Уроки романа достоевского преступление и наказание кратко

Обновлено: 07.07.2024

Проблематика этого произведения заставляет о многом задуматься. Удивительной глубиной раскрытия конфликтов и человеческих характеров поражает этот роман. В нем Ф. М. Достоевский описал возвышенные идеи и стремления. Все это и по сей день волнует множество читателей.

Основные вопросы, которые поднимаются в произведении

Преображение души

Путь Родиона Раскольникова

Сюжет и проблематика

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

Роль снов в произведении

Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем.

Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное. И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли.

Нищая Россия

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Жестокость в реальной жизни

Раскольников наблюдает гибель семьи, дошедшее до крайней степени унижение Сони, которая вынуждена торговать телом для того, чтобы прокормить брата и сестер. После этого смутные представления Родиона о том, что процентщицу необходимо убить, превращаются в развернутую теорию об избранных и безропотно подчиняющихся.

Нравственные проблемы в романе Преступление и наказание

В свой римлянин “Преступление и наказание” Жестокий талант инвестировал гуманистическую идею. Тут-то творенье чрезвычайно беспокойно проглядывают совершенные высоконравственные проблемы, тревожившие писателя. Жестокий талант зацепил величественные общественные вопросы такого времени. Как бы то ни было невозможно утверждать, что и в нашем нынешнем сообществе нет таких же остро важных общественных проблем. Творца приводить в смятение безнравственность, царящая в течение абсолютно всех покровах общества, воздействие дензнаков на формирование неравенства промежду людьми. А это приводит далее к выраженному праву власти одного по-над другим. По этой причине с целью Достоевского представляется погибельным общество, в каком средства препровождают длиннейшую ценность. Сообщество проиграл не самую последнюю роль и в судьбине Родиона Раскольникова. Осмелиться для смертоубийство может быть не и тот и другой а лишь тот, кто именно несомненно, даю голову на отрез в потребности и непогрешимости предоставленного злодеяния. А Раскольников положительно был даю голову на отрез в этом. Тенденцию о том, что он может быть посодействовать тем же, в свой черед он лично — “униженным и оскорбленным” , — далеко не исключительно вдохновлял его и сообщал ему силы, но также ратифицировал его как личность, доставлял разгадать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, другими словами необыкновенные, правомочны над другими, другими словами обыкновенными, людьми, не судьба водился объективизироваться в реальность, причинность это противоречит логике жизни. Собственно в области данной первопричине мучается и изводится Песнь владыке Раскольников. Он осознал, что его концепция провалилась, что он ничтожество, благодаря тому что и давать имя себя подлецом. Достоевского приводить в смятение больше правонарушение насупротив высоконравственных законов, ежели юридических. Хладнокровие Раскольникова к лицам, вражда, неимение симпатии и самоубийство дядьку охарактеризовано беллетристом в качестве кого “убийство” себя самого, ликвидирование своих высоконравственных принципов, а грех смертоубийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, произведенные Раскольниковым, дали почву совершенной опустошенности его души. Жестокий талант понимает, что “спасти” Раскольникова горазд исключительно человек, некоторый имеет навык бедствовать и чья нравственность больше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таковым проводником — избавителем дави человечной — представляется Сонечка Мармела-дова. Она единственная сумел наполнить пустоту, в какой жил Раскольников спустя убийства. В романе она предстает накануне нами чистой, невиноватой девушкой: “Это быть в наличии беспритязательно и даже если недостаточно облаченная девушка, бесконечно еще раз молоденькая, приблизительно подобная на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как (как) будто некоторое количество напуганным с лица . Соня далеко не различался специализированной красотой. И для Достоевского такое не имеет практически никакого значения. А взгляды Сони, безропотные и милые, рассказывали видимо-невидимо распрекрасного о ее душе: “. . . лазоревые взгляды ее были таковые ясные, (а) также рано или поздно возрождались они, представление ее личики останавливался таковое добросердечное и простодушное, что невольно приковывал к ней” . Безропотная, незащищенная Сонечка Мармела-дова взгромоздил на свои плечища очень трудную работу. Недостаток и бедность принудили Соню уродиться на позорное унижение. Видя, как страдает Екатерина Ивановна, Соня далеко не имела возможность остаться равнодушной. Все имеющиеся средства Сонечка без жадности отзывал основателю и своей мачехе — Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей высококачественный матери, души не чаять ее, ни в чем же не перечила. В Соне Жестокий талант олицетворил лучшие из лучших наружности человечного характера: искренность, целомудренность чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня — “существо приниженное” , и оттого ее невыносимо жаль. Некоторые люди больше властные, чем она, дозволили себе издеваться, забавляться и бесславить ее, испытывая от мала до велика безукоризненность и святую чистоту. “Приниженной” Сонечка сковаться льдом в следствии общества, в каком живет, в следствии людей, что постоянно ее обижали, без зазрения совести и совести обвиняли. Промежду абсолютно всех героев романа не найдется больше чистосердечнее и доброй души, чем Соня. Исключительно пренебрежение не возбраняется чувствовать к этим, как Лужин, отважившимся беспричинно поставить в укор ни в чем не виновное существо. Но более в (итоге в Соне похвально ее желание во всех отношениях помочь, ее готовность отстрадать после других. Совершеннее абсолютно всех она понимает Раскольникова, рано или поздно испытывает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, состоятельная приверженностью и пониманием, несомненно помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников в скором времени “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот возникает Соня. Эта сильная (по своей вере) любовница очутился способною помочь, оказать поддержку больше, чем кто бы то ни был. Рано или поздно Раскольников пусть будет так сознаваться в совершенном преступлении, Сонечка надевает свой недозревший платочек — трон страдания. Она готова отстрадать даже если за преступление Раскольникова. Таковым мужиком не возбраняется исключительно таять от восторга При первом знакомстве с Соней в личике ее мы видим такое количество запуганности, что кажется непереносимым отрекомендовать эту девушку другой. А это в действительности возможным. Жестокий талант увлечение уделял далеко не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сведущей душе. Эта девушка выручил своей любовью, своей добросердечностью и преданностью от “уничтожения” нашего героя.

Раскольников решается осуществить задуманное

Пагубные последствия злодеяния

Автор хотел показать, что бесчеловечность и жестокость в единичном случае, независимо от того, чем она была обусловлена, рождает новую бесчеловечность. Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения. Весь мир меняется, главные устои рушатся. Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

СПАДИЛО.РУ

Предпосылки создания

Главный герой — Родион Раскольников

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Пробуждение совести героя

Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения. И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона. Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека.

Проблемы общества в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Русская литература XIX века отличается своим величием и могуществом. Она является самой гуманной и в то же время самой важной на целом свете. О чем говорят такие великие имена как Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов, Лермонтов и, конечно же, Достоевский.

В романе раскрываются проблемы той России, нищей и грязной, которая побуждала людей совершать нечеловеческие поступки и терять смысл жизни. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

В чем же идея проблемы жизненных приоритетов? Необходимо выбрать для себя — что важнее? Что ставить на первое место. Герой на протяжении всего рассказа претерпевает ряд изменений, постепенно меняется, и вместе с ним меняются и его приоритеты. Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктует поступать так или иначе. Таким образом, Раскольников постепенно приходит к выводу, что деньги – не главное в этой жизни, что он не имел никакого права убивать человека. И только к концу романа он полностью раскаивается в содеянном происшествии.

Нищета — так же вечная проблема русского общества. Из-за нищеты люди идут на самые непредсказуемые поступки, о которых жалеют и за которые расплачиваются всю жизнь.

Люди, в романе, не могут заработать деньги на своё существование. И сознание этого провоцирует людей к тому, что постепенно, они опускаются ниже и ниже, занимаются проституцией, воровством. Примером этому служит Мармеладов, проводивший всё своё свободное время в распивочных, не заботясь о своей жене и детях, находящихся в бедственном материальном положении. Соня Мармеладова так же деградировалась, доставая деньги быстрым путём – проституцией.

Неужели кроме денег ничего святого больше нет? А как же чувства? Достоевский не мог оставить в стороне самое ценное достояние человечества. Всё же среди жестокости этого мира не умерли чувства сострадания и любви. Соня искренне любит Родиона Раскольникова, доверяет ему и пытается ему помочь, несмотря на признания в убийствах старухи-процентщицы и Лизаветы. Уже с первых минут в ней проснулось чувство сострадания к Раскольникову: “…-Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”.

На протяжении всего романа Соня не покидала Раскольникова, в конечном итоге последовав за ним на каторгу, в то время, когда в богатых слоях общества царствует бездушие и жестокость, способность пройти мимо чужого горя. Тот же Лужин, желающий жениться на сестре Раскольникова – Дунечке только потому, что она удовлетворяла всем его требованиям: была красива и умна, и к тому же не имела денег. Лужин хотел, что бы Дунечка и её мать полностью зависели от него материально: “…Ошибка была ещё, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал, — думал он, грустно возвращаясь в каморку Лебезятникова, — и с чего, чёрт возьми, я так ожидовел? Тут даже и расчёта никакого не было! Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!”

Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её: “…На улицах жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. “Вся обстановка на улицах города, хаос, царивший в нём, люди, населяющие этот город, — всё это может подтолкнуть человека к суицидному настроению: “…Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный калорит картины.”

Санкт-Петербург известен всем, как пышный и величественный город, с красивой архитектурой, дворцами и парками. Но на страницах романа нам представлен тот Петербург, который не может не вызвать жалости и отвращения одновременно. Жалости к тем людям, которые населяют большую часть города, жалости к их бесперспективности и безысходности. И отвращение к тем, кто полностью деградировался, растрачивая свои последние гроши в зловонных распивочных.

Достоевский как нельзя лучше передал проблемы народа и общества. И из всего этого вытекает извечный вопрос Руси: “Что делать?”

Основная идея произведения

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Выполнил: Ерахтин Андрей Валерьевич,

Обучающийся 10 класса

Руководитель: Загнетина Ольга Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы

Одной из главных проблем, которая продолжает волновать человечество на протяжении всей истории его существования является поиск нравственных ориентиров. Каждое общество и каждый отдельно взятый человек пытается понять, по каким принципам нужно жить. Кто-то ориентируется на философские учения, кто-то сверяет свою жизнь с ценностями той или иной религии. Помимо этого каждый человек обладает уникальным даром – совестью, которая позволяет человеку не только критически относиться к своим поступкам и мыслям, но и стремиться к идеалу. Человек часто пытается заглушить её, но она неизбежно напоминает о себе, заставляя человека мучиться от несоответствия своих поступков нормам морали.

В этом же романе наглядно показано, как Наташу Ростову мучает совесть из-за того, что она едва не впала в грех прелюбодеяния. Не случайно, Толстой подробно описывает посещение Наташей церкви, где она молится о прощении. Она осознает, что нарушила нормы морали, которые были приняты в обществе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что русская литература всегда учила своего читателя быть, прежде всего, нравственным человеком. В ней заложены нормы морали, которые тот или иной писатель пытается передать другим людям, показывая конкретные примеры.

Чему учит роман

Смысл книги

За любым преступлением следует неминуемое наказание. Если не уголовного, то морального толка. Именно эту тему и обыгрывает Достоевский в своём романе.

Чему же может научить этот великий роман? Многие исследователи считают, что Достоевский – тонкий и умелый психолог, способный распознать и показать самые тяжёлые думы в головах людей и в их душах. Главный герой романа – Родион Раскольников – бедный студент, живущий в гнетущей комнатушке в нищете, из которой не может вырваться, совершает убийство, сперва оправдывая его тем, что хотел получить деньги, затем тем, что так было бы лучше для людей, ведь старуха жадная и алчная, а потом раскрывая свои истинные намерения. Он хотел проверить свою теорию: тварь он дрожащая или право имеет, а, если быть точным, сможет ли он не испытывать угрызения совести после убийства человека.

Раскольников очень тщательно подходит к будущему действу: продумывает каждый свой шаг, долго планирует свои действия, вплоть до счета шагов от своей комнатушки к дому старухи процентщицы. Его маниакальное желание убить её доходит до абсурда. Он настолько одержим своей теорией, что не хочет останавливаться ни перед чем, и он совершает убийство, но не одного человека, а трёх.

Каждый из героев романа опущен на социальное дно: пьянство, проституция, нищета – всё это окружает героев и живёт внутри них.

Роман учит тому, что нельзя переступить через нравственные нормы. Нельзя безнаказанно убить человека и жить с этим дальше, жить так, будто бы ничего не произошло. Главный герой медленно погружается в пучину отчаяния, измученный тем, что совершил. Его мучения – вовсе не признак раскаяния. Родин воспринимает это как собственную слабость, как доказательство того, что теория не работает: он испытывает тяготы и муки совести от того, что совершил, и со временем перестаёт нормально спать и есть. Он будто бы существует, совершенное деяние давит на него и медленно сводит с ума.

Роман учит тому, что нельзя безнаказанно совершить преступление. За любым противоправным деянием следует неминуемое наказание, и оно настигает и главного героя. Даже если бы он не сдался самостоятельно, у Порфирия были подозрения на его счёт, он был убеждён, что Раскольников – убийца, и, рано или поздно, призвал бы его к ответственности.

Роман учит тому, что нельзя позволять помыкать собой. Соня, одна из героинь романа, всю жизнь работала ради того, чтобы прокормить свою семью, по жёлтому билету, а её отец забирал вырученные деньги и спускал их на выпивку, а она всё прощала и продолжала работать дальше, разрушая не столько своё тело, сколько душу.

В самой идеологии Раскольникова прослеживаются идеи немецкого философа Фридриха Ницше, который в своих трактатах уверял, что Бог мёртв, а человек может стать сверхчеловеком — новым, более совершенным и сильным. Он будет возвышаться над более слабыми, и будет иметь право делать что угодно и не испытывать за это угрызений совести. Именно в такой трактовке идеи философа и представлялись Раскольникову, и именно так Достоевский хотел показать, что это – неправильный путь, что эта идея – несостоятельна и неизбежно ведёт к социальному хаосу. Поэтому Раскольников начинает страдать манией величия и сравнивает себя с Наполеоном в первое время после убийства. Он считает, что смог преступить пределы, смог стать тем, кто может вершить что угодно и не страдать из-за этого. Но наказание всё равно настигает его, доказывая, что он всё ещё имеет человечность и не может не испытывать муки совести.

Роман учит тому, что человек всегда должен быть в первую очередь Человеком. Человечным, нравственным, законопослушным. Какие бы ужасные вещи не происходили в его жизни, убийство никогда не решит проблемы – лишь усугубит их, и самоубийство тоже не лучший выход из ситуации.

Роман учит правильно выбирать жизненные ориентиры, не поддаваться соблазнам, не ставить себя выше общественных, моральных и нравственных норм.

Краткое сочинение по роману Ф. М. Достоевского

Рассказывая историю Родиона Раскольникова, Ф. М. Достоевский хотел пробудить в нас уснувшие нравственные качества, без которых человек становится жалким и несчастным, но не сильным. Ф. М. Достоевский преподает нам уроки нравственности, давно забытые истины.

Главный нравственный урок романа — нельзя ставить себя выше других. Родион Раскольников, главный герой произведения, совершил преступление: он убил старуху-процентщицу и ее сестру, случайно ставшую свидетелем убийства. На этот отчаянный шаг Родиона толкнуло несколько факторов. Первым из них является атмосфера. Ф. М. Достоевский переносит действие романа в Петербург, грязный и душный город. Писатель не любил город на Неве, поэтому считал его идеальным местом для развития событий романа. Жил Раскольников в такой же тесной и серой комнате с низкими потолками. Такая обстановка угнетала юношу, который к тому же подхватил лихорадку. Внешнее состояние города и комнаты словно просочилось в кровь Родиона, заразив губительным вирусом.

Росший в нищете молодой человек ненавидел состоятельных людей, которые считали, что за деньги можно купить все, даже любовь. По этой причине он не любил и Петра Лужина, который сватался к его сестре Дуняше. Студент был вынужден давать уроки, чтобы себя прокормить. Он нуждался в деньгах.

Также на Раскольникова повлияла существующая в мире несправедливость: история Мармеладова, разговор студентов о старухе-процентщице.

То же самое можно сказать и о Лужине. Его теория о том, что каждый должен заботиться лишь о своем счастье и не думать об окружающих. Также он считал, что лучше жениться на бедной, которая всю жизнь будет благодарить за спасение от нищеты и боготворить спасителя. Мечтавший подчинить себе Дуняшу состоятельный мужчина потерпел поражение. Он не только не обрел жену, но и лишился уважения. Его теория тоже не сделала его счастливым.

Кроме этого автор хочет донести до читателя мысль о том, что любое преступление всегда ведет к разрушению личности. Родион не только не получил материального и морального удовлетворения, но и стал нравственным калекой. Без того болезненный и постоянно испытывающий слабость от голода студент стал видеть странные сны, ощущать страх и тревогу. Уверенность и стойкость героя стали рассыпаться под действием угрызений совести. Его душа стала больной подобно телу. Проникший в нее вирус гордыни стал постепенно разрушать хрупкий человеческий организм, изможденный внешне.

Автор дает понять, что противостоять злу нужно силами добра. Только добро может одержать победу над злом. Олицетворением добра в романе является Соня Мармеладова. Девушка получила желтый билет, потому что была вынуждена кормить свою семью: пьяница-отец пропивал каждую копейку, его постоянно выгоняли с работы, больная мачеха не имела возможности работать. Она спасала свою младшую сестру от голодной смерти. Соня пожертвовала собой ради спасения своей семьи. Позднее она стала спасительным якорем и для Родиона. Соня подтолкнула Раскольникова к раскаянию и тем самым спасла его заблудшую душу.

Ф. М. Достоевский преподает читателям еще один урок: нужно уметь раскаиваться. Да, очень трудно признавать свои ошибки, мириться с тем, что ты не прав. Раскольников прошел долгий путь, чтобы совершить раскаяние. Он раскаялся не в момент признания Соне, не в полицейском участке Пороху. Раскаяние к нему приходит после вынесения приговора. Находясь в ссылке, Раскольников долго мучается угрызениями совести. Он даже сожалеет, что рассказал все, что признал свою вину. Но однажды он просыпается другим человеком. Раскаяние приносит Родиону Раскольникову душевное спокойствие. И в этот момент у него под подушкой лежит Библия.

Ф. М. Достоевский показывает нам, что в Раскольникове живут и светлые чувства. Вспомним его в начале романа. Он не может пройти мимо того, кто в нем нуждается. Именно эта черта характера свела Родиона с семьей Мармеладовых. Он с участием выслушивает пьяницу Семена Мармеладова в трактире, искренне сочувствует его горю и навещает его семью. Раскольников жертвует последние деньги, вырученные его матушкой с трудом для любимого сына, вдове Катерине Ивановне. Он не проходит мимо пьяной девушки, чуть не ставшей жертвой насилия. Эти поступки героя учат нас тому, что нужно помогать страдающим, протягивать руку помощи каждому, кто так нуждается в ней.

Соня помогла понять Родиону, что нужно жить по христианским заповедям. Бог всегда благосклонен к тому, кто следует его советам, кто не стыдится просить о помощи, кто готов раскаяться и стать на путь истинный. Нарушивший эти заповеди считается заблудшим. Таким был и Родион. Но Соня смогла спасти его, обратив к Богу. Перед тем, как проводить Раскольникова к следователю, она отдала ему свой кипарисный крест. Кипарисный, то есть простонародный. Тем самым она приблизила его к обыкновенным людям, к Богу.

Хочется верить в то, что эти уроки будут полезны читателям романа, что каждый прочитавший это произведение человек заглянет в свою душу и увидит ее хорошие и плохие стороны. Пусть каждый прислушается к советам великого классика и попытается изменить себя в лучшую сторону.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Система уроков по изучению творчества Ф.М. Достоевского

Учитель МБОУ МСШ

Новикова Надежда Ивановна

Уроки строятся с опорой на текстуальное изучение произведения, решают задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В разработке предложены уроки-исследования, уроки-анализы, семинары, беседы с элементами диспута. Предлагается широкий спектр различных видов деятельности учащихся: индивидуальные, групповые работы, работы в парах, работы исследовательского и научного характера (составление ОСК, сравнительные анализы критической литературы по заданной теме), написание сочинений различных типов.

Деятельность учащихся обеспечена ресурсами школьной библиотеки, Интернета, учебным материалом, предлагаемом индивидуально (см. приложения).

Все, что ищет русский народ, заключается

для него в Православии - в одном Православии

и правда и спасение народа русского.

Тема урока: Ф.М. Достоевский. Особенности творчества.

Задание 1. Знатоки жизни Ф.М.Достоевского

1. Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

а)1856-1904,б) 1821-1881,в) 1801-1861 г)1824-1886

2. К какому сословию принадлежал Ф.М. Достоевский?

а) дворянство, б) купечество, в) разночинцы.

3. В каком учебном заведении учился Достоевский?

А) Петербургский университет, б) Московский университет

В) Царскосельский лицей, г) Высшее военное инженерное училище

4. Причина ареста Достоевского?

А) членство в политическом кружке Петрашевского,

В) призыв к свержению самодержавия.

5. Сколько лет пробыл Достоевский на каторге? А) 5 лет, б) 7 лет, в) 10 лет.

А) 1859, б) 1861, в) 1865, г)1865

А) 14 дней, б) 1 месяц, в) полгода.

Интерес к творчеству Достоевского возникает в кризисные эпохи. Открыли его по настоящему в начале века символисты.

Огромную роль Достоевский сыграл в 60-е годы 19 века.

сама биография Достоевского полна тайн и загадок. Можно сказать, что Достоевский сам прошел через все, что потом испытают его герои (через бедность и униженность в бедности).

Юность Достоевского прошла в Петербурге в инженерном училище, которое располагалось в Михайловском замке, полном тайн. Отсюда, возможно, интерес и увлечение готическим романом.

На каторге Достоевский соприкасается с нижним слоем народной жизни и открывает бездны в человеке, зло в человеке. Это вводит в последствии в его творчество тему преступления. Она становится сквозной в творчестве Достоевского.

В литературу Достоевский приходит во второй половине 40-х годов 19 века. Время, когда Россия становится перед новыми путями. – Развитие капиталистических отношений, где утверждается право собственности.

Достоевский критически относится к дальнейшему прогрессу, сомневается, что он несет человеку действительно нечто ценное. Скорее, это разделение людей, одиночество человека в мире.

В чем же тогда спасение?

Толстой видел его в цельности дворянской культуры, в крестьянстве (60-е годы), а позднее в прощении, в сохранении вопреки цивилизации в человеке доброго.

Достоевский видит спасение в религиозном преображении.

Достоевский – мыслитель. Идеи играют решающую роль в творчестве Достоевского. Роман Достоевского это роман об идеях. Идеи живут органической жизнью. Достоевский показал власть идей над человеком. Идея, которая может взорвать мир. Идея может быть и разрушительна, и спасительна.

Интерес на западе к Достоевскому. Достоевский писатель мировой. Запад нашел у него свои проблемы. Достоевский выразил сущность русской души, ее основу: противоречие русского духа = его устремленность и к богу, и к дьяволу. Две бездны в романах Достоевского. Русский человек боится золотой середины, он всегда впадает в крайности. Все это имеет место быть, но вместе с тем это МИФ о русской душе и МИФ о России.

Герой Достоевского всегда в предельном состоянии, не в норме, а близок к безумию, на краю бездны. Поэтому в романах часты ситуации скандала. Для Достоевского важно не развитие, а взрыв. Человек в состоянии потрясения, и в этом состоянии и проявляются невероятные глубины в человеке.

Романы Достоевского, их сюжет – это сюжет борьбы бога и дьявола за душу человека, а сердца людей – поле битвы бога и дьявола.

Поэтика романов Достоевского.

5 больших романов Достоевского можно рассматривать как единый текст, в котором существуют свои художественные законы. Романы сплетены между собой: проблемы, герои, мотивы переходят из романа в роман и развиваются. Нет эволюции взглядов Достоевского. Они стабильны.

Урок № 2. Тема урока: Путешествие в творческую лабораторию Ф.М.Достоевского.

План урока: (Урок сопровождается показом слайдов)

Учитель: Есть два разряда путешествий –

Один – пускаться с места вдаль

Другой – сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь.

Мы выбираем оба пути: и по времени, и по пространству.

Прототип – (реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя)

Викторина ( на повторение)- на введение опор путешествия

(ответы на нее уже есть, а ваша задача правильно расставить цифры, чтобы мы оказались в нужное время в нужном месте.)

Студенческий друг Р.Раскольникова (Свидригайлов)

Город, в котором встретились Некрасов с Достоевским. (Петербург)

Полное имя сестры Раскольникова Дуняши. (Авдотья Романовна)

Причина бегства Достоевского за границу. (долговое обязательство)

- Сверим полученный вариант

второй слайд

- Кто выполнил задание без ошибок?

(за каждый правильный ответ - 1балл)

- Обратите внимание на первые 4 цифры ( год, в который мы перенесемся)1846

- 5 цифра обозначает город, куда отправляемся. (Петербург)

- 6 – прототип какого персонажа мы будем там искать. (Авдотья Романовна)

Слайд – Петербург:

Слово учителя. (коротко о Достоевском той поры) 1846г.

Достоевский еще безусый, больной, с зачатками падучей болезни, - имел же он право взирать на себя с уважением. Но большинству окружающих показалось, что он просто зазнался, и окружающие стали потешаться над ним. Достоевский зарвался.

О Достоевском по городу ходили даже анекдоты.

- Вы слыхали? Наш Достоевский…

Приходит будто Д. к издателю и требует, чтобы его повесть была непременно напечатана в рамке; иначе он не согласен печататься. Обведите каждую его страницу черной или золотой каймой – в отличие от других повестей. Чтобы его не смешали с гр. Соллогубом. А Тургеневу он будто бы прямо сказал: дайте мне время, я вас в грязь затопчу…

В это время Д. влюбляется.

2. Путешествие по Петербургу, Аничков мост через р.Фонтанку вот

3. Обратимся к следующей цифре нашего путешествия – шестая цифра 3(прототип персонажа) (Работа с листом самопроверки)

1). Обратите внимание на имя персонажа и хозяйки дома.

- Сравним имена – Авдотья Яковлевна Панаева и Авдотья Романовна Раскольникова. Сходство. Попробуем выстроить доказательства. (запись в лист )

2). Подробнее о портрете.

- Портрет живописный и словесный

- Чтение портрета Авдотьи Романовны

- Найдите сходство. Попробуем выстроить доказательства.

Таким образом, для создания характера Дуняши Раскольниковой Достоевский использовал образ гордой , страстной и выдающейся женщины Авдотьи Яковлевны Панаевой, но до известной степени, ибо, как только что мы с вами выяснили, многое в Дуне нельзя объяснить характером прототипа, например, чистоту и героическое целомудрие.- Кокой же еще материал привлек Достоевский?

- Но откуда все же взялись, эти проклятые щипцы?

- Вот туда-то мы с вами сейчас и отправимся. (сейчас эта картина находится в музее Прадо. Испания. Мадрид.)

-Продолжаем наше исследование. Посмотрите на последние цифры. 251

- Прежде, чем мы увидим этот шедевр, нужно обратиться к житию святой Агаты.

В Греко-православной церкви ее называют Агафией, она принадлежит к числу общехристианских святых. Но особенно чтится католиками, главным образом на Сицилии, так как претерпела муку в Катании (умерла от пыток 5 февраля 251г.) Это была дочь богатых и знатных родителей. Которую пытался возвратить к язычеству римский наместник Квинтиан. Житие говорит о том, что он был поражен ее красотой. История его попыток возвратить Агату к язычеству изрядно смахивает на соблазнение: он поместил ее в веселый дом богатой язычницы Афродисии, чтобы склонить к радостям жизни. После неудачи всех искушений он предал ее пыткам, носившим явно садистский характер. Агата сохранила свою стойкость и веру; конец ее сопровождается чудесами. ( когда Квинтиан вывел ее на позор, на казнь обнаженной, у нее моментально начали расти волосы и закрыли ее всю, как шатром.)

- Обратите внимание, куда смотрит Агата. Она смотрит не на исполнителей казни, а в глаза своему палачу. Так возникает в романе образ Свидригайлова, который задумывает насилие над Дуняшей Раскольниковой.

Вывод: Таким образом, создание образа Дуни - это сложный акт сочетания внешнего облика и отчасти характера А.Я.Панаевой с легендарным образом святой Агаты, каким его увидел писатель на картине. (Записать учениками в таблицу)

- А теперь попробуем применить полученный опыт на практике.

4. Самостоятельная исследовательская работа

Сравнить документы: в 1

А все – таки посадили было меня тогда в тюрьму за долги. Гречонка тогда один неженский .Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч серебренников.( Всего- то я семьдесят тысяч был должен).

Евангелие от Матфея, гл. 25

Внимательно прочитай предложенные отрывки, подчеркните, установите общее. Свой выбор обоснуйте.

Да она последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый –то билет получила , потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала! …

Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии.; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: ты что скажешь?

Он . восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

И опять. Наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних .

Евангелие от Иоанна, гл.8

Ну, как выйдет Владимирка – он по ней, а вы ведь за ним? Ведь так ? Ведь так ?

Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом

из Галилеи, служа Ему:

Между ними была и Мария Магдалина.

Евангелие от Матфея, гл.27

Внимательно прочитай предложенные отрывки, подчеркните, установите общее. Свой выбор обоснуйте.

Он стоял с обеими дамами, схватив их обеих за руки, уговаривая их и представляя им резоны с изумительною откровенностью, и, вероятно для большего убеждения, почти при каждом слове своем. крепко- накрепко, как в тисках сжимал им обеим руки до боли и , казалось, пожирал глазами Авдотью Романовну, нисколько этим не стесняясь.

Я был влюблен не на шутку в Панаеву, теперь проходит, а не знаю еще…Она умна и хорошенькая. Вдобавок любезна и пряма до – нельзя. .Здоровье мое ужасно расстроено, я болен нервами. И боюсь горячки или лихорадки нервической.

Достоевский. Из письма к брату .( 16ноября 1845г.)

Д/З Творческое задание: найти самостоятельно: из каких преступлений сложилось одно преступление Раскольникова?

Урок № 3 и 4

Тема уроков: Портрет Петербурга. Петербург Достоевского (урок-мастерская).

План уроков:

Где Раскольников спрятал украденные у процентщицы вещи? ( Двор этот находился по Вознесенскому проспекту, ныне номера 3-5 на проспекте Майорова)

Раскольников любил останавливаться на мостах, глядеть на воду. «Он прошёл

шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца(…) Купол

собора , который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него

отсюда с моста, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо

разглядеть каждое его украшение. О каком соборе идёт речь? С какого моста герой

рассматривает его? ( Исаакиевский собор, с Николаевского моста, ныне мост

Задание 1. Петербургские трущобы

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…

Слово учителя: Петербург Пушкина красив. Достоевский видит этот город по-

Задача этого конкурса определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные

I – Закоптелая дверь; протянута дырявая простыня; три старых стула, не совсем

исправных, ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол; сальный

огарок в железном подсвечнике.

II – Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных

стула; Небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке.

III – Три старых стула, крашенный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и

книг; в углу перед небольшим образом – лампада; неуклюжая большая софа, когда-то

обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

IV – Диван с огромною выгнутою деревянной крышкой; через задний угол была

протянута дырявая простыня; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких

барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

( I – комната Мармеладовых, лишний элемент – три старых стула, не совсем

исправных, из комнаты Раскольникова;

II – комната Сони Мармеладовой, лишний элемент – туалет с зеркальцем, из

комнаты Алены Ивановны;

III – комната Раскольникова, лишний элемент – перед небольшим образом –

лампада, из комнаты Алены Ивановны;

IV – комната старухи процентщицы, лишний элемент – протянута дырявая

простыня, из комнаты Мармеладовых)

Задание2. Цифры в романе

чисел. Автор с точностью до шага дает пространственные характеристики. Задание –

назвать, с чем связаны эти числа:

– звонки в дверь, удары топора, встречи с Порфирием Петровичем, 3 тысячи наследство, шаги, три пятака.

– комната процентщицы на 4 этаже, 4 дня после преступления в бреду, 4 бреда.

– на пятом этаже комната Раскольникова.

- в 7 часов убийство, 7 лет каторги, 7 лет прожили Мармеладовы.

– на 8 лет осужден Раскольников

- встречи с Мармеладовым, Соней, Порфирием Петровичем в 11 часов.

13– 13 ступеней до комнаты Раскольникова.

14 – 14 дней действие романа.

23 – 23 года Раскольникову.

30 – 30 копеек Соня даёт отцу, 30 тысяч наследство, 30 копеек Соня заработала.

35 – 35 рублей прислала Раскольникову мать.

730 – шагов до дома процентщицы.

Задание 3. Пословицы в романе

В романе встречаются пословицы в речи многих персонажей. Они не просто

произносят, а обыгрывают, превращая в целый образ – символ. Задание – указать, кто

произносит эти пословицы.

Бедность не порок, а пьянство не добродетель. (Мармеладов)

Это только цветочки, а фрукты еще впереди. (Раскольников)

Мы одного поля ягодки. (Свидригайлов)

Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь. (Лужин)

.Слово учителя: Сегодня в игровой форме мы еще раз прошлись по улицам Петербурга, заглянули в комнаты героев романа, вспомнили их секреты, отметили детали. И после такого путешествия к какому заключению можно прийти? Чем объяснить поведение Р.Раскольникова, Мармеладова и многих других живших в Петербурге?

(Ожидаемый ответ: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьер углов – создают впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления).

Задача, которую ставили перед собой – обратить внимание на детали и их значение, уметь ориентироваться в тексте, мы выполнили. Команды хорошо поработали и получили отличные оценки.

Домашнее задание – сочинение «Речь адвоката на суде по делу Р.Раскольникова

На доске написано:

а преступник еще не наказан.

Наказание ======= указание на что-то, наказ, что тебе делать, что не надо.

Библия (о Каине):

Раскольников: его наказывают не муки совести, а ПЕЧАТЬ Каина. Раскольников охранен от преследования и отлучен от общества людей. Три человека видят эту ПЕЧАТЬ на нем:

И со всеми ими у Раскольникова состоялись по ТРИ РАЗГОВОРА.

Тема смерти:

Разговор с Порфирием Петровичем (о теории):

- о Новом Ерусалиме

- вопрос о том, не ошибся ли в своей теории Раскольников? Может Бог то ЕСТЬ?

После этого разговора Раскольников выносит ощущение ОШТБКИ. Но в чем? В себе? В теории?

все спутал рассудок.

Тема урока: Время и пространство в романе. Система героев.

герой – петербургский интеллигент, идеолог;

тема народной жизни, народной души;

система персонажей – центральный герой + побочные герои

роман сначала задуманный как повесть – ДНЕВНИК УБИЙЦЫ.

В основе романа авантюрный сюжет (для русской классической системы не очень характерен). ЗАЧЕМ? Дает возможность полной свободы героя, неожиданные повороты, резкие изменения поступков. 560 раз употребляется слово ВДРУГ.

Художественное время и пространство в романе.

историческое время июль 1865 года. Действие разворачивается в течении 15 дней. Это важно!

время развивается скачками. Иногда замедлено, иногда стянуто в одну точку. Это обусловлено психологическими факторами + действует время трагедии. Иногда время останавливается. Особое время дня в романах Достоевского ЗАКАТ, происходит что-то необычайное, решается судьба героя, рок, стихия вторгается в жизнь героя.

Сны героев. Сон Раскольникова о лошади, сон о золотом веке. Сон в эпилоге об апокалипсисе, сны Свидригайлова.

особое эпическое библейское время торжествует в эпилоге.

Пространство.

Где происходит действие романа?

Пространство города. Но нет социальных контрастов, не изображается Невский проспект, а Петербург Мещанской улицы и Сенной площади.

Конкретное пространство в деталях.

Особое мифологическое пространство:

закрытое пространство (центр его – каморка Раскольникова)

углы, комнаты героев. Образ угла, тупик.

Открытое пространство (площади) как сцена. Екатерина Ивановна на площади с детьми, Мармеладов под лошадь, Раскольников узнает о старухе, Раскольников выходит на площадь для покаяния. Но не свободное пространство = давка, теснота.

Максимально открытое пространство эпилога.

Задание. Герои романа

1) По одному участнику команды выполняют следующее задание:

с помощью электронной документ - камеры на экране высвечивается таблица, необходимо соединить имена и фамилии.

Фёдор Михайлович Достоевский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Он является автором известного идеологического романа "Преступление и наказание". В своём творении Достоевский берёт идеи, которые ещё не стали "материальной силой" и бросает их в души героев, наблюдая, что из этого получится. Поэтому "Преступление и наказание" представляет собой столкновение характеров.

Несомненно, роман обладает богатым идейным содержанием. Давайте углубимся в произведение Федора Михайловича и выявим главные нравственные уроки.

Главный герой - Родион Раскольников, бедный молодой человек и бывший студент. Он достаточно противоречивая личность, ведь может быть до безумия холоден или очень благороден. В его голове живёт теория, которая заключается в делении всех людей на два вида: обычные и выдающиеся. Чтобы доказать свою идею и определить, кем же он сам является, молодой человек идет на преступление. Тем самым Родион переступил черту морали и обрек себя на сильнейшие духовные, физические муки. Он лишил жизни человека, хотя подобное не дозволено никому, за этим следует большая плата. Теперь, чтобы прийти к просветлению, главному герою нужно пережить внутренние страдания.

Важное место в романе занимает Соня Мармеладова, бедная, но честная и трудолюбивая дочь отставного чиновника Семена Мармеладова. Соня зарабатывает деньги для семьи ценой унижений и боли, но не винит их в этом, что доказывает ее самоотверженность и благородство. Она помогает другим, жертвуя собой. Девушка бесспорно обладает уникальными чертами, ведь она глубоко верующая и никогда не таит обиду.

Исходя из характеристики, истории персонажей "Преступление и наказание", можно сделать вывод о нравственных уроках, переданных Федором Михайловичем читателям. За любой тяжёлый проступок подсознание накажет человека. Только через гуманность, самопожертвование любой может возвыситься и достичь счастья. Нельзя поддаваться эгоистичным теориям, которые могут вспыхнуть внутри, ведь они влекут за собой необратимые последствия.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: