Я памятник себе воздвиг нерукотворный пушкин история создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.

Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.

В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.

Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.

Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.

Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.

И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.

2. Литературное направление

Стихотворение восходит к античным истокам, поэтому его можно отнести к классицизму. Однако есть и признаки романтизма.

3. Род

По роду литературы это гражданская лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность творения – ода.

Однако просматриваются и черты лирического стихотворения на тему предназначения поэта и поэзии.

5. Проблематика

Автор затрагивает животрепещущую и невероятно важную для него в тот период проблему творческого бессмертия.

Он искренне надеется, что несмотря ни на что, останется в памяти потомков, даже если сейчас его гонят и запрещают.

6. Тематика

Темы стихотворения – значение поэта и его творчества, божественная природа настоящего гения.

7. Идея

Я думаю, что автор написал это стихотворение, желая выразить свое собственное отношение к тому, что он создал.

8. Пафос

Великое стихотворение пронизано разнообразными эмоциями. Здесь и отчаянная надежда на бессмертие в своих текстах, и смирение, и отчаянье, и даже тоска.

Несмотря на позитивный посыл, творение наполнено мрачными мыслями. В нем точно улавливается тревога.

Возможно, автор предчувствовал свое скорое будущее и невольно отразил негативное внутреннее состояние в гениальных стихах.

9. Система образов

К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.

Что ж, он оказался стопроцентно прав.

Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.

Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.

10. Центральные персонажи

Кроме него, есть еще Муза, верная подруга писателя, всегда готовая творить. Без нее не получится произведения, она становится единым целым с творцом.

11. Лирический герой

Стихотворение написано от первого лица и передает непосредственно те чувства, которые испытывал сам автор в момент его создания.

12. Сюжет

Мы говорим о творческом подведении итогов, стихотворном результате всего того, что успел сделать автор на нелегком литературном поприще. Соответственно, выраженного сюжета тут нет.

Пушкин просто освещает основные мысли, которые были у него, и говорит о предназначении поэта и поэзии, о свободе, о природе музы и гения.

Благодаря этому шедевру, мы можем постичь тонкую философию Александра Сергеевича и понять его внутреннее состояние.

13. Композиция

Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.

В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!

В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.

Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.

Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.

Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому, недаром оно восходит к Exegi monumentum Горация.

14. Художественное своеобразие произведения

Так как рассматриваемое творение принадлежит классицизму, оно написано возвышенным языком.

Благодаря таким лексическим единицам текст становится торжественным и образным.

15. Средства художественной выразительности

Вообще, все стихотворение можно назвать большой, развернутой метафорой. Ведь речь тут идет не о настоящем памятнике, а о литературном наследии, благодаря которому имя Пушкина останется в веках.

…Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу…

16. Размер, рифма, строфика

Произведение написано ямбом. Причем в первых стрех стихах каждого четверостишия он трехстопный, а в четвертом – четырехстопный. Так автор подводит итог, обозначает мысль, высказанную в строфе.

Рифма перекрестная по типу АБАБ.

17. Значение произведения

Произведение является творческим подведением итогов всего, что успел создать Пушкин. Его значение невозможно переоценить.

18. Актуальность

19. Моё отношение

Мне очень нравится стихотворение глубиной, чистотой и ясностью пушкинской мысли. Удивительно, насколько точно поэт смог прочувствовать и описать значение своего творчества для всей российской литературы.

20. Чему учит

Оно учит следовать зову своего сердца и творить, не оглядываясь на реакцию публики.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

История создания – стих написан в 1836 году и опубликовано в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внёс Жуковский.

Тема стихотворения – роль поэта и его произведений в общественной жизни, их важное предназначение.

Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.

Метафоры – “ не зарастет народная тропа “.

Эпитеты – “ памятник нерукотворный “, народная тропа “, “ гордый внук славян “.

Инверсии – “ главою непокорной “, “ и славен буду я… “.

Анафора – “ что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу “.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключённой в “заветной лире” . Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только Богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца” , которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное, – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу” , то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию, слушаясь только бога.

Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении очень много метафор – “памятник воздвиг нерукотворный” , “не зарастёт народная тропа” , много и других выразительных средств и образов. Так, в произведении есть такие стилистические фигуры, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу” ; инверсии – “главою непокорной” , “и славен буду я…” ; есть такие тропы, как эпитеты – “памятник нерукотворный” , “ народная тропа”, “гордый внук славян” , “жестокий век” .

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.


Современники поэта холодно восприняли это произведение, считая восхваление собственных заслуг и талантов по крайней мере некорректным. Совершенно противоположную точку зрения выказывали его близкие друзья, они считали это стихотворение выражением самоиронии поэта и эпиграммой себе самому. Он хотел донести до современников, что его творчество заслуживает уважения, ведь была общеизвестна неприязнь представителей высшего света к Пушкину. Это удостоверяют и мемуары Петра Вяземского, из которых видно, что поэт при жизни получил всенародное признание, однако это не помогло ему заработать средства на жизнь. Пушкин регулярно закладывал имущество, чтобы семья его могла достойно жить. Когда поэт погиб, император Николай I распорядился оплатить из казны все его долговые обязательства и назначил содержание для семьи Пушкина суммой в 10000 рублей.

А.С. Пушкин был убежден, что его произведения станут образцом во всемирной литературе.

Также широкое распространение получила легенда, согласно которой гибель поэту предсказала гадалка от руки красивого блондина из высшего общества. Причем поэт доподлинно знал и день, и час своей кончины и в виде стихотворного произведения подвел итоги своей жизни.

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.

История создания

Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.



Предмет споров

Создание стихотворения Пушкина

  1. Пушкинское стихотворение является кавер-версией аналогичных произведений, создаваемых поэтами XVIII века.
  2. Подавляющее большинство полагает, что в своих строках автор высмеивал тяготы своего существования, а произведение не носит характер восхваления, а, совсем наоборот, является проявлением ироничного отношения автора к самому себе.
  3. Согласно ещё одной версии, Александр Сергеевич, предчувствуя свою кончину, подвёл стихотворением итог своей творческой деятельности.

Жанр, направление, размер

Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.

Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.

Композиция

Поэтический анализ стихотворения

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу,

И милость к падшим призывал.

Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный:

К нему не зарастет народная тропа.

Образы и символы

Темы, настроение и проблемы

Основная идея

Предчувствуя смерть

Пророческое видение затронуло не только жизнь поэта, но и его творчество. Прозаик и драматург знал, что будущие поколения будут не только восхвалять и почитать его, но и станут считать достойным подражания.

Также существует предание о том, что задолго до трагичного исхода своего жизненного пути Александр Сергеевич знал, в какой конкретный день и в какое время суток его ждет смерть. Оно гласит, что гибель от руки именитого блондина ему предсказала гадалка.

Средства выразительности

Автор: Юлия Филипская

Читайте также: