Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Исчерпанность и перерождение Возрождения назревали не случайно, в частности из-за несовместимости идеального и жизненного; из-за несоизмеримости желаемого и возможного; несостыковки стремления к идеальному и реальных возможностей, и условий жизни человека. Утопичность, иллюзорность идеального мира, идеальных отношений порождала сильнейшее духовное и художественное напряжение в порыве соединить это идеальное и реальное, божественное и человеческое. Казалось, если поставить цель и трудится, то идеал будет достигнут. Но увы! идеи Возрождения оказались лишь мечтами, разбившимися о реальность.

В реальности оказалось, что Возрождение рисовало не теми красками и не ту реальность, а утопию, иллюзорную мечту.

…реалистическая интенция (т.е. попросту говоря стремление рисовать реалистично), передается, начиная от палеолита, в традиции, но впервые оформляется как стиль в недрах искусства Барокко, после чего уже беспрерывно так или иначе проявляясь в разных формах реализма, продолжает свое развитие. Что такое Барокко и каким образом в нем сформировался реализм? Поскольку все в жизни закономерно, то и предпосылки для зарождения реализма в недрах европейского Барокко XVI-XVII веков не случайны.

Когда швейцарец Генрих Вёльфлин первым сделал слово ”барокко” типологической категорией (в книге ”Ренессанс и барокко” в 1888г, написанной им в Риме), он определил Барокко как наивысшую, критическую, пиковую стадию развития любого художественного периода; первой стадией такого развития является архаика, второй – классика, третьей, соответственно, – барокко.

Истоки возникновения этого мирового стиля трактуются разными авторами по-разному. Считается, что решения Тридентского собора, противопоставившие европейцев – католиков протестантам, заложили основу ”стиля иезуитов”, как иногда называют Барокко (Тридентский собор – 19-й Вселенский собор католической церкви, проходивший с перерывами в течение 1545 – 1563 гг. в г. Тренто (лат. Tridentum) и в Болонье). А решения Тридентского собора стали программой Контрреформации. Христиан Норберг – Шульц в статье ”Искусство убеждения” пишет: ”В целом можно сказать, что искусство и архитектура Барокко являются продуктом Контрреформации, основу которой составлял воцарившийся в 17 в. дух. рационализма… Связанное с Контрреформацией барочное искусство Центральной Европы выполняло двойную роль. Во-первых, перед ним стояла задача приобщения народа к христианству, и потому с самого начала оно ассимилировало местные традиции и верования, стремясь войти в повседневную жизнь людей; во-вторых, оно должно было убеждать народ в могуществе хранителей веры. Искусство Барокко должно было найти подход к каждому, поэтому оно вобрало в себя черты народности и величия”.

Игорь Грабарь считал, имеет смысл провести четкую границу, представляя конкретное имя создателя стиля Барокко, от которого можно вести отсчет. Я считаю, с таким взглядом можно согласиться и имя это – Микеланджело.

Италия, родина Возрождения, сыграла огромную роль в распространении Барокко в странах Европы. Но его истоки не ограничиваются этой страной.

Характерное проявление чешского, или богемского Барокко – богемское стекло и хрусталь, пышные граненые и гравированные кубки, оказавшие влияние на голландское, английское и российское стеклоделие. Барочный стиль получает преимущественное распространение в католических странах, наиболее полно отразившись в живописи и прикладном искусстве. Однако не везде он развивался с равной интенсивностью. Протестантские страны почти не были затронуты этими процессами. В то же время, следует подчеркнуть стилевую разнородность как голландского, так в целом и европейского изобразительного искусства XVII века и острую борьбу между его основными течениями: в художественной практике XVII столетия они обрели формы классицизма, барокко и реализма. Вместе с тем, в каждой стране и даже в ходе развития искусства на протяжении одного века могли изменяться характер каждого из этих направлений и их соотношение.

Глобальная перестройка ценностных установок эпохи, интенсивная работа культурного самосознания сформировали основополагающие черты стиля Барокко через видение мира как метаморфозы, акцент на парадоксальности в восприятии действительности, подчеркивание её ожесточенной динамики, безличной стихийности.

Патетика и внутренняя раскованность образного строя Барокко, бесконечная вариативность, перетекание и самодвижение его форм сделали этот стиль синонимом самой движущейся, трансформирующейся ненормативной культуры. В данном смысле Барокко может рассматриваться как вневременное явление, как вечный антитезис нормированности, упорядоченности классицизма.

- классический стиль является линейным, т.е. графичным . Границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением;

- для классического стиля характерна плоскостность, тогда как Барокко – искусство пространственное, объемное;

- классицизм – замкнутая система, Барокко – открытая;

- единство классического стиля достигается композицией четко выделенных элементов, в произведениях Барокко композиция представляет собой нерасторжимое целое;

- классицизм всегда стремится к ясности, в то время как для Барокко отдельные элементы представляют меньший интерес, на первый план выдвигается их соотношение.

Кроме того, можно отметить характерную для классицизма симметрию и столь же типичную для барокко асимметрию, по какой легко всегда узнать и различить эти стили даже неподготовленному человеку. Само протекание этих процессов, отличные особенности формы метастилей – все это (по Вёльфлину) имеет отсчет именно от XVII века. До XVII века все изобразительное искусство, включая выполненное масляными красками относится к графике. Конечно, отдельные проявления живописности в работах Грюневальда или позднего Тициана имели место и раньше, но в целом искусство до XVII в. было графичным (линейным по выражении. Вёльфлина). Вельфлин приводит как пример работы Леонардо да Винчи которые по его классификации все являются графикой. Я имела возможность наблюдать шок и возмущение многих, к кому поступала эта информация. Но думаю, что проблема не в сути дела, а в привычке – привыкнув к этой мысли, можно обнаружить в ней большую целесообразность

Если классическое искусство, наследуя античный антропоморфизм, обращалось к душе и сердцу человека, то в эпоху Барокко такой наивный гуманизм был отринут. Произведения барочной архитектуры, живописи, скульптуры духовны, возвышенны, экстатичны, но одновременно грубы, бесцеремонны. Гармония Барокко – это гармония чрезмерности. Художники Барокко возвратили искусство к первобытной лапидарности.

YAkob-Iordans.-Plodorodie-zemli.-1649-g.

Якоб Йорданс. Плодородие земли. 1649 г.

Драматизм стиля Барокко заключается в столкновении языческого мироощущения и чувственности, накопленной эпохой Возрождения, с духовными порывами, откровениями божественного и стремлением вырваться за физические пределы материи. Романтичность Барокко, его ценностно-экспрессивная направленность – один из важнейших признаков барочного стиля. ”В отличие от классицизма, барокко сделало доминантой творчества экспрессию, эмоциональную выразительность образа”, – уточняет патриарх отечественной эстетики М.С. Каган.

Главная художественная идея Барокко, в сущности, невыполнима: с одной стороны – создание общей иррациональной, мистической атмосферы, а с другой – стремление сделать тайну и чудо осязаемыми, предельно чувственными, материальными, чтобы ”можно было руками потрогать”, стремление ”изображать несуществующее как существующее” , если выражаться словами немецкого философа Теодора Адорно. Отсюда отталкивающий натурализм или уникальное сочетание чувственности и классичности с идеализмом и мистикой.

Следующим немаловажным признаком Барокко можно назвать его театральность , фантастичность, стремление к символу. Символическое толкование окружающих реалий привело к расцвету аллегории, анаграммы, эмблемы в различных литературных жанрах, театре, бытовом поведении, живописи и скульптуре. Аллегоризм принимает особо усложненные формы в искусстве Барокко, чрезвычайно расширяя и усложняя содержательность этого вида искусства.

Вот как пишет об этом периоде (начале XVII в.) Мишель Фуко: ”…это особое время бутафорий, комических иллюзий, театра, раздваивающегося и представляющего театр, quiproquo, снов и видений, это время обманчивых чувств; это время, когда метафоры, сравнения и аллегории определяют поэтическое пространство”. Посредством неожиданных сопоставлений, сравнений, метафор, инверсии, точно так же, как в формальных приемах ракурсов, эффектах светотени – анаморфозах (обманах зрения), художники Барокко создавали особую фантастическую атмосферу несоединимого и небывалого. Возникали новые смысловые связи, олицетворения, исторические иллюзии, ассоциации и тем самым расширялись возможности искусства, ломались традиционные жанровые преграды. Воображению художника было тесно в пределах одного архитектурного сооружения или рамы картины.

Театрализация захватила человека не только в искусстве, но и в его жизненном пространстве. Духовная экзальтация, пафос, выражавшиеся в живописи, скульптуре и архитектуре, порождали драматизм, напряженность, наблюдается склонность к гипертрофии и гигантизму художественных форм и масс. И потому следующим признаком искусства Барокко можно назвать масштабность, избыточность средств и форм . В.Власов отмечает, что ”для искусства барокко характерна ”боязнь пустоты” (лат. horror vacui). И это не просто красивая метафора, а последовательно проводимый принцип формообразования”. .

Часть 2 как продолжение рассказа о реализме в Барокко уже написана, но будет опубликована в журнале в следующем месяце(т.е. в феврале)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока № 12

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

Мотивированность

Возможность проверить

ЖИВОПИСЬ БАРОККО. ПЛАФОННАЯ ЖИВОПИСЬ

Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕНДЕНЦИЙ БАРОККО И РЕАЛИЗМА

Как стремления барокко к ансамблевому единству отображалось в плафонной живописи.

1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.

2. Посмотреть с необычной точки зрения на взаимодействие тенденций барокко и реализма.

3. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т.е. через искусство эпохи барокко.

4. Поиски новых культурологических смыслов

- ведем диалоги;

- формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;

- работаем с тестами;

- рисуем схемы в тетради;

- записываем определения;

- выполняем задания учебника и учителя;

- работаем с искусствоведческими текстами;

Технологическая карта урока № 12 - 11 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Дидактическая структура урока

Организационный момент

Отвечают на вопрос, что они знают об ордене иезуитов

Называют знакомые имена художников, представленных на первом слайде

Настраивает учащихся на знакомство с

живописью барокко как продолжением беспрерывного гармонического анализа мира:

- плафонная - Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча)

- живопись за пределами плафонной - Питер Пауэл Рубенс, Рембрандт Харменс Ван Рейн

Сквозное задание на весь урок – последовательно записывать названия всех живописных работ представленных в презентации учителя

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Знакомятся с исторической справкой.

Приложение 1

Записывают в тетрадь:

1. В архитектуре, плафоном называется:

- Потолок или его часть, украшенные живописью, мозаикой или лепкой.

- Живопись, мозаика, лепнина, украшающие потолок.

2. Основные стилистические черты барокко:

- яркое световое решение (открытость пронизывающим потокам света);

- динамичное перетекание разных пространств (живопись, скульптура, архитектура) друг в друга.

Расставляет акценты

Самой значительной работой Гаулли, заказанной ему генералом ордена иезуитов - падре Олива по совету Джованни Лоренцо Бернини, является грандиозная роспись купола церкви Иль Джезу - главного храма ордена иезуитов.

Характерный для барокко синтез архитектуры, скульптуры и живописи создает атмосферу пышности и великолепия, мистики и реальности, возвышенной духовности на грани аффекта – то, что французы называли блестящим безумием.

Питер Пауэл Рубенс (1577-1640 )

Стиль Рубенса предполагал монументальные формы, динамичную композицию, роскошные атрибуты, яркую живописную палитру и мифологические аллегории.

Цикл картин, написанных для Марии Медичи – жены Генриха IV иллюстрируют разные эпизоды жизни королевы, художник представил надменную, злую и суеверную интриганку сосредоточием добродетелей. Помпезный и туманный смысл полотен отвечал духу времени и вкусам заказчика.

Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606-1669)

- Лицо Петра выражает сложную гамму чувств – он сознает свое предательство, но страх и какое-то общее оцепенение не оставляют место для раздумий, он отрекается от Иисуса почти машинально.

- Доходящий до отчаяния трагизм, резкий контраст света и тени, эффект воздушной дымки, обволакивающей предметы, подчинение всех элементов одному эмоциональному стержню – дань традициям барокко – сопряжены у Рембрандта с такой глубиной психологического анализа, что выводят его творчество за пределы этого стиля

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

Предметные

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ (история, литература)

Закрепление нового материала

Участвуют в обсуждении работ одноклассников

- Направляет и корректирует процесс о бсуждения выполненных учащимися заданий 1,2,3

- Проверяет выполнение сквозного задания урока – записи в тетрадях названий живописных работ художников, о которых шла речь на уроке.

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

- Проводит мини-блиц опрос:

1.Главное свойство стиля барокко в оформлении интерьеров?

2. Как гуманизм Рубенса проявляется в созданных им образах?

3. В чем состоит кредо психологического реализма?

4. Какие чувства у вас вызывают работы Рембранта?

5. Какая барочная краска добавилась в ваш гармонический анализ мира?

- знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

- закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Участвуют в обсуждении своих работ, работ одноклассников и всего урока

Направляет рефлексию

Метапредметные

- осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

Коммуникативные

- выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Историческая справка

hello_html_46c770fe.jpg
hello_html_m33b58f0e.jpg
hello_html_m31ca18a6.jpg

Джованни Батиста Гаулли. Церковь Святейшего Имени Иисуса Работа Гаулли (1667). Вспоминаем, что такое пьета

Автопортрет главный иезуитский храм в Риме

В настоящее время главой (генералом) ордена является венесуэлец Артуро Соса , сменивший в 2016 году Адольфо Николаса. Главная курия ордена находится в Риме, в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

Впервые за всю историю Ордена, 13 марта 2013 года представитель Ордена был избран Папой Римским. Им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, взявший себе имя Франциск.

- Прочтите текст

- выделите абзацы

- подчеркните в тексте слов и словосочетания, связанные с изображениями на плафоне Иль Джезу

Прочтите текст.

Выберите слова, словосочетания и предложения ( не более 10) , используя которые ученики параллельного класса смогли бы составить связный рассказ (от 100 до 200 слов) о Рубенсе художнике, дипломате и цикле картин, посвященных Марии Медичи.

Запишите выбранные слова, словосочетания и предложения в тетрадь.

Великий фламандец Питер Пауль Рубенс был художником, чья мастерская выполняла заказы, поступавшие со всех концов Европы. Кроме живописи стала его профессией и дипломатия. Однажды придворный, увидев Рубенса за мольбертом воскликнул: "Господин дипломат балуется живописью?", художник моментально парировал: "Ошибаетесь. Это живописец балуется дипломатией!".

Звание придворного живописца (Рубенс получил эту должность во времена "стажировки" в Италии, где служил при дворе Мантуанского герцога) предполагает наличие особого такта, таланта дипломата. Немногие придворные художники становились ими за пределами мастерской. Успех на обоих поприщах Рубенсу был гарантирован благодаря таланту и наличию у него выдающихся организаторских способностей, светских манер, учености и огромного личного обаяния.

Произведением, создание которого было бы невозможно без блистательного художественного дара Рубенса, и его дипломатического таланта, стал цикл картин, посвященных жизни французской королевы Марии Медичи. Некогда они украшали стены Люксембургского дворца, выстроенного королевой, но со временем были перемещены в Лувр. Мария Медичи происходила из знаменитого рода Тосканских герцогов, уже давшего Франции одну королеву Екатерину, которая была самым известным историческим оппонентом мужа Марии Генриха IV.

Всего Рубенсом при содействии учеников было написано 24 картины. На исполнение заказа понадобилось 3 года.

Античные боги и придворные окружают величественную фигуру королевы. Рубенс смог не только польстить венценосной заказчице, но и на холсте, примирить ее с супругом, почившим к моменту создания полотен, королем Генрихом IV и сыном - королем Людовиком XIII. Кстати, сцена рождения дофина, по общему мнению, является одной из лучших картин цикла. Юная королева, окруженная олимпийцами, с нежностью и любовью смотрит на сына и наследника.

Ключевым полотном цикла, однако, является сцена, именуемая "Апофеоз Марии Медичи". Момент обожествления ее погибшего венценосного супруга, а, следовательно, ее вступление во власть. Королева правила Францией до совершеннолетия сына. Генрих IV, как известно, был убит религиозным фанатиком Равальяком. И произошло это событие на следующий день после коронации Марии Медичи в аббатстве Сен-Дени (королева смогла добиться этой чести благодаря предполагавшемуся военному походу, в котором король собирался принять непосредственное участие). Что дало повод считать ее соучастницей, если не организатором преступления. Любопытно, что в сцену коронации Марии Медичи, Рубенс вводит изображение другой королевы, бывшей жены Генриха IV Маргариты Валуа, дочери другой французской королевы из рода Медичи.

Художник умело и тактично смог изобразить, изобиловавшее конфликтами время правление Марии Медичи и тактично разрешил проблему возраста героини. Облику юной королевы он добавил зрелости, несколько омолодив ее в зрелые годы. Превратив ее в прекрасную вечно цветущую женщину.

Несколько картин цикла Рубенс посвятил прекрасной жизни Франции в правление Марии, но реальность была не столь радужной. В жизни бывшей слабой и недальновидной правительницей. Она то теряла власть, то возвращала ее себе. До тех пор, пока стремясь упрочить свое влияние на сына, к тому времени уже ставшему королем, она не возвысила Ришелье, который вскоре отстранил ее от власти. Впоследствии она была изгнана из Франции и окончила дни в бедности. Цикл же картин, прославляющих ее деяния, был признан вершиной декоративной живописи барокко.

Знаменитый русский историк Карамзин писал: "Рубенс заставляет меня любить Марию".

Из цикла "Жизнь Марии Медичи". 1622 - 1625. Лувр

hello_html_m1fcac3e7.jpg

Питер Пауль Рубенс. Апофеоз Марии Медичи Благоденствие правления Марии Медичи Рождение дофина

Прочтите текст.

Найдите в Интернете названия представленных работ.

Посмотрите на серию автопортретов Рембрандта с точки зрения гармонического анализа мира и психологического реализма. Напишите в тетради, что вы об этом думаете.

Биография Рембрандта трагична. Художник умирал в нищете, лишившись всех близких. Его картины при жизни не ценились, ученики предали его в самый тяжелый период. Испытания не сломили великого живописца, сила его духа была столь велика, что он мог смеяться и над собственными горестями, и даже над самой смертью.

hello_html_m3cf9454d.jpg
hello_html_23d5bda.jpg
hello_html_6599a9c0.jpg

Новое в автопортрете . В последние годы художник нередко писал автопортреты. При взгляде на них создается впечатление, что Рембрандт разгадывает собственную жизнь, стремится увидеть свою судьбу и замысел Божий, который столь причудливо вел его по жизни. Его автопортреты не только вершина творчества, ничего подобного нет в мировом искусстве. На последних автопортретах предстает человек с одухотворенным лицом, который героически переносит нелегкие испытания и преодолевает горечь утрат. Рембрандт является основателем своеобразного жанра портрета-биографии. Подобные картины передают не только внешний облик, но и судьбу человека, его внутренний мир.

Реализм является в эстетике одним из самых сложных и неоднозначно трактуемых понятий. Среди специалистов преобладают, в основном, два подхода к понятию реализма.Одни из них понимают реализм как метод, способ репрезентации художественного произведения. Реалистический способ изображения может проявляться в искусстве в любое время, в любую эпоху и не ограничивается ничем. Другие ограничивают существование реализма временными рамками, позиционируя его как стиль. При таком подходе можно говорить о том, что реализм как стиль, зародился в недрах искусства Барокко и продолжал свое развитие в критическом реализме ХIХ века, импрессионизме и, наконец, в соцреализме ХХ века. Что такое Барокко и каким образом в нем сформировался реализм?

В границах 1550 – 1750 гг. в европейском искусстве появляется новый стиль художественного освоения действительности, названный впоследствии Барокко.

Наиболее полное раскрытие и историческое формирование этого термина можно увидеть у В.Г.Власова. Оно восходит к итальянскому barocco через испанское bar-ruecco от португальского barocco – причудливый, неправильный, дурной, испорченный. Изначально жаргонное словечко ''барокко'' использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной искаженной формы. Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях слово ''барокко'' появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Оно долго не могло стать названием стиля. Ещё в 1904-1905 гг. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает этого стиля (тоже самое имеет место и в капитальной ''Истории искусств'' Петра Гнедича, написанной в этот же период, где Возрождение ''растянуто'' до XVIII века). И хотя это была целая эпоха в развитии европейского искусства, С.Рейнак лишь вскользь и пренебрежительно вспоминает о ''суетливом иезуитском стиле'' как о не имеющем никаких достоинств и являющимся ''умственным заблуждением''.

Первым сделал слово ''барокко'' типологической категорией швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин. В книге ''Ренессанс и барокко'' (1888), написанной им в Риме, Вёльфлин определил Барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля; первой стадией такого развития является архаика, второй – классика, третьей, соответственно, – барокко.

Истоки возникновения этого мирового стиля трактуются разными авторами по-разному. Считается, что решения Тридентского собора, противопоставившие европейцев-католиков протестантам, заложили основу ''стиля иезуитов'', как иногда называют Барокко (Тридентский собор – 19-й Вселенский собор католической церкви, проходивший с перерывами в течение 1545 – 1563 гг. в г. Тренто (лат. Tridentum) и в Болонье). Считается, что решения Тридентского собора стали программой Контрреформации. Христиан Норберг-Шульц в статье ''Искусство убеждения'' пишет: ''В целом можно сказать, что искусство и архитектура Барокко являются продуктом Контрреформации, основу которой составлял воцарившийся в 17 в. дух рационализма… Связанное с Контрреформацией барочное искусство Центральной Европы выполняло двойную роль. Во-первых, перед ним стояла задача приобщения народа к христианству, и потому с самого начала оно ассимилировало местные традиции и верования, стремясь войти в повседневную жизнь людей; во-вторых, оно должно было убеждать народ в могуществе хранителей веры. Искусство Барокко должно было найти подход к каждому, поэтому оно вобрало в себя черты народности и величия''.

Италия, родина Возрождения, сыграла огромную роль в распространении Барокко в странах Европы. Но его истоки не ограничиваются этой страной. Есть веские аргументы в пользу того, что Барокко как мироощущение, как состояние ума одновременно зародилось во многих европейских странах, имело своих приверженцев даже в таких отдаленных от Европы государствах, как Иран эпохи правления шаха Аббаса I (1587 – 1629 гг.), Китай начального периода правления династии Цин и Япония времен драматурга Тикамацу (1653 – 1725 гг.). (Питер Скрайн.Эпоха роскоши и смятения. Курьер ЮНЕСКО)

Стиль Барокко, возникнув в Италии в начале XVII в., в следующем столетии получает широкое распространение в Испании, Португалии, Фландрии, Латинской Америке, Австрии, Чехии, католических княжествах Германии, в XVIII в. проникает в Польшу и Россию. Характерное проявление чешского, или богемского Барокко – богемское стекло, пышные граненые и гравированные кубки, оказавшие влияние на голландское, английское и российское стеклоделие. Национально окрашеннные варианты Барокко были в Голландии, Франции и Англии. Барочный стиль получает преимущественное распространение в католических странах, наиболее полно отразившись в живописи и прикладном искусстве. Однако не везде он развивался с равной интенсивностью. Протестантские страны (Голландия, Англия, Североамериканские колонии) были почти незатронуты Барокко, а во Франции в это время распространяется классицизм.Глобальная перестройка ценностных установок эпохи, интенсивная работа культурного самосознания сформировали следующие основополагающие черты стиля Барокко: видение мира как метаморфозы, акцент на парадоксальности в восприятии действтельности, подчеркивание её ожесточенной динамики, безличной стихийности. Патетика и внутренняя раскованность образного строя Барокко, бесконечная вариативность, перетекание и самодвижение его форм сделали этот стиль синонимом самой движущейся, трансформирующейся культуры. В данном смысле Барокко может рассматриваться как вневременное явление, как вечный антитезис классицизму.

Обратимся к швейцарскому искусствоведу Генриху Вёльфлину (1864 – 1945 гг.), который выделяет 5 осн. различий между барочным и классическим стилями:
– классич. стиль является линейным. Границы предмета подчеркнуты, он изолирован в пространстве. Барочный стиль живописен, изображенные предметы связаны со своим окружением;
– для классич. стиля характерна плоскостность, тогда как Барокко – искусство пространственное, объемное;
– классицизм – замкнутая система, Барокко – открытая;
– единство классич. стиля достигается композицией четко выделенных элементов, в произведениях Барокко композиция представляет собой нерасторжимое целое;
– классицизм всегда стремится к ясности, в то время как для Барокко отдельные элементы представляют меньший интерес, на первый план выдвигается их соотношение.

Если классическое искусство, наследуя античный антропоморфизм, обращалось к душе и сердцу человека, то в эпоху Барокко такой наивный гуманизм был отринут. Произведения барочной архитектуры, живописи, скульптуры духовны, возвышенны, экстатичны, но одновременно грубы, бесцеремонны. Художники Барокко возвратили искусство к первобытной лапидарности. Драматизм стиля Барокко заключается в столкновении языческого мироощущения и чувственности, накопленной эпохой Возрождения, с духовными порывами, откровениями, стремлением вырваться за физические пределы материи. Романтичность Барокко, его ценносто-экспрессивная направленность – один из важнейших признаков барочного стиля. ''В отличие от классицизма, барокко сделало доминантой творчества экспрессию, эмоциональную выразительность образа'', – уточняет патриарх отечественной эстетики М.С. Каган .

Главная художественная идея Барокко, в сущности, невыполнима: с одной стороны – создание общей иррациональной, мистической атмосферы, а с другой – стремление сделать тайну и чудо осязаемыми, предельно чувственными, материальными, чтобы ''можно было руками потрогать'', стремление ''изображать несуществующее как существующее'', если выражаться словами немецкого философа Теодора Адорно. Отсюда отталкивающий натурализм или уникальное сочетание чувственности и классичности с идеализмом и мистикой.

Следующим немаловажным признаком Барокко можно назвать его театральность, фантастичность, стремление к символу. Символическое толкование окружающих реалий привело к расцвету аллегории, анаграммы, эмблемы в различных литературных жанрах, театре, бытовом поведении, живописи и скульптуре. Аллегоризм принимает особо усложненные формы в искусстве Барокко.

Вот как пишет об этом периоде (начале XVII в.) Мишель Фуко: ''…это особое время бутафорий, комических иллюзий, театра раздваивающегося и представляющего театр, quiproquo, снов и видений, это время обманчивых чувств; это время, когда метафоры, сравнения и аллегории определяют поэтическое пространство''. Посредством неожиданных сопоставлений, сравнений, метафор, инверсии, точно также, как в формальных приемах ракурсов, эффектах светотени – анаморфозах (обманах зрения), художники Барокко создавали особую фантастическую атмосферу несоединимого и небывалого. Возникали новые смысловые связи, олицетворения, исторические иллюзии, ассоциации и тем самым расширялись возможности искусства, ломались традиционные жанровые преграды. Воображению художника было тесно в пределах одного архитектурного сооружения или рамы картины.

Театрализация захватила человека не только в искусстве, но и в его жизненном пространстве. Духовная экзальтация, выражавшаяся в живописи, скульптуре и архитектуре, порождала драматизм, напряженность, гигантизм художественных форм.И потому следующим признаком искусства Барокко можно назвать масштабность, избыточность средств и форм. В.Власов отмечает, что ''для искусства барокко характерна ''боязнь пустоты'' (лат. horror vacui). И это не просто красивая метафора, а последовательно проводимый принцип формообразования''.

Отсюда такие основополагающие признаки Барокко, как пышность, великолепие, попытки достичь сверхъестественной красоты, стремление к грации, динамизму, декоративной нарядности и напряженности пластических и изобразительных форм. ''Тем, что Барокко носит декоративный характер, сказано ещё не всё. Барокко – это decorazione assoluta (абсолютная декорация – итал.), словно освобожденная от всякой цели, в том числе и театральной, и установившая собственный формальный закон…Как-то не пристало адресовать упреки в ''гипсовости'' высокохудожественным произведениям Барокко – податливый материал как нельзя лучше отвечает формальному априорному принципу абсолютной декорации. Благодаря неустанно развивающейся сублимации в таких произведениях великий мировой театр, theatrum mundi (театр мира – лат.) стал theatrum dei (''театр Бога''), чувственный мир превратился в спектакль для богов'' (Т.Адорно. Эстетическая теория).

Иллюзорное пространство в церкви или палаццо как продолжение пространства реального, с ''выводом'' его в бесконечность небесных сфер, наполненных ангелами, святыми и аллегорическими фигурами, создавали фрески и плафоны Аннибале Карраччи (1560 – 1609 гг.), Пьетро да Кортона (1596 – 1669 гг.), Джованни Гаулли (1639 – 1709 гг.), Джованни Баттиста Тьеполо (1696 – 1770 гг.). Художники-иллюзионисты объединяли архитектуру, скульптуру и живопись в единый театрально-зрелищный ансамбль, перенося зрителя в мир фантазий, символов и аллегорий, одновременно впечатляя и подавляя визуальными эффектами. Граница между искусством и реальностью стиралась. ''Стиль Барокко появился в Западной Европе, когда утверждалась концепция природы как единого целого, гармоничного и познаваемого. Рационализм придал ей определенность, связанную с растущим стремлением овладеть реальностью. Родилось убеждение, что природу можно воспроизвести: имитация реальности неразрывно связана с ее познанием''.(Э.Глиссан.Философия искусства Барокко. Курьер ЮНЕСКО, М., 1987). Идея рациональной познаваемости мира подпитывалась предположением, что за внешней оболочкой вещей кроется их глубинная суть – некая абсолютная и, главное, достижимая истина. На этой почве только и могли зародиться предпосылки для развития реализма в таком виде, который позволил специалистам впервые позиционировать его как стиль. Об этом читайте во второй части, которая готовится к публикации.

''Некоторые искусствоведы склонны видеть в Барокко не только европейский феномен, а своего рода ''культурную постоянную'', которая прослеживается на протяжении всей истории искусства. Действительно, за пределами Европы и Америки, в столь отличных друг от друга культурных регионах, как Персия, Китай, Япония, Кампучия, также возникали сходные с барочными формы художественного выражения. …Да и в наше время кризисов, потрясений и пошатнувшихся верований, современный человек тоже не может не ощущать своей духовной близости к определенным формам искусства и культуры XVII столетия. …Поэтому некоторые считают Барокко некоей особой категорией в мировой эстетике, признавая тем самым его поистине всемирное значение'' (Э.Глиссан. Философия искусства Барокко).

Неувядающая декоративность Барокко жива и поныне. По сути дела оно стало всеобщим ''стилем роскошной жизни''.

''Остается только удивляться, каким поразительно мощным, грандиозным явлением обернулось в истории искусства стремление художников разных эпох и народов к свободе мышления, высвобождению духа из оков материи – явлением, изначально названным смешным и глупым жаргонным словечком ''барокко'' (Власов).

Литература:

Адорно Т. Эстетическая теория
Вельфлин Г. Ренессанс и Барокко.
Власов В.Г. Стили в искусстве
Гнедич П.П., История искусств
Каган М.С. Се человек…
Введение в мировую историю культуры в 2-х томах
Кривцун О. Эстетика
Фуко М. Слова и вещи


В ходе урока будут рассмотрены плафонная живопись барокко, взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи, музыка барокко.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Искусство барокко"

Барокко был не просто одним из стилей изобразительного искусства. Это была целая эпоха, переломившая понимание человеком мира и самого себя. Изменился и внешний вид европейских аристократов. Для одежды барокко характерны причудливость, театральность, некое излишество, естественность же отвергалась как порок.


И если в архитектуре и скульптуре ярким примером барокко была Италия, то все законы этикета, стиля, манер и моды диктовала Франция, которая со второй половины XVII века стала в Европе признанной законодательницей мод.

Во французском барокко и мужской и женский костюмы были одинаково изящны и нарядны. В них в больших количествах использовались плиссировки, буфы, каскады лент, рюшей, оборок и бантов.


Кстати, по-французски бант звучит как galant, так появилось ещё одно название для рубежа XVII–XVIII веков – галантная эпоха.

Плафонная живопись барокко.

Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи.

Как вы уже знаете, мастера барокко стремились к объединению различных видов искусств и бесконечному расширению пространства. Ключевым качеством стиля стал синтез в едином ансамбле живописи, архитектуры, декоративного искусства и скульптуры.

Это получило отображение в декоративной монументальной живописи, которой расписывались стены и потолки дворцов, храмов, загородных резиденций знати и парковых павильонов.

В архитектуре потолок или его часть, украшенная живописью, мозаикой или лепкой, называется плафоном. Поэтому монументальную живопись барокко стали называть плафонной.


Плафонные росписи должны были стать образом тех мистических видений, которые даются человеку в момент божественного озарения.

Среди её сюжетов можно выделить две основные темы – торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых. Встречаются также античные аллегорические сюжеты и прославление воинских побед.

Примером плафонной живописи барокко служит интерьер римской церкви Иль Джезу.


Центральный неф базилики отделён от остального пространства колоннами из цветного мрамора с бронзовыми базами и капителями. Они установлены на пьедесталы и увенчаны под куполом скульптурами святых и ангелов, которые сделаны из раскрашенного гипса. Эти как будто парящие в воздухе фигуры органично перетекают в пространство плафона.


В центре композиции находится монограмма Христа, состоящая из трёх букв – IHS. Она окружена жёлтым божественным светом, который прославляет имя Иисуса Христа. Его живописно оттеняет гирлянда из движущихся человеческих тел – пророков и святых, ангелов и грешников.

Эти фигуры выписаны настолько эффектно, что кажется, будто они парят в пространстве под потолком, отбрасывая тень. Если смотреть на фреску, создаётся впечатление о наличии рельефов и выпуклостей. Однако в действительности фреска написана в единой плоскости.


Бачичча создал потрясающую барочную иллюзию, сравнимую с 3D-эффектом. Этого ему удалось достичь благодаря сочетанию живописных фигур с фигурами, выполненными по раскрашенному гипсу.

За пределами плафонной церковной живописи эстетика барокко воплотилась в творчестве фламандского живописца Питера Пауэла Рубенса, жившего в 1577–1640 годах.


В его полотнах многофигурные асимметричные композиции, которые изобилуют мельчайшими подробностями и деталями, представлены в сложных диагональных ракурсах.


Обычно художники изображали распятие Христа уже свершившимся. У Рубенса же этот сюжет, как и многие другие его шедевры, полон действия. Он сделал зрителя свидетелем того, как палачи с яростным усилием поднимают крест.

Ритм композиции центрального полотна задаёт здесь плавный S-образный изгиб тела Иисуса, также расположенный по диагонали. Вокруг него изображено 8 фигур, которые осторожно и торжественно снимают тело Иисуса с креста. Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса.

После написания этих триптихов Рубенс стал законодателем нового стиля в живописи Фландрии и величайшим художником барокко.


Рубенс вдохновлялся античной мифологией, в ней он находил радость жизни, единение человека с природой, яркие мужественные образы. Подобные мифические аллегории он использовал в цикле картин, написанных по заказу Марии Медичи, жены французского короля Генриха Четвёртого.

По задумке королевы, эти картины должны были иллюстрировать различные эпизоды её жизни. Но задача для художника была нелёгкой. Королева была некрасива, безмерно честолюбива и склонна к интригам.

Однако Рубенс с необыкновенным изяществом и мастерством замаскировал довольно скучные исторические факты богатой архитектурой, нарядами, необыкновенно красивыми персонажами – античными богами, нимфами, купидонами и всевозможными добродетелями. Они сопровождают Марию всюду, при различных событиях её жизни. Тем самым он превратил биографию своей героини в сказочную феерию. Роскошные аксессуары на картинах дополнялись красотой обнажённых тел, через которые Рубенс передаёт своё восхищение человеческой красотой.


Образованию будущей королевы помогают также бог торговли Меркурий и повелитель муз Аполлон. Позади Марии изображены три Грации, одна из которых венчает будущую королеву венком из роз. На переднем плане изображены символы искусств, которыми увлекалась Мария Медичи. Музыка представлена мандолиной, скульптура – бюстом и долотом, изобразительное искусство – палитрой.

Рубенс писал сильно разведёнными красками, используя оттенки розового, золотистого, изумрудного, голубого цветов. Он накладывал мазки таким образом, чтобы сквозь них просвечивал тёплый красноватый подмалёвок. Так он создавал спокойные, уравновешенные образы, которые должны были передать цельность внутреннего мира и душевного здоровья.

Именно это отличало Рубенса от современных ему художников-реалистов, которые в своих работах обращались к психологическому состоянию человека, его духовной сущности.

Такие величайшие мастера барокко, как Микеланджело да Караваджо в Италии, Рембрандт Харменс Ван Рейн в Голландии, Диего Веласкес в Испании в своём творчестве стремились к психологической выразительности.


Обращение этих художников к реальному миру было своеобразным протестом против характерного для барокко стремления к бесконечному и возвышенному. Реалистичный подход привёл к появлению такого направления в барокко, как психологический реализм.

Кульминации психологический реализм достиг в творчестве голландского живописца Рембрандта Харменса Ван Рейна, который жил в 1606-1669 годах. Он сумел выразить в своём творчестве все противоречия и характерные черты эпохи барокко.

В центре его произведений всегда стоял человек.


Рембрандт стремился через портреты передать не просто натуру, а жизнь человека, его внутренний мир и переживания. Своих героев он часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство.

Рембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические темы, портреты и пейзажи. Кроме того, он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка.

Офорт – гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры

Но всё же значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы.

Рембрандт хотел показать тесную связь библейских сюжетов с современной ему действительностью. В его произведениях притчи из Ветхого завета приобретали жизненную достоверность и убедительность. Он предлагал зрителям собственное прочтение известного сюжета, интерпретируя его как сцену из жизни обыкновенных людей.

Именно через эти эпические образы Рембрандт подчёркивал нравственное достоинство своих современников, их высокие душевные качества. Библейские сюжеты истолковывались им не как частный эпизод, а как жизненный конфликт общечеловеческой значимости.

Рембрандт отмечал на лицах людей следы испытанных ими переживаний – страха, отчаяния, одиночества, предательства, любви, преданной дружбы.


На картине изображён один из эпизодов Страстей Христовых – событий, принёсших Иисусу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Рембрандт смог передать сложную гамму чувств и переживаний апостола Петра в момент его отречения от Иисуса. Лицо апостола выражает и страх быть арестованным, и осознание предательства, и оцепенение. Такой драматичности Рембрандту удалось достичь благодаря специфическому для барокко контрасту густого мрака и мерцающего в нем таинственного света.

В своих картинах Рембрандт использовал характерные для барокко трагизм, резкий контраст света и тени, а также эффект воздушной дымки. В то же время глубина психологического анализа выводит его творчество далеко за пределы этого стиля.

Помимо архитектуры, скульптуры и живописи эстетика барокко проявилась и в музыке. За счёт всевозможных украшений, например, мелизмов, музыка культура барокко очень яркая и декоративная. Это существенно отличает её от музыки Возрождения.

Большое значение композиторы барокко предавали чувствам и эмоциям человека, для выражения которых были необходимы новые, специфические средства и формы. И они были найдены. На смену хоровому многоголосию Возрождения пришло мелодичное одноголосие, способное передать малейшие волнения человеческой души.

Мир, полный контрастов, противоречий, грандиозных страстей, в музыке выражался при помощи двух музыкальных ладов – мажора и минора. Мажор передавал радость во всех её проявлениях, а минор – печаль.


Стремление отразить различные оттенки чувства в их многообразии обусловило возникновение новых музыкальных жанров – оперы и инструментальной музыки.

Опера стала одним из главных достижений музыкального искусства барокко. Появление этого жанра было тщательно подготовлено в художественной атмосфере Возрождения.

Лучшие черты итальянских оперных школ успешно соединил в своём творчестве Клаудио Монтеверди, живший в 1567—1643 годах. Он стал первым оперным композитором барокко и выступил блестящим реформатором этого жанра.


Монтеверди углубил содержательный смысл оперы, расширил выразительные средства и формы вокальных и оркестровых партий, ввёл в неё увертюру и дуэт.


Но всё же одной из самых знаковых фигур в музыкальном искусстве барокко является Иоганн Себастьян Бах, который жил в 1685–1750 годах. Его творчество стало завершающим этапом музыкальной культуры барокко.

Он писал и светскую, и церковную музыку. Но церковная музыка занимала в его творчестве ведущее место. В историю мировой музыкальной культуры он вошёл как непревзойдённый мастер духовной органной музыки.

Кантата – крупное вокально-инструментальное произведение, состоящее из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Исполнялось в церкви, обычно после проповеди.

Страсти (пассионы) – оратории, в основе которых лежали главы из Евангелия, рассказывающие о страданиях Иисуса Христа.

Давайте подведём итоги.

Ключевым качеством барокко стало объединение в единый ансамбль живописи, архитектуры, декоративного искусства и скульптуры. За неповторимую игру красок, света и тени Рубенса и считают гением своего времени. Рембрандт использовал характерные для барокко приёмы, но глубина психологического анализа в его картинах выводит творчество художника далеко за пределы этого стиля. Одним из главных достижений музыкального искусства барокко стала опера.

Читайте также: