Ягму история вуза кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ярославский государственный медицинский университет (ЯГМУ) — медицинский вуз Ярославля.

Содержание

История

По постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 22 мая 1943 г. в Ярославле начал работу эвакуированный из Белоруссии медицинский институт, сформированный на базе Минского и Витебского медицинских институтов, решение о реэвакуации которого было принято летом 1944 г. Однако в Ярославле (распоряжением Совета Народных Комиссаров от 15 августа 1944 г.) на его базе открылся новый вуз — Ярославский медицинский институт.

В Ярославскую государственную медицинскую академию (ЯГМА) вуз был переименован в 1994 году.

  • Ермолаев, Владимир Георгиевич (1944—1949)
  • Кербиков, Олег Васильевич (1949—1952)
  • Телков, Дмитрий Павлович (1952—1955)
  • Ярыгин, Никита Еремеевич (1955—1968)
  • Стовичек, Георг Викторович (1968—1977)
  • Новиков, Юрий Васильевич (1977—2007)
  • Павлов, Алексей Владимирович (с 2007)

С ноября 2014 года, медицинская академия получает статус университета.

Факультеты

  • Лечебный факультет
  • Педиатрический факультет
  • Фармацевтический факультет
  • Стоматологический факультет (с 2010 года)
  • ФПК и ППСЗ
  • ФПК преподавателей
  • Факультет довузовского образования
  • Факультет по работе с иностранными студентами

На сегодняшний день в академии функционируют 60 кафедр, практически на всех из них студенты имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой, вступая в Студенческое научное общество (СНО).

Напишите отзыв о статье "Ярославский государственный медицинский университет"

Литература

Ссылки

Это заготовка статьи о высшем учебном заведении. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Это заготовка статьи о Ярославле. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Инновационные структуры академии - Центр клинико-фармакологических исследований, Центр изучения тромбозов и аутоиммунных заболеваний, Учебно-исследовательский эндоскопический центр - способствуют консолидации научно-практической деятельности теоретических и клинических кафедр, обеспечению условий для получения грантов и участия преподавателей и студентов вуза в различных научных программах и конкурсах.

Освоение практических навыков на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии

Создание Учебно-исследовательского эндоскопического центра способствовало расширению возможностей повышения квалификации врачей-эндоскопистов, поскольку главной задачей этого инновационного проекта является освоение высоких технологий и их внедрение в практическое здравоохранение, развитие научных исследований по раннему выявлению и лечению злокачественных новообразований.

На базе центра регулярно проводятся мастер-классы ведущих японских специалистов, а сотрудники вуза проходят стажировку в клиниках Медицинского университета в городе Канадзава (Япония), с которым ЯГМА заключила долгосрочный договор о сотрудничестве.

В вузе на 57 кафедрах трудятся свыше 90 докторов наук, в их числе президент ЯГМА, академик РАМН, профессор Ю.В. Новиков, а также 350 кандидатов наук.

Многие преподаватели удостоены почетных званий и отраслевых наград: четыре сотрудника - заслуженные деятели науки Российской Федерации, семь -заслуженные работники высшей школы Российской Федерации, 27 - заслуженные врачи Российской Федерации.

В академии ежегодно обучаются около 4500 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов. По программам додипломного образования обучение осуществляется па лечебном, педиатрическом, стоматологическом факультетах - по очной форме, а на фармацевтическом факультете -по очной и заочной формам.

С 1992 года вуз готовит специалистов для стран СНГ, Азии и Африки - Марокко, Индии, Израиля, Намибии, Перу, Сирии, Палестины, Египта, Сьерра-Леоне, Конго, Зимбабве и других государств. В 2009 году введено обучение иностранных студентов на английском языке.


Отрывок, характеризующий Ярославский государственный медицинский университет

– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Ярославская государственная медицинская академия

История вуза началась в 1944 году, когда в соответствии с распоряжением Совета народных комиссаров СССР от 15 августа 1943 гола за № 16725-р был открыт Ярославский медицинский институт.

Студентов, многие из которых были участниками Великой Отечественной войны, принимали сразу на все пять курсов.

Уже в 1945 году состоялся первый выпуск врачей. В числе первых 53 выпускников мединститута - Михаил Израилевич Перельман, будущий академик-РАМН, широко известный в стране и за рубежом специалист в области торакальной хирургии и фтизиопульмонологии.

В сложных условиях военного и послевоенного времени формировалась учебная, воспитательная и научная деятельность в вузе, осваивались клинические базы.

С 1950 ио 1960 год институт пополнился высококвалифицированными специалистами, которые приехали в Ярославль из различных регионов страны и возглавили ведущие кафедры.

Среди них профессора Н.Е. Ярыгин (будущий ректор Ярославского мединститута), М.Г Заикина, С.В. Захаров, Д.Ф. Цимбалист, А.И. Титова., Н.Н. Чумаков, Н.Н. Кочетов, М.Е. Курмаева, А.К. Шипов, Л.М. Бедрин, М.Э. Василевский, В.П. Матешук, ТА. Зайцева, Е.К. Александров - основоположники авторитетных научных школ страны, воспитавшие целую плеяду ученых.

В течение первых 20 лет в институте функционировал только одни факультет - лечебный. В последующие годы открылись: стоматологический факультет (1966), педиатрический факультет (1970), факультет повышения квалификации преподавателей средних специальных медицинских учебных заведений (1975), факультет специализации и усовершенствования врачей (1979), фармацевтический факультет (1982).

В 1992 году образован отдел интернатуры и ординатуры.

В 1994 году институт преобразован в Ярославскую государственную медицинскую академию (ЯГМА).

ЯГМА - один из авторитетных вузов страны, обеспечивающий подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров для Центрального и Северо-Западного регионов России.

Материальный и кадровый потенциалы академии в полной мере позволяют реализовать принцип непрерывности подготовки высококвалифицированных специалистов в области здравоохранения.

В вузе создана солидная материальная база: в восьми корпусах расположены административные подразделения, учебные аудитории и .лаборатории, компьютерные классы, научная библиотека с фондом свыше 500 000 книг.

Академия имеет пять общежитий, спортивный комплекс, столовые для сотрудников и студентов. Клинические кафедры академии располагаются в 30 базовых городских и областных лечебно-профилактических учреждениях, сотрудничество с которыми осуществляется на основании договоров о совместной деятельности.

Для подготовки провизоров на базе академии организованы учебно-производственная аптека и питомник лекарственных растений.

В 2009 году в ЯГМА создан центр формирования и совершенствования практических навыков студентов, интернов и ординаторов.

Деятельность сотрудников центра направлена на обеспечение условий для самостоятельного выполнения обучающимися медицинских манипуляций на муляжах (фантомах) и тренажерах через имитацию клинических ситуаций, что позволяет существенно улучшить качество образовательных услуг.

В рамках реализации проекта по созданию единого информационного пространства вуза все учебные корпуса объединены в единую локальную сеть через канаты оптоволоконной связи, все учебные аудитории оснащены современным мультимедийным оборудованием.

В процесс обучения активно внедряются: современные компьютерные технологии, с помощью которых расширяются средства доступа к российским и зарубежным электронным информационным ресурсам; тестовый контроль с использованием интернет-технологий; рейтинговая система оценки знании студентов.



В целях повышения эффективности образовательного процесса в ЯГМА разработан и успешно действует блочно-модульный вариант расписания занятий и лекционных курсов, в научной библиотеке сформированы полнофункциональная база данных и фонд, включающий электронные документы, научные труды, учебники и учебно-методические пособия, подготовленные преподавателями вуза, специальную медицинскую литературу на электронных носителях.

Веб-сайт вуза содержит электронный каталог, имеющий удобный графический интерфейс, что значительно облегчает простой и расширенный поиск по базам данных книг и статей из периодических изданий.



Более 40 000 врачей и преподавателей совершенствовали свои профессиональные знания и навыки на факультете последипломного образования, созданном в 2007 году на базе действовавших ранее факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов здравоохранения и повышения квалификации преподавателей.

Ныне факультет последипломного образования предлагает более 50 циклов первичной специализации, общего и тематического усовершенствования.

Занятие в центре практических навыков

Послевузовское обучение проводится на 25 кафедрах: по 23 лицензированным специальностям - в интернатуре, по 40 специальностям - в клинической ординатуре.

Преподаватели факультета регулярно проводят выездные сертификационные циклы в городах Центрального и Северо-Западного федеральных округов России.

ЯГМА - крупный научный центр, в котором проводятся фундаментальные и прикладные исследования. В академии сформировались крупные научные школы, получившие широкую известность в России и за рубежом.

Результаты исследований ежегодно отражаются в научных монографиях и статьях, которые публикуются в рецензируемых журналах.

За годы деятельности вуз подготовил свыше 200 докторов наук и более 920 кандидатов наук. Подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 29 лицензированным специальностям.

По инициативе руководства академии в Ярославле регулярно проводятся международные, республиканские и региональные конференции, форумы терапевтов и педиатров Ярославской области.

Более 450 студентов академии активно занимаются научными исследованиями, начиная с первого курса и до окончания вуза. Доброй традицией студенческого научного общества стало проведение ежегодных конференций с публикацией итогов исследований молодых ученых.


Сотрудники академии совместно с Центром телемедицины Ярославской областной клинической больницы участвуют в реализации научно-образовательных интернет-сессий и телемедицпнекпх проектов, привлекая ведущие научные центры Москвы п зарубежья с целью организации плановых и экстренных телеконсультаций для пациентов города Ярославля и Ярославской области.

Специалистами ЯГМА проводится дистанционная диагностика гистологических препаратов - материалов биопсий и аутопсий. С 2002 года в вузе действует единый центр информатизации.

Занятия на кафедре лучевой диагностики

В академии созданы хорошие условии для воспитательной работы со студентами, повышения их культурного уровня и гармоничного развития в традициях гуманизма и милосердия. Каждый имеет возможность развивать свои таланты, проявлять инициативу и участвовать в разнообразных общественных и культурных мероприятиях, организацию и проведение которых курирует отдел по внеучебной работе и молодежной политике, созданный в вузе в 2008 году.

Большое значение в воспитательном процессе молодого поколения врачей имеет созданный в академии музей. Стендовые музейные экспозиции поэтапно раскрывают историю вуза с момента создания до современности.

Уникальные портретные и сюжетные фотографии помогают студентам узнать о тех, кто стоял у истоков формирования учебного заведения в прошлые десятилетия, создавал его материальную базу, формировал научные школы, помогал практическому здравоохранению, осваивал целину и Нечерноземье, защищал спортивную честь и совершенствовал врачебное мастерство. Изучая многолетнюю историю Alma Mater, студенты и молодые преподаватели приобщаются к сложившимся в вузе добрым и красивым традициям.


Одна из стратегических задач академии - формирование здорового образа жизни и воспитание у будущего врача мотивационной установки на пропаганду и ведение здорового образа жизни.

Занятие в эндоскопическом центре

Этот показатель превышает общее количество студентов-доноров из всех других вузов Ярославля.

По инициативе кафедры физической культуры и здоровья в современном спортивном корпусе ЯГМА регулярно проходят спортивные соревнования раз.личного уровня, в том числе соревнования между преподавателями и студентами, работают спортивные секции.

В академии организованы студенческий хор, поэтический клуб, фотокружок, студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ), киноклуб, студенческий театр эстрадных пародий (СТЭП), танцевальный кружок, коллективы художественной самодеятельности.

Регулярно проводятся выставки, фестивали и конкурсы различной тематической направленности, игры КВН.

За годы деятельности вуз подготовил свыше 28 000 врачей и провизоров, приобрел прочный авторитет в российском здравоохранении.

Деятельность ЯГМА - неотъемлемая часть общественно-политической жизни Ярославского региона и высшего медицинского образования России.

Все достигнутое обеспечено активной жизненной позицией, самоотверженным трудом многих поколений ученых и сотрудников вуза, их преданным служением профессии.

Ярославский государственный медицинский университет ( в 1944 — 1994 — институт, в 1994 — 2014 — академия) — один из крупнейших медицинских вузов Центральной России.

Ярославский государственный медицинский университет

40 фото







































Время становления

Медицинский вуз в Ярославле был создан в годы Великой Отечественной войны. В это время в Ярославле находилось немало врачей и преподавателей медицинских институтов, эвакуированных из западных районов СССР, главным образом — из Белоруссии. Для подготовки врачебных кадров, столь востребованных на фронте и в тылу, по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 22 мая 1943 г. в Ярославле начал работу Белорусский медицинский институт, сформированный на базе Минского и Витебского медицинских институтов. Директором института был назначен профессор Минского медицинского института .

Менее чем за полгода удалось укомплектовать штаты преподавателей. В основном это были сотрудники из Белоруссии. Кроме того, к работе института привлекли работников местных вузов, больниц, лабораторий, практических врачей. Почти все кафедры оказались обеспеченными заведующими и минимальным штатом сотрудников. Учебный процесс обеспечивали 18 профессоров, 6 доцентов, 6 старших преподавателей, 23 ассистента.

Для института выделили два здания по ул. Революционной ( дом 5 — до революции в нём располагалась Ярославская городская Дума, а в начале войны дислоцировался эвакогоспиталь, и дом 7 — в нём до революции работала частная женская гимназия, а потом советская школа № 7). Здесь разместилось всё: дирекция, деканат, кафедры и даже общежитие для преподавателей и студентов. Небольшой части профессоров и доцентов удалось выделить жилплощадь.

1 октября 1943 г. к занятиям приступили 665 студентов всех пяти курсов лечебного факультета. Ранее они обучались в белорусских, ленинградских, московских и других вузах, работали медсестрами в эвакогоспиталях. Студенты 1, 2, 3 и 5 курсов учились по обычному плану, четверокурсники ( 75 студентов) занимались по специальной программе. Лечебно-профилактические учреждения Ярославля и располагавшиеся в городе эвакуационные госпитали стали клинической базой для студентов старших курсов. Большинство студентов параллельно с учебой по ночам работали в эвакогоспиталях.

В Ярославле Белорусский медицинский институт успел осуществить лишь один выпуск — дипломы получили 47 врачей. 33 выпускника по распределению поехали работать в освобожденные районы Белоруссии, четверо отличников были зачислены в аспирантуру, десять выпускников по собственному желанию пошли служить врачами в Красную Армию.


Летом 1944 г. правительство приняло решение о реэвакуации Белорусского медицинского института. А в Ярославле распоряжением Совета Народных Комиссаров № 16 725-р от 15 августа 1944 г. открывался новый вуз — Ярославский медицинский институт ( ЯМИ).

В ЯМИ остались многие преподаватели, работавшие в БМИ — , , , , , и др. С Ярославлем связали свою дальнейшую судьбу многие студенты, начавшие учиться в 1943 г. в стенах Белорусского мединститута. 2 октября 1944 г. в ЯМИ начались первые занятия.

Первым ректором Ярославского медицинского института был назначен доктор медицинских наук Владимир Георгиевич Ермолаев ( 1899−1972), автор десятков научных работ. Ему пришлось работать в самые трудные годы. Под его руководством практически с нуля создавалась учебная и научная база института, формировался штат преподавателей, решались множество бытовых проблем.

Несмотря на трудности становления, в вузе сразу была организована научно-исследовательская работа. Уже в 1946 г. состоялась первая научная конференция преподавателей ЯМИ, а в 1947 г. прошла первая студенческая научная конференция. руководил работой института до 1949 года.


Затем Ярославский медицинский институт недолго возглавляли Олег Васильевич Кербиков ( 1949 — 1952) и Дмитрий Павлович Телков ( 1952 — 1955). В этот период решались, главным образом, текущие вопросы.

Один из ведущих медицинских вузов страны

В 1963 г. в вузе был создан Совет по присуждению ученой степени кандидата медицинских наук. В 1966 введён в эксплуатацию морфологический корпус, открыт стоматологический факультет. С 1967 г. при институте начала работать Медико-биологическая школа.


В 1968 — 1977 годах ректором ЯМИ работал доктор медицинских наук Георг Викторович Стовичек. В этот период в институте был открыт педиатрический факультет ( 1970), начал работу Совет по присуждению ученой степени доктора медицинских наук ( 1970), был введён в эксплуатацию теоретический корпус № 5 ( 1972), открыт факультет повышения квалификации преподавателей средних медицинских учебных заведений ( 1975), состоялась первая конференция молодых ученых ( 1976), были сформированы Ученые Советы лечебного и педиатрического факультетов.

В 1977 году ректором института был назначен доктор медицинских наук Юрий Васильевич Новиков. Он руководил работой вуза тридцать лет — до 2007 года!

Несколько лет шла реконструкция главного корпуса института, которая завершилась в 1981 г. Через год открылся фармацевтический факультет. В 1984 г. завершилось строительство комплекса из трёх студенческих общежитий по ул. Чкалова. В 1985 г. был сдан в эксплуатацию учебно-спортивный корпус.

В 1994 г. Ярославский государственный медицинский институт переименован в Ярославскую государственную медицинскую академию ( ЯГМА). В 1996 здесь началась сертификация врачей и провизоров. В 2000 на факультете повышения квалификации преподавателей начато обучение преподавателей ЯГМА, в 2002 на фармацевтическом факультете открыто заочное отделение.

В 2005 г. ректор академии, академик РАМН, профессор стал членом Общественной палаты Российской Федерации, а в 2007 он избран первым Президентом академии.

С 2007 года ректором вуза работает доктор медицинских наук Алексей Владимирович Павлов.

В 2014 г. — в канун 70-летия со дня создания вуза — академии был присвоен статус государственного медицинского университета. В открывшемся к юбилею Музее истории ЯГМУ представлены все этапы работы вуза.


Ярославский государственный медицинский университет сегодня

В настоящее время Ярославский государственный медицинский университет — многопрофильный вуз, обеспечивающий подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров для многих регионов России, важный научный центр, в котором проводятся фундаментальные и прикладные исследования, активно развиваются информационные технологии и инновационная деятельность.

Вуз имеет лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. По результатам мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации, университет регулярно подтверждает статус эффективно действующего вуза.

В рамках структуры вуза функционирует Институт последипломного образования, на базе которого сформирован Центр непрерывного медицинского, фармацевтического и педагогического образования, где осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации по широкому перечню специальностей.

В настоящее время в университете обучаются свыше 3800 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов, включая 110 иностранных граждан из 25 стран мира. На 62 кафедрах университета трудятся свыше 600 преподавателей, из них более 100 докторов наук и более 330 кандидатов наук.


В 8 учебных корпусах университета оборудованы современные учебные аудитории и лаборатории, компьютерные классы, Центр симуляционного обучения, фундаментальная библиотека с фондом более 500 тысяч книг, Музей истории вуза, административные подразделения. Социальная база университета включает 5 общежитий, столовые для сотрудников и студентов, учебно-спортивный корпус.

Работа клинических кафедр осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях города и области на основании договоров о совместной деятельности. Среди работников клинических кафедр немало практикующих врачей и организаторов здравоохранения, главных внештатных специалистов Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.

За время своей деятельности вуз подготовил более 30 тыс. врачей и провизоров, в том числе для стран Азии, Африки и Америки. Более 60 тыс. врачей, провизоров и преподавателей прошли разные формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Выпускники университета успешно работают в разных регионах России, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежья. Среди выпускников — известные ученые, руководители здравоохранения, авторитетные специалисты многих отраслей медицины, видные общественные деятели.

Университет является крупным центром современной науки, осуществляющим разработку фундаментальных и прикладных концепций, их экспериментальную и клиническую апробацию, внедрение результатов в педагогический процесс и клиническую медицину. В настоящее время в университете функционирует 6 научно-образовательных центров: эндоскопии, изучения тромбозов и аутоиммунных заболеваний, нейро-биологических исследований, изучения демиелинизирующих заболеваний; клинико-фармакологических исследований, рефракционной лазерной хирургии глаза. Фундаментальные и прикладные научные исследования проводятся также на базе межкафедральных лабораторий: водной токсикологии и биотестирования природных сред; аналитических методов исследования; молекулярно-биологических методов исследования, иммуногистохимии и цифровой микроскопии.

ЯГМУ один из участников Восточно-Европейского научно-образовательного медицинского Кластера Центрального федерального округа, в который входят Российский национальный исследовательский медицинский университет им. , Воронежский и Рязанский медицинский университеты. Кластер создан для взаимодействия в решении стратегических задач в сфере охраны здоровья.


Вуз является крупным международным медицинским и образовательным центром. Заключены договора о сотрудничестве с Медицинским университетом г. Каназавы ( Япония), медицинским факультетом университета г. Флоренции ( Италия), Международным институтом эндоскопических исследований пищеварительной системы г. Барселоны ( Испания), медицинским факультетом университета г. Салерно ( Италия), Центром образования, диагностики, терапии психотерапевтического института Бергерхаузен ( Германия), Гомельским государственным медицинским университетом и др. На базе ЯГМУ функционирует Российский Эндоскопический научно-образовательный центр, созданный совместно с Ярославской областной клинической онкологической больницей при активном участии Медицинского университета г. Канадзавы и поддержке Правительства Ярославской области.

С 1944 года ректорами ярославского медицинского вуза работали:

1944 — 1949 — Ермолаев Владимир Георгиевич ( 1899−1972).

1949 — 1952 — Кербиков Олег Васильевич ( 1907−1965).

1952 — 1955 — Телков Дмитрий Павлович ( 1905−1955).

1955 — 1968 — Ярыгин Никита Еремеевич ( 1917−2004).

1968 — 1977 — Стовичек Георг Викторович ( 1924−2006).

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

В настоящее время Ярославский государственный медицинский университет – многопрофильный вуз, обеспечивающий подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации врачей и провизоров для многих регионов России, важный научный центр, в котором проводятся фундаментальные и прикладные исследования, активно развиваются информационные технологии и инновационная деятельность.

Вуз имеет лицензию на образовательную деятельность и свидетельство о государственной аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. По результатам мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации, университет регулярно подтверждает статус эффективно действующего вуза.

Читайте также: