Юмор чехова кратко самое главное 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Введение

Почему была выбрана именно данная тема? Это связано в связи с тем, что творчество такого великого писателя, как А. П. Чехова, несомненно, вызывает интерес, а так же мало кого может оставить равнодушным.

XIX век – век становления разных течений в литературе. Он подарил нам множество писателей, которые, в свою очередь, прославили русскую литературу. Один из таких писателей и есть А. П. Чехов. Такие литераторы, как Толстой, Гончаров, Тургенев, Достоевский являлись предместниками Чехова. С данными именами связываются и расцвет русского романа, и бурный рост русской прозы. А. П. Чехов так же писал прозу, однако среди написанного, у него нет произведений крупных по объему и романов. Область его деятельности – нероманные жанры: повесть, рассказ.

Актуальность темы: в нынешнее время все чаще предпринимаются попытки инсценировать рассказы А. П. Чехова, с целью донести до зрителя какую – либо мысль.

Объект исследования: творчество Антона Павловича Чехова.

Предмет исследования: рассказы, повести, пьесы, сатира, юмор.

В данной курсовой работе будут рассмотрены примеры из рассказов.

Цель работы: изучить юмор, а так же его направленность в творчестве А. П. Чехова.

Для того чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить такие задачи, как:

Рассказать о природе комического в творчестве Чехова.

Определить приемы создания комических ситуаций в рассказах А. П. Чехова.

Выявить языковые средства создания комического в рассказах автора.

Структура: в работу входит шести глав, три из которых – это структурные элементы (введение, заключение, список литературы), а три (теоритические) – это основная часть. Вторая глава подразделяется на три под

главы и на восемь параграфов. Общий объем курсовой работы составляет тридцать три страницы.

Во введении описывается актуальность выбранной темы, а так же цели и задачи изучения.

В первой главе рассматривается жизнеописание писателя.

Во второй главе выявляются приемы, языковые средства комического. А так же будут рассмотрены на примере смешные мотивы.

В третьей главе – природа комического.

В заключении подведем итоги изучения данной темы.

В библиографическом списке будут указаны источники, на которых базируется тема курсовой работы.

1. Биография А. П. Чехова

Родина Антона Павловича Чехова Таганрог. Он родился 17 (29) января 1860 года в семье купца третьей гильдии. 1 Учеба Антона в гимназии оставляла желать лучшего. Восьмилетний курс обучения затянулся на десять лет, так как оставался в третьем и в пятом классах на второй год. У него не было времени на учебу, Чехов постоянно был занят отцовской лавкой и в церковном хоре. И безалаберность тут была абсолютно не причем.

В детстве Чехову приходилось расплачиваться с долгами отца и, именно для этого, он продавал оставшиеся вещи, а так же для того, чтобы хоть как - то жить, занимался репетиторством.

Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом “Заика” и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном. В 1880 году в журнале “Стрекоза” появляются первые публикации его юмористических рассказов. Он публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

Антон Павлович Чехов является всероссийским признанным писателем. В 1888 году его признали лауреатом Пушкинской премии. А в 1990 году он становится почётным академиком.

Таким образом в истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы - трагикомедии. 4 Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

2. Юмор в рассказах А.П.Чехова

2.1. Языковые средства создания комического в рассказах

Смешные фамилии: Зиберов, Удодов.

Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами…

Ах ты, свинья, свинья! Ведь и вчерась порол! 5

Мешает, скотина, заниматься…

Экий ты дурак, братец!

Грябов, большой, толстый человек с очень большой головой, сидел на песочке, поджав под себя ноги по-турецки, и удил. Шляпа у него была на затылке, галстук сполз набок.

Возле него стояла высокая, тонкая англичанка с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожий скорей на крючок, чем на нос. Одета она была в белое кисейное платье, сквозь которое сильно просвечивали тощие, желтые плечи. На золотом поясе висели золотые часики.

Иван Иванович Лапкин, молодой человек приятной наружности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком..

Ежедневно продаем по десятку для разбойников, волков и любовников.. Очень верный и сильный бой, бьет на большой дистанции и убивает навылет жену и любовника.

Приказчик поднимал и опускал курки, дышал на стволы, прицеливался и делал вид, что задыхается от восторга. Глядя на его восхищенное лицо, можно было подумать, что он сам охотно пустил бы себе пулю в лоб, если бы только обладал револьвером такой прекрасной системы, как Смит и Вессон.

Застрелиться или убить жену из Лефоше считается признаком дурного тона. Хороший тон признает только Смита и Вессон.

…А тульское оружие – это несчастье! Стреляешь из тульского револьвера в жену, а попадешь себе в лопатку… 9

На днях – вы, вероятно, уже читали – один офицер приобрел у нас револьвер системы Смит и Вессон. Он выстрелил в любовника и – что же вы думаете? – пуля прошла навылет, пробила затем бронзовую лампу, потом рояль, а от рояля рикошетом убила болонку и контузила жену. Эффект блистательный и делает честь нашей фирме.

Любить чужих жен теперь так же принято, как курить чужие папиросы и читать чужие книги.

Вид у Степана Степаныча Жилина кислый, помятый, разлохмаченный; на сером лице выражение недовольства: не то он обиделся, не то брезгует чем-то.

Портретные зарисовки героев:

Плотник Герасим – высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами.

Плотник Любим – молодой горбатый мужик с треугольным лицом и с узкими, китайскими глазками.

Фамилии: Градусов, Деревяшкин, Калякин

Фамилии: Очумелов, Хрюкин, Пичугин.

Антропонимы. Под данным понятием подразумевается сою называние человека. Сюда следует отнести следующее:

псевдонимы могут быть как групповыми, так и индивидуальными;

патронимы – это величание, которое дается по отцу, отчества и прочее;

криптонимы, то есть прозвание скрываемые;

Антропонимы произведений начального этапа.

Употребляются как ложно – мотивационные фамилии, так и смешанные. Сюда необходимо отнести и Амфитеатрова, и Фортунатова, и Некричихвостова.

Жанрово – смешанные есть такие модели, которые являются моделями двухкомпонентными, абсолютно ничем не обоснованны, находят свое применение в разговорной речи: таутоним – Иван Ивановитш; Дубадолла Свист, Франческо Бутронц, таутоним - Петр Петрученца – Петрурио 15 .

В границах начального этапа существуют свои характерные специфичности. Итак, рассмотрим их.

Двойные жанрово – смешанные фамилии: такая фамилия, как Семи булатов, то есть сливается с числительным для того, чтобы придать большей комичности.

Сатирический прием – это фонетическое созвучие – гр - , которое проявляется в антропонимах: Бугров, Грохольский. 17 Они настраивают читателя на конкретную ноту по отношению к тому, кто носит антропоним.

2.2.Основные приемы комического

К примеру, точно такого же изменения приема можно привести сопоставления Антона Павловича. Правило юмористического сопоставления - практически необходимая смена рядности: сопоставление переносит предмет в абсолютно иной ряд в иной план, как правило, снижающий. Антон Павлович в юности очень часто употреблял это.

Однако у позднего Антона Павловича данное приобрело совершенно иной характер. Существуют популярные неожиданные сопоставления Чехова такие, которые, в свое время, Корней Чайковский предложил длинным списком:

Пейзаж в юмористике – это один из начальных приборов в выполнении ее особенных задач. Существует некоторый ряд важных методов, которые применяются для создания комического. Одним из таких является перемещение явлений в область, которая несопоставима с ним. К примеру, можно привести тех библейских или же мифологических героев, которые в нынешнее время выступают как небиблейские.

Итак, рассмотрим, какой вид имеет данной в области пейзажа.

Тут это, как правило, присвоение и объектам природы, и явлениям природы или же вселенной каких – то человеческих свойств, качеств, поступков, которые, в свою очередь, при всем при этом осуществляются в нынешней обстановке быта. Возможностью рассуждать, действовать, чувствовать, как это делают иные живые персонажи юмористического рассказа, наделены и ветер, и луна, и листья, и солнце и прочее. Помимо этого они несут и такие тяготы жизни, как привычки, заботы, дела.

Описание, которое является юмористическим, перемещает предметы из данного разряда в иной – в тот, который является не традиционным, сниженным, непоэтическим.

Истиной энциклопедией русской жизни начала восьмидесятых годов является начальная юмористика Антона Павловича Чехова. Непредсказуемые применения осуществляются при помощи медицинских знаний молодого писателя.

В непрерывный прием начальных юморесок Антона Павловича можно отнести применение различных медицинских реальностей, наименование лекарственных средств, описание внешности при помощи медицинских понятий, описывание симптомов болезней, диагнозов.

Говорилось о сумасшедшем карасе. Однако, по мере чтения, читатель узнает информацию о Соне Мамочкиной, которая никак не относится к его жизни, а также об ее тети, и о племяннике этой тети.

Видимое противоречие меж сюжетом, конец которого печальный, и тем, как он повествуется. Для того чтобы преодолеть трагизм жизненного материала, Антон Павлович пользуется комизмом его художественной обработки.

Так же можно проследить забавность в именовании героев. К примеру, Брюзжалов, Червяков

Комичным является и то, что Червяков настойчиво престает к генералу с собственными извинениями в связи с тем, что случайно его обрызгал.

Их высмеиваешь, а если задуматься, рассказывают они о грустно и даже, бывает, о страшноватом – именно такое впечатление и производит достаточно большое количество юмористических произведений Антона Павловича.

Юмор является своеобразным взглядом на мир писателя, видение жизни, трагической усмешки, неотъемлемое от иронии, а не просто не отдельным элементом Антона Павловича. 22 Автора не оставили равнодушным неправоты жизни, а так же беспорядки, однако же все, что было написано, получало в его произведениях трагикомическое звучание. Вот такая специфичность таланта Чехова.

2.4 Смешное и грустное в рассказах Антона Павловича Чехова

Человек – это такое существо, которое является эмоциональным, чувственным: он способен грустить когда что – то не ладится, в том случае, если с кем – либо приключилась беда, если же вдруг навалилось несчастье, и веселиться когда легко на душе, когда ему хорошо, если он видит радость иных людей. И это считается нормальным. Тоже - самое происходит и произведениями: нормой является и то, что люди переживают вместе с персонажами трагедии или же смеются над комедией. И, как правило, человечество пытается разграничивать такие понятия, как смешное и грустное, как зло и добро, как ненависть и любовь. Чем тоньше художник, тем более сложное, неопределенное чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Тоже - самое можно проследить и у Антона Павловича: В его собственных произведениях множество оттенков и драматического, и комедийного, у писателя грустное – это смешно, а смешное – это грустное. Писатель стремится к тому, чтобы люди оставались людьми, а так же жили как люди. Скорее всего, именно из-за этого в произведениях Чехова преобладает грустное, чего не скажешь о смешном. За комической ситуацией, за веселыми шутками, действиями персонажей стоит драматизм. 23 Не сразу, а постепенно смешного становится все меньше, не их место приходит грустное, тяжелое, глухое. И убожество, и грязь, и серость – все это можно найти в собственных рассказах писателя. С одной стороны бессилие и ничтожество бедным, а с иной – праздность и сытость богатых. Где бы не находились люди, будь то в городе или же в деревне, жизнь их обессмыслена, пуста и бессодержательна.

Как смешное, так и грустное помогали в произведениях Антона Павловича Чехова разрешить главную задачу: донести до людей, что так больше жить нельзя.

Таким образом, и в повестях, и в пьесах, и в рассказах писателя существует достаточно большое число разочарований, горестных раздумий о Родине. Через абсолютно все творчество автора можно проследить, как проходит светлая мечта о совершенно другой жизни, где будут отражены удивительные душевные качества, а так же их стремление к прекрасному. Антон Павлович Чехов даже не мог догадываться о том, когда же придет иная жизнь, однако он был уверен в одном: она настанет. Данный писатель относится к числу популярных русских художников – реалистов, чем обязан великолепному мастерству слова. 26

3. О природе комического в литературе

В мире Антона Павловича Чехова эффект комического возникает, как правило, из обычного столкновения сопоставления, наложения одного на другое, рядоположения таких явлений, которые относятся к разным, несовместимым рядам. 27 Что это за столкновения? И какие явления сталкиваются?

Все то же самое – различные представления об окружающем мире. Представления, которые возникают либо коллективно, либо индивидуально, представления, которые находят собственное отражение в жестах, в словах, в поступках, имеющиеся в общественной иерархии, которые находят собственное отражение в системах мнений, правил, оценок, то, что зафиксировано в продуктах культуры.

При столкновении абсолютно различного высекается искра смешного. А в мире Антона Павловича юмористика данных столкновений никак не может быть осуществелена.

Теплый юмор писателя базируется на том, что примелькавшиеся поступки и вещи в детском восприятии сопоставлены с непредсказуемыми ценностями и мерками.

Совершенно иная по отношению к такой ситуации – когда у одного и того же персонажа управляет не одной системой оценок и представлений, а несколькими – для Антона Павловича является богатый источник комического в его произведениях.

Юмор многих произведений Чехова построен на смешении различных знаковых систем 28 .

То, что писатель поглощает собственным интересом, ходом мысли, образом поведения, каких – то людей - это и является источником комического в произведениях.

В юмористических рассказах 1884 – 1887 годов Антон Павлович нашел себя как художник. 32 Они порождены уже не просто с установкой непременно смешить читателей, а комическим осмыслением глубинной, главной чеховской ориентации человека в окружающем его мире, попыток разобраться в нем, найти правду.

Итак, и наблюдательность, и сочность языка, и меткость деталей, и концепция – все это базируется в основе юмора Антона Павловича Чехова.

Заключение

При помощи языковых средств Антон Павлович Чехов и достигает комичность в собственных рассказах. Сюда следует отнести:

просторечная лексика, которая осуществляется в рассказах;

описание портретов персонажей;

Природа комического в русской литературе: основа комического в произведениях автора – это поглощённость определенных людей собственным, ни на кого не похожим интересом, ходом мысли, образом поведения, абсолютизация каждым этого собственного и выходящие отсюда столкновения, а так же несовпадения.

Антон Павлович Чехов – это один из выдающихся писателей, внесший собственный неотъемлемый вклад в русскую литературу.

Мягкий и грустный юмор – это характерная черта практически всех произведений Чехова. Проявилась она уже в его ранних рассказах.

Самые смешные рассказы Чехова Антона Павловича

Пересолил (1885 г.) 9,8
Ах, зубы! (1886 г.) 9,5

У любителя сценических искусств сильно болят зубы. Бросая все он мчится к зубному врачу. Но там его ждет огромная очередь…

Глупый француз (1886 г.) 9,5
Орден (1884 г.) 9,3

Учителя пригласили в гости к купцу, у которого две молодые симпатичные дочки. Чтобы добавить себе значимости, учитель одолжил у своего друга, военного, орден. И вот, надев чужой орден, учитель отправился в гости…

На охоте (1884 г.) 9,2
Смерть чиновника (1883 г.) 9,2

Чиновник, во время спектакля, случайно чихнул на впереди сидящего генерала…

Драма (1887 г.) 9,1

К известному писателю пришла дама, которая написала драму и просит прочитать её и высказать свое мнение. Писатель не хочет тратить время на это, но не может отказать женщине. Дама начинает нудно и долго читать свое произведение, а писатель размышляет о том, как побыстрее выпутаться из этой ситуации…

Маска (1884 г.) 9,1

Во время бала-маскарада, в единственное тихое места клуба — библиотеку, ввалилась шумная компания…

Оратор (1886 г.) 9,1

Умер важный чиновник. Запойкина, который обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи, попросили выступить на похоронах…

Беззащитное существо (1887 г.) 9,0
Дипломат (1885 г.) 9,0
Добрый немец (1887 г.) 9,0 18+

Муж неожиданно возвращается из командировки к молодой жене…

Юбилей (1892 г., небольшая пьеса) 9,0

Коллектив коммерческого банка готовится к юбилею. В это время появляется просительница и жалуется, что ее мужа незаконно уволили из военно-медицинского ведомства…

(сюжет пьесы близок к сюжету рассказа Беззащитное существо (1887 г.))

На даче (1886 г.) 8,9

Женатый, немолодой мужчина получил письмо с признанием в любви от таинственной незнакомки, которая приглашает его на свидание. Идти или не идти на свидание?…

Открытие (1886 г.) 8,9

Успешный инженер случайно обнаружил у себя талант художника и стал размышлять, как сложилась бы его жизнь, если бы он выявил этот дар в молодые годы…

Произведение искусства (1886 г.) 8,9

Доктор получил в подарок, от пациента, канделябр старой бронзы, художественной работы, украшенный обнаженными женскими фигурами. Такой подарок нельзя оставить в кабинете, куда приходят люди, а выкинуть жалко …

Свадьба (1890 г., небольшая пьеса) 8,9

Готовятся к свадьбе. Одна проблема — не нашли генерала. А что за свадьба без генерала? …

Невидимые миру слезы (1884 г.) 8,8

Загулявшая компания мужчин заглянула, поздно ночью, к одному из них перекусить. Но вот беда, ключ от шкафа и погреба у спяшей жены…

Пассажир 1-го класса (1886 г.) 8,8

Два пассажира первого класса разговорились о славе и известности…

Сирена (1887 г.) 8,8

После заседания мирового суда судьи собрались в совещательной комнате. Все изрядно проголодались и один из судей заговорил о том, как хорошо вкусно поесть…

Смешное и грустное как отражение несовершенства человеческого мира

Особенности поэтики комического в произведениях А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских писателей-классиков.

Каковы же приёмы юмористического изображения жизни в малой прозе Чехова? Обычно различают комизм характеров, комизм сюжета и в связи с сюжетом — положений, в какие попадают герои произведения, комизм портретов, комизм речи, имён, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки.

Чехов пользовался всеми этими компонентами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими, заурядными людьми, которые казались писателю не только смешными, но одновременно слабыми и жалкими.

Чеховский смех был предельно демократичен. Этот демократизм — в его всепроникающем характере (жизнь человеческая — от рождения до смерти — находит в лице Чехова своего обстоятельного исследователя); в его всеохватности (писатель подмечает комические стороны жизни практически всех социальных групп России); в легкости его восприятия.

Отношение героя с миром в комических произведениях Чехова сложны и разнообразны. Это разнообразие нашло свое отражение и в поэтике чеховских комических произведений: комическая новелла, сатирический рассказ, ироническая трагикомедия, показывают определенную эволюцию отношений героя с миром.

Определяя специфику поэтики комического в произведениях Чехова, мы в праве говорить об особой системе чеховского психологического комизма [3, с.72]. Система эта возникла не сразу, наиболее отчетливо ее черты проявились в 90-е гг. Однако контуры ее просматриваются уже в самом начале творчества писателя.

Отметим особенности этой системы. Во-первых, писатель постепенно отказывается от резких форм заострения, ориентируясь преимущественно на внешнее правдоподобия изображаемого. Во-вторых, ощутимо движение Чехова от изображения комической маски к изображению комического характера: происходит постепенное усиление психологического начала в создаваемых писателем образах. В-третьих, чеховское комическое повествование полифонично — комическое, лирическое и трагическое начала оказываются нерасчленимыми. В-четвертых, несложная фабула эпизода в чеховских произведениях вбирает в себя многообразие жизни. В-пятых, в комических произведениях писателя действует особый комический хронотоп [3, с.75].

Можно выделить по крайней мере четыре признака, характеризующих время и пространство в комических произведениях Чехова независимо от их жанра. Это, во-первых, пространственно-временная ограниченность происходящего (предельная локализация места в комической новелле, сатирическом рассказе, в иронической трагикомедии). Герой не просто замкнут в определенное пространство, он не ощущает потребности в существовании за пределами очерченного круга. Предельная локализация времени и пространства и порождает, в частности емкость детали: отказавшись от развернутого воспроизведения картин, Чехов чрезвычайно уплотнил художественное время.

Во-вторых, для чеховского комического хронотопа характерно движение героя от эпизода к эпизоду (в новелле, как правило, эпизодом все исчерпывается; в рассказах и пьесах мы видим систему эпизодов, в пределах каждого из которых герой ведет себя исчерпывающе).

В-третьих, для комических произведений Чехова существенным и господствующим является хронотопический ряд бытового времени. Этот ряд развернут и детализирован. Персонажи в нем показаны в поступках, в действии, в произносимом слове. Бытовое время — это и время переживаний, и время состояний. В соответствии с канонами комического повествования оно всегда интенсивно: время организует и пространство эпизода, и героя в этом пространстве. Господство бытового времени — это и господство бытового пространства. Чеховские произведения удивительно кинематографичны, если иметь в виду интерьер каждого эпизода. Комические персонажи у Чехова действуют, как правило, в хорошо знакомой им обстановке, где стандартные атрибуты выполняют роль ориентиров. Недаром многие комические новеллы начинаются с описания места действия.

В пределах хронотопической комической общности произведений Чехова можно выделить и жанровую специфику каждого из них. Так, в комической новелле господствует хронотопический ряд переживаний героя, в сатирическом рассказе — ряд событий, в иронической трагикомедии — ряд судьбы. Существование этих рядов предопределено главным для Чехова — стремлением писателя соотнести нравственное состояние героя и нравственность мира, в котором он живет и который он творит.

Чехов, автор комических произведений, хорошо понимал, что условия, в которые поставлена человеческая личность, может изменить только сам человек, неустанная работа его души, и прилагал все усилия, чтобы заставить эту душу активно работать. В том числе — и с помощью смеха.

Успех Чехова–драматурга в значительной мере был подготовлен рядом характерных особенностей его художественного метода, которые в своем логическом развитии означали предельное сближение повествовательного творчества с драматургическим.

Строгая объективность, решительный отказ от иллюзорности идеологических концепций и дали возможность Чехову сделать существенный вклад в развитие реалистического искусства [1, с.480].

В центре произведений Чехова оказывается теперь простой, внезапно прозревший человек, начавший великую переоценку привычных ценностей. Он хочет немногого — всего лишь удовлетворения своих элементарных человеческих стремлений [1, с.482].

Непримиримый конфликт человека с нравственными, социальными и политическими основами буржуазного строя вырастал в конфликт всемирно-исторического значения. [1, с.484].

Принципиальные идейно-творческие задачи, которые решал Чехов, определяли характерные особенности его художественной системы. Так мы приходим к истокам новаторской художественной структуры чеховской прозы. Отказ от внешне-событийного сюжетного построения, перенесение внимания на духовный мир героя — все это было прямым следствием основного открытия Чехова. Здесь же следует искать глубинные истоки емкой лаконичности чеховского стиля. Ему нужно было показать сущность тех процессов, которые происходили в сознании его современников, а он видел ее именно в ломке устоявшихся представлений. Писатель стремился к тому, чтобы запечатлеть кризисное, переломное состояние героев. Лаконичность, сочетаемая с глубокой внутренней напряженностью и драматизмом повествования, способствовала реализации этой основной задачи Чехова.

Герои чеховских пьес понимают друг друга даже когда молчат или не слушают своих собеседников, или говорят о жаре в Африке и о том, что Бальзак венчался в Бердичеве.

Принципы и методы реалистического искусства, сложившиеся в прозе Чехова, параллельно разрабатывались им и в драматургии, к которой Чехов обратился с самых ранних шагов своей литературной деятельности. Его юношеская пьеса без названия — ровесница его первых прозаических опытов, а возможно, и предшествует им. Движение тем, эволюция метода изображения аналогичны (хотя, конечно, и не тождественны) тому, что мы видели в чеховской прозе. От общей картины жизни с ее неразберихой, с ее дрязгами и недоразумениями, с ее явными, бросающимися в глаза, и скрытыми, привычными, хроническими недугами, с тоской и недовольством людей, с их мечтами о будущем, надеждами на счастье — к ощущению того, что сроки приблизились, что будущее рядом, на пороге — таков путь и Чехова-прозаика и Чехова-драматурга [2,с. 71].

Однако важное отличие Чехова-драматурга заключается в том, что он начал с широких социально-психологических тем.

Основное художественное открытие Чехова привело его к существенному обновлению реалистических принципов типизации. Чехову принадлежат типические образы представителей тех или иных сословий и классов, которые не вызывают сомнений в их достоверности.

Разрабатывая этот метод реалистической типизации, Чехов имел возможность опираться на широкий опыт разночинно-демократической литературы 1860–1880-х годов. Особенно успешно, глубоко и своеобразно метод типизации конкретно-исторических социальных и социально-политических явлений был разработан Щедриным, Глебом Успенским и Карониным-Петропавловским. Принципиальное отличие чеховского метода подобной типизации состоит в широте, общечеловеческой значимости типизируемого явления [1,с. 490].

1) Чехов создал новую форму реалистической драмы — предельно приближенной к жизни;

2) незавершенность конфликтов;

4) новые средства драматической выразительности (среди них и особые комические приемы);

5) отказ от многогероя;

От веселого смеха над несообразностями жизни в ранний период деятельности, от горестного удивления вопиющими несообразностями и алогизмами жизненного уклада в средний период — к ощущению необходимости и возможности перевернуть жизнь в последние годы XIX века и в первые годы XX столетия — такова последовательность и логика творческого развития Чехова, отразившие движение русской истории от периода реакции 1880-х годов к эпохе первой русской революции.

1. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. — М., 1984.

2. Бялый Г. Чехов и русский реализм. Очерки. — Ленинград, Советский писатель, 1981.

3. Крайчик Л. Е. Поэтика комического в произведениях А. П. Чехова: монография / Л. Е. Крайчик; научн.ред.Б. Т. Удодов, 1986

4. Строева М. Н. Режиссерские изыскания Станиславского. М. 1973 г.

Наиболее известные рассказы

Чехов, сталкиваясь с несправедливостью и беспределом в современной жизни, тонко всё подмечал. Незатейливые сюжеты нашли отображение во многих его повествованиях. Среди них многим знакомы такие классические произведения:

Мягкая ирония с долей грусти встречается почти во всех произведениях писателя. Это заметно уже из ранних рассказов.

Дом с мезонином (1896)


Однажды художник во время очередной своей прогулки ступил в незнакомую усадьбу, и, пройдя мимо дома с мезонином, увидел двух девушек. Они обе были бледные и тонкие, но одна из них была старше.

Позже, когда художник прогуливался с Белокуровым, он увидел, как к этому дому подъехала рессорная коляска, а в ней находилась одна из девушек…

Особенность художественных приемов Чехова

Особенность художественных приемов Чехова состоит в том, что в своих произведениях он умел невероятным образом связать в одно целое смешное и грустное.

Именно благодаря этому писатель невероятно тонко подчеркивал человеческие пороки, и с присущей ему простотой высмеивал их – прежде всего, для того, чтобы люди смогли посмотреть на себя и свое порой смехотворное поведение со стороны.

Трагические ситуации зачастую у Чехова скрываются под откровенно комическими картинами жизни и веселыми шутками.

Мастерство Чехова состоит в том, что он сначала заставляет читателей смеяться над своими персонажами и их нелепым поведением, а затем – осознавать весь трагизм сложившейся ситуации и возможно, узнавать в этих персонажах самих себя.

Дама с собачкой (1898)


Дмитрий уже давно не любит свою жену и заводит романы на стороне, он подумал, что отношения с Анной – также мимолетны, но она влюбляется в него.

Когда Дмитрий и Анна возвращаются к привычной жизни, то не могут забыть друг друга, поэтому Дмитрий едет в город, где она живет.

Влюбленные встречаются каждые 3 месяца в гостинице, но развестись им практически невозможно. Они страдают от двойной жизни, которую ведут, но не знают, каким образом можно все изменить…

Человек в футляре (1898)


Учитель Буркин рассказывает о Беликове – преподавателе той же гимназии, где он работает. Беликов боялся отклониться от нормы, он всю свою жизнь, казалось, прятал в футляр, во всем следовал правилам.

Беликов хотел жениться на Вареньке – сестре одного учителя гимназии, но ее брат нарисовал на него карикатуру, после чего Беликов очень оскорбился и передумал жениться.

Как-то раз Беликов увидел, как Варенька катается со своим братом на велосипедах, и счел сказать, что считает это неподобающим. Брат Вари спустил Беликова с лестницы, тот не смог пережить позора и умер со стыда…

Для справки: главную мысль высказал в конце истории друг Буркина.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Юмор в рассказах А.П.Чехова (5 класс). Презентация на заданную тему содержит 15 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В рассказах А. П. Чехова мы находим критику общественных недостатков и человеческих пороков, изображенных с метким юмором. Но одновременно видим - автору грустно оттого, что эти явления присущи нашему обществу.

Современники знали Чехова, как серьезного человека, который при этом умел блестяще шутить. Творчество писателя ценят и любят за красоту языка, потрясающую иронию, глубину суждений и отменный юмор. Некоторые факты о Чехове доказывают, что он имел прекрасное чувство юмора! Представляем несколько интересных историй об этом.

Любил розыгрыши и провокации

С детства Чехов любил разыгрывать других. Например, просил милостыню у собственного дяди, переодевшись в нищего, или соорудил из арбуза и бумаги бомбу, отправив ее городовому. Получал ли маленький Антон за свои шуточки, история умалчивает, но что розыгрыши были его частой забавой – это факт!

Выбирал веселые псевдонимы

Давал прозвища

Давая прозвища, Чехов не мог обойти стороной свою супругу. Как только не доставалось бедной Ольге Книппер! Ласковые прозвища ее были столь же вычурными, смешными и разнообразными, как псевдонимы Чехова. В письмах к любимой супруге писатель обращался к ней то именами животных, то шутил об ее происхождении, но просто шутил по любому поводу. Для примера, Ольгу Чехов называл каракуля моя, милая моя лошадка, моя немчуша, эксплуататорша души моей и так далее.

Читайте также: