Философское понимание мира кратко

Обновлено: 04.07.2024

3. Бытие и небытие. Бытие и существование.

4. Основные формы бытия.

1.Принято считать, чтомир представляет собойопределенное единство, которое существует вечно (или очень длительное время), размеры которого бесконечны (или очень велики) и развитие которого имеет определенную внутреннюю логику и не подчиняется воли и сознанию человека. Возникает вопрос о том, как понимать данное единство? Ведь, если данный вопрос не пытаться решить, то в противоречивом состоянии оказываются все конкретные вопросы частных наук.

Раздел философии, анализирующий фундаментальные проблемы бытия: проблему появления мира, проблему его единой основы, границы реального мира, универсальные законы развития мира называется онтологией. Сам термин "онтология" был впер­вые употреблен в философском лексиконе Р. Гоклениуса, а как философское понятие впервые сформулировано немецким фи­лософом-рационалистом Хр. Вольфом (1679—1754). Все философские учения в явном или неявном виде всегда включали онтологическую проблематику.

Онтологические вопросы включают в себя вопросы конкретных наук – физики, химии, астрономии, геологии, позволяющих понять устройство, происхождение и развитие мироздания. Однако, онтологические вопросы к ним не сводятся и выходят за их рамки, пытаясь понять модель единой Вселенной, мира как целого.




В эпоху Возрождения, несмотря на сильное влияния средневекового христианства, постепенно начинают преобладать аристотелевские представления. Вопрос о бытии ставится в отношение к вопросу о человеке.

В немецкой классической философии наиболее полно проблема бытия была исследована в философской системе Гегеля. Бытие, которое Гегель понимал как единое переходящее во множественность всех вещей, рассматривалось им как процесс, как развитие, как вечное становление. В марксистской философии бытие сводилось к материальной субстанции и через детальный анализ структурной организации материального мира выделяется бытие неорганической, органической и социально организованной материи, находящихся в сложной системе взаимосвязей и взаимозависимости.

В ХХ веке происходит переориентация философского осмысления проблемы бытия самого человека, и таких его атрибутов как культура, язык, наука, ценности, а также внутренний мир самого человека. В XX веке в рамках проблемы бытия получили толкование человеческое бытие, ценностное бытие, бытие языка, а в школах такого направления, как неопозитивизм (Р. Карнап, М. Шлик, Б, Рассел, Л. Витгенштейн), проблема бытия в философии была объявлена псевдопроблемой наряду со многими традиционными проблемами философии. Наиболее глубокий анализ категории бытия в XX веке связан с философией экзистенциализма, сводящий проблему бытия к человеческому бытию, к бытию человека, вопрошающего себя о бытии, способного переживать бытие. Для экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.П. Сартр) предметом философствования может быть бытие таинственное, сокровенное, покрытое тайной, недоступное разуму, тогда как реальный, предметный мир, допускающий логическую фиксацию содержания, не имеет философского смысла бытия.

3.Если попытаться суммировать многочисленные философские определения бытия, то по мнению проф. Л.П. Станкевича их можно свести к нескольким общим моментам:

1. Если окружающие нас предметы природы и культуры даны нам в повседневном опыте, то бытие непосредственно нам не дано и понять его можно только, когда мы выходим за пределы опыта и находим глубинные внутренние закономерности, окружающего нас мира, которые стоят за данными нам непосредственным опытом вещами и событиями.

2. Если данные нам в опыте предметы и события преходящи, имеют начало и конец, то бытие вечно, не имеет начала и конца, поэтому вся действительность, окружающая нас выходит из бытия и вновь возвращается к нему.

3. Если предметы и события конечны, и мы можем определять их границы, то бытие бесконечно, но не начинается и не кончается нигде и в то же время охватывает эти предметы и события.

4. Если предметы и процессы всегда имеют какую-то объективную причину, поддающуюся исследованию, то бытие является причиной самого себя и в этом отношении может считаться беспричинным, поскольку не имеет никаких внешних для себя причин.

5. Если предметы и события подчиняются определенным закономерностям, за пределы которых они не могут выйти, то бытие имеет свои собственные закономерности, которые определяют закономерности природы, общества и человека. При этом закономерности бытия – это высшие линии существования и развития.

6. Если мир предметов и событий, даны нам в опыте, разнообразен и многосторонен, то бытие целостно в самом себе и едино. Оно содержит в свернутом, зародышевом виде все богатство порождаемого мира.

— доказательство от времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего;

— доказательство от пространства: бытие вещи в том или ином месте предполагает отсутствие, небытие в другом;

— доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть;

— доказательство от возникновения нового: всякое новое отсутствовало прежде, его не было в условиях, его породивших, а там, где новое появилось, прежде его не было;

Но эти, а также целый ряд аналогичных способов доказательств существования и абсолютного характера небытия становятся бессмысленными, если иметь в виду, что переход бытия в небытие представляет собой переход одной конкретной (относительной) формы бытия в другую. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы бытия в другую.

4.Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

2) Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального:

а) бытие индивида;

б) бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2001.

2. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2001.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986.

7. Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вестник МГУ. – Серия 7. – Философия. – 2000. - №2.

8. Философия. Учеб. Пособие под ред. проф. Л.П. Станкевича. Липецк, 2002.

Вопросы для самоконтроля:

2. Зачем необходимо введение подобной универсальной категории? Почему данная категория является только умопостигаемой?

4. Перечислите основные формы и свойства бытия?

5. Что такое онтология и каково ее место в структуре философского знания?

Лекция 2. Материя

1. Понятие материи и эволюция представлений о нем в истории философии и науки.

2. Структурный аспект бытия: материя, субстрат, субстанция.

3. Динамический аспект бытия: движение, пространство, время.

В истории философии и науки сложились два основных подхода к вопросу о понимании материи в составе бытия. Идеалистическая традиция рассматривала материю как производное состояние от духа, материалистическая – видела в ней – основу мира, в свою очередь от которой производным являлся дух. В рамках материалистической философии также можно выделить две основных точки зрения в понимании материи.

Одна из них, получившая широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".

Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже - в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем.

К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:

1. Материя существует как одно из проявлений бытия.

2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.

3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.

4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.

5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).

6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи.

2.Окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную уровни материи. В каждой из них, в соответствии с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Современный уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера. На определенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции животных, которые благодаря орудийной деятельности превращают биологические формы жизни в социально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип материальной системы – человеческое общество.

С категорией "субстанция" определенным образом связано понятие суб­страт (от позднелат. Substratum — подстилка, основа), которое толку­ется как самый нижний и фундаментальный слой реально­сти. Такой основой в атомистических учениях древности выступали атомы. Всякий конкретный субстрат выражает специфическую определенность тех или иных формообра­зований, их качественную неоднородность. В современном по­нимании, субстратом известных физических процессов высту­пают элементарные частицы и фундаментальные взаимо­действия (сильное, слабое, электромагнитное и гравитацион­ное). Субстратом химических процессов предстают атомы, остающиеся устойчивыми при образовании и превращении различных веществ. Субстратом биологических процессов служат молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и бел­ковых веществ, выступающие в качестве элементарных "единиц жизни". Субстратом социальной жизни является че­ловек, целесообразная деятельность которого лежит в осно­ве всех социальных изменений

Важной в этой связи является проблема источника движения материи. В истории философии на данный вопрос существовало две фундаментальных точки зрения – согласно одной из них (Аристотель, теория Большого Взрыва) движение мира является следствием первотолчка, источником которого является либо Ум-перводвигатель, Бог или Большой взрыв. Согласно другой (Демокрит, диалектический материализм, синергетика)– источником движения материи является она сама, а мир и Вселенная предстают как самоизменяющаяся и саморазвивающаяся система.

Другими не менее важными атрибутами материи и бытия выступают пространство и время. Если движение является способом существования материи, то пространство и время – формами ее существования. Время принято понимать как форму последовательности смены объектов и их состояний, а пространство как форму координации явлений и объектов бытия. Свойствами пространства выступают протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие, изотропность. Свойствами времени являются длительность, необратимость, последовательность смены состояний объектов.

Исторически сложились две основные концепции пространства и времени – субстанциональная и реляционная. Субстанциональная концепция(Эпикур, И. Ньютон) рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами со себе, независимо от материальных объектов. Реляционная концепция (Демокрит, Г. Лейбниц, А. Эйнштейн) считает пространство и время объективными, т.е. независящими от человека формами бытия и материи, но при этом подчеркивает связь с материей и движением.

Современная наука, отдавая предпочтение реляционной концепции, выявила качественную специфику пространства-времени в неживой, живой и социально организованной материи, а также существенные отличия в неживой природе свойств пространства и времени в микро-, макро- и мегамирах. Однако, не оказывается ли сам принцип относительности в общефилософском плане не менее относительным?

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2001.

2. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2004.

3. Введение в философию. Ч.1. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1990.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2001.

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

6. Ленин В.И. Материализм и эмприкриокритицизм // ПСС. Т.18.

7.Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк, 2002.

8. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.

9. Энгельс Ф. Диалектика природы // ПСС. Т.20.

10. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982.

11. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Мысль, 1991.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое материя? Какую роль данное понятие выполняет в формировании картины мира?

2. Перечислите основные свойства материи?

3. Назовите основные исторические этапы в понимании материи?

4. Какой вид имеет современная структура материи? Назовите ее уровни?

7. Что такое движение и какие атрибутивные свойства его можно выделить?

8. В чем состоит основное отличие реляционной и субстантивной концепций пространства и времени?


Современная жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодого поколения, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, понимание мира с точки зрения истории и современного понимания, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остро актуальной.

Осознание этой темы представит немалые трудности для студентов, ибо в ней ставятся самые острые философские проблемы. Именно здесь находится эпицентр наиболее теоретического, т.е. предельно абстрактного, не имеющего непосредственной связи с привычными социально-культурными формами, знания о мире. Именно поэтому необходимо внимательно изучить историю вопроса и осмыслить существующую действительность, а также лично осознать субъективную реальность, созданную разумом человечества. Бытие, сознание, познание – это центральные категории философии, науки и медицины. Надо понять, что с развитием научного познания и получением новых знаний об объективном мире происходит постоянное уточнение и пересмотр философских понятий и категорий. А их осознание и усвоение развивает сознание и самосознание личности.

Особенности философского подхода к пониманию мира.

Философия относится к теоретическому способу освоения мира, который основан на формировании определенных понятий. Философия воспроизводит мир в мысли, словах. Следовательно, философское представление о мире изначально содержит в себе знание как составную часть. В то же время философия – это взгляд на мир человека, поэтому наряду со знанием о мире она формирует и ценностное отношение человека к миру.

Такой подход позволяет осмыслить философское понимание мира как систему рациональных представлений о мире в целом, включая в него и самого человека.

В качестве системообразующего понятия философского понимания мира выступает понятие Бытия.

Историко-философский анализ философии мира.

Впервые проблема бытия была поставлена древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие это сущее (существующее) и кроме него ничего больше нет. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – лишь кажущиеся изменения.

Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие действует вечно, но оно находится в постоянном изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия? Неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Мир материальных вещей, по его мнению, это неподлинное бытие, бледная тень мира идей.

Существенный вклад в учение о бытие вносит Аристотель. Он выдвигает идею о потенциальном бытие, которое включает в себя материю и четыре основных природных элемента. Благодаря форме, оно образует реальное бытие и делает его доступным для познания.

С эпохи Возрождения и особенного Нового времени, в связи с быстрым развитием естественных наук, бытие начинает рассматриваться как физическая реальность – природа.

Истории философии известны два альтернативных толкования субстанции: идеалистическое и материалистическое. Идеалисты считают, что в основе предметов и явлений лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель), комплекса ощущений (Беркли, Фихте), мировой воли (Шопенгауэр).

Древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы – материалисты под субстанцией понимали материю (лат. materia – вещество). Понятие материи появилось в работах Аристотеля. Под материей он понимал некую бесформенную массу, содержащая в себе потенциально любые вещи. Материя – это возможное бытие. Конкретные вещи, считал Аристотель, возникают под воздействием формы.

Ученик Фалеса – Анаксимандр (610–546 до н.э.) первоначалом считал апейрон – неопределенное, беспредельное в виде хаоса вещество. Левкип и Демокрит, а затем и Эпикур. За первоначало принимали атомы и пустоту. Атомы находятся в постоянном движении. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к гибели вещей.

Материалисты XVII века Ф. Бэкон (1561–1626), Т. Гобсс (1588–1679), Дж. Локк (1637–1704) считали, что материя это первичные, неизменные свойства всех вещей: фигура, масса, протяженность, непроницаемость.

Французские материалисты XVIII века Д. Дидро (1713–1784), П. Гольбах (1723–1785), К. Гельвеций (1715–1771) отмечали, что материя это все то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения. Иными словами, под материей они понимали вещество.

В ХIХ – начале XX в. многие материалисты, в том числе марксисты, трактовали материю как философскую категорию, используемую для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, но существует независимо от них. Фактически и это определение рассматривает материю как вещество.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других объективных ее состояний.

Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств. Вместе с тем она имеет сложную системную организацию. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношения между элементами системы и образует ее структуру.

Современная философия о сущности и содержании мира.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения всего того, что существует, имеет место.

Другими словами, бытие охватывает собой бесконечное многообразие космических, природных, духовных явлений без всякого исключения. Следовательно, бытие это и есть мир как единое целое, который предстает перед человеком в различных своих формах, проявлениях.

Принято выделять основные формы бытия.

Во-первых, это бытие природы как мир ее вещей, состояний и процессов. С точки зрения науки природа существует вечно, вне и независимо от человека. Она присутствует везде и в самом человеке в том числе.

Во-вторых, это бытие человека, как уникального живого существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного.

В-третьих, это бытие общества как мира деятельности людей и их взаимоотношений.

В-четвертых, это бытие духовного. Духовное – это общественное сознание в различных формах своего проявления – религия, мораль, искусство, наука, право. Это мир чувств и идей, эмоций и образов, понятий и представлений, создаваемых людьми в ходе их совместной практической деятельности. Бытие духовное включает в себя и индивидуальное сознание. Сюда же относится и бессознательное.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. С этим положением согласны представители различных философских направлений. Разногласия между ними возникают при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработано понятие субстанции.

Субстанция (от лат. – сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего.

Философское учение, принимающее за основу мироздания одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мира, опираясь на какие-либо равноценные два начала и плюрализм, выделяющий множество основ.

В истории философии преобладает монистический подход. Монизм представлен двумя основными формами: идеалистический и материалистический. Идеалистический монизм ведет свое начало от Пифагора, Платона. Числа, идеи и другие идеальные начала выступают в нем в качестве субстанции. Свое высшее развитие идеалистический монизм получил в учении Г. Гегеля.

Материалистический монизм наибольшее развитие получил в учении Маркса и Энгельса, где в качестве основы бытия признается материя.

Так, например, Фалес отождествлял материю с водой, Анаксимен – воздухом, Гераклит – огнем и т.д. Однако уже и в это время существовали иные взгляды на материю. В частности, Анаксимандр представлял материю как некое неопределенное, беспредельное первоначало – апейрон. Демокрит считал, что все вещи состоят из мельчайших, неделимых частиц – атомов, различающихся по величине, форме, положению. В дальнейшем Эпикур и Тит ЛукрецийКар дополнили это учение положением о различии атомов по весу, получившим много веков спустя развитие в теории атомного веса химических элементов.

Второй этап охватывает период Нового времени. В целом на этом этапе преобладает понимание материи как строительного материала, особой субстанции, первоосновы всего мироздания. Материя отождествлялась с веществом и присущими ему качествами. К ее основным признакам относили:

а) делимость до атома;

б) обладание массой покоя;

в) связь только с механической формой движения;

г) независимость от свойств пространства и времени;

д) отсутствие внутренней активности, самодвижения.

Третий этап начинается в конце XIX – начале ХХ вв. и характеризуется выработкой нового понимания материи и связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина.

Из этого определения следует, что В. Ленин отделяет понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней, не связывает материю с какими-либо формами и свойствами. Единственное свойство материи, которое признает материалистическая философия – это свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от человека и человечества. А это значит, что данное определение материи ориентирует людей на признание существования независимого от сознания материального мира, что, исследуя этот мир, мы имеем дело не с фактами сознания, а с объективной реальностью.

Указано также и на принципиальную познаваемость внешнего мира человеком. В.И. Ленин подчеркивал, что материя как реальность включает в себя не только известные, но и еще и неизвестные явления. Данное понятие есть, таким образом, предельно широкое в философском материализме. В своей же действительности материя несводима к конкретным проявлениям. Понятие материи характеризует мир как единство многообразного и исследует его действительную природу. С его помощью формирующиеся научные представления о мире обобщаются в данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом, опровергается агностицизм. Понятие материи выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию. Методологическое значение этого понятия состоит в том, что оно ориентирует на строго определенный подход (материалистический, естественнонаучный) к познанию и объяснению мира и отношение к нему. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе и причинах всех форм бытия, разграничить предмет философских и частных наук.

Определяя материю через признак "быть объективной реальностью", мы уже предполагаем, что материя бесконечна, неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной структурой.

Современной науке известны два вида материи: вещество и поле, каждый из которых имеет свою специфику. Вещественным частицам и телам присуща масса покоя, они дискретны (прерывисты) и локализованы в пространстве. Физические поля и их кванты, напротив, массы покоя не имеют и в пространстве распределены непрерывно.

Однако хотя вещество и поле обладают различными свойствами, их нельзя противопоставлять. Вещество и поле связаны между собой, переходят друг в друга. Поля входят в структуру вещества, а частицы неотделимы от полей, создают их. В неразрывной связи частиц и полей проявляется единство прерывности и непрерывности в структуре материи.

В последнее время ученые заговорили еще об одном виде материи – физическом вакууме. Физический вакуум не пустота, а особое состояние материи. В вакуум погружены все частицы и физические тела. В нем постоянно происходят сложные процессы, связанные с непрерывным появлением и исчезновением так называемых "виртуальных частиц".

Виртуальные частицы – это своего рода возможности элементарных частиц к появлению. При определенных условиях они могут вырваться из вакуума, превращаясь в "нормальные" элементарные частицы.

В связи с тем, что различные виды материи имеют различный уровень организации, обычно выделяют, кроме видов, еще и уровни организации материи. Эти уровни можно свести к трем типам.

1. Системы неживой природы.

2. Системы живой природы,

Системы неживой природы разнообразны по своим размерам: от 10 -14 см (элементарные частицы) до 10 28 см (мегаобъекты) Количество систем во Вселенной бесконечно, но наука открыла и исследует лишь малую часть. В этих системах выделяют следующие структурные уровни: уровни элементарных частиц, атомных ядер, атомов, молекул, макротел, геологических систем, планет, звезд, Галактики, системы Галактик, Метагалактики

Системы живой природы открыты и изучаются наукой лишь в условиях земли. Выделяются следующие их уровни: молекулярный, одноклеточных и многоклеточных организмов, популяций, биоценозов (совокупность видов различных организмов в единстве с природными условиями их существования).

В общественных системах, наука выделяет следующие уровни: человек, семья, коллектив, социальная группа, народность, нация, класс, государство, система государств, общество в целом.

Таким образом, наука исследует различные системы материального мира, и тем самым углубляет и развивает наши представления о материи и ее свойствах.

В философии принято выделять среди многообразия свойств материального мира – атрибутивные свойства. Атрибут – это коренные, всеобщие, вечные свойства материи.

Прежде всего, материи присущи объективность, т.е. существование вне и независимо от человека и человечества. Наука утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать.

Неисчерпаемость – означает огромное многообразие сторон, свойств, явлений и состояний мира.

Бесконечность– подразумевает вечную незавершенность и незаконченность процессов и состояний мира. У него нет начала и нет конца. Есть лишь постоянное развитие, смена форм и состояний.

Отражение,как свойство представляет собой способность предметов воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, хранить в себе эти отпечатки.

Движение, как свойство выражает способность материи измениться и переходить из одного состояния в другое.

Существование в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию его элементов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, общество существует благодаря обмену деятельности между людьми. Все это говорит о том, что само существование материи предполагает взаимодействие. Взаимодействие, в свою очередь, приводит к изменению его свойств, состояний, отношений. Все эти изменения представляют неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Применительно к материи все эти изменения обозначаются понятием движение.

Движение обладает целым рядом существенных свойств.

Во-первых, движению свойственны объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека.

Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи.

В-третьих, движению присущи несотворимость и неуничтожимость.

В-четвертых, движению свойственна относительность. Признавая всеобщий характер движения, в то же время нельзя отрицать существование в мире устойчивости и покоя. Однако покой носит относительный характер.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построить разных классификаций форм движения материи.

В XIX веке Ф. Энгельс выделил 5 основных форм движения материи.

1. Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

2. Физическое, как движение молекул.

3. Химическое – движение атома внутри молекул.

4. Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой жизни.

5. Социальное (все изменения в обществе).

В настоящее время эта классификация, на основе последних научных данных уточнена и дополнена такими формами, как геологическая форма (связанная с изменением в материках, слоях земной коры); гравитационное, электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; сильное и слабое ядерное взаимодействие.

Итак, существуют различные формы движения материи, которые находятся в определенном соотношении друг с другом. Это соотношение и взаимосвязь проявляется в следующем:

- качественное своеобразие одних форм нельзя объяснить только своеобразием других;

- высшие формы, так или иначе, включают в себя низшие;

- однако высшие формы не включаются в низшие.

Бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, лежащего в основе всех вещей и явлений. Другими словами, бытие охватывает, включает в себя все многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. С введением в обиход – научный и обыденный – категории бытия значительно облегчается процесс понимания и осмысления основ существующего мира. Перед конкретным человеком бытие предстает по крайней мере в двух видах (двояко). Это, прежде всего, космос, природа, мир вещей и духовных ценностей, созданных человеком. Это такое бытие, которое по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

Многое, что окружает человека, он бессознательно, без критической оценки, позволяет им проникнуть в свою собственную душу, принимая окружающий мир таким, какой он есть, не задумываясь о его сущности. Обычно человек пытается жить просто и не чувствует необходимости постоянно размышлять. Но человеку свойственно другое состояние души, и он обнаруживает в себе способность двигаться к истине, открывать для себя тайны реальности, он пытается ответить на вопросы, которые, кажется, не имеют значения для него лично. Откуда взялся этот мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди не всегда думают о будущем человечества с достаточной глубиной и заботой. Современное человечество обладает огромным количеством информации и знаний о мире, которые появились в процессе социального развития, но не стали намного мудрее. Между тем, обретение мудрости — одна из главных задач человечества, которая заключается в том, чтобы обеспечить его дальнейшее существование и попытаться понять вопросы, которые ставятся человечеством с самого зарождения цивилизации и остаются нерешенными по сей день.

Софисты, однако, не согласились. Главная задача философа, как они считали, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а со способностью доказать то, что каждый считает правильным и выгодным. Любые средства, вплоть до самых разнообразных уловок и обманов, допустимы.

Известный греческий мыслитель Платон считал, что задача философии — познать вечные и абсолютные истины, которые подчиняются только философу, наделенному от рождения соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии — постичь общее в самом мире, а ее объект — это первые начала и причины бытия.

Так одни мыслители видели сущность философии в поисках истины, другие — в ее сокрытии, искажении, приспособлении к своим интересам; одни смотрят на небо, третьи — на землю; одни обращаются к Богу, третьи — к человеку; третьи говорят, что философия самодостаточна, третьи говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философия характеризуется разнообразием подходов и представлений о собственной сущности и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как изучение общих принципов бытия, знаний и отношений между человеком и миром. Прежде всего, философия всегда оформляется как теория, формулирует ее категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Особенность философской теории состоит в том, что ее законы, категории и принципы универсальны и в то же время применимы к природе, обществу, человеку и самой мысли.

Значение философии в жизни человека - Философское понимание мира, его основных типов и способов

Философское понимание мира, его основных типов и способов

Отделение умственного от физического труда, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой, а также стремление человека понять свое собственное существо, способствовали появлению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Появился принципиально иной тип мировоззрения, который по-другому уловил представления о мире и человеке, сформировавшиеся в мифологии и религии, и выработал принципиально иные пути понимания и решения проблем мировоззрения. Отличительной чертой философского мировоззрения стала абстрактно-концептуальная, а не чувственная и образная, как в других типах мировоззрения, форма овладения реальностью.

Однако отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного заключается не в форме, а в содержании овладения реальностью. В нем уже проводится различие между миром природы и обществом, человеческой агентурой и проявлением природных сил и явлений. Это стало возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если раньше исторические типы мировоззрения можно было определить как переживание человеком реальности и его бытия в ней, то философское мировоззрение — это размышление человека о том, что существует, это самоощущение.

Когда человек хочет понять смысл своей жизни, он не обращается к научным трактатам. Научные знания могут объяснить ему многое, но не через эти знания он приблизится к своим идеалам. Они лежат в другом самолете. Смысл жизни является существенной чертой философских знаний. Философия дает человеку возможность оказаться в безбрежном океане событий, глубже понять не только внешний мир, но и свой духовный мир, понять, какая у него судьба в потоке бытия. Ни одна другая наука не учит тому, каким человеком должен быть человек.

Объект и структура философских знаний

Проблема связи между мыслью и бытием лежит в основе философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют понять объект и структуру философии.

Что является объектом философии как таковой, без сравнения с наукой, искусством и политикой? Она исторически изменилась в тесной связи с развитием всех аспектов интеллектуальной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.

Рождение философии исторически совпадает с появлением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретических исследованиях. Сама философия возникла как первая историческая форма теоретических знаний. Первоначально философия ответила на вопросы, которые уже были подняты мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов уже отличался и основывался на теоретическом анализе этих вопросов в соответствии с логикой и практикой.

Первые мыслители древности в основном пытались понять происхождение различных природных явлений. Но в это время начинается разделение между различными областями зарождающегося знания. Отличная математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление и обогащение собственных философских концепций, возникали различные философские теории и направления. Философские дисциплины формировались как онтология, доктрина бытия или сущность всего сущего; гносеология, теория познания; логика, наука о формах правильного, т.е. последовательного, непротиворечивого, доказуемого мышления; философия истории; этика; эстетика.

С эпохи Возрождения, и особенно в XVII-XVIII веках, процесс разделения философии и специальных наук происходит несколько быстрее. Механика, физика, затем химия, биология, юриспруденция, политэкономика становятся самостоятельными отраслями научного знания. Это прогрессивное разделение труда в области научного знания качественно меняет роль и место философии в системе наук, ее отношение к частным наукам. Философия уже не занимается особыми проблемами механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а находит свою сферу проблем. Он исследует чрезвычайно общие характеристики как самого человека, так и условий его жизни и мира, в котором он живет.

Объект философии охватывает универсальное в материальном существе и универсальное, характеризующее целостное бытие человека. Но объект философии еще больше отличается от объекта частных наук, изучающих материальное существо и человека, тем, что представляет собой особое отношение человека к миру, мира к человеку.

Главный способ решения философских проблем — теоретическое мышление, основанное на всем опыте человека, на достижениях всех наук и культуры в целом.

Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества

Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизирует и развивается вместе с ней, и сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.

По-прежнему существует спор по проблеме философии науки. Широко распространены следующие точки зрения.

Философия — это наука об общих законах природы, общества и знания, или: философия — это наука о методах и формах знания, т.е. методология науки;

Философия — это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического);

Философия — это и наука, и мировоззрение, то есть в культуре, в интеллектуальной жизни общества философия выполняет функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в деятельности человека, в духовной культуре общества можно только в более широком социальном и историческом контексте, то есть не с точки зрения конкретной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и знаний.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время старается в максимально возможной степени выразить интересы субъекта (класса). Философия как система представлений о мире (в целом) участвует в идеологии и политике в классовом обществе. Следствием этого, по мнению ученых, является усиление конфронтации между отдельными философскими ориентациями. Поскольку философия связана с идеологией, ее содержание имеет идеологическую сторону, и философию можно рассматривать (в этом аспекте) как принадлежность к идеологии.

Философские вопросы являются неотъемлемой частью различных религиозных учений. Философию и религию, однако, не следует уравнивать, поскольку последняя не ограничивается философской рефлексией. Достаточно указать на ритуализм как на существенный ингредиент любой религии.

Не все поэты и писатели затрагивали философские проблемы в своих произведениях, и нет ни одного художественного произведения, полностью посвященного решению философских проблем. Тем не менее, религия и художественная литература играли и продолжают играть важную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии прошло через всю историю философии до настоящего времени.

Роль философии в развитии и жизни людей и обществ

Роль философии в развитии и жизни человека и общества философия через свою цель стремится проникнуть в суть мироздания и в его поисках граничит со всеми областями науки и искусства, с религией, помогая человеку познать мир и самого себя. Современная философия получила новую форму, расширив все ее основные функции и придав им актуальное творческое и практическое содержание. Основными достижениями современной философии являются цивилизованный подход к анализу социальных явлений и принцип мировоззрения, содержанием которого является понимание мира в связи с вовлечением человека как сознательного — активного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда была ведущей, и в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир отходит от капитализма и социализма, но необходимо сохранить все позитивное, созданное людьми на предыдущих этапах социального развития, и обогатить их анализом новых реалий жизни.

Человек, как мыслящая материя, все больше осознает себя как активный фактор социальной и природной среды, окружающей его, всего бытия в масштабах Вселенной. Это определяет представление о человеке как сознательном участнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на передний план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Все большее значение приобретает его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегуляции психической сферы, овладение знаниями о функционировании интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности.

Зарождающийся современный научный взгляд на мир также включает в себя достижения технических наук, которые в настоящее время обеспечивают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологий и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно знаменует появление новой формы философской мысли — современной философии. Освоение современной философской культуры повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет выработать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества к качественно новому витку развития социальных, духовных, культурных отношений — это на сегодняшний день лишь реальная возможность его выхода из глобального кризиса, но далекая от реализации. Трудности и опасности в реализации этой задачи исходят, прежде всего, от самого человека: низкий уровень сознания, непонимание обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений при их взаимодействии как специфических элементов единого мирового бытия. Человечество должно в полной мере овладеть достижениями духовной культуры, науки разумного управления и регулирования мировых процессов. Эта задача не может быть решена вне рамок современных философских знаний мира.

Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, а сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.

Философия — это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА


ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА


ПЛАН 1. Бытие. 2. Материя. 3. Сознание.


Онтологические вопросы ответы -ЧТО СУЩЕСТВУЕТ? -МИР -ГДЕ СУЩЕСТВУЕТ? -ЗДЕСЬ И ВЕЗДЕ -КАК ДОЛГО СУЩЕСТВУЕТ? -ТЕПЕРЬ И ВСЕГДА МИР ПРОТИВОРЕЧИВ, НО ЦЕЛОСТЕН -


МИР Галактика Метагалактика СВОЙСТВА • Бесконечность во времени • Беспредельность в пространстве • Многообразие и единство


Предельные характеристики мира необходимость единство и устойчивость упорядоченность совершенство гармония


БЫТИЕ Ú свойство мира существовать, обладать реальностью Ú предпосылка единства мира Виды реальности Объективная Субъективная чувственно воспринимаемая духовная, проявляющаяся через знаки, символы


небытие .


УРОВНИ БЫТИЯ по К. Попперу Все бытие и сущее согласно В великой, непрестанной тишине, Смотри туда участно, безучастно, - Мне все равно – вселенная во мне… Объективное духовное Прошедшее, грядущее- бытие над нами во мне, Все бытие и сущее застыло Субъективное бытие В великой, неизменной внутри нас тишине. (А. Блок) Материальное бытие вне нас


Бытие формы свойства Ú системность природные Ú универсальный эволюционизм Ú самоорганизация • технологизация социальные • институализация • глобализация • виртуализация, информатизация Ú инструментальность – материальная духовные значимость идей Ú влияние бессознательного Ú плюрализация+толерантность Ú меньшая устойчивость, больше гибкости,


Идеалистическая картина мира БЫТИЕ Материя- Мир вечных вещество, из неизменных идеаль- которого мировая ных сущностей, Мир окружающих душа творит вещи мир идей, новых нас вещей преходя- по образцам форм бытия щих, недолговечных, высшего бытия, бытие которых носит по образцам идей ущербный характер, это какое – то полубытие


МАТЕРИЯ (от лат. materia –вещество) -философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них материальные системы живая природа неживая природа общество


Атрибутивные свойства МАТЕРИИ Ú системность, структурная определенность Ú активность (движение) Ú самоорганизация Ú пространственно-временная форма существования Ú отражение Ú информативность


Структурные уровни материи космический макроскопический молекулярный атомный ядерный микроэлементарный субмикроэлементарный


ВИДЫ МАТЕРИИ вещество поле Прерывные (дискретные), Непрерывные, не имеющие массу покоя имеющие массы покоя образования образования -Макроскопические тела -Гравитационное -Молекулы Физический -Электромагнитное -Атомы вакуум -Ядерное -Ядра атомов Быть может эти электроны – -Элементарные частицы Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков. Еще, быть может, каждый атом- Вселенная, где сто планет. Там все, что здесь, в объеме сжатом, А также то, чего здесь нет (В. Брюсов)


Неоклассическая картина мира Ú Э. Резерфорд– планетарная модель, явление Э. Резерфорд радиоактивности, установление размера атома, открытие атомного ядра, протона. Ú А. Эйнштейн–теория относительности. А. Эйнштейн Ú Г. Минковский –представление о Минковский пространстве и времени как не существующих отдельно друг от друга характеристиках мира. Ú А. А. Фридман –модель расширяющейся А. А. Фридман Вселенной.


Научные открытия ХХ века Ú Э. Хаббл открыл наличие так называемого красного Э. Хаббл смещения в спектрах галактик и сформулировал закон, позволяющий установить скорость движения галактик относительно Земли и расстояние до этих галактик. Ú К. Саган разработал наглядную модель развития К. Саган Вселенной во времени, ориентированную на человека. Ú И. С. Шкловский поставил проблему жизни во всей И. С. Шкловский Вселенной.


ДВИЖЕНИЕ Ú Любые изменения материальных объектов, вызванные их взаимодействием количественные качественные с сохранением устойчивости объекта с разрушением объекта, переходом определенности в иное качество


Формы движения механическое физическое химическое биологическое социальное


Синергетика - – учение о самоорганизации любых систем Герман Хакен Ú САМООРГАНИЗАЦИЯ – спонтанный переход системы от менее сложных к более сложным формам организации Илья Пригожин


СВОЙСТВА СИСТЕМ Ú ОТКРЫТОСТЬ – способность обменивается веществом или энергией с внешней средой Ú НЕРАВНОВЕСНОСТЬ – неустойчивость, способность терять термодинамическое равновесие


Фазы развития системы плавная эволюция -линейные изменения предсказуемы -система подготавливается к критическому состоянию нелинейная эволюция -скачкообразный выход из критического состояния в точке бифуркации хаос раздваивается на разрушение и возникает вероятность нескольких созидание, из которых рождается путей дальнейшего развития порядок


ВРЕМЯ -длительность, скорость изменений, -последовательность состояний СВОЙСТВА: -анизотропность, -одномерность, -относительность


ПРОСТРАНСТВО - свойство объекта быть протяженным, занимать место относительно других, граничить с другими CВОЙСТВА -однородность, -изотропность, -трехмерность


Подходы к пониманию СОЗНАНИЯ объективный идеализм субъективный идеализм • разум – надындивидуальное • сознание индивида — есть един- явление, пребывающие ственная достоверная реальность, над бытием а материальный мир – его порождение материализм физикализм • сознание- свойство высо- • сознания как самостоятельной коорганизованной материи субстанции не существует, (мозга)отражать саму себя оно есть порождение материи, физиологический процесс


Теории происхождения сознания Ú Гилозоизм: Вся материя (живая и неживая) обладает чувственностью; одушевленность - свойство материи Ú Биологизм: сознание -порождение живой природы и присуще всем живым организмам Ú Материализм: сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами


Отражение Ú способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем


Виды отражения пассивное активное Механическое Физическое раздражимость чувствительность Химическое психика сознание


Психические явления (по Платону) мир чувств интеллект ощущения восприятия ум рассудок Ú ПСИХИКА - систематизация, осмысление ощущений, способность животных, особенно высших, моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход


Отличие сознания от психики высших животных Ú способность к мысленной абстракции, обобщениям Ú способность передачи мыслей, чувств и т. д. с помощью особой знаковой формы - языка Ú целенаправленность на предметно-практическую (преобразующую) деятельность Ú мысленное проектирование действий и предвидение их результатов


Свойства сознания идеальность интенциальность • лишенность массы, запаха, (от лат. intencio - стремление) неизменных размеров направленность на какой-либо • образность предмет идеаторность способность творить и воспроизводить идеи вне прямой связи с их прообразами


Предпосылки возникновения сознания человека биологические социальные развитие нервной системы, • предметно-практическая головного мозга деятельность человека • общение людей • членораздельная речь • Сознание человека обусловлено обществом, является его продуктом и помимо общества развиваться не может


Психические явления 1 1 бессознательные надсознание подсознание • способ приобщения к • система условно-рефлекторных информационно-смысловой действий, выработанных высшей реальности при формировании навыков (озарение, творческое вдохновение) (влечение, интуиция) 2 осознанные • абстрактное мышление, фиксируемое в понятиях, знаниях, оценках


Структура сознания знание воля • подтвержденное • целеустремленность на отражение выполнение каких-либо действительности действий эмоции • переживание отношения к миру


Формы сознания восприятие осмысление оценка воспоминание фантазирование жизненный опыт


Самосознание - вид сознания, предметом которого служит сам человек самооценка рефлексия познание себя, (лат. reflexio - обращение назад) отношение к своим качествам обращение сознания на самого и состояниям, возможностям, себя, размышление над своим физическим и духовным силам психическим состоянием

Читайте также: