Сфера долженствования личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах.

Третья составляющая установки долженствования — требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве претензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т. п.

Слова-маркеры: должен (должно, должны, не должен, не должны, не должно и т. п.); обязательно; во что бы то ни стало; кровь из носа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Установка максимализма

Установка максимализма Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже если никто не в состоянии их достичь. А также последующее использование их в качестве эталона для определения ценности

Установка персонализации

Установка сверхобобщения

Установка сверхобобщения Сверхобобщение относится к образцам выведения общего правила или вывода на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо

Установка оценочная

Установка оценочная Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание может оказать и отрицательное влияние, если какую-то отдельную особенность человека отождествляют с ним в

Установка антропоморфизма

Обманчивая установка

Обманчивая установка Все мы в большей или меньшей мере подвержены внушению. Может возникнуть впечатление, что податливость внушающим воздействиям — это всегда результат прямого давления со стороны. Так происходит весьма часто, но далеко не всегда.Попробуйте провести с

Установка и внимание

Установка на избранность

Установка на избранность Никто и ничего в этом мире вам не даст. Вы должны либо сами взять то, что вам нужно, либо создать условия, при которых вам это отдадут добровольно. Ваше оружие – просьба, угроза, давление, создание противникам проблем. И это оружие должно иметь

Операторы долженствования, или Кому должна — я все прощаю…

Установка у обезьян

Установка у обезьян 1. Постановка опытов. В зоологическом саду в Тби­лиси в настоящее время антропоидов не имеется. Поэтому пришлось ограничиться для опытов по установке лишь низ­шими обезьянами. Наша сотрудница Н. Г. Адамашвили про­вела эти опыты над двумя экземплярами

III. Установка у человека

III. Установка у человека

IV. Установка в психопатологии

IV. Установка в психопатологии О целостности основы психологических явлений 1. Постановка проблемы. В настоящее время можно считать окончательно установленным, что в основе психоти­ческих и психоневротических состояний лежит не какая-ни­будь определенная аномалия

Социальная установка

Социальная установка Темперамент циклоидов определяет характер их социальной установки, на что уже было указано. Они имеют потребность высказаться, высмеяться и выплакаться, ближайшим естественным путем стремятся к тому, что приводит их душу в адекватное движение,

Установка долженствования

Установка на данность и установка на рост

Установка на данность и установка на рост Если вам свойственна установка на данность, каждая ситуация, в которой вы оказываетесь, представляет собой референдум по вопросу о том, обладаете ли вы теми качествами и способностями, которые себе приписываете? Дети с установкой

Сферы долженствования личности
В жизнедеятельности каждого человека можно условно выделить две сферы — обыденную и профессиональную. Эти сферы имеют различное значение для человека. Они взаимосвязаны, оказывают друг на друга влияние и обладают определенным сходством. Однако есть и существенные различия. Вследствие этого долженствование в обыденной и профессиональной жизнедеятельности присутствует, имея как сходство, так и различие.

Деонтология, являясь неотъемлемой частью любого этического учения, занимает значительное место и в профессиональной этике как учении о профессиональной морали. Это естественно, поскольку профессиональная этика является не чем иным, как специализацией общего этического учения к такому специфическому виду деятельности, как деятельность профессиональная. Вместе с тем деонтология занимает в профессиональной этике более значительное место, что обусловлено отличиями профессиональной деятельности от деятельности обыденной.

Профессиональная деятельность подчиняется более строгим правилам (дисциплине), нежели обыденная деятельность человека. В обыденной и тем более индивидуальной деятельности и жизнедеятельности человек чаще, чем где бы то ни было, может руководствоваться своими желаниями и в несколько меньшей степени — считаться с мнением окружающих и общества, учитывать сложившиеся в обществе нормы, хотя не может пренебрегать ими совсем. В пределах социальных норм, защищающих интересы общества, человек может выбирать поведение, в наибольшей степени соответствующее его предпочтениям, убеждениям и склонностям.

В обыденной жизни человек, как правило, располагает возможностью избегать общения с человеком, не вызывающим у него симпатии, или с тем, контакты с которым не принесут пользы. Во всяком случае, он может свести общение с такими людьми к минимуму, предписанному вежливостью. В профессиональной деятельности избежать контакта с коллегой или клиентом, вызывающим антипатию, невозможно. Решающее влияние на общение и взаимодействие с ними будет определяться не отношением к ним как к личностям, а профессиональной необходимостью выполнения определенных функций.

Содержание нормы в личной жизни более неопределенно, чем в жизни общественной, личная жизнь человека или ее важнейшие сферы скрыты от общества, в связи с чем личная жизнь человека в меньшей степени контролируется обществом, нежели его социальная жизнь. Субъективно необходимое для личности не обязательно является объективно необходимым для общества или группы. Поэтому в своей частной жизни личность может позволить себе такие поступки и действия, которых она будет избегать в обществе и, наоборот, в частной жизни имеются дополнительные возможности избежать того, что делать нет желания, но необходимо делать с точки зрения общества.

Например, часть объективно необходимых действий личность может отложить на более позднее время, если это касается только ее лично и не ущемляет интересов других людей. Можно отложить на завтра поход в магазин за продуктами или очередной звонок другу, можно позволить себе утром встать с постели позже обычного времени и т.п., даже если совершение отсроченных или отмененных действий объективно необходимо: например, холодильник пуст, другу давно не звонил, намечено много дел на этот день. Объективно необходимое совершенно не обязательно представляется личности и в действительности является должным, поскольку в принятии решений относительно предстоящих действий личность считает себя вправе учитывать только свои интересы — ситуативные или перспективные. Например, вряд ли кто-то пойдет в магазин покупать продукты питания или иные предметы, проявляя заботу о развитии их производства и сбыта. Человек пойдет за ними в магазин ради удовлетворения собственной потребности в питании или иных предметах. В обыденной жизни человек, как правило, ориентируется на собственные, индивидуальные потребности, и это в известной степени не только допустимо, но и естественно, если не отражается негативным образом на интересах других людей. Но даже приведенные примеры показывают, что любые, самые простые и обыденные поступки людей касаются в той или иной степени всего общества, хотя их результат может быть менее значителен или вовсе незаметен для общества.

Долг перед самим собой человек, как правило, формулирует сам, ориентируясь на индивидуальную систему ценностей и социальные нормы, и вследствие этого не только считает возможным вносить изменения в его содержание, но и далеко не всегда вообще рассматривает его как долг. Зачастую он идентифицирует долг и его содержание как планы, мечты и даже фантазии, что и является с его точки зрения достаточным основанием для пересмотра содержания долга перед собой и изменения иерархии должных действий и поступков. Справедливо считая себя субъектом собственной жизнедеятельности — хозяином своей судьбы, человек субъектно принимает решения относительно самого себя, исходя из собственных представлений о желаемом, соотнося их с представлениями о социально приемлемом и предпочтительном. Таким образом, долженствование в личной жизни представляется человеку менее императивным и значимым.

Однако более адекватно воспринимается личностью долг в отношении семьи. С членами семьи личность связывают эмоции и чувства, взаимные интересы и общие цели, что побуждает ее рассматривать благополучие близких людей как значимую составную часть (а порой и основу) собственного благополучия. Это и побуждает ее пренебрегать собственными ситуативными интересами во имя реализации общих объективных потребностей или потребностей отдельных членов семьи.

Однако в большинстве видов деятельности возможность и необходимость регламентации имеется, и ее введение позволяет повысить эффективность и добиться высоких результатов деятельности. Особенно важной представляется и формальная, и функциональная регламентация деятельности в профессиях, в которых осуществляется непосредственный контакт человека с человеком. Присутствие на рабочем месте в строго определенные часы и тщательное выполнение специалистом своих профессиональных функций делают возможным общение и взаимодействие с ним, становятся одним из факторов эффективности деятельности.

Невозможно позволить себе в профессиональной деятельности делать только то, что хочешь, избегая поступков и действий, постоянно или ситуативно вызывающих негативные чувства и эмоции. Даже если человек выбрал профессию по призванию, это не означает, что в его повседневной практической деятельности все необходимые профессиональные манипуляции будут выполняться им с удовольствием и в соответствии со склонностями, а не по профессиональной необходимости. Вследствие этого именно в профессиональной сфере наиболее часто имеет место конфликт между чувственными склонностями личности и объективной необходимостью совершения определенных действий.

Несмотря на то что первая попытка получить положительный результат окончилась неудачей, деятельность не должна быть прекращена: это лишь основание для пересмотра и уточнения некоторых ее параметров. Вышесказанное убеждает, что в профессиональной деятельности, в отличие от деятельности обыденной, деонтологиче-ская регуляция поведения и деятельности в ряде случаев может иметь решающее значение для ее результатов. Значение деонтологической регуляции определяется социальной значимостью профессиональной деятельности и, в свою очередь, само является одной из детерминант социальной значимости и статуса профессии.

Этими признаками в первую очередь обладают виды профессиональной деятельности, связанные с поддержанием безопасных условий бытия и деятельности общества, обеспечением социального и индивидуального благополучия личности. К их числу относится социальная работа.

Вместе с тем вышесказанное не означает, что та часть деятельности или та деятельность, которые могут регулироваться на основе деонтологии, всегда противоречат интересам, склонностям личности специалиста. Они могут совпадать, и должное поведение может не только своими итогами, но и самим процессом доставлять личности удовольствие.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности также не свободна от деонтологической регуляции. Подобно представителям других профессиональных групп, специалист в области социальной работы может чувствовать индивидуальную несклонность к выполнению ряда профессиональных функций, он может находиться в негативном физическом и психоэмоциональном статусе. Однако это не должно оказывать влияния на общие результаты его работы. В каком бы состоянии не находился специалист, его клиент должен получить всю адекватную его ситуации помощь. Поэтому специалисту приходится порой принуждать себя к выполнению всех или некоторых профессиональных функций.

Деонтология социальной работы изучает смысл и сущность долга и ответственности в социальной работе, основное содержание долга и ответственности специалиста, влияние долга и ответственности на эффективность деятельности специалистов, сущность и содержание деонтологических конфликтов, содержание и значение деонтологического потенциала социальных служб и всей системы социальной работы и другие вопросы. Деонтология социальной работы включает в себя теоретико-методологический раздел, разъясняющий действие механизма формирования должного поведения и ответственности специалиста и включающий в себя понятийно-категориальный аппарат, функции и принципы деонтологии, взаимосвязь долженствования и типа личности. Этот раздел не имеет существенных отличий от теоретико-методологического раздела общей деонтологии. Прикладной раздел деонтологии социальной работы раскрывает основное содержание долга и ответственности социального работника.

В целом содержательно деонтология социальной работы включает в себя систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами (профессиональной группой), клиентами и их окружением и перед самим собой. Однако деонтология как часть профессионально-этического учения не может быть сведена к системе предписаний и норм. Деонтология социальной работы — это учение о долге и должном поведении специалистов и их объединений, и предписания составляют только лишь ее прикладную часть.


  • клиенты, сами ставшие виновниками собственной трудной жизненной ситуации и при этом спровоцировавшие развитие трудных жизненных ситуаций членов своего окружения;

  • клиенты, пренебрегающие нормами этики и этикета, культуры поведения и общения;

  • клиенты, не способные или не желающие контролировать свои эмоции;

  • клиенты, сознательно избравшие для себя асоциальный образ жизни и навязывающие его другим;

  • клиенты, склонные обвинять в своих несчастьях кого угодно (в том числе и социального работника), только не себя;

— клиенты, стремящиеся удовлетворить свои интересы любой ценой, в том числе за счет других людей и некоторые другие.

Такие клиенты, как правило, субъективно ощущают себя жертвами людей и обстоятельств, а общество и свое окружение рассматривают как врагов или, по крайней мере, предельно равнодушных к себе и своим бедам людей. Интересы общества для них не имеют никакого значения, в то время как их собственные интересы для них всегда приоритетны. Агрессией в отношении социального работника они пытаются, как правило, компенсировать свою социальную несостоятельность.

Несмотря на это, социальный работник должен со вниманием отнестись к каждому клиенту и в рамках действующего законодательства каждому оказать ту помощь, в которой тот объективно нуждается. Негативные эмоции, испытываемые в отношении клиентов и их поступков не должны влиять на качество и эффективность деятельности. Это значит, что регулирование поведения и деятельности личности в профессиональной сфере должно быть более жестким и масштабным, нежели в сфере обыденной, и поэтому деонтология в профессиональной этике приобретает большее значение, нежели в обшей этике.

В этике социальной работы деонтология, как и в профессиональной этике, и этике философской, также занимает центральное место. Именно в деонтологии социальной работы наиболее ярко отражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста, социальная значимость профессии.

Очевидно, что ни клиент, ни профессия, ни коллеги, ни общество не должны зависеть от разного рода особенностей личности специалиста, его склонностей, состояния, настроения. Независимо от этих и подобных причин взаимодействие с каждым клиентом должно организовываться качественно и профессионально, быть максимально эффективным. Значит, в определенных ситуациях специалисту необходимо принуждать себя к деятельности или конкретным действиям, обращаясь к деонтологической регуляции.

Должная (деонтологическая или деонтическая) регуляция в социальной работе может иметь место не всегда, а лишь тогда, когда специалист находится в состоянии выбора между различными вариантами поведения, действий, отношений, поступков. Например, эмоции, склонности, интересы личности могут сделать более привлекательным ненормативное поведение, сулящее большее удовольствие или меньшие индивидуально-эмоциональные переживания или, по крайней мере, некоторую эмоциональную разрядку, в то время как интересы дела настоятельно требуют, чтобы специалист подчинился им во что бы то ни стало. В этом отношении долг представляет собой механизм, включающий моральное сознание специалиста непосредственно в процесс выбора поступков и обусловливающий принятие такого решения, которое является оптимальным с точки зрения достижения социально и индивидуально значимых результатов социальной работы и не оставляет места негативной ненормативности. Должное поведение в профессиональной деятельности в первую очередь призвано обеспечить достижение социально значимого и значительного результата и только во вторую — способствовать достижению специалистом чувства удовлетворенности своей деятельностью, собой, в целом своей жизнью.

Долженствование появилось вместе с человеком, оно же послужило одной из основ общества, так как выступало фактором, способствующим выживанию общины. Казалось бы с развитием общества долженствование могло отпасть, но это не так, оно остается и раздвигает свои границы с обыденной жизни на профессиональную. В далеком будущем, в случае развития человека, долженствование может заменить законы.

Литература:

Раздел 2. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 5. Место и роль долженствования в социальной работе

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.Перечислите сферы долженствования личности:

Обыденная сфера, профессиональная сфера, религиозная сфера.

2. Покажите сходство и различие долженствования в обыденной и профессиональной деятельности:

Долженствование в обыденной жизни и профессиональной деятельности по сути одно и то же явление. Однако они имеют некоторые отличия: во-первых, профессиональное долженствование- это долженствование перед большими группами людей, в том числе и перед обществом, а обыденное это долженствование перед собой и ближайшим окружением; во-вторых, профессиональное долженствование более жесткое, так в професси от человека может завесить жизнь и здоровье большего числа людей, чем в обыденной жизни

3.Перечислите функции долженствования в социальной работе:

Контроль за выполнением профессиональных функций, повышение мотивируемости соц работников.

4. Укажите роль ответственности и обязанностей в социальной работе:

Ответственность и обязанности в социальной работе выступают внешними прописанными в документах регуляторами поведения. Они помогают молодым специалистам влиться в профессию и выработать у него чувство долга.

5. Перечислите принципы деонтологии социальной работы:

Деонтология социальной работы основывается на принципах:

- личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

- рационального подхода к решению поставленных задач;

- соответствия полномочий и ответственности;

- правовой регламентации деятельности;

- инициативы и творческого подхода;

- организованности и дисциплины;

- контроля и проверки выполнения;

- критического подхода к оценке деятельности, своих возможностей и клиента;

- доверие и свободы действий;

- поощрения и наказания и другие.

6. Обоснуйте (по возможности подробно) место и роль деонтологии в этике социальной работы:

Деонтология занимает одну из ведущих ролей в этике социальной работе. Это связанно с тем, что долг и должное поведение играют огромную значимость во всех профессиях системы человек – человек, а особенно в социальной работе, так как специалистам нашей сфере приходиться каждый день сталкиваться с людьми в трудной жизненной ситуации, многие из которых сами в ней виноваты, но мы должны помогать всем, кто обратился, какие бы чувства мы бы к ним не испытывали.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Раскройте роль функций деонтологической регуляции в социальной работе:

Демонологическая регуляция в социальной работе играет ведущую роль, с этим, конечно, можно поспорить, сказав, что ведущую роль имеет нормативная регуляция, однако, ни одно правило не способно заставить человека помогать вопреки самому себе, а долг может. Большинство социальных работников тратят на выполнение своих профессиональных функций куда большее время, чем прописано в их должностных обязанностей, и это не связано с их проф не пригодности или не эффективности, это говорит о том, что чувства долга перед профессией и обществом толкает их к ущемлению своих интересов во имя клиентов.

2 Раскройте сущность долга в социальной работе.:

профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.

Творческое выполнение социальным работником своих профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование;

поддержание своих профессиональных чести и достоинства;

завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на действительных достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка – долг социального работника перед самим собой

3.Раскройте роль ответственности в социальной работе:

Ответственность в социальной работе – это ответственности перед клиентами, обществом, профессией и собой. Ответственность - это неизменный атрибут социальной работы. Человек без чувства ответственности не сможет работать по нашей специальности.

Завышенные требования к себе, другим людям и всему миру часто вызваны избыточным долженствованием. Это такое когнитивное искажение мышления, при котором человек формирует для себя и окружающих жёсткий свод правил поведения. Их нарушение вызывает у него сильный дискомфорт. Казалось бы, повышенная требовательность к себе – это положительное качество. Но, как и любое чрезмерное проявление чего-либо, долженствования в психологии работают против нас и приводят к конфликтам.

Завышенные требования к себе: что такое долженствования в психологии

Когнитивные искажения – это такие ошибки мышления, которые мы применяем неосознанно в определённых жизненных ситуациях. Многие из них формируются ещё в детстве, под влиянием нашего окружения и воспитания. Одним из самых распространённых когнитивных искажений является долженствование. Главной мыслью в данном случае является идея долга. Проявления этой идеи могут быть в трех областях:

  1. В отношении себя (я должен).
  2. В отношении других (мне обязаны).
  3. Требования к окружающему миру.

Выражается в убежденности, что вы и весь окружающий мир, включая родных и незнакомых людей, обязаны действовать согласно определенным правилам. И всё, что выходит за рамки – вызывает раздражение. Нарушая собственные правила, человек может испытывать острое чувство вины и разочарования в себе.

Как проявляются завышенные требования: я должен быть успешным, лучше всех, самым умным, красивым. Требования к миру и людям: друзья обязаны всегда помогать мне, в мире должна быть справедливость и т.д.

Долженствования в психологии 2

Как формируются долженствования в психологии

В основе долженствования лежит глубоко запрятанный страх быть отвергнутым, наказанным, и формируется он в детстве. Многие приучены были добиваться любви родителей – беспрекословно слушаться, хорошо учиться, быть удобным и правильным ребенком. Страх, что в родительской любви может быть отказано, заставлял предъявлять к себе самые высокие требования.

Неоправданные требования к людям провоцируют конфликты. Завышенные требования к себе вызывают внутреннее напряжение, загоняют человека в узкие рамки, которым он обязан следовать.

Долженствования в психологии – вопросы для работы

Задавайте себе вопросы:

  • как из того, что вы хотите, следует, что так и должно быть?
  • существует ли такой закон природы или общества, в соответствии с которым должно быть именно так?
  • существуют ли какие-либо факты, доказывающие истинность вашего убеждения?
  • существуют ли факты, опровергающие это убеждение?

Если люди действуют вопреки вашим ожиданиям или ценностям, это может раздражать. Но ваши личные ценности вполне закономерно могут не интересовать других. Важно допускать возможность ошибок, признавать уникальность каждого, в отношениях с окружающими заменять долженствования пожеланиями.

Работайте над своим мышлением, и оно станет более рациональным и адаптивным. Эти усилия обязательно окупятся, ведь только устойчивая нервная система поможет вам справляться со стрессами и трудностями, которые присутствуют в жизни каждого.

Читайте также: