Зачем человеку душа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Продолжаю рассказывать о Душе .В этой статье речь пойдет о том, зачем Души приходят в наш мир, чтобы жить здесь в физических телах.

О том, что такое Душа и как я ее вижу, я детально писала в прошлой статье. Ниже ссылка на неё - если не читали, советую прочитать перед этой статьей.

Душа человека : что это такое? Может ли она родиться или умереть?

А теперь перехожу к сегодняшней теме…

… Когда я написала о том, что Душа - это частица Бога, и она изначально совершенна, у многих читателей возник вопрос. Если все так и есть, зачем тогда Душам рождаться, к примеру, в нашем мире?

Зачем забывать, кто они есть, проходить долгий путь развития и ошибок? Зачем им жить в нашей реальности, полной боли и страдания? Неужели тут есть логика?

Я считаю - да, логика тут есть. Просто не совсем стандартная и привычная нам.

Мы ведь считаем так - любое действие имеет смысл, если приводит к улучшению чего нибудь. К примеру, нашего положения, ума, благосостояния и так далее. Ну или хотя бы поддержания на том же уровне.

Мы учимся, чтобы стать более образованными. Работаем, чтобы жить лучше. Вкладываем силы в отношения, чтобы они стали более гармоничными. Отдыхаем, чтобы стать более расслабленными и счастливыми. Да, эти наши желания не всегда сбываются, но мы СТРЕМИМСЯ к этому.

В нашем сознании как будто есть "прошивка" или программа, которая говорит нам не: любое действие должно приводить к результату, причем ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ для нас.

И вот мы применяем эту логику к знаниям о Душе, и что мы видим? Сплошной абсурд! Совершенная частица Бога зачем то "вляпывается" в земную жизнь и все её неприятности.

Это всё равно что жить в прекрасном и комфортном дворце, а потом взять и по своей воле переехать в трущобы.

Так это видится "с нашей колокольни". Но давайте попробуем подняться выше и применить другую логику.

На том уровне, где находится Душа, понятия пространства и времени не существует. Вернее даже так, Душа НАД всеми возможными измерениями, где есть пространство и время.

С уровня Души все варианты событий, все наши жизни видятся примерно как фильмы, записанные в памяти компьютера. Душа их все прекрасно знает, потому что исполняет в них главные роли, и по совместительству является режиссёром.

Как любой знатный "киноман" Душа владеет коллекцией фильмов разных жанров : здесь и комедии, и драмы, и ужасы, и артхаус - в общем коллекция обширная, почти бесконечная.

Поскольку любая Душа - это частица и дитя Бога, то она также является Создателем и Творцом.

Что же она создаёт? Как вы уже, наверное, догадываетесь - эти самые "фильмы". То есть свою собственную реальность, которая рождается её НАМЕРЕНИЕМ и ВОСПРИЯТИЕМ.

Поскольку на самом высоком уровне (то есть там, где она связана с Богом) возможности любой Души безграничны, то она может творить всё что угодно, и быть кем угодно.

А теперь попробуйте, хотя бы примерно, представить себе такое. Что у вас впереди - вечность, и ваши возможности - абсолютно безграничны.

То есть абсолютно ВСЁ, что вы хотите, даже самое нереальное и фантастическое, возьмёт и сбудется. Что бы вы сделали?

Очень многие люди, наверное, пожелали бы оказаться в высокоразвитом мире (скорее всего, не нашем). Где все живут долго и счастливо, где нет страданий - одно лишь счастье и любовь. И вот, допустим, это желание тотчас сбывается.

И вы действительно живёте счастливой жизнью без потрясений. Очень, очень, очень долго.

А что же потом. Я думаю, большинству рано или поздно такое состояние надоест - будет слишком благостно и скучно. Захочется чего нибудь эдакого, к примеру, приключений..

Поскольку впереди и позади - вечность, и любое желание сбывается, то это не проблема. Вы, к примеру, становитесь "космическим рыцарем", воюете со злом и защищаете добро.

Очень долго вас это вдохновляет, но потом и это начинает наскучивать. Вы беретесь за какую нибудь новую положительную роль, пока не перепробуете их ВСЕ.

Остаётся разве что. примкнуть к рядам " плохишей". То есть перейти на сторону тех, с кем вы сражались до этого.

И ещё одно уточнение - все это время, пока вы играете на стороне добра или зла, вы остаетесь высокоразвитым человеком. То есть понимаете кто вы, а главное - знаете, что можете абсолютно всё..

Но наступает тот момент, когда в этом "продвинутом" состоянии вы уже сыграли все роли. Побыли и Создателем, и Наблюдателем, и Разрушителем… Поскольку в запасе - бесконечность, то вы уже ВСЁ перепробовали.

Что же теперь остаётся? Правильно, только измениться для того, чтобы вступить в новый вид игры.

Стать тем, кто ничего не помнит, и каждый раз начинает всё сначала.

Тем, кто переживает множество чувств и состояний "в первый раз". Тем, кто живет в очень сложном и даже суровом, но все же интересном мире.

И так душа начинает "спускаться" из более развитых миров в более простые, вроде нашего. Туда, где люди мало знают и помнят о "себе настоящих", но при этом получают уникальный опыт.

Этот опыт пополняет " фильмотеку" Души и даёт ей раскрыть определенные грани личности и характера. И главное - сыграть много новых ролей..

Основное назначение Души - творить! Переживая реальность, она тем самым создаёт её, как будто снимает фильм.

Множество таких "фильмов" или индивидуальных реальностей накладываются друг на друга, и образуют коллективную реальность. То есть ту, в которой мы живём…

И сейчас мы смотрим и проживаем один из своих личных фильмов - нашу теперешнюю жизнь.

Кто-то считает что ему повезло, и его "кино" интересное и приятное. Другие наоборот, могут чувствовать себя героями драмы или ужастика, из которого хочется поскорее вырваться.

Тем не менее, для Души нет нужных и ненужных, плохих и хороших фильмов.

Её задача - творить свою реальность многогранной, то есть пережить ВСЕ состояния, и сыграть ВСЕ роли. И она, как хороший актёр, вкладывает в них свой талант и свою индивидуальность…

. Именно так, на мой взгляд, всё выглядит с более высокого уровня - уровня Души. Но я, конечно же, не навязываю никому свою точку зрения. А всего лишь делюсь своими взглядами…


Что такое душа? Откуда происходят души людей? Что о душе говорит Священное Писание? Из каких частей состоит душа? Как она соотносится с телом?

Что такое душа?

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Происхождение души

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Тайны мира и человека

Точно). Быть неодушевленным — то есть без души. Но я имела ввиду быть неживым, я думала , что без души это быть неживым. А они..все живые..они же живут. А что заставляет их быть живыми

Чтобы понять или ответить достаточно точно на данные вопросы, надо сначала понять и ответить на другие вопросы:

— а что такое тело?

— и главное,- что такое Душа человека?

Так что такое душа?

Душа человека, когда душа поёт Надо понять, прежде всего, что Душа человека может быть разной. Там нет иерархии, но есть разная степень вовлечённости (если можно так сказать)… а вот куда? Сейчас поймём. Душа человеческая это нечто, что как бы вхожа в тело, но, с другой стороны, телом она не является, иначе, мы не могли бы говорить о ней как о чём-то… внешнем телу? Или же не внешнее? Всё-таки внешнее. Внешнее по отношение к телу, и внешнее по отношению к чему-то, что мы считаем что это МЫ, или внешнее, по отношению. к самому себе, к своему, к нашему Я.

Как появляется душа у человека и зачем?

Зачем человеку дана Душа? : 4 комментария

Значит так, — Дух — это искра Бога, то есть часть его, то есть — и есть Он, Душа — Дух с опытом жизни, то есть индивидуальность самопознающая и саморазвивающаяся, она есть процесс познания Бога самого себя как части бесконечного процесса познания. Но есть биоболваники самовостроизводящиеся , с процессором в голове для разных нужд, скажем для создания препятствий в жизни, так как Душа в силу своей божественности имеет совесть, то есть систему предохранителей (условно), которые ее уберегают от ложных целей и обеспечивает жизнебезопасность в условиях проживания в дуальном (трехмерном мире). А без душных полно, — сами знаете ЧТО это за болванки….

Автор так и не дал ответ на им же поставленный вопрос-что такое душа. К тому же автор заблуждается в отношении понятия души. Комментатор serf yes уже ближе к понятию души, но у обоих понятия о рождении человека с душой неверны. Предлагаю более уточнённую концепцию души и более логичную. Итак: что нужно для воскресения? Логично предположить, что воскресение после смерти должно производиться на какой-то базе, оставшейся от человека. Что может остаться от человека после смерти? Тело- погибает и закапывается( хотя правильнее надо сжигать). Остаётся Душа, которая бессмертна, т.е. Не подлежащая разрушению (хотя и бессмертность определяется Верой в Бога. Душа неверующего человека не хранится) если Душа посмертии человека не разрушается, значит она состоит из энергий не нашего мира, в противном случае её давно бы уже обмерили, обвесили, разглядели и пр. Значит в её создании принимают участие энергии , неподвластные человеку, а это дух Бога и человеческий разум. Другого мы не знаем. В процессе проживания дух Бога с помощью разума создаёт отдельную энергетическую структуру, которая является копией решений и действий человека в этом мире-это как текст и фото записывается на жёсткий диск в компьютере. ( люди полагают, что буковки в компьютере просто запоминаются. Фактически каждая буковка переводится в числовой код). Вот эта копия в энергетической форме и называется душой. Душа практически не принимает участия в жизни человека-она нужна для воскресения . И ещё-душа начинает формироваться в человеке примерно с 6 летнего возраста, с момента внедрения в человека духа Бога. Вот как-то так.

Зачем человеку Душа какую она несёт функцию в человеческом теле. Ведь Душа не несёт ни какой информации и её задача работать в организме Человека как источник Энергии. Если Душу взять за аксиому то это источник энергии имеющего определённые параметры. его можно заряжать то многое становиться понятным. В Крестьянской религии есть такие понятия РАЙ-Чистилище -Ад. Этот аналог есть в любой мастерской по ремонту Аккумуляторов или других восстанавливающих источников энергии. Душу (аккумулятор) приглашают в чистилище ( в мастерскую определяют их изношенности и ОСТАТОЧНУЮ ЭНЕРГИЮ). Если они не подлежат восстановлению Душу отправляют в гиену огненную на переплавку, аккумулятор в печи плавильные. Если Душу и аккумулятор есть возможность восстановить Душу в Рай, Аккумулятор на зарядку. Почему нам простым людям Иерархи церкви говорят берегите Душу. У людей возникает вопрос ДЛЯ кого, Душу человек сберёг но личность на Земле исчезает её закопали. Видимо в природе Душа переходит в другое тело. То есть в природе существует Ре инкарнация. Появляется новая личность с это Душой с чистым листом но в новом теле. Так как нас просят сохранить Душу видимо там с производство Душ напряг.

Душа – это то, что болит у чело­века, когда все тело здо­рово.
Ведь гово­рим же мы (и ощу­щаем), что не мозг болит,
не сер­деч­ная мышца – душа болит.
диакон Андрей

Душа́ — 1) состав­ная, суб­стан­ци­о­наль­ная часть чело­ве­че­ской сущ­но­сти, обла­да­ю­щая свой­ствами, отоб­ра­жа­ю­щими Боже­ствен­ные совер­шен­ства ( Быт.1:26 ); 2) отлич­ная от тела часть чело­ве­че­ской ипо­стаси ( Быт.2:7 ); 3) чело­век ( Быт.46:26 ); 4) живот­ное ( Быт.1:24 ) и его жиз­нен­ная сила ( Быт.1:30 ).

dusha - Душа

Иногда тер­мины дух и душа могут исполь­зо­ваться как сино­нимы.

Душа чело­века само­сто­я­тельна, поскольку, по слову св. Фео­фана Затвор­ника, она не есть про­яв­ле­ние иной сущ­но­сти, иного суще­ства, а сама есть источ­ник явле­ний от нее исхо­дя­щих.

Душа чело­века сотво­рена бес­смерт­ной, поскольку не уми­рает подобно телу, пре­бы­вая в теле, может раз­лу­чаться с ним, хотя подоб­ное раз­лу­че­ние и про­ти­во­есте­ственно душе, есть печаль­ное след­ствие гре­хо­па­де­ния. Душа чело­века есть лич­ность, ибо сотво­рена как непо­вто­ри­мое и уни­каль­ное личное суще­ство. Душа чело­века разумна и сво­бодна, ибо обла­дает разум­ной силой и сво­бод­ной волей. Душа чело­века отлична от тела, поскольку не обла­дает свой­ствами види­мо­сти, ося­за­е­мо­сти, не вос­при­ни­ма­ется и не позна­ется телес­ными орга­нами.

Душа не суще­ствует до зача­тия чело­века, не имеет пред­веч­ного суще­ство­ва­ния, не может пере­во­пло­щаться, но после физи­че­ской смерти (раз­лу­че­ния с телом) пред­стает на част­ный суд Божий и до общего вос­кре­се­ния и Страш­ного суда нахо­дится в ожи­да­нии своей вечной участи.

Говоря о чело­ве­че­ской душе, свв. Отцы делали два важных уточ­не­ния.

Во-первых, они выде­ляли в чело­ве­че­ской душе особую спо­соб­ность к позна­нию Бога, назы­вая ее духом. Именно в этой спо­соб­но­сти они видели отли­чие душев­ной жизни чело­века от пси­хи­че­ской жизни, свой­ствен­ной живот­ному миру.

Три силы души

В стро­е­нии души свв. Отцы выде­ляют три силы (спо­соб­но­сти) – разум­ную, раз­дра­жи­тель­ную и вожде­ле­ва­тель­ную (ум, чув­ства и волю).

Вожде­ле­ва­тель­ная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также назы­ва­ется жела­тель­ной (поже­ла­тель­ной) или дея­тель­ной. Она поз­во­ляет душе стре­миться к чему-либо или отвра­щаться от чего-либо. К вожде­ле­ва­тель­ной части души отно­сится воля, кото­рой свой­ственно дей­ство­вать.

Все силы души суть сто­роны ее единой жизни. Они неот­де­лимы друг от друга и непре­станно вза­и­мо­дей­ствуют. Наи­боль­шего един­ства они дости­гают, когда под­чи­ня­ются духу, сосре­до­та­чи­ва­ясь на созер­ца­нии и позна­нии Бога. В этом позна­нии, по слову св. Симеона Нового Бого­слова, от их раз­де­ле­ния не оста­ется и следа, они пре­бы­вают в един­стве подобно един­ству Святой Троицы.

Душа и тело чело­века

Свой­ства и каче­ства. Душа чело­века:

  1. Само­сто­я­тельна.
  2. Целостна (нераз­де­лима на части: ум, чув­ство и волю).
  3. Нема­те­ри­альна, бес­те­лесна.
  4. Обла­дает сво­бо­дой воли.
  5. Дея­тельна.
  6. Не имеет пола и не явля­ется дву­по­лой.
  7. Бес­смертна по бла­го­дати Божьей.
  8. Сотво­рена из ничего.
  9. Разумна.
  10. Обла­дает само­со­зна­нием.

На чём осно­вано пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века (душа и тело)?

Пра­во­слав­ное учение о дву­со­став­но­сти чело­века осно­вано на прямых сви­де­тель­ствах Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния.

О том, что душа — не про­дукт жиз­не­де­я­тель­но­сти тела (цен­траль­ной нерв­ной системы), ясно сооб­ща­ется в притче о богаче и Лазаре, из кото­рой сле­дует убе­ди­тельно, что после раз­лу­че­ния с телом (то есть после физи­че­ской смерти чело­века) душа про­дол­жает жить, причём, жить созна­тель­ной жизнью. Так, душа богача, пре­бы­вая в аду, узнаёт души Авра­ама и Лазаря (послед­ние нахо­дятся в особой обла­сти — лоне Авра­амо­вом) ( Лк.16:23 ), ведёт с душой Авра­ама беседу ( Лк.16:24-26 ), ощу­щает муче­ние и испы­ты­вает осо­знан­ное жела­ние облег­чить свои муки ( Лк.16:24 ), стре­мится про­явить заботу о живу­щих земной жизнью бра­тьях ( Лк.16:27-31 ).

С верой в загроб­ное суще­ство­ва­ние душ свя­зана прак­тика молит­вен­ного поми­но­ве­ния усоп­ших, а также прак­тика молит­вен­ного обще­ния веру­ю­щих с почив­шими о Гос­поде свя­тыми. Таким обра­зом, отри­ца­ние в чело­веке суб­стан­ци­о­наль­ной души явля­ется гру­бей­шим про­тив­ле­нием против Пра­во­сла­вия, против Церкви.

Поня­тие души

Душа есть сущ­ность живая, про­стая и бес­те­лес­ная, по при­роде своей неви­ди­мая для телес­ных глаз, разум­ная и мыс­ля­щая. Не име­ю­щая формы, поль­зу­ю­ща­яся снаб­жен­ным орга­ном – телом, предо­став­ля­ю­щая ему жизнь и воз­рас­та­ние, чув­ство­ва­ние и порож­да­ю­щая силу. Име­ю­щая ум, но не иной, по срав­не­нию с ней самой, а как чистей­шую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она само­власт­ная и спо­соб­ная желать и дей­ство­вать, измен­чи­вая, т.е. доб­ро­вольно меня­ю­ща­яся, поскольку сотво­рена. Полу­чивши все это по при­роде от бла­го­дати Создав­шего ее, от Кото­рого она и полу­чила свое бытие.

Об оккульт­ных тех­но­ло­гиях, свя­зан­ных с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом

Если мы обра­тимся к свя­то­оте­че­скому насле­дию, то увидим, что обычно в душе выде­ляют три основ­ные силы: ум, волю и чув­ства, кото­рые про­яв­ля­ются в разных спо­соб­но­стях – мыс­ли­тель­ной, жела­тель­ной и вожде­ле­ва­тель­ной. Но при этом надо пони­мать, что у души есть и другие силы. Все они раз­де­ля­ются на разум­ные и нера­зум­ные. Нера­зум­ное начало души состоит из двух частей: одна непо­слушно разум­ная (разуму не пови­ну­ется), другая послушно разум­ная (пови­ну­ется разуму). К высшим силам души отно­сятся ум, воля и чув­ства, а к нера­зум­ным отно­сятся жиз­нен­ные силы: сила серд­це­би­е­ния, семен­ная, воз­рас­та­тель­ная (кото­рая обра­зует тело) и т.д. Дей­ствие силы души ожив­ляет тело. Бог созна­тельно сделал так, чтобы жиз­нен­ные силы были непод­властны разуму, чтобы чело­ве­че­ский разум не отвле­кался на управ­ле­ние серд­це­би­е­нием, дыха­нием и т.д. Суще­ствуют разные тех­но­ло­гии, свя­зан­ные с управ­ле­нием чело­ве­че­ским телом, кото­рые пыта­ются повли­ять на эту жиз­нен­ную силу. Чем уси­ленно зани­ма­ются йоги: они пыта­ются кон­тро­ли­ро­вать серд­це­би­е­ние, изме­нять дыха­ние, кон­тро­ли­ро­вать внут­рен­ние про­цессы пище­ва­ре­ния и страшно этим гор­дятся. На самом деле гор­диться здесь абсо­лютно нечем: Бог созна­тельно осво­бо­дил нас от этой задачи, и зани­маться этим глупо.

Пред­ставьте себе, что, помимо вашей обыч­ной работы, вас заста­вят выпол­нять работу ЖЭКа: орга­ни­зо­вы­вать вывоз мусора, пере­кры­вать крышу, кон­тро­ли­ро­вать подачу газа, элек­тро­энер­гии и т.д. Сейчас многие люди в вос­торге от всяких оккульт­ных, эзо­те­ри­че­ских искусств, они гор­дятся тем, что в какой-то сте­пени овла­дели регу­ли­ров­кой этой жиз­нен­ной силы души, кото­рая непод­властна разуму. Фак­ти­че­ски они гор­дятся тем, что поме­няли работу пре­по­да­ва­теля уни­вер­си­тета на работу ассе­ни­за­тора. Это свя­зано с глупой идеей, что будто бы разум лучше спра­вится с телом, чем нера­зум­ная часть души. Я отвечу, что на самом деле спра­вится хуже. Давно известно: всякие попытки раци­о­нально постро­ить жизнь при­во­дят к очень нера­ци­о­наль­ным послед­ствиям. Если мы пыта­емся силу нашего разума обер­нуть на то, чтобы пра­вильно управ­лять нашим телом, полу­чится полная глу­пость.

Зачем Анто­ний Вели­кий гово­рил, что монах должен даже на коли­че­ство капель воды, кото­рые выпьет, взять бла­го­сло­ве­ние? Для того, чтобы мак­си­мально осво­бо­дить разум монаха от жиз­нен­ных забот. Задача послу­ша­ния – это прямая про­ти­во­по­лож­ность йоге. Если йог или оккуль­тист пыта­ются своим телом управ­лять при помощи разума, то пра­во­слав­ный монах пол­но­стью высво­бож­дает свой разум от заботы о теле, чтобы пере­клю­чить его весь на Бога.

О душе Бого­че­ло­века Иисуса Христа

По чело­ве­че­ской при­роде Хри­стос обла­дал телом и душой. Поскольку чело­ве­че­ская и Боже­ская при­роды соеди­нены в Лице (Лич­но­сти) Сына Божьего, постольку можно утвер­ждать, что душа Христа — душа вопло­тив­ше­гося Сына Божьего.

Суще­ствуют ли непри­ка­ян­ные души, кото­рые вынуж­дены ски­таться по земле, не находя покоя?

Читайте также: