Конфликт и примирение майерс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Взаимоотношения или организации, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

КОНФЛИКТ

Из-за чего разгораются конфликты? В ходе социально-психологических исследований выявлено несколько причин этого. Характерно (что облегчает нашу задачу), что причины эти одни и те же на всех уровнях социальных конфликтов, будь то конфликты межличностные, межгрупповые или международные.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ

Многие проблемы, которые в наибольшей степени угрожают будущему человечества: ядерные вооружения, парниковый эффект, загрязнение окружающей среды, перенаселенность, истощение природных ресурсов, возникают из-за тот. что пяяличные mvnnbi г.лелуют г.поим v.^KnarnwrTwuprK-i™ ттнтрпргпм нп

Коль скоро мы можем изучать альтруизм, то, наверное, можно и научить ему. Известны три способа обучения альтруизму.

Европейцам, спасавшим евреев во время Второй мировой войны, американцам, возглавившим борьбу за отмену рабства, и врачам-миссионерам присуща как минимум одна общая черта: чужих людей они включили в тот круг, на который распространялись их нравственные ценности и представления о справедливости. Для этих людей характерна моральная включенность , как в случае с женщиной, которая инсценировала беременность, чтобы иметь возможность назвать своим будущего ребенка беременной еврейки, которую она прятала (Fogelman, 1994): она включила ещё не рожденного младенца в круг своих собственных детей.

Выше уже говорилось о том, что, оказавшись в толпе бездействующих очевидцев, мы не спешим оказывать помощь. Дети родителей с ярко выраженной склонностью к карательным действиям, – а именно таковы правонарушители, преступники-рецидивисты и нацисты, повинные в массовом истреблении людей, – менее склонны к эмпатии и заботе об окружающих, чем типичные альтруисты.

Объяснение оказания помощи альтруистическими мотивами

Второй способ обучения альтруизму базируется на изучении эффекта сверхоправдания : когда оправданий для совершения того или иного поступка более чем достаточно, человек может приписать его внешним, а не внутренним мотивам (глава 4). А это значит, что, вознаграждая людей за то, что они сделали бы и без всякого вознаграждения, мы подрываем их внутреннюю мотивацию. Этот принцип можно сформулировать и в утвердительной форме: отказавшись, по возможности, от вознаграждений и угроз и предоставляя людям возможность находить внутренние мотивы для совершения добрых дел, можно добиться того, что они начнут совершать их по собственной инициативе и будут получать от этого удовольствие.

Знания об альтруизме

Проблема крупным планом. Поведение и установки тех, кто спасал евреев

Другие, как Рауль Валленберг, начали с выполнения чьей-то личной просьбы о помощи, а закончили тем, что систематически рисковали собственной жизнью. Став послом Швеции в Венгрии, Валленберг спас от отправки в Освенцим десятки тысяч евреев. Одним из тех, кого Валленберг снабдил фальшивыми документами, был шестилетний Эрвин Стауб, ныне – профессор психологии Университета штата Массачусетс, посвятивший всю жизнь поиску ответа на вопрос, который был подсказан ему его личным опытом: почему одни творят зло, другие молча взирают на злодеяния, а третьи помогают жертвам?

Возможно, вы и сами изменились, пока читали эту главу. Теперь, когда вы знаете, от чего зависят реакции людей, останутся ли неизменными ваши установки и поведение?

Результаты исследований подсказывают нам два способа превращения альтруизма в более распространенное явление. Во-первых, можно устранить те факторы, которые препятствуют оказанию помощи. Мы можем предпринять определенные шаги для того, чтобы либо сделать кризисные ситуации более определенными, либо для того, чтобы повысить чувство ответственности свидетелей этих ситуаций. Мы даже можем использовать такие приемы, как замечания или предъявление явно завышенных требований, которые неминуемо вызовут решительный отказ; и то и другое вызывает у человека чувство вины или желание восстановить свою пошатнувшуюся репутацию. Во-вторых, мы можем научить альтруизму. Результаты изучения роли примеров просоциальных поступков на телеэкране свидетельствуют об их огромных возможностях как средства научения позитивному поведению. Дети, которые видят примеры такого поведения, склонны к оказанию помощи.

Если мы хотим добиться от людей альтруистических поступков, не следует забывать и об эффекте сверхоправдания: принуждение к совершению добрых дел нередко приводит к подрыву внутренней мотивации. Предоставляя людям возможность самим найти внутреннее оправдание для совершения альтруистического поступка (не предлагая вознаграждения за согласие и не грозя наказанием за отказ), мы создаем условия для того, чтобы они приписали свое поведение собственным альтруистическим мотивам и впредь оказывали помощь более охотно. Приобретая знания об альтруизме, т. е. занимаясь тем, чем только что занимались вы сами, можно научиться воспринимать нужды других людей и реагировать на них.

Внедрение социальной психологии в жизнь

Те из нас, кто изучает, преподает социальную психологию или пишет о ней, делают это потому, что считают свой труд значимым. Мы изучаем и описываем явления, важные для жизни людей. А это значит, что изучение социальной психологии может развить наше мышление и подготовить нас к более сознательной жизни и к более осознанным и дружественным поступкам. Во всяком случае, мы имеем в виду именно это.

Поэтому понятно, какое удовлетворение мы получаем, когда наши нынешние или бывшие ученики подтверждают обоснованность наших ожиданий и рассказывают о том, как они используют социальную психологию в своей жизни. Незадолго перед тем, как я сел писать эти строки, меня навестила моя бывшая ученица, ныне живущая в Вашингтоне, округ Колумбия. Она рассказала, как недавно, идя в толпе прохожих, увидела лежавшего на тротуаре мужчину. Он был без сознания. «Я сразу же вспомнила наши занятия по социальной психологии и почему люди не помогают в подобных ситуациях. И подумала: “Если я сейчас пройду мимо, кто же поможет ему?”« Позвонив в службу спасения, она осталась ждать её приезда вместе с другими прохожими, которые теперь присоединились к ней.

Глава 13. Конфликт и примирение

Отсутствие конфликтов в отношениях между людьми или в организации может быть признаком безразличия, апатии. Конфликт означает активность, заинтересованность и неравнодушие. Правильно понятый и выявленный конфликт может стимулировать обновление и улучшение человеческих отношений. Рассмотрение и решение проблем редко обходится без конфликтов.

Что разжигает конфликты? Исследования социальных психологов выявили несколько причин. То, что эти причины одни и те же в конфликтах разных уровней – в международных, внутригрупповых и в межличностных, – одновременно и поражает, и облегчает задачу исследователей.

В некоторых обществах выгодно иметь много детей: считается, что дети – это помощники в домашних делах и залог родительского благополучия в старости. Но когда большинство семей – многодетны, обществу грозит вымирание из-за перенаселения. Общество страдает от того, от чего индивид выигрывает. А это значит, что мы оказываемся перед сложнейшей дилеммой: как совместить благополучие индивидов, в том числе и реализацию их права на удовлетворение собственных интересов, и благополучие всего общества в целом?

Эта дилемма почерпнута из истории о двух подозреваемых, которых окружной прокурор допрашивал по отдельности (Rapoport, 1960). Оба виновны в совершении одного и того же преступления, но у прокурора есть лишь доказательства их причастности к менее тяжкому преступлению. И он предлагает каждому наедине сознаться на выгодных условиях: если сознается только один, тому, кто сознается, прокурор гарантирует освобождение от наказания (и использует его признание для того, чтобы приговорить второго к максимальному сроку). Если сознаются оба, оба будут приговорены к средним срокам заключения. Если никто не сознается, оба получат минимальное наказание. В обобщенном виде все эти варианты представлены в виде матрицы на рис. 13.1. А вы сами признались бы, если бы перед вами стояла такая дилемма?

Рис. 13.1. Дилемма заключенного. Число в каждом квадрате над диагональю – тюремный срок, ожидающий заключенного А. Если сознаются оба, каждый получает по 5 лет. Если ни один из них не сознается, каждый получает по 1 году. Если сознается кто-то один, он освобождается в обмен на информацию, которая будет использована для того, чтобы приговорить второго к 10 годам тюрьмы. Представьте себе, что вы – один из заключенных и лишены возможности общаться со своим подельником. Вы бы признались?

Было проведено около 2000 лабораторных исследований: испытуемые, студенты университетов, сталкивались с разными версиями дилеммы заключенного (речь шла не о сроках тюремного заключения, а о фишках, деньгах или баллах, которые учитывались при оценке знаний по данному курсу) (Dawes, 1991). Как следует из рис. 13.2, какое бы решение ни принял один игрок, второму выгоднее думать только о себе (потому что именно такая стратегия позволяет ему извлекать пользу из готовности к сотрудничеству второго игрока и защищает себя от эксплуатации им). Однако – и именно тут-то и зарыта собака, – не сотрудничая друг с другом, оба обрекают себя на гораздо более скверный финал, чем тот, к которому они могли бы прийти, если бы доверяли друг другу и могли рассчитывать на общую выгоду. Эта дилемма нередко загоняет обоих в ситуацию, в которой они едва не сходят с ума от досады: понимая, что оба могли бы выгадать от сотрудничества, они сами поставили себя в такие условия, когда сотрудничество оказалось невозможным, так как они не способны общаться и не доверяют друг другу.

Рис. 13.2. Лабораторная версия дилеммы заключенного. Числами обозначено некое вознаграждение, например деньги. Числа в квадратах над диагональю – выигрыш игрока А

На разных языках от лидеров разных стран мы неоднократно слышали примерно следующее: «Мы хотим жить в мире со всеми народами. Но мы отдаем себе отчет в том, что есть страны, которые обладают новым оружием и от которых исходит угроза, в том числе и в наш адрес.

Отсутствие конфликтов в отношениях между людьми или в организации может быть признаком безразличия, апатии. Конфликт означает активность, заинтересованность и неравнодушие. Правильно понятый и выявленный конфликт может стимулировать обновление и улучшение человеческих отношений. Рассмотрение и решение проблем редко обходится без конфликтов.

Взаимоотношения или организации, в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы.

КОНФЛИКТ

Из-за чего разгораются конфликты? В ходе социально-психологических исследований выявлено несколько причин этого. Характерно (что облегчает нашу задачу), что причины эти одни и те же на всех уровнях социальных конфликтов, будь то конфликты межличностные, межгрупповые или международные.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ

Многие проблемы, которые в наибольшей степени угрожают будущему человечества: ядерные вооружения, парниковый эффект, загрязнение окружающей среды, перенаселенность, истощение природных ресурсов, возникают из-за тот. что пяяличные mvnnbi г.лелуют г.поим v.^KnarnwrTwuprK-i™ ттнтрпргпм нп

Качественное описание случаев ШСП

Педагоги-психологи отделения медиации

Конфликты в школьной среде были, есть и будут. Печально, когда современные школьники не видят перед собой грамотных образцов решения конфликтных ситуаций, их которых они могут извлечь положительный опыт. К счастью, в городе Архангельске и Архангельской области еще с 2010 года появилась возможность не просто решать конфликты до полного восстановления отношений между людьми, но и обучать этим способам и детей, и родителей, и педагогов. Мы говорим о создании Школьных служб примирения (далее - ШСП).

Данный подход к решению конфликтов называется восстановительным, так как восстанавливает отношения между конфликтующими в докризисное состояние. И не формально, а с учетом потребностей, возможностей и желания каждой из сторон конфликта. Этот способ реагирования на конфликты предполагает соблюдение интересов всех участников конфликта (детей, взрослых, социального окружения и государства). Метод восстановительных технологий соответствует этическому принципу, согласно которому человек сам отвечает за свои действия, но при этом уважает взгляды других людей относительно решения имеющихся проблем путем согласования совместных действий и с учетом традиционных ценностей, которых придерживаются при применении восстановительного подхода.

К компетенции школьных служб примирения относятся школьные конфликты, а также конфликты с вовлечением большого числа несовершеннолетних. Работа ШСП базируется на принципе передачи ответственности за решение конфликта самим участникам конфликта - конфликт между детьми будет решаться не классным руководителем или директором, а самими детьми (восстановительная медиация). Проблему в семье, из-за которой ребенок испытывает трудности, будет решать не совет профилактики, а сама семья (восстановительная семейная конференция). Конфликт в классе будут разбирать не психолог или социальный педагог, а сами ученики этого класса ( круг сообщества).

Форма ШСП-3. Анализ проведенной программы :

  1. Город, образовательное учреждение, ФИО медиаторов
  2. Краткое описание ситуации (ФИО участников можно изменить).
  3. Административные и юридические последствия конфликта в зависимости от результата восстановительной программы (рассмотрение на педсовете, рассмотрение в КДН, судебное дело, прекращение дела за примирением сторон, отказ пострадавшего от подачи заявления и т.д.)
  4. Дальнейшие действия службы примирения в случае отказа о медиации одной или обеих сторон.
  5. В чем состоял договор (если был), был ли выполнен, как обеспечивалось его выполнение?
  6. Реализация принципов восстановительного подхода.

восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

( пояснения авторов статьи)

Восстановление способности людей понимать друг друга

Созданы условия для того, чтобы каждый мог высказаться и быть услышанным другими

В чем вклад уважаемых участниками людей и близкого окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

Одобрение, моральная поддержка значимых лиц, родителей, законного представителя

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

Согласие на обсуждение ситуации, то есть на предварительную и примирительную встречи. Понимание и осознание чувств жертвы. Принесение ей извинений. Заглаживание вреда. Правонарушитель отметил, что он понял, насколько больно было потерпевшей от его поступка, принес свои извинения.

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)

Понимание ситуации глазами обидчика. Принятие от него извинений. Повышение уверенности в себе. Нет страхов.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Стороны согласились на встречу, пришли добровольно, желали разобраться и наладить отношения. Они самостоятельно искали решения по исправлению ситуации, которые устраивали каждого из них

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

Правонарушитель отметил, что он понял, насколько больно было потерпевшей от его поступка, принес свои извинения. Он обещает останавливать и других людей, если они продолжат совершать противоправные действия. Потерпевшая приняла извинения, отметила, что она постарается быть сдержанной и не держать зла на правонарушителя, Стороны осознали ситуацию, ещё раз прожили её и сделали выводы для дальнейшего более конструктивного общения и взаимодействия

7. Что показала обратная связь от участников ситуации?

8. Особенности случая (интересные находки в работе медиатора, особенности и т.д.).

9 . Выводы по кейсу, сделанные медиатором

Пример описания случая:

  1. Город, образовательное учреждение, ФИО медиаторов: …
  2. Краткое описание ситуации (ФИО участников можно изменить): восьмиклассник Р. на фоне личных неприязненных отношений во дворе школы ударил шестиклассника А. и причинил ему сильную физическую боль
  3. Административные и юридические последствия конфликта в зависимости от результата восстановительной программы (рассмотрение на педсовете, рассмотрение в КДН, судебное дело, прекращение дела за примирением сторон, отказ пострадавшего от подачи заявления и т.д.): родители А. обратились в ШСП
  4. Дальнейшие действия службы примирения в случае отказа о медиации одной или обеих сторон: не было
  5. В чем состоял договор (если был), был ли выполнен, как обеспечивалось его выполнение?
  6. Реализация принципов восстановительного подхода

восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

( пояснения авторов статьи)

Восстановление способности людей понимать друг друга

На встрече стороны выслушали друг друга, поняли, чем для каждого было событие преступления. Участники встречи объективно оценили совершенное преступление, обстоятельства, которые ему предшествовали. Подростки поговорили и решили восстановить приятельские отношения.

В чем вклад уважаемых участниками людей и близкого окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

Мама Р. была оскорблена тем, что о ней плохо говорил приятель ее сына. Была обижена, что ее ребенок стал преступником из-за того, что вступился за свою мать. Когда услышала всю историю, испытала облегчение от того, что не разочаровалась в человеке. Искренне просила прощения у мамы А. за побои и недопонимание. Извинения были приняты.

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

Р. был введен в заблуждение его приятелями, которые сообщили, что А. неоднократно плохо высказывался о его маме. Р. не прояснил ситуацию и при встрече ударил А. до крови в лицо. Сейчас Р. переживает и сожалеет о содеянном. В ходе примирительной встречи Р. принес извинения потерпевшему и его маме, извинения были приняты.

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)

А. пострадал физически (травма лица) и морально (его ударили на глазах его друзей), но был готов на примирение. На встрече говорил о том, что считал, что находился в приятельских отношениях с Р., никогда не говорил плохих слов о его маме и очень удивился и растерялся, когда Р. набросился на него с кулаками. Когда А. услышал от Р. всю историю целиком, испытал облегчение. После принесения со стороны Р. извинений – предложил вернуться к приятельским отношениям.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Стороны согласились на встречу, пришли добровольно, желали разобраться и наладить отношения. Они самостоятельно искали решения по исправлению ситуации, которые устраивали каждого из них

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

Участники встречи высказали по этому поводу следующее:

Р. больше не распускает руки.

Р. всегда проясняет ситуацию словами.

А. сообщает ребятам в школе, что конфликт исчерпан.

Одноклассники мальчиков разделились на 2 группы, и каждая поддерживала свою точку зрения. В школе назревал конфликт. После медиации конфликта удалось избежать. Были проведены Круги сообщества в классах у мальчиков

7. Что показала обратная связь от участников ситуации: мальчики и их мамы удовлетворены мирным решением проблемы и быстрым прояснением ситуации.

8. Особенности случая (интересные находки в работе медиатора, особенности и т.д.): мамы Р. и А. прояснили для себя ситуацию, Р. услышал, что А. не говорил плохо об его маме. А. услышал, почему его приятель Р. накинулся на него с кулаками. Все участники программы испытали облегчение. Отношения были восстановлены.

Таким образом, качественное описание случаев помогает ведущему программ глубоко анализировать свою деятельность в восстановительном подходе, который применяет ШСП в образовательных учреждениях.

Читайте также: