Ю к бабанский вклад в педагогику кратко

Обновлено: 05.07.2024

(7.1.1927, с. Первомайское Ростовской обл., — 9.8.1987, Москва), педагог, д. ч. АПН СССР (1974), д-р пед. наук, проф. (1974). По окончании физ.-мат. ф-та Ростовского пед. ин-та (1949) вёл там же курсы педагогики, методики преподавания физики (в 1958—69 проректор). В 1975—77 ректор ИПК преподавателей пед. дисциплин при АПН СССР.

Соч.: Оптимизация процесса обучения. Общедидактич. аспект, М., 1977; Оптимизация уч.-воспитат. процесса. Метод. основы, М., 1982; Оптимизация пед. процесса. (В вопросах и ответах), К. (соавт.); Методы обучения в совр. общеобразоват. школе, М., 1985; Избр. пед. труды, М., 1989.

Лит.: Чоботарь А., Не пора ли перечитать Бабанского?, НО, 1991, № 2.

Смотреть что такое "БАБАНСКИЙ Юрий Константинович" в других словарях:

Бабанский, Юрий Константинович — (1927 1987) педагог, действительный член (1974), вице президент (с 1979) АПН СССР. Разработал теорию оптимизации обучения как научно обоснованного выбора и осуществления варианта процесса обучения. (Бим Бад Б.М. Педагогический… … Педагогический терминологический словарь

БАБАНСКИЙ — Юрий Константинович (7.1.1927, с. Первомайское Ростовской обл., 9.8.1987, Москва), педагог, д. ч. АПН СССР (1974), д р пед. наук, проф. (1974). По окончании физ. мат. ф та Ростовского пед. ин та (1949) вёл там же курсы педагогики, методики… … Российская педагогическая энциклопедия

Список Героев Советского Союза (Бабаджанян — Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

Лауреаты Ленинской премии — Медаль лауреата Ленинской Премии Лауреаты Ленинской премии Данный список является неполным. Ленинская премия ежегодно присуждалась 22 апреля, в день рождения … Википедия

Список Героев Советского Союза/Б — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

В 1949 -м году после выпуска из Ростовского педагогического института с физико-математического факультета Бабанский Юрий Константинович, знаменитый педагог Советского Союза, тут же преподавал педагогические курсы по методикам преподавания физики.

Вклад в педагогическую науку

С 1975 -го по 1977 -й года Ю. К. Бабанский был на должности ректора ИПК преподавателей педагогических наук при АПН СССР. В 1979 -м году его назначили вице-президентом АПН СССР.

Юрий Константинович – создатель теории оптимизации обучения. В данном труде обучение является научно-обоснованным выбором и реализацией варианта обучения, рассматриваемого с позиции успешного развития и решения образовательно-воспитательных задач детей. Выдающийся советский педагог предлагал использовать эту теорию для решения разнообразных педагогических проблем. У Бабанского методы и основы использования оптимизации выступают как один из аспектов общей теории научной организации педагогического процесса.

Ю.К. Бабанский предложил систему конкретных советов, которые помогают определять эффективные формы и методы предупреждения второгодничества и плохой успеваемости. Для этого он глубоко изучал причины детских неудач в учебе.

Под редакцией Ю. К. Бабанского выпущены учебные пособия для педагогических институтов “Педагогика”. Он также автор свыше 300 научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки. Широкий круг читателей знает его работы по теории педагогики; оптимизации воспитательного процесса в учебном учреждении; дидактическим вопросам; учебным материалам для ВУЗов и педагогических институтов. Бабанский под своим чутким руководством подготовил множество докторов и кандидатов наук.

Юрий Константинович в процессе работы над собственной теорией призывал воспитателей и образование в целом к свободе выбора, проявлению индивидуальной точки зрения педагога, постоянному обдумыванию и анализу выполняемой работы. Он стоял на позиции безусловной первостепенности творчества в работе педагога, основанного на высоком профессионализме.

Современные школы обретают творческую свободу и постепенно преодолевают гнет чиновников образования. Но еще 20 лет назад к этому стремились передовые ученые, педагоги и методисты. Бабанский – один из самых последовательных приверженцев свободы педагогического творчества. Он настаивал на свободном выборе учителем способов, форм, приемов и средств воспитательного процесса. Допускал в этом отношении лишь советы, помощь и консультации. Для Бабанского поурочный план являлся личным документом учителя, при этом вмешательство руководства и чиновников в работу было недопустимо.

Основные работы Ю.К. Бабанского

Учебное пособие “Педагогика” Ю.К. Бабанского создано по новой программе курса педагогики для студентов, обучающихся в педагогических институтах.

В работе “Оптимизация процесса обучения” рассматриваются основные положения теории оптимизации учебного процесса, описывается выбор критериев и наилучшей структуры обучения, приводится передовой опыт различных школ в данной области. Общие формулировки теории оптимизации получили конкретизацию на примере профилактики плохой успеваемости младших подростков и организации образовательного процесса подготовленных учеников.

Книга “Избранные педагогические труды” Ю.К. Бабанского включает в себя работы разных лет по основам теории обучения и воспитания учеников. В своих исследованиях Юрий Константинович основывался на опыте педагогической работы ростовских школ и других регионов государства. Эксперименты посвящены оптимизации воспитательного процесса, методам обучения, а также целостному подходу к рассмотрению всей учебной деятельности.

Для многих преподавателей и тех, кто изучал когда-либо педагогику, личность Бабанского Ю. К. знакома.

Ю. К. Бабанский - педагог советской эпохи, автор многих трудов и идей, посвященных педагогике. По его методике до сих пор ведется преподавание в педагогических вузах.

Биографические факты

Родился будущий педагог 7 января 1927 года, в Ростовской области. После окончания средней общеобразовательной школы поступил в Ростовский пединститут, выбрав факультет математики и физики. Окончил институт в 49-м году. Затем читал дополнительные лекции педагогики и методики преподавания физики.

Начиная с 1958 года и на протяжении 11 лет, был заместителем ректора учебного заведения. В 48 лет был назначен ректором ИПК преподавателей педагогических дисциплин при АПН Советского Союза. Был удостоен звания вице-президента Академии. Имел степень доктора наук и был профессором.

Ушел из жизни Бабанский в возрасте 60-ти лет, оставив значимый след на пути развития педагогической науки.

Научная деятельность

Бабанский стал основоположником теории, способствующей наладить оптимизацию обучающего процесса. Эта теория основывается на обучении, которое есть научно-обоснованный выбор, и рассматривается в качестве правильного развития и решения поставленных задач, касательно образования и детского воспитания. Юрий Константинович был уверен в том, что данная теория может быть использована при решении многих педагогических задач. Его теория оптимизации являлась частью общей теории по оптимизации педагогической научной деятельности.

Он был автором и сторонником некоторых основных принципов, определяющих эффективные нормы и способы, которые предотвращают такие явления, как второгодничество в школах и неуспеваемость. Он был уверен, чтобы достичь результатов, необходимо изучить все причины, по которым детей постигают неудачи в учебе.

На протяжении своей трудовой деятельности Юрий Бабанский написал много учебных пособий, на его счету более 300 научных трудов. Естественно, были и такие, что переводились на иные языки. Он был куратором для многих докторов и кандидатов наук.

Создавая свою теорию, профессор настоятельно рекомендовал преподавателям, да и общей образовательной системе, придерживаться во всем права выбора, свободы выбора. Он считал, что у каждого школьного учителя должно быть личное мнение, собственная позиция. Работая с детьми, учителю необходимо анализировать свою деятельность. Педагогическая деятельность – это процесс творческий, но основываться он должен непременно на профессионализме. Бабанский, был одним из первых, кто в открытую заявил о свободе педагогического творчества учителей. В этот процесс могут вмешиваться только родители детей, и то, помогая советами и консультациями, а никак не устаревшая образовательная система, включая чиновников.

Главные труды

Самыми значимыми трудами великого педагога являются:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 типология методов обучения (Ю.К. Бабанский)

Описание презентации по отдельным слайдам:

 типология методов обучения (Ю.К. Бабанский)

типология методов обучения (Ю.К. Бабанский)

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификаци.

Классификация методов обучения по Бабанскому

Классификация методов обучения по Бабанскому

Словесные методы Словесные методы обучения - в процессе их применения учитель.

Наглядные методы Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две.

Наглядные методы Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций. Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок. К демонстрационным методам относят также показ видеофильмов и мультимедийных презентаций. Условия эффективного применения наглядности 1) хорошее обозрение; 2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций; 3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных); 4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера. В условиях демонстрации физических установок необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. К практическим методам относят решение физических задач, учащийся про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие действия. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. Вторую большую группу практических методов составляют лабораторные работы и опыты. К практическим методам относят также тестовые задания, выполняемые учащимися на компьютерах.

Индуктивные и дедуктивные методы Характеризуют способность раскрывать логику.

Индуктивные и дедуктивные методы Характеризуют способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному. Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Индуктивным методом решаются многие физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные. Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Например, таким образом могут быть изучены газовые законы, которые являются следствием из общего уравнения состояния идеального газа. Таким же методом могут быть изучены следствия, вытекающие из молекулярнокинетической, электронной и других теорий. Такой подход позволяет ученикам раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы Репродуктивнй методы предполагает.

Репродуктивные и проблемно-поисковые методы Репродуктивнй методы предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний. На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение. Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации. Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках. Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда ученики могут самостоятельно по заданию учителя выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний.

Методы самостоятельной работы В том случае, когда ученик выполняет свою деяте.

Методы самостоятельной работы В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. В старших классах учащийся учится уже составлять тезисы и конспекты прочитанного. В практике школьного обучения применяются самостоятельные работы с приборами и лабораторными установками. Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у учеников необходимо выработать некоторые самые общие приемы ее рациональной организации: умение рационально планировать эту работу, четко ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, наконец, умение анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Классификация методов обучения по Бабанскому

Классификация методов обучения по Бабанскому

Методы стимулирования Методы формирования познавательных интересов. Они охват.

Методы стимулирования Методы формирования познавательных интересов. Они охватывают методы учебной дискуссии, обеспечение успеха в обучении; познавательных игр, создание интересных ситуаций, создание ситуации новизны учебного материала, использование жизненного опыта учащихся (студентов). Метод учебной дискуссии. Дискуссией является публичное обсуждение спорного вопроса. Она предусматривает обмен мнениями между учениками (студентами), а также между учителями (преподавателями) и учениками (студентами). Дискуссия учит самостоятельно мыслить, отстаивать собственные взгляды, развивает умение анализировать и аргументировать утверждение, уважать мнение других, критически оценивать чужие и собственные суждения. Во время учебной дискуссии обсуждают научные выводы, данные, требующие подготовки по источникам, которые содержат более широкую информацию, чем учебник. Дискуссия призвана не только дать новые знания, но и создать эмоционально насыщенную атмосферу, которая бы способствовала глубокому проникновению в истину. Метод обеспечения успеха в учебе. Предусматривает помощь отстающим ученику, студенту, развитие у них интереса к знаниям, стремление закрепить успех. им помогают в обучении, пока они не догонят других и не получат первые хорошие оценки. Такая оценка поднимает настроение, пробуждает уверенность в собственных возможностях и на этой основе - стремление закрепить успех. Обеспечение успеха в учебе тем эффективнее, чем крепче вера в собственные силы, глубокое чувство собственного достоинства. Метод познавательной игры. Это спланированная дидактической целью развлекательная деятельность по учения. Она имеет немалое влияние на ученика. Игра в учебном процессе обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу для усвоения и воспроизведения знаний, облегчает процесс освоения материала, поощряет учебной работы, снимает усталость, предотвращает перегрузку. С помощью игры моделируют жизненные ситуации, вызывающие интерес к учебным предметам.

Метод создания интересных ситуаций. Предусматривает использование в процессе.

Метод создания интересных ситуаций. Предусматривает использование в процессе преподавания учебного материала интересных историй, юмористических отрывков и др. Которыми легко привлечь внимание. Метод создания ситуации новизны учебного материала. Он обязывает акцентировать на каждом занятии новизну знаний, которыми обогатились ученики (студенты), создавать психологическую атмосферу, в которой они получают моральное удовлетворение от сознания собственного интеллектуального роста. Все это вызывает желание эффективно работать над собой, ценить время, отведенное для обучения. Метод использования жизненного опыта учащихся. Познания и осмысления научных основ протекания процессов, которые они наблюдали в жизни или в которых сами принимали участие, вызывает интерес к теоретическим знаниям, формирует желание познавать сущность фактов, явлений, с которыми они сталкиваются в жизни. Методы стимулирования долга и ответственности в учении. Предполагается объяснение школьникам, студентам общественной и личной значимости учения; выдвижение требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; поощрения добросовестного выполнения учебных обязанностей; оперативный контроль за выполнением требований и, в случае необходимости, - указание на недостатки, замечания .

Классификация методов обучения по Бабанскому

Классификация методов обучения по Бабанскому

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятел.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Методы устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, физических диктантов, тестов и пр. Письменные работы могут проводиться в виде графических задач, вычерчивания графиков определенных процессов и пр. Методы лабораторного контроля. Контрольные лабораторные работы по физике проверяют умения пользоваться штангенциркулем, микрометром, амперметром, вольтметром, термометром, психрометром и другими измерительными приборами, которые должны быть изучены к данному моменту. В них включается также и решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить во время контрольной работы. Методы компьютерного контроля. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях. Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Список литературы Бабанский, Ю. К. Концепция содержания, методов и форм орган.

Список литературы Бабанский, Ю. К. Концепция содержания, методов и форм организации обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский // Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – М. : Педагогика, 1989. – С. 416–434. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студентов педвузов / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М. : Академия, 2007. – 352 с. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с. Педагогика : Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. ; Под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с. Смирнов, В. И. Учить с верным успехом : Учеб. пособие / В. И. Смирнов, Л. В. Смирнова. – М. : Логос, 2003. – 304 с. Хуторской, А. В. Современная дидактика : Учеб. для вузов / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер,2001. – 544 с.

Читайте также: