Реорганизация государственного аппарата в 1953 1964 гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с решениями, принятыми в мае 1957 г., отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был в большой мере заменен территориальным. Были упразднены многие общесоюз­ные и союзно-республиканские министерства, ведавшие промышленнос­тью и строительством. Всю страну разделили на 105 экономических адми­нистративных районов. В каждом из них Советом министров союзной рес­публики создавался Совет народного хозяйства (совнархоз).

Переход к территориальной системе управления промышленнос­тью и строительством преследовал цель приблизить управление к про­изводству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и стро­ительства не произошло.

В 1950-е годы были осуществлены меры по укреплению правопо­рядка и законности. Прежде всего был отменен внесудебный порядок рассмотрения дел и ликвидировано Особое совещание при МВД СССР. Устанавливалось, что дела о контрреволюционных и иных преступле­ниях рассматриваются в обычном процессуальном порядке. Многие (хотя далеко не все) несправедливо репрессированные люди были ре­абилитированы.

В марте 1954 г. из МВД СССР был выделен Комитет государствен­ной безопасности при Совете Министров СССР. В октябре 1956 г. уп­равления Министерства внутренних дел и управления милиции в об­ластях и краях были реорганизованы-в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депута­тов трудящихся. Начальник управления милиции стал одновременно заместителем министра внутренних дел союзной республики и назна­чался ее Советом Министров. Восстановление принципа двойного под­чинения в организационном построении органов внутренних дел пред­полагало укрепление их связи с Советами.

В 1960 г. было ликвидировано Министерство внутренних дел СССР. Однако, как показала практика, это было непродуманным шагом. Ус­ложнилась координация работы республиканских органов охраны об­щественного порядка, ослаб межреспубликанский обмен опытом борь­бы с преступностью, снизились возможности использования в этой борьбе новейших достижений науки и техники.

Еще раньше, в 1956 г., были упразднены Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик, а их функции уп­равления переданы Верховному суду СССР, Верховным судам союз­ных и автономных республик, краевым, областным судам. Последние имели право производить ревизии народных судов, а также осуществ­лять руководство государственными нотариальными конторами.

24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, которым высший надзор за точным исполнением законов воз­лагался на Генерального прокурора СССР Определялось, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия. В принятом в феврале 1957 г. Положении пересматривались полномо­чия и объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзор­ные функции Верховного суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены.

Законом от 25 декабря 1958 г. было утверждено Положение о во­енных трибуналах. Надзор за судебной деятельностью военных трибу­налов, организационное руководство ими осуществлялись непосред­ственно Военной коллегией Верховного суда СССР и Пленумом Вер­ховного суда СССР

СССР продолжал отстаивать вопросы всеобщего сокращения разоружения, запрещения атомного и водородного оружия и их испытаний, сокращения вооруженных сил и т. д.

Гос. Строй:

· повышение роли Советов, активизация их деятельности и упрочение связей с народными массами. Задачи Советов: улучшение организационно-массовой работы, укрепление связей Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий и т. п.

· в 1957—1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных Советах депутатов трудящихся, вкоторых устанавливались полномочия Советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы.

· на смену отраслевому принципу управления промышленностью и строительством пришел территориальный.Страна была разделена на 105 экономических административныхрайонов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района.

· В марте 1954 г. образован Комитет государственной безопасностипри Совете Министров СССР.

· В организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.

· Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры,нарушенные в условиях культа личности.

· В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии.Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду.

64.Преобразования в государственных органах в 1964 — 1985 гг.

На развитие государственного механизма повлияло преимущественно два момента:

· уже в середине 60-х гг. возникла тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим. Хрущевские преобразования были пересмотрены, и государственный механизм вернулся в основном к тому, что было десятилетием назад.

· принятие новых конституций Союза и республик. Заметные преобразования в государственном механизме происходят преимущественно в начале исследуемого периода, а в 70-х гг. в государственном строительстве устанавливается затишье.

· 7 октября 1977г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР.

Представительные органы власти- Советы народных депутатов. Полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

· В июле 1978г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР,

был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной дея-сти и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

· В 1966г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям дея-сти Верховного Совета и направлениям гос., хозяйственного и социально-культурного строительства.

· В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, кот. играл роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная дея-сть Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая дея-сть Верховных Советов союзных республик.

· Партийно-гос-венная система контроля была создана в 1962г., возглавлялась эта система ЦК КПСС и Советом Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-гос. контроля и группы содействия.

· В декабре 1965г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля

· В июне 1980г. были внесены соответствующие изменения в Основы законод-ва Союза ССР и союзных республик о судоустройстве,

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Его основными задачами являлись: надзор за дея-стью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законод-ва.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены гос. комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему арбитражных судов входили: Гос. арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа.

создавались коллегии адвокатов- объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской дея-стью. На адвокатов возлагалось осущ-е следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на пре2рительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и орг-циям в виде консультаций.

СССР продолжал отстаивать вопросы всеобщего сокращения разоружения, запрещения атомного и водородного оружия и их испытаний, сокращения вооруженных сил и т. д.

Гос. Строй:

· повышение роли Советов, активизация их деятельности и упрочение связей с народными массами. Задачи Советов: улучшение организационно-массовой работы, укрепление связей Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий и т. п.

· в 1957—1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных Советах депутатов трудящихся, вкоторых устанавливались полномочия Советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы.

· на смену отраслевому принципу управления промышленностью и строительством пришел территориальный.Страна была разделена на 105 экономических административныхрайонов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района.

· В марте 1954 г. образован Комитет государственной безопасностипри Совете Министров СССР.

· В организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.

· Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры,нарушенные в условиях культа личности.

· В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии.Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду.

64.Преобразования в государственных органах в 1964 — 1985 гг.

На развитие государственного механизма повлияло преимущественно два момента:

· уже в середине 60-х гг. возникла тенденция к отказу от тех нововведений в государственном управлении, которые были проведены перед этим. Хрущевские преобразования были пересмотрены, и государственный механизм вернулся в основном к тому, что было десятилетием назад.

· принятие новых конституций Союза и республик. Заметные преобразования в государственном механизме происходят преимущественно в начале исследуемого периода, а в 70-х гг. в государственном строительстве устанавливается затишье.

· 7 октября 1977г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР.

Представительные органы власти- Советы народных депутатов. Полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

· В июле 1978г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР,

был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной дея-сти и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

· В 1966г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям дея-сти Верховного Совета и направлениям гос., хозяйственного и социально-культурного строительства.

· В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, кот. играл роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная дея-сть Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая дея-сть Верховных Советов союзных республик.

· Партийно-гос-венная система контроля была создана в 1962г., возглавлялась эта система ЦК КПСС и Советом Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-гос. контроля и группы содействия.

· В декабре 1965г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля

· В июне 1980г. были внесены соответствующие изменения в Основы законод-ва Союза ССР и союзных республик о судоустройстве,

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Его основными задачами являлись: надзор за дея-стью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законод-ва.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены гос. комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему арбитражных судов входили: Гос. арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа.

создавались коллегии адвокатов- объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской дея-стью. На адвокатов возлагалось осущ-е следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на пре2рительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и орг-циям в виде консультаций.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

· Исчезновение некоторых важных признаков тоталитаризма – веры в единую общенациональную цель и связанного с ней массового энтузиазма, вождизма и массовых репрессий.

· Трансформация ряда других признаков тоталитаризма (смена внутреннего страха внешним, репрессий – психологическим давлением и подкупом).

· Рост пассивного и активного сопротивления тоталитаризму (экологические кампании, молодежные протестанты, нонконформизм в литературе и искусстве, усиление влияния технократов, инакомыслие и антикоммунистическое сопротивление).

· Социальное и идейное размежевание внутри господствующего класса, связанное с подчинением партийного и государственного аппарата хозяйственникам и формированием мощных мафиозных структур.

· Желание номенклатуры навсегда покончить с чистками партийного и государственного аппарата и обеспечить свою безопасность.

· Невозможность сохранить созданную Сталиным социально – экономическую модель.

Одновременно шла реабилитация жертв политических репрессий сталинской эпохи, но она была весьма непоследовательной и неполной. В 1956 – 1957 гг. было реабилитировано всего 60 тыс. чел, и реабилитация не коснулась большинства жертв сталинизма (членов антисталинистских группировок в большевистской партии, участников антикоммунистических движений, жертв коллективизации и т. д.).

В 1954 г. были ликвидированы 39 лагерных управлений и 16 тюрем, штат МВД сократился на 16300 чел., расходы на его административно – управленческий аппарат – на 250 млн руб. В 1959 г. был окончательно ликвидирован ГУЛАГ. На места сталинских кадров стали назначать новые, хрущевские кадры – армейских офицеров, партийных и комсомольских работников и т. д. При этом кардинально изменилось само положение политической полиции в советском государстве. Она была поставлена под партийный контроль (секретариата КПСС в центре и обкомов партии – на местах), и теперь ни один член партии не мог быть арестован без санкции партийных органов.

Другая заслуга Хрущева – Общее смягчение советского политического режима.

Более демократичным стало национальное государственное устройство СССР. Были несколько расширены права союзных республик. В 1954 – 1955 гг. из союзного в республиканское подчинение были переданы более 11 тыс. промышленных предприятий, автотранспорт и речной флот. В результате удельный вес предприятий республиканского подчинения в 1953 – 1955 гг. повысился с 31 до 47%. Расширились права республик в области законодательства и юстиции. К их ведению было отнесено законодательство о судопроизводстве, принятие гражданского, уголовного процессуальных кодексов. За союзными органами власти осталось право установления основ уголовного, гражданского процессуального законодательства и законодательства в области правосудия. Расширились права союзных республик в области решения вопросов областного, краевого и районо – административного территориального деления. В 1957 – 1958 гг. была восстановлена автономия калмыцкого, чеченского, ингушского, карачаевского и балкарского народов.

Большинство жертв сталинского террора не были реабилитированы (жертвы коллективизации, депортаций из западных районов СССР и т. д.), а о реабилитации всех жертв советского коммунистического режима за полвека его существования даже не говорилось.

Реабилитация репрессированных народов также была неполной. Не была восстановлена автономия крымских татар и немцев Поволжья, а другие народы (чеченцы, ингуши и т. д.) добились восстановления своей государственности лишь путем тяжелой борьбы за свои права.

Началась насильственная русификация национальных окраин. В 1957 г. в 7 союзных республиках из 15 некоренное население (в основном русские) составляло 33 – 47%, а коренное население превратилось в национальное меньшинство (в Казахстане казахи составляли 30% населения, в Киргизии киргизы – 40%). Шла массовая смена национальных школ русскими (в связи с принятием в 1958 г. закона о добровольном изучении национального языка). В результате к началу 60-х гг. исчезли все белорусские школы, украинские школы в Крыму и Донбассе и т. д. Ускорилась русификация языков нерусских народов. В азербайджанском словаре 1958 г. русских слов в два раза больше, чем в словаре 1929 г., в узбекском словаре около 20% лексики было русского происхождения. В большинстве вузов союзных республик обучение шло на русском языке.

Советский коммунистический режим жестоко расправлялся с любой оппозицией в СССР и за его пределами. В мае 1954 г. после подавления восстания политических заключенных в одном из самых крупных советских лагерей Кенгире (около Караганды) 6 его руководителей были расстреляны, а около 400 заключенных получили новые сроки. В августе 1959 г. при подавлении рабочих волнений в г. Темиртау Карагандинской области было убито 16 чел., в июне 1962 г. в Новочеркасске Ростовской области, было убито 26 рабочих, еще 9 были расстреляны по приговору суда. Еще более жестоко подавлялось национальное движение на Украине. К 1956 г. были уничтожены последние отряды УПА, а в конце 50-х КГБ организовал убийство живших в ФРГ лидеров ОУН Льва Ребета (1957 г.) и Степана Бандеры (1958 г.). В 1958 – 1964 гг. на Украине были раскрыты две подпольных организации, члены которых были приговорены к длительным срокам лишения свободы

· В 1957 г. он провел промышленную реформу. Были ликвидированы 25 промышленных министерств из 31 (сохранились только министерства, имевшие стратегическое значение, – министерство оборонной промышленности, министерство энергетики и др.), и руководство промышленными предприятиями на местах перешло к совнархозам, которым подчинялись все предприятия в их регионах. При этом вскоре выявились многочисленные недостатки новой системы управления промышленностью – разрыв экономических связей между регионами, натурализация экономики, усложнение бюрократического аппарата (распущенные министерства появились в Москве в виде технических комитетов, отделов Госплана и т. п., которые дублировали деятельность совнархозов).

· В 1958 г. была проведена сельскохозяйственная реформа. Машинно-тракторные станции (МТС) были ликвидированы, а их техника продана колхозам. Это дало и положительные результаты (концентрация сельскохозяйственной техники в одних руках, что позволяло более рационально ее использовать; расширение сферы рыночных отношений), и отрицательные (ухудшение финансового положения колхозов, долги которых государству в 1961 г. составили 2 млрд. руб.; потеря сельским хозяйством половины механизаторов, которые, не желая вступать в колхозы, уехали в город; сокращение производства сельскохозяйственного машиностроения).

Таким образом, хрущевские реформы, призванные улучшить социально-экономическое положение СССР, провалились и привели к острому социально-экономическому и политическому кризису советского общества в начале 60-х годов.

Преобразования Н.С. Хрущева затронули разные стороны жизни советского общества и были отчасти связаны с критикой культа личности И.Сталина.

Реформа управления

В конце января 1957 г. широкому кругу руководителей страны для обсуждения была разослана записка Н.С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов.

В ноябре 1962 г. пленум ЦК КПСС по инициативе Хрущева взял курс на перестройку по производственному принципу всех руководящих органов. Партийные организации - от областных и ниже – делились на промышленные и сельские. После этого областные организации и управления связи, торговли, народного образования, здравоохранения, подчинявшиеся и промышленным и сельским партийным и советским органам, стали ежедневно получать дублирующие постановления и распоряжения по одним и тем же вопросам.

В 1962-1963 гг. произошло дальнейшее укрупнение совнархозов, над ними надстраивались новые органы (республиканские и общесоюзные СНХ). В марте 1963 г. был создан Высший Совет народного хозяйства, фактически возрождавший централизованную структуру управления экономикой.

Для проведения единой технической политики, вместо упразднённых промышленных министерств были образованы государственные производственные комитеты — отраслевые органы управления, которые сосредоточили в своем ведении научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, для оказания прямой помощи подведомственным совнархозам предприятиям. От децентрализации перешли к централизации, но попытки скорректировать реформу все равно не смогли дать необходимый импульс для экономического развития, поскольку сформированная еще в 30-е гг. командно-административная система управления продолжала существовать и при попытке введения некоторых черт территориального управления.

В июле 1964 г. Хрущев предложил идею очередной перестройки управления сельским хозяйством: намечалось создание около дюжины специализированных главков, отвечавших за производство отдельных видов продукции. Подъем сельского хозяйства и увеличение производства средств потребления, он предлагал осуществить за счет сокращения расходов на армию и на вооружение.

Промышленность

Среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР в 1951-1955 гг. составляли, по официальным данным, 13,1%, а 1956-1960 гг. – 10,3%, в 1961-1965 гг. – 8,6%.

27 июня 1954 г. дала ток первая в мире атомная электростанция в Обнинске. В июне 1959 г. была перекрыта Ангара, где возводилась Братская ГЭС, ставшая после введения всех мощностей, в 1964 г. мощнейшей в мире.

Курс на перестройку топливно-энергетического комплекса страны был взят в 1956-1961 гг., СССР постепенно отходил от использования угля в пользу газа и нефти. Развитие газовой промышленности на территории Северного Кавказа и Поволжья позволило газифицировать более 160 городов. В 1962 г. началось освоение первых богатых нефтью месторождений в Сибире. К 1963 г. суммарная добыча нефти и газа впервые в истории СССР превысила долю угольного топлива.

Аграрная реформа

В 1954 г. стартовала кампания по освоению целинных земель в Казахстане, Сибири, Урале и Поволожье. Уже в первые три года кампании удалось освоить 32 млн га новых земель. Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями. Большую роль в освоении целины сыграл комсомольский призыв. Но из-за ветровой эрозии почв большую часть освоенных земель пришлось перевести под пастбища. Нечерноземный центр страны пришел в полный упадок, из-за повышенного внимания к целине (вся техника, молодежь направлялась туда).

В 1957 г. Хрущев заявил, что в ближайшие годы СССР не только догонит, но и перегонит США в производстве мяса, молока и масла на душу населения. Это соревнование обернулось конфузом, связанного с приписками и массовым забоем скота. Наиболее известным стал случай, произошедший в Рязани, секретарь местного обкома А.Н. Ларионов получил звание Героя Соцтруда, но в конце 1960 г. обман раскрылся и секретарь застрелился.

В феврале 1958 г. было принято решение о реорганизации машинно-моторных станций (МТС) в ремонтно-тракторные станции при колхозах. Подобное слияние легло тяжким бременем на небогатые колхозы, которые были вынуждены приобретать технику. Для решения этой проблемы Хрущев предложил пойти на укрупнение колхозов – преобразовать их в совхозы. Затем были созданы и совнархозы.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства.

После визита руководителя СССР в США в 1959 г. кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущева – эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не могла. Сокращение посевов ржи и пшеницы ради кукурузы привело к общему снижению сбора зерновых. Поэтому неурожай 1962 г. привел к нехватке пшеницы и ржи. Дефицит пришлось восполнять закупкой пшеницы у США. После этого стало понятно, что сельское хозяйство нуждается в иных выходах из кризиса. В декабре 1963 г. пленум ЦК принял специальное постановления по развитию химической промышленности, перед которой ставилась задача по развитию минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Отдача от этих мер пришлась уже на 70-е гг.

Социальные реформы

Установлены нормы рабочего времени, в частности – 6-часовой рабочий день для подростков 16-ти лет. В 1956 г. рабочий день рабочих и служащих по субботам и в предпраздничные дни был сокращен на 2 часа, с 1957 г. начался переход на семичасовой рабочий день. В марте 1957 г. были снижены налоги на рабочих и служащих.

С сентября 1956 г. было принято решение об отмене оплаты обучения в старших классах и вузах. В 1958 г. вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Желающим получать полное среднее образование нужно было продолжать обучение в средней политехнической школе (в ПТУ, в вечерней или заочной школе), а для тех, кто хотел продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж. Но подобная реформа не достигла нужного эффекта, уровень образования упал, и с 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

При Хрущеве произошло радикальная реформа пенсионного законодательства, с июля 1956 г. пенсию стали получать мужчины после 60 лет и женщины с 55 лет. С февраля 1958 г. началась постепенная паспортизация крестьян-колхозников. В июле-ноябре 1964 г. был принят комплекс мер о выплате пенсии крестьянам, что стало последней инициативой в карьере Н.С. Хрущева. Впервые в истории советской деревни, пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет. Выплаты производились из фонда, созданного за счет средств из колхозов и государственного бюджета. Но при этом надо отметить, что пенсии колхозников были существенно ниже, чем у рабочих и служащих.

Итоги реформ

Положительным результатом реформ Н.С. Хрущева были внушительные по сравнению с экономически развитыми странами количественные экономические показатели. В частности, к 1965 г. национальный доход СССР увеличился на 53% по сравнению с 1958 г., производственные фонды выросли на 91%, производство промышленной продукции — на 84%. Реальные доходы населения выросли на одну треть.

Читайте также: