больше людей осваивали навыки чтения и письма, тем более массовой должна была становиться грамотность.

В развитии компьютерной грамотности можно выделить те же этапы, только развитие происходит в течение десятилетий, а не веков.

Сначала компьютеры становятся частью инфраструктуры, когда их использует государство для переписи населения. Университеты, авиакомпании и банковский сектор начали использовать компьютеры c 1950-х годов. Примерно в 1980-х компьютеры стали доступными для большинства людей, а знания о компьютерах начали проникать из областей знаний узких специалистов в жизнь обычных людей. Люди чаще пользовались компьютерами при обращениях в больницы, организации данных о государственном управлении и управлении образованием.

Затем компьютеры становятся частью жизни. Способность написать несложную программу или код постепенно становится базовым навыком. Программирование и вычислительное мышление расширяют возможности и становятся обязательным требованием к любому специалисту — от физика до журналиста. Способность читать и понимать компьютерный код становится более востребованной, поэтому программирование переходит из специального знания в универсальную грамотность. Это грамотность использования современных инструментов общения и работы — компьютеров. И если это аспект грамотности, то развивать его нужно с детства.

Как программирование учит решать задачи

Программирование развивает вычислительное мышление. Это набор приемов для решения задач в компьютерных науках, но применимых в любых сферах. Например, вычислительная наука помогает в образовании. Специальная платформа собирает данные об активностях студентах. С помощью данных преподаватель отслеживает неэффективные задания, чтобы составить новую учебную программу.

Фото:Из личного архива

Вычислительное мышление учит формулировать проблему, искать решение и анализировать его. Программирование — часть вычислительного мышления и самый эффективный способ его освоить. Например, перед программированием мы анализируем и разбиваем задачу на подзадачи. Программирование конкретизирует вычислительное мышление и может стать инструментом получения знаний.

Четыре основных компонента вычислительного мышления

Зачем учить детей программированию

Идеолог конструктивизма в педагогике Жан Пиаже предложил такую идею: дети учатся быстрее, когда сами формируют свои представления об увиденном и делают собственные заключения, а не когда им говорят, как они должны воспринимать мир. Дети оказываются не пассивными получателями знаний, а наоборот, сами их конструируют.

Фото:Stem T4L / Unsplash

Программист и один из основоположников теории искусственного интеллекта Сеймур Пейперт добавил: эффективное обучение происходит, когда ученик создает значимый для него объект, будь то песочный замок или теория. Конструкционизм объединяет два типа конструирования: дети конструируют вещи в реальном мире и конструируют новые идеи в своей голове. Два типа конструирования создают непрерывную спираль обучения: когда у ребенка появляются новые идеи, он конструирует новые вещи в реальном мире. Программирование помогает детям воплотить эти идеи в жизнь.

Через программирование ребенок развивает вычислительное мышление. Вычислительное мышление помогает детям развивать навыки решения задач, креативное мышление, умение учиться и навыки совместной работы.

Программирование и вычислительное мышление помогают детям учиться сетевым взаимоотношениям: общаться в чатах, видеоконференциях, соцсетях. Решая сложные задачи, дети используют четыре основных компонента вычислительного мышления: декомпозицию, выделение паттернов, автоматизацию и абстрагирование.

Обучать детей программированию нужно не для того, чтобы они в будущем стали программистами. Задача программирования — подготовить детей к вычислительному мышлению, которое поможет им уверенно справляться с комплексными задачами XXI века, которые не имеют однозначного решения.

Митч Резник, руководитель исследовательской группы, которая разработала язык программирования Scratch, уверен, что креативность можно поддерживать, подпитывать и стимулировать.

За компьютером дети потребляют информацию, играют в игры и только малую часть времени придумывают и создают что-то свое. Тенденция начала меняться с распространением инструментов программирования для детей, например Scratch, Alice или Kodu. С помощью таких инструментов дети учатся создавать игры, анимацию, истории и художественные элементы. Программирование помогает поддерживать и стимулировать креативность, открывает источники вдохновения, чтобы выражать свои идеи и раскрывать личность.

Профессор Лаборатории Медиа Массачусетского Технологического Института Митч Резник объясняет, почему важно научить детей не только читать с помощью новых технологий, но и создавать их

Обучаясь программированию, дети учатся мыслить по-новому. Если написанная программа не работает или работает не так, как ожидал ребенок, ему приходится разбираться и придумывать решение задачи. Ребенок начинает понимать новые идеи и учится учиться.

Благодаря совместному программированию, в школе можно создать среду, основанную на сотрудничестве. Запрограммированные игры или истории, которые создает ребенок, могут связывать разных детей друг с другом.

Канадская благотворительная организация The Learning Partnership показывает пример вычислительного участия. Они объединяют бизнес и преподавателей, чтобы создавать образовательные программы по кодингу для детей начальных классов

В традиционном классе учитель дает задания, а ученики их решают. Если у детей есть внутренняя мотивация к учебе, такой подход будет работать, но не для всех. При этом у детей почти не остается времени и ресурсов для самовыражения. Вычислительное участие помогает решить эту проблему за счет персонализации и опоры на внутреннюю мотивацию.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

Опора на внутреннюю мотивацию и интересы. Через программирование можно задействовать внутреннюю мотивацию ребенка, а не использовать систему внешних вознаграждений. Например, Scratch выбирает отдельные проекты для показа на главной странице, вместо прямого вознаграждения в виде очков, баллов или звездочек. Дети радуются, когда выбирают именно их проект. Идея такого подхода в том, чтобы мотивировать других, подсказывая им новые идеи. В профиле пользователя не говорят, сколько раз его проекты оказывались на главной странице, а лишь над сколькими проектами ребенок работал.

Обычный результат программирования — это проект. Ребенок сразу видит: работает или не работает программа. Если не работает, он старается понять, что нужно узнать для завершения проекта. Ученик мотивирован, ему интересно искать ответы на вопросы, на которые и учитель не знает ответа, но точно может помочь их найти.

Как учить детей программированию

Профессора Кафай и Берк создали две среды обучения, чтобы оценить различия между структурированным обучением и внеучебной средой. В каждой из них, ученики создавали цифровые истории с одним и тем же преподавателем на протяжении десяти недель.

Согласно результатам исследования, во внеучебной среде меньше детей закончили свои проекты, но сделали их сложнее и больше. Ученики в клубе использовали больше креативных навыков программирования и вдвое активнее сотрудничали со своими сверстниками. При этом для тех, кто только знакомится с программированием, структурированное занятие будет более эффективным.

Сравнение учебной среды в классе и клубе

Мейкинг. Педагоги объединяют детей на внеклассных мероприятиях для создания физических или цифровых проектов — мейкинга. Создание реального продукта дает ученикам стимул учиться, возможность применить знания на практике и понять, что еще нужно освоить.

Фото:Patricia de Melo Moreira / Bloomberg

По всему миру создают клубы программирования для детей. Они основаны на движении CoderDojo, которое поощряет сообщества создавать лагеря программирования свободного доступа — додзё. Например, в России работают два международных бесплатных клуба под руководством волонтеров CoderDojo и Code Club.

Час кода — часовая учебная программа, разработанная для всех возрастов на более чем 45 языках. Час кода проводят в 180 странах.

Неделя кода — двухнедельные мероприятия для детей, организованные волонтерами по всему миру. Неделю кода проводят в 50 странах. В 2016 году в Европе приняли участие почти 1 млн человек.

Фото:Max Nelson / Unsplash

Детские технопарки. Это образовательные площадки для школьников. В технопарках устанавливают высокотехнологичное оборудование, чтобы мотивировать детей учиться проектированию и компьютерным технологиям.

Зачем учить детей программированию

  1. Программирование и навыки работы с компьютером — новая универсальная грамотность как умение читать или писать.
  2. Помогает в работе специалистам разных дисциплин. Работники с навыками программирования более востребованы на рынке.
  3. Развивает вычислительное мышление. Помогает решать задачи, принимать решения и анализировать их.
  4. Поддерживает, подпитывает и стимулирует креативное мышление. Помогает придумывать новые решения и проекты.
  5. Развивает умение учиться, исправлять ошибки и искать новые области знаний.
  6. Объединяет и помогает находить общий язык с другими людьми.
  7. Мотивирует детей учиться, задавать вопросы и искать на них ответы.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Все больше споров и рассуждений по-поводу важности программирования в современной жизни. Действительно ли нужно всем уметь кодить? И пригодится ли это тем, кто не собирается связывать себя с данной профессией? По мнению знаменитого информатика Джона Маккарти (John McCarthy), писателя Стюарта Бранда (Stewart Brand) и ученой контр-адмирала Грейс Хоппер (Grace Hopper) — да, пригодится, поскольку программирование является важнейшим навыком, освоить который необходимо каждому здравомыслящему человеку.

Ниже описаны причины, на которые ссылаются эти выдающиеся личности в своем утверждении.


На протяжении тысячи лет одни люди руководили другими

Древние римляне построили империю руками рабов. Англичане создали мощное государство, навязывая свою волю жителям принадлежащих Британии колоний. Соединенные штаты стали экономически сильным государством благодаря дешевой рабочей силе времен промышленной революции. Но с ходом истории ситуация постепенно изменилась и в XXI веке мы не владеем и не управляем людьми. В современности мы владеем и управляем машинами.


Природа труда фундаментального изменилась и на сегодняшний день большую часть работы выполняют не люди, а машины. Ежедневно в Google отправляется более 3,5 миллиарда запросов. И поисковая система послушно ищет нужную информацию. А теперь давайте подумаем, сколько человеко-часов понадобилось бы для того, чтобы вручную обработать хоть один запрос Google. Можно представить группу докторов наук, ученых и специалистов из различных областей, которые круглосуточно звонят друг другу с вопросами и обсуждениями документов и других материалов. И потом это все выдают запрашивающему. Сделать подобную работу быстро и эффективно может только машина.

Один из крупнейших сайтов о путешествиях Trip Adviser помогает с выбором места для отпуска. Далее ресурс Expedia позволяет забронировать нужный рейс. Ну а Google maps указывает дорогу к аэропорту и отелю. Все эти услуги доступны обычному потребителю благодаря быстрой и слаженной работе машины. Но машины выполняют подобную работу лишь потому, что люди говорят им, что и как делать. Тут и раскрывается важность роли написания программного обеспечения, то есть специального софта. Ну и само собой, для успешного управления нужны знающие люди, которые могут предоставить очень четкие инструкции. Проще говоря — написать код.

Как говорил Маккарти:

Программировать или быть запрограммированным?

После того, как новая технология прокатится по миру, если Вы не являетесь частью этого катка, то становитесь частью дороги.


Американский писатель Стюарт Бранд (1938 г.р.), создатель каталога советов и статей об окружающей среде и технологиях The Whole Earth Catalog (на его обложке первая фотография Земли), основатель одного из первых онлайн-сообществ WELL

По мнению Бранда остановить развитие той или иной технологии невозможно. Можно только адаптироваться под нее. Новая технология будто джин, выбравшийся из бутылки — обратно его уже не загнать. Так было с развитием самолетов, антибиотиков и ядерного оружия. И тоже происходит с микропроцессорами, интернетом и усовершенствованием машин, робототехники.

Как считает Бранд:

Те, кто живо адаптируется к проходящим волнам изменений — процветают. А те, кто не обращает внимания на них — не могут даже понять, что они существуют. Они асимптотически приближаются к ненужности. Кодирование — это новая грамотность. Как было чтение в XII веке, писательство в XVI, арифметика в XVIII и управления автомобилем — в XX. И точно так же, как не всякий, кто умеет писать будет профессиональным литератором, а кто учит арифметику — великим математиком, так и не всякий изучающий код станет разработчиком программного обеспечения. Но изучение этих направлений определенно улучшит человека, научит его думать и пригодиться в жизни.

Подумайте о Вашей способность прочитать этикетку на лекарствах или возможность посчитать деньги. В том, что Вы можете кодировать также есть нечто не менее важное. Например, можно взять скучные повседневные задачи и автоматизировать их. А некоторые люди используют этот базовый навык, как способ накопления собственного богатства или чтобы улучшить мир.


Американская учёная и контр-адмирал флота США Грейс Хоппер (1906-1992 гг.), разработала первый компилятор для компьютерного языка программирования, развила концепцию машинно-независимых языков программирования, что привело к созданию высокоуровневого языка COBOL. Писала программы для гарвардского компьютера Марк I.

По своей сути компьютеры — это комплекс хрупких деталей и сложных схем. А человеческий мозг — это машина для обучения. Может показаться, что Вы никогда не научитесь кодировать. Может также показаться, что Вы просто не создании для этого. И даже найдется достаточно много людей, которые пробовали кодировать, но у них ничего не получилось. Но это лишь их субъективное мнение, по которому нельзя судить о собственных способностях.

Среди преподавателей бытует мнение, что каждый мыслящий человек может научиться кодировать так же, как научиться читать, писать, выполнять арифметические действия или водить машину. Нужно лишь желание и терпение.

Подводя итог

В завершение поста — несколько бесплатных ресурсов, на которых представлены видеолекции, онлайн курсы и уроки не только для желающих научиться программировать, но и для специалистов.


Codecademy — достаточно популярный сайт, где можно изучить основы программирования. Контент постоянно обновляется, добавляются новые языки программирования.

Udacity — ресурс, представляющий из себя что-то вроде он-лайн института по программированию. На нем собрано огромное количество курсов и видеолекций по программированию.

Code Avengers поможет в изучении HTML5, CSS3 и JavaScript. В конце каждого урока предлагается на примере мини-игры закрепить полученные знания.

Treehouse — ресурс для начинающих программистов, имеющих базовые знания и навыки. Видеоуроки нацелены на решение определенной практической задачи.

Code School предлагает более углубленные курсы по разработке и программированию. Но правда на этом ресурсе не все разделы бесплатные.

Читайте также: