Язык и сознание кратко в языкознании

Обновлено: 05.07.2024

Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговориый язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение. Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определенный смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т. д. сознания.

Ясно, что знаковую, или символическую, функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключает в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими к данному обществу или культуре, как обычный материальный предмет с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми и т. п. свойствами. Надо, например, понимать язык религиозной храмовой символики, для того чтобы усмотреть определенное символическое значение в архитектонике храма.

Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Так же как и в ситуации идеальности психического образа, идеальность смысла и значения знаков и знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в известной системе культуры. Чертеж здания, которое намерен построить архитектор, или же чертеж машины, которую собирается создать конструктор,— вполне реальные материальные объективные явления. Однако в чертеже воплощен образ будущего здания (или машины), воплощен определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания.

Специфика идеальности образов и норм сознания, его смыслов и значений заключается в том, что они создаются в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры. Субъективная реальность феноменов человеческого сознания выступает поэтому как реальность коллективных субъектов, носителей определенных культурных навыков. И субъективной реальностью для отдельных людей соответствующие содержания сознания, смыслы и значения становятся в той мере, в какой эти люди приобщены к соответствующей культуре.

Сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации и воспроизводства. Важнейшей вехой в развитии человеческой культуры является разделение духовного и физического труда, обособление производства феноменов сознания как особого духовного производства. В свою очередь, в духовном производстве, производстве норм и представлений сознания выделяется теоретическое сознание, нравственное, религиозное, политическое и другие виды сознания.

Языкознание утверждает единство языка и мышления и вместе с тем отсутствие их тождества. Нет слова, сочетания слов, пред­ложения, которые не выражали бы какого-либо понятия, какой-либо мысли. Конечно, можно представить себе комплекс звуков, лишен­ный значения, смысла, например илынчак. Но ведь такой комплекс звуков нельзя назвать словом, это просто бессмысленный, искусст­венный набор звуков. Однако единство языка и мышления, неразрывность и своеобраз­ная слитность их существования еще не означают их тождества. В этом проявляется диалектика взаимоотношений языка и мысли, слова н понятия, предложения и суждения. Язык все же не есть мысль. Язык — материальная, практическая сторона сознания, в частности мышления.

Язык материален в том смысле, что все его единицы (слова, со­четания слов, морфемы и т. д.) облечены в звуки. Мышление же как свойство особым образом организованной материи — мозга — иде­ально, хотя и зависимо от своего материального носителя и источ­ника. Мысль не имеет свойств (или, употребляя философский термин, атрибутов) материи — массы, протяженности, вкуса, запаха, плот­ности и т. п. Уже это одно обстоятельство — материальность языка и идеальность мысли — не позволяет отождествлять их. Кроме того, строение и законы развития мысли и языка неодинаковы. Составными частями мысли являются, как известно, понятия, суждения и умо­заключения. Язык же состоит из звуков, слов, словосочетаний, и пред­ложений; строение предложения и строение мысли не только не тож­дественны, но даже не всегда соответствуют одно другому.

Вернемся теперь к вопросу о функциях языка по отношению к мышлению. Одна из этих функций очевидна: язык выражает наши мысли и обеспечивает таким образом возможность постоянного об­мена мыслями между членами коллектива. Но язык по отношению к словесному мышлению выполняет еще одну, чрезвычайно важную функцию: он непосредственно участвует в самом формировании мысли. Язык не только средство выражения мысли, но и орудие формиро­вания ее.

Человек, в со­вершенстве владеющий несколькими языками, всегда знает, на ка­ком из языков он думает; это лишний раз свидетельствует о том, что мышление человека осуществляется в связи с языком и на его основе. Реальность мысли проявляется в языке.




Язык, участвуя в формировании и выражении мыслей человека, небезразличен и для других сторон сознания - эмоций, воли, на­строений и т. д. Известно, что при помощи языка можно раздражать и успокаивать, поддерживать и разрушать хорошее настроение, уве­ренность в своих силах, атмосферу доброжелательности и т. д. Вся совокупность действий и состояний сознания человека формируется и выражается при участии языка —слов, синтаксических структур, интонаций и т. д.

Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпадают полностью. Так же как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным.

Учет всех этих фактов говорит о том, что мышление человека многокомпонентно, что оно есть сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга и нередко выступающих в синтезе, во взаимопереплетении. Вербальное, речевое мышление является , таким образом, лишь одним из компонентов человеческого мышления, хотя и важнейшим.

а специально в области языка – с предметными значениями слов, особенно конкретных существительных. Оно характеризуется нерасчлененным, но зато и более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, поражающих правое полушарие, грамматическая правильность высказываний может сохраняться, но речь становится бессмысленной. Интересно, что в детском возрасте асимметрия мозга еще не проведена полностью и в случае частичного поражения того или иного участка коры головного мозга другие участки могут взять на себя его функции. Вообще в норме оба полушария работают в непрерывном контакте друг с другом, совместной работой обеспечивая все поведение человека, его мышление и речь.

Язык связан со всей психической деятельностью человека, т.е. не только с мыслью, но также с чувством и волей. В частности, у ребенка первые проявления речи направлены не столько на осуществление познавательной деятельности, сколько на выражение волевых побуждений и требований, обращенных к окружающим (доминирует апеллятивная функция). Можно сказать, что на раннем этапе младенчества развитие речи и интеллектуальное развитие еще мало связаны друг с другом. Но постепенно обе линии развития объединяются, и примерно с двухлетнего возраста язык становится важнейшим средством формирования мысли ребенка и его приобщения к опыту взрослых.

Философия признает единство языка и мышления, языка и сознания. Однако язык не следует отождествлять с сознанием людей.

Функция языка

В конкретных высказываниях частные функции языка обычно выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально. Яркая экспрессия может быть и в побудительном предложении, и в вопросе, и в формуле приветствия, и при констатации факта, и при объяснении слова, оказавшегося непонятным; предложение, повествовательное по форме (например, Уже поздно), может содержать скрытое побуждение, т.е. выполнять апеллятивную функцию.

Функция общения людей – основная для языка, но не единственная. Язык выполняет функцию обозначающего отображения, моделирования действительности (предметов и явлений объективного мира) и функцию выражения и формирования работающего мышления и сознания человека.

Роль язык в жизни общества

Все основные функции языка говорят о том, что язык — явление общенарод­ное. Все люди независимо от их принадлежности к отдельным клас­сам и социальным или профессиональным группам нуждаются в об­щении. Даже представители прямо противоположных общественных классов (рабовладельцы и рабы, помещики и крепостные, капита­листы и пролетарии) должны общаться друг с другом, в противном случае невозможно нормальное развитие общественного производ­ства.

Функция отражающего обозначения предметов и явлений дейст­вительности также нужна всем людям независимо от их социального или профессионального положения.

Общенародной является и функция выражения и формирования мысли: все люди нуждаются в том, чтобы думать и выражать то, что они думают. Вследствие общенародности основных функций языка общена­родной оказывается и его структура, во всяком случае ее важнейшие составные части и единицы. Основные наиболее необходимые в про­цессе общения слова известны всем и применяются всеми. Способы и средства построения слов, их изменения и связывания в предложе­ния также всеобщи. Всем принадлежат и всеми одинаково исполь­зуются и звуки.

Не может, таким образом, быть сомнения в том, что язык по свое­му характеру общенароден и народ является творцом и носителем языка. Язык служит всем, он безразличен к делению общества на классы, социальные и профессиональные группы. Однако такое ут­верждение справедливо лишь по отношению к языку в целом. Оно не может означать, что в языке не существует никаких явлений, свой­ственных по преимуществу той или иной социально или профессио­нально ограниченной среде. Например, такие слова, как бонжур, бон-тон, декольте,, комильфо, употреблялись в XIX в. в России преимущественно, если не исключительно, в дворянской среде; они были социально ограничены в своем использовании. Слова бином, диффе­ренциал, интеграл, коэффициент, полиэдр профессионально ограни­чены, они применяются свободно лишь в сравнительно узком кругу

специалистов — математиков, физиков и инженеров. Конечно, такие социально или профессионально ограниченные ряды слов и других средств языка не нарушают его общенародного характера. Они интересны как показатели известного воздействия, оказываемого на язык различными классами, социальными и профессиональными группами людей. I

Люди различных классов и профессий, помимо общих для всех потребностей в языке как средстве общения, предъявляют к языку еще свои, особые, классовые или профессиональные, групповые за­просы. Эти запросы объясняются различиями условий жизни, труда и быта разных классов и профессий. Особые запросы в известной мере объясняются и несовпадением идеологических, моральных и эстети­ческих взглядов на выражаемые языком значения.

отразились на выборе им и при­менении русских слов и фраз. Язык Карамзина был правилен и чист, но беден в сравнении с поразительным богатством живой русской речи. Так классовая точка зрения отразилась в языке писателя.

Что касается отдельных людей, то их влияние на язык, разумеет­ся, еще меньше, чем влияние классов и профессий. Однако есть ис­торические примеры очень заметного воздействия личности на состо­яние языка всего народа.

Мы считаем А. С. Пушкина основоположником современного рус­ского литературного языка. Пушкина иногда называют даже созда­телем нашего языка. Можно подумать, что великий русский поэт действительно создал множество новых слов, изменил конструкцию русских предложений и т. д. Ничего подобного, оказывается, не было. Едва ли наберется пять слов, созданных Пушкиным (вспомним, что В. Маяковским были созданы десятки новых слов.) Дело в том, что один человек, даже с дарованием Пушкина, не может ни создать, ни пересоздать язык своего народа. Но он может сделать очень мно­го, а именно выявить и показать скрытые в языке возможности. Это и сделал Пушкин применительно к русскому языку 20—30-х го­дов XIX столетия. Поняв новые требования общества к языку, опи­раясь на народную речь и речь литераторов —своих предшественни­ков и современников, великий поэт пересмотрел приемы и способы использования языка в литературных произведениях, и язык забли­стал новыми, неожиданными красками. Речь Пушкина стала образ­цовой и благодаря литературному и общественному авторитету поэта была признана нормой, примером для подражания. Это обстоятель­ство серьезно сказалось на развитии нашего литературного языка в XIX—XX вв.

Надо ясно понимать, что переворот, который совершен Пушкиным в области литературной речи, был подготовлен историей русского народа, русской нации, русского народного и литературного языка. И дело, конечно, не в одной гениальности Пушкина, а в историчес­ком соединении назревших условий языкового развития в обществе и имевшихся у гениального поэта возможностей удовлетворить их.

Общественное значение языка. Язык создается и развивается обществом, народом лишь потому, что потребность общения постоянно сопутствует труду и всей жизни людей и ее удовлетворение оказы­вается необходимым. Поэтому язык как средство общения был и всег­да остается постоянным участником развития всех без исключения сторон жизни и деятельности коллектива. Объединение людей в пле­мена, народности и затем в нации, связанное с развитием производ­ства и экономической жизни коллектива, происходило при ближай­шем и обязательном участии языка.

Трудовая деятельность людей осуществляется при обязательном участии языка. Для овладения знаниями и техническим опытом нужна глубокая и на­пряженная работа мысли. Понятно, что ни овладение знаниями и опытом, ни работа мысли невозможны без применения языка, позво­ляющего читать книги, слушать лекции, беседовать с преподавате­лями и коллегами, обмениваться советами, прокладывать силой мыс­ли новые пути в науке и технике. Еще очевиднее роль языка в развитии различных сторон духовной жизни народа. Достижения народа, нации в развитии науки, худо­жественной литературы и других областей духовной культуры осу­ществляются при прямом участии родного языка и выражаются в нем. Вот почему каждый народ стремится, развивая свою национальную культуру, поддерживать и улучшать свой национальный язык.

Наука не может двигаться вперед, не опираясь на то, что уже достигнуто, ее достижения должны передаваться современникам и потомкам. В этом процессе передачи научного опыта от прошлого - будущему непременно участвует язык.

Понимая неразрывное единство языка и мысли, связь языка с миром человеческих чувств и настроений, мы можем верно предста­вить себе значение языка в развитии человеческого сознания. Исто­рически взаимосвязаны и взаимодействуют процессы трудовой, мысли­тельной и речевой деятельности коллектива; труд, создав человека, человеческую мысль и речь, взаимодействует с ними и зависит от них.

В жизни коллектива и отдельных людей роль языка очень велика. Язык участвует в формировании племен, народностей, наций. Он необходим во всех областях труда и быта людей. Он активно влияет на развитие и состояние науки, образования, художественной литературы и т.д.

Основная функция языка позволяет понять, почему язык принадлежит всему народу, хотя и может испытывать воздействие отдельных социальных слоев, профессиональных групп людей. Отдельная личность, даже очень одаренная, не может изменить язык народа, хотя и может оказать заметное влияние на речь тех или иных слоев общества. Отдельные гениальные писатели (например, А.С.Пушкин) могут выявить в языке его новые (лучшие по сравнению с уже известными) коммуникативные возможности, могут тем самым повлиять на социальные представления о языке и его применении в речи.

Тема 3. Язык – система знаков. Знак. Типы знаков. Свойства знаков. Языковой знак. Основные свойства языкового знака. Язык, языковая система. Речевая деятельность, речь. Сходства и различи между языком и искусственными знаковыми системами.

Язык – система знаков

Знак. Типы знаков

Знаки как бы замещают предметы, на которые они указыва­ют и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире ве­щей, сколько в мире знаков.

Примерами относительно простых систем могут служить железнодорожный семафор, светофоры разных типов, дорожные знаки, информирующие водителей о тех или иных особенностях предстоящего отрезка пути либо предписывающие или запрещающие выполнение каких-то действий.

Свойства знаков

Основные свойства всякого знака заключаются в следую­щем:

ЯЗЫК И ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ

1 Языковое сознание.

Осознание человеком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру, к другому и к самому себе в значительной мере определяется возможностями его языка. Язык предоставляет ему необходимые условия и средства преодолеть ограничения своего психосоматического опыта, выйти за его пределы и удовлетворить свои жизненные, познавательные и коммуникативные потребности. Принципиальная роль языка в сознательной деятельности человека.

Речь и язык, общность их связей. Языковой знак. Современные классификации знаков. Использование языка в целях общения и выражения сознания сопряжено с речью в ее устной и письменной формах.

Язык - универсальный посредник в отношениях сознания и бытия. Язык - способ осознанного конструирования мира. Гипотеза языковой относительности. Исследование роли языка в познании и общении. Базисная функция языка. Репрезентация. Репрезентативная функция языка. Номинативная функция языка. Прагматические факторы. Контекст речевой ситуации общения.

2 Языковое сознание и принципы его исследования.

3 Коммуникативное сознание.

Сознание - это свойство мозга, мышление - это деятельность мозга, наделенного сознанием (то есть мыслительная деятельность). Определение сознания. Виды сознания. Соотношение понятия языковое сознание и когнитивное сознание. Проблема разграничения языкового и коммуникативного сознания.

thumb_IMG_0608_1024

Сферы научных интересов — психо- и нейролингвистика, когнитивная лингвистика и психология, нейронауки, происхождение языка, теория эволюции, искусственный интеллект, развитие и патология языка. Президент Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований.

Член Петербургского лингвистического общества, Российской ассоциации искусственного интеллекта, Петербургского семиотического общества, Российского физиологического общества, International Neuropsychological Society; International Language Origins Society; International Society of Phonetic Sciences; European Speech Communication Association; International Semiotic Studies Association, Cognitive Science Society; International Society of Applied Psycholinguistics. Неоднократно была приглашённым лектором в крупнейших университетах США и Европы, координатором международных симпозиумов.

Текст лекции

Этому замечательному рисунку более 150 лет. Он отражает тот романтический период в истории науки, когда еще казалось, что мозг можно описать по качествам и адресам. Когда думали, что есть разделы, которые занимаются нежной дружбой, привязанностью и т. д. Это делалось на основании чего-то. Был период, когда начали действительно открывать связь между умениями людей и определенными отделами в мозгу, которые якобы за это отвечают. Якобы – потому что это и правда, и неправда. Мы ведь знаем, что у человека есть речевые зоны. И если с ними что-то случится, речь исчезнет. С другой стороны, мы знаем массу примеров, когда у человека вообще удален левый мозг. И там физически нет ни одной речевой зоны. А речь возможна. Как это происходит? Вопрос с локализацией функций – вопрос очень подвешенный. В мозгу одновременно все локализовано - и не локализовано. Память имеет адрес. И одновременно не имеет. Хуже того, объекты, которые мы помним, одновременно живут в нескольких местах. И там, где все овощи, и там, где все зеленое, и там где воспоминания о вчерашнем дне. У одного и того же объекта нет адреса. Так что эта картинка имеет только археологический интерес. Заметьте, что язык здесь помещен под глазом. Автор этой картинки сказал, что все его знакомые, которые хорошо говорят, имеют мешки под глазами. Итак, есть параллельное описание нейрофизиологических процессов и ментальных состояний, которые то ли ими вызываются, то ли сопутствуют им. Это описание никак не помогает нам ответить на вопрос, как именно поведение нейронной сети порождает субъективные состояния. Из всего, что я слышу в последнее время, приходится сделать вывод, что без серьезной смены парадигмы этот провал в объяснении не будет преодолен. Лавинообразно растут горы хороших фактов, которые мы получаем благодаря все усложняющейся технике. Каждый день появляются новые статьи. У меня создается впечатление, что мы попали в ловушку этих фактов. Не только их количество не улучшает нашу жизнь, но и чем более сложная техника у нас появляется, тем нам же хуже.

Я привожу студентам такой пример. Если мы ставим карандашом точку на листе – то это точка. А если мы смотрим на нее через лупу, то она уже становится какой-то шершавой. А если мы возьмем электронный микроскоп, то даже непонятно, что мы там увидим. Это ситуация, в которой мы сейчас оказались. Еще полшага - и нам удастся описывать мозг с точностью до одного нейрона. И что? Абсолютно не нужно описывать все нейроны. Это бесполезно. Была одна передача, которую вел мой приятель, астроном. И когда я рассказывала про мозг и про то, сколько в нем всего творится, я сказала, что есть около 140 млрд. нейронов и у каждого – более 10000 связей. Он спросил, отдаю ли я себе отчет, что это за цифра. И сказал, что это больше, чем звезд во Вселенной. Предположим, что мы опишем, что каждая из этих связей делает. Но нам это не нужно. И мы оказываемся в ситуации, когда есть огромные горы фактов и миллиметры объяснений. Должен появиться гений, который сможет на это посмотреть вообще по-другому. Если признать, что сознание – это в первую очередь осознание, то мы наталкиваемся на огромный разрыв между относительно хорошо изученными психофизиологическими процессами и фактически неизученным осознанием и пониманием. Мы даже не можем сказать, что это такое.

Борис Долгин: В каком смысле узнает?

И все же спор идет бесконечно. И он идет не между слабыми. Споры о языке идут именно между сильными сторонами, у каждой из которых есть тонны аргументов. К чему сводится этот спор? В итоге он сводится к следующему. Есть все жители этой планеты, потом есть некий провал. И тогда начинается человек. Есть ли этот провал? Если он есть, значит люди действительно - вообще другие. Что это значит? Другие – это кто? В августе 2006-го года были опубликованы исследования, в рамках которых сравнивались геномы человека и шимпанзе. Те, кто этим занимались, пытались найти участки ДНК, в которых за 5 млн. лет произошли такие сильные изменения, которые отдалили нас от шимпанзе. Нашли несколько таких участков. В этих участках темпы изменения были существенно выше, чем в среднем по геному. Их оказалось 49. Я не генетик. Поэтому эту информацию комментировать научно я не возьмусь. Причем в некоторых участках изменения происходили в 70 раз быстрее, чем в среднем. Это огромная цифра. Почему такое ускорение произошло?


Тут есть множество спекуляций, правда, вне генетики. Хомский считает, что произошла макромутация, то есть взрыв, который привел к возникновению языка. Стивен Пинкер с некоторых пор занимает другую позицию. Общее у них в том, что есть модуль языка. Но Пинкер занимает более эволюционную позицию, говоря, что была серия микромутаций, которые привели к языку. Участки этих изменений разбросаны по всему геному. Встает вопрос: какие функции эти участки выполняют? Начали разбираться и выделили ген, который претерпел наиболее значительные изменения. Это небольшой ген, который называется HAR1, который входит в группу HAR1F, что означает Human accelerated region 1 forward. Он кодирует маленькую РНК. Но в нем содержится 118 различий между человеком и шимпанзе. Для сравнения: разница между шимпанзе и птицами – 2 различия. То есть был какой-то взрывной процесс. Это исследование было выполнено в Калифорнии целой группой людей. Этот HAR1F влияет на развитие нейронов новой коры между седьмой и девятнадцатой неделями развития плода. Это критичный период для миграции нейронов и специализации нейронов в коре. Это очень важно. И сразу было объявлено, что это ген мышления.

Должна всех разочаровать. Это один из 10 генов, которые претендуют на то, чтобы быть специфически человеческими. Такой ген ищут уже давно. История длинная, и мы в самом начале ее пути. Аналогичная история была со знаменитым геном FOXP2, который был в поломанном виде найден у семей, у которых есть всякие фокусы с языком, причем передающиеся из поколения в поколение. В работе участвовали и генетики, и лингвисты, и психологи. И действительно, в этих семьях ген поломан. Там кто говорить не может, у кого заикание, и т. д. Именно фокусы с языком. Здесь тоже все сложно. Ведь если проблемы с чтением, то как доказать, что это проблемы с языком, а не, скажем, с рабочей (или оперативной) памятью? Таких примеров может быть много. Было объявлено, что ген грамматики найден! Если он найден, то мы закрываем Нобелевский комитет, поскольку все нобелевские премии мы отдаем этому человеку. Ведь это значит, что найден Ген Человека. Но это не так. Этот ген есть у кошек, мышек и крокодилов, которые не были замечены в грамматике. В геноме человека больше 80% всех генов работает именно на мозг, что говорит о природе эволюционного процесса. И мозг потребляет 20% всей энергии организма. А у младенца – 50%. Это результат накопления гигантских усилий генома в эволюции по созданию мозга.

Кстати, я сейчас не скажу, что человек – это существо семиотическое, а остальные – нет. Просто мы изощренней. Но никакого разрыва между нами нет. Этим занимается биосемиотика. Я хочу сказать, что, если прочитать Дарвина, то выясняется, что массу глупостей, которые ему приписывают, он просто никогда не писал. Ничто в его сочинениях не противостоит спору между генетикой и жизненным опытом, о котором я говорила. В нас генетически заложено много чего. Но есть ли в нас нечто, определяющее языковую способность? Конечно, речь не идет о наследовании способности к конкретному языку. Речь идет о способности к алгоритму. Ведь сколько бы мы ни учили курицу, мы ее не научим языку.

Что такое распределенный мозг? Нейроны можно рассматривать как муравейник. Каждый ничего не понимает, зато вместе они вон что вытворяют! Но это все игра словами. Сказать мы так можем, но что нам это дает? Вы догадываетесь, какого размера мозг у муравья или у тли? Вопрос не в том, что он такой же сложный как у нас, только меньше. У них там просто нет того, чем это можно сделать! Чем они вычисляют? У меня нет даже кандидата на ответ. Они живут уже сотни миллионов лет и находятся от нас бесконечно далеко. Они способны к оценке ситуации. Они этим распределенным мозгом осуществляют очень сложные вычислительные процедуры.

Хомский с компанией выпустил в 2002-м году статью, вокруг которой не утихают споры и дискуссии. Кстати, в этом году вышла книга про поведение высших животных. Там переведена одна из больших статей на эту тему. Статья про алгоритмы, про способность к языку. Разделяем ли мы ее с другими биологическими видами? Мозг – это модули или нейронная сеть? Какой язык был первым, жестовый или нет? Один раз он возник или много раз? Сейчас просто нет времени обо всем этом говорить.

Как мне представляется сейчас, основным формальным отличием человеческого языка от языков других видов является продуктивность и способность к использованию рекурсивных правил, то есть наш язык просто иначе устроен. Языки некоторых животных довольно хорошо описаны. Но не декодированы. Описано, что такой-то вид имеет, скажем, 20 основных сигналов. Это значит описать лексикон, а не язык. Так вот, языки животных представляют собой закрытые списки. 20 так 20, 100 так 100. 101-й уже не появится. Более того, это сигналы, передающиеся по наследству.

Почему наш мозг не может быть описан с помощью компьютерной метафоры? Ведь говорят об Искусственном Интеллекте, который повторит наш мозг. Этого не произойдет никогда. Все могут успокоиться. Для того чтобы сделать его таким, как наш мозг, мы должны в него вложить весь мир. А этого не произойдет. Какие есть свойства у мозга, которых нет даже у самых мощных компьютеров? В скоростях они нас обогнали давно. Скорость обработки информации в компьютере в миллион раз больше, чем в мозгу. А толку? Все равно они не могут делать то, что мы. Значит, это делается по-другому. То, что мы делаем, зависит от контекста.

Движусь к концу. Я раньше думала, что у эволюции, у людей есть вектор, что люди движутся в определенную сторону. А нету никакого вектора. Эволюция все время играет на клавиатуре, пробует разные инструменты. И многие из них могут сосуществовать. Успешность коммуникации достигается не только за счет удачных языковых алгоритмов. Их может вообще не быть. Ведь не вся коммуникация вербальна. Не стоит также забывать, что язык обслуживает не только коммуникацию, но и мышление. Я не хочу сказать, что все мышление вербально. Но наиболее сложные этапы мышления вербальны.

Читайте также: