Юсуп хаппалаев биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Соч.: Зид ва ччаву, МахІачкъала, 1944; Зунттал балайрду, МахІачкъала, 1948; Дусшиврул балайрду, МахІачкъала, 1953; Интнил назмурду, МахІачкъала, 1956; Шугълурду ва оьрму, МахІачкъала, 1965; Язимий, МахІачкъала, 1968; Асардал синтту,

МахІачкъала, 1972; в рус. пер. — Звезды счастья, Махачкала, 1950; Горячее сердце друга. [Предисл. М. Амаева], Махачкала, 1959; Я песчинка с горы, М., 1969; Кремень и фиалка, М., 1970.

Лит.: Гусейнаев А., Юсуп Хаппалаев, в его кн.: История дагестанской сов. лит-ры, т. 2, Махачкала, 1967; Султанов К., Юсуп Хаппалаев, в кн.: Певцы разных народов, Махачкала, 1971.


Поэт и переводчик Юсуп Рамазанович Хаппалаев родился 22 июня 1916 года в дагестанском селении Хурукра. Жители этого аула славились и славятся как ремесленники – златокузнецы, часовщики, медники. Высоко ценится здесь и поэтическое слово. Так что Юсуп Хаппалаев вырос среди людей, беззаветно влюблённых в труд и песню.

Он окончил Кази-Кумухское педагогическое училище, учился в Дагестанском педагогическом институте и заочно – в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Работал учителем в селе, директором школы, редактором районной газеты. Член Союза писателей СССР с 1935 года. Во время Великой Отечественной войны был комиссаром строительного батальона на сооружении оборонительных рубежей.

Хаппалаев Юсуп Рамазанович – народный поэт Дагестана. Родился 22 июня 1916 года в дагестанском селении Хурукра. Окончил Кази-Кумухское педагогическое училище, учился в Дагестанском педагогическом институте, заочно учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Работал учителем в селе, директором школы, ответственным секретарем и редактором районной газеты. Был ответственным секретарем Правления Союза писателей Дагестана. Член Союза писателей СССР с 1935 года.

В годы Великой Отечественной войны был комиссаром строительного батальона на сооружении оборонительных рубежей.

Юсуп ХАППАЛАЕВ – НА СТАРОМ ПОГОСТЕ

На старом погосте могильные камни
Беседуют тихо с седыми веками.
А тем семенам, что под спудом хранятся,
Увы, из земли никогда не подняться.

Ах, добрые люди, чудесные люди!
Ни ветер, ни град вас уже не разбудят…
Зачем вы лелеяли землю руками,
Коль скоро она принесла эти камни?

О, предки мои и ровесники тоже —
Я вечный покой ваш на миг потревожу.
Когда бы из почвы всходили мечты,
Какие бы здесь распустились цветы!

Ах, если бы ваши сердца золотые
Могли превратиться в колосья литые,
Какой бы тут славный взошел урожай,
Навеки прославив наш маленький край.

А если бы ваши святые надежды
Могли бы из тьмы появиться кромешной,
Такие бы здесь зашумели сады,
Что некуда было б девать нам плоды.

Но тихо вокруг… Никого не дозваться…
Лишь ветер качает верхушки акаций,
Да горная речка журчит под горой
О жизни и только о жизни одной.

Лакская литература имеет свою богатую и глубокую историю. Она развивалась на арабском, русском и с XVII века — на родном языках и представлена творчеством Гасана Гузунова, Саида Габиева, Гаруна Саидова, Курди Закуева, Муэддина Чаринова, Ибрагим-Халила Курбаналиева, Абуталиба Гафурова, Эффенди Капиева, Магомед-Загида Аминова и других поэтов, писателей, драматургов.

В послевоенные годы в лакской литературе развиваются жанры повести, романа (М.Башаев, А. Мудунов).

Особенно богато представлена поэзия (А.Гафуров, М.Магомедов, А. Гусейнаев, Б. Рамазанов, Н.Юсупов). Поэзия обогащалась новыми темами, образами, изобразительно-выразительными средствами. От риторики и голой агитки она переходила к конкретно-изобразительному принципу отражения действительности, к созданию зримо-осязательных картин и образов. В этом процессе большую роль сыграл Народный поэт Дагестана Юсуп Хаппалаев.

Юсуп Рамазанович Хаппалаев родился в 1916 году в лакском селении Хурукра в семье крестьянина. Он рано лишился отца и встал на ноги благодаря стараниям матери. В 1933 году Юсуп окончил Кумухское педагогическое училище, работал учителем и директором сельской школы, в редакции районной газеты "Новый путь", в Дагестанском государственном издательстве.

Happalaev Jusup Ramazanovich

В годы Великой Отечественной войны Юсуп Хаппалаев становится комиссаром батальона трудовой армии. После войны работает старшим редактором Дагестанского радио. В 1957 году Хаппалаев окончил Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. В 1958—1964 годах работал ответственным секретарем Союза писателей Дагестана. Позже он стал заведовать отделом литературы и искусства журнала "Советский Дагестан".

Писать стихи Хаппалаев начал еще в школьные годы. Свои первые произведения он публикует на страницах районной газеты "Новый путь". На его творчестве сказалось благотворное воздействие поэзии Саида Габиева, Муэддина Чаринова, Эффенди Капиева, Абдурахмана Омаршаева, Ибрагим-Халила Курбаналиева, с которыми поэт был лично знаком. Дебют Юсупа в поэзии был столь успешным, что он стал делегатом Первого съезда писателей Дагестана (1934) и уже в 1935 году был принят в члены Союза писателей СССР. В 1966 году Хаппалаеву присвоено почетное звание Народного поэта Дагестана. В 1977 году присуждена республиканская премия имени Сулеймана Стальского.

Диапазон творчества Хаппалаева довольно широк, он создает стихи, поэмы, пишет литературоведческие статьи. Основные его произведения опубликованы в книгах на лакском языке: "Просторы любви", "Ненависть и любовь", "Горы поют", "Раздумья и жизнь", "Избранное". В 1990 году был издан его однотомник "Удавшаяся песня". На русском языке опубликованы сборники "Горячее сердце друга", "Семена ложатся в борозду", "Избранное" и другие.

Значительное внимание поэт уделяет переводам стихотворений и поэм на лакский язык. Благодаря его переводам лакский народ познакомился с эпосом армянского народа "Давид Сасунский", поэмой классика грузинской литературы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре", над переводом которой Хаппалаев трудился без малого двадцать лет. Им переведены также произведения М.Лермонтова, В.Маяковского, К.Хетагурова, Дж. Джабаева, А. Кешокова, С. Стальского, Г. Цадасы и многих других.

Юсуп Хаппалаев является превосходным знатоком лакского фольклора, особенно лакского героического эпоса. С юных лет он собирал варианты песен о борьбе народов Дагестана с кровавым завоевателем XVII века Надир-Шахом. На их основе он пишет поэму "Хан Муртазали", в которой создал образ героической личности Муртазали, показал массовый героизм дагестанских народов, их сплоченность в смертельной борьбе с жестоким и коварным врагом. На фольклорной основе им написана также поэма "Удрида" о былых распрях в народе.

В стихах Хаппалаева, посвященных современности, проявляется глубокое знание жизни и быта горцев, в них ощутимы запахи и краски родных гор и ущелий, описаны народные обычаи. Они пронизаны то шутками, то серьезными сентенциями, а то и назиданиями умудренного опытом жизни поэта.

В пейзажной лирике поэта отражена многокрасочная природа горского края. Юсуп Хаппалаев умеет создавать зримую картину дождя, снега, зимних морозных ночей и солнечных дней лета, передавать грохот обвала в горах и сабельные удары молнии. В стихотворении "Дождь в горах" цепь гор сравнивается с рисунком на синем шелковом платке, серые облака — с вестником тревоги, мчащимся по ущелью. Предгрозовое состояние природы тревожно: "небо гневом дышит", луга "густо зеленеют". В преддверии схватки с бурей природа предстает как живая. Напряжение нарастает и достигает своей кульминации в момент ливня, когда ворвавшийся в аул дождь барабанит по крышам домов, заставляя "плакать" водосточные желоба.

После ливня напряжение спадает. Природа умиротворена. Появляется радуга. Поэт смотрит на грозу глазами пахаря: "напились поля", водою "наполнилось дно лугов". Стихотворение построено как музыкальное произведение: напряжение нарастает, достигает кульминации и внезапно спадает. Этому способствует рефрен "Дождь идет!".

Описания природы, как и разработка человеческих характеров, в творчестве Хаппалаева емки, лаконичны. Поэт умеет тонко нюансировать настроения и чувства лирического героя от грустных тонов до веселых.

В его гражданских стихах активно воспевается дружба народов. Здесь и стихи о Кубе, об американском борце за права чернокожих Джеймсе Мередите, пакистанском поэте Фаизе Ахмаде Фаизе. Целый ряд стихотворений Хаппалаев посвящает дружбе дагестанского и грузинского народов. Среди них и стихотворение "Грузинам! В день столетия Важа Пшавелы", в котором поэт выразил искренние чувства дружбы и любви дагестанцев к грузинам. Стихотворение написано в честь юбилея классика грузинской литературы Важа Пшавелы.

Значительное место в творчестве Юсупа Хаппалаева занимает любовная лирика, любовь поэт ставит на высшую ступень ценностной иерархии в жизни. С любовной и пейзажной лирикой смыкается в творчестве поэта и философская лирика, выраженная чаще всего в восьмистишиях. В чеканных, лаконичных стихах Хаппалаев размышляет о времени, о жизни, счастье человека, его характере.

Хаппалаев предъявляет к человеку высокие нравственные требования. Это вытекает из его представлений о жизни и времени. Раскрывая суть времени в его философском понимании, поэт сравнивает время с морскими волнами, которые невозможно схватить и удержать в руках. Вечен бег времени, и человек стремится постичь его, обогнать его течение, утвердить в этом противоборстве свою личность. Другой излюбленный образ поэта — это сравнение жизни с необъезженным скакуном, а человека — со смелым укротителем коня, мужеством своим добывающим свое счастье. Жизнь — суровая борьба, — предупреждает поэт читателя, как бы готовя его к борьбе за свое место в жизни, за свое счастье. При этом поэт непримирим ко лжи и фальши.

Нередко поэт прибегает и к назиданиям. Но делает он это тонко, ненавязчиво. Так, в стихотворении "Сыну" поэт размышляет о высоком назначении человека на земле, его личностных качествах, верности родине. Поэт в образной форме дает свои представления о человеке. Он хочет видеть в своем сыне такие качества, как умение трезво оценить окружающий мир, твердо и уверенно ходить по земле, трудиться, преодолевать невзгоды жизни. Его сын должен быть и нежным, и совестливым, уметь сочувствовать другому, обладать разумом, чтобы действовать согласно своей воле, а не по чужой указке, он должен говорить прямо, как это подобает горцу. Он должен быть отзывчивым к чужой боли, гражданином своей Отчизны. Словом, в данном стихотворении выражен идеал современного человека и гражданина. В нем четко выражена идея преемственности поколений. Сыновья наследуют у предшественников самое главное, ценное, что выработано человечеством на протяжении столетий. Все эти качества выделены поэтом в концентрированном виде.

В поэзии Ю. Хаппалаева ярко выражен национальный колорит. Это проявилось в поэме "Первая борозда", в которой художественно выразительно дано описание обрядов встречи весны и первой борозды, начала пахоты. Встреча весны кострами восходит к древней эпохе огнепоклонников, праздник первой борозды также восходит к древности. Это магический обряд, который должен был гарантировать обильный урожай, а чтобы не случилось засухи, пахаря, которому доверили первую борозду, поливали водой из кувшинов.

В поэме Ю. Хаппалаева ярко показана жизнь горцев, их жизнелюбие, привязанность к земле. В ней даны прекрасные пейзажные картины, показано, как "первая на поле ложится борозда", как пашет поле старый и заслуженный пахарь. Тем самым поэт прославляет труд земледельца, возвеличивает крестьянскую работу, представляет в поэтическом ореоле сельскую жизнь.

Значительную работу Хаппалаев проводит по изданию произведений устного народного творчества, лакских поэтов и писателей предшествовавших поколений. Благодаря его усилиям издано и изучено творческое наследие Муэддина Чаринова, А. Омаршаева и других поэтов.

Соч.: Зид ва ччаву, Махiачкъала, 1944; Зунттал балайрду, Махiачкъала, 1953; Язимнй, Махiачкъала, 1968; Асардал синтту, Махiачкъала, 1972; Кiюрхнил дюхлу, Махiачкъала, 1974; в рус. пер. — Горячее сердце друга. [Предисл. М. Амаева], Махачкала, 1959; Кремень и фиалка, М., 1970.

Лит.: Гусейнаев А., Юсуп Хаппалаев, в его кн.: История дагестанской советской литературы, т. 2, Махачкала, 1967; Султанов К., Юсуп Хаппалаев, в кн.: Певцы разных народов, Махачкала, 1971.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Хаппалаев" в других словарях:

ХАППАЛАЕВ — Юсуп Рамазанович (род. 1916), лакский поэт, народный поэт Дагестанской АССР (1966). Лирические сборники Просторы любви (1941), Я песчинка с горы (1969), Мир вам (1976), Долг (1982). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Хаппалаев Ю. Р. — ХАППАЛÁЕВ Юсуп Рамазанович (р. 1916), лакский поэт, нар. поэт Даг. АССР (1966). Лирич. сб ки Просторы любви (1941), Я песчинка с горы (1969), Мир вам (1976), Долг (1982) … Биографический словарь

Хаппалаев Юсуп Рамазанович — (р. 22.6.1916, аул Хурукра, ныне Лакского района), лакский советский поэт, народный поэт Дагестана (1966). Печатается с 1932. Поэзия Х. отражает перемены в Дагестане, раскрывает духовный мир современника. Поэт вводит новые ритмы и рифмы. Автор… … Большая советская энциклопедия

ХАППАЛАЕВ Юсуп Рамазанович — (р. 1916) лакский поэт, народный поэт Дагестана (1966). Лирические сборники Просторы любви (1941), Я песчинка с горы (1969), Мир вам (1976), Долг (1982) … Большой Энциклопедический словарь

Козловский, Яков Абрамович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Козловский. Яков Абрамович Козловский Я.Козловский в Переделкине Дата рождения: 29 июля 1921(1921 07 29) … Википедия

Козловский, Яков — Яков Абрамович Козловский Я.Козловский в Переделкине Дата рождения: 1921 Дата смерти: 2001 Гражданство … Википедия

Козловский Я. — Яков Абрамович Козловский Я.Козловский в Переделкине Дата рождения: 1921 Дата смерти: 2001 Гражданство … Википедия

Козловский Я. А. — Яков Абрамович Козловский Я.Козловский в Переделкине Дата рождения: 1921 Дата смерти: 2001 Гражданство … Википедия

Читайте также: