Я концепция джеймса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Термин

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [3] .

Проблемы определения Я-концепции

Таким образом, в зависимости от исходной проблемы и способов её расчленения меняется и значение понятий и их бесчисленных производных.

Структура Я-концепции

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений [6] . На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает [6] .

Когнитивная

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя [6] .

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

Поведенческая

Другие подходы к структуре Я-концепции (Я-образа)

Второй подход заключается в признании влияния мотивационного компонента (связь Образа-Я и поведения) на развитие Образа-Я. Иными словами, формируются предпосылки для включения мотивационного компонента в структуру Образа-Я.

Г. Е. Залесским выделяются два компонента Образа-Я — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития Образа-Я, особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента Образа-Я начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок Образа-Я отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока Образа-Я близко к пониманию Образа-Я другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов.

Измерение Я-концепции

В литературе представлен разнообразный набор методик для изучения Я-концепции (Образа Я) или его компонентов.

Различные опросники Примеры:

Методика исследования самоотношения (МИС) разработана Р. С. Пантелеевым (1989) и содержит 9 шкал:

  • внутренняя честность;
  • самоуверенность;
  • саморуководство;
  • отраженное самоотношение;
  • самоценность;
  • самопринятие;
  • самопривязанность;
  • внутренняя конфликтность;
  • самообвинение.

Методика диагностики социально-психологической адаптации разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом (1954). Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. На русскоязычной выборке адаптированная А. К. Осницким. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

И. С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания — регуляторно-организующей и Эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа-Я даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика — это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности — стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

Проективные техники

Виды и классификации Я-концепции (образа-Я)

Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.

Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение.

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

Принятие Я-образа

В структуре личности особо выделяют психическую составляющую, ответственную за целостность психики. Это некое ядро — самость.

В ней освещаются различные стороны сознания, возможные мировоззренческие установки, при этом человеческое сознание рассматривается с так называемой клинической точки зрения… В своей книге я утверждал, что всякий образ мыслей обусловлен определённым психологическим типом и что всякая точка зрения в некотором роде относительна. При этом возникал вопрос о единстве, необходимом для компенсации этого разнообразия. Иными словами, я пришел к даосизму… Именно тогда мои размышления и исследования стали сходиться к некоему центральному понятию — к идее самости, самодостаточности.

Карл Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Происхождение моих сочинений.

Я-концепция и психологический тип

Некоторые методики определения психологического типа основаны на том, что человек выбирает свой тип как предпочитаемый, то есть выделяет свои наиболее привлекательные особенности.

Развитие Я-образа

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть [10] .

Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в Я-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство) [11] .

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе [10] .

Факторы, влияющие на Я-концепцию

Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития образа-Я. Образ-Я — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования Я-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:

  1. Согласованность внешней оценки и Я-концепции.
  2. Значимость представлений, которые затрагивает оценка.
  3. Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962).
  4. Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия.
  5. Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я-концепции в случаях, когда:

  • оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;
  • оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;
  • эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;
  • индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.

Г. Е. Залесский выделяет следующие этапы формирования личностных смыслов:

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Стильный образ

Система представлений о себе формируется в процессе познания и оценки себя через анализ реальных и воображаемых ситуаций. Решающее влияние на неё оказывают мнения окружающих. Кроме того, анализируя собственное и чужое поведение, индивид соотносит себя с другими людьми, корректируя при этом представления о своих качествах и о том, какими они должны быть.

Вопросы, раскрывающие Я-концепцию

Отвечая на эти вопросы, человек перечисляет свои характеристики, которые считает наиболее значимыми. При этом значимость разных характеристик он оценивает по-разному, присваивая каждой из них определённый удельный вес. И удельный вес отдельных пунктов может весьма существенно меняться в зависимости от жизненных обстоятельств.

1. Когнитивная

2. Оценочная

Имея представления о своих характеристиках, каждую из них индивид как-то оценивает. При этом он обращает внимание на следующие моменты:

Оценочная составляющая подразумевает эмоциональный отклик, определённые переживания, вызываемые у индивида его представлениями о себе. В частности, эти представления влияют на его самооценку, самоуважение, любовь к себе и ожидание того, что его будут любить окружающие.

3. Поведенческая

Несмотря на то, что каждую из перечисленных составляющих можно выделить и рассматривать отдельно, все они тесно взаимосвязаны между собой. При этом оценочная составляющая подстраивается под когнитивную, а вместе они определяют поведенческую составляющую.

Заключение

С этой минуты я был убежден, что непременно изобрету что-нибудь гениальное!
скачать видео

​​​​​​​Позже "я-концепция" разрабатывала в необихеворизме (теория социального научения А.Бандуры), в гуманистической психологии (исследования К.Роджерса) и в настоящее время активно используется в самых различных подходах как психологии, так и педагогики.

Из чего состоит Я-концепция

Есть понятие "внутренняя картина болезни" - то, как человек воспринимает свое заболевание. А "я-концепция" - внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это

  • Образ Я - представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера
  • Субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение
  • Действия и реакции, которые человек считает "присущими ему", "достойными себя", выражающими его Я

Позитивная Я-концепция - это позитивное отношение к себе, самоуважение и принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция - негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Устойчивость и изменение Я-концепции

Я-концепция - обычно очень устойчивая конструкция. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Это больше похоже на школьное сочинение, которое рождается часто случайно, неизвестно откуда, и при этом сочиняется под определенную задачу.

Как ведут себя "значимые другие", обычно оказывается образцом или хотя бы ориентиром. Образ жизни родителей - впитывается ребенком.

То, что значимые люди о нас думают, как правило, сильно влияет на наши представления о себе и отношение к самому себе.

Общий уровень эмоционального тона, ситуативное настроение, состояние здоровье и психосоматические обстоятельства.

Например, сопоставление Я-реального и Я-идеального, сопоставление что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.

Самооценка во многом меняется не "потому что", а "для того, чтобы", в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.

Читайте также: