Взаимовлияние и взаимообогащение культур в рамках мирового культурного пространства кратко
Обновлено: 05.07.2024
Важным фактором в формировании, скажем, национальной культуры является влияние на нее других культур. Процесс этот непростой, практически незаметный, но существовал на протяжении всей истории культуры.
В древние века взаимовлияние культур было очень слабым. Ведь не было никаких средств коммуникации. Источниками такого взаимовлияния были переселение народов, кочевые племена, завоевание мощными империями новых земель и т. п. Эти явления переносили признаки одной культуры с одной территории на другие, иногда слабо влияя на самобытную культуру, а иногда меняя ее кардинальным образом. Пример тому – Римская империя. В результате завоеваний ко II в. н. э., во время правления императора Траяна (53-117), империя достигла своих максимальных границ. В нее входят Греция, Дакия, Месопотамия, Великая Армения, Аравия и т. д. Конечно же культура Древнего Рима заметным образом повлияла на культуры завоеванных государств. Но стоит отметить, что этот процесс шел не в одном направлении: культура государств, ставших провинциями Рима, влияла на римскую культуру, которая вбирала все лучшее и передовое.
Цивилизация развивалась, появлялись все новые и новые причины культурных коммуникаций: торговля, освоение новых земель, великие географические открытия, путешествия и т. д. Так, в 988 г. под влиянием Византии на Руси было принято христианство, впоследствии византийские мастера (зодчие, живописцы, ремесленники и т. д.) делились с русскими мастерами накопленным опытом. Результатом такого проникновения культуры являются великолепные памятники архитектуры Киевской Руси (храмы, церкви, монастыри и т. д.), которые в результате развития приобрели своеобразный и неповторимый национальный оттенок.
В современном мире коммуникационная культурная связь приобрела огромные масштабы вследствие научно-технического прогресса. Появление таких средств связи, как телефон, телевидение, Интернет и др., поменяло картину мира. С одной стороны, есть огромный плюс – культурные достижения в одной стране становятся сразу же достоянием и других стран, культурные границы стали очень размытыми, не надо ждать годами, чтобы вобрать то, что было достигнуто в другой стране, чтобы поделиться мастерством, а национальная культура становится собственностью всего человечества. С другой стороны, есть и минус – исчезает самобытность и оригинальность в культуре, в погоне за лидирующими странами теряется все накопленное, развитие культуры идет не всеобъемлюще, а по строго определенному пути в зависимости от пожеланий рынка, а это не всегда высокая планка.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
1.2.2. Параметры измерения культур
1.2.2. Параметры измерения культур Культура – абстрактное понятие, и описать ее чрезвычайно сложно, но те попытки ее описания, классификации, измерения, которые уже предприняты учеными (G. Hofstede, E. Hall, C. Kluckhohn, F. Strodtbeck и др.), представляются весьма существенными, поскольку
Лекция 10. Типология культур
Лекция 10. Типология культур 1. Типология культурыТипология культуры – это метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания и сопоставления.Типология культуры стала необходимой в связи с
ЛЕКЦИЯ № 7. Социология культур
ЛЕКЦИЯ № 7. Социология культур 1. Культура и общество Каково культурное содержание социума? Ответить на данный вопрос помогает само определение культуры: 1) культура выступает как система социально приобретенных и передаваемых (транслируемых) из поколения в поколение
1. Типология культур
1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества культурологических теорий и концепций.Так, например, один из представителей ценностного подхода к
7.3. Этническое своеобразие культур
7.3. Этническое своеобразие культур Вопрос, в чем состоит этническое своеобразие культур, не кажется на первый взгляд трудным, ведь ответ на него вроде бы очевиден: это совокупность специфических признаков, отличающих культуру каждого этноса от всех прочих.Если
Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур
Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов, мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт
11. Смена культур
11. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд
54. Коммуникации и взаимовлияние культур
54. Коммуникации и взаимовлияние культур Важным фактором в формировании, скажем, национальной культуры является влияние на нее других культур. Процесс этот непростой, практически незаметный, но существовал на протяжении всей истории культуры.В древние века
1. Смена культур
1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд
ЛЕКЦИЯ № 5. Взаимоотношения культур
ЛЕКЦИЯ № 5. Взаимоотношения культур 1. Причины культурных различий Исследования культур различных стран указывают на тот факт, что в них есть как сходства, так и различия. Национальная культура одной страны отличается от национальной культуры другой страны, а вместе с
Об истоках цивилизаций и культур
Об истоках цивилизаций и культур Европоцентризм с часовой стрелкой в Италии в эпоху Возрождения, с новым открытием истории стран и народов, во второй половине XX века сместился, как ни странно, на другой континент, за океан, что воплощает несомненно НАТО, защитник
ТЕМА 5 Типология культур
ТЕМА 5 Типология культур До сих пор мы рассматривали культуру как вид человеческого бытия, как результат жизнедеятельности общества, как единство материальных и духовных ценностей, речь у нас шла о функциях культуры, её видах, формах, о традициях, обычаях и обрядах как
Если при историческом (диахронном) измерении преемственность обеспечивает развитие и совершенствование культуры, то в географическом (синхронном) плане эта функция обеспечивается процессами взаимопроникновения и взаимообогащения культур, которые обычно обозначаются широким термином — аккультурация.
В этом смысле, считает ученый, русской культуре (и, соответственно, литературе) очень повезло, так как она развивалась, воспринимая культуру как Востока, так и Запада.
Взаимодействие культур
В настоящее время культурных общностей, совершенно изолированных от мира, практически нет, за исключением, возможно, отдельных небольших туземных племен, затерянных в отдаленных уголках Латинской Америки или в еще в каком-нибудь другом малоизученном месте нашей планеты. Отсюда вывод: абсолютно любой народ мира в той или иной степени открыт для восприятия чужого опыта и, в сою очередь, одновременно всегда готов делиться с ближними и дальними соседями ценностями собственной культуры. Можно сказать, что, развиваясь, одна культура, проникая в другую, взаимодействуя с ней, делает её богаче и универсальнее, при этом сама она также становится глубже и интереснее.
Готовые работы на аналогичную тему
Ассимиляцией (от лат. assimilation — уподобление) принято называть процесс полного или частичного поглощении культуры одного, более ʼʼслабогоʼʼ, обычно менее цивилизованного народа другой иноземной культурой.
Свидетельством жизнеспособности и силы их первоначального культурного субстрата можно считать тот факт, что многие латиноамериканские народы в настоящее время сохраняют дву- или даже треязычие.
Как отдельный человек немыслим в отрыве от себе подобных, так и ни одна культура не способна полноценно существовать в абсолютной изоляции от материальных и духовных достижений других человеческих коллективов.
Этнокультурная специфика проявляется во всех сферах жизнедеятельности людей. Роль и место различных элементов культуры меняются с течением времени в процессах этнического развития. Историческое прошлое и современная действительность, вписываясь в общий контекст процессов мирового развития, придают неповторимое своеобразие и множественную вариативность этнокультурному облику конкретного социума и мира в целом.
Каждая национальная культура, представители которой ощущают свою принадлежность к ней, образует сложное социальное пространство, своеобразную систему мировидения, в которой особым образом преломляются политические, социальные, экономические и общекультурные реалии окружающего мира. Она характеризуется специфической инфраструктурой, обладая вместе с тем универсальными свойствами, что позволяет вычленить главные связи и основные узлы сопряжения, т. е. структуру.
В конечном итоге можно выделить компоненты и процессы, которые имеют наиболее существенное значение для развития наций и одновременно с этим определяют характер межэтнического взаимодействия:
- языковая комронента как особая форма отражения действительности и специфический фактор интегрироваиности этноса;
- материальная компонента, отражающая характер функционирования традиционной и современной форм материальной среды;
- соционормативная компонента, обусловливающая сохранение и передачу группового социального опыта, аккумулированного поколениями определенной этнической общности;
- этнопсихологическая компонента, отражающая всю совокупность взглядов и установок представителей этноса в сфере национального общения и межэтнического культурного взаимодействия.
Для успешного сосуществования и взаимодействия представителей различных этносов в полиэтничном обществе важное значение имеет наличие устойчивого баланса в системе этнических оценок и представлений.
Так, например, с начала 90-х гг. ХХ в. в России произошло размывание прежних основ социально-культурной самоидентификации, что привело к возрастанию роли этнического фактора в жизни людей. В такого рода условиях этнические стереотипы могут значительно усилить или ослабить эмоциональный фон социальных отношений и детерминировать их направленность в сторону межэтнического взаимодействия или конфликта.
Свободная, добровольная ассимиляция не вызывает в обществе социальной напряженности и не ведет к конфликтам. Насильственная, принудительная ассимиляция представляет систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленной на ускорение процессов ассимиляции (страны Балтии). Последним бастионом при этом выступает язык, с утратой которого, как правило, погибает и ассимилированная культура.
Однако естественная языковая и культурная аккультурация не ведет к смене этнического самосознания (например, евреи и армяне ощущают себя евреями и армянами в других странах мира), хотя человек может перейти на язык другой этнической общности, принять нормы и принципы социальной организации иноэтнической среды.
Естественно, чем многочисленнее тот или иной народ и чем богаче его культура, тем труднее он поддается внешнему воздействию.
Обратные по направлению – процессы консолидации, в ходе которых постепенно нивелируются различия близких племенных, локальных и других групп. Они оказывают значительное влияние на усиление коммуникационных связей, типизации среды обитания человека, рост и становление местной интеллигенции и т. п. Процессы консолидации, например, активно проходили в советское время в СССР.
При достаточно сильном влиянии этих процессов на этнический состав населения определяющим фактором все же являются этнодемографические характеристики. А культурная и социально-экономиче-ская специфика народа часто предопределяет своеобразие демографического поведения его представителей и динамики демографических процессов.
Этнос приспособлен к своему ландшафту, ему удобно в нем. Если же ландшафт изменяется радикально, то радикально меняется и этнос. При изменениях, превышающих определенный критический порог, на месте старого этноса появляется новый. Та или иная этнокультурная общность, подобно растению, будучи пересаженной на иную почву, может погибнуть или заметно измениться, приспосабливаясь к новым обстоятельствам и новой среде, т. е. изменения вовлеченных в них людей протекают далеко не безболезненно. Такие процессы получили название транскультурации.
Транскультурация – понятие, менее разработанное в специальной литературе, хотя и широко распространенное в жизни. Оно заключается в том, что определенная этнокультурная общность в силу добровольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью отсутствует инокультурная среда или она представлена весьма незначительно.
Таким образом, взаимным контактам и взаимообогащению культур так же, как и процессам ассимиляции и транскультурации, может способствовать или, наоборот, их тормозить целый ряд объективных факторов: географическая среда и географическое пространство; языково-этнический фактор. Кроме того, способствовать взаимным симпатиям народов, а следовательно, и процессам взаимообогащения культур, а иногда и тормозить их может благоприятный или неблагоприятный ход самой истории.
Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед, ее путь – восхождение по лестнице прогресса, то культура осуществляет свое развитие, отказавшись от однонаправленного линейного движения вперед. Культура не использует предшествующее духовное наследие как трамплин для новых достижений по той причине, что она не может отказаться целиком или частично от культурного фонда. Напротив, огромное значение в культурном процессе имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. Культура может строиться только на основе духовной преемственности, только с учетом внутреннего диалога культурных типов (B. C. Библер, Г. Померанц).
Возвращаясь к проблеме взаимодействия культур в XXI в., подчеркнем, что разрешение конфликта между современностью и традиционностью лежит в плоскости использования особенностей культурно-исторического пути различных народов и специфичности экологической ситуации, сложившейся на Земле, т. е. культурного ресурса каждой нации.
Идея многообразия общества не противоречит идее единства человечества. Все более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогая преодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности к единой человеческой семье. Но это не только взаимодействие людей на личностном, индивидуальном уровне, но и диалог культур, цивилизаций. И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможет сделать достижения разных культур и цивилизаций достоянием всего человечества.
Факторы взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур
Сближение, взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур происходит на основе равенства и братского сотрудничества, как добровольный и целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством Коммунистической партии. Общие черты духовного облика советского народа развиваются более интенсивно, чем специфические, присущие только одной нации. Такому процессу способствуют марксистско-ленинская идеология, социалистический способ производства, производственное сотрудничество, формирование единой социалистической культуры, непрерывно возникающие общие семейнобытовые традиции и т. д.
На примере республик Средней Азии и Казахстана видно, что в результате свободного развития языка, литературы, письменности, музыки, живописи каждого народа все лучшее, наиболее выразительное переходит свои собственно национальные границы и становится достоянием единой социалистической культуры народов СССР.
В нашей стране многое делается для культурного сближения социалистических наций и обогащения духовной жизни народа. Большую роль в этом играют декады литературы и искусства, концерты дружбы, различные музыкальные и театральные фестивали, радиопереклички, обмен лекторами между республиками, совместные научно-технические конференции, чествование выдающихся деятелей науки и культуры братских республик и т. д. Огромный политический подъем вызывают, в частности, традиционные декады литературы и искусства всех братских республик Советского Союза в Москве. В свою очередь гастроли художественных коллективов Москвы, Ленинграда и других центральных городов нашей страны в национальных
Казахская ССР. Алма-Ата. Участники Всесоюзной творческой конференции писателей, посвященной 30-летию освоения целины: поэт М. Каноат, писатель Ю. Суровцев, поэтесса Е. Нестерова, прозаик Н. Шундик, поэт О. Сулейменов, писатель Т. Молдагалиев (слева направо).
республиках оказывают большое влияние на усиление культурного обмена и обогащение духовной жизни трудящихся. Взаимному обогащению культур братских республик способствует также интенсивное и разностороннее общение писателей, композиторов, художников и других деятелей культуры. За последние годы с большим успехом прошли дни русского искусства и литературы в Киргизии, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и других республиках. Здесь проводились также недели детской книги с участием ведущих писателей РСФСР, ставшие памятными событиями культурной жизни. Все это свидетельствует не только о расцвете национальных культур, но и об их сближении. Такие культурные праздники способствуют тому, что лучшие произведения литературы и искусства братских социалистических наций становятся достоянием всего многонационального советского народа.
Произведения братских литератур народов СССР, возникшие на национальной почве, отражающие своеобразие жизни, быта, мыслей и чувств каждого народа, понятны и близки всем народам Советского Союза, ибо воплощенные в них идеалы интернациональны по своему характеру, общечеловечны по духу идейно-эстетического воздействия, они перекликаются с самыми светлыми идеалами прогрессивного человечества.
Произведения писателей Средней Азии и Казахстана переведены почти на все языки народов СССР и зарубежных стран. Как верно заметил украинский поэт Максим Рыльский, перевод на русский язык — это ворота в мир для национального писателя, ибо с русского перевода продолжается путь произведения на языки народов СССР и зарубежных стран.
Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов нашей страны выражается и в том, что деятели художественной культуры даже в сюжетно-тематическом плане не замыкаются в узконациональные рамки, а пишут произведения о жизни
Казахской ССР М. Мусин (справа) и артист А. Молдабеков (слева) отвечают на вопросы зрителей после спектакля.
В современный период приметным общественным явлением становится художественно-литературное двуязычие, многие писатели народов СССР создают свои произведения на родном и русском языках: Чингиз Айтматов, Грант Мате-восян, Василь Быков и другие.
Весь мир признает сегодня неоспоримые всемирно-исторические достижения народов Советского Востока, достойно демонстрирующих преимущества социалистического строя и торжество ленинской национальной политики. Не случайно за последние 5 лет в Узбекистане, Казахстане и других республиках Советского Востока побывало более 600 иностранных делегаций из 90 стран мира. Народы Средней Азии и Казахстана с готовностью и добрым сердцем принимают всех тех, кто хочет
Латинской Америки на экскурсии в Бухаре. Слева направо: Чантхра (Таиланд), Ютака Накадзума (Япония), Валентина Титова (СССР), Баббита-Фарида Ахтар (Бангладеш).
узнать как можно больше о нашей стране. Послушаем мнение людей разных стран, разных судеб, разных взглядов и убеждений о культуре народов Советского Востока, о советской системе народного образования, о советской науке, литературе и искусстве.
Читайте также: