Взаимовлияние и взаимообогащение культур в рамках мирового культурного пространства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важным фактором в формировании, скажем, национальной культуры является влияние на нее других культур. Процесс этот непростой, практически незаметный, но существовал на протяжении всей истории культуры.

В древние века взаимовлияние культур было очень слабым. Ведь не было никаких средств коммуникации. Источниками такого взаимовлияния были переселение народов, кочевые племена, завоевание мощными империями новых земель и т. п. Эти явления переносили признаки одной культуры с одной территории на другие, иногда слабо влияя на самобытную культуру, а иногда меняя ее кардинальным образом. Пример тому – Римская империя. В результате завоеваний ко II в. н. э., во время правления императора Траяна (53-117), империя достигла своих максимальных границ. В нее входят Греция, Дакия, Месопотамия, Великая Армения, Аравия и т. д. Конечно же культура Древнего Рима заметным образом повлияла на культуры завоеванных государств. Но стоит отметить, что этот процесс шел не в одном направлении: культура государств, ставших провинциями Рима, влияла на римскую культуру, которая вбирала все лучшее и передовое.

Цивилизация развивалась, появлялись все новые и новые причины культурных коммуникаций: торговля, освоение новых земель, великие географические открытия, путешествия и т. д. Так, в 988 г. под влиянием Византии на Руси было принято христианство, впоследствии византийские мастера (зодчие, живописцы, ремесленники и т. д.) делились с русскими мастерами накопленным опытом. Результатом такого проникновения культуры являются великолепные памятники архитектуры Киевской Руси (храмы, церкви, монастыри и т. д.), которые в результате развития приобрели своеобразный и неповторимый национальный оттенок.

В современном мире коммуникационная культурная связь приобрела огромные масштабы вследствие научно-технического прогресса. Появление таких средств связи, как телефон, телевидение, Интернет и др., поменяло картину мира. С одной стороны, есть огромный плюс – культурные достижения в одной стране становятся сразу же достоянием и других стран, культурные границы стали очень размытыми, не надо ждать годами, чтобы вобрать то, что было достигнуто в другой стране, чтобы поделиться мастерством, а национальная культура становится собственностью всего человечества. С другой стороны, есть и минус – исчезает самобытность и оригинальность в культуре, в погоне за лидирующими странами теряется все накопленное, развитие культуры идет не всеобъемлюще, а по строго определенному пути в зависимости от пожеланий рынка, а это не всегда высокая планка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.2.2. Параметры измерения культур

1.2.2. Параметры измерения культур Культура – абстрактное понятие, и описать ее чрезвычайно сложно, но те попытки ее описания, классификации, измерения, которые уже предприняты учеными (G. Hofstede, E. Hall, C. Kluckhohn, F. Strodtbeck и др.), представляются весьма существенными, поскольку

Лекция 10. Типология культур

Лекция 10. Типология культур 1. Типология культурыТипология культуры – это метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания и сопоставления.Типология культуры стала необходимой в связи с

ЛЕКЦИЯ № 7. Социология культур

ЛЕКЦИЯ № 7. Социология культур 1. Культура и общество Каково культурное содержание социума? Ответить на данный вопрос помогает само определение культуры: 1) культура выступает как система социально приобретенных и передаваемых (транслируемых) из поколения в поколение

1. Типология культур

1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества культурологических теорий и концепций.Так, например, один из представителей ценностного подхода к

7.3. Этническое своеобразие культур

7.3. Этническое своеобразие культур Вопрос, в чем состоит этническое своеобразие культур, не кажется на первый взгляд трудным, ведь ответ на него вроде бы очевиден: это совокупность специфических признаков, отличающих культуру каждого этноса от всех прочих.Если

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов, мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт

11. Смена культур

11. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд

54. Коммуникации и взаимовлияние культур

54. Коммуникации и взаимовлияние культур Важным фактором в формировании, скажем, национальной культуры является влияние на нее других культур. Процесс этот непростой, практически незаметный, но существовал на протяжении всей истории культуры.В древние века

1. Смена культур

1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд

ЛЕКЦИЯ № 5. Взаимоотношения культур

ЛЕКЦИЯ № 5. Взаимоотношения культур 1. Причины культурных различий Исследования культур различных стран указывают на тот факт, что в них есть как сходства, так и различия. Национальная культура одной страны отличается от национальной культуры другой страны, а вместе с

Об истоках цивилизаций и культур

Об истоках цивилизаций и культур Европоцентризм с часовой стрелкой в Италии в эпоху Возрождения, с новым открытием истории стран и народов, во второй половине XX века сместился, как ни странно, на другой континент, за океан, что воплощает несомненно НАТО, защитник

ТЕМА 5 Типология культур

ТЕМА 5 Типология культур До сих пор мы рассматривали культуру как вид человеческого бытия, как результат жизнедеятельности общества, как единство материальных и духовных ценностей, речь у нас шла о функциях культуры, её видах, формах, о традициях, обычаях и обрядах как

Если при историческом (диахронном) измерении преемственность обеспечивает развитие и совершенствование культуры, то в географическом (синхронном) плане эта функция обеспечивается процессами взаимопроникновения и взаимообогащения культур, которые обычно обозначаются широким термином — аккультурация.

В этом смысле, считает ученый, русской культуре (и, соответственно, литературе) очень повезло, так как она развивалась, воспринимая культуру как Востока, так и Запада.

Взаимодействие культур

В настоящее время культурных общностей, совершенно изолированных от мира, практически нет, за исключением, возможно, отдельных небольших туземных племен, затерянных в отдаленных уголках Латинской Америки или в еще в каком-нибудь другом малоизученном месте нашей планеты. Отсюда вывод: абсолютно любой народ мира в той или иной степени открыт для восприятия чужого опыта и, в сою очередь, одновременно всегда готов делиться с ближними и дальними соседями ценностями собственной культуры. Можно сказать, что, развиваясь, одна культура, проникая в другую, взаимодействуя с ней, делает её богаче и универсальнее, при этом сама она также становится глубже и интереснее.

Готовые работы на аналогичную тему

Ассимиляцией (от лат. assimilation — уподобление) принято называть процесс полного или частичного поглощении культуры одного, более ʼʼслабогоʼʼ, обычно менее цивилизованного народа другой иноземной культурой.

Свидетельством жизнеспособности и силы их первоначального культурного субстрата можно считать тот факт, что многие латиноамериканские народы в настоящее время сохраняют дву- или даже треязычие.

Как от­дельный человек немыслим в отрыве от себе подобных, так и ни одна культура не способна полноценно существовать в абсолют­ной изоляции от материальных и духовных достижений других чело­веческих коллективов.

Этнокультурная специфика проявляется во всех сферах жизнедеятельности людей. Роль и место различных элементов культуры меняются с течением вре­мени в процессах этнического развития. Историческое прошлое и современная действительность, вписываясь в общий контекст про­цессов мирового развития, придают неповторимое своеобразие и множественную вариативность этнокультурному облику конкрет­ного социума и мира в целом.

Каждая национальная культура, представители которой ощу­щают свою принадлежность к ней, образует сложное социальное пространство, своеобразную систему мировидения, в которой осо­бым образом преломляются политические, социальные, экономи­ческие и общекультурные реалии окружающего мира. Она харак­теризуется специфической инфраструктурой, обладая вместе с тем универсальными свойствами, что позволяет вычленить главные связи и основные узлы сопряже­ния, т. е. структуру.

В конечном итоге можно выделить компонен­ты и процессы, которые имеют наиболее существенное значение для развития наций и одновременно с этим определяют характер межэтнического взаимодействия:

- языковая комронента как особая форма отражения действительности и специфический фактор интегрироваиности этноса;

- материальная компонента, отражающая характер функционирования традиционной и современной форм материальной среды;

- соционормативная компонента, обусловливающая сохранение и пере­дачу группового социального опыта, аккумулированного поко­лениями определенной этнической общности;

- этнопсихологическая компонента, отражающая всю сово­купность взглядов и установок представителей этноса в сфере национального общения и межэтнического культурного взаимо­действия.

Для успешного сосуществования и взаимодействия предста­вителей различных этносов в полиэтничном обществе важное зна­чение имеет наличие устойчивого баланса в системе этнических оценок и представлений.

Так, например, с начала 90-х гг. ХХ в. в России произошло размывание прежних основ со­циально-культурной самоидентификации, что привело к возрас­танию роли этнического фактора в жизни людей. В такого рода условиях этничес­кие стереотипы могут значительно усилить или ослабить эмоцио­нальный фон социальных отношений и детерминировать их на­правленность в сторону межэтнического взаимодействия или кон­фликта.

Свободная, добровольная ассимиляция не вызывает в обществе социальной напряженности и не ведет к кон­фликтам. Насильственная, принудительная ассимиляция пред­ставляет систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленной на ускорение процессов ассимиляции (страны Балтии). Последним бастионом при этом выступает язык, с утра­той которого, как правило, погибает и ассимилированная культура.

Однако естественная языковая и культурная аккультурация не ведет к смене этнического самосознания (напри­мер, евреи и армяне ощущают себя евреями и армянами в других странах мира), хотя человек может перейти на язык другой этни­ческой общности, принять нормы и принципы социальной орга­низации иноэтнической среды.

Естественно, чем многочисленнее тот или иной на­род и чем богаче его культура, тем труднее он поддается внешнему воздействию.

Обратные по направлению – процессы консолидации, в ходе которых постепенно нивелируются различия близких племенных, локальных и других групп. Они оказывают значительное влияние на усиле­ние коммуникационных связей, типизации среды обитания чело­века, рост и становление местной интеллигенции и т. п. Процессы консолидации, например, активно проходили в советское время в СССР.

При достаточно сильном влиянии этих процессов на этничес­кий состав населения определяющим фактором все же являют­ся этнодемографические характеристики. А культурная и социаль­но-экономиче-ская специфика народа часто предопределяет свое­образие демографического поведения его представителей и ди­намики демографических процессов.

Этнос приспособлен к своему ландшафту, ему удобно в нем. Если же ландшафт изменяется ради­кально, то радикально меняется и этнос. При изменениях, превышаю­щих определенный критический порог, на месте старого этноса появ­ляется новый. Та или иная этнокультурная общ­ность, подобно растению, будучи пересаженной на иную почву, мо­жет погибнуть или заметно измениться, приспосабливаясь к новым обстоятельствам и новой среде, т. е. изменения вовлеченных в них людей проте­кают далеко не безболезненно. Такие процессы получили название транскультурации.

Транскультурация – понятие, менее разработанное в специальной литературе, хотя и широко распространенное в жизни. Оно заключа­ется в том, что определенная этнокультурная общность в силу добро­вольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью от­сутствует инокультурная среда или она представлена весьма незначи­тельно.

Таким образом, взаимным контактам и взаимообогащению культур так же, как и процессам ассимиляции и транскультурации, может способствовать или, наоборот, их тормозить целый ряд объективных факторов: географическая среда и геогра­фическое пространство; языково-этнический фактор. Кроме того, способствовать взаимным симпатиям народов, а следовательно, и процессам взаимообогащения культур, а иногда и тормозить их может благоприятный или неблагоприятный ход самой истории.

Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед, ее путь – восхождение по лестнице прогресса, то культура осуще­ствляет свое развитие, отказавшись от однонаправленного линей­ного движения вперед. Культура не использует предшествующее духовное наследие как трамплин для новых достижений по той при­чине, что она не может отказаться целиком или частично от куль­турного фонда. Напротив, огромное значение в культурном процес­се имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. Культура может строиться только на основе духовной преемствен­ности, только с учетом внутреннего диалога культурных типов (B. C. Библер, Г. Померанц).

Возвращаясь к проблеме взаимодействия культур в XXI в., подчеркнем, что разрешение конфликта между современностью и традиционностью ле­жит в плоскости использования особенностей культурно-исторического пути различных народов и специфичности экологической ситуации, сло­жившейся на Земле, т. е. культурного ресурса каждой нации.

Идея многообразия общества не противоречит идее единства человечества. Все более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогая преодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности к единой человеческой семье. Но это не только взаимодействие людей на личностном, инди­видуальном уровне, но и диалог культур, цивилизаций. И се­годня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможет сделать достижения разных культур и цивилизаций до­стоянием всего человечества.

Факторы взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур

Сближение, взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур происходит на основе равенства и братского сотрудничества, как добровольный и целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством Коммунистической партии. Общие черты духовного облика советского народа развиваются более интенсивно, чем специфические, присущие только одной нации. Такому процессу способствуют марксистско-ленинская идеология, социалистический способ производства, производственное сотрудничество, формирование единой социалистической культуры, непрерывно возникающие общие семейнобытовые традиции и т. д.


На примере республик Средней Азии и Казахстана видно, что в результате свободного развития языка, литературы, письменности, музыки, живописи каждого народа все лучшее, наиболее выразительное переходит свои собственно национальные границы и становится достоянием единой социалистической культуры народов СССР.

В нашей стране многое делается для культурного сближения социалистических наций и обогащения духовной жизни народа. Большую роль в этом играют декады литературы и искусства, концерты дружбы, различные музыкальные и театральные фестивали, радиопереклички, обмен лекторами между республиками, совместные научно-технические конференции, чествование выдающихся деятелей науки и культуры братских республик и т. д. Огромный политический подъем вызывают, в частности, традиционные декады литературы и искусства всех братских республик Советского Союза в Москве. В свою очередь гастроли художественных коллективов Москвы, Ленинграда и других центральных городов нашей страны в национальных

Казахская ССР. Алма-Ата. Участники Всесоюзной творческой конференции писателей, посвященной 30-летию освоения целины: поэт М. Каноат, писатель Ю. Суровцев, поэтесса Е. Нестерова, прозаик Н. Шундик, поэт О. Сулейменов, писатель Т. Молдагалиев (слева направо).

республиках оказывают большое влияние на усиление культурного обмена и обогащение духовной жизни трудящихся. Взаимному обогащению культур братских республик способствует также интенсивное и разностороннее общение писателей, композиторов, художников и других деятелей культуры. За последние годы с большим успехом прошли дни русского искусства и литературы в Киргизии, Таджикистане, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и других республиках. Здесь проводились также недели детской книги с участием ведущих писателей РСФСР, ставшие памятными событиями культурной жизни. Все это свидетельствует не только о расцвете национальных культур, но и об их сближении. Такие культурные праздники способствуют тому, что лучшие произведения литературы и искусства братских социалистических наций становятся достоянием всего многонационального советского народа.

Произведения братских литератур народов СССР, возникшие на национальной почве, отражающие своеобразие жизни, быта, мыслей и чувств каждого народа, понятны и близки всем народам Советского Союза, ибо воплощенные в них идеалы интернациональны по своему характеру, общечеловечны по духу идейно-эстетического воздействия, они перекликаются с самыми светлыми идеалами прогрессивного человечества.

Произведения писателей Средней Азии и Казахстана переведены почти на все языки народов СССР и зарубежных стран. Как верно заметил украинский поэт Максим Рыльский, перевод на русский язык — это ворота в мир для национального писателя, ибо с русского перевода продолжается путь произведения на языки народов СССР и зарубежных стран.

Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов нашей страны выражается и в том, что деятели художественной культуры даже в сюжетно-тематическом плане не замыкаются в узконациональные рамки, а пишут произведения о жизни


Казахской ССР М. Мусин (справа) и артист А. Молдабеков (слева) отвечают на вопросы зрителей после спектакля.

В современный период приметным общественным явлением становится художественно-литературное двуязычие, многие писатели народов СССР создают свои произведения на родном и русском языках: Чингиз Айтматов, Грант Мате-восян, Василь Быков и другие.

Весь мир признает сегодня неоспоримые всемирно-исторические достижения народов Советского Востока, достойно демонстрирующих преимущества социалистического строя и торжество ленинской национальной политики. Не случайно за последние 5 лет в Узбекистане, Казахстане и других республиках Советского Востока побывало более 600 иностранных делегаций из 90 стран мира. Народы Средней Азии и Казахстана с готовностью и добрым сердцем принимают всех тех, кто хочет


Латинской Америки на экскурсии в Бухаре. Слева направо: Чантхра (Таиланд), Ютака Накадзума (Япония), Валентина Титова (СССР), Баббита-Фарида Ахтар (Бангладеш).

узнать как можно больше о нашей стране. Послушаем мнение людей разных стран, разных судеб, разных взглядов и убеждений о культуре народов Советского Востока, о советской системе народного образования, о советской науке, литературе и искусстве.

Читайте также: