Юридический позитивизм кратко плюсы и минусы

Обновлено: 30.06.2024

1.Понятие, сущность, методологические основания юридического позитивизма.

Юридический позитивизм (от лат. positivus – положительный) - направление философии права, возникшее в середине XIX в. под влиянием идей позитивной философии О. Конта. Наибольший вклад в развитие юридического позитивизма внесли: в Англии - Дж. Остин, во Франции - К. Бергбом и П. Лабанд, в России - Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, М.Н. Капустин и др.

Одним из наиболее влиятельных предшественников юридического позитивизма принято считать английского философа и юриста, основателя школы утилитаризма Иеремию Бентама (1748 -1832 гг.). Он полагал, что предметом юриспруденции должно быть не естественное право (как фактическое единство права и морали), а реально существующая норма права, законодательно оформленная воля суверена. При этом, нормой права считалась только такая норма, которая в случае её нарушения предусматривала санкцию (наказание).

Дж. Остин положил начало разработке аналитической юриспруденции (юриспруденции понятий, или нормативизма), которую он называл философией позитивного права. В основе аналитической юриспруденции лежит формальный (юридический) анализ правовых категорий и их соотношения, в чем нуждаются как теория, так и практика. Дж. Остин разделил: этику, как науку о морали; науку о законотворчестве, оперирующую понятиями должного в праве; и юриспруденцию, изучающую позитивное право, которую он считал собственно наукой о праве. Работы Дж. Остина основывались на методологических принципах позитивизма - формально-логического, свободного от моральных оценок, исследования юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе.

Согласно Г.Ф. Шершеневичу, право есть правила общежития, поддерживаемые государственной властью, соответственно, обязательная сила норм права имеет всегда одно основание - веление государственной власти. Государственная власть, в таком контексте, выступает не только как источник права и основание его общеобязательности, но и как институт, располагающийся над правом и правом не ограниченный. Приоритет государства в отношении права, по мнению Шершеневича, не является основанием полагать, что право целиком и полностью исходит от государства. Государственная власть может предоставить вырабатывать содержание права кому-либо другому и лишь скрепляет его своей санкцией. Это касается и норм обычного права, которые создаются в своем содержании независимо от государственной власти, но юридическую обязательность приобретают только по воле государственной власти. Таким образом, методологической основой учения Шершеневича выступает позитивизм, который конкретизируется как принцип юридического формализма.

В начале XX века позитивизм, а затем и неопозитивистское направление в юриспруденции заняли господствующие позиции. Его крупнейшими представителями стали австрийский юрист Ганс Кельзен (1881-1973) и английский философ и теоретик права, профессор юриспруденции Оксфордского университета, развивавший аналитическую философию права Герберт Лайонел Адольф Харт (1907-1992).

Г. Харт определяет право как союз первичных правил исполнения обязанностей и вторичных правил признания, изменения и правосудия. Однако это его утверждение не помогает установить разницу между правовым порядком и любым другим, таким, например, как общественный клуб или религиозный орден, которые также могут иметь первичные и вторичные правила подобного рода.

1.Апсалямов Р.Г. Юридический позитивизм: понятие, сущность, история развития // Проблемы права. 2010. №2. 152-156 с.

2.Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998.

3.Варламова И.В. Юридический позитивизм и права человека // Общественные науки и современность. 2008. № 1, 156-166 с.

4.Кельзен Г. Причинность и вменение./ Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т 9., вып.2.

5.Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001.

6.Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М., Проспект, 2017.

7.Мартышин О. В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. 2003. № 6.

8. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.. Инфра М – Норма. 2005.

9.Харт Г.Л.А. Понятие права./пер. с англ.; под общ.ред. Е.В. Афонасина и С.В. Моисеева. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та. 2007.

10.Харт Г.Л.А. Философия и язык права. М.:Канон+, 2017.

11.Философия права. Курс лекций: учебное пособие в 2-х т., отв. ред. М.Н. Марченко. М., Проспект, 2013.

12.Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. В 2-х т. М., 1995.

[1] Гегель. Философия права. М.,1990.С.57-58

[2] Радбрух Г. Философия права: пер. с нем. М.,2004. С.16

[3] Философия права. Курс лекций // Отв. ред. Марченко М.Н. М.: Проспект. 2013, т. 1. С. 13.

[4] Бержель Ж-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. — М., NOTA BENE, 2000. С.38.

[5] Философия права. Курс лекций // Отв. ред. Марченко М.Н. М.: Проспект. 2013, т. 1. С. 55.

Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С.2017-226). Теория государства и права\ под ред. О.В. Мартышина. М.. 2007. С.19-21.

[6] Бержель Ж-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. — М., NOTA BENE, 2000. С.19.

[7] Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права. М., 2007. С.17.

[9] Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М.: Проспект. 2017.С. 9.

[10] Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Инфра М – Норма. 2005. С. 8,9.

[13] Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М., Проспект. 2017. С.16,17.

[14] Бержель Ж-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр. — М., NOTA BENE, 2000. С.19.

[15] (цит. по Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. М., Проспект. 2017).

[16] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1990. С. 21.

[17] История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. С. 223.

[18] Керимов Д.А. Предмет философии права.//Государство и право. 1994.№6. С.4.

[19] Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Инфра М – Норма. 2005. С. 7, 16.

[20] Философия права. Курс лекций. т.1./ Отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект,2013. С.39-45.

[21] Кант И. Соч.Т. 4.Ч 2.С.138

[22] Харт Г.Л.А. Понятие права / Пер. с англ.; под общ. ред. Е.В.Афонасина и С.В.Моисеева. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С.9

[23] Жан-Луи Бержель. М.: Nota Bene, 2000.С.40

[24] Поляков А. В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 37.

[25] Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. С.32.

[26] Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы понимания права? // Государство и право. - М.: Наука, 2003., № 6. - С. 13-21

[27] Кант И. Соч.Т. 4.Ч 2.С.13

[28] Мартышин О.В. Философия права: Учебник для магистров. – Москва: Проспект, 2017. С. 247

[29] Иконникова, Г. И.Философия права : учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. С. 44-45

[30] Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002. С. 273, 274

[31] Ильин И.А. Собр.соч. Т.4. М., 1994. С.9

[32] Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., Nota Bene,2000. C.41

[33] Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М., Проспект, 2010.С.419.

[34] Л.Фуллер. Позитивизм и верность праву: ответ профессору Харту. // Харт Г.Л.А. Философия и язык права. М., Канон+. 2017. с. 313.

[35] Радбрух Г. Философия права. М., Международные отношения, 2004. С.226.

[36] Маритен Ж. Человек и государство. М: Идея-Пресс, 2000. С. 83.

[37] Кельзен Г. Причинность и вменение./ Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т 9., вып.2. С. 273.

Под влиянием социологической юриспруденции в правоведении США первой трети XX в. возникло движение "реалистов", объединявшее в основном представителей отраслевых юридических дисциплин — специалистов в области гражданского, коммерческого, предпринимательского и других отраслей права. Многие реалисты, прежде чем обратиться к научным исследованиям, занимались адвокатской практикой.

Лидером этого движения был видный американский цивилист Карл Ллевеллин (правильнее Ллуэллин; 1893—1962). Второй по значению фигурой в движении американских реалистов обычно называют Джерома Фрэнка (1889—1957), автора нашумевшей книги "Право и современное сознание". Подобно теоретикам социологического направления в правоведении реалисты подвергли критике юридический позитивизм и призывали исследовать не только правовые нормы, установленные в законах и судебных решениях, но и сам процесс воздействия права на поведение людей. По общему мнению реалистов формально-догматические приемы изучения правовых актов уже не отвечают требованиям современной науки. Ллевеллин в одной из своих программных статей указывал: "Тщательный анализ формальной логики судебных решений полезен. В то же время важно подчеркнуть, что его полезность значительно возрастет, если решения по этим делам будут столь же тщательно изучены с точки зрения инструментализма, под углом зрения их прагматического и социально-психологического содержания". Согласно взглядам реалистов действующее право создается не законодателем путем установления абстрактных норм, а судебными и административными органами в ходе разрешения конкретных споров, возникающих между людьми. Сферой права, — писал Ллевеллин, — является деятельность, относящаяся к разрешению споров. А люди, осуществляющие эту деятельность по должности, будь то судьи, шерифы, чиновники, тюремщики или юристы, являются официальными выразителями права. Правовые нормы, вторил ему Фрэнк, "не действуют сами по себе". Нормы права содержат определенные идеалы, моральные ценности и ориентиры политики государства. Обобщения и выводы, сделанные реалистами в ходе изучения судебной практики, были использованы Ллевеллином при подготовке проекта Единообразного торгового кодекса США.




Под влиянием социологической юриспруденции в правоведении США первой трети XX в. возникло движение "реалистов", объединявшее в основном представителей отраслевых юридических дисциплин — специалистов в области гражданского, коммерческого, предпринимательского и других отраслей права. Многие реалисты, прежде чем обратиться к научным исследованиям, занимались адвокатской практикой.

Лидером этого движения был видный американский цивилист Карл Ллевеллин (правильнее Ллуэллин; 1893—1962). Второй по значению фигурой в движении американских реалистов обычно называют Джерома Фрэнка (1889—1957), автора нашумевшей книги "Право и современное сознание". Подобно теоретикам социологического направления в правоведении реалисты подвергли критике юридический позитивизм и призывали исследовать не только правовые нормы, установленные в законах и судебных решениях, но и сам процесс воздействия права на поведение людей. По общему мнению реалистов формально-догматические приемы изучения правовых актов уже не отвечают требованиям современной науки. Ллевеллин в одной из своих программных статей указывал: "Тщательный анализ формальной логики судебных решений полезен. В то же время важно подчеркнуть, что его полезность значительно возрастет, если решения по этим делам будут столь же тщательно изучены с точки зрения инструментализма, под углом зрения их прагматического и социально-психологического содержания". Согласно взглядам реалистов действующее право создается не законодателем путем установления абстрактных норм, а судебными и административными органами в ходе разрешения конкретных споров, возникающих между людьми. Сферой права, — писал Ллевеллин, — является деятельность, относящаяся к разрешению споров. А люди, осуществляющие эту деятельность по должности, будь то судьи, шерифы, чиновники, тюремщики или юристы, являются официальными выразителями права. Правовые нормы, вторил ему Фрэнк, "не действуют сами по себе". Нормы права содержат определенные идеалы, моральные ценности и ориентиры политики государства. Обобщения и выводы, сделанные реалистами в ходе изучения судебной практики, были использованы Ллевеллином при подготовке проекта Единообразного торгового кодекса США.

Правовой позитивизм (юридический позитивизм) заключается в признании в качестве правовых норм лишь норм позитивного права и сведении любого права к нормам, действующим в данном обществе, в данную историческую эпоху, вне зависимости от того , справедливым является данное право или же нет.

Исследователи выделили три главные версии правового позитивизма:

  • Социологическую;
  • Этатистскую;
  • Нормативистскую.

Этатистская версия или же легизм

По этатистской версии право представляется некоторой автономной дисциплиной, которая отождествляется с государственной волей, отражением которой это право и представляется. В этой ситуации не могут возникать конфликты меж государством и правом, где государство является выступающим его единым источником, мутация или эволюция которого могутповлечь за собой соответственные перемены в праве. Право редуцируется до степени государственных атрибутов и часто может оборачиваться произволом политикой силы или власти.

В отличие от них, Макиавелли утверждал прежде всего, что право и государство никаким образом не подчиняются морали или естественному праву с того момента, как образуется вопрос об интересах государства, правитель не может колебаться в выборе средств, которые позже оправдаются успехом.

Готовые работы на аналогичную тему

Т. Гоббс увязал понятие общественного договора с понятием абсолютной власти: как результат общественного договора, который предназначен для обеспечения порядка, люди признали право законодателя за абсолютным монархом, законы которого являются везде справедливыми, потому как служат общим интересам, даже если они находят противоречия божественной воле.

Позже идеология государственного позитивизма поддерживалась трудами Гегеля. Делая попытки примирения противоречий истории и единообразия разума, а так же нейтрализовать оппозицию реального мира и идеальной мысли посредством диалектики, Гегель устремлялся отождествлять рациональное и реальное, признавая главенствующую роль за государством, он трактовал право через осуществляющийся факт и через силу, он выделял отождествление права и государства.

Как и Гегель, юрист немецкого происхождения Р. Иеринг усматривал в государстве единственный источник права; выделяя роль принуждения в форме неотъемлемого свойства нормы права, он признал лишь позитивное право, внушать почтение которого в силах лишь государство, посредством принудительного воздействия.

В юриспруденции современного периода получала развитие теория позитивизма права, в базис которой положены принципы правового урегулирования согласно историческим закономерностями функционирования политически сформированного общества, а также отделения и кооперации труда как базисы самостоятельного сохранения и государственного прогресса. В России данный концепт сформировал профессор С.Дробышевский.

Социологическая и нормативистская теории

Сторонники социологического позитивизма приняли за первооснову права правовые отношения. С их точки зрения право является реальным порядком общественных отношений; закон с меньшей или большей адекватностью зафиксировали правила, которых люди должны придерживаться в собственных взаимных отношениях, и получает жизнь, только будучи реализованным в них. Социологическая версия изучает право в образе реального социального явления, применяя притом методики позитивистской социологии.

Нормативистская версия принципиальным образом разнится от этатисткой применением понятия нормы в качестве исходного понятия. Государство притом подвергается рассмотрению как произведенное от норм права явление.

Отцы идеологии юридического позитивизма

Юридический позитивизм привлек внимание ученых ясностью и простой собственных положений. Казалось, что юристы в лице данной теории наконец-то отделили предмет собственного научного интереса – изучение законодательства действующего в настоящий момент, которое принято государством, согласно установленным законодательными процессиями, и методом научного исследования является формально-логическое исследование юридических текстов на предмет выделения и уничтожения в законе противоречий. Для множества юристов становится очевидным, что не существует и не может существовать для них другой критики законов, кроме как формальной критики и всяческие ссылки на несоответственные моменты закона нормам другого порядка недопустимы.

Первые представители идеологии юридического позитивизма:

Правовое учение Дж. Бентама привлекло внимание ученых от момента его образования, и по настоящий момент. Широчайшую известность обрели его труды по теории права, гражданскому, конституционному, международному и уголовному праву, пенологии, уголовному процесс. Идеи мыслителя обрели ценность для любой правовой отрасли, ведь их лейтмотив состоит в обновлении и гуманизации законодательства, увеличении уровня его эффективности.

Юридический позитивизм как направление философии права, его понятие, сущность, истоки развития. Характерные черты теории правового позитивизма, ее достоинства и недостатки. Перспективы развития позитивного права в России и в странах Западной Европы.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 02.10.2019
Размер файла 29,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие и истоки развития юридического позитивизма

2. Юридический позитивизм в России

3. Юридический позитивизм в странах Западной Европы

Список использованной литературы

Введение

Юридический позитивизм возник в начале XIX века, когда буржуазия достаточно упрочила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма, свободной конкуренции. Юридический позитивизм отражал уверенность буржуазии в незыблемости созданного ею строя, в могуществе ее государства и права.

К началу XX века с утверждением позитивистской базы не только естественных, но и общественных наук позитивистское направление юриспруденции заняло господствующие позиции, которые оно с большим или меньшим успехом продолжает удерживать и по сей день.

Данная тема является актуальной, так как в настоящее время отношение юристов к позитивной теории права существенно меняется. Она уже не воспринимается как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно историческое значение.

Целью настоящей работы является определение понятия и сущности, а так же истоков развития юридического позитивизма, достоинства и недостатки данного подхода.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: выявление понятия и анализ истории развития юридического позитивизма, определить перспективы развития позитивного права в России, а также в странах Западной Европы.

1. Понятие и истоки развития юридического позитивизма

Юридический позитивизм - направление философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Характерными чертами данного подхода к праву являются: формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций).

Юридический позитивизм (от лат. positivus - положительный) - направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права, то есть действующего в данный момент.

Правовой позитивизм (юридический позитивизм) состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Таким образом, право, в соответствии с концепцией юридического позитивизма, есть результат только правотворческой функции государства, независимой от экономических и классовых отношений. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения.

Но научно-технический прогресс и высокий материальный уровень жизни могли быть достигнуты лишь при условии солидарности всех социальных слоев общества. Так буржуазии нужен был фактор стабилизации, порядка, эффективное орудие против нарастающего рабочего движения, которыми и стал юридический позитивизм, который рассматривал право (право буржуазии) как факт реальности.

Большинство буржуазных теоретиков отказалось от идей естественного права, а критика этих идей нашла выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего дальнейшего воплощения в законодательстве. Право, по представлению позитивистов являло собой совокупность норм, данных объективно, не требующих обоснования. Норма права рассматривалась позитивистами в качестве раз и навсегда установленной догмы, а единственным источником права признавалась государственная власть, наделенная принудительной силой. Правовая концепция позитивизма отождествляла право с законом, изданным верховной государственной властью. Социальным назначением права представлялось обеспечение социального компромисса.

Юридический позитивизм привлекал внимание ученых простотой и ясностью своих положений. Казалось, что юристы в лице этой теории наконец-то определили предмет своего научного интереса - исследование действующего законодательства, принятого государством в соответствии с установленными законодательными процедурами, и метод научного исследования - формально-логическое исследование юридических текстов на предмет выявления и устранения противоречий в законе. Для многих юристов стало очевидным, что нет и не может быть для них иной критики законов кроме как формальной критики и любые ссылки на несоответствие закона нормам иного порядка недопустимы.

В XX в. юридический позитивизм распространился в странах Западной Европы. Идеи позитивизма присущи современной буржуазной юриспруденции в разных вариантах. Одним из направлений современного позитивизма является нормативизм.

Таким образом, возникновение юридического позитивизма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отношений. Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды относительно стабильного развития гражданского общества.

2. Юридический позитивизм в России

Несмотря на некоторые различия точек зрения этих авторов, все они, рассматривали анализ, синтез, классификацию, юридическую конструкцию и создание определений как основные приемы при разработке правового материала. По существу они тем самым стремились доказать, что догматический метод изучения правовых явлений должен быть ведущим в юриспруденции. Ведь стремление к логико-математическим операциям при анализе нормативного материала, отвлечение от конкретно-исторического анализа и составляют содержание этого метода.

В России на протяжении веков формировался тип правовой культуры, при которой не индивидуалистические права выдвигались на первый план, а права в единстве с обязанностями и ответственностью. Поэтому начиная с XIX века приобщение российской юриспруденции к западной правовой традиции вылилось в восприятие прежде всего позитивистских концепций, которые и сегодня доминируют в отечественной теории права.

Между тем, действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года провозглашает другой тип правопонимания - идеологию естественных и неотчуждаемых прав человека. Статья 2 определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Именно такое понимание права - основа современной западной юридической науки и практики.

Однако большинство российских теоретиков игнорируют принципы идеологии естественных и неотчуждаемых прав человека. Так, например, О. Мартышкин считает едва ли не самым негативным явлением в юридической науке утверждение приоритета прав личности, которые, по его мнению, на самом деле находятся в одном ряду с благом народа, интересами государства и т.п. ценностями.

По мере установления в России демократического правового государства, развития наук о человеке и обществе, по мнению Радько Т.Н. и Медведевой Н.Т. позитивная теория права будет все более проникать в юридическую науку и законодательство.

3. Юридический позитивизм в странах Западной Европы

юридический правовой позитивизм россия европа

Наибольшее распространение юридический позитивизм приобрел в Англии (Д. Остин), Германии (К. Бергбом, П. Лабанд) и во Франции (А. Эсмен).

Иеремия (Джереми) Бентам (Англия)

Иеремия (Джереми) Бентам (15 февраля 1748 - 6 июня 1832) - английский правовед и философ-моралист конца XVIII - начала XIX в., основатель утилитаризма.

Правовое учение Джереми Бентама привлекает внимание исследователей с момента его появления, и по сей день. Широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу, пенологии. Идеи мыслителя стали ценными для каждой отрасли права, ведь их лейтмотив - обновление и гуманизация законодательства, повышение его эффективности.

Не меньшее влияние оказало учение Джереми Бентама на политико-правовую мысль. Его учение предвосхищало школу юридического позитивизма, а Дж. Остина считают его учеником и последователем.

Джон Остин (Англия)

В творчестве английского правоведа совместились методологические приемы исследования современного ему утилитаризма и позитивизма, для которых был характерным акцент на эмпирических особенностях права (право как факт).

Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право является приказом суверена, устанавливающим обязанность и находящим гарантии их реализации в политических (государственных) санкциях и принуждении.

В соответствии с концепцией Остина право в строгом смысле устанавливается для разумных существ другим разумным существом или существами - таковы законы, установленные Богом, и законы, установленные людьми.

Право в широком смысле включает в себя естественное право, позитивное право и позитивную мораль. Дж. Остин читает, что противоречие между позитивным правом и моралью не лишает право его свойств и качеств. Право обособляется от морали, так как юриспруденция - это исключительно позитивное право, вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое.

Обращаясь к правотворческой роли суда и судей Остин склонялся к тому, что решения суда следует воспринимать как часть права в том случае, когда они признаются в качестве таковых сувереном (с молчаливого согласия).

Связав природу права с приказом (волей) фактически правящей в обществе группы лиц или одного правителя, Остин тем самым легитимировал правотворчество любой власти.

Рудольф фон Иеринг (Германия)

Однозначную характеристику его творчества дать трудно, т.к. оно делится на два этапа:

Право, по Иерингу, характеризуется со стороны:

- содержания - как совокупность субъектов социального взаимодействия (общество) при непременной их защите, гарантированной государством (право есть защищенный законом порядок);

- формы - как суммы общеобязательных норм поведения.

Карл Бергбом (Германия)

Юридический позитивизм получил наиболее широкое обоснование в работе немецкого юриста Карла Бергбома (1849-1927). В своей книге “Юриспруденция и философия права” (1892 г.) он выступает против “метаюридических” принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о “народном духе” исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное, а предполагаемое или желательное право.

В соответствии с теорией К. Бергбома, наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта, а теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства.

Адемар Эсмен (Франция)

Эсмен определял, что национальный суверенитет находит наилучшее выражение в представительном и парламентском правлении, которое может осуществляться как при республике, так и при конституционной монархии.

Юридический позитивизм сложился в начале XIX века, когда буржуазия достаточно упрочнила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма и свободной конкуренции. Его социальным назначением являлось обеспечение оптимального компромисса между буржуазией и нарастающим рабочим движением.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 2009. - 21 января.

2. Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998. - 810 с.

3. Апсалямов Р.Г. Юридический позитивизм: понятие, сущность, история развития // Проблемы права. - 2010. №2. 152-156 с.

4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 704 с.

5. Варламова И.В. Юридический позитивизм и права человека // Общественные науки и современность. 2008. №1, 156-166 с.

6. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. - 576 с.

7. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. - 2-е изд., стереотип. / Под общ. ред. академика РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-М), 2000. - 763 с.

8. История политических и правовых учений: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В.И. Власова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512 с.

9. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы правопонимания права // Государство и права. 2003. №6. 13-21 с.

10. Наука о морали. Дж. Бентам и Россия / Ред. М.И. Микешин, Т.В. Артемьева. / Альманах. Философский век. СПб., - 1999. №9. 366 с.

11. Пяткина С.А. О правовой теории русского юридического позитивизма // Правоведение. - 1964. №4. 116 -120 с.

12. Радько Т.Н. Медведева Н.Т. Позитивизм как научное наследие и перспектива развития права в России / Государство и право. 2005. №3, 5-13 с.

13. Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2005. - 729 с.

14. Фулер Л.Л. Позитивизм и верность праву. Ответ профессору Харту // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005. №6.

15. Харт Г.Л.А. Позитивизм и разграничение права и морали // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2005. №5.

16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2001. - 432 с.

Подобные документы

Понятие и истоки развития юридического позитивизма – направления философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Основоположники идеи юридического позитивизма.

реферат [28,1 K], добавлен 07.01.2011

Осознание идеи права как фактора стабилизации общества, гарантии порядка и развития, признание основополагающей ценности государства. Джон Остин как отец теории правового позитивизма, концепция Карла Бергбома. Школа русского юридического позитивизма.

контрольная работа [27,3 K], добавлен 14.06.2010

Появление и развитие юридического позитивизма как способа познания права. Представители юридического позитивизма в России. Характеристика основных положений юридического позитивизма. Концепция правового государства в рамках юридического позитивизма.

курсовая работа [66,2 K], добавлен 22.12.2010

Изучение сущности и характерных черт юридического позитивизма. Исследование проблематики позитивистской теории и поиск путей решения. Правовая теория Й. Бентама, его трактование наказания. Описание особенностей юридического позитивизма в России.

реферат [1,1 M], добавлен 02.02.2017

Понятие разгосударствления и его основные способы. Формы и принципы приватизации, ее объекты, модели, сроки. Особенности приватизации в России, странах СНГ и Западной Европы. Предпосылки и цели проведения, этапы, итоги и перспективы приватизации в России.

курсовая работа [71,8 K], добавлен 25.02.2011

Перспективы философского осмысления права в контексте учения о диалектических законах. Раскрытие процесса познания мира и человека при помощи методологической рефлексии. Суть права согласно концепции рационализма. Понятие юридического позитивизма.

контрольная работа [43,1 K], добавлен 22.01.2016

Общая характеристика источников феодального права государств Западной Европы. Реципированное римское право. Особенности назначения и исполнения наказаний в Средневековье. Этапы судебного процесса. Специфика судоустройства и судопроизводства в Англии.

Кафедра теории и истории государства и права ВГУ

Катя Атискова

Валерия Никитина

Катя,
Здравствуйте, Екатерина.
Сторонники социологической теории в юриспруденции считают, что данная позиция - не оправдана и нецелесообразна. Приоритетным подходом в толковании юридических текстов должен выступать динамический, функциональный, при котором толкуемым словам должно придаваться значение, соответствующее постоянно изменяющимся социальным условиям – воля официального субъекта, выраженная в толкуемом тексте, не должна стоять выше социальной действительности, так как не общество существует для жизни права , а не наоборот, право существует для жизни общества.

Диана Григорьян

Анастасия Александрова

Валерия Никитина

Диана,
Здравствуйте, представители "свободного права" или же сторонники социологической теории права полностью не отвергали роль законов в юриспруденции, но пр этом утверждали что закон "еще не есть действующее право. Все, что законодатель в состоянии создать, это лишь план, лишь набросок будущего желательного правопорядка" (О. Бюлов)

Диана Григорьян

Валерия, большое спасибо за Ваш ответ! Как Вы относитесь в связи с этим к ограничениям свободы судейского усмотрения? Не способствует ли изобилие так называемых "каучуковых", неопределенных норм чрезмерному ее расширению?

Валерия Никитина

Диана, На мой взгляд, в предыдущем своем ответе, использовав цитату О. Бюлова я высказала свою точку зрения по этому поводу. Спасибо за вопрос!

Катя Атискова

В современной юридической науке абсолютное большинство ученых в целом придерживается идей позитивизма. Следует отметить, что он в отличие от других направлений правопонимания, в наибольшей степени активно реализует свои внутренние возможности в различных отраслевых юридических науках. Наиболее же полно и глубоко, с позиции юридического позитивизма, изучаются такие проблемы, как система права, источники права, правотворчество и правоприменение. Различными направлениями юридического позитивизма разработаны также вопросы понятия и структуры нормы права, понятия субъекта права, оснований юридической ответственности, принципа верховенства закона, требования законности и др.

Что касается нашей страны, то среди различных направлений юридического позитивизма, по мнению многих современных ученых, центральное место занял легистский позитивизм. Основная особенность легистского позитивизма состоит в том, что он предпочитает не замечать этимологической, концептуальной, сущностной или же какой-либо другой разницы между правом и законом, для него эти понятия равнозначные и равноценные. Основная суть данной позиции в том, что законы представляют собой само право, независимо от их содержания. Легистский позитивизм всегда старался объяснить понятие права через понятие государства, а правовые нормы представить как продукт властной, приказной деятельности государства. В легистском позитивизме всегда существуют две концептуальные основы. Первая — право не только производно от государства, но и не может без него существовать. Вторая — государство — это в первую очередь организация силового предназначения.

Валерия Никитина

Екатерина, не могли бы вы ответить на вопрос:
Возведение в абсолют официальную, формальную сторону права - это достоинство или недостаток юридическогого позитивизма и почему?

Катя Атискова

По моему мнению, возведение в абсолют официальную сторону права, является достоинством. Почему? Особенностью права является то, что правотворческие органы могут закреплять его нормы не в любой, а в строго установленной для данного органа форме (закон, указ, постановление) Если нормативный акт облачен в соответствующую форму, он получает определенную юридическую силу, сферу действия в пространстве и во времени, принимается и доводится до адресатов в строго определенном порядке. Подобная определенность формы позволяет обеспечить правильное, точное и полное выражение воли советского народа, доведение ее смысла до адресатов, что способствует правильному уяснению этой воли последними и точной реализации в поведении участников соответствующих правоотношений. И наоборот, отсутствие надлежащей регламентации формы актов того или иного государственного органа (не регламентирована, например, форма актов главных управлений, ведомств и т.д.) чревато серьезными отрицательными последствиями.

Властный, общеобязательный характер права проявляется черев категоричность правовых предписаний, так как обуславливает для законодателя необходимость возможно точнее, конкретнее сформулировать требуемое правило поведения.
Присущая праву формальная определенность предопределена и социальным назначением права, его ролью классового регулятора общественных отношений. Для обеспечения целенаправленного воздействия на поведение людей, для управления социальной системой в соответствии с волей господствующего класса право должно быть достаточно определенным по своему, содержанию. Воля господствующего класса или всего народа, чтобы стать общеобязательной, государственной должна быть "возведена в закон", т.е. соответствующим образом официально оформлена. Это, как мне кажется, помогает избегать конфликты среди разных групп и слоёв населения.

Хотелось бы задать обратный вопрос и Вам. Как, с точки зрения социологической теории, обеспечивается равенство прав каждого человека? Не способствует ли правовая неопределенность, своего рода волнениям среди народа?

Валерия Никитина

Катя, Спасибо за ваш вопрос.
Социологическая теория, благодаря более глубокому анализу, а также тому, что она делает упор на практике и применении законов, выработала основные принципы защиты равенства прав каждого индивида. Представители данного направления призывают искать право в жизни, в общественных отношениях, выступали против "слепого буквоедства догматики".Писаное право абстрактно и схематично, а жизнь конкретна и конечно , изменчива,поэтому : не все то, что записано в законе, получает осуществление на практике. Таким образом, равенство прав человека обеспечивается, в первую очердь, индивидуальным подходом к каждому конкретному случаю. Нормы защиты прав и свобод человека закреплены в законах.

Про неопределённость в праве пишет очень много Н.А. Власенко. Хотела бы начать с того, что учёные-правоведы/юристы понимают под "неопределённостью". Это процесс перехода неопределенности к определенности. Опираясь на ту научную информацию, которую я прочла и изучила в рамках Теории государства и права, Социологии права, я могу сделать свой вывод: неопределённость в праве способствует "зарождению" общественных волнений. Однако, помимо "волнений среди народа" есть ещё большое кол-во примеров отрицательного воздействия на об-во неопределённости в праве: конституционно-политические кризисы, активизация гражданской активности населения, акции гражданского неповиновения, резкий взлет показателей правонарушений и т.п. Однако социологическая теория старается максимально защитить каждого от неопределенности благодаря тому, что большое внимание в праве уделяется юридическим действиям, практике, правопорядку, применению законов.

Надеюсь я дала емкий ответ на поставленный вами вопрос)
Как вы думаете существует ли ограничительная функция юридического позитивизма в контексте развития теории и практики законодательства. Если да,то почему, если нет,то почему ?

Катя Атискова

Хороший вопрос! На эту тему ведётся множество споров. Но несмотря на серьезные критические замечания в отношении юридического позитивизма и перспектив его развития, в настоящее время данный тип понимания права преобладает в теории и практике законотворчества, служит точному формулированию правовых категорий, развитию юридической техники и процесса кодификации. Заслуга юридического позитивизма в признании, подчеркну, ценности закона.

Что же касается ограничительной функции. Обращение в исследованию вопроса об ограничительной роли юридического позитивизма приводит к непростой дилемме: оценивать теорию юридического позитивизма как архаичную и несвоевременную или как вечную, неизменную, апробированную за годы своего существования.
Выход за рамки позитивистского подхода сегодня очевиден. Изменение господствующих юридиче- ских идеалов и ценностей, точек зрения вполне закономерен в связи с произошедшими за последние десятилетия событиями. Право всегда реагирует на изменение общественных отношений.

Однако развитие теории юридического позитивизма в нашей стране отличается от традиционных стран англосаксонской правовой семьи (где он более динамичен, связан с решениями судей), поэтому юридический позитивизм будет сохранять свои позиции в системе теорий понимания права.

Спасибо за очень интересный вопрос!

Александра Александрова

Здравствуйте, девушки!
Екатерина, у меня к вам вопрос. Как Вы считаете, у Вашей теории есть минусы, если да, то какие?)
(Малык Александра Владимировна, 1 курс магистратуры, 4 группа, очная форма обучения).

Валерия Никитина

Александра,
Для начала, хотелось бы отметить, что каждая научная теория и концепция обладает как положительными, так и отрицательными чертами.
Позиция социологической теории , безусловно, обладает различными плюсами.
Но т.к. в вопросе говориться исключительно о недостатках, то я , изучив материалы научных источников, могу привести следующие спорные моменты социологической теории:
если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным
в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
Стоит заметить, что данная проблема существует не только в рамках социологической теории права и являеется более глубокой, многогранной. Теория юридического позитивизма ее не исключает.

Анастасия Александрова

Катя, спасибо за аргументированный ответ :-), исходя из вышеизложенного преобладающим в РФ является метод официального толкования, по вашему мнению, я же правильно поняла?(уточнение т.к. вопрос был про конкретный метод)(Малык Анастасия Владимировна, магистратура 1курс, 4группа, очная форма обучения)

Катя Атискова

Александра,
Здравствуйте! Конечно, не буду лукавить. Минусы есть у каждой теории. Юридический позитивизм и его постулаты часто являются причиной оживленных дискуссий юристов-практиков.
Но для себя я вижу довольно крупный минус: возможность произвола со стороны власти (суверена). Однако, я считаю, что ситуация со злоупотреблением полномочиями имеет место быть только в неправовом государстве. С далеких времён все же большинство стран стремиться к созданию правового демократического государства, построенного на принципе разделения властей. В таком государстве юридических позитивизм проявляется абсолютно с положительной стороны. Создавая законы, государство наделяет граждан огромным объемом прав и свобод, гарантирует из защиту, вместе с тем, ограничивая и себя в абсолютном произволе.
Но опять же, если рассматривать государства тоталитарного характера, нельзя закрывать глаза на этот минус юридического позитивизма, ведь полный произвол власти может привести к краху такого государства.

Катя Атискова

Я считаю, что данный метод один из главнейших и правильных для нашего общества.

Катя Атискова

Читайте также: