Зачем евреи приходят в синагогу кратко

Обновлено: 02.07.2024

Согласно большинству источников, слово "синагога" имеет греческое происхождение. Буквально, оно переводится как "собрание". Вошло это слово в употребление, очевидно в те времена, когда евреи жили в эллинизированном мире, и разговаривали на языке эллинов - греческом.

Порядка 2500 лет назад после пленения многие евреи ещё до разрушения Первого Иерусалимского Храма оказались в Вавилоне. Поскольку попасть в Храм в сложившейся ситуации было проблематично, а справлять службу и изучать Пятикнижие неким образом было необходимо, то евреи были вынуждены искать выход из такого положения. В качестве решения было решено собираться у кого-то на дому. Позже для собраний были выделены отдельные дома.

Уже позже, когда был построен Второй Храм, большое количество евреев всё еще жили за пределами Земли Израиля. К тому же, традиция собираться в отдельных домах для собраний сохранилась. Тогда же было принято решение об обязательном проведении общественных молитв, для исполнения которых отдельно взятая община должна иметь специальное помещение - дом собрания, что на иврите звучит как "бейт кнессет", а в греческом варианте утвердилось название "синагога". Таким образом, наличие синагог было закреплено на законодательном уровне.


Синагога в Дрогобыче, Львовская обл. Фото Е.Шнайдера

Чем же синагога должна отличаться от обычного здания?

К внешнему оформлению синагог не предъявляется особых требований. Более того, в качестве "дома собрания" может использоваться отдельная комната в офисном помещении или квартира в здании. Что же касается внутреннего строения, то тут помещение должно удовлетворять некоторым требованиям. В синагоге должны быть некоторые элементы, напоминающие о Иерусалимском Храме. Храм же, в свою очередь, был построен подобно Мишкану, переносному Храму, который евреи использовали в пустыне. Так, в частности, в синагоге обязан быть шкаф для хранения Свитка (или свитков) Торы. С пригодными для общественного чтения свитками Торы, конечно же. Он носит название Арон Кодеш (буквально, Ковчег Завета), и символизирует Ковчег, в котором хранились Скрижали Завета. Шкаф должен быть отделён специальным занавесом, который называют Парохет. Он олицетворяет занавес, которым Святая Святых Храма была отделена от остальной части Святилища Храма. На Парохет, так же, как и на дверцах шкафа Арон Кодеш, принято наносить Десять Заповедей, которые были изображены на Скрижалях Завета.

Поверхность, на которой изображены Десять Заповедей, должна быть постоянно освещена. Потому непременным условием для любой синагоги является наличие над Арон Кодеш "неиссякаемого источника света", который носит название Нер Тамид. В современности в качестве источника света выступает какой-нибудь электрический прибор как, например, лампа накаливания. Нер Тамид олицетворяет масляный светильник, стоявший в Храме, Менору, на которой было расположено семь фитилей. Огонь Меноры обязан был непрерывно поддерживаться - для этого всегда горел один из фитилей.

В Храме царя Соломона был дополнительно обустроен изначально не указанный в Пятикнижии, так называемый Двор Женщин "Эзрат Нашим". Так же и в синагогах принято отделять помещение, где молятся женщины. Чаще всего, в качестве такого "двора" выступает балкон или какое-либо боковое помещение. В любом случае, помещение в котором молятся женщины должно быть отделено от общего мужского зала. Если отдельного помещения нет, то нужно хотя бы поставить перегородку. Её называют "мехица".


Деревянная синагога в местечке Снитков, Винницкая обл. Фото П.Жолтовского, 1930 г.

Перед входом в молитвенный зал должен располагаться умывальник для омовения рук перед молитвой. Он соответствует умывальнику, который располагался во дворе Храма. Священники в Храме, "коганим", совершали омовение рук и ног перед началом служения.

Во время молитвы свитки Торы выносят из Арон Кодеш и кладут на стол, стоящий на специальном возвышении в центре синагоги. Оно носит название "Бима" или "Алмемар". Бима может быть представлена как в стационарном виде "деревянной беседки", закреплённой посреди молитвенного зала, так и виде "мобильного устройства" - специальной сцены на колёсиках, которую можно передвинуть в другое место в зале, чтобы освободить пространство для общинных праздников и мероприятий. Сама бима призвана напомнить о специальном сооружении, с которого в Храме царь Израиля читал Тору.


Бима и Арон Кодеш в синагоге Острога, Ровенская обл. Фото экспедиции Ан-ского, 1912

Есть предписание о том, что синагога должна находиться в месте, являющимся абсолютной вершиной в городе, но такое требование выполняется крайне редко ввиду многих причин. Таковыми причинами могут быть, как банальное местонахождение общин в Диаспоре, странах рассеяния, где местное население не всегда радостно воспримет "доминирование" еврейского культового сооружения, так и наличие множества синагог и общин в одном городе. Соответственно, все синагоги не смогут расположиться в одном месте.

Желательно, чтобы здание синагоги было ориентировано в сторону Иерусалима. Однако, если так построить не получается, то нужно, чтобы хотя-бы стена, к которой примыкает Арон Кодеш была ориентирована на Иерусалим. Во время молитвы евреи должны стоять, обратившись лицом к Иерусалиму. Соответственно, в молитвенном зале, Арон Кодеш выполняет роль некоего компаса, указывающего верное направление для молитвы.


Оборонная синагога 16 века, Сатанов, Хмельницкая обл. Фото Е.Шнайдера

В период Второго Иерусалимского Храма, когда наличие синагог было утверждено законодательно, предназначением домов собрания было сплочение и объединение евреев не зависимо от того, откуда они родом и связаны ли друг с другом каким-либо образом, и упрочение связи евреев, живущих вдали от Иерусалима, с Храмом. В Храме совершались жертвоприношения, воскурения благовоний и другие службы, установленные в Торе. В то же время, параллельно со Вторым Храмом уже существовали синагоги, в которых евреи молились и изучали Священное Писание. Более того, при самом Храме функционировала синагога. Таким образом, евреи сохранили массу элементов служения, которые выполняли во времена после начала вавилонского пленения и разрушения Первого Храма и до строительства Второго Храма. В такое служение входили молитвы и регулярное чтение Торы. Эти элементы вошли также в храмовую службу. И наоборот, многие элементы храмовой службы вошли в состав синагогального ритуала. Среди них биркат-коганим, благословения священниками всего народа, трясение лулава в течение семи дней праздника кущей Суккот, трубление в призывный рог шофар.


Синагога в Каменце-Подольском, Хмельницкая обл. Открытка нач. ХХ в.

После того, как был разрушен Второй Храм, у синагог появилась новая задача - до того момента, как будет отстроен Третий Храм, давать еврейскому народу возможность выполнять его святую работу и поддерживать связь народа, разбросанного по всему миру, с Храмом. Поскольку, согласно еврейскому закону, построить Храм можно только в одном месте - в Иерусалиме на Храмовой горе, а такой возможности у нас нет до сих пор, а жертвоприношения можно совершать только в Храме, то, соответственно, до появления нового Храма никакие жертвы приносить нельзя! Таким образом, общественные молитвы в синагогах призваны временно заменить жертвоприношение в Храме в виду его отсутствия.

Каждый день проводятся три общественные молитвы: Шахарит - утренняя, Минха - послеполуденная (или дневная), и Маарив - вечерняя. Каждая из них соответствует одному из трёх храмовых жертвоприношений и проводится в соответствующее время. Строго говоря, вечерней жертвы в Храме не было, а молитва Маарив соответствует приношению остатков от дневных жертв.


Росписи синагоги в Новоселице, Черновицкая обл. Фото Е.Шнайдера

В период отсутствия Храма, синагоги являются местами наибольшей обрядовой нагрузки и даже носят название "малого святилища", Микдаш Меат. При этом очень важно понимать, что синагоги и молитвы ни в коем случае не заменяют Храм и жертвоприношения, и тем более не противопоставляются им!

В современный период "дома собрания" выполняют несколько функций. Зачастую весь цикл еврейской общинной жизни выстраивается вокруг синагоги. Во многих общинах в синагоги интегрированы школы и другие учебные заведения. Такие, как иешива или махон. Согласно Талмуду, во времена после разрушения Храма в синагогах Иеруалима было по две школы: бейт-сефер, начальная, и бейт-талмуд, средняя. В начальной изучали Танах, а в средней - Мишну. Синагоги, в молельных залах которых принято учиться, называют бейт-мидраш, дом учения. В отличие от них, место, где только совершают молитвы, называют бейт-тфила, собственно дом молитвы. Однако, в наше время так можно сказать о любой синагоге.

Кроме этого, при некоторых синагогах располагаются так называемые "центры софрута", мерказ-га-софрут. Это заведения, где пишутся новые Свитки Торы, мезузы, тфилины, Свитки Эстер на праздник Пурим. Также здесь реставрируются и ремонтируются старые, весьма обветшавшие свитки. Кроме того, прихожане регулярно сдают свои мезузы и тфилины в центр софрута на проверку. Занимаются всеми этими видами работ специалисты, называемые сойферами. Традиция переписывания свитков Торы (правильнее сказать, написания нового свитка по эталонному) восходит ещё к временам Храма, когда представители отдалённых от Иерусалима общин просили работавших при Храме переписчиков Писания создавать для этих общин копии Святых текстов.


Синагога в г. Хуст, Закарпатская обл. Фото Е.Шнайдера

В связи со всем вышесказанным, в синагогах находится большое количество книг религиозной направленности: Тора, Пророки, Писания, Мишна, Гмара, комментарии множества великих мудрецов, современные труды по данной тематике. Каждый прихожанин синагоги, впрочем, как и любой её посетитель, может спокойно воспользоваться этой литературой. Выносить книги из синагоги запрещается, поскольку они для того и находятся в доме собрания, чтобы ими пользовался тот, кто приходит.

Также принято проводить в синагогах различные общественные и личные праздники: Ханука, Пурим, обряды пидьён-а-бен - выкуп первенца, вступления в Союз Авраама брит-мила (он же обрезание), бат-мицва и бар-мицва - совершеннолетие девочек и мальчиков по еврейскому закону, соответственно.

Кроме этого, территория синагоги может стать площадкой для заседания еврейского религиозного суда, при том не только местного значения.

В былые времена зачастую синагоги создавались по профессиональному признаку. Были синагоги сапожников, портных, ткачей, кожевенников. Также бейт-кнессеты организовывали по территориальному и субэтническому признаку. Такие синагоги активно существуют и в наше время.

На самом деле, какая угодно группа желающих евреев может организовать свою синагогу и вести в ней молитвы по разработанному внутри общины молитвеннику. У синагог есть совет организаторов, которые путём голосования выбирают председателя своей общины и габая, старосту синагоги. Раввин - также должность избираемая. Если он не нравится прихожанам, они могут его отстранить или уволить. Также обычно у общин существует свой попечительский совет, который собирает средства на функционирование синагог и других общинных заведений. Это группа попечителей также выделяет деньги на помощь социально необеспеченным членам общины. Кроме того, часто имеются отдельные службы, которые занимаются проведением шабатних трапез и поселением гостей на Шабат к членам общины.

Синагога - это важнейшая составляющая не только религиозной общинной жизни, но и общественной еврейской жизни в целом. При синагоге функционируют множество учебных и воспитательных заведений, а также производственные предприятия, цель которых и заключается в обеспечении полноценной жизни как общины в целом, так и каждого её члена в частности. Учитывая настолько широкую вовлечённость данного института во все сферы жизни, можно с уверенностью сказать, что каждый еврей, даже не будучи знакомым с подробностями религиозного служения, может найти для себя не просто что-то интересное в синагоге, но и в буквальном смысле ощутить, что здесь находится определённая часть его внутреннего естества.


Переступая порог синагоги, верующий никогда не забудет дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы — деревянного футляра, содержащего фрагмент Торы. Таким образом он получает благословение.

Одежда для синагоги должна быть простой, чистой и достойной. Как в православную церковь или в буддистский храм никому и в голову не придет зайти в шортах или с непокрытыми плечами — то же самое относится и к синагоге. В синагоге запрещено громко разговаривать, входить сюда с едой, спать, заключать денежные сделки (за исключением благотворительности), сплетничать, а также запрещено восхвалять какого-либо человека, за исключением выдающихся членов общины. Верующий, принадлежащий к тому или иному течению в иудаизме, ходит в свою синагогу. Ортодоксы — в ортодоксальные, реформисты — в реформистские. Разные синагоги посещают и представители разных ветвей диаспоры. Потомки евреев, изгнанных в Средние века с Пиренейского полуострова — сефарды, молятся в сефардских синагогах. Выходцы из Германии и Восточной Европы — ашкенази, соответственно, в ашкеназийских. Но к какой бы диаспоре или течению ни относилась синагога, в ней обязательно имеется выделеное место, для чтения Торы — бима, и место для ведущего молитвы — амуд.

Часто, как и в далеком прошлом, при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог и при каждой две школы — начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Писание, а в бейт-талмуд — Мишну.

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов: в синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.

Когда-то в синагоге заседал бейт-дин — местный раввинский суд. Правление синагоги располагало фондами для помощи нуждающимся, предоставляло ссуды, устраивало на ночлег приезжих.

Синагоги абсолютно автономны. Любая группа евреев, желающих иметь свой дом молитвы, может организовать синагогу. Каждая синагога независима и управляется избираемыми руководителями (правлением). В свободных странах существуют, как правило, национальные ассоциации, объединяющие большинство синагог, но и они организованы на добровольных началах и не могут влиять на те или иные решения местных общин.

Постановления раввинов общин по всем алахическим проблемам считаются обязательными для членов этих общин. Стиль же некоторых обрядов диктуется исключительно желанием большинства членов общины. Таким образом, в синагогах, формально принадлежащих к одному объединению, порядок молитв может в определенных деталях отличаться.

МОЛИТВА В СИНАГОГЕ

§ Очень важно молиться именно в синагоге — стоит приложить все усилия, чтобы посещать ее регулярно.

§ Не стоит брать с собой маленьких детей, которые не умеют еще молиться, если они мешают молящимся.

§ Приходить в синагогу надо в скромной одежде.

§ Принято занимать в синагоге одно и то же постоянное место.

§ Многие столетия рассеяния привели к небольшим отклонениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия не противоречат Галахе и придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран.

§ Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена. К обязательному оборудованию синагоги относятся:

арон кодеш — шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле — в сторону Иерусалима); он прикрыт занавесом, называемым паро-хет;

бима — возвышение, по традиции располагающееся перед арон кодеш. На биме стоит стол, на который кладут свиток Торы во время чтения недельных глав;

• в ашкеназских синагогах между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр — амуд, около которого ведет молитву хазан.

§ Разрешается также украшать синагогу в соответствии со вкусами и возможностями общины: витражами, фресками, резьбой по дереву и т.п. Ограничения касаются лишь изображений людей.

§ Отделение для женщин (эзрат-нашим) устраивали в синагогах еще в глубокой древности. Было оно и в Иерусалимском Храме. Иногда для женщин отводится балкон, иногда — боковой или задний придел.

Это — религиозный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. В наши дни синагога является центром, вокруг которого создаются общины в диаспоре, поэтому раввины являются главами соответствующих общин, что накладывает на них ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно, главная их задача как и в прежние века — служить духовными руководителями и разрешать возникающие алахические вопросы.

Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, он ведет молитву только в субботу и праздники. В зависимости от нужд общины хазан может выполнять и другие обязанности, если он имеет соответствующие образование и квалификацию. Однако в будние дни роль хазана, как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом.

Хазан должен отвечать определенным требованиям:

• он должен быть скромным, достойным и почтенным человеком, строго соблюдающим заповеди, ведь он является представителем общины перед Небесным Судом;

хазан должен обладать хорошим голосом; но ни в коем случае нельзя избирать хазаном недостойного человека только потому, что у него приятный голос;

хазан должен быть достаточно образованным человеком и, как минимум, понимать смысл молитв;

• он должен принимать участие в делах общины.

Если невозможно найти хазана, отвечающего всем этим требованиям, должен быть выбран наиболее достойный по своим качествам человек. Пусть лучше хазаном будет юноша, хорошо знающий молитвы, но не имеющий слуха, чем невежда с приятным голосом. Однако постоянным хазаном не назначают людей моложе двадцати лет, а также неженатых.

Шамаш — синагогальный служка, на котором лежит множество обязанностей. В принципе, он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества. Но нередко он выполняет функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.

Коаним — это священнослужители Израиля, потомки Агарона-первосвященника по отцовской линии (поэтому коеном может быть только сын коена). Во время сорокалетних странствий сынов Израиля по пустыне коаним приносили жертвы в Скинии Завета, после поселения в Эрец-Исраэль и строительства Храма вели службу в Храме. При распределении земли в Стране Израиля колено Леви, к которому относятся коаним, не получило доли, но, с другой стороны, Тора обязала остальных евреев поддерживать коанимлевиим), отделяя в их пользу часть урожая.

Во времена Храма коаним кроме исполнения своей главной функции — ведения службы в Храме — были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коаним была ограничена, в основном, службой в Храме. С разрушением Храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту свою обязанность.

В наше время коаним продолжают соблюдать часть запретов, которые налагает на них Тора. Так, коену запрещено жениться на разведенной или входить в помещение, где лежит мертвый. Обязанности коаним в наше время тоже весьма ограничены: они совершают выкуп первенцев и благословляют народ. Об этом впечатляющем обряде мы расскажем более подробно.

• он преступил законы, установленные для коаним, например, женился на разведенной;

• он — халаль, то есть рожден в браке, который его отец как Коен не имел права заключать;

• он совершил убийство (пусть даже понес за него наказание) ;

• он имеет физический изъян, обращающий на себя внимание окружающих.

Нарушение других законов, кроме упомянутых выше, не может лишить коена его статуса и не препятствует ему совершить обряд благословения (так же, как еврею, не соблюдающему субботу, не запрещено накладывать тфилин, сидеть в суке или есть мацу в Песах). Из этого следует, что Коен , не исполняющий каких-либо заповедей и чувствующий себя поэтому недостойным благословлять народ, не может быть освобожден от своих обязанностей, даже если настаивает на этом.

§ Коен у запрещено пить вино или другие возбуждающие напитки перед благословением.

§ Коен не совершает благословения, если пребывает в трауре по своему отцу, матери или другим родственникам (если в синагоге нет другого коена, пребывающий в трауре не первую неделю все же может совершить обряд).

§ Прежде чем подняться на биму, Коен должен омыть руки. При этом он не произносит никакого благословения. Лить воду на руки колена должен леей. Если среди присутствующих нет левиим, это может сделать любой первенец. Если в синагоге нет и первенцев, Коен у никто не помогает.

§ Так как Коен у было запрещено входить в Храм в обуви, мудрецы установили правило, по которому он не может подниматься обутым на биму. Обувь нужно снять (по крайней мере, расстегнуть или расшнуровать) до омовения рук, чтобы не пришлось дотрагиваться до нее после. Коен должен быть в носках либо в суконных, резиновых или пластиковых тапочках, но не совсем босым.

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВЯТОСТЬЮ ААРОНА…

В это время, покрыв голову талитом (чтобы сосредоточиться) , коаним поднимают руки на высоту плеч и, соединив особым образом пальцы , поворачиваю

ся лицом к молящимся, завершая благословение словами:

…И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ БЛАГОСЛОВЛЯТЬ ТВОЙ НАРОД, ИЗРАИЛЬ, С ЛЮБОВЬЮ!

§ Затем коаним произносят слова благословения:

§ Благословлять нужно достаточно громко, чтобы слышали все. Однако коаним не должны чрезмерно повышать голос.

§ Молящиеся стоят лицом к коаним, когда те произносят благословение. Однако глаза молящихся должны быть опущены в знак уважения и смирения.

§ Во время обряда нельзя стоять за спиной коаним. Талмуд указывает, что люди, стоящие за коаним, не получают благословения.

§ Коен , впервые поднимающийся для благословения, должен предварительно посоветоваться с опытными коаним или раввином.

§ Если хазан — Коен и среди молящихся нет других коаним, он поднимается на биму и благословляет народ.

В синагоге молятся, занимаются, синагога служит местом сбора общины, в синагоге учатся. Синагога является и домом молитвы, хотя для общей молитвы синагога не нужна.

И до введения в жизнь иудеев синагоги, они собирались, руководствуясь вполне понятным чувством общности. Уже в те времена (I век до н. э.) сложилась традиция, согласно которой они занимались не только религиозными делами, но и другой самой разнообразной деятельностью, в которой всегда просматривались все-таки еврейские обычаи. Можно предположить, что для встреч использовались какие-то помещения, в них не было той священности, которая характеризует синагогу. Иудеи молились, читали Тору, обсуждали социальные проблемы.

В начале первого тысячелетия историки упоминают систематические чтения по субботам как традицию. Синагога как место чтения Священного Писания упоминается также в Новом Завете, там же синагога определяется как место для молитв. После разрушения Второго Храма необходимость где-то собираться стала настолько актуальной, что пришлось подумать о специальном для этого здании. Естественно, что значение и роль синагоги с этого момента возрастает.

В синагоге должны быть две обязательных принадлежности: ковчег для свитков Торы и стол, за котором Тору читают. Выше, при знакомстве с Пятикнижием рассказывалось о том, как устроена скиния и что находилось в ковчеге. Это две каменные доски, скрижали, они хранились в ящике (ковчеге), покрытом золотом. После разрушения Первого Храма ковчег исчез. Позже ковчег представлял собой обычный сундук, а в средние века это уже был шкаф, закрепленный на восточной стене синагоги. В шкафу хранятся свитки Торы, являющиеся в синагоге центром внимания. Напротив ковчега висит занавес.

В некоторых синагогах над ковчегом располагают две дощечки, на которых двумя первыми словами обозначены Десять Заповедей. Дощечки могут содержать и другие тексты.

Сегодня в некоторых синагогах горит электрический свет, в других используются традиционные масляные светильники. В синагогах менора (семисвечник или девятисвечник) стоит справа от ковчега.

В ортодоксальных синагогах женщины и мужчины сидят отдельно, что соответствует требованию Талмуда о том, что мужчины не должны отвлекаться от молитвы.

Службы в синагоге проводят ежедневно вечером, утром и днем. Ортодоксы и некоторые другие иудеи предпочитают произносить индивидуальные молитвы, когда в синагоге нет достаточного количества людей для проведения общей службы.

По праздникам чтение является главным делом, оно сопровождается церемонией шествия вокруг синагоги.

По субботам на утренней службе читается какой-нибудь отрывок из Торы. Продолжительность чтения в разных синагогах разная. Ортодоксальные общины каждую неделю прочитывают несколько глав, а за год – всю Тору. Другие растягивают чтение Торы на три года. У тех и других есть свои доводы и аргументы поступать так, а не иначе.

Реформисты считают некоторые тексты ненужными для общественных чтений и не читают. Тем не менее, во всех конгрега-циях богослужебный цикл заканчивается на праздник Закона, именно в этот день читают последнюю часть Второзакония и первую книги Бытие.

По субботам и праздникам, а также в посты и на дневной службе в День Искупления чтение Торы дополняется чтением книг Пророков.

Во время службы в синагоге, когда дверцы ковчега открываются и оттуда торжественно вынимают свиток Торы, процессия несет свиток к площадке. Собравшиеся при этом наклоняются вперед, чтобы коснуться свитка кистями своих молитвенных покрывал.

Надо заметить, что делается это с благоговением. Все, что связано со свитком Торы, воспринимается торжественно и с глубоким чувством любви.

Свиток Торы представляет собой пергаментный свиток с текстом Пятикнижия. На пергамент текст копируют от руки, особыми чернилами. Как и в древности, выполняют эту работу профессиональные писцы.

Свитки Торы сворачивают в рулон, ролики (два) соединяют вместе. Свитки заворачивают в бархатную мантию.

Свитки не только тщательно берегут, но и украшают. К серебряным украшениям крепятся колокольчики, которые звенят, когда свиток несут на площадку и обратно. После чтения процессия направляется вокруг верующих. На самой площадке свиток устанавливают так, чтобы все могли его видеть. Свиток располагают горизонтально, читающий не касается текста Торы рукой, помогает себе серебряной или медной указкой.

Тора (и Пророки) в синагоге читается речитативом на иврите. Читает специально обученный человек, по особому случаю (суббота перед свадьбой или завершение оплакивания близкого родственника) читать может кто-то из верующих.

В ортодоксальной синагоге служба длится долго, на площадку по очереди выходят верующие, чтобы читать, возносить молитву, свидетельствовать. В реформистской синагоге свиток читает один человек, причем не речитативом, а просто читает. После текста на иврите следует перевод на родной язык. В реформистских синагогах читают на родном языке, и только одно благословение произносится на иврите.

Как сказано в Библии (Паралипоменон, 25), в Храме Соломона были певцы, музыканты и музыкальные инструменты. После разрушения Храма ситуация изменилась, пришлось вводить ограничения.

Работу в синагоге ведет хазан – платный наемный работник. Он проходит курс обучения, изучает Библию, Талмуд и молитвенник. Хазан участвует в пасторской работе и осуществляет религиозное руководство в синагоге. Именно на него чаще всего возлагается обязанность руководить общиной.

Уважение и власть, которой традиционно облечен раввин, проистекали из его знания Торы и умения принимать практические решения. В иудаизме духовное лидерство основывается на глубоком знании Торы, ибо без Торы иудаизм не существует.

Раввин – не толкователь Библии, он подготовлен, чтобы руководить общиной, в которой Тору читают и изучают, он помогает иудеям жить по ней.

В иудаизме есть разные взгляды на проповедь. Применительно к раввину можно сказать, что если кто и способен вести откровенные беседы с верующими, так это он.

Многие реформистские раввины проходят курсы психотерапии и других наук, способствующих установлению контакта с человеком и оказания ему помощи. В решении этических и ритуальных задач раввин считается тонким специалистом.

Работа в совете синагоги также входит в обязанности раввина, правда, это практикуется в реформистской синагоге. Ортодоксальный раввин от выполнения этих обязанностей, как правило, освобождается.

Рукоположение раввина, благодаря чему он обретает власть и авторитет, происходит в колледже после окончания учебы.

Над раввином нет централизованного контроля, он сам решает, какая часть службы должна исполняться на иврите, он же принимает решения по вопросам применения тех или иных обычаев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Что такое синагога?

Что такое синагога? Иеромонах Иов (Гумеров) Слово синагога греческое (synagoge; от syn — вместе, ago — веду). В еврейском языке ему соответствует слово kenesset (собрание). Место собрания называется beth ha kenesset (дом собрания). В Святом Евангелии и других новозаветных книгах на

б. Синагога и училище (19:8—10)

б. Синагога и училище (19:8—10) Схема евангельского служения Павла была такой же, что и в Коринфе. Вначале, пришед в синагогу, где его уже хорошо знали, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя (ПНВ) о Царствии Божием (8). Беседовать из Писания Ветхого Завета

Храм и синагога

Храм и синагога Как это часто бывает, поражение научило евреев большему, чем могла бы научить победа. Им нужно было пережить ссылку в Вавилон, центр тогдашней ближневосточной цивилизации, увидеть великолепные святилища множества языческих богов, чтобы осознать: их Бог –

Синагога

Синагога Еврей очутился на необитаемом острове и построил две синагоги, одну – для себя, а другую – куда он ни за что в жизни ногой не ступит. Еврейский анекдот Самым важным ритуальным зданием для верующих евреев был Иерусалимский Храм. После его разрушения функции

Синагога

Синагога Центром религиозной и общественной жизни в иудаизме является синагога. Статус синагоги определяется наличием в ней специального киота для хранения свитков Торы, который размещается в стене, обращенной к Иерусалиму. В центре зала устанавливается бима –

5. Синагога — место чтения и слушания Закона

5. Синагога — место чтения и слушания Закона Со времен Вавилонского плена иудейский мир как свою неотъемлемую часть включал огромную диаспору, рассеянную по всему бассейну Средиземного моря. Наиболее многочисленные общины этой диаспоры осели в Александрии, Антиохии и

СИНАГОГА

2. Храм и Синагога. Синаксис

2. Храм и Синагога. Синаксис Храм был один, как один Бог. Храм был только в Иерусалиме. Но в каждом крупном городе Римской империи была еврейская синагога. Империю покрывала сеть мощёных римских дорог и сеть синагог, что чрезвычайно облегчало проповедь апостолам. Сквозной

Глава 5. СИНАГОГА

Глава восьмая МОЛИТВЫ, СИНАГОГА И ВЕРУЮЩИЕ

Глава восьмая МОЛИТВЫ, СИНАГОГА И ВЕРУЮЩИЕ О молитве У человека есть потребность прославлять Б-га, который сотворил все чудеса жизни, просить у Него избавления по возможности от жизненных тягот и бед и благодарить за блага, уже Им дарованные: здоровье, семью, работу.

Синагога

Синагога Когда-то, более двух тысяч лет назад, синагога была своего рода народной школой вероучения. В классической синагогальной архитектуре всегда предусматривались письменные столы, расположенные там, где больше всего света. По мере того как синагога вместе с

Глава 8. Молитвы, синагога, верующие

1. Легитимный храм Иеговы и синагога. Роль нелегитимных храмов

1. Легитимный храм Иеговы и синагога. Роль нелегитимных храмов Зафиксируем в памяти, что единственным легитимным храмом, который был построен для хранения Ковчега Завета и Скинии Собрания, был храм Соломона. Этот единственный храм был полностью разрушен полководцем

Читайте также: