Взаимосвязь конфликтов и стрессовых состояний кратко

Обновлено: 05.07.2024

Состояние стресса может возникнуть как следствие конфликтной ситуации, а может быть причиной или поводом для начала конфликта.

Стресс характеризуется психофизиологическими параметрами и проявляется индивидуально. У каждого человека существует свой порог стрессоустойчивости.

На основе природы стресса различают следующие виды стресса.

Классификация стресса по областям проявления может выглядеть так:

Психологический стресс связан с индивидуальными особенностями человека, его реакцией на ту или иную ситуацию. Работа защитных механизмов психики, эмоциональноволевая устойчивость индивида, умение снимать напряжение – характеристики, влияющие на степень устойчивости человека к психологическому стрессу. К данному стрессу относятся явления групповой или массовой психики: страхи, паника, фрустрация, гнев, агрессия и все проблемы, возникающие с их проявлением.

Психологический стресс проявляется беспокойством, депрессивным состоянием, повышенной раздражительностью, тревожностью, увеличением страхов.

Физиологический стресс наступает как усложнение или последствие психологического стресса, но у некоторых людей может предшествовать другим видам стресса. Физиологический стресс – нетипичная реакция физической (физиологической) природы человека на конфликтную ситуацию. Эта реакция проявляется изменением физического состояния человека: бессонница, хроническая усталость, обострение хронических заболеваний, головокружение, потеря аппетита и другие реакции организма.

Информационнопсихологический стресс возникает по причине информационных перегрузок. При любом межличностном взаимодействии мозг человека получает большое количество информации, которую должен переработать. Чрезмерные объемы работы, многочисленные контакты увеличивают объем информации, вызывая переутомление.

При конфликте имеет значение субъективное отношение человека к противоречию, так как оно может способствовать возникновению стресса.

Но не менее значимы объективные условия – техногенная, профессиональная среда, в которой находится человек. При конфликтной ситуации она также влияет на психику и организм человека, увеличивая подверженность стрессам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 5. Виды стрессов

Глава 5. Виды стрессов Упражнение 5.1. Опишите свои индивидуальные проявления экзаменационного стресса по схеме. Сравните собственные результаты и данные других студентов. Обсудите причины сходства и различий в

Стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения в конфликте Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои

Технологии рационального поведения в конфликте

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов

38. Понятие стресса. Причины производственных стрессов. Формы проявления производственных стрессов. Профилактика производственных стрессов Стресс – это нарушение психологического состояния в результате травмирующих обстоятельств, негативных условий труда или других

Убеждения в конфликте

Убеждения в конфликте Нам предстоит заняться тем, каким образом привести в гармонию две подобные конфликтующие идентичности или системы убеждений. Конфликты в системе убеждений возникают, когда два и большее число убеждений ведут к конфликтному поведению. Подобного

КП, или Поведение в семейном конфликте

КП, или Поведение в семейном конфликте Все жены — смертны. Детский сказочник Е.Шварц (наверное, после семейной ссоры) КП — это Конфликтный Посыл или Конфликтное Поведение, когда один задевает другого, делает ему неприятно (а мог бы не задевать, не делать…). Кто-то из

Стили поведения в межличностном конфликте

Стили поведения в межличностном конфликте Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте:• противоборство – настойчивое, бескомпромиссное отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства;• уклонение – попытка

Правила поведения в конфликте

Правила поведения в конфликте В нашем обществе человеку приходится сталкиваться с конфликтами довольно регулярно. Поэтому всем полезно освоить приемы, которые могут способствовать снятию напряжения у конфликтующих.Таблица 11.1 Стоит обратить внимание на то, что все

Богини в конфликте: комитет как метафора

Богини в конфликте: комитет как метафора Внутри женщины богини могут соперничать друг с другом — или власть достается одной из них. Каждый раз, когда женщина должна осуществить важное решение, может возникнуть спор среди богинь из-за золотого яблока. Если это так, то сама

Схема 5.1.9 Роль руководителя в конфликте

Схема 5.1.9 Роль руководителя в конфликте РУКОВОДИТЕЛЬ в

Раздел 7 Консультативная помощь в конфликте

Раздел 7 Консультативная помощь в конфликте В данном разделе мы предлагаем рассмотреть вопрос работы консультанта с организационным конфликтом. Хотим отметить, что работа консультанта с организационными конфликтами имеет свою специфику, обусловленную следующими

Схема 7.1.3 Определения в конфликте

Схема 7.1.3 Определения в конфликте Ниже приведены определения, значимые с точки зрения внешнего управления конфликтным взаимодействием оппонентов.1. Ценности: глубоко укоренившиеся представления и убеждения, основанные на религиозной, идеологической или культурной

Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте

Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте Официальные: ? государственные правовые институты; ? правительственные и др. государственные комиссии; ? руководители предприятия, учреждения; ? общественные организации; ? профессиональные

Как вести себя в конфликте

Как вести себя в конфликте Зная все это, вы можете принять решение о том, как вам участвовать в назревающем конфликте. Вариантов может быть много.Вы можете увернуться от конфликта — промолчать, уйти куда-нибудь, отделаться шутками. В этом случае вампир не получит своей

Кто выигрывает и кто проигрывает в конфликте или противостоянии?

Кто выигрывает и кто проигрывает в конфликте или противостоянии? Когда Генри Форд спорил с управляющими Детройтской автомобильной компании о том, какой курс должна выбрать компания: производить ли дорогие автомобили для богатых людей или производить недорогие

1. Связь неврозов и стрессов с конфликтными ситуациями.

2. Управление стрессом.

Человек реагирует на все, что его окружает, что мешает ему в удовлетворении своих потребностей, реализации интересов и ценностей. В результате возникает биологически оправданное напряжение функций головного мозга, направленное на то, чтобы преодолеть возникшее препятствие.

Влияние обстоятельств, в том числе и конфликтных ситуаций, порождает у человека определенные эмоции – изменение в его нервной системе, субъективные реакции на воздействие тех или иных раздражителей. Если эмоции отрицательные, то, образовавшийся в результате внутренний дискомфорт часто становятся причиной невроза.

Любой невроз является прямым следствием эмоционального напряжения. Проведенными исследованиями установлено, что большая часть ( до 70 %) болезненных отклонений от нормы профессиональны по своему происхождению, то есть так или иначе связаны с помехами в трудовой деятельности, столкновениями на работе. Нередко к ним приводят конфликты:

1. между индивидуальными потребностями и установлениями социальной среды;

2. между уровнем притязаний и планкой реально достигнутого;

3. между степенью желаний и пределом возможного.

Таким образом, в основе неврозов лежит нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. К наиболее частым причинам всеобщей невротизации в сегодняшней России можно отнести резкое снижение доходов значительной части семей в городах и на селе; реальную угрозу безработицы; низкий уровень оплаты труда и т.д.

Среди трудных состояний человека широкое распространение получил стресс.

Стресс – это нервное перевозбуждение, возникающее в результате разрешения противоречий между природной, социальной и духовной сущностями личности, взрыв внутреннего противоборства эмоций и мнений, чувства и разума, реакция на раздражители, которые превышают некий критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма.

Исследования показывают, что к физиологическими признаками стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию, пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и пр.

Стресс имеет защитно-приспособительный характер, направлен на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств. Однако эффективность стресса ограничена. Непрерывная череда стрессовых состояний может обернуться хроническим стрессом - болезнью, выбивающей человека из жизненной колеи. Поэтому стресс практически всегда сигнал тревоги.

Каждому надо быть осведомленным о механизмах возникновения и снятия стрессового недуга, меньше сомневаться в себе и доверять своей интуиции. Единственная возможность покончить со стрессом – это активность. Многие ученые главным способом защититься от стресса, смягчить его негативное влияние считают занятия спортом, посвящение времени хобби и т.п. Нужно усвоить главное: постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ведь ничто не обескураживает больше, чем неудача и ничто не ободряет больше, чем успех.

Вопросы для повторения:

1.Раскройте взаимосвязь стрессов и конфликтного поведения людей.

2.Каковы основные причины возникновения стрессов?

3.В чем проявляется положительная и отрицательная функции стресса?

Литература:

1. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология.-М.,2001.

2. Рушман Э.М. Надо ли избегать стресса?-М.,1990.

3. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма./ Под ред. О.Г. Газенко-М.,1998.

Стресс является следствием и причиной конфликтов. Стрессы и конфликты – это два явления, которые неразрывно связаны между собой. Стресс практически всегда сопровождает конфликты, причём как внешние, так и внутриличностные.

Конфликт является наиболее деструктивным способом развития социальных отношений, он возникает в процессе социального взаимодействия, а также в процессе борьбы структур личности. Помимо конфликта социальные противоречия способны разрешаться путём сотрудничества, компромисса, уступок или избегания.

Для того чтобы возник конфликт, необходимо наличие следующих трёх условий:

  • Наличие противоречия, столкновение интересов, тенденций, а также конфликтующих сторон.
  • Наличие противодействия, борьба оппонентов из различных сфер общения, поведения или деятельности
  • Оппоненты должны переживать негативные эмоции по отношению друг другу, которые вызваны конфликтом, психологическими стресс-факторами

Стресс может сопровождать не только межличностные, но и более масштабные социальные конфликты, например, возникающие между различными категориями социальных групп.

Когда человек ссорится с членом семьи, начальником, подчинённым, коллегами, он в обязательном порядке переживает стресс. Это связно с тем, что мы не можем защитить свои интересы никак иначе, кроме как путём вступления в конфликт. Однако стресс в конфликте может быть очень сильным. Так, около 30.000 людей в России ежегодно погибают вследствие возникновения конфликтов. Убийство, например, также связано с сильнейшим стрессом, причём как для жертвы, так и для убийцы.

Конфликты, которые возникают между малыми и средними социальными группами, также связываются со стрессом. Например, межгрупповая борьба, групповые драки между спортивными фанатами, забастовки, акты терроризма, различные акции протеста приводят к стрессам. Стресс в конфликтах такого масштаба может быть менее выражен, по сравнению с конфликтом между личностями. Однако он во всех случаях присутствует и может приводить к негативным факторам. Поэтому профилактика таких конфликтов является важнейшим условием предупреждение стресса. Профилактика конфликтов, таким образом, позволяет управлять стрессом. Чем меньше конфликтов, тем меньше стресса.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды стресса и управление стрессом

Конфликты различных видов выступают в качестве причин негативного характера. Так, проявление стресса на рабочем месте приводит к снижению производительности, ухудшает отношения в коллективе, снижает удовлетворённость трудом и отношениями с другими людьми. Стресс воспринимается нами как негативное явление, однако выделяют и положительный стресс, который связан с приятными событиями. Например, данные виды стресса наблюдаются при повышении по службе, в ходе праздника, отпуска и так далее.

Стресс выступает в качестве адаптивной реакции человека; его ответа на любое внешнее воздействие, ситуацию или событие.

Основные причины, которые вызывают стресс на рабочем месте, следующие:

  • Факторы стресса, не связанные с организацией: это изменения в общественной жизни, в семейной и личной жизни, переезд на новое место, новые впечатления и так далее.
  • Факторы стресса, связанные с рабочей организацией: это стратегия, выбранная органами или администрацией организации, наличие организационной структуры, создание определённых рабочих условий и т.д.
  • Групповые факторы стресса: наличие или отсутствие групповой сплочённости, отсутствие взаимной поддержки в коллективе, наличие конфликтов между личностями и группами.
  • Индивидуальные факторы стресса. Данный фактор непосредственно связан с личностью работника.

Для управления стрессом необходимо использовать индивидуальные и организационные методы. Индивидуальные методы предполагают применение физических упражнений, снятие напряжения каким-либо образом: осуществление самоконтроля поведения, использование когнитивной терапии также выделяют способы борьбы со стрессом в организации, к которой относятся создание в коллективе атмосферы взаимной поддержки, обогащение смыслового содержания работы, смягчения конфликтов в коллективе, прояснение организационных ролей, планирование работы и так далее.

Особенности стресса

Неприятные последствия стресса заключаются в том, что человек не может сосредоточиться, испытывает без причины усталость, которая проявляется мгновенно и видна невооруженным глазом. Стрессовая ситуация способна захватить и не отпускать, довести до серьезного заболевания.

Выделяют следующую динамику стрессового реагирования:

  • реакция тревоги, которая проявляется в срочной мобилизации защитных ресурсов организма;
  • фаза сопротивления, позволяющая организму бороться со стрессом;
  • фаза истощения, наступающая, если вторая фаза слишком затянулась, и интенсивная борьба приводит к снижению адаптации и возможностей организма, проявляется в различных заболеваниях.

На сегодняшний день физиологическая и биохимическая природа стресса довольно хорошо изучена. В частности, под воздействием стрессов в коре головного мозга начинает формироваться интенсивный и стойкий очаг возбуждения. Его появление запускает своеобразную цепную реакцию, в ходе которой возбуждаются важнейшие структуры головного мозга – гипоталамус, который, в свою очередь, взаимодействует с гипофизом. Гипофиз выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого в надпочечниках выделяются адреналин и другие активные вещества, в т.ч. гормоны стресса. Выделение данных гормонов, в конечном счёте, ведёт к появлению всем знакомой картины: усиление сердцебиения, учащение дыхания, повышение кровяного давления и т.д.

Смысл стресса заключается в необходимости мгновенной мобилизации всех сил организма, которые необходимы для борьбы с врагом или бегства от него. Однако современный человек намного реже решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Именно поэтому стресс, который возникает у человека, не дает успокоиться нервной системе, будоражит организм. Если не потратить выработанные гормоны на физическую активность, то стресс будет иметь разрушительные последствия, однако современный образ жизни человека не всегда позволяет это сделать.

Рисунок 1. Конфликт и стресс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Тот тип стресса, который рассматривается в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Невроз. Его причины……………………………………………. 4
2. Понятие и природа стресса……………………………………….7
3. Причины и источники стресса…………………………………..12
4. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Тот тип стресса, который рассматривается в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

1.Невроз. Его причины

Человек отличается от других живых существ своим следованием не столько природным инстинктам (хотя их значение и велико), сколько разуму, которым он наделен, знаниям и опыту, приобретаемым им в течение жизни , морали, вбирающей нравственные принцип ы и нормы, а также интуиции — уникальной возможности принимать правильные решения почти в автоматическом режиме , при минимальном объеме осознанно й информации.

Человек реагирует на все, что его окружает, что мешает ему в удов­

летворении своих потребностей, реализации интересов и ценностей.

В результате возникает биологически оправданное напряжение

функций головного мозга, направленное на то, чтобы преодолеть

возникше е препятствие.

Людям свойственно стремление к самореализации, творческое

отношение к действительности. Им практически всегда приходится

поступать нестандартно, отказываясь от стереотипов мышления,

нередко и ломать свою психологию.

Влияние обстоятельств, в том числе и конфликтных ситуаций,

порождает у человека определенные эмоции — изменения в его не­

рвной системе, субъективные реакции на воздействие тех или иных

раздражителей. Хорошо , если эмоции имеют положительную на­

правленность — тогда они становятся фактором , способствующим

мобилизаци и духовных и физически х сил человека, помогающим

преодолевать препятствия на пути к цели; плохо, если эмоции от­

рицательны — тогда они угнетают человека, ослабляют его энергию

и волю, заставляют пасовать перед сложными жизненными реалиями.

Образовавшийся в результате внутренний дискомфорт часто становится причиной так называемого трудного состояния — невроза. Эта

болезнь, в свою очередь, служит чем-то вроде зеркала, отражающего

психологически неразрешимые для данного человека жизненные ситуации и конфликты, блокировку реализации личностного потенциала [1].

В повседневной жизни приходится сталкиваться с различными

формами невротических состояний. Наиболее значимым и среди них

Специалисты называют: невроз привязчивости, характерный поис­

ком одобрения и любви любой ценой ; невроз власти — погоню за

престижем и обладанием властными полномочиями; невроз покорно­

сти, схожий с безусловным конформизмом; невроизоляцию, означа­

вшую избегание общества. Эти и другие невротические проявления

чреваты риском самоотчуждения человека.

Мало кто из современных людей полностью свободен от опас­

ности быть загнанным в угол жесткими рамками бытия , имеет воз­

можность гармонизировать свои отношения с окружающим миром:

большинство близко к сердцу принимает коллизии действительнос­

ти, перипетии повседневной жизни. Потому-то любой невроз является

упрямым следствием эмоционального перенапряжения.

Проведенными исследованиями установлено, что большая часть (д о 70%) болезненных отклонений от нормы профессиональны по

своему происхождению, т.е. так или иначе связан ы с помехами в

трудовой деятельности, столкновениями на работе, нестыковкам и

в деловых отношениях . Нередко к н м приводят конфликты : во-первых, между индивидуальными потребностями и установления­

ми социальной среды; во-вторых, между уровнем притязаний и

доланкой реально достигнутого; в-третьих, между степенью желаний

и пределами возможного. По преимуществу речь идет о существен­

ном разрыве между эгоистическими, субъективными претензиями и

объективной невозможностью их удовлетворения.

Очевидно, что в основе неврозов лежит нерационально и непро­

дуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми

для нее сторонами действительности. Обычно это сопровождается

возникновением тягостных волнений, переживаний и т.п.

Распространенным симптомом невроза является, в частности,

апатия, безразличие ко всему. В свою очередь душевное бездействие

грозит худшим — расстройством психики.

Потенциальную опасность нервного расстройства таят в себе и

чрезмерная деловая активность, ускорение ритма труда, азарт заня­

тости, определяемый как трудоголизм. Человек, который работает не

для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы работать, подвергает

себя невротическому риску.

Если брать во внимание более частные причин ы всеобщей не-

вротизации , несомненного роста нервно-психических заболеваний

, то к ни м придется отнести также резкое снижение доходов значительно й части семей как в городах, так и на селе; реальную угрозу безработицы из-за сокращения количества рабочих мест и закрытия ряда предприятий; низкий уровень оплаты труда и длительные задержки с выплатой заработной платы, пенсий,

пособий; потерю крупной суммы денег вследствие мошенничества

со стороны некоторых коммерческих банков и финансовых компа­

ний; случайный переизбыток денежных средств в руках изворотли­

вого дельца, ставшего в одночасье безмерно богатым. Любая из этих

причин может породить дисбаланс в отношениях человека с окру­

жающим и его людьми, опасный разрыв между мыслями, чувствами

2.Понятие и природа стресса

Среди трудных состояний самое широкое распространение по­

лучил стресс — нервное перевозбуждение, возникающее в результате

разрешения противоречий между природной, социальной и духовной

сущностями личности, взрыв внутреннего противоборства эмоций и

мнений, чувства и разума, реакция на раздражители, которые пре­

вышают некий критический уровень и нарушают равновесие во внут­

ренней среде организма.

Понятие стресса и фазы развития

По классическому определению Г. Селье, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Физиологическая природа стресса

Состояние стресса может возникнуть как следствие конфликтной ситуации, а может быть причиной или поводом для начала конфликта.

Стресс характеризуется психофизиологическими параметрами и проявляется индивидуально. У каждого человека существует свой порог стрессоустойчивости.

На основе природы стресса различают следующие виды стресса.

Классификация стресса по областям проявления может выглядеть так:

Психологический стресс связан с индивидуальными особенностями человека, его реакцией на ту или иную ситуацию. Работа защитных механизмов психики, эмоциональноволевая устойчивость индивида, умение снимать напряжение – характеристики, влияющие на степень устойчивости человека к психологическому стрессу. К данному стрессу относятся явления групповой или массовой психики: страхи, паника, фрустрация, гнев, агрессия и все проблемы, возникающие с их проявлением.

Психологический стресс проявляется беспокойством, депрессивным состоянием, повышенной раздражительностью, тревожностью, увеличением страхов.

Физиологический стресс наступает как усложнение или последствие психологического стресса, но у некоторых людей может предшествовать другим видам стресса.Физиологический стресс – нетипичная реакция физической (физиологической) природы человека на конфликтную ситуацию. Эта реакция проявляется изменением физического состояния человека: бессонница, хроническая усталость, обострение хронических заболеваний, головокружение, потеря аппетита и другие реакции организма.

Информационнопсихологический стресс возникает по причине информационных перегрузок. При любом межличностном взаимодействии мозг человека получает большое количество информации, которую должен переработать. Чрезмерные объемы работы, многочисленные контакты увеличивают объем информации, вызывая переутомление.

При конфликте имеет значение субъективное отношение человека к противоречию, так как оно может способствовать возникновению стресса.

Но не менее значимы объективные условия – техногенная, профессиональная среда, в которой находится человек. При конфликтной ситуации она также влияет на психику и организм человека, увеличивая подверженность стрессам.

Основные способы преодоления стресса.

В увеличении порога стрессоустойчивости человека выделяют следующие параметры.

1. Поддержание здорового образа жизни.

2. Восстановление здоровья после нагрузок.

3. Профилактика стресса.

Уделяя внимание своему здоровью, человек обеспечивает свою психику и организм дополнительными ресурсами, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.

Отведение необходимого времени для сна, прогулок на свежем воздухе, организация рационального питания, смена физических нагрузок– важные условия поддержания здорового образа жизни. Здоровый образ жизни позволяет человеку легче справляться с ежедневной работой, рационально реагировать на возникающие противоречия и конфликты.

Восстановление здоровья после нагрузок– также неотъемлемое условие преодоления стресса. Важно каждый раз восполнять затраченные ресурсы, так как накопление усталости ведет к раздражительности, ухудшению здоровья и усугубляет стрессовое состояние. Лучшие способы по восстановлению заключаются во временной смене окружающей социальной среды человека. На пример, поход в театр, музей, спортзал, прогулка у водоема или в парке. Любые яркие и необычные впечатления в это время разнообразят рутину и отвлекут от конфликта. Восполнени е м потраченных ресурсов может быть кратковременная смена активного ритма жизни на более пассивный – отдых дома, увеличение времени сна.

Профилактика стресса – одно из самых действенных и актуальных сейчас направлений преодоления конфликтного стресса. Существует множество способов профилактики, начиная отличного планирования режима дня и заканчивая занятием йогой.

Главным условием в профилактике стресса выступает стремление человека расширить границы своего мировоззрения. Временные границы могут расширяться путем анализа прошлых действий и прогноза будущих. Появление любого конфликта можно спрогнозировать, следовательно, его можно предупредить. Увеличение пространственных границ позволяет человеку становиться информационно подкованным, широта знаний дает возможность увидеть альтернативные варианты разрешения конфликта.

Основные фазы развития стресса.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы.

Первая -реакция тревоги - это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.

Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма -стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия -истощение

По образному сравнению Селье, эти три фазы общего адаптационного синдрома напоминают стадии человеческой жизни: детство (с присущей этому возрасту низкой сопротивляемостью и чрезмерными реакциями на раздражители), зрелость (когда происходит адаптация к наиболее частым воздействиям и увеличивается сопротивляемость) и старость (с необратимой потерей сопротивляемости и постепенным одряхлением), заканчивающаяся смертью.

Селье выделяет два вида стресса — эустресс и дистресс. Дистресс всегда неприятен, он связан с вредоносным стрессом. Эустресс сочетается с желательным эффектом — активизируются психические процессы, эмоции носят стенический характер.

Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. В этой стадии работникам удается сделать много чего и вовремя.

Например: подготовка срочной работы до заданного срока, спор между сотрудниками по поводу методов выполнения работы.

Стадия дезаптации оказывается вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запретного торможения, что проявляется в снижении качества выполнения работы. В поведении специалиста оказывается неорганизованность, теряется чуткость передачи информации забывается часть информации, принимаются решения, в которых не учтены последствия. На этой стадии работник предполагается многих ошибок, качество выполнения поставленных задач резко снижается.

Стадия дезорганизациивозникает в случае продолжения стрессового нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения человека, его поведение становится неадекватной ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменений, может привести к серьезным внутренних заболеваний. Учет динамики развития внутреннего напряжения в управлении стрессами во многом облегчает поиск вариантов грамотного разрешения конфликта и способствуют более быстрому стабилизации внутреннего состояния и внешнего поведения участников ситуации.

Читайте также: