Януш корчак дом сирот кратко

Обновлено: 05.07.2024

Упоминание о Януше Корчаке, часто звучит в контексте воспитателя и Педагога с большой буквы, при этом многие упускают из вида то, что Януш Корчак начинал свою деятельность педиатром. Жизненный путь этой незаурядной личности позволяет понять, что выбранные им два направления – лечение детей и просветительская деятельность практически всю жизнь шли параллельно друг другу.

Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, Януш начал изучать педагогическую деятельность и идеи Песталоцци. Он совершал ознакомительные поездки по всей Европе с целью понять, в каких условиях живут дети в приютах в разных уголках мира. Корчак интересовался образованием в школах и системой здравоохранения в детских больницах: слушал лекции, знакомился с различными воспитательными учреждениями и проходил практику в детских клиниках.

На протяжении жизни он пытался лечить не только тела, но и души детей.

Он делает всё возможное, чтобы защитить их от одиночества, отчаяния и боли.

Мечты сбываются… Детский дом радости

В августе 1942 года основателя детского дома радости и двести его воспитанников отправили в концлагерь в Треблинку, где через непродолжительное время Януш Корчак вместе со всеми детьми встретил смерть в газовой камере…

О том, как относился этот удивительный человек к детям, без лишних слов становится понятно, читая его красноречивые цитаты и заповеди, с которыми стоит ознакомиться каждому родителю:

Согласно теории Корчака все общество подразделялось на взрослых и угнетаемых ими детей. Эта позиция, по мнению Корчака, объясняла угнетенное состояние ребенка в обществе того времени. Миры взрослых и детей находятся в постоянном противостоянии и взаимозависимости. Корчак в своей теории стремился защитить детей от деспотического отношения взрослых и примирить эти два класса.

Основа концепции Корчака – абсолютная ценность детства. Он отмечал важное значение счастливого, наполненного радостью детства в формировании личности.

В корчаковских детских домах воспитанники познавали радость детства. Корчак отстаивал свою позицию и говорил, что создал не рай для бедных сироток, а полноценное воспитательное учреждение, в котором закладываются основы правильного развития. Главный принцип воспитательной системы Корчака - уважение личности и прав ребенка, а так же доверие к маленькому человеку Согласно теории ребенок имеет законом закрепленное право на уважение. В XX веке многие педагоги поддерживали теорию Корчака. Интересы и потребности ребенка ставятся в центр взаимоотношений между воспитателем и ребенком. Ребенок в этой системе выступает полноправным субъектом.

Корчак отчаянно боролся за права детей, особенно требующих опеки. В своих педагогических трудах он пишет, что тогда, когда взрослые научатся видеть в ребенке, прежде всего, человека, жизнь взрослых перестанет быть приложением к жизни ребенка, а жизнь ребенка — приложением к жизни взрослых. Корчак четко определил права детей, требующих признания и выполнения со стороны взрослых:

  • право ребенка на уважение его незнания и стремления к познанию, его неудач и слез, прилагаемых усилий для достижения цели и доверчивости;
  • право ребенка быть тем, кто он есть;
  • право на принятие участия в разговорах о нем и приговорах;
  • право на внимательное отношение к его проблемам;
  • на высказывание своих мыслей и суждений;
  • на самостоятельную организацию своей жизни;
  • право на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков;
  • права на протест, на ошибку, на тайну, на движение, на собственность, на игру, на смерть.

Гуманистическая направленность педагогики Корчака носила действенный характер. Жизнь детей в детских домах и специфическая для того времени воспитательная система, которую польский педагог в них создал, строились исключительно на принципе гуманизма. В них отноше-ния внутри коллектива и отношения между взрослыми и детьми характеризовались взаимопониманием и высоким уровнем человечности.

Право ребенка быть тем, кто он есть, согласно концепции, не уменьшает значения воспитания в формировании личности ребенка. Теория Корчака – это не теория свободного воспитания. В воспитании, по его мнению, не должны превалировать запреты и в то же время вседозволенность. Это скорее направление в сторону разумного воспитания.

Характерные черты воспитания по Корчаку:

  • бескорыстие;
  • диалектическое видение ребенка;
  • постоянное и глубокое изучение личности ребенка;
  • понимание и терпимость во взаимоотношениях с детьми.

Самовоспитание, по мнению Корчака должно охватывать все стороны жизни ребенка. Это воспитывает в них самоконтроль.

Готовые работы на аналогичную тему

Другой отличительной чертой детского дома Корчака было устройство жизни коллектива воспитанников в соответствии с потребностями физического и психического развития ребенка. Много внимания уделялось правильному развитию ребенка и его здоровью, присутствовало рациональное питание, четко соблюдались правила личной гигиены и гигиены помещений, присутствовала возможность полноценного отдыха и сна, игры на свежем воздухе носили регулярный характер, проводились различные исследования здоровья детей.

В отличие от многих детских приютов того времени целью системы Корчака было воспитание активной и самостоятельной личности, наделенной гуманистическими качествами. Система воспитания Корчака включала в себя:

  • обеспечение правильного и эффективного нравственного и физического развития детей;
  • организацию детского самоуправления в целях воспитания и самовоспитания;
  • организацию жизни коллектива воспитателей и воспитанников на законах равноправия;
  • организацию воспитательного воздействия общественного мнения детского коллектива для развития самовоспитывающей активности;
  • введение гласности в жизнь воспитательного учреждения;
  • осуществление связи детского дома со средой, где имеется положительный пример семейных отношений.

Корчак пытался заменить давление взрослых добровольным приспособлением ребенка к коллективной жизни, строгую мораль заменить стремлением самосовершенствоваться и самовоспитываться. Он пытался понять и договориться с детьми. При создании воспитательной системы Корчак решал проблему самочувствия ребенка в детском коллективе и проблему установления доверительных взаимоотношений между воспитателями и детьми.

Развитие самоуправления в детском коллективе породило создание, так называемого, совета. Совет устанавливал законы и нормы коллективного существования и контролировал их выполнение. Состоял совет из десяти детей и одного воспитателя. Все они обладали равным правом голоса. Совет связывал детское самоуправление с педагогическим советом. Высшим органом детского самоуправления в детских домах Корчака был сейм. Он избирался один раз в год и включал 20 депутатов из числа воспитанников.

Оценивая результаты деятельности самоуправления в детских домах Корчака, следует отметить, что все его органы возникли из насущных потребностей этих домов и непосредственно воспитанников. Все органы были динамичными: их улучшали, изменяли под потребности и воспитательные задачи, но цель была только одна – счастье ребенка.

Корчак всегда большое значение придавал работе педагога. Дети не могут самостоятельно научиться целенаправленному руководству своей жизнью. Самоуправление детей - это следствие сложной и длительной работы педагогов-воспитателей.

Труд в детских домах Корчака являлся существенным фактором успешного воспитания. Корчак прививал своим воспитанникам уважение к людям труда, подводил их к признанию важности как физической, так и умственной работы, старался привить ребятам практические трудовые навыки, самостоятельность, добросовестность, умение находить компромисс с другими участниками трудового процесса, воспитывал самоконтроль. С воспитательной целью в детских домах были введены дежурства. Обязанности детей были достаточно разнообразны. Система ежедневных дежурств и правильная формировали в учреждениях культ труда. На всю жизнь дети получали способность обслужить себя, разумно и рационально организовывать даже простую работу. По собственному желанию дети работали в мастерских, организованных на территории детского дома: сапожной, столярной, швейной, в переплетном цехе, таким образом развивались творческие идеи детей.

Особенностью сиротских приютов Корчака была организация общественного мнения детского коллектива для воспитательного воздействия на отдельного ребенка.

Гуманизации воспитательного процесса способствовал необычный метод письменного общения с детьми. Корчак считал, что такой способ об-щения нужен наряду с устным общением с ребенком. По мнению Корчака, это помогает разобраться в детской жизни и экономит время воспитателя. Письменное общение реализовывалось через дневник воспитателя и почтовый ящик. Дневник хранился в доступном месте, и любой ребенок мог прочитать мысли и переживания своего воспитателя. Такие беседы не были назидательными. Они вводили ребенка в мир чувств и переживаний взрослых и заставляли переосмыслить многие события.

В теории Корчака отдельные элементы воспитательной системы были частью целого. Только во взаимодействии всех элементов системы воспитание может быть эффективным.

Воспитательная система польского педагога Януша Корчака для своего времени была специфическим явлением в европейской педагогике XX века. Детские дома Корчака были абсолютно новым видом воспитательного учреждения, в котором жизнь и быт детей проникнуты гуманизмом и благом детей, местом где были созданы условия для их развития и воспитания, где дети чувствовали себя защищенными.

Подлинное имя Януша Корачака – Эрш Хенрик Гольдшмит. Он родился 22 июля 1878 г. в Царстве Польском, входившим в состав Российской империи. Януш рос в обеспеченной еврейской семье.

Его отец, Юзеф Гольдшмидт, был преуспевающим юристом. Члены семейства не стремились придерживаться еврейских традиций, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Даже своего сына родители называли на польский лад Генриком.

Детство и юность

Детство будущего педагога трудно назвать радостным. В Польше отношение к евреям оставляло желать лучшего, вследствие чего семья Януша Корачака сталкивались с определенными трудностями.

К тому же в учебных заведениях того времени преподаватели были очень суровыми и грубыми. Когда мальчик пошел учиться в гимназию, он на собственном опыте испытал все ужасы педагогического воспитания.

Учителям разрешалось наказывать учеников самым жестоким образом. На детей постоянно повышали голос, били и даже подвергали публичной порке.

Приблизительно за 200 лет до этого другой выдающийся педагог Ян Коменский выступал резко против таких методов воспитания и обучения детей.

Когда Янушу Корчаку исполнилось 11 лет, его отца отправили в клинику, поскольку у него обнаружились психические расстройства.

Лечение стоило очень дорого, в результате чего, семейство Гольдшмитов оказалось в тяжелом материальном положении.

Чтение поэзии и сочинение собственных стихов стали для любознательного юноши единственным отвлечением от житейских проблем.

15-летний педагог

Так как Генрик прекрасно учился в гимназии, в 15-летнем возрасте он начал заниматься репетиторством. Многие ученики юного педагога были его ровесниками.

Однако все они внимательно слушали Корчака, поскольку ему удавалось интересно преподносить даже самый скучный материал.

Врач, учитель и писатель

Через 3 года Януш Корчак осознал, чему он больше всего хочет посвятить свою жизнь.

Он подчеркивал мысль о том, что ответственность за воспитание ребенка лежит на плечах матерей и отцов, а не на нянях.

Редактор издания, в котором печатался Корчак, высоко оценил талант Януша. Он предложил молодому парню вести колонку в еженедельнике, на что тот с радостью согласился.

Однако в то время он относился к своей писательской деятельности скорее, как к хобби, а не как к работе.

Вскоре после этого умер отец Корчака, поэтому Янушу пришлось самостоятельно обеспечивать семью. Для этого, он решил поступить в Варшавский университет на медицинский факультет.

Ему казалось, что став врачом он поправит свое финансовое положение и одновременно с этим поможет многим людям.

Когда Эрш Хенрик Гольдшмит выставил свою новую пьесу на конкурс, он впервые подписался псевдонимом Януш Корчак . С этого момента он стал известен во всем мире именно под этим именем.

После получения медицинского образования в 1905 г. Януш Корчак стал заниматься врачебной практикой. В медицине его по-прежнему больше знали под настоящим именем – Хенрика Гольдшмита.

Война и признание

В 1905 г. началась русско-японская война, и 27-летнего Корчака призвали на службу в качестве военного врача. На передовой он не только лечил солдат, но и старался поддерживать их морально.

После окончания войны Януш возвратился в Польшу. Для него было большой неожиданностью и удивлением то, что его произведения уже пользовались там большой популярностью.

Несмотря на это, он все-таки продолжил работать медиком.

В течение следующих двух лет Януш Корчак успел побывать в Германии, Англии и Франции. В этих странах он изучал разные педагогические системы.

Накопив большой багаж знаний в данной области, он смог усовершенствовать собственные педагогические методы.

По причине того, что Януш уже имел определенную известность, ему удалось привлечь меценатов для возведения здания.

С этого момента началась его профессиональная педагогическая деятельность. Владея большими знаниями в области педагогики, он пытался разработать собственную систему, которая позволила бы ему воспитывать в детях лучшие человеческие качества.

Нужно заметить, что Корчак стал работать в Польше не случайно. Дело в том, что тогда среди поляков процветал антисемитизм, поэтому педагог в первую очередь хотел помочь дискриминируемым еврейским детям.

Как любить ребенка

В первые месяцы Януш Корчак со своей соратницей Стефанией Вильчинской работал практически без отдыха и сна. Им приходилось полностью перевоспитывать вчерашних беспризорников, что было весьма нелегко.

Параллельно с этим он объяснял другим педагогам, работавшим вместе с ним, как следует обращаться с сиротами в самых разных ситуациях.

Краеугольным камнем в педагогической системе Януша Корчака было нравственное воспитание. Он был одним из первых, кому удалось добиться детского самоуправления.

Януш считал, что приют представляет собой равноправную общину, в которой управление и судебная система создаются самим же коллективом. Общий труд и интересы содействуют взаимовыручке и развивают в личности чувство ответственности.

Вскоре похожим путем пойдет знаменитый советский педагог Антон Макаренко. Интересен факт, что Корчак внимательно следил за тем, как Макаренко воспитывал своих беспризорников.

В ней он акцентировал внимание на том, что невозможно полюбить ребенка, не пытаясь увидеть в нем самостоятельную личность. Педагог утверждал, что дети обладают точно такими же правами, как и взрослые.

После окончания войны Януш Корчак оказался в польской независимой армии. Тогда же он заразился тифом, и лишь чудом остался жив. Когда советско-польский конфликт наконец-то закончился, ему разрешили вернуться в свой интернат.

Корчак с прежним рвением совершенствовал свою педагогическую систему. Например, он основал в приюте газету, в которой редакторами и журналистами выступали дети.

Благодаря этому многие ребята научились писать и стремились получать новые знания.

5 заповедей воспитания

Кроме проблем, связанных непосредственно с сами воспитанием сирот, Януш Корчак столкнулся с финансовыми трудностями.

В связи с экономической нестабильностью, многие меценаты перестали оказывать поддержку приюту. Помимо этого, в Польше возрастали антиеврейские настроения.

Какое-то время педагог даже думал о том, чтобы переехать с детьми в Палестину, в которой находились большие еврейские поселения. Но это оказалось просто невозможно.

В 1934 г. Корчак сформулировал 5 заповедей воспитания детей:

  • Любить любого ребенка, а не только собственного.
  • Наблюдать ребенка.
  • Не давить на ребенка.
  • Быть честным перед собой, чтобы стать честным с ребенком.
  • Познать себя, чтобы не иметь преимущества над беззащитным ребенком.

В Варшаве Корчак вел радиопередачу, посвященную воспитанию детей. Он выступал под псевдонимом Старый Доктор. Его труды, в которых он рассказывал о своей педагогической системе, пользовались большой популярностью в мире.

В 1937 г. антисемитизм в Польше достиг своей кульминации. Янушу запретили выступать на радио. В тот момент он осознал, что ему необходимо срочно переезжать в Палестину.

Однако перевести туда всех детей было практически нереально. Несмотря на презрение со стороны окружавшего его общества, ему не хотелось уезжать за границу.

Жизнь на краю гибели

С началом Второй мировой войны Януш Корчак по-прежнему спасал жизни людей, работая врачом. Когда нацисты захватили Польшу, педагог и его ученики столкнулись с серьезными трудностями.

Для фашистов евреи были недочеловеками. С ними обращались хуже, чем с животными. Однако Корчак все равно пытался хоть как-то помогать своим воспитанникам.

Под его руководством дети практически полностью обеспечивали себя сами, причем даже одежду шили самостоятельно.

В 1940 г. Януш смог каким-то чудом вывезти учеников в детский лагерь, в котором они могли хотя бы ненадолго забыть о бомбежках и прочих ужасах войны.

Однако уже через несколько месяцев все ребята оказались в Варшавском гетто, а самого Корчака посадили за решетку.

Стоит отметить, что во время пребывания в гетто, он отказался надевать на свою руку повязку со звездой Давида, хотя ее обязан был носить каждый еврей. Этим педагог вызвал к себе особую ненависть со стороны немецкого руководства.

Пробыв в заключении около месяца, ему разрешили жить в гетто вместе с учениками. Когда смерть стала обычным явлением, Корчак решил образовать такое место, в котором бы ребята могли проводить свои последние часы жизни.

Ему хотелось создать такую атмосферу, при которой ребенок мог хотя бы спокойно умереть.

Все эти события, которые происходили с Янушем Корчаком и его воспитанниками, были подробно описаны в дневнике педагога.

Во имя детей

Тем временем фашисты начали постепенно истреблять жителей гетто. Это кажется невероятным, но даже в таких кошмарных условиях Януш Корчак продолжал воспитывать своих учеников.

Он даже устраивал спектакли с участием еле державшихся на ногах детей. Педагог делал все возможное, чтобы в тех чудовищных обстоятельствах имитировать полноценную жизнь, и таким образом давать детям надежду на то, что все скоро пройдет.

Чуя недоброе, Януш Корчак всячески пытался убедить руководство гетто в том, что его дети очень работоспособны, и могут шить военную одежду для немецких солдат.

Таким образом, он старался ухватиться за любую возможность, которая бы помогла сохранить жизнь несчастным детям.

6 августа 1942 г. все 192 ребенка из приюта были депортированы в концентрационный лагерь Треблинка. Вместе с ними поехали Корчак, его верная подруга Стефания, и еще 8 взрослых.

Смерть великого педагога

Здесь следует уточнить один факт. В связи с тем, что Януш Корчак был всемирной знаменитостью, его пытались спасти от смерти многие известные люди. Однако он все предложения отверг, сказав, что будет со своими воспитанниками до конца.

Польский историк Эммануэль Рингельблюм , прекрасно знавший, что детей из еврейского приюта отправляют в лагерь смерти, оставил такое воспоминание об этом дне:

Пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма!

Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе – Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь.

Януш Корчак погиб с детьми в газовой камере в концентрационном лагере Треблинка.

По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.

Януш Корчак (польск. Janusz Korczak, настоящее имя Генрик Ґольдшмидт, пол. Henryk Goldszmit, Henryk Goldschmidt; известный также как Старый Врач или Пан Врач [время пишется как одно слово]; * 22 июля 1878 или 1879, Варшава — † 6 августа 1942, Треблинка, Польша) — польский врач, педагог, писатель, публицист, общественный деятель еврейского происхождения, офицер российской и польской армий. Погиб в немецком лагере смерти в 1942

Польский еврей, всю жизнь заявлял о своей принадлежности к обоим наций.

Начало биографии

Молодые годы и образование

Родился в Варшаве в полонизированной еврейской семье. Отец — Юзеф Ґольдшмидт (1844-1896), адвокат. Мать — Цецилия (девичья фамилия Ґембицька) (1853 / 54-1920). Оригинальное метрика Януша Корчака не сохранилась, поэтому дата рождения точно не установлена.

Семья Ґольдшмидтив происходила из Люблинского воеводства, а Ґембицьких — с Великопольши. Прадед Мавриций Ґембицький и дед Герш Ґольдшмидт были врачами. Могилы отца Януша Корчака и его дедов по материнской линии (материнской могилы не найдена) — на еврейском кладбище в Варшаве (ул. Окопова).

Сначала неплохое материальное положение Ґольдшмидтив начало ухудшаться из-за психической болезни отца (1891 впервые попал в психиатрическую больницу с признаками безумия, умер 26 апреля 1896). После его смерти 17-летний Корчак начал заниматься репетиторством, чтобы помочь содержать семью. Его мать сдавала жильцам комнаты в их варшавском доме. Аттестат зрелости Корчак получил в возрасте 20 лет.

1898 — начал обучение на медицинском отделении Императорского Университета в Варшаве.

Летом 1899 — впервые поехал за границу — в Швейцарию, где знакомился, в частности, с педагогической деятельностью И. Г. Песталоцци.

В конце 1899 — ненадолго арестован за деятельность в читальнях Варшавского Благотворительного Общества.

23 марта 1905 получил диплом врача.

В июне того же года как врача Корчака призывают в армию, и он участвует в русско-японской войне. Служил в Харбине. В маньчжурских детей учился китайского языка.

В марте 1906 вернулся в Варшаву.

1906-1912 — работал педиатром в Детской больницы им. Берсон и Бауман. Живя на территории больницы, находился на постоянном дежурстве и жертвенно исполнял свои обязанности. Как врач не обходил пролетарских районов города. С бедных пациентов часто брал только символическую плату или и давал средства на лекарства, но от состоятельных требовал высоких гонораров благодаря своей популярности как литератора.

В это время занимался активной общественной деятельностью, принадлежал, в частности, к Варшавского общества гигиены и Общества летних лагерей (ТЛТ) (польск. TKL). В 1904, 1907, 1908 выезжал в лагеря ТЛТ для еврейских и польских детей.

1914 — во время 1 мировой войны снова мобилизован в царскую армию. Служил младшим заведующим дивизионного лазарета, главным образом в Украину.

1915 — во время короткого отпуска, проведенного в Киеве, познакомился с Марией Фальською, польской общественным деятелем, который в то время руководил воспитательным домом для мальчиков-поляков. И в 1917 году его отозвали работать врачом в детских приютах Киева.

Из трех зданий, связанных с пребыванием Корчака в Киеве, сохранился только один — на улице Владимирской, 47, где находилась польская гимназия для девочек и детский сад. 20 ноября 2012 на здании должны открыть мемориальную таблицу авторства Ивана Григорьева.

Июнь 1918 — в ранге капитана российской армии вернулся в Варшаву. Но осенью 1918 года был мобилизован в возрожденную польскую армию. Во время польско-советской войны (1919-1921) был врачом в военных госпиталях Лодзи и Варшавы. Болел тифом. За жертвенный труд получил звание майора Войска Польского.

Педагог

Взгляды

Был сторонником эмансипации ребенка, его самостановления и уважения к его правам. Органы самоуправления воспитанников, которые действовали в Корчака заведениях, ежедневно практиковали принципы демократии — Корчак считал, что они в равной мере касаются и детей, и взрослых.

Издание, которое делали дети и для детей, было их форума, кузницей талантов и важным столпом ассимиляции, в частности для детей из ортодоксальных еврейских семей. Врач Корчак выступал за ресоциализации, а также комплексную и новаторскую опеку над детьми из общественной обочине.

Всех детей, которых Корчак лечил или воспитывал, считал собственных. Его поздняя деятельность подтвердила эту позицию. Альтруистические убеждения также не позволили бы ему даже как-то особенно относиться или выделять маленькую группку любимых подопечных. Он не считал традиционную семью самой важной и главное звено общественных связей. Не принимал роли, которую она играла в консервативных христиан и иудеев.

Важнейшие элементы Корчакивои концепции воспитания:

  • отрицание насилия — физического или вербального, которое является следствием возрастной преимущества или должности;
  • идея воспитательной интеракции между взрослыми, детьми, расширяет дефиницию классической педагогики;
  • уверенность, что ребенок является человеком, в такой же степени, как и взрослый;
  • принцип, что воспитательный процесс должен принимать во внимание индивидуальность каждого ребенка;
  • вера, что ребенок лучше знает собственные потребности, стремления и эмоции, следовательно, она должна иметь право на то, чтобы взрослые учитывали ее мнению;
  • признание за ребенком права на уважение, незнание и неудачи, личное пространство, собственное мнение и собственность;
  • убежденность в том, что процесс развития ребенка — это тяжкий труд.

Педагогические идеи

Принцип выполнимости требований, предъявляемых к ребенку

Корчак имел своеобразное представление о правах ребенка:

Учет прав и возможностей отца и воспитателя.

Признание того, что дети — разные

Общение с ребенком — на уровне возможностей ее понимание (по возрасту):

Надо готовить ребенка к реальной жизни (а не идеального, воображаемого)

Педагогика — это наука о человеке:

Современное восприятие

В конце октября — начале ноября 1940 Дом Сирот были перемещены в гетто на улицу Хлодной. Во время вооруженных действий, связанных с переселением, Корчака был арестован на рабочем месте. Гитлеровцы посадили Корчака в тюрьме на Павьяку, но через несколько недель его освободили под залог.

Оба детские, предназначенные для детей 7-14 лет, воплощали в жизнь концепцию самоуправляющейся сообщества, создавала собственные институты (сейм, суд, газета, система дежурства, нотариальный отдел, ссудная касса).

За свою образовательно-воспитательную деятельность Корчак получил Офицерский Крест Ордена Возрождения Польши, которым он награжден в День независимости Польши — 11 ноября 1925.

Писатель, публицист, сотрудник радио

С 1900 начал печататься как Януш Корчак, подписывал так даже частные письма, хотя не отказывался от остальных псевдонимов.

За свою литературное творчество в 1937 году Корчак получил Золотой Академический Лавр Польской Академии Литературы.

Во время Второй мировой войны он вел дневник, очень ценный учитывая обстоятельства его написания.

Издание выходило несмотря на рост антисемитизма, нетерпимости и расовой сегрегации. Последний номер появился 1 сентября 1939.

Как Старый Врач выдающийся педагог проводил также свою деятельность в цикле радиопередач. В них он создал собственный стиль обращения к молодых радиослушателей и очень просто сказал им о важных вещах. 1936 Педагогические программы Корчака было отменено (несмотря восторженные отзывы слушателей и рецензентов) из-за роста антисемитских настроений и соответствующего внешнего давления. Корчак вернулся на радио через два года, а к слушателям Польского Радио он обращался также после начала войны в первые дни сентября 1939 года.

Вторая мировая война, гетто, последний поход

Как офицер польской армии Корчак после начала 2-й Мировой войны записался добровольцем на военную службу, но его не приняли в силу возраста.

По другим версиям, дети шагали четверками и несли флаг Короля Мацюся И, героя одного из романов их воспитателя. Каждый из детей нес с собой любимую игрушку или книжку. Один из ребят во главе процессии играл на скрипке.

Януш Корчак погиб вместе со своими воспитанниками в гитлеровском лагере смерти в Треблинке.

1948 — Корчак посмертно получил Крест Кавалера Ордена Возрождения Польши.

Идентичность

Янушу Корчаку несколько раз предлагали спастись, но он отправился в газовую камеру вместе со своими воспитанниками. А разве он мог иначе?

Старый Доктор, дети и газовая камера: история Януша Корчака, лучшего человека

Эшелоны в Треблинку – лагерь смерти – отправляли с Гданьского вокзала. В тот день фашисты приказали жителям привокзальной площади выйти и встать у своих домов. Они стояли и смотрели, как брели из Варшавского гетто люди, измученные издевательствами, голодом, холодом и болезнями. Это была толпа живых мертвецов. Многие из них рыдали и громко молились.


И вдруг – так рассказывали потом в Варшаве – на площадь вышла стройная колонна детей, их было двести, даже больше. Умытые, причесанные, опрятно одетые они шли по четверо в каждом ряду, шагали в ногу и пели свою любимую походную:

Мы проходим по трое, рядами,
Сквозь кордон эсэсовских ворон.
Дальше начинается преданье,
Дальше мы выходим на перрон.
И бежит за мною переводчик,
Робко прикасается к плечу, –

Рваными ботинками бряцая,
Мы идем не вдоль, а поперек,
И берут, смешавшись, полицаи
Кожаной рукой под козырек.

И стихает плач в аду вагонном,
И над всей прощальной маятой
Пламенем на знамени зеленом
Клевер, клевер, клевер золотой.

Старый доктор уезжает с детьми

Но это не сказка — Корчаку несколько раз предлагали остаться, он легко мог избежать газовой камеры. И даже в это страшное утро – мог. За отправкой детей наблюдал лично комендант, и он видел эту колонну марширующих детей.

— Это еще что? Кто это? — спросил он.

— Корчак, Корчак. Знакомое имя.

— Я, — согласился Корчак. — А это имеет отношение к эшелону?

— Да просто я в детстве ее читал, классная книжка, — сказал комендант. И добавил решительно: — Вы можете остаться, Доктор.

— А дети? — спросил Корчак.

— Детям придется поехать.

— Тогда и я поеду, — Корчак спокойно закрыл дверь вагона изнутри.

Генрик отменяет деньги

Януш Корчак

Генрик кормит семью

Генрик становится писателем и доктором

Януш Корчак

Редактор газеты, потрясенный читательской реакцией и писательским талантом Генрика, предложил ему вести постоянную колонку. А Генрик после этого блистательного педагогического и журналистского старта поступил на медицинский факультет Варшавского университета.

Но он не переставал писать, и именно его писательский псевдоним Януш Корчак вписан в вечность золотыми буквами.

Так он и жил, один в двух ипостасях: студент-медик Хенрик Гольдшмит и педагог-писатель Януш Корчак. И в каждой был очень хорош. И человек он был хоть куда. В те годы улицы Варшавы были полны маленьких оборвышей, и многие из них издалека узнавали доброго студента, который всегда был готов отдать им последний грош.

Доктор Генрик не сколачивает состояние

В 1905 году началась русско-японская война, Генрик выпустился из университета и его сразу призвали служить на Дальний Восток. Он служил в военном поезде, выхаживал раненых и, как многие говорили, умел лечить даже добрым словом. Пока Генрик служил, в Варшаве как на дрожжах росла его писательская слава.

Через год он вернулся, удивился, что стал известным писателем, и продолжил стажировку в Еврейской больнице. Больница жила на средства благотворителей, и туда брали всех детей, любого вероисповедания. Про Генрика говорили, что у него волшебные руки: прохладные, если у ребенка был жар, и теплые, если ребенка знобило. Скоро он стал одним из самых востребованных докторов в Варшаве и мог бы сколотить врачебной практикой недурное состояние. Но на все гонорары от частной практики он покупал лекарства для бедных детей.

Януш Корчак

Он долго выходил из депрессии, и написал в это время свои лучшие книги: про короля Матиуша, про маленького Джека.

В книжке про Матиуша был такой персонаж – Старый Доктор. Матиуш хотел сделать мир справедливым и добрым, без бедности, зла и насилия – но получалось у него плохо, и только Старый Доктор все понимал и любил одинокого и запутавшегося мальчика.

И когда Корчаку предложили вести на радио свои передачи, он взял псевдоним Старый Доктор. В сорок лет он был уже лысым, бородатым, с мудрым стариковским взглядом подслеповатых глаз.

Старый Доктор пытается жить

Януш Корчак

Даже в гетто его дети всегда были умыты и опрятно одеты. Они продолжали учиться и жить по справедливым законам Детской Республики.

Старый Доктор встает впереди колонны

Итак, было обычное утро. Дети позавтракали, дежурные уже домывали посуду. Вдруг раздался крик:

– Все евреи на выход!

. Потом эти же самые люди в утешение себе придумали историю, которую рассказывали своим детям, а те – своим: мол, Старый доктор отцепил вагон, все ребята и воспитатели спаслись, потом их спрятали в надежном месте. Доктор потом еще долго ходил по Польше – в каком доме хорошие люди живут – в тот стучит, а в каком плохие – тот стороной обходит.

Читайте также: