Заблуждения включающие в себя некоторую долю правды самые опасные смысл кратко

Обновлено: 02.07.2024

некоторую долю правды, самые опасные.

Адам Смит
Истину нужно постоянно повторять, поскольку

постоянно вокруг нас

проповедуется заблуждение.
Иоганн Вольфганг Гёте
ОТ АВТОРА
Я не случайно привёл высказывания великих о заб-

луждении и истине. Трудно не согласиться с этими

суждениями, когда ежедневно сталкиваешься с инфор-

мационными и политическими технологиями, с помо-

щью которых огромные массы людей вводятся в заб-

луждение и в конечном итоге бессовестно использу-

ются в экономических или политических интересах. Та

деятельность, о которой я собираюсь говорить, прямо

не влияет на политическую жизнь общества, но она

занимает определённое место в социальной сфере, ока-

зывает определённое влияние на формирование обра-

за мышления и поведение многих молодых людей. По-

этому очень важно из потока информации на обсуж-

даемую тему отделять истинную, дабы, ошибившись

однажды, не находиться в постоянном заблуждении.

Кроме того, вокруг каратэ, исторические сведения о

котором изобилуют мифами и легендами, напущено

столько тумана, что настало время его развеять и на-

звать вещи своими именами.
В этой работе не ставится задача строгого научно-

методического обоснования принципов обучения или

конкретизации действий, составляющих суть приёмов

каратэ. Основная цель — показать ложность существу-

ющих представлений о каратэ, ошибочность в понима-

нии практической сути и в обобщённом плане пока-

зать основные моменты многолетней деятельности в

боевом искусстве каратэ.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1.1. Сложившиеся представления

о каратэ
Никто не станет оспаривать тот факт, что каратэ в

современном обществе занимает место, которое даёт

основания рассматривать его как общественное явле-

ние. Взоры очень многих людей обращены к каратэ, и,

пожалуй, в мире нет человека, который не слышал бы

этого слова и не имел суждения на эту тему.
Одни считают это явление одиозным и даже антиоб-

щественным, другие искренне верят в тайные знания

монастыря Шаолинь и секретные приёмы рукопашного

боя, кто-то видит в каратэ физкультурный аспект и «доб-

спортивное единоборство, в котором спортсмены долж-

ны обмениваться условными ударами руками и ногами.

Противоречивое отношение общества к каратэ не вызы-

вает удивления, поскольку само это явление весьма про-

тиворечиво. Судите сами, вся философия боевых ис-

кусств Востока пронизана гуманизмом и заботой о нрав-

ственности, в то время как приёмы боя по своему содер-

жанию очень далеки от гуманистических идей и направ-

лены на уничтожение человека. Примитивное толкова-

ние существующего противоречия, которое выразилось

в оправдании убийства ради идей гуманизма, и неверное

представление о каратэ как о единоборстве только уда-

рами рук и ног ещё в начале XX века ввели в заблужде-

ние западное сознание, которое до сих пор находится в

этом состоянии. Японская же политика того времени, на-

правленная на поддержание этого заблуждения, на мно-

го лет вперёд определила характер развития каратэ в мире.

Именно в силу ложных представлений очень часто с этим

единоборством отождествляют любое характерное шеве-

ление руками и ногами.
Так сложилось, что последние лет пятьдесят каратэ

в мире развивается преимущественно под влиянием за-

падного менталитета. Это может показаться странным,

но только на первый взгляд, а по существу в этом есть

своя интрига. Вся или почти вся информация о каратэ

приходит к нам уже адаптированной под европейское

мышление, следовательно, и представления о боевых

искусствах в целом и о каратэ в частности у нас фор-

мируются согласно общеевропейским стандартам. По-

этому нет ничего удивительного в том, что наиболее

распространённое среди обывателей представление о

каратэ это как о грубой и жестокой драке. Западная ки-

ноиндустрия своими многочисленными боевиками,

примитивно продублированными нашими отечествен-

ными сериалами, в части, касающейся сцен драк, уже

рый, используя приёмы каратэ (иногда айкидо), ради

торжества гуманизма (спасения Америки или всего че-

ловечества, реже за поруганную честь) ломает позво-

ночники, конечности, молотит ногами по лицу и тому

подобное. Поскольку общество потребляет эту продук-

цию в избытке, на выходе мы уже имеем не обезличен-

рые с невозмутимым видом могут забить ногами свое-

го одноклассника или партнёра по бизнесу. Знающе-

му человеку очевидно, что всё это к боевому искусст-

ву никакого отношения не имеет, однако убедить в этом

обывателя весьма затруднительно.

Навязывается и другая точка зрения, рассчитанная

на любителей эзотеризма. В этом случае содержание

каратэ представляется как система тайных знаний древ-

них мастеров, а владеющий этими знаниями приобре-

тает сверхъестественные возможности в поединке, сле-

довательно, и превосходство над другими людьми. По-

добные представления достаточно распространены, и

многие дельцы, которых становится всё больше и боль-

ше, этим успешно пользуются, наживаясь на наивности

и неосведомлённости людей. Реально же в каратэ нет

ничего тайного, но есть нечто, что трудно достичь, по-

скольку процесс совершенствования и расширения соб-

ственных возможностей связан с многолетней и еже-

дневной работой над собой, с вопросами методики и вы-

бора направленности приложения усилий. Пропаганда

ложных представлений о каратэ дезориентирует людей,

вследствие чего и формируется ошибочное мнение о

каратэ и боевых искусствах в целом.

Наиболее популярно, особенно среди молодёжи,

представление о каратэ как о спортивном единоборстве.

Более подробно тема спортивного каратэ будет рассмот-

рена отдельно, здесь же речь идёт об истинности того

или иного представления, что именно общество пони-

населения под каратэ понимает именно то, что мы все

видим на спортивных площадках во время проведения

соревнований. Это и есть самое опасное заблуждение.

Спортивное каратэ имеет внешнюю привлекательность

и правдоподобность в силу того, что в этот вид двига-

тельной активности привнесены отдельные элементы и

атрибуты каратэ реального. Присутствие правдоподоб-

ности вместе со сложившимся представлением о высо-

кой эффективности каратэ как боевой системы форми-

рует у спортсменов ложное ощущение наличия качеств,

необходимых для ведения реального боя. Методы же

тренировки и способы выполнения приёмов, характер-

ных для спортивного каратэ, формируют устойчивые

навыки, неприемлемые даже для бытовой драки, не го-

воря о реальном боевом столкновении. Позже я дам на-

учное обоснование этого тезиса, здесь же хочу подчерк-

нуть опасность несоответствия субъективных ощуще-

ний и реальных возможностей, которое уже не раз под-

водило молодых спортсменов, а в ряде случаев приво-

дило к печальным последствиям.

Несмотря на очевидные противоречия, интерес к ка-

ратэ в обществе не угасает, более того, он активно под-

держивается киноиндустрией, средствами массовой

информации, периодически всплывающими слухами

о признании каратэ олимпийским видом спорта, име-

нитыми японскими мастерами, время от времени со-

вершающими турне по странам и континентам. Но все

эти внешние проявления к БОЕВОМУ ИСКУССТВУ

по большому счёту никакого отношения не имеют, в

чём и заключается парадокс — практически всё совре-

менное каратэ, вокруг которого осуществляется офи-

циальная деятельность, собственно боевым искусством

не является. Существующие сегодня в обществе пред-

ставления об этом явлении ошибочны, а главная про-

видим на спортивных площадках во время проведения

соревнований. Это и есть самое опасное заблуждение.

Спортивное каратэ имеет внешнюю привлекательность

и правдоподобность в силу того, что в этот вид двига-

тельной активности привнесены отдельные элементы и

атрибуты каратэ реального. Присутствие правдоподоб-

ности вместе со сложившимся представлением о высо-

кой эффективности каратэ как боевой системы форми-

рует у спортсменов ложное ощущение наличия качеств,

необходимых для ведения реального боя. Методы же

тренировки и способы выполнения приёмов, характер-

ных для спортивного каратэ, формируют устойчивые

навыки, неприемлемые даже для бытовой драки, не го-

воря о реальном боевом столкновении. Позже я дам на-

учное обоснование этого тезиса, здесь же хочу подчерк-

нуть опасность несоответствия субъективных ощуще-

ний и реальных возможностей, которое уже не раз под-

водило молодых спортсменов, а в ряде случаев приво-

дило к печальным последствиям.
Несмотря на очевидные противоречия, интерес к ка-

ратэ в обществе не угасает, более того, он активно под-

держивается киноиндустрией, средствами массовой

информации, периодически всплывающими слухами

о признании каратэ олимпийским видом спорта, име-

нитыми японскими мастерами, время от времени со-

вершающими турне по странам и континентам. Но все

эти внешние проявления к БОЕВОМУ ИСКУССТВУ

по большому счёту никакого отношения не имеют, в

чём и заключается парадокс — практически всё совре-

менное каратэ, вокруг которого осуществляется офи-

циальная деятельность, собственно боевым искусством

не является. Существующие сегодня в обществе пред-

ставления об этом явлении ошибочны, а главная про-

нескольких столетий на Рюкю (старинное название

Окинавы) под влиянием китайских мастеров кулачно-

го боя, вобрал в себя все качества, присущие восточным

боевым искусствам, и использовался как часть системы

подготовки гвардейцев рюкюкского монарха. Утверж-

дения о том, что каратэ вышло из народной среды в ре-

зультате проведения на Рюкю курса запрещения ору-

жия и являлось средством сопротивления гнёту, кажут-

ся мне безосновательными, так как у ремесленников и

крестьян Рюкю оружия не было никогда. Курс запре-

щения оружия касался в основном знати и был направ-

лен на централизацию власти на Рюкю. Однако подоб-

ные утверждения легли в основу официальной версии

о возникновении каратэ. В действительности прототи-

пом того, о чём мы имеем сегодня представление, явля-

ется тодэй — боевое искусство, которое культивирова-

лось в среде воинского сословия Рюкю и никогда не

было уделом простолюдинов. Это важно понять, чтобы

разобраться в сути современного каратэ.
Одним из последних носителей исконного воинско-


Шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете — под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750—1751 годах.

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Некоторые распространённые заблуждения

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Заблуждение" в других словарях:

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер. В плане индивидуальном З. означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, такое несоответствие может… … Философская энциклопедия

Заблуждение — Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Заблуждение * Ошибка Заблуждение Заблуждение неразрушимо: слишком многие находят в нем свою выгоду. •Буаст Одно из величайших… … Сводная энциклопедия афоризмов

заблуждение — Ошибка, погрешность, неправильность, ложь, ересь. Ср … Словарь синонимов

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — термин, употребляемый в гражданском праве для обозначе ния неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило.При заключении сделки под влиянием ЗАБЛУЖДЕНИЯ воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об… … Финансовый словарь

заблуждение — Термин, употребляемый в гражданском праве для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. Закон не устанавливает, в каких случаях заблуждение признается существенным, это решается судом или арбитражем.… … Справочник технического переводчика

Заблуждение — (англ. error, mistake, misconception, delusion; фр. donner le change ввести в заблуждение) в гражданском праве неправильное представление лица о совершенной им сделке. При заключении сделки под влиянием 3. воля заблуждавшегося формируется под… … Энциклопедия права

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — термин, употребляемый в гражданском праве; обозначает неправильное представление лица о сделке, в которую оно вступило. Воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для… … Юридический словарь

Заблуждение — в гражданском праве обозначение неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЗАБЛУЖДЕНИЕ — ЗАБЛУЖДЕНИЕ, я, ср. 1. Состояние того, кто заблуждается, ошибается. Ввести в з. Впасть в з. 2. Ложное мнение. Распространённое з. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Никогда незнание не делает зла; пагубно только заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими.

Одно из величайших заблуждений — это думать, что все чувствуют, видят и мыслят точно так же, как и мы.

Душа извлекает для себя пользу решительно из всего. Даже заблуждения, даже сны — и они служат её целям: у нее все пойдет в дело, лишь бы оградить нас от опасности и тревоги.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

…и даже допускал, что самые заблуждения людей не всегда должны иметь непременным последствием расстреляние.

Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.

В былое время софисты обращались к небольшому числу людей, ныне периодическая печать позволяет им вводить в заблуждение целую нацию, здравомыслящие же органы не находят отклика.

Все на свете любят игру; и люди самые благоразумные охотно отдаются ей, пока не увидят всех сопряженных с нею насилий, уловок, заблуждений, потери денег и времени, пока не поймут, что на нее можно затратить всю жизнь.

Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку божество указало общую цель — облагородить человечество и самого себя…Божество никогда не оставляет совершенно смертного без руководителя; оно говорит тихо, но уверенно.Но это — легко заглушаемый голос…Мы должны поэтому серьёзно взвесить, действительно ли нас воодушевляет избранная профессия, одобряет ли её наш внутренний голос, не было ли наше воодушевление заблуждением, не было ли то, что мы считали зовом божества, самообманом.

Бюрократия есть круг, из которого никто не может выскочить. Её иерархия есть иерархия знания. Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение.

Общество все-таки больше выигрывает от заблуждения человека, который после долгого изучения и приготовления думает самостоятельно, чем от верных мнений тех людей, которые исповедуют их только потому, что не позволяют себе думать.

Первоначально чье-либо личное заблуждение становится общим, а затем уж общее заблуждение становится личным. Вот и растет постройка, к которой каждый прикладывает руку так, что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний человек, узнавший о нем, — гораздо более убежденным, чем первый.

Те, которые вменяют людям в вину их всегдашнее влечение к будущему и учат хвататься за блага, даруемые нам настоящим, и ни о чем больше не помышлять, — ибо будущее ещё менее в нашей власти, чем даже прошлое, — затрагивают одно из наиболее распространенных человеческих заблуждений, если только можно назвать заблуждением то, к чему толкает нас, дабы мы продолжали творить её дело, сама природа; озабоченная в большей мере тем, чтобы мы были деятельны, чем чтобы владели истиной, она внушает нам среди многих других и эту обманчивую мечту.

Если вы смотрите на что-нибудь обоими глазами, вы не ученый и можете впасть в заблуждение, но если вы один глаз закроете и поставите между другим глазом и объектом наблюдения микроскоп, то вы непогрешимы. (Все люди — враги)

Забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности.

Похожие цитаты:

Истина так нежна, что, чуть только отступил от неё, — впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине.

Современные авторы склонны вводить различие между либерализмом и демократией. Похоже, у них нет ясного представления ни о том, ни о другом.

Когда выйдешь из круга ошибок и заблуждений, внутри которого совершаются поступки, занять какую-либо позицию становится почти невозможно. Для всего — для утверждения и даже для отрицания — нужна хоть капля глупости.

Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда — ложный постулат реального равенства людей.

Образ Христа — для меня главное, что я должен ввести в сознание детей, и я стремлюсь к тому различными путями.

Обратным к верному утверждению является ложное утверждение. Однако обратным великой истины может оказаться другая великая истина.

Совесть человека может заблуждаться, но сам человек может и не быть бессовестным, точно так же как можно обладать ложным вкусом, не впадая в безвкусицу.

Суеверие опасно, допускать его существование — в этом даже есть известная трусость. Относиться к нему терпимо — не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья? Суеверие ослабляет, оглупляет.

Вводить законы, противоречащие законам природы, — значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать.

Читайте также: