Вячеслав иванов биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Писатель
Родился в Москве. Отец - мелкий служащий Контрольной палаты, скончался в 1871 г. Мать была дочерью сенатского чиновника; она с детства привила сыну патриархальную веру в Бога и любовь к поэзии. В 1-й московской гимназии, которую Иванов закончил с золотой медалью (1875-1884), продолжали формироваться его характер и гуманитарные склонности. Двенадцатилетним гимназистом он по собственной инициативе начинает заниматься древнегреческим языком. Впоследствии он свободно будет владеть многими европейскими языками, в т.ч. немецким, французским и итальянским.
Через два года он внезапно ощутит себя "крайним атеистом". А в 15 лет исчезновение детской наивной веры в Бога обернется духовным кризисом, который через два года выльется в попытку самоубийства. В 1884 г. он поступает на историко-филологический факультет Московского университета, два года учится под руководством историка П.Г. Виноградова. Затем по его рекомендации для продолжения образования Иванов вместе с женой уезжает в Берлин (1886). Переезд за границу (до 1905 г. Иванов в Россию приезжал только на короткое время) совпал у него с новым мировоззренческим кризисом.
Годы пребывания за границей пробудили у Иванова обостренный интерес к России, он начал изучать Вл. Соловьева и Хомякова. С начала 90-х гг. Иванов увлекается изучением Ницше.
В 1893 г. в Риме он знакомится с Л.Д. Зиновьевой, что приводит его в 1895 г. к окончательному разрыву с дочерью и женой.
В 1895 г. Иванов заканчивает работу над диссертацией, написанной на латинском языке, "Об обществах откупщиков в Риме" (опубликована в Санкт-Петербурге в 1910 г.). В дальнейшем все его жизненные интересы сосредоточиваются на религиозно-исторической и эстетической проблематике. Он работает в Афинах, посещает Египет и Палестину. В начале века Иванов вместе с женой обосновывается в Женеве, где изучает санскрит.
Ранние стихотворные публикации Иванова в русских журналах "Космополис", "Вестник Европы" остались практически незамеченными. Первый сборник стихотворений "Кормчие звезды" вышел за счет средств автора в Петербурге в 1903 г. Критика устанавливает за Ивановым репутацию "Тредиаковского наших дней". Весной 1903 г. в Высшей русской школе общественных наук в Париже Иванов читает курс лекций об античном дионисийстве. Здесь же на курсах Иванов знакомится с В.Я. Брюсовым, с которым надолго завязываются дружеские отношения. Начинает сотрудничать в московских "Весах".
В 1904 г. написана трагедия "Тантал", а в Москве выходит "вторая книга лирики" Иванова - "Прозрачность", с воодушевлением встреченная символистами. В 1904 г. написаны статьи "Поэт и чернь", "Ницше и Дионис", "Копье Афины", "Новые маски".
В июле 1905 г. Ивановы окончательно переезжают в Россию.
Сначала осени "башенные" среды Иванова становятся одним из наиболее известных литературных салонов российской столицы. Собрания на "башне" были прекращены осенью 1909 г., когда заседания "Поэтической академии", преобразованной в "Общество ревнителей художественного слова", были перенесены в редакцию "Аполлона".
В 1907 г. выходит третий поэтический сборник Иванова "Эрос".
17 октября 1907 г. от скарлатины скоропостижно умирает на его руках жена, его "Диотима", любить которую поэт продолжал всю свою жизнь. Последующий через два с половиной года, брак на падчерице В. К. Шварсалон, очень похожей на мать, смягчил, но не заслонил живой памяти о Лидии Зиновьевой-Аннибал. Своеобразным итогом жизни на "башне" явились два тома стихов "Cor ardens" (лат. "Пламенеющее сердце") и книжка стихов "Нежная тайна" (СПб., 1912) -дань любви у "милой могилы" Лидии к ее дочери Вере. "Cor ardens" получило высокую оценку у критиков.
В первое десятилетие нового века Иванов принимает активное участие в работе Петербургского религиозно-философского общества, сотрудничает в журналах "Весы", "Золотое руно", "Труды и дни", "Русская мысль" и др. В 1910-1911 гг. преподает историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах.
Едва ли не большую славу Иванову, не как поэту, а как одному из главных теоретиков русского религиозного символизма, принесли сборники его разнообразных статей по вопросам религии, философии, эстетики и культуры: "По звездам" (1909), "Борозды и межи" (1916), "Родное и вселенское" (1917); сюда же примыкает и "Переписка из двух углов" (1921).
Иванов переходит к размышлениям о религиозно-мистической судьбе человечества, мировой истории и России ("Человек", 1915?1919). В поэме "Младенчество" (1913?1918; Пбг., 1918) поэт через житейскую мудрость вновь возвращается к блаженным годам своего детства. Стихотворный цикл "Песни смутного времени" (1918) отразил неприятие Ивановым внерелигиозного характера русской революции. В 1919 г. он издает трагедию "Прометей", а в 1923 г. заканчивает музыкальную трагикомедию "Любовь - Мираж".
После событий 1917 года он принимает участие в деятельности издательства "Алконост" и журнала "Записки мечтателей", пишет "Зимние сонеты".
В 1921 г. он защищает на Кавказе докторскую диссертацию, по которой издает книгу "Дионис и прадионисийство" (Баку, 1923).
В 1924 г. Иванова вызывают в Москву, где он вместе с А. Луначарским произносит в Большом театре юбилейную речь о Пушкине. В конце августа он уже навсегда покидает Россию и поселяется с сыном и дочерью в Риме. До 1936 г. он сохраняет советское гражданство, которое не дает ему возможности устроиться на государственную службу. Иванов нигде не печатается.
Не принимая политики воинствующего атеизма и оставаясь верным себе, Иванов, по примеру В. С. Соловьева, 17 марта 1926 г. присоединяется к католичеству. В 1926-1931 гг. он занимает место профессора в колледже "Карло Борромео". В 1934 г. Иванов переезжает в Рим, где и живет до конца своих дней.
В последние годы жизни вел уединенный образ жизни, встречался с М. Бубером, Ж. Маритеном, Г. Марселем, из русских аиболее часто с Мережковскими. Умер в Риме.

Иванов Вячеслав Иванович - русский поэт, философ, переводчик. Родился 16 февраля (28 февраля) 1866 в городе Москва, в семье землемера. Его отец умер, когда Иванову было пять лет, он помнит его, как нелюдимого, одинокого человека. Воспитанием Иванова занималась мать. Уже с ранних лет она разглядела в нем талант поэта.

С 1875 по 1884 Вячеслав Иванович получал образование в 1-ой московской гимназии. В эти годы Иванов писал патриотические стихи. Увлекался изучением древних языков и истории. В 1884 поступил Московский университет на историко-филологический факультет.

В 1886 Иванов бросает университет и вместе со своей супругой переезжает в Берлин, Германия. В Берлинском университете он занимается экономикой, историей ,римским правом. В то время он начал изучение русской религиозной философии.

После окончания университета Иванов много путешествует по Европе, посещает библиотека Франции, Испании, Италии. В них он черпает знания для своей диссертации по римскому праву. Будучи уже в разводе, в 1893 Иванов познакомился со своей второй супругой Л. Зиновьевой-Аннибал. Они переехали жить в Афины. Там Иванов занимался изучением греческо-дионисийских культов, изучал санскрит.

В 1903 Иванов раскрыл в себе поэта. Начал публиковать свои стихи в русских журналах. Написал сборник стихов "Кормчие звезды".

В 1904 Году свет увидела его вторая книга поэзии "Прозрачность". Уже признанные поэты оставляли восторженные комментарии по поводу этой книги.

В 1905 Иванов вместе со своей супругой переезжает в Петербург. В квартире, где они проживали, проводились сборы литераторов. Эти вечера получили название "Ивановские среды". В один вечер в квартире могло собраться до 60 поэтов, философов, мыслителей, художников. В 1907 Иванов открыл издательство "Оры". В этом же году он переживает смерть своей супруги. Это стало для него тяжелым испытанием, очень сильно пошатнула его психическое состояние.

В 1910 Иванов женить в третий раз на дочке от первого брака своей умершей супруги. В 1912 переезжает в Италию, но уже в 1913 возвращается в Москву и издает книги статей "Борозды и межи", "Родное и вселенское".

В 1921 проживал в Азербайджане. А в 1924 Иванов навсегда переехал в Италию. В 1936 получил итальянское гражданство и принял католическую веру. В этот период своей жизни Иванов написал много стихов, которые посвятил Риму.

Иванов Вячеслав Иванович

Вячеслав Иванович Иванов родился 16 (28 по новому стилю) февраля 1866 г. в Москве. Он был поздним ребёнком у своих родителей – землемера Ивана Евстихиевича Иванова и Александры Дмитриевны Преображенской. Отцу на момент рождения сына было 50 лет, а матери – 42. У Ивана Евстихиевича было ещё двое сыновей от первого брака. После смерти их матери он женился второй раз на Александре Дмитриевне, подруге покойной супруги. Александра была внучкой священника, долгое время работала чтицей у немцев-пиетистов.

В марте 1871 г. отец Вячеслава скончался от скоротечной чахотки. Воспитанием мальчика полностью занялась мать. Она верила, что сыну предназначено стать поэтом, и растила его с этой мыслью. Он много читал и рано начал писать стихи. Будучи глубоко религиозной женщиной, мать прививала интерес и почтение к религии сыну.

В 1874 г. мальчик начал ходить в домашнюю школу, на следующий год пошёл в подготовительный класс в Первую Московскую гимназию, а в 1876 г. поступил в первый класс. Вскоре Вячеслав стал одним из лучших учеников.

В школьные годы писал патриотические стихи и стихи, посвящённые Христу. В это же время он заинтересовался историей и древними языками, самостоятельно начал изучать древнегреческий.

В 13 лет подросток стал подрабатывать репетитором, чтобы финансово помочь семье. В 1881 г. у Вячеслава начался серьёзный кризис веры, приведший к атеизму и конфликту с матерью. Также юноша увлёкся революционными идеями.

В 1884 г. окончив гимназию с золотой медалью, молодой человек поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Проучившись 2 курса и разуверившись в революционных идеалах, Иванов решил уехать в Германию вместе с молодой женой.

Вячеслав Иванов в молодости (около 25 лет)

Вячеслав Иванов в молодости (около 25 лет)

Краткая биография

Поэт Вячеслав Иванов

Личная жизнь

В 1882 г. Вячеслав познакомился с сестрой своего друга и одноклассника Алексея Дмитриевского – Дарьей Михайловной. Девушка училась в Консерватории.

В 1886 г. влюблённые обвенчались и затем вместе уехали в Германию. В 1888 г. у пары родилась дочь Александра.

В начале 1890-х гг. Ивановы много путешествовали по Европе, жили в Париже, Риме, заводили новые знакомства среди русской интеллигенции.

Однажды Вячеславу представили поэтессу Лидию Зиновьеву-Аннибал, и эта встреча оказалась судьбоносной. Лидия была замужем за учителем Константином Семёновичем Шварсалоном, и у них было трое детей: Сергей, Вера и Константин.

Вячеслав Иванов и Лидия Зиновьева-Аннибал

Вячеслав Иванов и Лидия Зиновьева-Аннибал

Но несвобода обоих не помешала развиться сильному чувству. Вячеслав и Лидия поняли, что любят друг друга, и с 1895 г. начали жить гражданским браком. В апреле 1896 г. у них родилась дочь Лидия, после чего Иванов развёлся с первой женой.

Лидии Дмитриевне удалось получить развод только в 1899 г. После этого они с Вячеславом обвенчались в греческой православной церкви, хотя по церковному закону не имели права вступать в брак повторно.

В октябре 1899 г. у пары родилась вторая дочь – Елена. Через месяц она умерла. Позднее у Лидии Дмитриевны была ещё одна беременность, протекавшая тяжело и окончившаяся выкидышем.

В 1910 г. Иванов женился на дочери от первого брака своей умершей супруги – Вере Шварсалон. В июле 1912 г. у них родился сын Дмитрий.

Вячеслав Иванов и Вера Шварсалон

Вячеслав Иванов и Вера Шварсалон

В 1920 г. Вера заболела туберкулёзом и вскоре умерла. Больше Вячеслав Иванович не женился.

Вывод

Творческое наследие Иванова обширно, это и поэтические сборники, и публицистика, и переводы, и философские эссе, и литературоведческие работы.

Мыслитель создал своеобразный мифологический и необычайно богатый поэтический мир, в котором отразилось его увлечение античной и средневековой культурой. Он стал идеологом и вдохновителем символизма, оставившего неизгладимый след в русском искусстве.


Символизм – это направление в литературе, живописи, музыке и искусстве в целом. Особенность жанра состоит в неком элементе таинственности и загадочности, неполном раскрытии сути произведения. Смысл доносится до читателя, зрителя или слушателя с помощью тех или иных символов (от этого слова и произошло названия течения).

Родина символизма – Франция. Направление возникло в 1870-х годах, а в конце XIX и начале XX веков стало популярным в России. Символизм использовался такими русскими творцами, как Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок, Михаил Врубель, Александр Скрябин и другими. Большой вклад в развитие символизма в России внес также поэт Вяч Иванов.

вяч иванов

Биография: ранние годы, семья, образование

Вяч Иванов (полное имя – Вячеслав Иванович Иванов) родился 28 февраля 1866 года в Москве. Отец поэта был геодезистом (в то время эта профессия называлась землемер).

После окончания Первой московской гимназии Вяч Иванов поступил в Московский университет на факультет истории и филологии, но проучился там всего два года. С 1886 года будущий поэт продолжал обучение в Берлине, где также изучал филологию, историю и философию.

Биография поэта Вяча Иванова сложилась так, что практически всю свою молодость, около 20 лет, он провел за рубежом. В основном жил и путешествовал в Западной Европе: Италии, Греции, Швейцарии.

За границей поэт познакомился со второй женой (на первой, Дарье Дмитриевской, он женился почти сразу после окончания гимназии) – Лидией Зиновьевой-Аннибал. В 1896 году родилась дочь, которую назвали в честь матери.

В этом же году произошло еще одно важное событие в жизни Вяча Иванова. Он познакомился со своим наставником Владимиром Соловьевым, благодаря которому произошел толчок в творчестве поэта. Была выпущена первая книга стихов о природе.

Немного позже, в 1903 году, Вяч Иванов встретился с русскими символистами – Бальмонтом, Мережковским, Блоком. С этого момента начинается новый период в жизни и творчестве поэта.

Возвращение в Россию

В 1905 году Вяч Иванов вернулся в Россию, но поселился не в родном городе, а в Петербурге. В его квартире каждую неделю собирались великие творцы Серебряного века: они обсуждали новые идеи, делились набросками своих произведений и новостями из литературного мира. Вяч Иванов находился на пике своей славы и сотрудничал с большим количеством популярных в то время журналов.

поэт вяч иванов

После смерти жены поэт женился в третий раз. В 1913 Вяч Иванов с супругой переехали в Москву, где произошло знакомство с композитором Скрябиным.

Октябрьская революция была не понята и не принята Ивановым. Как и многие другие писатели, художники и композиторы, не одобрявшие идею революции, он пытался эмигрировать из России. Еще одной причиной для переезда стал туберкулез жены. Несмотря на все это, в выезде было отказано, и Ивановым пришлось остаться на родине.

В 1920 году супруга поэта скончалась, и Вяч Иванов переехал в Баку, где преподавал филологию.

вяч иванов

Последние годы

Проведя 4 года в Баку, поэт Вяч Иванов вновь поселился в Италии. Последние десятилетия он жил в спокойствии и уединении, лишь изредка общаясь с Мережковским, Буниным и другими эмигрантами. В четвертый раз Вяч Иванов не женился, и домашним хозяйством занималась его секретарь.

поэт вяч иванов биография

Поэт решил обратиться к религии и присоединился к католической церкви.

В Италии Вяч Иванов также занимался преподаванием: был лектором иностранных языков, читал курсы по русской литературе.

Он умер в Риме в 1949 году, прожив долгую жизнь. Поэту было 83 года. Похоронен на кладбище Тестаччо.

Особенности творчества

В стихах Вяча Иванова поднимаются высокие вечные темы, всегда волновавшие поэтов и их читателей: смерть и возрождение, отчаяние и надежда. Стихотворения не динамичны, а скорее производят впечатление чего-то статичного, величавого и тяжелого. Можно заметить, что поэт практически не использует глаголы, что и создает этот эффект неподвижности.

Природу описывали и воспевали многие писатели, но даже это Вяч Иванов делает по-своему. В своих произведениях он упоминает не деревья, не травы, не водоемы, а скорее неживую часть окружающего мира – груды раскиданных камней, сверкающие на солнце кристаллы и расплавленные металлы.

Несмотря на этот аспект, творчество Вяча Иванова в целом удивительно целостно и гармонично, а главными темами являются торжество и любовь, которая способна преодолеть смерть. Поэт часто использует греческие слова – это традиция древнего церковнославянского языка, что подчеркивает величественность и изысканность стихотворений.

Отзывы критиков

Читайте также: