Взаимовлияние культур запада и востока во время крестовых походов кратко

Обновлено: 01.07.2024

После каждого крестового похода, рассказанного в этом сокращенном очерке, мы говорили о последствиях этих различных экспедиций; нам остается только обозначить их с большей определенностью и полнотой, и для этого мы обратимся к 22-му и последнему тому пространной "Истории", посвященному оценке политических и нравственных последствий наших старинных войн за морем.

Затруднительность оценки крестовых походов происходит оттого, что они не оказались ни вполне успешными, ни вполне безуспешными. Ничего нет труднее, как судить о том, что осталось неопределенным, несовершенным. Для пополнения того, чего нам недостает, мы можем сделать два предположения. Предположим сначала, что эти отдаленные экспедиции имели бы тот успех, которого от них ожидали, и посмотрим, что могло бы из этого произойти. Египет, Сирия, Греция сделались бы христианскими колониями; для восточных и западных народов открылся бы совместный путь к цивилизации; язык франков распространился бы до крайних пределов Азии; варварские берега, населенные пиратами, усвоили бы нравы и законы Европы, и внутренняя часть Африки с давних пор перестала бы быть недоступною ни для торговых сношений, ни для изысканий ученых и путешественников. Чтобы понять выгоды этого соединения народов подчинением одинаковым законам, исповеданием одной и той же религии, следует представить себе состояние римского мира в царствование Августа и некоторых из его преемников, составлявшего, некоторым образом, один народ, живущий по одним и тем же законам, говорящий на одном и том же наречии. Все моря тогда были свободны; самые отдаленные провинции сообщались между собою по удобным дорогам; города обменивались своими искусствами, своей промышленностью, произведениями различных климатов, просвещением различных народов. Если бы крестовые походы подчинили Восток христианству, то можно допустить, что это великое зрелище единения и мира возобновилось бы с большим блеском и на более прочных основаниях в новейшие времена; в таком случае все сошлись бы в своих мнениях и не могло бы возникнуть никакого сомнения относительно пользы и выгод священных войн.

Но допустим другое предположение и представим себе то состояние, в котором находилась бы Европа, если бы она не предпринимала походов против азиатских и африканских сарацин или если бы христианские армии не имели никогда и никакого успеха. В XI веке многие европейские страны были завоеваны, а другие угрожаемы сарацинами. Какими средствами могла бы тогда защитить себя христианская Европа, большинство государств которой страдали от распущенности нравов, от внутренней неурядицы и были погружены в варварство? Если бы христианский мир, по замечанию одного писателя (Г. Бональда.), не выступил тогда навстречу грозному врагу, то не следует ли предположить, что этот враг воспользовался бы тогда бездействием христианских народов, что он напал бы на них врасплох среди их раздоров и подчинил бы своей власти один народ за другим? Кто из нас не содрогнется от ужаса при мысли, что Франция, Германия, Англия и Италия могли бы подвергнуться участи Греции и Палестины?

Сделав это общее заключение, из которого видно, что крестовые походы, прежде всего, послужили крепкою оградой против вторжения мусульманского варварства, следует сделать обозрение различных государств Европы и рассмотреть, что они выиграли и что потеряли через священные войны.

Папа Урбан, желая побудить христианский мир к вооружению, обратился преимущественно к французам; французский народ, подав сигнал к крестовым походам, стал, некоторым образом, во главе величайших событий средних веков. Слава первой экспедиции всецело принадлежит ему, и королевская власть, хотя и не принимала в ней непосредственного участия, должна была извлечь из нее большую выгоду. Во время второго крестового похода, по причине развода Людовика VII с королевою Элеонорой, Гиень попала в руки англичан; но потеря эта была вскоре вознаграждена, и Филипп-Август приобрел больше, чем Людовик Младший потерял. Судя по тому, какого рода участие принимает Филипп-Август в третьем крестовом походе, можно подумать, что он отправился в Азию только за тем, чтобы увлечь туда и Ричарда и удалить с Запада самого грозного из своих соперников.

Между всеми странами Запада Франция извлекла наиболее выгод из крестовых походов; дух и даже привычки, усвоенные во время отдаленной войны, способствовали умерению гордости графов и баронов. Экспедиции за море нанесли самые сильные удары этой феодальной анархии, среди которой монархическая власть находилась на краю гибели; они благоприятствовали развитию народного духа, стремившегося к тому, чтобы французское общество составляло одну большую семью, подчиненную единой власти. Таким образом, крестовые походы содействовали величию Франции - усилением королевской власти, посредством которой могла явиться цивилизация. С самого начала священных войн перестали отделять народ от его королей; древний панегирист Людовика Святого не находит лучшего способа почтить память французского монарха, как описанием чудес и славы Франции. Замечательно то совпадение, что династия Каролингов утвердилась на престоле посредством побед, одержанных над сарацинами, переступившими через Пиренейские горы, а могуществу Капетингской династии способствовали войны, предпринятые на Востоке.

Англия не извлекла никаких выгод из священных войн. Она и не принимала большого участия в этом движении, потрясшем весь мир; все ее приобретение заключается в славе Ричарда, на которую, однако же, не обратили особенного внимания новейшие историки Великобритании. В Англии крестовые походы не оказали благоприятного влияния в пользу королевской власти. Во время восстания баронов, соединившихся против Генриха III, противники короны принимали крест, как и на крестовый поход за море, и священники обещали мученические пальмы тем, кто примет смерть во имя свободы. Мы не думаем, чтобы священные войны содействовали сколько-нибудь усилению едва только возникающих тогда общин или усилению аристократии, от которой должны были зависеть будущие судьбы английского народа. Британская держава не воспользовалась крестовыми походами даже для распространения своей торговли и своей промышленности; у нее никогда не было ни одной конторы и ни одной колонии среди христианских владений на Востоке, в мореплавании ее не произошло никакого успеха, о котором история могла бы упомянуть.

Между тем как Англия завоевывала свободу у своих королей, а Франция содействовала усилению королевской власти, Германия представляла другого рода зрелище. Империя, просиявшая таким блеском в царствования Отгона I и Генриха III, начала быстро клониться к упадку во время крестовых походов. Никакие усилия императоров не могли привести к тому, чтобы престол перестал быть избирательным; право на императорскую корону продолжало зависеть от избрания князей и высшего сословия, которые сами, со своей стороны, освободились от всякой зависимости от государей. Среди революций, волновавших Германскую империю, трудно разобрать, каково было влияние крестовых походов на немецкий народ. Он не выказал сочувствия при слухах о первой священной войне; понадобилась вся сила красноречия и в особенности многочисленные чудеса св. Бернара, чтобы возбудить в Германии решимость вооружиться за дело Иисуса Христа. Крестовый поход Конрада представляет только ряд бедствий без всякой славы; Фридрих Барбаросса, величайший военный человек своего времени, погиб несчастной смертью среди триумфов, которых он мог ожидать. Фридрих II, пораженный анафемами Рима под самым знаменем Креста, которое он незаконно поднял, возвратился с Востока осыпанный новыми проклятиями. Один германский союз, образовавшийся из остатков империи, воспользовался священными войнами. Экспедиции против неверных на Востоке возбудили мысль о борьбе с языческими племенами, рассеянными по берегам Вислы, Прегеля и Немана; племена эти, подчиненные крестоносцами, вошли в состав германского союза. В конце ХШ века те провинции, из которых составилась и от которых получила свое имя прусская монархия, были еще отделены от христианского мира и язычеством, и дикостью нравов; завоевание и цивилизация этих провинций были последствием войны за веру.

Италия, обуреваемая, с одной стороны, страстями демократическими, с другой стороны, занятая своими торговыми интересами, принимала довольно слабое участие в священных войнах. Города Пиза, Генуя и Венеция были обязаны своим процветанием торговым сношениям, установившимся между Италией и Востоком до начала священных войн; эти сношения только увеличились и распространились во время экспедиций за море. Странное зрелище представляют эти республики, владевшие небольшим клочком земли на берегу Средиземного моря и охватывавшие сношениями своими Сирию, Египет и Грецию. В особенности поражает удивлением Венецианская республика, опередившая своим могуществом в Азии оружие крестоносцев, на которую средневековые народы смотрели как на царицу Востока. История сообщила о заслугах в пользу священных войн со стороны итальянских народов, то продовольствовавших христианские армии, то помогавших завоеванию приморских городов Палестины, то, наконец, сражавшихся с флотами неверных. Везде учреждали они свои колонии, везде принадлежала им часть завоеванных крестоносцами местностей.

Но итальянские народы, принимая участие в священных войнах, были более увлекаемы корыстными побуждениями, чем преобладающими в то время понятиями. Учреждение конторы, приобретение торговой выгоды удовлетворяло их гораздо более, чем победы, одержанные над неверными. Они доставляли, это правда, продовольствие и оружие крестоносцам, но их нередко обвиняли в доставлении того же самого и мусульманам. После разрушения христианских колоний один флорентийский историк ограничивается замечанием, что торговля Италии потеряла половину своих выгод. Одним словом, итальянцы не очень усердно заботились о торжестве дела Креста, если не предвидели возможности воспользоваться победами для личной выгоды, и мы не опасаемся обвинений в несправедливости, выразив мнение, что итальянцы заимствовали от крестовых походов только то, что могло их обогатить и развратить.

Королевство Неаполитанское и Сицилийское, находящееся на окраинах Италии, служило для крестоносцев путем в Грецию и на Восток; богатства, которые, оказалось, оставались никем не охраняемыми, земли, жители которых никогда не умели защищаться, должны были служить предметом искушения для алчности или честолюбия государей и даже рыцарей Креста. В продолжение более двух веков история этой страны соединена с историей экспедиций за море. Германия, Франция, Арагония, Венгрия поочередно давали этой стране королей, и каждый из них приносил свою войну. Во время этих войн обращались к власти церкви, часто выставляли изображения креста; проповедовали, одним словом, более крестовых походов ради подчинения этого несчастного королевства, чем ради освобождения Иерусалима; и все эти крестовые походы распространяли только смуты и неурядицу между народами Италии и большей части Европы. Из этого краткого обзора состояния европейских государств можно заметить, что влияние крестовых походов было не одинаковым на каждый из западных народов. Положение Испании представляет также некоторые особенности среди государств, которых мы коснулись в нашем обозрении. В продолжение всего времени крестовых походов испанцы защищались против тех самых сарацин, для битвы с которыми все прочие европейские народы отправлялись на Восток. Вторжение мавров в Испанию имело некоторое сходство с вторжением франков в Азию. Вера в Мухаммеда побуждала к битвам сарацинских воинов, так же как вера христианская воспламеняла рвение воинов Креста. Много раз Африка и Азия отзывались на призыв мусульманских колоний в Испании, так же как Европа - на тревожные вопли христианских колоний в Сирии.

Испания тогда только приняла участие в крестовых походах, когда рвение к священным войнам начало угасать в остальной Европе. Следует, однако же, прибавить, что это королевство находило и выгоды в экспедициях на Восток. Во всех почти предприятиях христиан против азиатских мусульман большое число крестоносцев останавливались на берегах Испании, чтобы сражаться с маврами. Много крестовых походов было провозглашено на Западе против неверных, господствовавших на полуострове. Знаменитое поражение мавров при Тулузе было плодом крестового похода, проповеданного в Европе по предписанию папы. Экспедиции за море были также полезны для испанцев и в том отношении, что они задерживали у себя дома сарацин египетских и сирийских, которые иначе могли бы присоединиться к сарацинам африканского побережья. Королевство Португальское было основано крестоносцами. Крестовым походам обязаны своим возникновением рыцарские ордена, которые образовались и в Испании по образцу палестинских и без помощи которых испанский народ никак не мог бы восторжествовать над маврами.

Различные державы, которых мы теперь коснулись, подчинены были высшей власти, составлявшей связь и центр политического мира: это была власть главы церкви; Утверждают, что папы устраивали крестовые походы; но достаточно хоть отчасти изучить историю, чтобы убедиться, как несправедливо такое мнение. Энтузиазм к священным войнам развивался постепенно, как мы это и представили; наконец им увлечено было все общество, папы точно так же, как и народы. Доказательством, что не духовные владыки произвели этот великий переворот, служит то, что они никогда не могли пробудить рвения к крестовым походам, когда это рвение угасло в сердцах христиан. Утверждали также, что священные войны содействовали усилению папской власти; нет сомнения, что священные войны способны благоприятствовать развитию папской власти; но эти же войны породили события и обстоятельства, представившие более затруднений и камней преткновения, чем удобств для возвеличения папской власти. Достоверно лишь то, что при окончании крестовых походов могущество пап было уже не тем, чем оно было при возникновении священных войн.

Еще одно заблуждение распространилось между писателями последнего столетия: они полагают, что крестовые походы содействовали усилению власти пап и обогащению духовенства. Первая священная война, действительно, не обременила духовенство, так как усердием верующих были пополнены все расходы на нее. Но начиная со второй священной войны духовенство было обложено разорительными сборами - без всякого внимания к горячим возражениям с его стороны. С тех пор и установилось в христианском мире понятие, тяжело отразившееся на духовенстве: то, что священные войны, предпринимаемые во славу Иисуса Христа и ради освобождения Святых мест, должны вестись за счет церкви. При первом налоге на духовенство соображались только с необходимостью и с обстоятельствами; после объявления "саладиновой десятины" налоги эти установлялись папами и соборами; их взыскивали с такой строгостью, что у церквей отбирали все украшения и продавали иногда с аукциона священные сосуды. Мы смело утверждаем, что в продолжение 200 лет духовенство выдало на священные войны более денег, чем понадобилось бы, чтобы скупить большую часть его имуществ. Поэтому-то постепенно и ослабевало рвение духовных лиц к освобождению Святых мест; в них первых выразилось то равнодушие, которое последовало за рвением христианских народов к крестовым походам. В Германии и во многих других странах недовольство духовенства было так сильно, что папы, наконец, не смели больше доверять епископам проповедование крестовых походов и возлагали это дело только на нищенствующие ордена.

Следовало бы еще рассмотреть, какое влияние оказали крестовые походы на ход науки в Европе; по этому поводу мы ограничимся простым указанием. Без сомнения, движение, произведенное священными войнами в средние века, содействовало пробуждению человеческой мысли. Народы, переходившие с Запада на Восток, оказывались в совершенно новом для них мире - и по природе, и по нравам, и по типам; и так как крестовые походы были путешествием, то народы, примкнувшие к заменам Креста, должны были приносить домой из своих отдаленных странствий некоторый опыт, некоторые знания, некоторые воспоминания. Время крестовых доходов было для человеческой мысли временем оживленной деятельности, пламенной любознательности; тем не менее, невозможно с точностью определить, что выиграла Европа в отношении просвещения. География воспользовалась заморскими предприятиями. Европа дорого купила познание тех стран, которые она намеревалась завоевать; сколько произошло бедствий по причине незнания местностей! В конце крестовых походов Восток, в котором, как во тьме ночной, скрылись и исчезли несколько армий, стал более известен. Во время священных же войн было введено в Европе употребление арабских цифр; это употребление не расширило науки о числах, но очень облегчило ее изучение. Во врачебном искусстве греки и аравитяне имели большое преимущество над франками; однако же европейская медицина сделала мало успехов во время крестовых походов; она ограничилась тем, что заимствовала от Востока многие лекарственные средства, а именно: кассию, египетскую кассию или александрийский лист, териак и прочие. Астрономия могла бы сильно продвинуться вперед в это время: Восток был колыбелью этой науки, и в первые века геджры, азиатские государи, оказывали ей большое покровительство. Фридрих II и султан Каирский задавали друг другу астрономические и геометрические задачи. Однако же математические и астрономические науки делали мало успеха. Что же касается искусств и литературы древнего Востока, то крестоносцев это нисколько не занимало, и, возвратясь в Европу, они не предавались воспоминаниям о памятниках греческой и римской цивилизаций, рассеянных в Пелопоннесе, Малой Азии и Сирии. Трудно измерить пределы умственных завоеваний, сделанных современниками, ценою потрясения всей Европы, двинувшейся против Азии; всего справедливее будет заключить, что крестовые походы были первым шагом европейского общества на пути к его великому назначению. Они были продолжительным и мужественным усилием в пользу христианской веры со стороны Запада против Востока, откуда она просияла, но где погибала теперь под владычеством варваров. В наше время цивилизация, имеющая источником Евангелие, снова устремляется на путь в Азию, чтобы распространять в ней свои благодеяния; и в стремлениях этих можно усматривать продолжение крестовых походов мирным путем.




Карта Иерусалимского королевства. Википедия



Готические стрельчатые арки аббатства Баллапаис. Википедия

Помимо святых мест крестоносцы завоевали еще и обширные территории. Знакомство с необычной природой Святой земли и ее плодами привело к развитию новых отраслей сельского хозяйства. Здесь европейцы открыли для себя гречиху, рис, абрикосы, лимоны. Они начали производить и отправлять в Европу новый предмет роскоши – тростниковый сахар. И главное, Запад стал напрямую получать самую большую ценность Востока – пряности и благовония.



Сеятель. Средневековая миниатюра

Вообще, в этот период бурно развивалась торговля между Европой и Азией. Если раньше вся она шла через Византию, то теперь стороны могли торговать без посредника. А развитие торговли привело к расцвету портовых городов Италии и Франции. Города же, разбогатев и окрепнув, приобретали все большую независимость от феодалов, что вело к развитию промышленности и самоуправления.



Средневековый Мюнхен

Крестьяне, отправляясь в крестовые походы, освобождались от крепостной зависимости. Вернувшись на родину, они образовывали класс свободных земледельцев, совершенно непредставимый в Средние века. Таким образом, в среде простонародья и в городе, и в деревне стало формироваться сословие лично свободных людей. Думаю, без преувеличения можно сказать, что именно тогда были заложены основы современного европейского общества.
Что же касается людей благородного происхождения – рыцарей – то влияние крестовых походов на них переоценить просто невозможно. Сойдясь вместе во время военных действий, живя впоследствии в одном государстве, рыцари из разных стран сблизились между собой, выработали общие для всех правила и обычаи. На этой основе развилась обширная романтическая литература, воспевавшая их подвиги и рыцарское благородство.



Рыцарь и дама сердца. Средневековая миниатюра



Манускрипт Меровингов на пергаменте. Википедия

Огромное количество античных источников было принесено в Западную Европу и византийцами, бежавшими из своей разваливающейся империи. Крестовые походы, особенно четвертый 1204-го года, подорвали могущество Византии и явились одной из главных причин ее падения. Эта трагедия Восточной империи во многом способствовала расцвету Западной.
Знакомство с античностью произвело полный переворот в мировоззрении средневековой Европы и привело уже в 14-м веке к возникновению Проторенессанса, предвестника эпохи Возрождения. На мой взгляд, это самый важный результат крестовых походов. И на нем хотелось бы остановиться особо. Дело в том, что неудача крестовых походов сильно подорвала авторитет католической церкви вообще и папства в особенности. Ведь именно римские папы призывали христиан к походу на Иерусалим, убеждая, что дело это угодно Богу и поэтому обречено на успех. Но успех оказался недолговечным, поэтому люди стали критичнее относиться к папской власти. Они узнали, что католицизм – не единственная религия на свете, что религии, как и народы, бывают разные. Церковь перестала быть безусловным центром мироздания. Горизонты людей расширились. Все это в совокупности с заново открытым наследием античности обратило внимание человека на самого себя, на свою деятельность, на жизнь в этом, а не в грядущем мире. Что и привело в результате к повороту западноевропейской культуры в сторону гуманизма.



Рисунок Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

Таким образом, то, что началось как безжалостная война Запада с Востоком, а окончилось полным военным и политическим поражением, привело в результате к невиданному культурному и социальному расцвету Европы. Я считаю, что именно эта черта отличает европейскую цивилизацию – умение извлекать уроки из собственных ошибок и использовать эти уроки для движения вперед. Я все еще верю в Европу.


Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

История походов крестоносцев

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

Итоги Крестовых походов

Другие Крестовые походы

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

  • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
  • Европейцы узнали о шахматах;
  • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
  • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Крестовые походы. Папа римский Урбан II решил воспользоваться слуха-ми о том, что мусульмане издеваются над христианскими паломниками в Ие-русалиме, куда они приходили, чтобы поклониться гробнице Иисуса Христа. Собрав в 1095 г. во французском городе Клермоне тысячи христиан, он при-звал их освободить гробницу Христа от мусульман.

В 1096 г. начался первый крестовый поход. В 1099 г. крестоносцы захвати-ли Иерусалим. На захваченной территории они создали Иерусалимское коро-левство и три рыцарско-монашеских ордена: тамплиеров (из французских рыцарей), госпитальеров (из итальянских рыцарей) и тевтонский (германс-кий). Рыцари этих орденов враждовали между собой, чем и воспользовались мусульмане. Руководимые Саладдином они захватили Иерусалим. Папы римские стали организовывать новые крестовые походы (их было 7), но они не достигли своей цели: освободить Иерусалим не удалось.

Среди крестовых походов примечателен четвертый. Он состоялся в 1204 г. На венецианских кораблях крестоносцы подошли к Константинополю и вме-шались в борьбу за престол. Они захватили город, ограбили его, а потом уни-чтожили Византийскую империю, создав свою Латинскую империю. В 1261 г. византийцам удалось изгнать крестоносцев и восстановить свою империю. К этому времени закончились и крестовые походы.

Столкновение христианского и мусульманского миров закончилось поражением христиан. Христиане извлекли из него уроки, которые касались всех сторон жизни общества. В политической сфере: многие правители в Западной Европе стали склоняться к авторитарной форме правления, близкой к деспотической. В экономической сфере: христиане заимствовали многие передовые формы хозяйствования в сельском хозяйстве, ремесле и торговле. В духовной сфере: заимствовали уважительное отношение к ученым. Христиане радикально изменили свой быт: стали еженедельно ходить в бани, мыть руки перед едой, стали умереннее в приеме пищи, пищевые блюда стали разнообразными и лучше приготовленными.

Гибель Византии. В 1204 г. крестоносцы нанесли смертельный удар по Византии. Племянник императора Алексей Комнин попросил крестоносцев помочь ему захватить власть. Крестоносцы захватили Константинополь, но вскоре поссорились с новым императором. Тогда крестоносцы вновь захватили Константинополь и ограбили его. На месте Византии они создали Латинскую империю, однако на ее окраинах византийцы смогли создать 3 небольших государства (Никейское, Трапезундское и Эпирское).

Латинская империя была слабым государством. Там шла междоусобная война между рыцарскими союзами. Этим воспользовался никейский император Михаил Палеолог.

В 1261 г. он захватил Константинополь и восстановил Византийскую империю. В её составе было меньше провинций, чем в 1204 г. Власть императора была слабее. Императоры предоставили динатам (крупным феодалам) право иметь собственные суды и налоговые льготы. Правители пытались опереться на иерархов церкви. Иерархи церкви стали главными судьями в государстве. В начале XV в. они даже возглавили армию и флот Империи.

Произошел упадок экономической жизни. После восстановления неза-висимости императоры брали кредиты у купцов Генуи и Венеции. Поэтому купцы из этих городов получили право на беспошлинную торговлю в Им-перии. Такая торговля подорвала хозяйство византийских купцов и ремес-ленников.

С 1204 г. наблюдался упадок и культурной жизни в Империи: всё меньше становилось школ, меньше строилось дворцов и храмов. Не хватало денег.

Главным врагом Империи были восточные соседи - турки. Турки захва-тили восточные провинции Империи. Европейцы обещали помощь только при условии признания религиозной власти папы римского. Императоры из династии Палеолог долгое время не соглашались на этот шаг. В поли-тической элите произошел раскол: началась борьба между сторонниками унии с папой римским и ее противниками.

В XIII в. Империя неожиданно получила союзников в лице монголов. Но во второй половине XIV в. турки вновь начали наступление на Европу. Они смогли поодиночке разгромить два балканских государства: Сербию и Болга-рию. Тысячи сербов и болгар ушли в горы и создали там партизанские от-ряды (гайдуков). Императоры Византии согласились быть вассалами ту-рецкого султана.




В конце XIV в. монгольский правитель Тимур (Тамерлан) разгромил турок и на 50 лет приостановил их наступление на Европу. В 1430-е годы турки возобновили наступление на Византию. В 1438 г. византийский император согласился на унию с папой римским. Это вызвало крайнее недовольство в стране. Тогда турки решили покончить с Византией. В мае 1453г. их флот и армия блокировали Константинополь. На помощь византийцам пришли 7 тыс. генуэзцев и венецианцев. У императора была лишь 10 тыс. армия, у турок в 10 раз большая. Константинополь был захвачен, население истреблено. Город был заселен турками. Колыбель христианской цивили-зации была уничтожена.

Многие историки считают, что с падением Константинополя закончилась история Средних веков.

Крестовые походы. Папа римский Урбан II решил воспользоваться слуха-ми о том, что мусульмане издеваются над христианскими паломниками в Ие-русалиме, куда они приходили, чтобы поклониться гробнице Иисуса Христа. Собрав в 1095 г. во французском городе Клермоне тысячи христиан, он при-звал их освободить гробницу Христа от мусульман.

В 1096 г. начался первый крестовый поход. В 1099 г. крестоносцы захвати-ли Иерусалим. На захваченной территории они создали Иерусалимское коро-левство и три рыцарско-монашеских ордена: тамплиеров (из французских рыцарей), госпитальеров (из итальянских рыцарей) и тевтонский (германс-кий). Рыцари этих орденов враждовали между собой, чем и воспользовались мусульмане. Руководимые Саладдином они захватили Иерусалим. Папы римские стали организовывать новые крестовые походы (их было 7), но они не достигли своей цели: освободить Иерусалим не удалось.

Среди крестовых походов примечателен четвертый. Он состоялся в 1204 г. На венецианских кораблях крестоносцы подошли к Константинополю и вме-шались в борьбу за престол. Они захватили город, ограбили его, а потом уни-чтожили Византийскую империю, создав свою Латинскую империю. В 1261 г. византийцам удалось изгнать крестоносцев и восстановить свою империю. К этому времени закончились и крестовые походы.

Столкновение христианского и мусульманского миров закончилось поражением христиан. Христиане извлекли из него уроки, которые касались всех сторон жизни общества. В политической сфере: многие правители в Западной Европе стали склоняться к авторитарной форме правления, близкой к деспотической. В экономической сфере: христиане заимствовали многие передовые формы хозяйствования в сельском хозяйстве, ремесле и торговле. В духовной сфере: заимствовали уважительное отношение к ученым. Христиане радикально изменили свой быт: стали еженедельно ходить в бани, мыть руки перед едой, стали умереннее в приеме пищи, пищевые блюда стали разнообразными и лучше приготовленными.

Гибель Византии. В 1204 г. крестоносцы нанесли смертельный удар по Византии. Племянник императора Алексей Комнин попросил крестоносцев помочь ему захватить власть. Крестоносцы захватили Константинополь, но вскоре поссорились с новым императором. Тогда крестоносцы вновь захватили Константинополь и ограбили его. На месте Византии они создали Латинскую империю, однако на ее окраинах византийцы смогли создать 3 небольших государства (Никейское, Трапезундское и Эпирское).

Латинская империя была слабым государством. Там шла междоусобная война между рыцарскими союзами. Этим воспользовался никейский император Михаил Палеолог.

В 1261 г. он захватил Константинополь и восстановил Византийскую империю. В её составе было меньше провинций, чем в 1204 г. Власть императора была слабее. Императоры предоставили динатам (крупным феодалам) право иметь собственные суды и налоговые льготы. Правители пытались опереться на иерархов церкви. Иерархи церкви стали главными судьями в государстве. В начале XV в. они даже возглавили армию и флот Империи.

Произошел упадок экономической жизни. После восстановления неза-висимости императоры брали кредиты у купцов Генуи и Венеции. Поэтому купцы из этих городов получили право на беспошлинную торговлю в Им-перии. Такая торговля подорвала хозяйство византийских купцов и ремес-ленников.

С 1204 г. наблюдался упадок и культурной жизни в Империи: всё меньше становилось школ, меньше строилось дворцов и храмов. Не хватало денег.

Главным врагом Империи были восточные соседи - турки. Турки захва-тили восточные провинции Империи. Европейцы обещали помощь только при условии признания религиозной власти папы римского. Императоры из династии Палеолог долгое время не соглашались на этот шаг. В поли-тической элите произошел раскол: началась борьба между сторонниками унии с папой римским и ее противниками.

В XIII в. Империя неожиданно получила союзников в лице монголов. Но во второй половине XIV в. турки вновь начали наступление на Европу. Они смогли поодиночке разгромить два балканских государства: Сербию и Болга-рию. Тысячи сербов и болгар ушли в горы и создали там партизанские от-ряды (гайдуков). Императоры Византии согласились быть вассалами ту-рецкого султана.

В конце XIV в. монгольский правитель Тимур (Тамерлан) разгромил турок и на 50 лет приостановил их наступление на Европу. В 1430-е годы турки возобновили наступление на Византию. В 1438 г. византийский император согласился на унию с папой римским. Это вызвало крайнее недовольство в стране. Тогда турки решили покончить с Византией. В мае 1453г. их флот и армия блокировали Константинополь. На помощь византийцам пришли 7 тыс. генуэзцев и венецианцев. У императора была лишь 10 тыс. армия, у турок в 10 раз большая. Константинополь был захвачен, население истреблено. Город был заселен турками. Колыбель христианской цивили-зации была уничтожена.

Многие историки считают, что с падением Константинополя закончилась история Средних веков.

Читайте также: