Зачем нужна педагогика кратко и понятно самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Педагогика это дисциплина, которая Он отвечает за изучение и предложение вариантов вмешательства в одном из столпов, на которых основано любое общество: образование .

Как образовательные системы могут подвергаться критике или сомнению, так и модели обучения - это факторы, которые оказывают непосредственное влияние на усваиваемые нами ценности, модели мышления, которые мы предпочитаем применять, и то, как мы взаимодействуем. Вот почему выбор университетской карьеры связан с Во многих случаях педагогика является любимым вариантом для большого числа молодых людей. (и не очень молодой), которые планируют сделать профессиональную карьеру в этой области.

Что нужно знать перед изучением педагогики

Как это происходит практически во всех университетских профессиях и способах образования магистра и аспиранта, прежде чем принимать решение изучать педагогику, необходимо принять во внимание ряд факторов, чтобы иметь возможность принять решение о наличии максимально возможных знаний.

Вот некоторые из вопросов, которые необходимо учитывать.

1. Что такое педагогика?

Педагогика - наука, которая изучает образование уметь направлять его через определенные планы и стратегии на достижение определенных целей. Он имеет сильный философский компонент, так как он должен исследовать, каковы приоритеты образования и каким образом он должен приносить пользу обществу, но он также имеет научно-технический компонент, поскольку он исследуется с помощью каких методов и Теории могут быть лучше поняты и более эффективно вмешиваться в процесс образования.

2. Образование выходит за рамки классной комнаты

Давно считалось, что обучение и преподавание выходят далеко за рамки средств, специально предназначенных для преподавателей. Образование все чаще понимается как совместная сеть В которых участвуют учителя, руководство образовательных центров, родителей и семьи в целом учащихся и, во многих случаях, психологов и социальных работников.

3. Педагогика - междисциплинарная наука

В рамках педагогики многие общественные науки объединяются которые вместе создают основу для изучения, понимания и лучшего вмешательства в образование. Это означает, что у него есть несколько сообщающихся сосудов с другими дисциплинами, что позволяет направлять интересы в конкретные области других наук.


4. Педагогика и психопедагогика имеют различия

Хотя они имеют тесные отношения, Эти две дисциплины не одинаковы и содержат много различий , В то время как педагогика изучает феномен преподавания и воспитания в общих чертах и ​​в отношении многих других социальных наук, таких как социология или антропология, психопедагогика фокусируется на педагогической области, связанной с психологическими теориями, которые объясняют развитие умственные способности, которые используют психологические инструменты для измерения и вмешательства, чтобы улучшить внимание к студентам.

5. Это не должно быть легкой гонкой

В некоторых странах университетская карьера, связанная с образованием, создает впечатление легкости. Однако это зависит от политико-административных критериев, каждого региона и каждого университета, с одной стороны, и возможностей и интересов каждого человека, с другой. Наука или дисциплина не легки сами по себе, это зависит от сильных сторон каждого студента и фильтры, которые образовательные учреждения готовы использовать для того, чтобы требовать определенную степень компетенции и минимальную подготовку.

6. Педагогика отвечает не только за преподавание

Человек с образованием и опытом в области педагогики может быть учителем и инструктировать студентов, но это не обязательно должно быть так , Вы также можете сосредоточиться на другой стороне медали: изучать и понимать, как она производится. Отсюда вытекает следующий момент.

7. Педагог и учитель не являются синонимами

Педагоги могут работать далеко от классной комнаты и без привлечения учителей к ученикам. , работая в научных коллективах. У них есть относительная свобода выбора в этом аспекте, поскольку их объем работы шире, чем работа, которая в основном выполняется в классе.

8. Педагоги не учат детей и молодежь

Традиционно существует тенденция полагать, что образование - это то, что касается только молодых людей и их учителей, но это не так. Образование - это явление, которое встречается во всех возрастах. Это все больше и больше подтверждается необходимостью переработки и обучения взрослых для дальнейшего расширения их навыков и областей обучения.

В некотором смысле, эта профессия ценит тот факт, что за основной работой со студентами стоит большой объем исследовательской и интеллектуальной работы, которая также должна быть ценится как неотъемлемая и важная часть образовательного процесса .

Вот почему то, что делается в школах, академиях и университетах, начинается не с произвольных критериев или прихотей преподавателей, а с методологических принципов, которые стремятся установить полезные и эффективные методы обучения.

9. Педагоги не психологи

Хотя обе науки находятся в контакте и обмениваются знаниями, существуют четкие различия между , Педагогика фокусируется на образовании, в то время как психология изучает поведение и психические процессы в целом, будучи дисциплинирующим мостом между биологией и нейронауками, с одной стороны, и социальными науками, с другой.

В момент истины, обучение не перестает быть одним из видов поведения, которые могут изучать психологи, но педагоги специализируются на этом и не в других.

10. Педагогика не состоит в том, чтобы знать, как передавать информацию студенту

В настоящее время считается, что образование - это процесс, в котором учащиеся должны быть активными участниками своего собственного обучения и развития навыков. Эта идея классов как мест, где учителя читают, а ученики заучивают, считается устаревшей: сегодня мы стараемся, чтобы учащиеся участвовали в занятиях не меньше, чем учителя .

На что следует обратить особое внимание?

У педагогики есть ряд плюсов на сегодняшний момент:

1. Современные требования. В современном мире необразованному человеку очень трудно чего-то достигнуть. Образование позволяет достигнуть вершин, карьеры, успеха в жизни и в работе. Образование дает возможность человеку научится чему-то новому. Качественный специалист всегда востребован на любой работе.
2. Социализация. Педагогика — это не только наука о законах воспитания и обучения, а также и наука о социализации. Одним из важнейших пунктов сегодня является социализация. Так как многие дети, в раннем возрасте уже подверглись насмешкам от других детей, после чего замкнулись в себе, то именно педагогика позволяет обрести такому ребенку уверенность в себе, и силы давать отпор. Это очень важный фактор, который зачастую упускает ряд родителей.
3. Глупость. Наверно, каждый в жизни совершал такие поступки, о которых после жалел. Так, педагогика позволяет обучить ребенка правильным манерам воспитанию и хорошему поведению. Очень часто, для такого примера стоит взять любого парнишку из села и города, вроде с виду одинаковый рост похожий на обычного городского, да и возраст одинаковый, но поведение у мальчиков из города с которым занимался педагог, может быть другое.

Итог, сейчас без педагогики некуда, ведь она помогает в образовании детей и может укрепить их как в уже освоенных достижениях, так и помочь развить им новые таланты в себе.

* Настоящая статья и изображения подготовлены и предоставлены для размещения организацией. Независимое информационное агентство "Нижний Новгород" не несет ответственности за содержание статьи, финансовые, правовые и иные последствия ее опубликования.

Copyright © 1999—2020 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогика как наука (кратко)

Педагогика как наука (кратко)
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

План лекции
1. Предмет, объект, функции педагогики.
2. Основные категории педагогики.
3. Структура и задачи педагогической науки.
4. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

1.1. Предмет, объект и функции педагогики


1.2. Основные категории педагогики


Категориальный аппарат современной педагогики составляют такие емкие и общие понятия, отражающие ее сущность, как науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. К основным категориям педагогики отнесем: образование, обучение, воспитание, педагогическая система, педагогическое взаимодействие.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, компетенции, отношений.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом.
В узком социальном смысле воспи тание — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой
образовательной целью развития личности и
функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения о воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях.


1.3. Структура и задачи педагогической науки


Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.
Структура педагогической науки состоит из следующих наук:
1. Общая педагогика, исследующая основные
закономерности образования, которая состоит из четырех разделов (общие основы педагогики; теория обучения
(дидактика); теория воспитания; управление
образовательными системами.)
2. История педагогики, изучающая развитие
педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
3. Сравнительная педагогика, исследующая
закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику среднего профессионального образования, педагогику высшей школы, андрогогику (педагогику взрослых).
5. Специальная педагогика (дефектология), которая
исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав специальной педагогики входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих, тифлопедагогика - незрячих и слабовидящих, олигофренопедагогика - умственно отсталых, логопедия - с нарушениями речи. Коррекционную педагогическую деятельность с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, изучает коррекционная педагогика.
6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др).
7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности.
8. В зависимости от того, какая сторона человеческой деятельности взята за основу, выделяют различные виды отраслевой педагогики: военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, производственную, пенитенциарную (педагогику исправительно-трудовых учреждений).


1.4. Взаимосвязь педагогики с другими науками


Педагогика не является изолированной областью человеческого знания. Она связана со всеми науками, изучающими человека. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией.
Связь с философией - философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, служили методологическим основанием.
Связь с психологией является наиболее традиционной, изучающей закономерности развития психики человека. Обширный материал о многомерности и многоликости человека дает педагогике и антропология . Пользуясь им,
педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении.
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и та и другая наука озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев население, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества является составляющей единой мировой культуры, и педагогические проблемы приобретают общекультурную значимость. В этом проявляется органичность связи педагогики с культурологией.
Естественнонаучной базой педагогики являются
биологические науки. Одна из важнейших задач педагогики - проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологические исследования, изучающие индивидуальное развитие человека. Для разработки вопросов организации режимов труда и отдыха, гигиенической организации занятий большое значение имеют возрастная физиология и школьная гигиена.
Связь педагогики с медициной привела к появлению специальной педагогики, предметом изучения которой является обучение и воспитание людей с особыми образовательными потребностями. Особые образовательные потребности возникают у людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности и здоровья, связанные с различными заболеваниями и отклонениями в развитии.
Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов
(программированное, дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебновоспитательным процессом.


Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте объект и предмет педагогики.
2. Каковы функции педагогики?
3. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.
4. Выделите собственно педагогические понятия,
раскрывающие предмет педагогики и дайте их определение.
5. Какова структура современной педагогической науки?
6. С какими науками взаимосвязана педагогика? Что их объединяет с педагогикой?

Источник: Брыкин, Юрий Вадимович. Педагогика: краткий курс лекций : учебное пособие / Ю. В. Брыкин, Д. Ю. Фролочкина. — Казань : Бук, 2018. — 120 с.

Интересно, что педагогом в Древней Греции называли рабов, которые следили за детьми.

Яблоко, книга, очки

Как правило, эти люди ничего не умели делать физически, поэтому использовать их можно было только в качестве наблюдающего за ребенком (водить в школу, следить за выполнением заданий и т.д.)

Педагогика — это.

Педагогика, как наука вышла из недр философии примерно в 17 веке, благодаря мыслителям того времени Ф.Бекону и Я.Коменскому.

В настоящее время это научное направление, занимающееся воспитанием и обучением человека. Она имеет множество отраслей и сотрудничает с другими самостоятельными науками.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного формирования и развития личности через ее воспитание и обучение.

Объект этой науки – условия, способствующие развитию индивида в процессе деятельности.

Другими словами, педагогика изучает процесс образования человека.

Ученики

  1. как взгляд на определенную идею обучения;
  2. область научного исследования в сфере воспитания и развития; , связанная с образованием детей;
  3. учебный предмет в рамках профессионального образования;
  4. мастерство личности, разбирающейся в тонкостях обучающего процесса.

Функции науки

Педагогика выполняет 3 функции:

  1. Аналитическая:
    1. исследование, фиксация и изложение теории причин и следствий воспитательного процесса;
    2. анализирование и трактование деятельности педагога.
    1. построение цели и планов развития воспитательной системы;
    2. эффективное управление обучающим процессом.
    1. создание и совершенствование воспитательных и обучающих методов;
    2. внедрение их в практику;
    3. образовательный процесс посредством научно-методических приемов.

    Задачи педагогики

    Согласно профессору В.В.Кумарину педагогика – это наука, целью которой является решение таких задач:

      Воспитание индивида – выработка определенных черт характера, привычек мышления и поведения.

    С самого раннего детства родители объясняют детям, что такое хорошо и что такое плохо: рассказывают о честности, доброте, дружбе и т.д. Объясняют, как нужно и не нужно вести себя с другими.

    Здесь главное, чтобы ребенок не просто понимал, что такое, например, порядочность, а был носителем этого качества, то есть использовал его, что называется, в деле.

    Дети

    Методы обучения

    Современная классификация методов обучения в педагогике берет за основу источник получения знаний.

    Таким образом, на сегодняшний день мы имеем 8 методов обучения:

      Словесный – обучение посредством слов. Это самый популярный способ передачи знаний, так как занимает минимальное количество времени.

    Чтение книги

    Сюда входят односторонние формы метода – рассказ и лекции (учитель говорит, слушающие молчат) и активные – беседа и дискуссия (диалог между рассказчиком и слушающей аудиторией развивает интерес последней к изучаемой теме).

    Также к словесному методу относится самостоятельная работа с книгами, что развивает память, мышление и внимание обучаемого.

    1. практические и умственные упражнения;
    2. лабораторные и практические задания посредством какого-либо оборудования;
    3. дидактические игры – обучение в процессе моделирования исследуемого явления.
    1. иллюстрации (картинки, плакаты, таблицы, рисунки);
    2. демонстрации (фильмы, наглядные опыты, эксперименты).
    1. ученик учится самостоятельному исследованию и решению проблемы;
    2. овладевает навыками анализа (что это?) и компоновки информации (что это такое?);
    3. развиваются его творческие способности.

    Этот метод чаще всего используется в процессе образования детей детсадовского и младшего школьного возраста.

    Основные категории педагогики

    Основные категории педагогики представляют собой понятия, на которых базируется данная наука:

    1. Воспитание – процесс специально организованного взаимодействия учителя и ученика, который направлен на формирование системы знаний, ценностей, установок, способов поведения, умений и навыков у последнего. Воспитание может быть умственным, трудовым, физическим и т.д.
    2. Образование – это понятие может трактоваться двумя способами:
      1. обучающий и воспитывающий процесс (вы изучаете математику);
      2. результат обучающего и воспитывающего процесса (вы научились решать уравнения с одним неизвестным).

      Математика

      Основная функция обучения – передача ценного опыта из поколения в поколение. Обучение является ядром образования.

      Формирование – развитие индивида (кто это?) под влиянием различных факторов (внутренних и внешних), которые могут быть как специально организованными, так и стихийными, позитивными и негативными.

      Например, если ребенок, глядя на взрослых, научился курить, то это будет стихийный, негативный опыт формирования.

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (2)

      Как я понял, учителей много, а вот с педагогами беда. Даже в советской школе ничего такого, что перечислено в статье, учителя и близко не давали, всё было сухо, строго по учебнику, не пытались учителя заинтересовать своим предметом, объяснили материал и хватит. Сейчас может что и изменилось, тут ведь от образовательных стандартов многое зависит и от личных качеств преподавателя.

      Педагогика, как и любая другая наука должна постоянно развиваться и соответствовать веяниям времени. В современном мире информация постоянно устаревает и эта сфера не успевает реагировать. Среди всех возможных методов обучения часто применяется только словесный, что делает процесс малоэффективным, не связывает полученные знания с внешним миром. Это ведет к их обесцениванию в глазах учащихся.

      Читайте также: