Взаимодействие участников раскрытия и расследования преступлений кратко

Обновлено: 02.05.2024

В раскрытии и расследовании преступлений взаимодействие правоохранительных органов – это залог успеха. Каждый орган действует своими методами и средствами раскрытия и расследования преступлений, поэтому так важно использовать все возможности, использовать их в комплексе для того, чтобы всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства уголовного дела, добиться того, чтобы преступник не ушел от ответа, чтобы не был осужден невиновный, сделать все возможное для предупреждения аналогичных и иных преступлений.

Содержание взаимодействия определяется его целями. В одних случаях такой целью может быть успешное проведение отдельного следственного действия, в других – получение необходимой информации оперативным путем, в третьих – поиск и обнаружение скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, вещественных доказательств, документов, ценностей и т.п. Соответственно взаимодействие может носить разовый, краткосрочный характер или осуществляться на постоянной основе в течение значительного времени, например, всей работы по конкретному уголовному делу или по группе дел того или иного вида.

Правовую основу взаимодействия составляют:

  • Конституция Российской Федерации;
  • международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
  • законодательство в сфере оперативно-розыскной и государственной судебно-экспертной деятельности;
  • нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и межведомственные нормативные правовые акты.

П. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ представляет следователю право по расследуемым им делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органа дознания обязательными.

Таким образом, взаимодействие следователя с оперативными работниками и сотрудниками других служб органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений – это основанная на законах и подзаконных актах согласованная деятельность по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений, в том числе, по изобличению виновного.

Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:

  • обеспечение неотложных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий при совершении преступлений;
  • раскрытие преступлений;
  • своевременное изобличение лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
  • всестороннее полное и объективное расследование преступлений;
  • совместная деятельность по розыску скрывшихся преступников;
  • выявление, пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению;
  • осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

К принципам взаимодействия относятся следующие важные положения или правила:

Соответствие совместной деятельности требованиям закона.

Широкие полномочия представляет органам дознания ст. 144 и ст. 157 УПК РФ, в соответствии с которой орган дознания проводит неотложные следственные действия и иные процессуальные действия, а затем, если по данному делу производство предварительного следствия обязательно, обязан передать дело следователю.

Следователь вправе поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится особое постановление. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь вправе вызвать для участия в следственном действии специалиста, незаинтересованного в исходе дела.

Организующая роль во взаимодействии принадлежит следователю. И инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя.

Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников, какой службы и когда следует привлечь на помощь. Соответствующие подразделения (службы) обязаны выполнить поручение следователя. Сотрудники других служб могут проявить инициативу, предложить следователю свою помощь, проверить свои учеты и сообщить результаты. Оперативные сотрудники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, не разглашая источников и способов их получения. В такой ситуации следователь и оперативный совместно проводят объективную проверку и реализацию информации. Следователь вправе знакомить оперативного работника с материалами уголовного дела.

На стадии предварительной проверки материалов о преступлении оперативные работники консультируются со следователем и совместно решают, как реализовать оперативные материалы.

Важнейшим принципом взаимодействия является плановость. Эффективным является согласование планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, регламентируются раздельные планы, ибо в плане оперативно-розыскных мероприятий расшифровываются конкретные оперативно-розыскные меры. Если же можно этого избежать, составляется общий план, особенно по неоконченным преступлениям. В плане указываются версии, вопросы, подлежащие выяснению, конкретные действия для их проверки, конкретные исполнители и сроки исполнения. План определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб.

Для проведения наиболее сложных следственных действий, для проведения тактических операций составляются отдельные планы. Планы обычно утверждаются начальниками следственного подразделения и оперативных служб.

Непрерывность взаимодействия означает, что оно возникает при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела до того момента, когда необходимость во взаимодействии отпадает. По наиболее серьезным, делам она продолжается на протяжении всего предварительного и судебного следствия. При этом желательно, чтобы на протяжении всего следствия работали одни и те же оперативные работники.

Взаимодействие подразделений органов внутренних дел при осуществлении ими полномочий по раскрытию и расследованию преступлений осуществляется путем:

Раскрытие преступлений все больше становится коллективной деятельностью. Успех раскрытия преступлений зависит в первую очередь от совместных усилий служб: следствия, оперативно-розыскных и криминалистических подразделений. У каждого из них свои средства и методы раскрытия преступлений, и поэтому важно, чтобы эти возможности были использованы в комплексе, а не разрозненно.

Взаимодействие следователя с другими службами и общественностью представляет собой основанную на законе и подзаконных актах их согласованную деятельность с целью наиболее эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.

Объективные предпосылки взаимодействия:

1. Общность стоящих задач.

2. Различие полномочий.

3. Специфика сил и средств борьбы с преступностью.

4. Самостоятельность органов, отсутствие административной подчиненности друг другу.

Необходимость взаимодействия возникает:

при выезде на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии преступлений по "горячим следам";

при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по опера­тивным материалам;

при затруднениях, которые следователь испытывает в отыска­нии доказательств;

в следственно-оперативных группах, которые создаются, как правило, для расследования сложных дел и дел о преступлениях прош­лых лет;

тогда, когда следователь один физически не может эффектив­но произвести следственное действие;

тогда, когда неизвестно местонахождение имущества, на кото­рое должен быть наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества;

при проведении профилактической работы на обслуживаемом участке;

тогда, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление.

Задачи взаимодействия:

1. Раскрытие и расследование преступлений.

2. Привлечение к ответственности лиц, совершивших преступле­ние; возмещение причиненного ими ущерба.

3. Совместная деятельность по розыску преступников.

4. Пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.

Правовую основу взаимодействия составляют:

1. Уголовно-процессуальное законодательство (ч.4 ст.38 УПК РФ).

2. Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной де­ятельности" от 12.08.1995 № 144-ФЗ.

3. Ведомственные нормативные акты.

Взаимодействие при предупреждении, раскрытии и расследова­ли преступлений основывается на принципах, которые обязательно должны соблюдаться его участниками.

Принципы взаимодействия:

1. Законность взаимодействия. Взаимодействие должно основываться на законе или подзаконных актах. Например, ст. 168 УПК РФ предоставляет право следователю привлечь к участию в следственном действии специалиста.

2. Непрерывность взаимодействия. Начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжитель­ность определяется обстоятельствами дела, т.е. взаимодействие длит­ся столько, сколько требуют интересы дела.

3. Плановость взаимодействия. При взаимодействии должны разрабатываться письменные планы проведения следственных дей­ствий и оперативно-розыскных мероприятий. В планах указываются:

а) роль всех участников;

б) конкретные исполнители;

в) сроки исполнения.

План обязателен по неочевидным преступлениям, т.е. тогда, когда отсутствует информация о подозреваемом. План может быть:

§ единым, предназначенным для всех исполнителей;

§ раздельным, т.е. он разрабатывается тогда, когда какое-либо оперативно-розыскное мероприятие отражать в общем плане нецеле­сообразно.

4. Знание всеми его участниками возможностей каждой из взаи­модействующих сторон. Возможности оперативно-розыскных орга­нов и экспертно-кримииалистических подразделений постоянно рас­ширяются (например, организуются учеты, совершенствуются техни­ческие средства, применяются новейшие научные методы исследова­ния доказательств). О таких достижениях должен быть уведомлен сле­дователь, с тем чтобы он мог предусмотреть возможность их исполь­зования.

Организующая роль и ответственность следователя за своев­ременное и качественное расследование преступлений. Инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от следователя. Он опреде­ляет, когда и каких работников подразделений необходимо привле­кать для оказания помощи. До возбуждения уголовного дела инициа­тива во взаимодействии исходит от оперативного работника. Необ­ходимо помнить, что следователь и оперативный работник отвечают за раскрытие преступлений (независимо от того, кто был инициато­ром взаимодействия).

6. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме­тодов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующе­го законодательства). Оперативный работник сам определяет, какое оперативно-розыскное мероприятие провести, и несет ответственность за качественное его проведение.

Формы взаимодействия:

1. Процессуальные, т.е. те, которые регламентированы уголов­но-процессуальным законом и предоставляют следователю право да­вать письменные поручения органу дознания (ч.4 ст.38 УПК РФ):

§ о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

§ о производстве отдельных следственных действий;

§ об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте;

§ о производстве иных процессуальных действий, а также дающие возможность получать содействие при их осуществлении.

2. Организационные, т.е. те, которые выработаны практикой и регламентированы подзаконными актами:

§ направление следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела материалов проверки по данным, полученным опе­ративно-розыскным путем;

§ ознакомление следователя с результатами оперативно-розыск­ных мероприятий, имеющих отношение к возбуждаемым и расследуе­мым им уголовным делам;

§ согласованное планирование следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий по делу, находящемуся в производстве у следователя;

§ совместное обсуждение собранных по делу следственных и опе­ративно-розыскных данных;

§ создание следственно-оперативных групп для выезда на места происшествий;

§ создание следственно-оперативных групп для раскрытия слож­ных и трудоемких дел, а также дел прошлых лет;

§ взаимное информирование о данных (фактах), представляю­щих интерес для следствия и оперативно-розыскной деятельности.

Взаи­модействие следователя с экспертами имеет место:

а) в ходе осмотра места происшествия;

б) в процессе подготовки и сбора материалов, необходимых для экспертных исследований;

в) в ходе проведения экспертных исследований;

г) при производстве допроса и других следственных действий.

Психологические аспекты тактики взаимодействия. Социально-психологическая совместимость - это важное условие бесконфликт­ного общения следователя, оперативного работника и эксперта.

Социально-психологическая совместимость обусловлена профес­сиональными и морально-психологическими качествами участников взаимодействия. Если между ними возникает социально-психологи­ческая совместимость, то она благоприятно влияет на результаты ра­скрытия и расследования преступлений:

а) субъекты взаимодействия более продуктивно выдвигают кри­миналистические версии;

б) участники взаимодействия откровенны, понимают друг дру­га с полуслова, в дружелюбной форме высказывают взаимные пре­тензии (например, в связи с допущенными ошибками и т.д.).

Причины социально-психологической несовместимости:

Непонимание приводит к антипатии, а антипатия - к конфлик­ту. Инициатором конфликта может быть любой участник взаимодей­ствия. Обычно им является тот, кто обладает такими качествами, как вспыльчивость, импульсивность, грубость.

При проведении процессуальных действий необходимо стремить­ся к сдержанности, уравновешенности в любой ситуации взаимо­действия.

Привлечение общественности к расследованию и предупреждению преступлений. Под общественностью понимаются общественные орга­низации (независимо от цели их деятельности) и отдельные граждане, оказывающие помощь органам предварительного расследования в предупреждении и расследовании преступлений.

Значение участия общественности в предупреждении и расследо­вании преступлений:

1) помогает установить причины и условия совершения преступ­лений;

2) повышает правовую культуру граждан;

3) оказывает предупредительное и воспитательное воздействие на граждан.

Необходимо учитывать то, что привлечение общественности к расследованию преступлений имеет как положительные, так и отрицательные стороны (например, разглашение интимных сторон жизни отдельных людей, получение ими информации о новых способах совершения преступлений).

Формы участия общественности в расследовании и предупрежде­нии преступлений:

1. Привлечение представителей общественности к непосредствен­ному участию в проведении следственных действий. Количество лиц, привлекаемых для производства следственного действия, зависит не только от его характера и объема работ, но и от положений УПК РФ.

2. Проведение следователем с участием общественности дей­ствий, не имеющих процессуального характера (например, "прочесы­вание" местности). Привлекать общественность к участию в произ­водстве непроцессуальных действий необходимо только после выполнения неотложных следственных действий и в том случае, если это
вызывается обстоятельствами дела.

3. Получение следователем информации от общественности о противоправных действиях и лицах, их совершивших, о местонахож­дении вещественных доказательств, документов и т. п.

Взаимодействие в ходе раскрытия и расследования преступлений - это согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.

Проще сказать , взаимодействие следователя с различными правоохранительными органами при расследовании преступлений — это их согласованная и совместная деятельность, направленная на установление истины по уголовному делу.

Взаимодействие может быть:

    • эпизодическим — связанным с выпол­нением отдельных поручений следователя;
    • постоянным — осуществ­ляемым на протяжении всего расследования по сложному уголовному делу или группе взаимосвязанных дел (обычно реализуется в рамках расследования, осуществляемого следст­венно-оперативной группой или следственной бригадой (группой).

    Главная цель взаимодействия — раскрытие преступлений. Следователь в данном взаимодействии выполняет главенствующую и руководящую роль, несет персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом, а вся деятельность иных участников взаимодействия направлена на решение задач, поставленных перед ними следователем.

    Принципы взаимодействия в ходе раскрытия и расследования преступлений:
      1. законность (строгое соответствие требованиям уго­ловно-процессуального закона, подзаконным нормативным актам и профессиональной этике);
      2. разграничение компетенции (процессуальных и оперативно-розыск­ных функций) субъектов взаимодействия;
      3. руководящая и организующая роль следователя ;
      4. самостоятельность субъекта взаимодействия в выборе способов, средств и методов своей работы;
      5. согласованность по месту, времени, целям и задачам с планом и ходом проводимого расследования (плановость и динамичность взаимодействия);
      6. персональная ответственность за до­стижение поставленных целей.
      Значение взаимодействия:
        • использование возможностей разнородных сил и средств с целью повышения эффективности расследования преступления.

        Типичные формы взаимодейст­вия:

        • своевременное обнаружение органом дознания преступления, по которому необходимо предварительное расследование, немедленное возбуждение уголовного дела и начало по нему дознания, своевремен­ная передача собранных материалов следователю и дальнейшие совме­стные действия по делу;
        • постоянный взаимный обмен добытой информацией, представ­ляющей следственный и оперативно-розыскной интерес для решения совместных задач;
        • содействие оперативных работников при проведении отдельных следственных действий, тактических комбинаций и операций;
        • безусловное и полное выполнение органом дознания письмен­ных поручений и требований следователя о производстве по делу оперативно-розыскных мероприятий и конкретных следственных действий;
        • совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (либо согласование отдельных планов) для оптимального решения задач, связанных с раскрытием и расследовани­ем преступления;
        • совместная деятельность в рамках постоянно или временно дей­ствующих следственно-оперативных групп или следственных бригад;
        • совместные обсуждение и оценка результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных решений, направленных на повышение эффективности осуществляемо­го взаимодействия.

        Типичные ситуации взаимодействия

        Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны (по Аверьяновой, Белкину):

          1. Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил).
          2. Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам).
          3. Расследование сложных уголовных дел.

          При совершении неочевидного преступления инициатива в организации взаимодействия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выступает следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование полученной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу органа дознания. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган дознания может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел).

          При решении следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам) ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат:

          • проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции;
          • полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
          • обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем.

          Расследование сложных уголовных дел - это прежде всего расследование многоэпизодных, групповых дел, дел об организованных преступных сообществах, а также нераскрытых преступлений прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает следственно-оперативная группа.

          Читайте также: