Взаимодействие участников раскрытия и расследования преступлений кратко
Обновлено: 02.05.2024
В раскрытии и расследовании преступлений взаимодействие правоохранительных органов – это залог успеха. Каждый орган действует своими методами и средствами раскрытия и расследования преступлений, поэтому так важно использовать все возможности, использовать их в комплексе для того, чтобы всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства уголовного дела, добиться того, чтобы преступник не ушел от ответа, чтобы не был осужден невиновный, сделать все возможное для предупреждения аналогичных и иных преступлений.
Содержание взаимодействия определяется его целями. В одних случаях такой целью может быть успешное проведение отдельного следственного действия, в других – получение необходимой информации оперативным путем, в третьих – поиск и обнаружение скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, вещественных доказательств, документов, ценностей и т.п. Соответственно взаимодействие может носить разовый, краткосрочный характер или осуществляться на постоянной основе в течение значительного времени, например, всей работы по конкретному уголовному делу или по группе дел того или иного вида.
Правовую основу взаимодействия составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
- уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
- законодательство в сфере оперативно-розыскной и государственной судебно-экспертной деятельности;
- нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и межведомственные нормативные правовые акты.
П. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ представляет следователю право по расследуемым им делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органа дознания обязательными.
Таким образом, взаимодействие следователя с оперативными работниками и сотрудниками других служб органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений – это основанная на законах и подзаконных актах согласованная деятельность по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений, в том числе, по изобличению виновного.
Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:
- обеспечение неотложных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий при совершении преступлений;
- раскрытие преступлений;
- своевременное изобличение лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
- всестороннее полное и объективное расследование преступлений;
- совместная деятельность по розыску скрывшихся преступников;
- выявление, пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению;
- осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.
К принципам взаимодействия относятся следующие важные положения или правила:
Соответствие совместной деятельности требованиям закона.
Широкие полномочия представляет органам дознания ст. 144 и ст. 157 УПК РФ, в соответствии с которой орган дознания проводит неотложные следственные действия и иные процессуальные действия, а затем, если по данному делу производство предварительного следствия обязательно, обязан передать дело следователю.
Следователь вправе поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится особое постановление. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь вправе вызвать для участия в следственном действии специалиста, незаинтересованного в исходе дела.
Организующая роль во взаимодействии принадлежит следователю. И инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя.
Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников, какой службы и когда следует привлечь на помощь. Соответствующие подразделения (службы) обязаны выполнить поручение следователя. Сотрудники других служб могут проявить инициативу, предложить следователю свою помощь, проверить свои учеты и сообщить результаты. Оперативные сотрудники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, не разглашая источников и способов их получения. В такой ситуации следователь и оперативный совместно проводят объективную проверку и реализацию информации. Следователь вправе знакомить оперативного работника с материалами уголовного дела.
На стадии предварительной проверки материалов о преступлении оперативные работники консультируются со следователем и совместно решают, как реализовать оперативные материалы.
Важнейшим принципом взаимодействия является плановость. Эффективным является согласование планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, регламентируются раздельные планы, ибо в плане оперативно-розыскных мероприятий расшифровываются конкретные оперативно-розыскные меры. Если же можно этого избежать, составляется общий план, особенно по неоконченным преступлениям. В плане указываются версии, вопросы, подлежащие выяснению, конкретные действия для их проверки, конкретные исполнители и сроки исполнения. План определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб.
Для проведения наиболее сложных следственных действий, для проведения тактических операций составляются отдельные планы. Планы обычно утверждаются начальниками следственного подразделения и оперативных служб.
Непрерывность взаимодействия означает, что оно возникает при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела до того момента, когда необходимость во взаимодействии отпадает. По наиболее серьезным, делам она продолжается на протяжении всего предварительного и судебного следствия. При этом желательно, чтобы на протяжении всего следствия работали одни и те же оперативные работники.
Взаимодействие подразделений органов внутренних дел при осуществлении ими полномочий по раскрытию и расследованию преступлений осуществляется путем:
Раскрытие преступлений все больше становится коллективной деятельностью. Успех раскрытия преступлений зависит в первую очередь от совместных усилий служб: следствия, оперативно-розыскных и криминалистических подразделений. У каждого из них свои средства и методы раскрытия преступлений, и поэтому важно, чтобы эти возможности были использованы в комплексе, а не разрозненно.
Взаимодействие следователя с другими службами и общественностью представляет собой основанную на законе и подзаконных актах их согласованную деятельность с целью наиболее эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.
Объективные предпосылки взаимодействия:
1. Общность стоящих задач.
2. Различие полномочий.
3. Специфика сил и средств борьбы с преступностью.
4. Самостоятельность органов, отсутствие административной подчиненности друг другу.
Необходимость взаимодействия возникает:
при выезде на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии преступлений по "горячим следам";
при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по оперативным материалам;
при затруднениях, которые следователь испытывает в отыскании доказательств;
в следственно-оперативных группах, которые создаются, как правило, для расследования сложных дел и дел о преступлениях прошлых лет;
тогда, когда следователь один физически не может эффективно произвести следственное действие;
тогда, когда неизвестно местонахождение имущества, на которое должен быть наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества;
при проведении профилактической работы на обслуживаемом участке;
тогда, когда не обнаружено лицо, совершившее преступление.
Задачи взаимодействия:
1. Раскрытие и расследование преступлений.
2. Привлечение к ответственности лиц, совершивших преступление; возмещение причиненного ими ущерба.
3. Совместная деятельность по розыску преступников.
4. Пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.
Правовую основу взаимодействия составляют:
1. Уголовно-процессуальное законодательство (ч.4 ст.38 УПК РФ).
2. Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 № 144-ФЗ.
3. Ведомственные нормативные акты.
Взаимодействие при предупреждении, раскрытии и расследовали преступлений основывается на принципах, которые обязательно должны соблюдаться его участниками.
Принципы взаимодействия:
1. Законность взаимодействия. Взаимодействие должно основываться на законе или подзаконных актах. Например, ст. 168 УПК РФ предоставляет право следователю привлечь к участию в следственном действии специалиста.
2. Непрерывность взаимодействия. Начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность определяется обстоятельствами дела, т.е. взаимодействие длится столько, сколько требуют интересы дела.
3. Плановость взаимодействия. При взаимодействии должны разрабатываться письменные планы проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В планах указываются:
а) роль всех участников;
б) конкретные исполнители;
в) сроки исполнения.
План обязателен по неочевидным преступлениям, т.е. тогда, когда отсутствует информация о подозреваемом. План может быть:
§ единым, предназначенным для всех исполнителей;
§ раздельным, т.е. он разрабатывается тогда, когда какое-либо оперативно-розыскное мероприятие отражать в общем плане нецелесообразно.
4. Знание всеми его участниками возможностей каждой из взаимодействующих сторон. Возможности оперативно-розыскных органов и экспертно-кримииалистических подразделений постоянно расширяются (например, организуются учеты, совершенствуются технические средства, применяются новейшие научные методы исследования доказательств). О таких достижениях должен быть уведомлен следователь, с тем чтобы он мог предусмотреть возможность их использования.
Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений. Инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от следователя. Он определяет, когда и каких работников подразделений необходимо привлекать для оказания помощи. До возбуждения уголовного дела инициатива во взаимодействии исходит от оперативного работника. Необходимо помнить, что следователь и оперативный работник отвечают за раскрытие преступлений (независимо от того, кто был инициатором взаимодействия).
6. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства). Оперативный работник сам определяет, какое оперативно-розыскное мероприятие провести, и несет ответственность за качественное его проведение.
Формы взаимодействия:
1. Процессуальные, т.е. те, которые регламентированы уголовно-процессуальным законом и предоставляют следователю право давать письменные поручения органу дознания (ч.4 ст.38 УПК РФ):
§ о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
§ о производстве отдельных следственных действий;
§ об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте;
§ о производстве иных процессуальных действий, а также дающие возможность получать содействие при их осуществлении.
2. Организационные, т.е. те, которые выработаны практикой и регламентированы подзаконными актами:
§ направление следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела материалов проверки по данным, полученным оперативно-розыскным путем;
§ ознакомление следователя с результатами оперативно-розыскных мероприятий, имеющих отношение к возбуждаемым и расследуемым им уголовным делам;
§ согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по делу, находящемуся в производстве у следователя;
§ совместное обсуждение собранных по делу следственных и оперативно-розыскных данных;
§ создание следственно-оперативных групп для выезда на места происшествий;
§ создание следственно-оперативных групп для раскрытия сложных и трудоемких дел, а также дел прошлых лет;
§ взаимное информирование о данных (фактах), представляющих интерес для следствия и оперативно-розыскной деятельности.
Взаимодействие следователя с экспертами имеет место:
а) в ходе осмотра места происшествия;
б) в процессе подготовки и сбора материалов, необходимых для экспертных исследований;
в) в ходе проведения экспертных исследований;
г) при производстве допроса и других следственных действий.
Психологические аспекты тактики взаимодействия. Социально-психологическая совместимость - это важное условие бесконфликтного общения следователя, оперативного работника и эксперта.
Социально-психологическая совместимость обусловлена профессиональными и морально-психологическими качествами участников взаимодействия. Если между ними возникает социально-психологическая совместимость, то она благоприятно влияет на результаты раскрытия и расследования преступлений:
а) субъекты взаимодействия более продуктивно выдвигают криминалистические версии;
б) участники взаимодействия откровенны, понимают друг друга с полуслова, в дружелюбной форме высказывают взаимные претензии (например, в связи с допущенными ошибками и т.д.).
Причины социально-психологической несовместимости:
Непонимание приводит к антипатии, а антипатия - к конфликту. Инициатором конфликта может быть любой участник взаимодействия. Обычно им является тот, кто обладает такими качествами, как вспыльчивость, импульсивность, грубость.
При проведении процессуальных действий необходимо стремиться к сдержанности, уравновешенности в любой ситуации взаимодействия.
Привлечение общественности к расследованию и предупреждению преступлений. Под общественностью понимаются общественные организации (независимо от цели их деятельности) и отдельные граждане, оказывающие помощь органам предварительного расследования в предупреждении и расследовании преступлений.
Значение участия общественности в предупреждении и расследовании преступлений:
1) помогает установить причины и условия совершения преступлений;
2) повышает правовую культуру граждан;
3) оказывает предупредительное и воспитательное воздействие на граждан.
Необходимо учитывать то, что привлечение общественности к расследованию преступлений имеет как положительные, так и отрицательные стороны (например, разглашение интимных сторон жизни отдельных людей, получение ими информации о новых способах совершения преступлений).
Формы участия общественности в расследовании и предупреждении преступлений:
1. Привлечение представителей общественности к непосредственному участию в проведении следственных действий. Количество лиц, привлекаемых для производства следственного действия, зависит не только от его характера и объема работ, но и от положений УПК РФ.
2. Проведение следователем с участием общественности действий, не имеющих процессуального характера (например, "прочесывание" местности). Привлекать общественность к участию в производстве непроцессуальных действий необходимо только после выполнения неотложных следственных действий и в том случае, если это
вызывается обстоятельствами дела.
3. Получение следователем информации от общественности о противоправных действиях и лицах, их совершивших, о местонахождении вещественных доказательств, документов и т. п.
Взаимодействие в ходе раскрытия и расследования преступлений - это согласованная деятельность следователя, оперативного органа и экспертно-криминалистического подразделения, обеспечивающая рациональное сочетание при расследовании преступлений процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых каждым из них в соответствии со своими функциями и в пределах представленных им по закону полномочий с использованием специальных знаний и технико-криминалистических средств.
Проще сказать , взаимодействие следователя с различными правоохранительными органами при расследовании преступлений — это их согласованная и совместная деятельность, направленная на установление истины по уголовному делу.
Взаимодействие может быть:
- эпизодическим — связанным с выполнением отдельных поручений следователя;
- постоянным — осуществляемым на протяжении всего расследования по сложному уголовному делу или группе взаимосвязанных дел (обычно реализуется в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой или следственной бригадой (группой).
Главная цель взаимодействия — раскрытие преступлений. Следователь в данном взаимодействии выполняет главенствующую и руководящую роль, несет персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом, а вся деятельность иных участников взаимодействия направлена на решение задач, поставленных перед ними следователем.
Принципы взаимодействия в ходе раскрытия и расследования преступлений:
- законность (строгое соответствие требованиям уголовно-процессуального закона, подзаконным нормативным актам и профессиональной этике);
- разграничение компетенции (процессуальных и оперативно-розыскных функций) субъектов взаимодействия;
- руководящая и организующая роль следователя ;
- самостоятельность субъекта взаимодействия в выборе способов, средств и методов своей работы;
- согласованность по месту, времени, целям и задачам с планом и ходом проводимого расследования (плановость и динамичность взаимодействия);
- персональная ответственность за достижение поставленных целей.
Значение взаимодействия:
- использование возможностей разнородных сил и средств с целью повышения эффективности расследования преступления.
Типичные формы взаимодействия:
- своевременное обнаружение органом дознания преступления, по которому необходимо предварительное расследование, немедленное возбуждение уголовного дела и начало по нему дознания, своевременная передача собранных материалов следователю и дальнейшие совместные действия по делу;
- постоянный взаимный обмен добытой информацией, представляющей следственный и оперативно-розыскной интерес для решения совместных задач;
- содействие оперативных работников при проведении отдельных следственных действий, тактических комбинаций и операций;
- безусловное и полное выполнение органом дознания письменных поручений и требований следователя о производстве по делу оперативно-розыскных мероприятий и конкретных следственных действий;
- совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (либо согласование отдельных планов) для оптимального решения задач, связанных с раскрытием и расследованием преступления;
- совместная деятельность в рамках постоянно или временно действующих следственно-оперативных групп или следственных бригад;
- совместные обсуждение и оценка результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, принятие совместных решений, направленных на повышение эффективности осуществляемого взаимодействия.
Типичные ситуации взаимодействия
Необходимость во взаимодействии возникает в различных ситуациях. Три из них наиболее типичны (по Аверьяновой, Белкину):
- Совершение неочевидного преступления (преступление налицо, но неизвестно, кто его совершил).
- Решение следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам).
- Расследование сложных уголовных дел.
При совершении неочевидного преступления инициатива в организации взаимодействия (инициатива, но не решение о взаимодействии, которое всегда принимает следователь) в подобных случаях исходит, как правило, от дежурной части органа внутренних дел. Формой взаимодействия выступает следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшествия. В ее состав обычно входят следователь, оперативный сотрудник соответствующего профиля, специалист (криминалист, судебный медик), а при необходимости — кинолог со служебно-розыскной собакой. Их задачи — качественный осмотр места происшествия и незамедлительное использование полученной информации для раскрытия преступления, розыска и задержания виновного. Именно на этом этапе решается вопрос о подследственности возбужденного дела, о продолжении и направлениях работы по делу органа дознания. В этих случаях на стадии возбуждения уголовного дела орган дознания может участвовать в проверке имеющейся информации, собирании дополнительных данных, в том числе и путем исследований материальных объектов (так называемые предварительные исследования, осуществляемые сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел).
При решении следователем вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам органа дознания (оперативным материалам) ему же принадлежит инициатива в организации взаимодействия, целями которого служат:
- проведение согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление виновных и всех эпизодов их преступной акции;
- полное возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
- обнаружение вещественных и письменных доказательств, ценностей, нажитых преступным путем.
Расследование сложных уголовных дел - это прежде всего расследование многоэпизодных, групповых дел, дел об организованных преступных сообществах, а также нераскрытых преступлений прошлых лет. Формой взаимодействия чаще всего выступает следственно-оперативная группа.
Читайте также: