Язычество у кабардинцев и балкарцев кратко

Обновлено: 05.07.2024

История кабардинцев и балкарцев тесно связана с христианством и исламом. Христианская религия оставила глубокий след в культуре этих двух народов, однако кXIX в. ислам вытеснил христианство.

Переплетение на различных этапах истории мощных религиозных традиций породило свои особенности, связанные с одновременным почитанием языческих, христианских и мусульманских божеств, при этом последние две религиозные системы, как правило, мифологизировались и приобретали определенные черты языческих культов. Нахождение в одном урочище христианских и мусульманских памятников и совершение здесь же языческих обрядов для многих жителей горной Балкарии и в особенности Кабарды остается нормальным явлением.

Кабардинцы, как и большинство кавказских народов, пережили несколько периодов христианизации и исламизации. Процесс проникновения христианства в среду адыгских народов начался в IV в.е и активизировался в VI в., когда адыги подчинились Византийской империи. Официально христианство адыги приняли в VI в. при византийском императоре Юстиниане I через греческие фактории на Средиземноморском побережье. В XIII—XIV вв. в результате монголо-татарского нашествия территория современной Кабардино-Балкарии была опустошена. В конце XIV в. под предводительством князя Инала, которого предание считает родоначальником всех кабардинских князей, кабардинцы начали расселяться по Кубани и Тереку. В XIII—XV вв. на Северном Кавказе появились католические миссионеры. В середине XVI в. кабардинский князь Темрюк Идаров заключил военный союз с Русским государством. В 1561 г. Иван Грозный женился на дочери Темрюка Гошене, которая

приюта крещение с именем Мария. Впоследствии христианские проповедники сохранялись у кабардинцев вплоть до XVIII в.

XIII — первая половина XVI в. — проникновение ислама на Северо- Западный Кавказ, в том числе в Кабарду. После захвата Турцией Черноморского побережья Грузии и Абхазии в середине XV в. и всего Крыма в 1475 г. походы против народов Северного Кавказа турецкие паши и крымские ханы вели под знаменем ислама. В XVI в. часть кабардинских князей приняла ислам суннитского толка. Из Кабарды ислам (суннизм ханифитского толка) проник в Балкарию, где окончательно утвердился к середине XVIII в.

Однако в народе еще были очень сильны языческие верования; соединение их с мусульманской традицией прослеживалось во многих обрядах. Кабардинцы сопротивлялись введению мусульманского законодательства — шариата, сохраняя приверженность местным обычаям — адатам.

В 1711 г. Петр I дал грамоту кабардинскому народу о принятии его в российское подданство. С XVIII в. началось активное заселение Северного Кавказа выходцами из России.

В настоящее время кабардинцы занимают преимущественно низменную часть территории Кабардино-Балкарии, в горной ее части проживают балкары.

На территории Балкарии в горных ущельях Приэльбрусья христианство появилось в VI в. Считается, что его носителями стали не только аланы-асы, но и предки современных балкарцев — тюркоязычные болгары, ставшие основным населением Балкарии. Оно распространялось прежде всего из Византии и со стороны Таманского полуострова, однако большое значение имели также связи Балкарии с христианскими государствами — Грузией, Арменией и Абхазией. Вплоть до нашествия Тамерлана в XIV в. огромное миссионерское значение имела Аланская епархия на Северном Кавказе. Ислам стал проникать в Балкарию с XVI в., но до сере- ' дины ХУШ в. среди балкарцев было сильно христианство, которое оказало значительное влияние на язык и обычаи народа. Несмотря на распространявшийся более энергично в XVIII—XIX вв. ислам, даже в начале XX в. в Балкарии оставались христианские селения. Знать в основном принимала мусульманство, а простые крестьяне оставались христианами либо языч- никами. В XIX в. православная церковь пыталась организовать свою мис- л сию среди балкарцев, не принесшую больших успехов. В ХЕХ в. ислам стал

официальной религией в Балкарии (см.: Бабаев С.К. К вопросам истории языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2000. С. 147—190). Балкарский ислам не отличался ортодоксальностью — многие мусульманские установления нарушались, например, в пищу употреблялась свинина, исламские обряды перемешивались с народными традициями, связанными с горским этикетом — тауадэтом.

В основе тауадэта лежали языческие элементы, похожие на кабардинское язычество (также как и тауадэт во многом напоминает адыгэ-хабзэ).

В 1980 г. в Кабардино-Балкарии было лишь две действующих мечети — в Нальчике (центр Кабарды) и в Кызбуруне (на балкарской территории).

В советское время Кабардино-Балкария вошла в Ставропольскую епархию РПЦ.

К началу перестройки Кабардино-Балкария осталась республикой с традиционно мусульманским населением. Наряду с исламскими общинами стали возрождаться православные приходы.

Образована как Кабардинская автономная область 1 сентября 1921 года. С 16 января 1922 года - Кабардино-Балкарская автономная область. 5 декабря 1936 года преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1992 года - Кабардино-Балкарская Республика.

Как и все народы и племена на нашей планете, кабардинцы и балкарцы в прошлом являлись сторонниками местных народных верований или попросту говоря язычества (язык по-старославянски "народ, племя, язык").

О древней религии адыгов (кабардинцев, адыгейцев, черкесов) мы рассказывали в прошлый раз. Поэтому теперь поговорим о народных верованиях тюркоязычных балкарцев.

Балкарцы долго оставались язычниками, что подтверждают такие артефакты, как священные камни: Кьарындашла ташы у поселка Эльджурту (Баксанское ущелье), Байрам таш в верховьях Кубани и священные деревья: Раубазы в Верхней Балкарии (бывшее селение Шаурдат), Солтанжия в селении Верхний Чегем .

Знаменитый современный этнограф Махти Джуртубаев приводит следующую народную песню:

«Тейри неба – один Тейри,

Остальные Тейри – тысяча Тейри.

Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса,

У некоторых народов Северного Кавказа, исповедующих ислам, до сих пор сохраняются отголоски язычества – поверья и приметы, связанные с почитанием животных, птиц и растений. Особенно почитают зверей балкарцы и карачаевцы.

Нельзя убивать змею, живущую во дворе дома - она считается хранительницей дома, и, умирая, может страшно проклясть весь род. Перед ее норкой каждый день ставили чашку с молоком. Широкое распространение имела вера в магическую силу "змеиной бусины". Считали, что бусина находится в зеве змеи. Отнимать ее нельзя - надо бросить перед ней красную тряпочку или шнурок, тогда змея сама выплевывает бусину и уползает. Верили, что человек, взяв в рот эту бусину, может понимать язык зверей и разговаривать с ними, что эта бусина может исцелять все болезни. Есть сказка, в которой ребенка забыли на поле, а когда, спохватившись, прибежали за ним, оказалось, что ребенок спит в своей люльке, а змея, покачивая ее, поет колыбельную.

Целителем считается олень. Оленье молоко, по народным представлениям, исцеляет самые страшные болезни. Но самым почитаемым животным был волк. Подозреваемому в воровстве давали подержать зажженную волчью жилу, веря, что если человек виновен, но скрывает вину, он заболеет. Больного ребенка лечили протаскиванием под черепом или шкурой волка, подвешивали к его люльке кусочек шкуры и косточку волка, заплетали из волчьей шерсти косички и подвязывали к перекладине колыбели. Кроме того, волк считается злейшим врагом всяких духов, враждебных человеку.

До середины XX века почти в каждом балкарском доме можно было найти кусочек шкуры или пучок шерсти черно-бурой лисы. Где живет чернобурка, не бывает голода, всегда изобилие, поэтому убивать лицу – грех. Но если уж такое случалось, надо взять с собой пучок ее шерсти - это предохранит дом от всяких бед. Также нельзя убивать или тревожить ежей и лягушек: "Убить лягушку и убить хаджи - одинаково тяжкие преступления".

Из домашних животных наибольшим почитанием пользовался конь. Предки балкарцев и карачаевцев хоронили вместе с умершими или погибшими их лошадей. Старики говорили, что способностью видеть нечистую силу - бесов, джиннов - обладают только волки и кони. Для того, чтобы прекратить засуху, опускали в реку подвешенный на веревочке конский череп, надеясь, что вскоре после этого пойдет дождь. Видимо, череп символизировал солнце, а река - дождевые облака.

С почтением относились и к барану. На его шею, в отличие от коров или коз, никаких талисманов не вещали, считая самого барана живым талисманом: новорожденному мазали лицо кровью жертвенной овцы, чтобы ему передалась магическая сила, заключенная в ней. При строительстве дома под ним закапывали бараньи рога, чтобы оберечь от несчастий. Бараньи и турьи рога прибивали над входом в жилище.

Широко был распространен культ собаки. Чтобы ребенок рос здоровым, его пеленали на том месте, где любил лежать пес.

В пире птиц почитались орлы, которые помогают человеку в трудных ситуациях. Доброй птицей считалась ворона, особенно если она имела белую отметину. Ее крик предвещал удачу и счастье. Запрещалось убивать или трогать филинов (олицетворение мудрости), а также голубей, ласточек, журавлей.

Большим благодеянием считалось спасти муравья, например, вытащить его из воды. Ведь муравьи, как и люди, живут поселениями, у них есть свои цари, они ведут войны. Разорять муравейники запрещалось - верили, что из-за этого портится погода. То же самое говорили о пчелах. Не трогали паука, живущего в доме, веря, что благодаря ему изобилие в доме не переведется - его так и называли "паук достатка". Самым почитаемым насекомым была божья коровка. Ее нельзя не только убивать, но и стряхивать с себя, можно только подталкивать травинкой.

Многие растения наделялись магическими свойствами и использовались в качестве оберегов, например, ветки боярышника и рябины.

Еще в недавнем прошлом у балкарцев и карачаевцев было множество "звериных" и "птичьих" имен - Арслан (лев), Къаплан (тигр), Аю (медведь). Названиями животных обозначался порядок годов в 12-летнем цикле: мышь, корова, тигр, заяц, рыба, змея, лошадь, овца, обезьяна, орел, собака, свинья.


О древней религии адыгов (кабардинцев, адыгейцев, черкесов) мы рассказывали в прошлый раз. Поэтому теперь поговорим о народных верованиях тюркоязычных балкарцев.

Балкарцы долго оставались язычниками, что подтверждают такие артефакты, как священные камни: Кьарындашла ташы у поселка Эльджурту (Баксанское ущелье), Байрам таш в верховьях Кубани и священные деревья: Раубазы в Верхней Балкарии (бывшее селение Шаурдат), Солтанжия в селении Верхний Чегем.

Знаменитый современный этнограф Махти Джуртубаев приводит следующую народную песню:

DfEneL5XUAErnB3

В 2012 году поклонников народной религии в республике насчитывалось до 3% населения.


Небольшая республика не только по меркам России, но и даже относительно Большого Кавказа – Кабардино-Балкария. Религия этой области отличается от общепринятой в стране, но совсем не этим знаменита республика на весь мир. Именно тут расположилась самые высокие горы Европы.

кабардино балкария религия

История

Балкария и Кабарда были совершенно отдельно существующими областями до 1922 года. Частью Российской империи Кабарда стала в 1557 году, тогда как Балкария – только в 1827. Официально же эти территории отошли нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.

Кабарда и наша страна всегда находились в дружеских отношениях, особенно же близкими они стали после того, как Иван Грозный взял в жены дочь князя Кабарды – Темрюка Идарова. В 1561 году Гошане стала женой российского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья перешли служить к царю, основав род князей Черкасских, которые подарили России множество политиков и известных полководцев.

происхождение кабардино балкарии

С давних времен на равнинах проживали кабардинцы, тогда как в горах – балкарцы. По сей день ситуация практически не меняется: подавляющее большинство селений в горах принадлежит балкарцам. Однако постепенно горцы спускаются в равнинную часть республики. Кроме этих двух народов, республику населяют еще порядка десяти национальностей, в том числе русские.

Республика

В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой является важной частью культуры, известна благодаря самым высоким горам: на ее территории расположена большая часть всемирно известных пятитысячников.

Рельеф повышается по мере продвижения на юг – северные равнины постепенно повышаются и подводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно тут, рядом с Карачаево-Черкесией, возвышается Минги-Тау, известная большинству под именем Эльбрус.

кабардино балкария религия какая

Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Остальное же население и вовсе проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности. Так, Баксанское ущелье является известным маршрутом для туристов к Чегету и Эльбрусу. Тогда как Хуламо-Безенгийское и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной лишь походникам и альпинистам. Общими у всех ущелий остаются и по сей день две вещи: потрясающая, невероятная красота и овцы.

Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, сосредоточена на разведении овец. Даже там, где до самого горизонта не видно человеческого жилья, разгуливают отары. Стоит прогреметь грому, пугающему животных своими гулкими перекатами, в пронзительной тишине раздаются не менее пронзительные вопли овец. Это производит невероятное впечатление – перекличка стихий, панические голоса природы. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.

Высоко в горах, при большом везении, можно увидеть настоящий символ Кавказа – горных туров: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к местам пастьбы.

Происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняются развалины селений, по которым сегодня гуляет лишь ветер.

Однако существуют еще в республике аутентичные селения. Даже в наши дни тут происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Самым естественным образом соединяются тут вековые традиции и повседневная жизнь.

Религия

С годами все более религиозной становится Кабардино-Балкария. Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, тут нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей. Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь. При путешествии в Кабардино-Балкарию стоит учитывать эти особенности и не брать с собой излишне обтягивающие наряды или экстремальное мини.

кабардино балкария религия и язык

Обычаи

Явное отличие и балкарцев, и кабардинцев от русских – невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются. Усадить хозяйку с собой не получится, поэтому просто поблагодарите ее за гостеприимство.

На Кавказе считается крайне невежливо перебивать собеседника, но перебить человека, старше тебя по возрасту, – просто невозможно.

кабардино балкария ислам религия

Чем знаменита республика

Приезжать в республику можно круглый год: тут всегда найдутся развлечения по сезону. Разумеется, зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождение к вершинам. Впрочем, это не только зимний отдых – снег на Чегете и Эльбрусе есть всегда, нужно просто повыше взобраться.

В теплое время года популярностью в Кабардино-Балкарии пользуются минеральные воды, грязи, климатические курорты, горячие источники и сосновые леса с их целебным воздухом. Кроме того, приезжают сюда и любители пеших походов, конных туров, альпинистских восхождений.

Транспорт

До крупных городов добраться легко, как и до туристических мест. Пусть нечасто, но регулярно автобусы ходят от Нальчика до всех ущелий. На любой из курортов нетрудно добраться и на такси. Однако путешествовать по перевалам возможно только на очень проходимых автомобилях. Легковая машина сможет передвигаться только в Баксанском ущелье.

Поезда могут довезти до Терека, Нальчика, Майского и Прохладного. На основной территории республики прокладка железнодорожных путей недоступна из-за особенностей рельефа.

Кухня

история республики кабардино балкария

Множество видов сыров, разнообразные продукты из молока, активное употребление овощей – это все Кабардино-Балкария. Ислам – религия, исключающая употребление свинины, поэтому в пищу чаще всего употребляется баранина. Пить жители предпочитают айран – кисломолочный продукт. Вино продается только в туристических местах, несмотря на то что для большинства Кавказ ассоциируется именно с домашним вином.

Сувениры

Множество вязаных вещей может предложить Кабардино-Балкария. Религия (какая? Конечно, ислам) дает возможность употреблять в пищу баранину, но ведь животные эти славятся и своей шерстью, из которой женщины вяжут красивые и теплые вещи.

Очень популярны у туристов изделия из керамики, которые в точности повторяют археологические находки. Чеканка, кольчуги, изделия из бронзы и кожи – вот то, что с удовольствием приобретают путешественники в Приэльбрусье.

Читайте также: