Взгляды на мир в 17 веке кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эпоха Нового времени, начавшаяся в 17 веке, пришла на смену Возрождению. В это время человечество совершило в своем развитии огромный скачок. Под влиянием прорывных открытий, которые расширили представления о природе и человеческом разуме, впервые начали подвергаться сомнению церковные постулаты. Развилось новое течение философской мысли. Цели и задачи философов заключались в осмыслении и объяснении особенностей современного мира.

Философия Нового времени — это период западной мысли 17-18 вв., характеризующийся стремлением познавать мир через опыт и мышление.

Принято выделять следующие этапы в развитии философии:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Идеи философии Нового времени

Решающее влияние на становление философии Нового времени оказали дальние и продолжительные путешествия по морю. Расширение географических границ, знакомство с иными народами и другим жизненным порядком рождало сотни вопросов, на которые предстояло найти ответы. Все это давало огромный импульс для развития философии и науки, которые начали видеть мир в совершенно ином свете.

Наука больше не строилась на открытиях и высказывания авторов прежних веков. Природа познавалась экспериментальным методом. Ученые стали изучать мир не просто ради любопытства, а чтобы применить новые достижения на практике. Изменения коснулись и отношения к религиозным догмам, человеческий разум ставился выше их. Стало скептическим отношение к авторитету церкви, философы стремились вывести государство и образование из-под церковного влияния. Центром вселенной был объявлен разум и его безграничные возможности.

Направления философии Нового Времени

В философском течении Нового Времени выделяют следующие направления:

Эмпиризм — это важнейшее направление философии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания. Мысли и разум, по мнению приверженцев эмпиризма, лишь комбинируют материал, который перерабатывается органами чувств, не внося ничего нового. Течение философской мысли зародилось в Англии на фоне изменений, которым подвергалась наука. Специфика и особенности новых научных методологий привели к возникновению эмпирической познавательной традиции, опирающейся на то, что знание может исходить только из опыта. Основными представителями этого течения философской мысли являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.

Рационализм — это противоположное эмпиризму направление, ставящее в основу познавательного процесса человеческий разум. Основатели рационализма считали, что чувства не могут давать объективной картины и часто приводят к ошибочным представлениям. И все в мире может быть познано через возможности человеческого разума, который не имеет границ. Основателями рационализма считаются французские философы Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и Н. Мальбранш.

Философия просвещения — это важнейшее направление философии Нового времени, основанное на ценностях гуманизма, равноправия, свободы воли и образования. Мыслители просвещения считали, что только благодаря усилиям разума и постоянному самосовершенствованию можно избавиться от невежества и вывести из тьмы все человечество, независимо от его происхождения и статуса. Ярчайшими представителями просветительской философии были Ж-Ж. Руссо, Вольтер, Ш. Монтескье и Д. Дидро.

Французский материализм — это направление, возникшее в середине 18 века под влиянием идей античности и эпикуреизма. Французские материалисты считали, что философия является общественным достоянием, а не привилегией элиты и избранных. Основным отличием от остальных направлений считается отношение материалистов к природе, сущность которой сводилась к четко отстроенной системе законов, не допускающих случайностей. Они отрицали идеи Богословия и идеализма. Представителями материализма являются П. Гольбах, Ж. Ламерти, К. Гольвеций.

Основные проблемы

На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности. Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего. На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:

  • Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
  • Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
  • Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.

В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.

Главные идеи

Среди основных идей Нового времени можно выделить:

Основные представители

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Английский мыслитель и государственный деятель считается первым философом Нового Времени. Несмотря на то что его деятельность протекала еще в период Возрождения, его взгляды были ближе к эпохе 17 века. Среди современников он больше был известен как высокопоставленный чиновник. В 1618 году Бэкон удостоился должности лорда-канцлера Англии, но спустя три года был арестован по обвинению во взяточничестве и решением суда навсегда лишен возможности занимать государственные посты.

Английский философ, эмигрировавший из-за своих взглядов во Францию перед первой английской революцией. Гоббс был основателем концепции механического материализма, которая рассматривала природу как совокупность материальных тел, различающихся размером, фигурой, положением и движением. Материя, по мнению философа, вечна и ей тоже присуще движение.

Рене Декарт (1596-1650)

Французский философ и естествоиспытатель имел дворянское происхождение и получил образование в лучшей европейской школе того времени. Большую часть работ он написал в Голландии, куда переехал на 20 лет.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Философ из еврейской семьи родился в Амстердаме. В 16 лет стал помогать отцу-предпринимателю, но после его смерти не стал продолжать семейное дело и переключился на изучение философии и латыни. В 1677 году Спиноза был вынужден переехать в Гаагу, так как из-за своих атеистических взглядов подвергся гонению. После публикации своего первого труда, его пригласили на работу в Гейдельбергский университет, но он отказался.

Джон Локк (1632—1704)

Английский педагог и философ, преподававший в Оксфордском университете древнегреческий язык. В 1667 году он стал домашним врачом и воспитателем графа Шефтсбери, затем спустя 22 года навсегда вернулся в Англию. Здесь стал одним из самых влиятельных и успешных философов современности.

Результаты философии Нового Времени

Прогрессивные идеи мыслителей Нового Времени заложили фундамент современного научного знания и продолжают влиять на современные открытия и теории. Среди главных результатов, которые были достигнуты философами того периода, можно выделить:

С середины XVI в. противостояние сил нового и старого в науке и философии приобрело масштабные и драматичные формы. Особенно острая борьба между научным и церковным мировоззрением развернулась в астрономии. Именно в этой науке – раньше, чем в какой-либо иной области – новые открытия разрушили прежний образ мира.

Церковь поддерживала высказанную еще в античности и подкрепленную авторитетом Птолемея геоцентрическую систему, согласно которой центром мироздания являлась Земля, а вокруг нее вращались Солнце и другие планеты. Это представление об устройстве мироздания господствовало в Европе до XVI в. Но накопление научных знаний в области астрономии привело к рождению иного взгляда на мир. Великий польский ученый Николай Коперник (1473–1543) на основании многолетних астрономических наблюдений и сложных математических расчетов доказал, что Солнце не может вращаться вокруг Земли и что, напротив, Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, а также и вокруг собственной оси (гелиоцентрическая система). Однако орбиты движения Земли и планет вокруг Солнца он считал круговыми. Лишь в начале XVII в. немец Иоганн Кеплер установил законы движения планет, показав, что они вращаются вокруг Солнца по эллипсам.


Убежденным сторонником идей Коперника был итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600). Он считал, что Вселенная бесконечна и что существует множество солнц, множество миров, в каждом из которых могут быть свои обитатели. Ведь если Бог действительно всемогущ, то Он не мог ограничиться сотворением только одного мира, а непрерывно творит все новые солнца и планеты. Разумеется, такие теологические аргументы не снимали противоположности взглядов Бруно и церковной догмы. Его смелые идеи пугали и католиков, и протестантов.


Галилео Галилей с учеником. Художник Ф. Парра


Почему именно открытия в области астрономии вызвали наибольшее сопротивление церкви?

Новые идеи в философии

Открытия в области астрономии показали, что мир устроен совсем не так, как учили античные и церковные авторитеты. Пытливые умы задавали себе вопрос: как же устроен мир на самом деле? Какие законы им управляют? Появилось стремление описать и объяснить мир с помощью таких наук, как математика и механика. Все больше внимания уделялось опыту и эксперименту, и в то же время все более весомо звучал голос разума. Это не мешало великим ученым и философам XVII в. быть глубоко верующими людьми, однако их вера далеко не всегда спасала их труды и их самих от преследований со стороны церкви.

Английский философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон (1561–1626) размышлял и писал о самых разных вопросах: идеальном обществе и государстве, счастье человека, путях развития науки. Одну из главных задач науки Бэкон видел в обретении человеком власти над природой. Он считал, что все препятствия на пути познания мира преодолимы, главное же условие расцвета науки состоит в том, что теории следует строить на основе наблюдений и экспериментов и проверять их опытным путем. Труды мыслителя способствовали развитию эмпиризма.


Рене Декарт дает урок шведской королеве Кристине

Взгляды Декарта оказали огромное влияние на развитие европейской науки и философии.

Математическая картина мира

Мыслители XVII в., как правило, были выдающимися математиками. Это не случайно: из всех наук математика и механика наиболее соответствовали рационализму, получившему среди образованных людей XVII в. широкое распространение.


Почему открытия Ньютона выходили за рамки только науки и повлияли на мировоззрение людей?

Замечательным явлением европейской науки и культуры XVII в. явилось творчество немецкого ученого и философа Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716). Широта его интересов поразительна, он занимался буквально всеми существовавшими в то время науками, оставив свой след в физике и геологии, юриспруденции и истории. Особенно велики его заслуги в области математики. Одновременно с Ньютоном, но совершенно другим способом, он создал дифференциальное и интегральное исчисления. Вся Европа восхищалась созданной им счетной машиной, ему же принадлежит идея парового двигателя. Особое внимание мыслитель уделял тому общему, что объединяет все науки, разрабатывал идею единства знания.

В XVI–XVII вв. медицина не могла нормально развиваться без знаний о строении человеческого тела. Однако такое знание затрагивало христианские взгляды о сотворении человека Богом и потому ограничивалось церковью. В средневековых университетах изучали труды античных классиков медицины, Гиппократа и Галена, поскольку их взгляды не противоречили Библии. Однако о реальном устройстве и функционировании человеческого организма медики имели лишь самое общее представление. В ходу были нелепые суеверия. Так, считалось, что у мужчин на одно ребро меньше, чем у женщин, поскольку Бог создал Еву из ребра Адама.


Урок анатомии доктора Тульпа. Художник Рембрандт

Для получения более точных и подробных знаний, необходимых для правильного лечения людей, медикам нужно было изучать строение человеческого тела на практике, анатомируя умерших. Но церковь осуждала это занятие как святотатство, так что заниматься им было небезопасно. Несмотря на это наиболее смелые ученые дерзали заниматься анатомией.


В результате замечательных открытий нескольких поколений ученых в XVII в. произошла подлинная революция в естествознании. Новая картина мира сложилась главным образом на основе достижений астрономии, математики и механики. Быстро развивалась философия, в которой сформировались два наиболее важных направления – эмпиризм и рационализм.


Эмпиризм (от греч. эмпириа – опыт) – философское направление, представители которого считали, что только опыт может быть источником достоверных знаний.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – направление в философии, признающее разум основой познания и поведения людей.

(По преданию, эти слова Галилей произнес сразу после того, как во время процедуры отречения вынужден был сказать, что не верит во вращение Земли)

1. Как по-вашему, в чем ошибался Коперник?

2. В чем состояли общие черты и различия между эмпиризмом и рационализмом?

3. Почему математика играла для ученых и мыслителей XVII в. особенно важную роль?

4. Какие препятствия вставали в XVI в. на пути развития медицины?

5. Чем картина мира, сложившаяся в XVI–XVII вв., отличалась от средневековой?

2. Дайте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем. Пользуясь словарями (иностранных слов, мифологическим), выясните, почему они так называются.

3. На основании текста параграфа и дополнительных материалов составьте рассказ об одном из знаменитых ученых XVII в.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. 5. Завершение создания глобальной хронологии мира в XVI-XVII веках

1. 5. Завершение создания глобальной хронологии мира в XVI-XVII веках Лишь в XVI-XVII веках окончательно создается глобальная хронология древнего мира, построение которой началось, вероятно, в XIV-XV веках. Ее окончательный скелет, – по нашему мнению, глубоко ошибочный, – завершен

5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках

5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках Романовские археологи-погромщикиВ [1 т], гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф А.С. Уваров, которого сегодня

6. Философия и наука

6. Философия и наука I Через принятие христианства и последующую доступность переводов работ греческих отцов церкви и иной религиозной литературы русские постепенно восприняли элементы христианской философии и до определенной степени философию Древней Греции.В

Образование. Наука. Философия

Образование. Наука. Философия Развитие производства в XIV—XV вв. обусловило непрекращающийся рост потребности в образованных людях. В Европе были основаны десятки новых университетов (в Орлеане, Пуатье, Гренобле, Праге, Базеле и в других городах). Гораздо более широкое

Литература, философия и наука

Литература, философия и наука Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся теперь с миссией самого Августа: господствовать над всеми народами,

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ

КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ Кушева Е.П. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.Лемерсье-Келькеже Ш. Социальная, политическая и религиозная структура Северного Кавказа в XVI в. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских

Глава IV. Образ мира

Глава IV. Образ мира Основой средневекового мировоззрения как в Западной Европе, так и в Византии было христианство. Уже к концу IV в. оно утвердилось как государственная религия, хотя отдельные пережитки языческих верований сохранялись иа протяжении столетий: еще в XII в.

Искусство, наука, философия

Искусство, наука, философия Никогда в I веке культурная жизнь не была такой блестящей, как при Нероне. В это время, оживленное и экстравагантное, когда стоицизм сенаторов противостоял фантазиям Нерона, развивались общественные чтения и образование. Изучали великих

Наука и философия в Европе

Наука и философия в Европе В отношении европейцев к арабам сочетались такие контрасты, как глубокий страх и восхищение, смешанные с признанием превосходства арабов. К концу XI в., ко времени захвата Толедо (1085), окончательного завоевания Сицилии (1091) и падения Иерусалима

§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках

§ 16. Образ мира: наука и философия в XVI–XVII веках Человек смотрит на звездыС середины XVI в. противостояние сил нового и старого в науке и философии приобрело масштабные и драматичные формы. Особенно острая борьба между научным и церковным мировоззрением развернулась в

Философия как видение мира

Политическая жизнь:
16 век: зарождение капиталистических отношений, укрепление монархии и вера в божественное право королей.
17 век: рост национализма и централизация государств, укрепление абсолютной монархии по всей Европе.
18 век: Французская революция положила конец старой европейской системе ценностей, нарушила идеи, на которых эти ценности были основаны, и привела к серьезным территориальным изменениям. Волна политических революций, имевших место в Западной Европе и ее колониях во второй половине 18 века.
**
Международные отношения:
16 век: Европа становится ареной национальных войн
17 век: развитие дипломатических отношений и появление международного права.
18 век: рост территориальных и колониальных амбиций Великобритании, остальные великие державы начали постепенно объединяться в группы.
**
Экономическая жизнь:
16 век: бурное развитие торговли, ВГО открыли период экономической экспансии.
17 век: всеобщий экономический кризис во многих европейских странах.
18 век: важнейшие изобретения, которые привели к промышленной революции в Великобритании, а позже распространились по всей Европе. Рост и укрепление капиталистических отношений.
**
Взгляды на мир:
16 век: Реформация изменила взгляды на гражданское и религиозное единство. Коперник опубликовал свою теорию о том, что Земля не является центром Вселенной, а вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.
17 век: получает распространение мысль о том, что истинные знания могут быть обнаружены посредством наблюдения и рассуждения. И этот путь познания мира ни коим образом не нарушает никаких религиозных и/или моральных норм.
18 век: с помощью разума можно не только изучать мир, но и делать его более благоприятным для человеческого существования.
**
Развитие науки и техники:
16 век: достигнуты успехи в математики, географии и естественных науках. Были сделаны изобретения, которые стимулировали развитие техники, горного дела, навигации и военного искусства: мушкеты, водяная мельница, микроскоп, водяной термометр.
17 век: научная революция, в результате которой исследования и эмпирический опыт познания становятся основой развития науки. Главные изобретения: телескоп, паровая турбина, барометр, воздушный и паровой насосы.
18 век: промышленная революция, в производстве началось использование паровых двигателей, заменивших ручной труд. Изобретения: сеялка, паровой двигатель, ртутный термометр, ткацкий челнок, лейденская банка, морской хронометр, телеграф, пароход, молотильная машина, воздушный шар, газовая турбина и т. д. Эдвард Дженнер делает первую в мире прививку от оспы.
**
Художественная культура:
16 век: распространение по Европе культурных ценностей эпохи Возрождения: Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Э. Роттердамский, Шекспир, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
17 век: Дж. Локк, Рене Декарт, Галилей, Ньютон.
18 век: эпоха Просвещения: Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, Гете, Моцарт, Шопенгауэр.

Политическая жизнь:
16 век: зарождение капиталистических отношений, укрепление монархии и вера в божественное право королей.
17 век: рост национализма и централизация государств, укрепление абсолютной монархии по всей Европе.
18 век: Французская революция положила конец старой европейской системе ценностей, нарушила идеи, на которых эти ценности были основаны, и привела к серьезным территориальным изменениям. Волна политических революций, имевших место в Западной Европе и ее колониях во второй половине 18 века.
**
Международные отношения:
16 век: Европа становится ареной национальных войн
17 век: развитие дипломатических отношений и появление международного права.
18 век: рост территориальных и колониальных амбиций Великобритании, остальные великие державы начали постепенно объединяться в группы.
**
Экономическая жизнь:
16 век: бурное развитие торговли, ВГО открыли период экономической экспансии.
17 век: всеобщий экономический кризис во многих европейских странах.
18 век: важнейшие изобретения, которые привели к промышленной революции в Великобритании, а позже распространились по всей Европе. Рост и укрепление капиталистических отношений.
**
Взгляды на мир:
16 век: Реформация изменила взгляды на гражданское и религиозное единство. Коперник опубликовал свою теорию о том, что Земля не является центром Вселенной, а вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.
17 век: получает распространение мысль о том, что истинные знания могут быть обнаружены посредством наблюдения и рассуждения. И этот путь познания мира ни коим образом не нарушает никаких религиозных и/или моральных норм.
18 век: с помощью разума можно не только изучать мир, но и делать его более благоприятным для человеческого существования.
**
Развитие науки и техники:
16 век: достигнуты успехи в математики, географии и естественных науках. Были сделаны изобретения, которые стимулировали развитие техники, горного дела, навигации и военного искусства: мушкеты, водяная мельница, микроскоп, водяной термометр.
17 век: научная революция, в результате которой исследования и эмпирический опыт познания становятся основой развития науки. Главные изобретения: телескоп, паровая турбина, барометр, воздушный и паровой насосы.
18 век: промышленная революция, в производстве началось использование паровых двигателей, заменивших ручной труд. Изобретения: сеялка, паровой двигатель, ртутный термометр, ткацкий челнок, лейденская банка, морской хронометр, телеграф, пароход, молотильная машина, воздушный шар, газовая турбина и т. д. Эдвард Дженнер делает первую в мире прививку от оспы.
**
Художественная культура:
16 век: распространение по Европе культурных ценностей эпохи Возрождения: Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Э. Роттердамский, Шекспир, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
17 век: Дж. Локк, Рене Декарт, Галилей, Ньютон.
18 век: эпоха Просвещения: Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, Гете, Моцарт, Шопенгауэр

Политическая жизнь:
16 век: зарождение капиталистических отношений, укрепление монархии и вера в божественное право королей.
17 век: рост национализма и централизация государств, укрепление абсолютной монархии по всей Европе.
18 век: Французская революция положила конец старой европейской системе ценностей, нарушила идеи, на которых эти ценности были основаны, и привела к серьезным территориальным изменениям. Волна политических революций, имевших место в Западной Европе и ее колониях во второй половине 18 века.
**
Международные отношения:
16 век: Европа становится ареной национальных войн
17 век: развитие дипломатических отношений и появление международного права.
18 век: рост территориальных и колониальных амбиций Великобритании, остальные великие державы начали постепенно объединяться в группы.
**
Экономическая жизнь:
16 век: бурное развитие торговли, ВГО открыли период экономической экспансии.
17 век: всеобщий экономический кризис во многих европейских странах.
18 век: важнейшие изобретения, которые привели к промышленной революции в Великобритании, а позже распространились по всей Европе. Рост и укрепление капиталистических отношений.
**
Взгляды на мир:
16 век: Реформация изменила взгляды на гражданское и религиозное единство. Коперник опубликовал свою теорию о том, что Земля не является центром Вселенной, а вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.
17 век: получает распространение мысль о том, что истинные знания могут быть обнаружены посредством наблюдения и рассуждения. И этот путь познания мира ни коим образом не нарушает никаких религиозных и/или моральных норм.
18 век: с помощью разума можно не только изучать мир, но и делать его более благоприятным для человеческого существования.
**
Развитие науки и техники:
16 век: достигнуты успехи в математики, географии и естественных науках. Были сделаны изобретения, которые стимулировали развитие техники, горного дела, навигации и военного искусства: мушкеты, водяная мельница, микроскоп, водяной термометр.
17 век: научная революция, в результате которой исследования и эмпирический опыт познания становятся основой развития науки. Главные изобретения: телескоп, паровая турбина, барометр, воздушный и паровой насосы.
18 век: промышленная революция, в производстве началось использование паровых двигателей, заменивших ручной труд. Изобретения: сеялка, паровой двигатель, ртутный термометр, ткацкий челнок, лейденская банка, морской хронометр, телеграф, пароход, молотильная машина, воздушный шар, газовая турбина и т. д. Эдвард Дженнер делает первую в мире прививку от оспы.
**
Художественная культура:
16 век: распространение по Европе культурных ценностей эпохи Возрождения: Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Э. Роттердамский, Шекспир, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
17 век: Дж. Локк, Рене Декарт, Галилей, Ньютон.
18 век: эпоха Просвещения: Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, Гете, Моцарт, Шопенгауэр

Политическая жизнь:
16 век: зарождение капиталистических отношений, укрепление монархии и вера в божественное право королей.
17 век: рост национализма и централизация государств, укрепление абсолютной монархии по всей Европе.
18 век: Французская революция положила конец старой европейской системе ценностей, нарушила идеи, на которых эти ценности были основаны, и привела к серьезным территориальным изменениям. Волна политических революций, имевших место в Западной Европе и ее колониях во второй половине 18 века.
**
Международные отношения:
16 век: Европа становится ареной национальных войн
17 век: развитие дипломатических отношений и появление международного права.
18 век: рост территориальных и колониальных амбиций Великобритании, остальные великие державы начали постепенно объединяться в группы.
**
Экономическая жизнь:
16 век: бурное развитие торговли, ВГО открыли период экономической экспансии.
17 век: всеобщий экономический кризис во многих европейских странах.
18 век: важнейшие изобретения, которые привели к промышленной революции в Великобритании, а позже распространились по всей Европе. Рост и укрепление капиталистических отношений.
**
Взгляды на мир:
16 век: Реформация изменила взгляды на гражданское и религиозное единство. Коперник опубликовал свою теорию о том, что Земля не является центром Вселенной, а вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.
17 век: получает распространение мысль о том, что истинные знания могут быть обнаружены посредством наблюдения и рассуждения. И этот путь познания мира ни коим образом не нарушает никаких религиозных и/или моральных норм.
18 век: с помощью разума можно не только изучать мир, но и делать его более благоприятным для человеческого существования.
**
Развитие науки и техники:
16 век: достигнуты успехи в математики, географии и естественных науках. Были сделаны изобретения, которые стимулировали развитие техники, горного дела, навигации и военного искусства: мушкеты, водяная мельница, микроскоп, водяной термометр.
17 век: научная революция, в результате которой исследования и эмпирический опыт познания становятся основой развития науки. Главные изобретения: телескоп, паровая турбина, барометр, воздушный и паровой насосы.
18 век: промышленная революция, в производстве началось использование паровых двигателей, заменивших ручной труд. Изобретения: сеялка, паровой двигатель, ртутный термометр, ткацкий челнок, лейденская банка, морской хронометр, телеграф, пароход, молотильная машина, воздушный шар, газовая турбина и т. д. Эдвард Дженнер делает первую в мире прививку от оспы.
**
Художественная культура:
16 век: распространение по Европе культурных ценностей эпохи Возрождения: Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Э. Роттердамский, Шекспир, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.
17 век: Дж. Локк, Рене Декарт, Галилей, Ньютон.
18 век: эпоха Просвещения: Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, Гете, Моцарт, Шопенгауэр.

sevava

XVII век вошел в историю человечества как один из самых неоднозначных и противоречивых. К этому времени противостояние между капитализмом и феодализмом носило уже общеевропейский характер. В Европе одна за другой вспыхивали буржуазные революции. Тем не менее, феодальный строй не спешил сдавать свои позиции.

Еще почти целых 100 лет во многих европейских странах предпринимались попытки стабилизировать ситуацию и сохранить баланс политических сил. Практически везде господствующим классом оставалось дворянство и сохранялись феодально-абсолютистские монархии.

Общие тенденции мирового развития в XVII веке

Исторические процессы этого периода в разных странах не совпадают по времени. И если Западная Европа переживает процесс активного разложения феодализма и зарождения в его недрах капиталистической формации, то в Центральной и Восточной Европе происходит усиление феодального гнета, сопровождаемое окончательным закрепощением крестьян.

В отличии от России в странах Западной Европы процесс разложения феодализма идет одновременно с процессом первоначального накопления капитала. Опережающими темпами развиваются Голландия и Англия, во Франции феодальные отношения остаются господствующими вплоть до конца XVIII века, а в Германии происходит своеобразная консервация феодального строя.

17-ый век в Европе

В развитых странах Европы все активнее формируется класс наемных работников, с одной стороны, и капиталистов-предпринимателей – с другой. Последний становится все более влиятельным. Буржуа выступают как движущая сила религиозных и политических преобразований в обществе.

Это время великих географических открытий, способствующих стремительному развитию торговых связей и появлению мирового рынка. Происходит ряд научных открытий, способствующих развитию техники, что в свою очередь ведет к росту производства и появлению мануфактур, функционирование которых предполагает использование наемного труда. Феодальная собственность на землю постепенно сменяется капиталистической.

Возникают заморские колониальные империи, принадлежащие Испании, Англии, Нидерландам и Франции, а также несколько континентальных империй — Польша (Речь Посполита) и Швеция. Постепенно в огромную континентальную империю превращается и Россия.

Переход от феодализма к капитализму окончательно зафиксировали две буржуазные революции:
английская (1640 —1660 гг.) и французская (1789 —1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в истории Европы.

Северная Америка переживает процесс активной колонизации континента европейцами, в первую очередь, англичанами, и возникновения общественной формации буржуазного типа.

Активизируется проникновение европейцев в Индию, что способствует обострению противоречий внутри индийского общества — между ремесленниками, скупщиками, купцами и феодальной властью.

В Китае происходит свержение Минской династии и утверждение маньчжурской династии Цин, правившей в стране вплоть до 1911 года.

Свержение Минской династии

Основные события XVII века в хронологическом порядке

Выводы

Переломный характер мировой истории XVII века стал его главной отличительной чертой. В ходе буржуазных революций формировались новые, капиталистические, отношения, происходили серьезные качественные изменения, связанные с переходом к новому этапу исторического развития. Постепенно разрушалась феодальная система и ее ценности. В первую очередь этот процесс затронул государства Европы.

Благодаря великим географическим открытиям сложились колониальные империи, поставляющие в Старый Свет золото, серебро и драгоценности. Европейцы нарушили самостоятельное развитие народов Америки и Азии. Колониальная экспансия Европы стала причиной того, что страны Восточной Азии (Китай, Япония, Корея) взяли строгий курс на полную изоляцию от внешнего мира, закончившуюся в итоге значительным отставанием в развитии.

Активное развитие торговли способствовало образованию крупного частного капитала. Стабильным источником доходов стал подневольный труд. Крестьяне и ремесленники постепенно пополняли ряды зарождающегося рабочего класса.

О переломном характере европейской истории XVII века и свидетельствует и тот факт, что кризис абсолютизма в ряде стран (Голландия, Англия) соседствует с его расцветом во Франции. Происходят серьезные изменения в международных отношениях — как в Европе, так и в мире в целом.

Это время выдающихся открытий в математике, астрономии, физике, философии… Время, ставшее отправной точкой для развития многих направлений научного познания мира. Отсчет современной мировой истории традиционно начинается именно с XVII века.

Читайте также: