Взаимодействие туроператора и турагента кратко

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время широкий общественный резонанс получили факты нарушения прав граждан при оказании им туристических услуг. Летом 2014 года по России прокатилась волна банкротств туристических фирм. Отказ туроператоров от исполнения своих обязательств причинил значительный ущерб тысячам российских граждан.

Кузьминский межрайонный прокурор г. Москвы Захаров А.Г. разъясняет нормы законодательства, касающегося деятельности туристических фирм.

Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).

Туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.

Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

Продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.

Туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, турагентом и туристом и (или) другим заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Указанный договор заключается только в письменной форме, при этом его форма может быть различной, так как разрабатывается специалистами разных туристических организаций. Вместе с тем, законодательством установлен определенный перечень положений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в договоре реализации туристского продукта.

Прежде чем подписать договор о реализации туристского продукта и все прилагающиеся к нему документы, потребителю необходимо внимательно ознакомиться с ними ознакомиться. В договоре в обязательном порядке должны быть прописаны следующие существенные условия:

  • полное и сокращенное наименование, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора (турагента), сведения о туристе (ином заказчике);
  • предмет договора: информация о потребительских свойствах туристского продукта –программе пребывания, маршруте и условиях петешествия, включая сведения о средствах размещения, условиях проживания (месте нахождения стредства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, наличии экскурсовода и другое;
  • стоимость услуг – общая цена туристского продукта в рублях;
  • претензии и порядок разрешения споров: сведения о порядке и сроках предъявления туристом (иным заказчиком) претензий к туроператору в случае нарушения последним условий договора;
  • сведения о финансовом обеспечении: размер обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение, сведения о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
  • удержание туроперетором (турагентом) с потребителя при одностороннем расторжении договора до начала путешествия части денежной суммы, внесенной в счет договора, в виде фиксированных сумм (штрафов), процента от стоимости.
  • возможность изменения условий тура в одностороннем порядке. Изменение характера услуг, входящих в туристский продукт, в том числе места проживания туриста, возможно лишь с согласия последнего.

Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.

  • изменение перечня существенных обстоятельств, в связи с которыми возможно изменение и расторжение договора. Данное условие включается туроператором (турагентом) с целью изменения стоимости тура, содержания или отмены.

К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

В случае нарушения туроператором (турагентом) Ваших прав при заключении договоры, Вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.

Специфика деятельности любого туристского предприятия заключается не только в том, чтобы произвести турпродукт, но и продать его. Говоря о продаже туристского продукта тем или иным предприятием, будь то напрямую потребителю через агентские соглашения, непосредственно в офисе фирмы или вне его, при непосредственном посещении предприятия или по телефону, мы говорим о каналах сбыта туристского предприятия.

Под каналом сбыта в туризме необходимо понимать совокупность способов организации продажи туристского продукта туристским предприятием потребителю.

Каналы сбыта характеризуются по числу составляющих их уровней. Под уровнем канала понимают любого посредника на пути туристского продукта от предприятия к конечному потребителю. Число уровней определяет длину канала распределения.

Структура каналов сбыта тур. продукта

Туристская фирма (туроператор)
Туристское агентство
Туристское агентство

Туристский агент
Потребитель (турист)

Взаимоотношения туроператора и тур агента

Работа с туристическими агентствами в настоящий момент является одним из основных направлений текущей и стратеги­ческой деятельности любого туроператора. Роль турагентов в процветании и успешности бизнеса оператора невозможно пере­оценить, поскольку каким бы известным не был оператор, какие бы интересные, отвечающие потребностям сегментов рынка туры он не предлагал, без эффективно работающей расширенной агентской сети он ничего бы не смог добиться на туристическом рынке. Именно по этой причине в структуре любого оператора выделяется либо ответственное лицо, либо даже целый отдел, работающий с агентами, разрабатывающий новые способы, средства стимулирования и повышения эффективности агентской активности.

Туристическое агентство — это юридическое или физическое лицо, занимающееся рекламированием, доведением до потребите­ля и продажей разработанных туроператором тур-пакетов.

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Потребность в агентах возникает по ряду причин:

■ необходимости продвижения туров оператора в регионах — далеко не каждый туристический оператор имеет возможность открывать в каждом перспективном регионе собственное пред­ставительство или филиал, тогда как привлечение региональ­ных агентов к совместной работе позволяет продвижение туров оператора вдали от места его постоянной дислокации;

■ необходимости доведения туров до клиента — не каждый клиент полон желания ехать за десятки или сотни километров, в другой город для того, чтобы приобрести тур. Гораздо выгоднее для клиента приобрести пакет в родном городе у полномочного агента далекого туроператора, аналогично, это выгодно и для оператора, наличие агентской сети у которого позволяет обслуживать иногородних туристов;

■ отсутствие у оператора возможности самостоятельно обслуживать всех отправляемых им клиентов. Даже если оператор отправляет в неделю, например, 1000 человек, нет никакой гарантии, что он смог бы со своими возможностями (площадь офиса, количество работников) самостоятельно полностью (то есть, от момента обращения до момента отправки в тур клиента) обслужить это количество людей, поскольку большую часть отправляемых им туристов составляют клиенты турагентств, и именно турагенты тратили свое рабочее время и силы на обслуживание обратившихся людей. Следовательно, наличие агентской сети — это непременное условие минимизации издержек туроператора. Чем больше людей он обслуживает самостоятельно, тем больше у него возникает расходов (необходимость содержать большой штат работников, в первую очередь) и наоборот. Основными функциями туристических агентств, таким образом, являются:




■ рекламирование туров, предлагаемых туроператорами, на региональном рынке за свой счет и под свою финансовую ответственность — агент, таким образом, самостоятельно принимает решение о том, какие из предложенных опера­тором туров будут позитивно восприняты и востребованы на региональном рынке, а затем рекламирует их всеми дос­тупными ему способами за собственные денежные средства;

■ доведение достоверной информации о туре потенциальному клиенту (в случае обращения клиента в офис турагента, последний должен популярно, доступно донести достоверную ин­формацию о предстоящем туре, организуемом туроператором. При этом информация, требуемая обратившимся клиентом, может быть любого содержания, что требует от аген­та высокого профессионализма и знания направления);

■ продажа тура, то есть предварительное бронирование тура у оператора, получение от последнего подтверждения бронирования и прием оплаты за предстоящий тур у клиента;

■ комплектующая функция агентства состоит в приобретении (у туроператора или непосредственно у поставщиков) дополнительных услуг, обеспечивающих максимальное удобство туриста.

Прежде всего, в зависимости от степени зависимости от туристического оператора, агентства можно разделить на:

1. независимые — продающие туры практически любого туроператора по собственному выбору. Агент сам решает, с каким оператором ему работать, основывая свой выбор на ассортименте туроператоров, собственном опыте работы, коммерческих интересах (анализируя отпускные цены туроператоров и размеры комиссионных) и т.д.;

2. частично зависимые — связанные обязательством продавать туры определенного туроператора на конкретном направлении работы. К примеру, агентство предлагает туры любых туроператоров на всех направлениях, кроме Турции, поездки в которую предлагаются только от конкретного оператора;

3. уполномоченные — предлагающие туры только конкретного оператора, то есть являющиеся своеобразными представительствами оператора на региональных рынках;

4. ритейловые. Ритейлинговые агентства появились в России сравнительно недавно. Суть ритейлингового представительства в том, что известный туроператор дает агенту право пользования собственной торговой маркой (наименования, логотип, слоган) в рекламных целях, осуществляет даже некоторые капиталовложения в агента (например, для приобретения или ремонта офиса, покупку оргтехники, рекламную кампанию). В обмен на это ставшее ритейловым агентство обязуется поставлять туроператору определенное количество туристов каждый отчетный период (например, сто человек в месяц). В отличие от франчайзинга, ритейловые взаимоотношения между туроператором и турагентом не предполагают отдельной платы последнего за пользование торговой маркой (и даже капиталом) туроператора, наоборот, с каждой проданной поездки туроператора агент получает определенное комиссионное вознаграждение. Единственной обязанностью агента является необходимость продажи определенного количества туров оператора в отчетный период. Также стоит отметить, что ритейловое агентство не является уполномоченным. Оно вправе торговать не только турами оператора, чьей торговой маркой оно пользуется. Аналогично туроператорам, агентства могут быть монопрофильными (предлагающими узкий ассортимент туров и направлений) и многопрофильными.

Деятельность любого туристического оператора ориентирова­на на построение разветвленной и эффективно работающей агент­ской сети, поскольку это один из важнейших факторов процвета­ния и высокой рентабельности туроперейтинга. Построение агентской сети — длительная процедура, требующая от оператора огромных усилий и времени, ведь ему необходимо не только привлечь, но и удержать агента, стимулировать его к продаже собственных туров, и все это в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке.

Продвижение турпродукта

1. Каналы сбыта туроператора

2. Взаимоотношения туроператора и турагента

3. Агентский договор

4. Стимулирование турагентств

Специфика деятельности любого туристского предприятия заключается не только в том, чтобы произвести турпродукт, но и продать его. Говоря о продаже туристского продукта тем или иным предприятием, будь то напрямую потребителю через агентские соглашения, непосредственно в офисе фирмы или вне его, при непосредственном посещении предприятия или по телефону, мы говорим о каналах сбыта туристского предприятия.

Под каналом сбыта в туризме необходимо понимать совокупность способов организации продажи туристского продукта туристским предприятием потребителю.

Каналы сбыта характеризуются по числу составляющих их уровней. Под уровнем канала понимают любого посредника на пути туристского продукта от предприятия к конечному потребителю. Число уровней определяет длину канала распределения.

Структура каналов сбыта тур. продукта

Туристская фирма (туроператор)
Туристское агентство
Туристское агентство

Туристский агент
Потребитель (турист)

Взаимоотношения туроператора и тур агента

Работа с туристическими агентствами в настоящий момент является одним из основных направлений текущей и стратеги­ческой деятельности любого туроператора. Роль турагентов в процветании и успешности бизнеса оператора невозможно пере­оценить, поскольку каким бы известным не был оператор, какие бы интересные, отвечающие потребностям сегментов рынка туры он не предлагал, без эффективно работающей расширенной агентской сети он ничего бы не смог добиться на туристическом рынке. Именно по этой причине в структуре любого оператора выделяется либо ответственное лицо, либо даже целый отдел, работающий с агентами, разрабатывающий новые способы, средства стимулирования и повышения эффективности агентской активности.

Туристическое агентство — это юридическое или физическое лицо, занимающееся рекламированием, доведением до потребите­ля и продажей разработанных туроператором тур-пакетов.

Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Потребность в агентах возникает по ряду причин:

■ необходимости продвижения туров оператора в регионах — далеко не каждый туристический оператор имеет возможность открывать в каждом перспективном регионе собственное пред­ставительство или филиал, тогда как привлечение региональ­ных агентов к совместной работе позволяет продвижение туров оператора вдали от места его постоянной дислокации;

■ необходимости доведения туров до клиента — не каждый клиент полон желания ехать за десятки или сотни километров, в другой город для того, чтобы приобрести тур. Гораздо выгоднее для клиента приобрести пакет в родном городе у полномочного агента далекого туроператора, аналогично, это выгодно и для оператора, наличие агентской сети у которого позволяет обслуживать иногородних туристов;

■ отсутствие у оператора возможности самостоятельно обслуживать всех отправляемых им клиентов. Даже если оператор отправляет в неделю, например, 1000 человек, нет никакой гарантии, что он смог бы со своими возможностями (площадь офиса, количество работников) самостоятельно полностью (то есть, от момента обращения до момента отправки в тур клиента) обслужить это количество людей, поскольку большую часть отправляемых им туристов составляют клиенты турагентств, и именно турагенты тратили свое рабочее время и силы на обслуживание обратившихся людей. Следовательно, наличие агентской сети — это непременное условие минимизации издержек туроператора. Чем больше людей он обслуживает самостоятельно, тем больше у него возникает расходов (необходимость содержать большой штат работников, в первую очередь) и наоборот. Основными функциями туристических агентств, таким образом, являются:

■ рекламирование туров, предлагаемых туроператорами, на региональном рынке за свой счет и под свою финансовую ответственность — агент, таким образом, самостоятельно принимает решение о том, какие из предложенных опера­тором туров будут позитивно восприняты и востребованы на региональном рынке, а затем рекламирует их всеми дос­тупными ему способами за собственные денежные средства;

■ доведение достоверной информации о туре потенциальному клиенту (в случае обращения клиента в офис турагента, последний должен популярно, доступно донести достоверную ин­формацию о предстоящем туре, организуемом туроператором. При этом информация, требуемая обратившимся клиентом, может быть любого содержания, что требует от аген­та высокого профессионализма и знания направления);

■ продажа тура, то есть предварительное бронирование тура у оператора, получение от последнего подтверждения бронирования и прием оплаты за предстоящий тур у клиента;

■ комплектующая функция агентства состоит в приобретении (у туроператора или непосредственно у поставщиков) дополнительных услуг, обеспечивающих максимальное удобство туриста.

Прежде всего, в зависимости от степени зависимости от туристического оператора, агентства можно разделить на:

1. независимые — продающие туры практически любого туроператора по собственному выбору. Агент сам решает, с каким оператором ему работать, основывая свой выбор на ассортименте туроператоров, собственном опыте работы, коммерческих интересах (анализируя отпускные цены туроператоров и размеры комиссионных) и т.д.;

2. частично зависимые — связанные обязательством продавать туры определенного туроператора на конкретном направлении работы. К примеру, агентство предлагает туры любых туроператоров на всех направлениях, кроме Турции, поездки в которую предлагаются только от конкретного оператора;

3. уполномоченные — предлагающие туры только конкретного оператора, то есть являющиеся своеобразными представительствами оператора на региональных рынках;

4. ритейловые. Ритейлинговые агентства появились в России сравнительно недавно. Суть ритейлингового представительства в том, что известный туроператор дает агенту право пользования собственной торговой маркой (наименования, логотип, слоган) в рекламных целях, осуществляет даже некоторые капиталовложения в агента (например, для приобретения или ремонта офиса, покупку оргтехники, рекламную кампанию). В обмен на это ставшее ритейловым агентство обязуется поставлять туроператору определенное количество туристов каждый отчетный период (например, сто человек в месяц). В отличие от франчайзинга, ритейловые взаимоотношения между туроператором и турагентом не предполагают отдельной платы последнего за пользование торговой маркой (и даже капиталом) туроператора, наоборот, с каждой проданной поездки туроператора агент получает определенное комиссионное вознаграждение. Единственной обязанностью агента является необходимость продажи определенного количества туров оператора в отчетный период. Также стоит отметить, что ритейловое агентство не является уполномоченным. Оно вправе торговать не только турами оператора, чьей торговой маркой оно пользуется. Аналогично туроператорам, агентства могут быть монопрофильными (предлагающими узкий ассортимент туров и направлений) и многопрофильными.

Деятельность любого туристического оператора ориентирова­на на построение разветвленной и эффективно работающей агент­ской сети, поскольку это один из важнейших факторов процвета­ния и высокой рентабельности туроперейтинга. Построение агентской сети — длительная процедура, требующая от оператора огромных усилий и времени, ведь ему необходимо не только привлечь, но и удержать агента, стимулировать его к продаже собственных туров, и все это в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке.

Для отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете нужно грамотно составить первичные документы. Это касается документооборота между туроператором и турагентом, турагентом и туристом. Подробнее об этом мы поговорим в нашей статье.

НДС при продаже турагентом путевок по договору купли-продажи
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ от уплаты НДС освобождаются туристские услуги, оказанные не на территории России. Но при этом организация должна документально подтвердить место оказания услуг. Такими документами являются:
- контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
- документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Документально подтвердить фактическое место оказания услуг может только туроператор, так как именно он заключает договоры с иностранными контрагентами (отелями, экскурсионными бюро). А у турагента в данном случае возникает обязанность заплатить НДС, исчисленный с полной стоимости путевки. А это крайне невыгодно для турфирмы. Что касается счетов-фактур, их покупателю выставляют в зависимости от того, на каких основаниях действует турагент. Если туристский продукт реализуется от имени турагента, то счет-фактура покупателю выставляется также турагентом: один экземпляр выдается покупателю, второй остается у турагента, но в книге продаж этот счет-фактура не регистрируется. Туроператор на основании отчета турагента выставляет на его имя счет-фактуру. Свой экземпляр туроператор регистрирует в книге продаж, а турагент хранит полученный счет-фактуру в журнале учета полученных счетов-фактур, а в книге покупок его не регистрирует (п. 3, 11 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур… утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914, далее – Правила).
Если же турагент действует от имени туроператора, последний выставляет счет-фактуру на имя третьего лица, в данном случае – покупателя (п. 24 Правил).
Что касается суммы агентского вознаграждения, здесь все просто: турагент выставляет на эту сумму счет-фактуру, регистрирует его в книге продаж, а туроператор в свою очередь регистрирует его в книге покупок.


Турагенты — посредники между потребителями и туроператорами. Туроператоры выкупают билеты, бронируют отели, заказывают экскурсии, а турагенты продают уже готовый продукт обычным людям. В результате получается два договора: агентсткий с туроператором и о реализации туристских услуг — с потребителем.

Турагент и туроператор

Агентский договор с туроператором

Агентские договоры бывают двух видов: от своего имени и от имени оператора. В других видах бизнеса при работе от своего имени компания сама несёт ответственность перед потребителем по п. 1 ст. 1005 ГК РФ — но не в туристическом. Ответственность перед туристом всегда несёт туроператор — п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 №17.

Вознаграждение турагента

Вознаграждение турагента определяют в процентах от стоимости тура: обычно 6-17%. Часто туроператоры мотивируют продавать больше, повышая процент в зависимости от объёма продаж.

Редко, но бывает, что вознаграждение устанавливают в виде конкретном суммы — например, 500 ₽ за каждый проданный тур. И так же редко турагент сам устанавливает наценку — опять же, в отличие от агентских схем в других видах бизнеса. Обычно цена от туроператора фиксированная, турагент не вправе её снижать или повышать.

Схем выплаты две:

1. Турагент удерживает вознаграждение из полученных от клиента денег. Туроператору переводят оставшиеся средства.

2. Туроператора сначала получает всю сумму оплаты от клиента, а потом выплачивает вознаграждение турагенту. Здесь появляется лишний шаг: вознаграждение переводится туда-обратно. Поэтому первый вариант популярнее.

Доходом турагента считается именно вознаграждение, а не все поступления на счёт. Как именно вести учёт на УСН — мы рассказывали в статье про налоги агента.

Отчет о работе

Турагент обязан представлять туроператору отчеты в порядке и сроки, которые предусмотрены агентским договором. Отчет должен содержать информацию о реализованных турах, их стоимости и величине вознаграждения. Если агентским договором предусмотрено возмещение каких-либо расходов турагенту, то информация об этом также включается в отчет.

Если у туроператора есть какие-то возражения по отчету, то он должен сообщить о них в срок, установленный соглашением сторон, а если такой срок не установлен, то в 30-дневный срок со дня получения отчета. В противном случае отчет будет считаться принятым туроператором ― п. 3 ст. 1008 ГК РФ.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Турагент и клиент

Турагенты, которые действуют за счет принципала, но от своего имени, должны применять онлайн-кассы. Эта обязанность не зависит от способа уплаты: выдавайте клиентам чеки, если они платят наличными, картой или переводом на расчётный счёт.

После подтверждения тура туроператором турагент выдает клиенту туристский ваучер с информацией об отеле и датах поездки.

Как на практике выглядит работа турагента

В каждой фирме есть свои нюансы, но в целом работа турагентов построена примерно одинаково.

После заключения агентского договора туроператор предоставляет турагенту логин и пароль для входа в систему бронирования на сайте туроператора. Если турагент сотрудничает с несколькими туроператорами, то у него есть доступ к системам бронирования нескольких туроператоров, таким образом он может выбрать для клиента лучшее предложение.

При обращении клиента турагент входит в систему бронирования. Выбрав страну, отель, перелет и другие услуги, турагент вносит в систему бронирования данные клиента. С клиентом заключают договор, и он оплачивает тур.

В течение некоторого времени туроператор проверяет наличие мест в отеле, авиабилетов. Если тур не подтвердится, то клиенту обычно предлагают выбрать другой тур или возвращают деньги. Если подтвердится, турагент выдает клиенту туристский ваучер, билеты, страховку.

После подтверждения тура турагент перечисляет туроператору стоимость тура за вычетом агентского вознаграждения. Например, тур стоит 50 тыс. руб., вознаграждение турагенства 10%. Турагент перечислит туроператору 45 тыс. руб.

Статья актуальна на 19.08.2021

Читайте также: