Взаимосвязь чувственного и логического познания кратко

Обновлено: 03.07.2024

Познание осуществляется как бесконечное движение от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному, более точному. Это указывает на диалектический характер процесса познания.

Диалектический характер познания обнаруживается, прежде всего, в том, что оно осуществляется как диалектическое единство двух ступеней: чувственного и логического познания, каждое из которых имеет свои формы.

Чувственное познание (осуществляемое с помощью органов чувств) и исторически, и логически является исходным пунктом познания, его началом. Наши органы чувств - единственные каналы связи человека с внешним миром. Органы чувств в совокупности дают необходимую и относительно правильную информацию человеку о внешнем мире, для ориентации в нем. Чувственное познание имеет свои три формы:

1) ощущение - это чувственный образ, возникающий в мозгу человека при непосредственном воздействии на его органы чувств материальных предметов. Оно отражает отдельные свойства, качества этих предметов, действующих на человека. Без внешнего воздействия на нервную систему невозможны рефлексы, и, следовательно, ощущения;

2) восприятие - более сложная форма познания, это целостный чувственный образ предмета, непосредственно действующего на органы чувств. Оно возникает на базе ощущений, является их синтезом в процессе активного отражения мира;

3) высшей формой чувственного познания является представление. Это такой чувственный образ предмета, который возникает при отсутствии его непосредственного действия на органы чувств. Это результат прошлого восприятия, основанный на прошлом чувственном опыте.

Чувственное познание ограничено, давая информацию только о внешнем проявлении качеств предметов в виде их свойств. Сфера чувственного познания значительно расширяется благодаря использованию технических средств (микроскоп, фонендоскоп, телескоп, очки и др.). Но наши ощущения не являются зеркальным отражением внешних предметов, они представляют собой гносеологический образ - результат взаимодействия внешнего раздражителя и наших органов чувств, нервной системы. Поэтому они являются субъективными образами объективного мира. Знания, получаемые нами с помощью чувств, выражают единство объективного и субъективного.

Процесс познания не ограничивается чувственным созерцанием. Более высшей формой является логическое познание. Логическое познание - это сложный процесс переработки данных чувственного познания, процесс образования понятий и операций с ними. Это обобщенное, понятийное отражение действительности. В отличие от чувственного познания оно является средством познания сущности, закономерностей, которые невозможно отразить в чувственном образе. Основными формами логического познания являются понятие, суждение и умозаключение:

1) понятие- это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Оно отражает внутреннюю, общую, существенную сторону вещей (стол, дерево, человек, студент). В понятиях обобщаются и закрепляются все полученные знания, весь опыт. Каждая наука, медицина, фармация в том числе, это система понятий (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология, препарат и др.);

2) суждение - это форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается (например, на улице холодно; человек болен и т.д.). В отличие от понятия суждение отражает любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. В процессе мышления мы не только констатируем что-то в суждениях, но и сопоставляем их, чтобы получить новые знания.

3)формой получения новых знаний на основе сопоставления суждений является умозаключение- это такая форма мышления, в которой на основе сопоставления двух или нескольких суждений создаются новые суждения с новыми знаниями.

В мышлении все его формы взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга. Без понятий невозможны суждения, без суждений - умозаключения.

Диалектический подход к процессу познания раскрывает взаимозависимость чувственного и логического познания как двух необходимых моментов познания. Разделить их невозможно. Мышление невозможно без чувственного познания и наоборот.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек – это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.

Познающее мышление есть активный процесс отражения действительности в понятиях, суждениях, научных теориях. Оно всегда предполагает наличие субъекта, который ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

Предмет познания – это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и логическое отражение действительности. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается логическим, стали приходить к нению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое. Некоторые ученые выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный – живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д., которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не биологической эволюции. Органы чувств – это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Существует три формы чувственного отражения:

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на:

ü Вкусовые и др.

Ощущения, как правило выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения и т.д. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственна связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.

Представления возникают на базе ощущений и восприятий и вместе с ними входят в состав чувственного познания. Но они содержат элементы обобщения и продолжают играть важную роль и в процессе логического познания.

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции – это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Они, с другой стороны, включают в себя аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек, с другой стороны, они фиксируют субъективное отношение человека к миру.

Логическое познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления:

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка – расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка, он необходим всегда, но его абстракция неизбежно ведет к метафизике. Рассудок – это обыденное повседневное житейское мышление или то, что часто называют здравым смыслом. Логика рассудка – формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание.

Разум – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума – объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления конкретных причин и движущих сил изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Логическое познание наиболее полно выражено в мышлении.

Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существенные признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются:

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Понятия должны быть гибки и подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы верно отразить реальную диалектику (развитие) объективного мира. Наиболее общие понятия – это философские категории: качество, количество, материя, противоречие и др. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов или в виде словосочетаний.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Понятие и суждение являются "кирпичиками" для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. Классический пример знания:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ – человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушения законов и принципов логики – не только формальной, но и диалектической. Следует иметь в виду, что логическое мышление взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными – формами познания. Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

˗ Чувственное познание — уровень ощущений и восприятий.

˗ Рациональное (абстрактное, логическое) познание — уровень абстракций, выраженных в гипотезах, теориях, законах и причинно-следственных связях. На уровне рационального познания человек способен построить модель события с тем, чтобы его действие было наиболее эффективным.

˗ Сверхчувственное познание — интеллектуальная интуиция, метафизика, непосредственное знание, черпаемое субъектом из глубины самого себя. Данный вид познания особенно распространен в мистических течениях традиционных религий.

Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова. И.П. Павлов считал, что образование временных связей (ассоциаций) в психике животных и есть понимание, это и есть знание.

Чувственное познание имеет свою специфику. Его объектом является непосредственно данная действительность, а формой — ощущения, восприятия и представления. Ощущения считаются главной единичкой, источником познания.

Вспоминая треугольник Фреге, важно поставить вопрос: является ли ощущение знаком или образом? Ответ современной философии таков (мы уже говорили об этом в ПЗвИС): происходит кодирование физических качеств в естественных знаках – конкретных видах ощущений.

Более того, восприятие - это выдвижение гипотезы (в рамках биологических, личностных, культурно-исторических и т.д. свойств данного человека) и придание смыслов сенсорным данным.

Очень хороший пример организации восприятия – это визуальное восприятие европейцев. Исследователи отмечают, что стиль зрения, основанный на законах перспективы, - это, скорее, стиль зрения городского человека, способ перспективного изображения объектов на полотне, увлекавший художников. Потребовалось более пятисот лет специального обучения и воспитания, чтобы приучить глаз и руку к перспективе, но и сегодня ни глаз, ни рука ребенка и даже взрослого без специального обучения не подчиняются этой тренировке и не считаются с правилами перспективного единства. И сегодня мы, воспитанные с детства на изображениях определенного типа, мы видим так, как рисуем.

Логическое познаниеосуществляется рассудком и разумом.

Об этом уже говорили, но еще раз уточним разницу между рассудком и разумом.

Рассудок дискурсивен, т.е. действует только по правилам логической дедукции – вывода из предыдущего знания,

Разумное познание предполагает рефлексию, содержательную критико-аналитическую оценку понятий и правил оперирования ими.

Четкое разведение понятий рассудка и разума, понимание необходимости их взаимодействия, взаимодополнительности - условие современных представлений о познании. Оно получило возможность опереться на данные нейрофизиологии: открытие функциональной асимметрии мозга и выявление двух типов мышления - левополушарного (разум) и правополушарного (рассудок). Об этом мы подробно говорили в курсе ПЗвИС.


В философии Нового времени сложилась оппозиция сенсуализма и рационализма. Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) решающую роль в познании отводил чувственному познанию. Рационализм (от лат. ratio – разум) решающую роль в познании отводил разуму. Почему возникла эта оппозиция?

Процесс познания в общем, как отмечалось выше, начинается с чувственного познания. Исходные эмпирические понятия получаются на основе чувственного материала. Абсолютизация того факта, что первичным источником образования понятий являются чувственные образы, порождает концепцию сенсуализма.

Вместе с тем, как указывалось выше, чувственные восприятия осмысленны. Мы не просто воспринимаем определенные явления, они имеют для нас какое-то значение. Любой чувственный образ в определенном смысле обусловлен понятиями, логическими образами. Осознание, оценка, мышление органично включены в процесс чувственного восприятия. Абсолютизация этого обстоятельства создает основу для рационализма.


Первая форма взаимосвязи – от чувственного к логическому. Чувственное познание не только генетически предшествует логическому, но и оказывает постоянное воздействие на логические образы. Понятия обычно тогда становятся доступными, когда они связаны с некоторыми наглядными представлениями.

Особый интерес при изучении познания представляют такие феномены, как фантазия, творческое воображение, интуиция. Представляется весьма перспективным их объяснение на основе взаимосвязи, взаимопереходов чувственных и логических образов. Обратимся к интуиции.

Интуиция обычно характеризуется следующими признаками.

• Неожиданность интуитивного решения проблемы.

• Непосредственная очевидность интуитивно найденного результата и связанное с этим чувство уверенности в его истинности.

• Невозможность последовательного логического вывода результата из имеющихся данных.

• Неосознаваемость причин возникновения связи результата с первоначальными данными.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.4. Логическое следование

4.4. Логическое следование Чтобы установить, следует ли логически формула В исчисления предикатов из множества формул A1, А2. Am (m > 1), необходимо, как и в исчислении высказываний, построить соответствующую таблицу истинности и убедиться в том что формула В будет иметь

Чувственное и рациональное познание

Чувственное и рациональное познание Начиная со времён древней Греции, чувственный и рациональный методы познания — были противопоставлены друг другу. Возникло два направления в гносеологической мысли (в теории познания), связанных с этим: сенсуализм — отводил главную

4.2. Чувственное познание

4.2. Чувственное познание Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения.

2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание

2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Знание как системаВажнейшим для теории познания вопросом является вопрос, что такое знание, каково его строение, как оно возникает. Недаром Гёте писал: Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас

Чувственное как процесс. Рассудочное и разумное в чувственном отношении человека

Чувственное как процесс. Рассудочное и разумное в чувственном отношении человека Как уже отмечалось, в теоретическом подходе к чувственному процессу весьма часто наблюдается следующая ошибка. Мысль о социальности чувственности и ее предмета нередко толкает

1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание

1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем

Глава третья Чувственное восприятие

6.1.1. Логическое доказательство

Знание – это не чувственное восприятие

Знание – это не чувственное восприятие Сократ, интересовавшийся, подобно софистам, человеческим поведением, не верил в то, что истина относительна, что не существует стабильных моральных норм и постоянного объекта познания. Он был убежден, что основой нравственного

9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание

9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание Чувственное и эмпирическое познание — не одно и то же. Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что

IV. Чувственное восприятие и мистические переживания у примитивных людей

IV. Чувственное восприятие и мистические переживания у примитивных людей Вступительные примечания В обществах, все еще находящихся на этнографической стадии, мистические переживания являются, в основном, прерогативой класса индивидуумов, которые, независимо оттого,

4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира

4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира Познание, начинаясь с ощущений и восприятий и продолжаясь отвлеченным мышлением в понятиях, представляет собой единый процесс. Поскольку ощущение и понятие существенно отличаются друг от друга, есть все

Чувственное восприятие, ведущее к наблюдению

Чувственное восприятие, ведущее к наблюдению Если электрон посылает нам сигналы, тогда в наблюдаемом мире все заигрывает со всем, и мир становится сетью взаимодействий, равно как и местом, полным людей и частей.В то время как сознание зависит от осознания сигналов в ОР,

Читайте также: