Взрез стрелки это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

явление, происходящее при движении подвижного состава по пошерстной, неправильно поставленной стрелке. Оно заключается в том, что колеса движущегося состава, нажимая на отведенный остряк, придвигают его к рамному рельсу; отведенный остряк увлекает за собой прижатый, к-рый отводится от своего рамного рельса. Происходит, так. обр., перевод стрелки колесами самого движущегося состава. Это явление может сопровождаться искривлением остряков, а в нек-рых случаях и их изломом. Когда стрелка замкнута, прибор, замыкающий ее, повреждается при В. с, если он не имеет так наз. взрезного устройства; В. с. обнаруживается тогда непосредственным осмотром стрелки. Для предотвращения поломок от В. с. стрелочные замки, а также стрелочные замыкатели в устройствах централизации делаются взрезными, т. е. такими, к-рые при взрезе не повреждаются, причем на централизационном посту получается сигнал, извещающий о взрезе данной стрелки, и исключается возможность управлять ею до устранения В. с. Существуют, однако, специальные отжимные стрелки, к-рые после проезда их поездами соответствующего направления по шерсти со взрезом устанавливаются автоматически (при помощи пружины) снова в нормальное положение.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941

Взрез стрелки — инцидент, заключающийся в переводе стрелки колёсами подвижного состава, движущегося по неустановленному маршруту в направлении от корневого крепления остряков к их концам (пошёрстное движение). Колёса движущегося состава, нажимая на отведённый остряк стрелки, придвигают его к рамному рельсу. Отведённый остряк увлекает за собой прижатый, который отводится от своего рамного рельса. Создаётся опасность для последующего движения по стрелке в обратном направлении. В. с. приводит к искривлению и излому остряков. Для исключения повреждений замыкающие приборы (стрелочные электрозамки, замыкатели и т. д.) делают взрезными (не повреждающимися при взрезе). В случае взреза стрелки на пост централизации поступает сигнал, исключающий возможность управления этой стрелкой до устранения повреждения.

Admin добавил 22.08.2011 в 20:45
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор

Взрез стрелки – это принудительное перемещение остряков колесами подвижного состава при движении в пошерстном направлении по неготовому маршруту.

Если стрелку взрезают, то могут быть следующие неисправности:

- деформация остряков и тяг;

- поломки в электроприводе;

- сход подвижного состава;

- излом остряков и тяг.

На пульт – табло будут следующие признаки взреза стрелки:

1. Стрелочная секция будет показывать занятость;

2. Стрелка теряет контроль положения (мигает красная лампа, звонит звонок);

3. Если был задан маршрут, куда эта стрелка входит, то перекроются светофоры по этому маршруту.

Движение по взрезанной стрелке запрещается.

ДЦХ своим приказом закрывает эту стрелку для осмотра и ремонта (на станции приказ записывается в бланк формы ДУ – 21 с последующей вручении копии руководителю работ).

Руководителю работ, которым может быть не ниже ПДП и ШН, вручается копия приказа ДЦХ о закрытии стрелки (под роспись).

ДСЦП запрещается:

1. Переводить взрезанную стрелку без разрешения руководителя работ;

2. Отменять и разделывать маршрут, в который входит взрезанная стрелка, без разрешения ДЦХ.

Действия машиниста:

- остановить поезд и доложить ДЦХ;

- дать заявку на снятие напряжения с контактного рельса;

- после установки закоротки осмотреть расположение колесных пар на стрелке (нет ли схода);

- осмотреть состояние остряков;

- о результатах осмотра доложить ДЦХ (на парковых путях ДСЦП).

Действия руководителя работ:

1. Опустить курбельную заслонку для исключения перевода стрелки;

2. В случае если препятствий для движения поездов нет (нет схода колесных пар, нет излома остряков и т.д.) и в случае плотного прилегания к рамному рельсу ранее отведенного остряка, необходимо обеспечить его закрепление на закладку и замок или зашить остряк на струбцину. После этого дать заявку ДЦХ на освобождение стрелки от подвижного состава, который ее взрезал.

3. В случае если остряк, ранее отжатый, не прилегает к рамному рельсу, то руководитель работ должен отсоединить тяги от стрелочного электропривода и обеспечить плотное прилегание остряка к рамному рельсу, после чего дать заявку ДЦХ на освобождение стрелки.

4. В случае, если тележка вагона закрывает доступ к месту крепления тяг, то руководитель работ должен дать заявку на передвижение подвижного состава в пошерстном или противошерстном направлении на расстояние не более 5 метров, после чего выполнить работы по обеспечению плотного прилегания остряка к рамному рельсу и дать заявку ДЦХ на освобождение стрелки.

Движение в противошерстном направлении на расстояние не более 5 метров допускается только в том случае, если первая колесная пара в момент взреза остановилась на остряке, но не перескочила через него.

Освобождение стрелки от подвижного состава, который ее взрезал, производится по распоряжению ДЦХ (на парковых путях по распоряжению ДСЦП) со скоростью не более 10 км/ч. под контролем руководителя работ.

После освобождения стрелки и после производства ее возможного ремонта (в отсутствии подвижного состава), работник службы пути по должности не ниже ПДП должен оформить запись в журнале осмотра и книге предупреждений. В этих записях должно быть указано:

- направление, по которому разрешается движение, т.е. будет указано, в каком положении закреплена стрелка (закладка и навесной замок или на стрелочную струбцину) и средство закрепления стрелки;

- допустимая скорость движения по стрелке.

После этого ДЦХ дает приказ на открытие стрелки.

Первый поезд пропускается по стрелке при запрещающем показании светофора по приказу ДЦХ (если состав – по распоряжению ДЦХ) со скоростью не более 10 км/ч, о чем машинисту указывается в приказе или распоряжении.

Все последующие поезда (составы) пропускаются по стрелке со скоростью установленной работником службы пути (по должности не ниже ПДП), о чем машинистам вручаются письменные предупреждения.

Билет № 24

Взрез стрелки – это принудительное перемещение остряков колесами подвижного состава при движении в пошерстном направлении по неготовому маршруту.

Если стрелку взрезают, то могут быть следующие неисправности:

- деформация остряков и тяг;

- поломки в электроприводе;

- сход подвижного состава;

- излом остряков и тяг.

На пульт – табло будут следующие признаки взреза стрелки:

1. Стрелочная секция будет показывать занятость;

2. Стрелка теряет контроль положения (мигает красная лампа, звонит звонок);

3. Если был задан маршрут, куда эта стрелка входит, то перекроются светофоры по этому маршруту.

Движение по взрезанной стрелке запрещается.

ДЦХ своим приказом закрывает эту стрелку для осмотра и ремонта (на станции приказ записывается в бланк формы ДУ – 21 с последующей вручении копии руководителю работ).

Руководителю работ, которым может быть не ниже ПДП и ШН, вручается копия приказа ДЦХ о закрытии стрелки (под роспись).

ДСЦП запрещается:

1. Переводить взрезанную стрелку без разрешения руководителя работ;

2. Отменять и разделывать маршрут, в который входит взрезанная стрелка, без разрешения ДЦХ.

Действия машиниста:

- остановить поезд и доложить ДЦХ;

- дать заявку на снятие напряжения с контактного рельса;

- после установки закоротки осмотреть расположение колесных пар на стрелке (нет ли схода);

- осмотреть состояние остряков;

- о результатах осмотра доложить ДЦХ (на парковых путях ДСЦП).

Действия руководителя работ:

1. Опустить курбельную заслонку для исключения перевода стрелки;

2. В случае если препятствий для движения поездов нет (нет схода колесных пар, нет излома остряков и т.д.) и в случае плотного прилегания к рамному рельсу ранее отведенного остряка, необходимо обеспечить его закрепление на закладку и замок или зашить остряк на струбцину. После этого дать заявку ДЦХ на освобождение стрелки от подвижного состава, который ее взрезал.

3. В случае если остряк, ранее отжатый, не прилегает к рамному рельсу, то руководитель работ должен отсоединить тяги от стрелочного электропривода и обеспечить плотное прилегание остряка к рамному рельсу, после чего дать заявку ДЦХ на освобождение стрелки.

4. В случае, если тележка вагона закрывает доступ к месту крепления тяг, то руководитель работ должен дать заявку на передвижение подвижного состава в пошерстном или противошерстном направлении на расстояние не более 5 метров, после чего выполнить работы по обеспечению плотного прилегания остряка к рамному рельсу и дать заявку ДЦХ на освобождение стрелки.

Движение в противошерстном направлении на расстояние не более 5 метров допускается только в том случае, если первая колесная пара в момент взреза остановилась на остряке, но не перескочила через него.

Освобождение стрелки от подвижного состава, который ее взрезал, производится по распоряжению ДЦХ (на парковых путях по распоряжению ДСЦП) со скоростью не более 10 км/ч. под контролем руководителя работ.

После освобождения стрелки и после производства ее возможного ремонта (в отсутствии подвижного состава), работник службы пути по должности не ниже ПДП должен оформить запись в журнале осмотра и книге предупреждений. В этих записях должно быть указано:

- направление, по которому разрешается движение, т.е. будет указано, в каком положении закреплена стрелка (закладка и навесной замок или на стрелочную струбцину) и средство закрепления стрелки;

- допустимая скорость движения по стрелке.

После этого ДЦХ дает приказ на открытие стрелки.

Первый поезд пропускается по стрелке при запрещающем показании светофора по приказу ДЦХ (если состав – по распоряжению ДЦХ) со скоростью не более 10 км/ч, о чем машинисту указывается в приказе или распоряжении.

Все последующие поезда (составы) пропускаются по стрелке со скоростью установленной работником службы пути (по должности не ниже ПДП), о чем машинистам вручаются письменные предупреждения.

Взрез стре́лки (взрез стрелочного перевода) — инцидент на железнодорожном транспорте, заключающийся в переводе стрелки колёсами подвижного состава, движущегося по неустановленному маршруту в направлении от корневого крепления остряков к их концам (пошёрстное движение).

Содержание

Описание инцидента

Колёса движущегося состава, нажимая на отведённый остряк стрелки, придвигают его к рамному рельсу. Отведённый остряк увлекает за собой прижатый, который отводится от своего рамного рельса. Создаётся опасность для последующего движения по стрелке в обратном направлении. Взрез стрелки приводит к искривлению и излому остряков. Для исключения повреждений замыкающие приборы (стрелочные электрозамки, замыкатели и т. д.) делают взрезными (не повреждающимися при взрезе).

Причины взреза стрелки

Основные причины, приведшие к взрезу стрелки, это:

  • Нарушение регламента действий или регламента переговоров, и, как следствие, положение стрелки не соответствует маршруту следования подвижного состава и гребень бандажа колёсной пары при пошёрстном движении подвижного состава прошёл между прижатым остряком и рамным рельсом
  • При неплотном прилегании остряка к рамному рельсу (4 мм и более) гребень бандажа колёсной пары при входе на остряк попадает (врезается) между остряком и рамным рельсом

Сигнализация о взрезе стрелки

В случае взреза стрелки на пост централизации (дежурному по станции) поступает сигнал, исключающий возможность управления этой стрелкой до устранения повреждения. Дежурный по станции может определить взрез стрелки по следующим признакам [1] :

Нарушение безопасности движения

Противошёрстный взрез

Одним из примеров противошёрстного взреза может служить катастрофа в Эшеде, где перевод стрелки, приведший к перебросу задних колёс третьего вагона на соседний путь и сходу с рельсов оставшихся вагонов, произошёл из-за удара по остряку колёс передней тележки, сошедших с рельс из-за лопнувшего бандажа на одном из них.

Возможно, из-за противошёрстного взреза стрелки произошла и катастрофа в московском метро 15 июля 2014 года [2] [3] , но окончательное подтверждение этому может быть получено только после окончания расследования [4] .

См. также

Напишите отзыв о статье "Взрез стрелки"

Примечания

Литература

  • Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев. — М .: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 62. — ISBN 5-85270-115-7.

Отрывок, характеризующий Взрез стрелки

– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Читайте также: