Зачем левша подковал блоху кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос, на самом деле, очень интересный!
Парадокс заключается в том, что на Руси (да и не только) слово "левша" было нарицательным. Так называли плохого мастера, неумеху. Потому что весь инструмент был "заточен" под праворуких и леворукому мастеру сделать тонкую работу было практически нереально.
И тут вдруг Левша подковал блоху, сделал сверхтонкую ювилирную работу.
"Если уж у них какой-то Левша такое сумел, то правши (основная масса мастеров) и круче того смогут" , -подумают иностранцы.
И вот благодаря Лескову слово "левша" помняло своё значение и теперь означает уникальное мастерство.. .

лесков

Таково краткое содержание. Левша стало именем нарицательным. О подобных талантах, о том, как они редки и как ценны, автор повести написал последнюю главу.

деревня

Русская деревня: Tkd-pskov

Многие литературоведы относят повесть к критическому реализму. Но автором были использованы также сказочные мотивы. Они не всегда очевидны и не являются определяющими, однако по-своему важны. В целом в произведение сочетаются сказка и реальность, комическое и трагическое, поэтому однозначного стилевого определения оно не имеет.

Автор уделил внимание реальным проблемам русских людей, раскрыл национальный характер. Так, на страницах повести прочтете о жизненных трудностях работников с высокой квалификацией.

кузнец

Кузнечное дело: Freepick

Лесков подробно остановился на особенностях самодержавного строя. Ярко описан мир аристократии с царем во главе. Им противопоставляется Запад, достигший более высокого развития.

Левша — образ человека, наделенного недюжинным талантом и трудолюбием. Этому национальному герою и праведнику, который не отказывается от Родины, многие удивляются. Он предан Отечеству, религиозен и чист. По этим причинам мастер и не принимает заманчивых предложений англичан.

На другом полюсе повествования — государь, который равнодушен к подданным и мало интересуется их судьбой.

О некоторых главных выводах, изложенных в этой небольшой книжке, мы поговорили с ее автором.

Карикатура на оружейника

– Михаил, откуда возник такой интерес к теме Левши?

– Удалось ответить?



11 июня 1981 г. в Орле открыли мемориальный комплекс из 5 бронзовых фигур, посвященный Лескову.

– Получается, образ мастера сформировался сам по себе, безотносительно к той идее, что была заложена в произведение?

– Почему же сразу неуч? Подковы блохе прибивать – очень тонкая работа.

Также он не мог утверждать, что в России ружья кирпичом чистят, – с самого начала оружейного производства к каждому ружью и пистолету для чистки ствола прилагался шомпол с трещоткой и пыжовником.

– Нельзя же литературное произведение считать историческим документом.

– Вряд ли и Лесков претендовал на серьезный исторический анализ оружейного дела в Туле. Его Левша – это метафора, если хотите, миф. А мифы порой бывают более живыми и реальными, чем факты из учебника истории. Ведь даже самый продвинутый знаток литературы не сразу сообразит, к какому историческому периоду относится действие всех произведений о Левше. И что именно должно прославляться, когда сей персонаж сломал уникальное английское изобретение, неизвестно зачем его подковав.



Таким увидели тульского мастера в 1970-е годы члены содружества Кукрыниксы.

Левша или левша?

– Да еще и левша со строчной буквы.

– То есть прозвище стало именем только в начале XX века?

– Это могло быть имя – даже не Левша, а Лёвша?

– Возникающий соблазн разместить ударение на последнем слоге относится к тем же рефлексам, что ударения типа диспАнсер, стОляр и др. Ответ прост, но следует начать от противного, исходя из самого текста. Лесков употребляет только прозвище безымянного героя. Это самый существенный момент, от которого отталкивается вся дальнейшая эволюция образа и его имени.

– А почему именно прозвище? Он действительно мог быть мастером, который работает левой рукой лучше, чем правой.

– Термины левый – правый, характерные для времен сегодняшних, на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков еще не вошли в язык настолько плотно, чтобы Лесков имел основание использовать именно такое прозвище. Всё, конечно, относительно, но нельзя забывать, что мастеровые наряду с крестьянами и священством в обиходной речи пользовались архаизмами десница (правая) и шуйца, шуя (левая). Имена прилагательные левый и правый внедрялись почти насильственно.

– В Туле при всём при этом не сомневаются, что у Левши был реальный прообраз – мастеровой Алексей Михайлович Сурнин.

– Миф именно навязан?

– С совершенно неясной целью Зыбин принялся за поиски возможных прототипов обновленного им Левши. Учитывая явную творческую безапелляционность Зыбина, легко предположить, как скоро он нашел прообраз. В 1785 году тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев по инициативе графа Григория Потемкина были снаряжены в Англию для повышения оружейной квалификации.

– Кто-то еще эту Вашу точку зрения разделяет?

– В 2000 году даже нашли реальную могилу Алексея Сурнина.



Уже в наше время на могиле Сурнина поставили памятник
как неутомимому тружеННику.


– А миф стал историческим фактом?

Никогда не живший на свете левша был переименован в Левшу и наряду с невыдуманными людьми стал фантазийным тульским брендом, которому наставили памятников, хотя кроме истории с блохой ни один другой подвиг этого странного человека неизвестен.

Зато после выноса памятника Левше с территории машзавода он прекрасно устроился напротив памятника настоящему императору.

В произведении рассказывается, как русские мастера доказали свое искусство, подковав сделанную англичанами стальную блоху, и как бесславно умер один из этих мастеров.

Содержание

Англичане это знали, и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения.


Иллюстрация Кукрыниксов

Кратчайшее изложение

Император Александр I привозит из Англии в Россию миниатюрную стальную блоху, умеющую танцевать. Его наследник, Николай I, передает диковинку тульским оружейникам, чтобы те придумали, чем ответить англичанам.

Мастер Левша привозит блоху в Петербург и показывает, как искусные туляки посрамили иностранцев ювелирной работой: изготовили для блохи крошечные подковы и подковали ее.
Восхищенный царь отправляет Левшу вместе с чудесной блохой в Англию. Там мастер осматривает местные заводы, а потом возвращается на родину. По дороге домой он пьет с помощником шкипера и по прибытии в Петербург попадает в больницу.

Полный текст и аудиокнига. Слушать

Глава 1

После победы над Наполеоном русский царь Александр I гостит в Англии: восхищается всем иностранным и жалеет, что в России нет таких прекрасных мастеров.

— Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, говорит, такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Глава 2

Глава 3


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 4


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 5


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 6

Глава 7

Мастера, помолившись Николаю Чудотворцу, запираются в доме и приступают к работе. Местные пытаются подсмотреть, что происходит в избе, но не могут.

Глава 8

Глава 9

С запертой избы, где сидят мастера, снимают крышу; мастера как раз заколотили последний гвоздик.

Глава 10


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 11

В столице атаман сообщает государю, что тульские мастера ничего сделать не смогли. Царь не верит, что русские умельцы сплоховали.

Глава 12

Блоху пытаются завести ключиком, но она уже не пляшет. Разозленный Платов бьет Левшу, уверенный, что тот испортил ценную вещь.

Глава 13


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 14

Блоху вместе с Левшой посылают в Англию, доказать иностранцам русское мастерство.


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 15

В Лондоне русского мастера тепло принимают, угощают выпивкой, убеждают остаться и обещают найти ему жену:
— Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет.
Но на это левша не согласился:
— У меня, — говорит, — дома родители есть.
Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут.
— А потом, — говорят: — мы его на своем корабле привезем и живого в Петербург доставим.
На это он согласился.


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 16


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 17

Глава 18


Иллюстрация Кукрыниксов

Глава 19

— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер.


Иллюстрация Кукрыниксов

Доктор пытается донести слова до императора, но военный министр граф Чернышев прогоняет Мартын-Сольского.
Государю так и не сказали, и чистка всё продолжалась до самой Крымской кампании. В тогдашнее время, как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены…
А доведи они левшины слова в своё время до государя — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был.

Глава 20

Народная легенда или выдумка Лескова?

Сам Николай Лесков говорил об этом же еще в письме от 1882 года:

При этом считается, что у Левши могли быть реальные прототипы. Например, тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев, в 1785 году посланные в Англию для обучения промышленному делу. Сурнин после нескольких лет работы за границей вернулся в Россию и много сделал для развития отечественных заводов, сообщает Историко-патриотический сайт города Тула.

Читайте также: