Изменения в егэ 2022 кратко

Обновлено: 04.07.2024

С начала 2022 года в системе ЕГЭ состоится редактирование заданий не только по основным предметам, но и выборочным. Структура была изменена, внедрились новейшие модели заданий, с помощью которых будут проверяться знания учеников. Изменения в ЕГЭ 2022 уже добавлены на портал Федерального института педагогических измерений.

Документация

Разработчики контрольно-измерительных материалов вместо старых заданий, добавили новые, изменили минимальный проходной бал и продолжительность некоторых экзаменов.

Создатели КИМ хотят, чтобы школьники:

  1. научились мыслить;
  2. учились приводить аргументы в связи со своей точкой зрения;
  3. решали практические задания;
  4. демонстрировали знания по анализу;
  5. умели критически оценивать ситуацию;
  6. давали исчерпывающее объяснение.

Список предметов с изменениями

Во всех школьных предметах планируется перемена первичных баллов Единого государственного экзамена в тестовые, основываясь на данные 2022 г. для сравнения с результатами прошедших лет.

Русский язык

Формат работы остался таким же, но были внесены некоторые правки:

  • Из 1 части было убрано упражнение на поиск основной информации, которая присутствует в тексте. Вместо этого было добавлено составное упражнение, которое проверяет навык проведения стилистического анализа.
  • В №16 была изменена формулировка и спектр предоставляемого материала.
  • В №19 расширили языковый материал, предоставляемый для проверки пунктуации.
  • В текстах объемом 70-150 слов нормы оценивания сделали более точными.
  • Был изменен первичный балл за работу на 59, ранее было 58.

Математика

Выпускникам, как и раньше придется делать выбор между базовой и профильной математикой. Последнему варианту отдают предпочтение школьники, которые планируют поступить в ВУЗ, связанный с изучением точных наук.

Какие же изменения КИМ ЕГЭ 2022 ждут учеников по профильной математике:

  1. Самые простые тесты (1-3) были убраны. Вместо них добавили задачи на исследование функции и на сложную вероятность.
  2. В следующей части поменяли критерии оценивания. За №13 могут поставить 3 бала.
  3. Экономические задачи оцениваются в два бала, вместо трех.
  4. Самый высокий бал за экзамен составляет 31.

Правки в базовой математике:

  • Вторая задача объединилась с №7.
  • Обновлена геометрическая задача 5 с фигурами в реальности.
  • Добавлен №20, который проверяет умение строить и анализировать простые математические модели.
  • Вместо 20 заданий, стало 21.
  • Максимальный бал за все правильные ответы составляет 21 бал.

Обществознание

Новые изменения ЕГЭ в 2022 произошли и по обществознанию. Более того, перемены коснулись и процедуры проведения экзамен. На написание варианта дается 180 минут вместо трех часов и 55 минут. Максимальный балл — 57, вместо 64. Это связано с сокращением списка задач: их осталось 25. Какие конкретно внеслись правки в сами задания?

  1. Были убраны 1,2 и 20 задания.
  2. 22 и 26 упражнения убрали.
  3. 17-20, 24-25 сгруппировали.

История

В 1 части с короткими ответами осталось 11 вопросов из 19. Также время на написание работы укоротили с 235 минут до тех часов. Было убрано сочинение под номером 25. В 4 тесте информация по всеобщей истории исключена и внедрен материал по истории страны, в 16 будут проверятся знания фактов Великой Отечественной войны. В №6 и 11 больше не придется указывать количество верных элементов из списка, 10, 14 и 15 стали более расширенными.

Литература

Работа по литературе будет состоять из 12 упражнений, вместо 17, как было ранее. 7 с короткими ответами, 3 с ограниченным развернутым и одно с подробным описанием. Первая часть состоит из 11 вопросов, а вторая (12) только одно полноформатное литературное сочинение, с минимальным количеством слов 250. Ранее сочинение не превышало 200 слов, но и максимальный бал за него был повышен до 15. Время выполнения осталось таким же. Уровень сложности не повысился.

Иностранные языки

Проект КИМа по английскому языку в 2022 сократился на 4 упражнения. На написание письменной части прибавили 4 минут, в то время как на устный ответ время сократили на 4 минуты. Письменный и устный экзамен будут сдаваться отдельно, в указанные дни.

В письменной части изменения коснулись только №39-40. В устной было упрощено второе упражнение, а третье наоборот – усложнилось в силу формулировки. В эссе под номером 38 требуется написать отчет о выполненном проекте на основе предложенных графиков и таблиц. Разработчики хотят проверить у учеников не только знание английского, но и наличие аналитических способностей и метапредметных умений.

Изменения по китайскому языку:

Биология

В ЕГЭ по биологии практически нет нововведений, но экзамен немного подкорректировали:

  • Первичный бал увеличился от 58 до 59.
  • Задание на дополнение схемы исключили и добавили анализ или прогноз результатов эксперимента.

Нововведения коснулись системы оценивания, содержания и порядка заданий. Успешно сдать экзамен возможно при изучении теории и применении ее на практике.

Химия

Общее количество задач по химии уменьшили с 35 до 34. Отредактировали шкалу оценивания нескольких из них. Убрано задание 6, знания по характеризации химических свойств и оксидов будут проверяться в №7-8. В №5 изменен порядок условий. В №28 сменили тип расчетов. Максимальный балл за выполненную работу составляет 56, вместо 58.

Физика

По физике оставили 30 заданий, ранее было 32. № 24, связан с астрономией – убрали. №1-3 посвящены теории, 4-12 – задачи с кратким ответом, 13-20 теперь связаны с соответствием, на изменение величин и выбором утверждений. 21-22 – погрешности и эксперименты. Во второй части сделали две сложных задачи – 23 и 24 и 6 вычислительных задач.

География

По географии сократилось количество заданий – с 34 до 31. Максимальный балл составляет 44, раньше был 47. В первой части осталось 22 вопроса, вместо 27. Вторую часть наоборот дополнили еще двумя задачами, вместо 7 стало 9. В №19-20 дополнен мини-тест, контекст №13 также был изменен.

Информатика

Мнение учителей и репетиторов

Изменения в ЕГЭ и ОГЭ 2022 внесены в программы практически всех предметов. Для успешной сдачи нужно тренировать навыки работы, практиковаться в написании. Выпускникам предстоит внимательно подойти к подготовке. Самый эффективный способ изучить новые темы, которые не выходят в школьную программу – это нанять репетитора. Также есть возможность посещать онлайн-курсы в дистанционном формате и заниматься самостоятельно.

По мнению учителей, новые задания не соответствуют школьной программе и могут привести к резкому сокращению экзаменационных баллов. Педагоги считают, что некоторые вопросы близки к олимпиадным. Наиболее серьезное ужесточение грозит ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и биологии.

Многие учителя сомневаются в том, что выпускникам удастся набрать минимальные балы по предметам. Каждый ребенок, родитель и учитель должен знать, что существует сайт ФИПИ, где представлены спецификации, кодификатор и демоверсии экзамена. Ознакомление с информацией даст возможность получше подготовиться к аттестации. Преподаватели советуют не рассчитывать на одних репетиторов, а дополнительно заниматься самостоятельно.

Популярные вопросы о ЕГЭ и ОГЭ 2022

Единый государственный экзамен, который каждый ребенок сдает в конце 9 и 11 классов для получения аттестата о среднем и среднем общем образовании и для поступления в институт, университет, колледж. В связи с нововведениями возникает масса вопросов. Узнать ответы на них удастся уже сейчас.

Сколько экзаменов нужно сдавать?

Девятиклассникам в следующем году придется сдавать ОГЭ и ЕГЭ по четырем предметам:

  • русскому языку;
  • математике;
  • еще два на выбор.

Русский язык и математика – это обязательные экзамены. Школьники, которые хотят поступить в высшее образовательное учреждение, сами смогут выбрать два оставшихся предмета. Согласно требованиям ФГОС, планируется введение третьего обязательного учебного предмета – иностранный язык.

Для чего усложнили математику?

Ученикам все еще предстоит выбирать: профильную или базовую. Базовая осталась практически такой же, а профильная усложнилась. В аттестации больше не осталось заданий, которые могли бы выполнить ученики начальных классов. Специалисты в образовательных учреждениях считают, что добавление более сложных задач в профильной математике уместны. Так как профессии, связанные с науками, требуют максимального уровня знаний. Внеслись задания, которые дадут школьникам возможность больше проявить себя.

Многие ученики считают, что профильная математика очень трудная и набрать высокий бал невозможно. Профильный и базовый уровни разные по структуре, шкале оценивания, сложности. При выборе уровня следует учитывать будущую профессию и условия образовательного учреждения, где будет проходить обучение. Если в списке ВУЗа вступительных экзаменов присутствует математика, необходимо отдавать предпочтение профильной.

Зачем ускорили ЕГЭ по обществознанию?

Для сдачи экзамена по обществознанию укоротили время выполнения от 3 часов 55 минут, до трех часов. Из экзаменов были убраны задания, на выполнение которых уходило больше всего времени. Все объемные упражнения заменили на другие, с более короткими ответами. Вследствие чего продолжительность экзамена уменьшилась.

Обществознание – это одни из популярных предметов, который выбирают ученики. Для успешной подготовки обязательно нужно прочитать весь школьный учебник и зайти на сайт ФИПИ для поиска заданий, которые будут присутствовать в экзамене и постараться выполнить их. Дополнительно можно поработать с книгами, выпускаемыми институтом.

Будут ли новые дополнительные предметы?

Главные предметы для сдачи аттестации остаются без изменений. Как и ранее для девятиклассников их будет 2 – русский язык в письменном виде и математика. Ранее школьники сдавали лишь 2 обязательных предмета, но в ближайшем будущем предстоит выбирать между всеми, еще 2:

  • иностранный язык;
  • информатика;
  • биология;
  • физика;
  • химия;
  • география;
  • история;
  • обществознание;
  • литература.

Для заканчивающих 11 класс все останется по-прежнему. Им предстоит сдать математику и русский в письменной форме. В перечень обязательных предметов возвращается базовая математика.

Когда обновится банк заданий ФИПИ?

Любые обновления публикуются на веб-портале в конце августа – начале сентября, перед началом или в начале учебного года. После публикации информации, никакие исправления не вносятся. Но не стоит забывать об исключениях, о которых также сообщается на портале.

Открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ дает возможность решить некоторые задания, чтобы подтянуть предмет. Ответы к вопросам не удастся найти нигде, поэтому их придется решать самостоятельно.

Будет ли дистанционная сдача ЕГЭ?

Дистанционной сдачи не будет. Школьники, находящиеся на карантине, смогут сдать аттестацию в другие дни. В России давно существует практика организации экзамена в домашних условиях для детей с инвалидностью. Но дистанционный формат аттестации не предусмотрен.

Будем ли сдавать ЕГЭ на компьютере?

Компьютеры в данный момент используются во время экзамена по информатике и в устной части иностранного языка. Роскомнадзор рассматривает возможность поэтапного перевода ЕГЭ по некоторым предметам в компьютерный формат. Однако это произойдет не в ближайшие годы. Выпускники не смогут сдавать текст на компьютере из-за отсутствия достаточного количества оборудования. Иначе сдача растянется на месяцы.

В прошедшем и нынешнем году уже проходил экзамен по информатике с использованием компьютера и специального программного обеспечения. Успешная сдача зависела от навыков программирования. Так как из 27 вопросов, 9 решались только с использованием программного обеспечения.

Как будет проходить пересдача в 2022 году?

Школьники, получившие неудовлетворенную оценку по 1-2 предметам, могут пересдать экзамены осенью. Время будет указано дополнительно. Если работы провалены по трем, четырем предметам, то пересдача возможна по истечению начавшегося учебного года. В период пересдачи важно получить хороший результат, иначе придется ждать следующего года. 9-классники в такой ситуации смогут вернуться к обучению в школе и закончить 10-11 класс или только 10. Одиннадцатиклассникам предстоит ждать целый год.

Пройти аттестацию возможно и в 10 классе. Но в данном случае школьнику нужно проходить обучение по индивидуальному плану и иметь хорошие оценки по всем школьным предметам. Также до 1 февраля необходимо написать заявление о досрочной сдаче. Следует учитывать один момент – если экзамен будет провален, его нельзя будет пересдать в 11 классе.

Заключение

Единый государственный экзамен потерпит изменения по всем школьным наукам. Первичный бал снизится, поэтому получить самый высокий балл будет труднее. Экзамен нацелен на проверку полученных знаний и умений правильно мыслить и анализировать информацию. Первичные баллы снижены и любая опечатка отдаляет выпускника от получения хорошего результата. Но благодаря тщательной подготовке удастся добиться желаемого результата. Успех зависит от уровня знаний и умений. Если теорию укрепить практикой, то аттестация не вызовет трудностей.

Самое главное что произошло в 2022 году - изменения произошли ПО ВСЕМ предметам. Вот прям во всем, без исключения.

На этой странице мы разберем с вами официальный документ ФИПИ и рассмотрим на видео основные изменения. Но мы постараемся детально по каждому предмету сделать отдельные разборы с текстом и пояснениями.

Изменения ЕГЭ 2022 по русскому языку

Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. В работу внесены следующие изменения.

  1. Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1–3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
  2. Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.
  3. Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
  4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
  5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.

Изменения ЕГЭ 2022 по математике профильного уровня

В работу внесены следующие изменения.

  1. Удалены задания 1 и 2, проверяющие умение использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни, задание 3, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
  2. Добавлены задание 9, проверяющее умение выполнять действия с функциями, и задание 10, проверяющее умение моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий.
  3. Внесено изменение в систему оценивания: максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня 13, проверяющего умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, стал равен 3; максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня 15, проверяющего умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, стал равен 2.
  4. Количество заданий уменьшилось с 19 до 18, максимальный балл за выполнение всей работы стал равным 31.

Изменения ЕГЭ 2022 по базовой математике

В работу внесены следующие изменения.

  1. Удалено задание 2, проверяющее умение выполнять вычисления и преобразования (данное требование внесено в позицию задачи 7 в новой нумерации).
  2. Добавлены задание 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, и задание 20, проверяющее умение строить и исследовать простейшие математические модели.
  3. Количество заданий увеличилось с 20 до 21, максимальный балл за выполнение всей работы стал равным 21.

А теперь займёмся предметами по выбору. По алфавиту. Языки будут отдельно, в конце самом.

Изменения ЕГЭ 2022 по биологии

В работу внесены следующие изменения.

Изменения ЕГЭ 2022 по географии

В работу внесены следующие изменения.

  1. Общее количество заданий сокращено с 34 до 31. При этом увеличено количество заданий с развёрнутым ответом.
  2. В КИМ 2022 г. включён мини-тест из двух заданий (задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
  3. Изменён контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.
  4. В КИМ включён ряд заданий, аналогичных по конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР для 11 класса:
    – задание 3, проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений;
    – задание 8, проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями;
    – задания 23–25 – мини-тест из трёх заданий к тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними;
    – задание 31, проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.

Изменения ЕГЭ 2022 по информатике

В работу внесены следующие изменения.

  1. Задание 3 будет выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц (в 2021 г. это задание было аналогично заданию 3 бланкового экзамена прошлых лет).
  2. Задание 17 будет выполняться с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива.
  3. Задание 25 будет оцениваться исходя из максимального балла за выполнение задания равного 1. Максимальный балл за выполнение всей работы составит 29 (в 2021 г. – 30).

Изменения ЕГЭ 2022 по истории

В работу внесены следующие изменения.

  1. Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
  2. Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).

Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).

Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).

Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
- Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
- Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
- Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
- Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
- В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
- Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).

Изменения ЕГЭ 2022 по литературе

В работу внесены следующие изменения.

Изменения ЕГЭ 2022 по обществознанию

В работу внесены следующие изменения.

  1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
  2. Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
  3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
  4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
  5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).
  6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
  7. Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
  8. Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
  9. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут.

Изменения ЕГЭ 2022 по физике

В работу внесены следующие изменения.

  1. В 2022 г. изменена структура КИМ ЕГЭ, общее количество заданий уменьшилось и стало равным 30. Максимальный балл увеличился до 54.
  2. В части 1 работы введены две новые линии заданий (линия 1 и линия 2) базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов курса физики.
  3. Изменена форма заданий на множественный выбор (линии 6, 12 и 17). Если ранее предлагалось выбрать два верных ответа, то в 2022 г. в этих заданиях предлагается выбрать все верные ответы из пяти предложенных утверждений.
  4. В части 2 увеличено количество заданий с развёрнутым ответом и исключены расчётные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом. Добавлена одна расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом и изменены требования к решению задачи высокого уровня по механике. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование использования законов и формул для условия задачи. Данная задача оценивается максимально 4 баллами, при этом выделено два критерия оценивания: для обоснования использования законов и для математического решения задачи.

Изменения ЕГЭ 2022 по химии

В работу внесены следующие изменения.

А теперь изменения по иностранным языкам в 2022 году.

Изменения ЕГЭ 2022 по английскому языку, немецкому языку, французскому языку, испанскому языкам

Смотрите подробнее страницы с демоверсиями ЕГЭ 2022 по английскому, немецкому, французскому, испанскому.

В работу внесены следующие изменения.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Список изменений в структуре Единого государственного экзамена-2022 по всем предметам уже опубликован на сайте Федерального института педагогических измерений. Станет ли итоговая аттестация легче или сложнее? Вот что говорят учителя-предметники и репетиторы, которые уже ознакомились с обновленными демоверсиями.

Математика. Базовый уровень


Математика. Профильный уровень


В профильном варианте изменений чуть больше, чем в базовом. Во-первых, убрали пару совсем элементарных заданий. Во-вторых, стало две задачи на теорию вероятностей и статистику вместо одной: совсем простая — под № 2, и чуть сложнее — под № 10. В-третьих, добавилось задание на понимание функций и их графиков, но ребятам, выбирающим профильный уровень, оно не должно доставить особых проблем.

В письменной части содержательных изменений не произошло, но система оценивания, на мой взгляд, стала чуть справедливее. У выпускников чаще всего возникают проблемы с геометрическими задачами, а за реально непростую для учащихся стереометрическую задачу № 13 раньше давали всего два первичных балла. Теперь — три. Относительно же простая „экономическая“ задача под № 15 стала наоборот „дешевле“ на один первичный балл — теперь за нее дают всего два балла вместо трех.

В целом, изменения не глобальные. Сильно сложнее не стало. Проще тоже. Рестайлинг или фейслифтинг, одним словом.

Русский язык


Радует, что появляются задания, на которых можно разобрать новые темы — например, как с новым заданием 1, в котором нужно выполнить стилистический анализ текста. Оно требует больше времени на решение, на осмысление лингвистических явлений и еще проверит выпускника на знание „филологических словечек“. Что ж, разберемся и с этим.

Изменения в ЕГЭ-2022 по русскому языку не глобальные (по сравнению с 2019- 2020 годами) и касаются всего нескольких заданий, что не сильно повлияет на результаты тех, кто всерьез занимается. Правда, увеличение требования по объему сочинения несколько пугает, потому что научить писать развернуто и внятно становится все труднее и труднее.

Литература

Методисты уже расписали плюсы и минусы нового формата. Из плюсов: количество литературных источников, которые абитуриент должен вспомнить и проанализировать, чуть ли не цитируя по памяти, сокращен с 7 до 5. Но при этом список текстов для изучения расширили до космических размеров. Многие радуются, что включено много новых произведений, в том числе зарубежная литература. Но некоторые произведения попали туда явно по недоразумению или некомпетентности составителей — например, одиннадцатиклассникам предлагается разобрать рассказ Л.Толстого „Крейцерова соната“ или роман У.Эко „Имя розы“.

Кто-то радостно пишет о том, что появилась вариативность — более легкий и более трудный вопрос на выбор (5.1\10.1 и 5.2.\10.2). Это было бы еще как-то понятно при делении экзамена на „базу“ и „профиль“, но пока ничего подобного нет. Те, кто выберут более трудный вопрос, больше баллов не получат. Так в чем преимущество и в чем смысл этого „выбора“?

Обществознание


Плохая новость заключается в том, что экзаменационные варианты наполнились заданиями, формулировки которых оставляют желать лучшего. Задание с графиком и план усложнились: теперь придется самостоятельно определять, спрос или предложение изображены на графике, а один из пунктов плана нужно будет расписать по содержанию. В задании № 8 появился дополнительный вопрос: „Определите, изменение какого экономического показателя изображено на графике“. Задание № 23 также дополнено: „Объясните содержание любого детализированного пункта вашего плана, раскрывающего тему по существу“.

Однако принцип остается неизменным: при грамотной регулярной подготовке любое задание станет понятным и решаемым.

На текущий момент можно сказать, что в проекте в целом все проще, однако задания № 23 и № 25 нуждаются в комментариях ФИПИ, так как не очевидны пределы и тематика заданий, и предположить их, исходя из представленного проекта, нет возможности. Задание № 21 может с непривычки вызвать трудности, но при адекватном изучении темы проблем быть не должно. Сокращение продолжительности экзамена может оказаться неприятным нововведением, так как многие учащиеся, на мой взгляд, не готовы к ускоренной работе.

История

Из экзамена ушли задания № 24-25, где нужно было аргументировать свой выбор — именно в № 24 выпускники допускали наибольшее количество ошибок. Во второй части теперь добавились задания на аналитику и примеры: требуется не просто ответить, но и пояснить свою точку зрения, объяснить процесс. Раньше этот навык проверялся в эссе.

Время экзамена сокращено с 4 до 3 часов, тогда как объем работы на самом экзамене остается таким же. При этом стоимость баллов резко возросла — и это главное, что усложняет ситуацию. Нельзя брать за образец тех, кто набрал на ЕГЭ-21 80-90 баллов, потому что многие из тех, кто сдавали историю раньше, выезжали на эссе, которое стоило около 11 первичных и 33-35 вторичных баллов. Так как эссе убрали, каждый потерянный балл может дорого обойтись учащимся. Потеря каждого первичного балла влечет за собой потерю трех-четыре вторичных.

Я довольна тем, что отменили сочинение. Критерии для написания сочинений были несовершенны и вызывали очень много споров у преподавателей и экспертов. Соответственно, каждый пытался подготовить ребенка по разным параметрам.

Что касается второй его части экзамены, то вызывают вопросы задания к тексту. Непонятно, как подготовить ребенка по иллюстративному материалу, который будет соотноситься с текстом. С одной стороны, возникают сложности в технической подготовке, а с другой — детям иллюстративный материал дается легче, поэтому думаю, что особых проблем здесь не будет.

Тревогу вызывает последнее задание, в котором нужно сравнивать исторические события истории России и всеобщей истории. На всеобщую историю в школьных программах у нас отведено сравнительно мало времени. Если называть вещи своими именами, мы ее проходим обзором, а последнее задание предполагает не только знание конкретных фактов, но еще и умение их анализировать и соотносить с историей России.

Радует, что в новом варианте больше внимания уделено работе с источниками, потому что изучать историю, исходя только из интерпретации учебников, не совсем верно. Еще одно новшество — это работа с терминами. В демонстрационном варианте стоит термин „закуп“ — понятно, что ребенок должен знать разряды населения на Руси времен Ярослава Мудрого, но хотелось бы понимать, какого плана термины могут встретиться на экзамене. Например, будет ли термин „феодальная повинность“ или термин „крепостное право“? Я думаю, что именно с этим заданием возникнут трудности в подготовке. Собирать словарь терминов педагогам придется самостоятельно.

Информатика

В ЕГЭ по информатике основные изменения произошли в прошлом году с введением компьютерной части. От этого экзамен стал одновременно и проще, и сложнее. Проще — поскольку при решении заданий можно использовать компьютер, а его нужно использовать по максимуму. Так, например, на прошлогоднем экзамене достаточно было написать менее 200 строчек кода на Python, чтобы полностью или частично решить 18 задач из 27. Еще 4 решались в офисных программах, в двух жизнь упрощал калькулятор.

Сложнее экзамен стал потому, что теперь за решение задачи нельзя получить баллы за неполное и не совсем правильное решение.

На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по информатике? Во-первых, необходимо знать языки программирования. Наиболее подходящий — Python. Ученикам с минимальными знаниями я рекомендую изучать именно его.

Физика

Изменения в первой и второй части порадовали. Из первой части убрали задание на астрофизику. Оно требовало много времени и концентрации внимания, а оценивалось всего в 2 балла.

Появилось два новых задания смешанного типа- № 1 и № 2, они содержат вопросы сразу по всем разделам. Первое задание в большей степени теоретическое, а второе связано с графиками.

Во второй части были задачи на 1 балл, которые требовали краткого ответа. Однако они были достаточно непростыми: нужно было подумать, посчитать, использовать пару формул.. Теперь в этих заданиях нужно дать развернутый ответ. Это значит, что приложив такое же количество усилий, можно получить уже 2 балла.

Еще во второй части появилась задача в 4 балла, — это задание по механике высокого уровня сложности. Требования к ее оформлению достаточно жесткие: теперь нужно и математическое решение, и его обоснование. Обоснование стоит всего 1 балл, а математическое решение — 3. Они друг от друга не зависят, и если ты не сможешь написать обоснование, потери невелики. К тому же можно заучить разные обоснования, как для сочинения. Это не сложно, а баллов это задание дает много.

Общие рекомендации в связи с изменениями: нужно больше внимания уделять теории, отдельно — графикам, задач с ними очень много. Просто заучить формулы и выехать на этом не получится.

Английский язык

В письменной части изменения коснулись только заданий № 39-40. В задании № 39 email заменил попахивающее нафталином письмо другу, в № 40 вместо эссе теперь — что-то вроде доклада с элементами рассуждения: получился промежуточный вариант на пути от эссе к докладу (который был заявлен в „Перспективной модели ЕГЭ по английскому 2022“). Меня этот эксперимент ФИПИ-инженерии пугает тем, что это neither fish nor fowl (ни рыба ни мясо). Первая половина работы явно смахивает на доклад, вторая — на эссе.

В целом, этот новый формат легче, чем чисто эссе или доклад. Генерировать свои идеи не нужно. Бери данные из диаграммы и описывай их. Соблюдай нейтральный стиль, следи за словами и получи свои 14 баллов.


Изменения в устной части довольно значительные. Заданий по-прежнему четыре, но вместо Task 3, где нужно было описать фото, обращаясь к воображаемому другу, в новой версии появилась хорошо знакомая всем по ОГЭ форма — диалог с электронным ассистентом. Есть ощущение, что так разработчики пытались увеличить долю спонтанной речи в устной части ЕГЭ.

Китайский язык

Изменения в демоверсии минимальные, но ощутимые. Во-первых, пишем не обычное письмо, а электронное, что на самом деле ничего не меняет. Формат остается прежним, меняется лишь оформление самого задания и допустимый объем. Возможно, будут небольшие нюансы, но пока схема проверки для экспертов совпадает полностью с прошлогодней. Ждем новостей от ведущих экспертов.

Объем знаков в письменных работах изменился. До 2021 года объем в письме другу был 130-160 знаков, в 2022 году 150-190. До 2021 года объем в эссе был 140-180 знаков, теперь 160-200.

Очень интересно, что в „перспективной модели“ не было изменений в устной части, а в демоверсии они есть. Теперь „вы с другом вместе выполняете проект“ на некую тему. К данному заданию у меня много вопросов. Не совсем понятно, как именно студент должен соблюсти план и избежать повтора мысли, из-за которого могут снизить балл. Несколько изменено было время на подготовку и ответы в устной части.

Биология

В этом году появилось задание нового типа — на анализ эксперимента. На мой взгляд, это положительное изменение. Проверяет не столько знание биологии, сколько биологическое мышление. До ответа чаще всего можно додуматься логически.

Самое важное изменение, на мой взгляд, это то, что за задание № 22 теперь дают не 2, а 3 балла. С одной стороны, это точно приведет к усложнению задания: количество элементов ответа станет больше. С другой стороны, оно станет более структурированным и не таким непредсказуемым.

В целом, изменения в структуре ЕГЭ не критичные и не сильно усложняют экзамен. Стало больше заданий на биологическое мышление и анализ информации, увеличилось количество схем и картинок. Поэтому очень важно понимать и визуально представлять биологические процессы. Развивайте биологическое мышление, тогда составители ЕГЭ не смогут поставить вас в тупик.

Химия

Появился расчет по растворимости — теперь нужно лучше ориентироваться в pH. Лично для меня это в радость. За 6 лет работы с одинаковым материалом устаешь, а тут нужно пораскинуть мозгами, подумать, как лучше решать и как это доступно донести.

Для учеников не вижу проблемы. Как правило, ребята начинают основательно готовится с 11 класса. А если и начали готовились раньше, то прекрасно! А пару новых задач за год разобрать уж точно можно.

При должной подготовке никаких проблем у выпускников 2022 года возникнуть не должно. Адаптация учеников к новому формату не займет более одного-двух занятий.

Однако стоит заметить, что суммарное количество баллов значительно уменьшилось — с 60 до 56, что может незначительно увеличить процент стобальников, и в то же время немного уменьшить средний балл остальных сдающих.

География


Общее количество заданий в ЕГЭ по географии в сравнении с прошлым годом сокращено с 34 до 31. При этом выросло количество заданий с развернутым ответом. Несмотря на то, что список изменений достаточно длинный, по факту поменялось не так много.

Новая версия задания № 3 аналогична некоторым вариантам прошлогоднего задания № 5: и там, и там, по большому счету, необходимо расставить российские города (или субъекты федерации) с севера на юг или с юга на север.

Что же действительно нового появилось в ЕГЭ? Во-первых, это задания № 19-20, в которых предполагается работа с картограммой и статистическими данными. Это более практико-ориентированное задание, связанное с анализом информации, а не заучиванием, как было в предыдущей версии ЕГЭ, однако особых проблем оно вызвать не должно.

Во-вторых, добавлены задания № 23-25 — мини-тест из трех заданий к тексту. Этот блок аналогичен по структуре ранее введенному в ОГЭ блоку заданий № 27-29, где также требуется проанализировать текст географического содержания, опираясь на собственные знания.


Вот и начался новый учебный год. Для выпускников 11 классов это ещё и старт подготовки к ЕГЭ. Несколько дней назад ФИПИ опубликовал демонстрационные варианты ЕГЭ-2022. Об изменениях в заданиях рассказал наш постоянный ЕГЭ-блогер Михаил Ланцман.

ФИПИ наконец раскрыл карты и опубликовал на официальном сайте основные тематические направления итогового сочинения, а также демонстрационные варианты (проще говоря, образцы заданий) ЕГЭ-2022, а также справку обо всех внесённых изменениях. И если в темах итоговых сочинений никаких сенсаций мы не увидели, то в демоверсии ЕГЭ разработчиками ФИПИ были внесены существенные изменения.

Русский язык

  1. Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1– 3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него включили составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
  2. Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала в 16 задании.
  3. Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
  4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
  5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.

Математика (базовый уровень)

  1. Удалено задание 2, проверяющее умение выполнять вычисления и преобразования (данное требование внесено в позицию задачи 7 в новой нумерации).
  2. Добавлены задание 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, и задание 20, проверяющее умение строить и исследовать простейшие математические модели.
  3. Количество заданий увеличилось с 20 до 21, максимальный балл за выполнение всей работы увеличился до 21.

Математика (профильный уровень)

  1. Удалены задания 1 и 2, проверяющие умение использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни, задание 3, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
  2. Добавлены задание 9, проверяющее умение выполнять действия с функциями, и задание 10, проверяющее умение моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий.
  3. Внесено изменение в систему оценивания: максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня 13, проверяющего умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами, стал равен 3; максимальный балл за выполнение задания повышенного уровня 15, проверяющего умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, стал равен 2.
  4. Количество заданий уменьшилось с 19 до 18, максимальный балл за выполнение всей работы теперь 31.

Физика

  1. В 2022 г. изменена структура КИМ ЕГЭ, общее количество заданий уменьшилось и стало равным 30. Максимальный балл увеличился до 54.
  2. В части 1 работы введены две новые линии заданий (линия 1 и линия 2) 2 базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов курса физики.
  3. Изменена форма заданий на множественный выбор (линии 6, 12 и 17). Если ранее предлагалось выбрать два верных ответа, то в 2022 г. в этих заданиях предлагается выбрать все верные ответы из пяти предложенных утверждений.
  4. В части 2 увеличено количество заданий с развёрнутым ответом и исключены расчётные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом. Добавлена одна расчётная задача повышенного уровня сложности с развёрнутым ответом и изменены требования к решению задачи высокого уровня по механике. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование использования законов и формул для условия задачи. Данная задача оценивается максимально 4 баллами, при этом выделено два критерия оценивания: для обоснования использования законов и для математического решения задачи.

Химия

Контроль за динамикой прироста ваших баллов, домашние задания, отчёты для родителей, регулярные пробные тестирования, профориентация — всё это также входит в комплекс наших услуг. Гарантия поступления в вуз.

Биология

История

  1. Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).
  2. Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).
  3. Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе. Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.). Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.). Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, — историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.). Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры. В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.). Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).
  4. В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).
  5. Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа. 6. Время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.

География

  1. Общее количество заданий сокращено с 34 до 31. При этом увеличено количество заданий с развёрнутым ответом.
  2. В КИМ 2022 г. включён мини-тест из двух заданий (задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
  3. Изменён контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.
  4. В КИМ включён ряд заданий, аналогичных по конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР для 11 класса: задание 3, проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений; задание 8, проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями; задания 23–25 — мини-тест из трёх заданий к тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними; задание 31, проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.

Обществознание

  1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
  2. Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
  3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
  4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
  5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).
  6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
  7. Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
  8. Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
  9. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут.

Литература

Иностранные языки

Информатика

  1. Задание 3 будет выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц (в 2021 г. это задание было аналогично заданию 3 бланкового экзамена прошлых лет).
  2. Задание 17 будет выполняться с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива.
  3. Задание 25 будет оцениваться исходя из максимального балла за выполнение задания равного 1. Максимальный балл за выполнение всей работы составит 29 (в 2021 г. — 30).

Еще раз приглашаю на наши очные курсы ЕГЭ Lancman School в Москве и онлайн-курсы в любом регионе страны.

Читайте также: