Позиция рф в афганской проблеме кратко

Обновлено: 04.07.2024

Москва открыта для сотрудничества с Вашингтоном, Брюсселем, а также с Североатлантическим альянсом по афганскому вопросу, однако ключевую ответственность за восстановление республики должны нести государства НАТО. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на встрече с членами Ассоциации европейского бизнеса в России.

7 октября 2001 года началась военная операция Соединённых Штатов и их союзников в Афганистане. Её целью американские власти называли.

Лавров подчеркнул, что для Москвы очень важна стабильность на территории центральноазиатских соседей, и напомнил, что вскоре в российской столице пройдёт встреча по Афганистану.

Политический контекст

Ранее Лавров подчёркивал, что Москва не собирается нести ответственность за возможные миграционные кризисы, вызванные действиями Запада.

В среду, 6 октября, в Москве состоялись переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова и главы МИД Ирана Хосейна Амира.

Стоит отметить, что риски нового миграционного кризиса и угрозы террористической опасности выросли после того, как США стремительно эвакуировали свои войска из Афганистана. Об уходе из республики вскоре сообщили и другие страны западной коалиции.

По мнению экспертов, готовность российской стороны сотрудничать с США, ЕС и НАТО по Афганистану отвечает национальным интересам РФ, поскольку от ситуации в исламской республике будет зависеть и обстановка в странах Центральной Азии, которые находятся вблизи границ России.

При этом он отметил, что вести переговоры с Вашингтоном и НАТО по афганскому вопросу Москве будет непросто.

Более 40% европейцев считают, что ввод американских войск в Афганистан был ошибкой. Об этом свидетельствуют данные опроса.

По его словам, сложность ситуации заключается в том, что именно США должны нести основную ответственность за восстановление Афганистана, поскольку из-за их действий обстановка в исламской республике сейчас близка к катастрофической.

В свою очередь, руководитель группы стратегических оценок Центра ситуационного анализа ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Сергей Уткин заметил, что нынешняя ситуация в Афганистане — результат деятельности не только США, но и НАТО. При этом западные страны могут попытаться переложить ответственность за происходящее в республике на Россию и другие государства, считает аналитик.

Кроме того, одним из наиболее актуальных вопросов становится выстраивание политики в отношении тех, кто реально контролирует ситуацию в Афганистане, считает Уткин.

КАЗАНЦЕВ Андрей

В исторической памяти нашего народа Афганистан ассоциируется с войной 1979–1989 годов и потерями, которые омрачили последние годы существования СССР. Многие также считают, что эти события во многом были и одним из факторов, приведших к распаду Советов. Сегодня зарубежная пресса все больше пишет о том, что одну из решающих ролей в афганском урегулировании может и будет играть Россия. Зачем Москве участвовать в этом непростом процессе, есть ли для нее выгоды, с учетом непростых ассоциаций, всплывающих в памяти любого россиянина при слове "Афганистан"? Не лучше ли стараться игнорировать сам факт существования этой страны и сократить ее упоминание в медийном пространстве?


Говорить, чтобы не воевать

Ответ заключается в том, что РФ необходимо участвовать в мирном урегулировании ситуации в Афганистане именно для того, чтобы вновь там не воевать. Ситуация на границах этой страны и в целом в бывшей советской Центральной Азии такова, что полный наш уход с этих территорий может привести к большой войне, которая, в свою очередь, неизбежно доберется и до самой России.

В подтверждение напомню про исторический опыт, полученный уже после окончания афганской войны. Российские войска участвовали в разведении сторон в 1990-е годы в ходе невероятно кровавой гражданской войны в Таджикистане, сопровождавшейся субэтническими чистками и породившей волны беженцев, которые дошли и до Москвы — тогда можно было встретить беженцев-таджиков, даже просящих милостыню в центре столицы у метро. Частью миротворческой миссии было участие наших пограничников в столкновениях на таджикско-афганской границе. Наиболее драматичным эпизодом стало уничтожение боевиками 25 российских пограничников 13 июля 1993 года на 12-й заставе Московского пограничного отряда. В том бою одним из командиров террористов был будущий лидер чеченских боевиков Амир ибн аль-Хаттаб, прошедший подготовку в лагерях "Аль-Каиды" (запрещена в РФ) в Афганистане и перенесший войну уже на нашу территорию.

На мой взгляд, такое развитие событий вполне объясняет интересы России в Афганистане и Центральной Азии в сфере безопасности. РФ даже в чисто эгоистическом плане жизненно необходимо обеспечить стабильность в этом регионе, сделать все, чтобы избежать трансграничных угроз, которые могут перейти на российские границы.

Путин на сессии ОДКБ выразил озабоченность потенциальными угрозами из Афганистана

К числу этих угроз можно отнести международный терроризм, наркоторговлю, неконтролируемые миграционные потоки, а также образование "несостоявшихся государств", которые не контролируют свою территорию и дают возможность возникновению террористических анклавов (как это некогда случилось в Афганистане и могло произойти в Таджикистане в 1990-е годы). В связи с этим Центральная Азия неизбежно воспринимается в России как один комплекс с Афганистаном.

Риски перетекания нестабильности из этого государства представляют собой серьезный вызов для таких центральноазиатских стран, как Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан, а РФ гарантирует им безопасность в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Для спокойной жизни людей в своей стране и в странах-партнерах на территории центральноазиатских стран ОДКБ расположены российские военные базы (201-я в Таджикистане и авиабаза Кант в Кыргызстане), а также другие военные объекты. Актуальность этого подчеркнули на сессии ОДКБ, состоявшейся 23 августа под председательством президента Таджикистана Эмомали Рахмона. В повестке встречи стояли вопросы обеспечения безопасности государств — членов ОДКБ в контексте событий в Афганистане.

"Черная дыра" терроризма

После ухода советских войск и победы моджахедов, а потом талибов ("Талибан" — организация, запрещенная в РФ) Афганистан превратился в "черную дыру", которая притягивала международных террористов со всего мира. Таджикистан в нее не утянуло разве что благодаря усилиям России. После этого РФ была вынуждена принять участие в Баткенских событиях в Киргизии в 1999 году в рамках Договора о коллективной безопасности СНГ (предшественник ОДКБ). В ходе той "мини-войны" представители террористической группировки "Исламское движение Узбекистана" (запрещено в РФ), пытаясь ворваться в страну происхождения после организованных в Ташкенте мощных терактов, завязли в Баткенской области Киргизии.

Проблемы, связанные с Афганистаном, коснулись России и на самом стыке тысячелетий, о чем недавно напомнил президент РФ Владимир Путин. Существовали тесные связи наиболее радикального крыла северокавказских боевиков с "Талибаном" через "Аль-Каиду". Последняя активно участвовала в двух чеченских войнах; считается, что подрывники, осуществившие многие из прогремевших в России терактов, были обучены инструкторами, присланными "Аль-Каидой" из Афганистана.

Как талибы могут защитить Иран от наркотиков, беженцев и ИГ

Сейчас, как много раз говорил министр обороны РФ Сергей Шойгу, существует связка между воевавшими против России в Сирии боевиками (прежде всего из числа выходцев с постсоветского пространства) и Афганистаном через территориальное подразделение ИГ в Афганистане — "Исламское государство Хорасан" (запрещено в РФ), а также через этнические экстремистские группировки, связанные с "Аль-Каидой".

Поэтому вопрос примирения афганцев друг с другом — это вопрос национальной безопасности самой России. Победившие в войне талибы пообещали, что они выгонят из страны засевших там международных террористов. Также они пообещали создать инклюзивное правительство, которое будет включать представителей национальных меньшинств. Это ключевой вопрос мира в Афганистане, так как их титульный этнос — пуштуны составляют примерно две пятых населения страны. А Северный Афганистан населяют те же народы, что живут и в бывших советских республиках, — таджики, узбеки, туркмены, киргизы, они связаны со странами Центральной Азии, и любой конфликт (как, скажем, сейчас столкновения в Панджшерском ущелье) неизбежно затрагивает и соседние государства. Кроме того, Афганистан связан не только с постсоветской Центральной Азией, но в этом регионе также пересекаются интересы и таких государств, как Китай и Пакистан, против Индии, Иран в оппозиции к арабским странам Персидского залива.

В описанной ситуации российскому МИДу, в частности, неизбежно приходится проводить очень сложную, требующую большого искусства, терпения и тонкости работу по посредничеству в заключении мира в стране. Кроме России, пожалуй, в нынешней ситуации никто эту работу сделать не сможет.

Но и с учетом хорошо известной истории талибов слепо доверять их обещаниям Россия не будет. Для страховки у нее есть хорошо себя показавшая на протяжении более 30 лет система обороны на границах с Афганистаном, прежде всего на таджикско-афганской границе. Так что от возможного хаоса в Афганистане территория РФ хорошо защищена.


Китайский взгляд на отношения России с Афганистаном после победы Талибана.

Хуаньцю шибао (Китай): роль России в разрешении афганского кризиса становится все более ключевой

Изменение взглядов на роль США

Чтобы обеспечить безопасность союзников из Центральной Азии, имеющих границу с Афганистаном, Россия усилила координацию военных операций с региональными странами в рамках Договора о коллективной безопасности. Столкнувшись с угрозой осады талибами северной части Афганистана и войны у границ центральноазиатских стран, Россия выпустила официальное предупреждение, в котором не исключила возможность вмешательства в ситуацию в Афганистане, если это будет необходимо для защиты безопасности и стабильности своих союзников в Центральной Азии.

Усилия для мирного урегулирования ситуации в Афганистане

С конца мая в Афганистане развернулась крупномасштабная гражданская война. Россия предлагала начать всеобъемлющий национальный диалог с участием всех политических и религиозных сил Афганистана, надеясь сформировать инклюзивный переходный механизм в стране, и считала, что это важный шаг для нормализации ситуации.

Соединенные Штаты и европейские страны всегда надеялись, что Россия позволит странам Центральной Азии оказать содействие выводу войск западных стран, и они даже пытались открыть новые американские базы в регионе. Но на российско-американском саммите в Женеве Путин выступил решительно против того, чтобы Соединенные Штаты играли какую-либо роль в военных делах Центральной Азии. Российская сторона считает, что создание США новой военной базы в регионе не отвечает интересам его безопасности.

У Дахуэй (吴大辉) — заместитель декана Российского научно-исследовательского института университета Цинхуа.

Стоит отметить, что вчера МИД РФ заявил, что Россия заинтересована в том, чтобы американцев не было в Средней Азии. Ранее сообщалось, что переговоры США с рядом государств Средней Азии о создании полноценной военной базы не прогрессируют из-за давления, которое оказывают Россия и Китай, стремящиеся не допустить, чтобы США тем или иным образом смогли бы после бегства из Афганистана закрепиться в регионе с целью его дальнейшей дестабилизации.

Де-факто, выгоды от ухода США из Афганистана и ослабление влияния США в Средней Азии, рассматриваются как более важный фактор, нежели гипотетическая угроза агрессии со стороны Талибана. Китай позиционирует свои устремления в схожем ключе. Хотя в любом случае, на слово талибам никто не верит — все ждут, когда они сформируют новую вертикаль власти и приступят к трансформации Афганистана и собственного движения на практике, что и позволит определиться с вопросом об уровне легализации Талибана и тех угрозах, которые он будет представлять для окружающих стран и региона в целом.

Для афганских элит 2016 года характерно магическое мышление, так печально знакомое любому, кто побывал в наиболее безрадостных уголках развивающихся стран. Верхи афганского общества в своём подавляющем большинстве не видят вины афганцев в том, что случилось с их страной.

Данный сценарий был поддержан практически всеми региональными и мировыми державами. К началу 2000-х годов талибы стали проблемой как для Афганистана, так и для системы глобальной безопасности в целом.

Произошли изменения в афганской стратегии США. Смена американской администрации в 2017 году повлекла за собой серьёзные трансформации во взглядах Вашингтона на афганскую кампанию. Президент Дональд Трамп не является сторонником бесконечных ближневосточных войн, которые были начаты его предшественниками. Хозяин Овального кабинета неоднократно подвергал жёсткой критике иракскую и афганскую кампании.

Трамп представляет, или, если угодно, олицетворяет, ту страту истеблишмента, который убеждён в нерентабельности и бессмысленности всех ближневосточных войн вместе взятых. Американский профессор Уолтер Рассел Мид называл их очень условно джефферсонианцами. То есть речь идёт о современных реалистах, убеждённых в том, что если Америка будет более сдержана на международной сцене, это снизит её издержки и риски. Короче говоря, Трампу не нужна война в Афганистане. Глава Белого дома хочет закрыть эту страницу и сосредоточить освободившиеся ресурсы и энергию на более, как ему кажется, важных проблемах.

Читайте также: