Взаимосвязь личности и общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов.В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из них отдает приоритет интересам личности.Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства,невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепциюабсолютной свободы личности.Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды,как социальной, так и природной. К тому же если бы один индивид мог стать абсолютно свободным, это означало бы несвободу других. Хотя абсолютной свободы личности не может быть, однако люди кровно заинтересованы в возрастании степени свободы, освобождения от угнетения, эксплуатации, насилия.

И наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов в некое гармоническое единство.При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.

Основоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма.Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость. Благо человека является критерием оценки любых социальных действий и институтов.

Сегодня перед нами две задачи. Первая – восстановить истинный смысл общественных интересов, не отождествляя их с государственными и интересами некоторых отдельных групп. Вторая – развитие личности, ее инициативности, оригинальности и т. д. Реализация этих задач – нелегкое дело, предполагающее такую демократизацию общества, от которой мы еще достаточно далеко.

При анализе проблемы взаимоотношения личности и общества обращается внимание на явление, называемое отчуждением.

Проблемы свободы и ответственности.

Свобода – философская категория, характеризующая глубинную сущность человека и его существование, связанная с возможностью личности независимо мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, желаниями, интересами, идентичностью, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений рационалистов, экзистенциалистов и религиозных философов. Свобода в марксизме и экзистенциализме рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с социальным равенством и справедливостью.

Свобода воли – понятие, означающее возможность внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской мысли воля трактовалась амбивалентно: во-первых, как следствие природной и сверхприродной детерминации (Бог, абсолют); во-вторых, как автономная сила, определяющая жизненный процесс человека. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру идентичности и социального характера личности.

В рамках современной концепции детерминизма свобода может быть определена как высшая форма детерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне ее движения (например, в сфере самоидентификации личности).

Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы ответственности и необходимости, без которых немыслима реализация свободы. Действовать в духе волюнтаризма как тотальности проявления воли (А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 - 1900) – действовать, не полагаясь на объективные условия бытия, законы природы и общества, но выдавая свой произвол за высшую цель.

Общество- это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество - целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Степень организации общества бывает разной в зависимости от исторических и природных условий. Но общество – всегда многоуровневая система, которую можно условно разделить на отдельные этажи. При этом на верхнем этаже будет представлено общество в целостном виде. На промежуточном уровне стоят социальные институты - своеобразные узлы деятельности людей, сохраняющие длительное время стабильность и устойчивые формы (брак, семья, государство, церковь, наука), социальные общности людей (нация, народ, класс, группа, слой). Наконец, нижний этаж - индивидуальный мир человека.

Системный подход в рассмотрении общества представляет его прежде всего как вид больших систем, поскольку оно включает в себя подсис­темы меньшего уровня. Будучи большой системой, оно органи­чески сочетает в себе сферы общественной деятельности как подсистемы общества: социальную, экономическую, полити­ческую и духовную. В свою очередь каждая из них структурна, так как состоит из взаимосвязанных компонентов.

Общество может рассматриваться, с одной стороны, и как статичная система (характеризуется определенным посто­янством на протяжении какого-то времени), с другой — как динамичная система, ибо претерпевает со временем качес­твенные изменения, порой достаточно скоротечные (во время революционных и других преобразований).

Естественно, что общество является и системой инфор­мационной, поскольку в обществе неизбежно циркулирует ин­формация. Как открытая система общество постоянно взаимодейс­твует с внешней средой.

В обществе выделяют четыре основные подсистемы — социаль­ную, экономическую, политическую и духовную. Содержание каждой из них включает в себя определенный вид деятельнос­ти (скажем, политическую деятельность), плоды (продукты) этой деятельности, а также взаимоотношения между людь­ми, по-другому — общественные отношения в этой области. В этом плане можно видеть как совпадение (отношения между людьми, общественные отношения по поводу чего-либо), так и различия (общественные отношения в определенной области не исчерпывают все содержание сферы; общественные отно­шения не сводятся только к четырем видам — экономическим, политическим, духовным, социальным).

Личность и общество - это большая и сложная проблема, которой в социологической литературе посвящено много работ. Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельно­сти. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направ­ленной прежде всего на развитие и реализацию его социально зна­чимых способностей.

Основополагающая жизненная проблема личности — адаптиро­ваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и та­ким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.

Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. Но, реализуя свои интересы, не­обходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно на­ходить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разруши­тельная) жизнь общества и составляющих его личностей.

Такой подход опровергает постулаты методологиче­ского индивидуализма, т.е. тех социологов, которые, по сути, игнори­руют значение общества и его интересов в жизнедеятельности от­дельных людей. Они рассматривают личность едва ли не как самодостаточного субъекта, который исключительно сам творит и реа­лизует себя. Отсюда мифы о способных и удачливых личностях и остальной массе неспособных и потому неудачливых людей. Соци­альные условия их жизни и деятельности в расчет не принимаются.

Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, эко­номическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, за­щищаются государством. Все это говорит о том, что методологиче­ский индивидуализм, с позиций которого характеризуется жизнь и деятельность личности, несостоятелен ни с научной, ни с практической точки зрения.

Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружа­ют несчастные люди, если деградирует общество, в котором он жи­вет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его воз­рождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность. В данном случае речь идет не только об эффективном решении внут­ренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.

Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каж­дой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, лю­бовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему, что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установ­ки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.


Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Общество как система взаимоотношений между людьми оказывает воздействие на отдельные личности как его элементы. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:

• специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;

• воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т. д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.

Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Одна из них отдает приоритет интересам личности. Эта концепция конкретизировалась, например, в требовании свободы частного предпринимательства, невмешательства государства в дела предпринимателей. Концепция приоритета интересов личности иногда перерастает в концепцию абсолютной свободы личности. Но если посмотреть на реальное положение дел, ведь человек не может быть независимым от окружающей среды, как социальной, так и природной. К тому же если бы один индивид мог стать абсолютно свободным, это означало бы несвободу других. Хотя абсолютной свободы личности не может быть, однако люди кровно заинтересованы в возрастании степени свободы, освобождения от угнетения, эксплуатации, насилия.


И наконец, третья концепция утверждает необходимость сочетания общественных и личных интересов в некое гармоническое единство. При этом, конечно, нужно учитывать, что полного совпадения личных и общественных потребностей и интересов достичь невозможно. Интересы людей здесь нужно рассматривать в соотношении с главными особенностями образа жизни их социальной среды.

Основоположники диалектико-материалистической философии утверждали концепцию гуманизма. Гуманизм в широком смысле означает утверждение права человека на свободу, счастье, развитие своих способностей, равенство, социальную справедливость. Благо человека является критерием оценки любых социальных действий и институтов.

Сегодня перед нами две задачи. Первая – восстановить истинный смысл общественных интересов, не отождествляя их с государственными и интересами некоторых отдельных групп. Вторая – развитие личности, ее инициативности, оригинальности и т. д. Реализация этих задач – нелегкое дело, предполагающее такую демократизацию общества, от которой мы еще достаточно далеко.

При анализе проблемы взаимоотношения личности и общества обращается внимание на явление, называемое отчуждением.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2. Личность и общество

2. Личность и общество Импульсы развития личности В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой. Первый из них был предложен Джоном Локком в его учении о человеке как tabula rasa

3.8. Личность и общество

3.8. Личность и общество Начиная рассуждение о взаимоотношениях личности и общества, нужно иметь в виду, что исторически всегда существовали конкретные общества с конкретными типами личностей. Но в этих конкретных обществах и конкретных типах личностей были некоторые

Глава третья Личность и общество

Глава третья Личность и общество Такова проблема, с которой сталкивается большинство из нас: личность, только ли она инструмент общества или она цель общества? Вы и я как личности, используемся ли мы, управляемся ли мы, воспитываемся ли мы, контролируемся ли мы,

Глава третья Личность и общество

Глава третья Личность и общество Такова проблема, с которой сталкивается большинство из нас: личность, только ли она инструмент общества или онацель общества? Вы и я как личности, используемся ли мы, управляемся ли мы, воспитываемся ли мы, контролируемся лимы, формируемся

Глава 4 Личность и общество

Глава 4 Личность и общество Что такое личность? Каковы ее отличия от природной особи? Какова степень влияния общества на поведение личности? Или социальное поведение определяется внутренними структурами (мотивами, убеждениями)? Эти вопросы давно волнуют не только ученых,

1. Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объект

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное

2. Личность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественное Проблема личности связана также с традиционной проблемой реализма и номинализма, проблемой общего и частного. Принято думать, что для защиты личности благоприятен

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение

4. Личность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Уже было сказано, что личность есть изменение и имеет неизменную основу. В реализации личности кто-то вечно меняется, но этот кто-то остается все тем же, сохраняется тождество.

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная

2. Личность субстанциальная и личность атрибутивная В нашей настоящей работе мы часто употребляем термины"личность"и"безличие", которые могут вызвать сомнение в случаях отсутствия полной договоренности относительно смысловой направленности этой терминологии. При

Личность и общество

Личность и общество Одно из любимых слов советской пропаганды и учебников марксизма — это "народ". "Народ — творец истории". "Народные массы — решающая сила исторического развития". Но для советского человека "народ" — такая же абстракция, такая же внешняя, безличная сила,

2. Индустриальное общество — модернизированное сословное общество

2. Индустриальное общество — модернизированное сословное общество Особенности антагонизмов в жизненных обстоятельствах мужчин и женщин можно определить теоретически в сопоставлении с положением классов. Классовые противоречия резко вспыхнули в XIX веке из-за

3. Личность благословляет человеческое общество

Я согласен с данным утверждением: ведь человеческая личность без общества неизбежно перестаёт развиваться и начинает деградировать. Именно связь человека с обществом, по моему убеждению, способствует процессу становления человеческой личности, и важнейшие качества личности формируются именно благодаря этой незримой связи. А недостаточно его бывает потому, что нет предела саморазвитию.

Джордж Сантаяна

Теоретическое обоснование данного понятия следующее. Общество является обособленной от природы, но тесно с ней связанной частью материального мира. Она включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Это все окружающие человека в его жизнедеятельности люди. В процессе общения и непрерывного взаимодействия с ними он получает информацию, развивается, совершенствует качества своей личности.

Святослав Игоревич

В качестве примера из истории, иллюстрирующего тесную связь человека с окружающим его обществом, можно вспомнить киевского князя Святослава Игоревича. Оставшись в раннем детстве без отца, он вырос в дружине, среди воинов, и его наставниками были воевода Свенельд и дядя – варяжский хёвдинг Асмольд. Святослав впитал все понятия и ценности этого общества, и под его влиянием сформировался как личность. Когда мать, которую он очень уважал и во многом слушал, уговаривала князя принять христианство, Святослав отказался: дружина не одобрит этого шага.

Подводя итог, хотелось бы вернуться к высказыванию Сантаяны. Значимость общества для формирования личности человека трудно переоценить. Саморазвитие и самосовершенствование немыслимо без его связи с обществом. Вместе с тем, у каждого человека имеются свои индивидуальные особенности; каждый в чём-то уникален, и для продолжения саморазвития одних лишь общественных связей ему может быть недостаточно.

Читайте также: