Взаимодействие следователя с органами дознания кратко

Обновлено: 07.07.2024

В раскрытии и расследовании преступлений взаимодействие правоохранительных органов – это залог успеха. Каждый орган действует своими методами и средствами раскрытия и расследования преступлений, поэтому так важно использовать все возможности, использовать их в комплексе для того, чтобы всесторонне, полно и объективно исследовать обстоятельства уголовного дела, добиться того, чтобы преступник не ушел от ответа, чтобы не был осужден невиновный, сделать все возможное для предупреждения аналогичных и иных преступлений.

Содержание взаимодействия определяется его целями. В одних случаях такой целью может быть успешное проведение отдельного следственного действия, в других – получение необходимой информации оперативным путем, в третьих – поиск и обнаружение скрывшегося подозреваемого или обвиняемого, вещественных доказательств, документов, ценностей и т.п. Соответственно взаимодействие может носить разовый, краткосрочный характер или осуществляться на постоянной основе в течение значительного времени, например, всей работы по конкретному уголовному делу или по группе дел того или иного вида.

Правовую основу взаимодействия составляют:

  • Конституция Российской Федерации;
  • международные договоры Российской Федерации по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации;
  • законодательство в сфере оперативно-розыскной и государственной судебно-экспертной деятельности;
  • нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации и межведомственные нормативные правовые акты.

П. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ представляет следователю право по расследуемым им делам давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органа дознания обязательными.

Таким образом, взаимодействие следователя с оперативными работниками и сотрудниками других служб органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений – это основанная на законах и подзаконных актах согласованная деятельность по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений, в том числе, по изобличению виновного.

Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:

  • обеспечение неотложных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий при совершении преступлений;
  • раскрытие преступлений;
  • своевременное изобличение лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
  • всестороннее полное и объективное расследование преступлений;
  • совместная деятельность по розыску скрывшихся преступников;
  • выявление, пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению;
  • осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

К принципам взаимодействия относятся следующие важные положения или правила:

Соответствие совместной деятельности требованиям закона.

Широкие полномочия представляет органам дознания ст. 144 и ст. 157 УПК РФ, в соответствии с которой орган дознания проводит неотложные следственные действия и иные процессуальные действия, а затем, если по данному делу производство предварительного следствия обязательно, обязан передать дело следователю.

Следователь вправе поручить производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится особое постановление. Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В соответствии со ст. 168 УПК РФ следователь вправе вызвать для участия в следственном действии специалиста, незаинтересованного в исходе дела.

Организующая роль во взаимодействии принадлежит следователю. И инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя.

Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников, какой службы и когда следует привлечь на помощь. Соответствующие подразделения (службы) обязаны выполнить поручение следователя. Сотрудники других служб могут проявить инициативу, предложить следователю свою помощь, проверить свои учеты и сообщить результаты. Оперативные сотрудники могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных данных, не разглашая источников и способов их получения. В такой ситуации следователь и оперативный совместно проводят объективную проверку и реализацию информации. Следователь вправе знакомить оперативного работника с материалами уголовного дела.

На стадии предварительной проверки материалов о преступлении оперативные работники консультируются со следователем и совместно решают, как реализовать оперативные материалы.

Важнейшим принципом взаимодействия является плановость. Эффективным является согласование планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Как правило, регламентируются раздельные планы, ибо в плане оперативно-розыскных мероприятий расшифровываются конкретные оперативно-розыскные меры. Если же можно этого избежать, составляется общий план, особенно по неоконченным преступлениям. В плане указываются версии, вопросы, подлежащие выяснению, конкретные действия для их проверки, конкретные исполнители и сроки исполнения. План определяет сферы и порядок взаимодействия заинтересованных служб.

Для проведения наиболее сложных следственных действий, для проведения тактических операций составляются отдельные планы. Планы обычно утверждаются начальниками следственного подразделения и оперативных служб.

Непрерывность взаимодействия означает, что оно возникает при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела до того момента, когда необходимость во взаимодействии отпадает. По наиболее серьезным, делам она продолжается на протяжении всего предварительного и судебного следствия. При этом желательно, чтобы на протяжении всего следствия работали одни и те же оперативные работники.

Взаимодействие подразделений органов внутренних дел при осуществлении ими полномочий по раскрытию и расследованию преступлений осуществляется путем:

Под взаимодействием следователя с органами дознания понимается совместная, согласованная по целям, месту и времени, основанная на законе и подзаконных актах деятельность следователя и органов дознания, направленная на выполнение задач предварительного расследования .

Взаимодействие следователя с органами дознания и общественностью в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают органы дознания. Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.

Взаимодействие следователя с органами дознания, а также с общественностью является общим условием предварительного следствия .

Правовой основой взаимодействия следователя с органами дознания являются:

    • уголовно-процессуальный закон (УПК);
    • Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”;
    • изданные на их основе ведомственные нормативные акты.

    Существуют различные формы взаимодействия следователя с орга­нами дознания:

      1. организационные (например, создание следственно-оперативной группы - СОГ).
      2. процессуальные. Процессуальной основой взаимодействия можно считать правила ст. 38, 149 УПК РФ о дей­ствиях органа дознания по делам, по которым обязательно предва­рительное следствие после передачи этих дел следователю, а также предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ право следователя давать органам дознания поручения и указания.

      Взаимодействие — это согласованная деятельность органов пред­варительного следствия и дознания, основанная на законе, ведом­ственных актах и общности назначения и задач в уголовном судопро­изводстве, наиболее разумное сочетание и эффективное использова­ние полномочий и методов работы, присущих каждому из указанных органов, обусловленное различием в их компетенции и формах дея­тельности, направленное на раскрытие, расследование и предупре­ждение преступлений.

      Из приведенного определения следует, что основным содержа­нием взаимодействия является правильное сочетание следствен­ных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

      В уголовно-процессуальном законе содержатся соответствующие положения, которые можно считать правовой основой такого сочетания. В ст. 21 УПК РФ указывается, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель должны принять все предусмотренные законом меры в каждом случае обнаружения признаков преступлений для установ­ления события преступления, изобличения лица или лиц, виновных в его совершении.

      Процессуальные формы взаимодействия — это такие формы, ко­торые закреплены в законе. К их числу относят:

        1. Выполнение поручений (указаний) следователя (в частности: выполнение органом дознания следственных и розыскных действий по поручению следователя; привлечение следователем предста­вителей органа дознания для оказания содействия (помощи) в про­изводстве отдельных следственных действий; принятие мер, при­званных создавать необходимые условия для успешного производ­ства отдельных следственных и процессуальных действий, таких как охрана места происшествия, оцепление здания и т.д.; выполнение постановлений следователя о приводе, задержании и аресте).
        2. Содействие органа дознания следователю в стадии возбужде­ния уголовного дела.
        3. Возбуждение уголовных дел, по которым обязательно предва­рительное следствие, производство по ним неотложных следствен­ных действий (ст. 157 УПК РФ) и передача дела следователю, кото­рый ведет дальнейшее расследование.
        4. Использование следователем данных, полученных органом до­знания с помощью оперативно-розыскных мер.
        5. Совместная согласованная деятельность в период производства органами дознания неотложных следственных действий по делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.

        Организационными (или организационно-тактическими) фор­мами взаимодействия следователя с органами дознания называют формы, не регламентированные законом. Среди них выделяют сле­дующие:

          • совместную согласованную деятельность в составе следст­венно-оперативных групп;
          • немедленное уведомление следователя органом дознания об обнаружении преступлений, требующих производства пред­варительного следствия;
          • организацию следственно-оперативных групп (бригад), в ко­торые включаются следователи и работники дознания для расследования сложных и трудоемких дел об опасных пре­ступлениях;
          • согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий;
          • межведомственные оперативные совещания работников про­куратуры, следствия, дознания;
          • совместное проведение занятий в системе служебной подго­товки.

          Процессуальные формы взаимодействия находят достаточно ши­рокое применение на практике. Особенно это касается дачи и испол­нения отдельного поручения прокурором или следователем в поряд­ке ст. 38, 56, 188, 210 УПК РФ.

          План главы:
          § 1. Понятие, условия и формы взаимодействия следователя с органами дознания.
          § 2. Взаимодействие следователя и органов дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел.
          § 3. Взаимодействие следователя и органа дознания при установлении и розыске лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности.
          § 4. Взаимодействие следователя с экспертно-криминалистическими подразделениями.


          § 1. Понятие, условия и формы взаимодействия следователя с органами дознания

          Быстрое и полное раскрытие преступления, привлечение виновных к уголовной ответственности невозможны без совместной и слаженной работы органов дознания и предварительного следствия.

          Необходимость такого взаимодействия вызвана тем, что для выполнения стоящих перед ними задач органы и следствия, и дознания наделены различными полномочиями, используют разные средства и методы расследования и раскрытия преступлений.

          Деятельность следователя предполагает, использование, прежде всего, процессуальных средств расследования. Деятельность же органов дознания требует применения административно-правовых, процессуальных и оперативно-розыскных средств. Последние имеют важное значение для выявления и раскрытия неочевидных преступлений, для разоблачения изощренных способов преступной деятельности. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что органы дознания и следствия являются самостоятельными органами расследования и вследствие этого не подчиняются друг другу. Все вышеуказанное требует тщательного урегулирования возникающих между ними организационных и правовых отношений и четкой согласованности решений и действий.

          § 4. Взаимодействие следователя с экспертно-криминалистическими подразделениями

          Экспертно-криминалистические подразделения играют важную роль в раскрытии и расследовании преступлений. Сотрудники этих учреждений обладают специальными познаниями, необходимыми для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования доказательств. В этих же учреждениях концентрируется и систематизируется криминалистически значимая информация, необходимая для эффективного научно-технического обеспечения деятельности следственных органов.
          Основными формами взаимодействия следователя со специалистом при раскрытии и расследовании преступлений являются:
          1) привлечение специалиста к проведению следственного или иного процессуального действия для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств (например, при осмотре места происшествия, изъятии сравнительных образцов и т.д.);
          2) самостоятельное выполнение специалистом действий, имеющих процессуальное значение (производство врачом освидетельствования; проведение документальных проверок на этапе возбуждения уголовного дела и т.п.).
          3) получение от специалиста консультаций по вопросам, входящим в его компетенцию, путем дачи показаний либо письменного заключения;
          4) привлечение специалиста к процессу назначения и подготовки экспертизы для формулирования и уточнения вопросов эксперту;
          5) оказание помощи следователю путем проведения специалистом предварительного исследования доказательств;
          6) участие специалиста в выдвижении версий и планировании мероприятий по их проверке с использованием криминалистических средств и методов раскрытия и расследования преступлений.
          В целях повышения эффективности взаимодействия специалисты могут быть включены в состав следственно-оперативной группы.
          В отличие от специалиста потребность во взаимодействии с экспертом возникает у следователя после принятия им решения о назначении экспертизы, а само взаимодействие начинается на этапе подготовки к ее производству.
          Получив задание следователя вместе с постановлением о назначении экспертизы, эксперт, ознакомившись с подлежащими исследованию материалами, оценивает их качество и решает вопрос о достаточности представленных материалов для ответа на поставленные следователем вопросы. В случае необходимости эксперт заявляет ходатайство об истребовании дополнительных материалов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК РФ). Необходимость в получении дополнительных материалов может возникнуть и в ходе проведения экспертизы.
          Особой формой взаимодействия следователя с экспертом являются случаи, когда следователь, используя предоставленное ему ст. 197 УПК РФ право, присутствует при производстве экспертизы. Такое взаимодействие следователя с экспертом при производстве экспертизы может оказаться весьма полезным. С одной стороны, следователь, знакомый с обстоятельствами обнаружения и изъятия представленных для исследования объектов, может дать важные пояснения по возникающим у эксперта вопросам, касающимся средств, приемов и методов, использованных при производстве соответствующих следственных действий. С другой стороны, у следователя появляется возможность получить информацию о содержании и специфике проводимых экспертом действий, что крайне важно для оценки достоверности и обоснованности выводов эксперта.
          Наибольшую сложность в организации взаимодействия следователя и экспертно-криминалистических подразделений вызывает подготовка, назначение и проведение комплексных и комиссионных экспертиз, особенно тогда, когда для решения поставленной экспертной задачи привлекаются сведущие лица из экспертных учреждений различной ведомственной принадлежности. Здесь возникают дополнительные вопросы, требующие совместного решения и координации действий следователя с экспертами.
          Для следователя, ещё до вынесения постановления о назначении комиссионной экспертизы, важно: во-первых, правильно выбрать экспертные учреждения, которым может быть поручено исследование, и согласовать с их руководителями вопрос о назначении экспертизы; во-вторых, правильно определить, какое из экспертных учреждений будет ведущим. Таковым может быть только учреждение, имеющее соответствующий планируемой экспертизе профиль, кадровый состав и, что не менее важно – способное взять на себя координирующие функции в проведении комиссионного экспертного исследования.
          Далее, важно провести с ведущим экспертным учреждением консультации о современных возможностях исследования имеющегося в распоряжении следствия объекта экспертизы и на их основе правильно сформулировать вопросы, подлежащие разрешению.
          Ведущее экспертное учреждение, получив постановление о назначении экспертизы и необходимые для ее проведения материалы, должно в дальнейшем согласовать со следователем вопрос о последовательности направления исследуемого объекта в различные экспертно-криминалистические учреждения, сотрудники которых входят в состав комиссии экспертов. Это особенно важно, когда становится ясно, что на определенном этапе исследования потребуется применение экспертных методов или методик, использование которых может изменить исследуемый объект. При возникновении таких ситуаций следует исходить из правила, согласно которому применение разрушающих методов исследования возможно только на завершающем этапе проведения комиссионной (в том числе — комплексной) экспертизы и только по согласованию со следователем.
          Дальнейшее взаимодействие следователя с комиссией экспертов обычно связано с направлением следователю запросов и ходатайств о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для проведения экспертного исследования, о проведении дополнительных процессуальных действий (например, для получения новых сравнительных образцов), организации пересылки исследуемых объектов из одного экспертного учреждения в другое и т.д.


          Вопросы для самоконтроля:
          1. Сформулируйте понятие взаимодействия следователя с органами дознания.
          2. Назовите общие условия и формы взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
          3. Раскройте содержание взаимодействия следователя и органов дознания в процессе расследования уголовных дел.
          4. Опишите взаимодействия следователя с органами дознания при розыске обвиняемого.
          5. Изложите особенности взаимодействия следователями с экспертно-криминалистическими подразделениями.

          Взаимодействие следователя с органами дознания обладает следующими признаками:

          Взаимодействие между следователем и органом дознания осуществляется при соблюдении ряда требований, иначе называемых условиями взаимодействия. К ним относятся:

          1) Соблюдение режима законности всеми участниками взаимодействия;

          2) Специфические функции и чёткое разграничение компетенции участников взаимодействия;

          3) Руководящая функция следователя, обладающего инициативой и приоритетом при принятии организационных и управленческих решений;

          4) Самостоятельность оперативных сотрудников органа дознания в избрании средств и методов, используемых ими для достижения целей;

          5) Соблюдение режимов секретности и неразглашение сведений об условиях, средствах и методах оперативно-розыскной деятельности;

          Содержание

          Формы взаимодействия

          Процессуально-правовые формы взаимодействия

          1. Уведомление следователя органом дознания о выявленном преступлении, принятие мер по охране места происшествия, розыску по горячим следам и задержанию подозреваемого (п. 4 ч. 2. ст. 38 УПК);

          2. Осуществление органом дознания оперативно-розыскных мероприятий по делам, переданным следователю, если лицо, совершившее преступление, осталось неизвестным (п. 4. ч.2. ст. 38, ч. 5 ст. 208, ч. 1 ст. 210 УПК РФ);

          3. Производство органом дознания отдельных следственных действий по поручению следователя (п. 4 ч.2. ст. 38 УПК). Следователь вправе поручить производство следующих процессуальных действий:

          а) по собиранию доказательств;

          б) по ознакомлению лиц с постановлениями о признании их участниками уголовного процесса и разъяснений им прав и обязанностей;

          в) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода);

          г) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления – это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учёбы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта;

          4. Содействие сотрудников органа дознания следователю при производстве отдельных следственных действий (п. 4. ч. 2. ст. 38 УПК РФ).

          Организационные формы взаимодействия

          1. Составление межведомственного письменного плана расследования, содержащего комплекс необходимых следственных действий и указание на задачи, поставленные перед оперативными сотрудниками органа дознания. Совместное планирование работы по делу нельзя во всех ситуациях рассматривать как единовременный акт, в результате которого составляется план всех действий. Совместное обсуждение плана расследования по любому делу может иметь место не один, а несколько раз, в зависимости от изменившейся в ходе следствия ситуации. Особенно необходимо совместное планирование по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, по которым не установлен преступник;

          2. Создание следственно-оперативных групп. Процессуальным законом такая форма взаимодействия не предусмотрена, однако, на практике при дежурных частях ОВД и в некоторых других правоохранительных структурах создаются группы, включающие в себя следователей, оперативных сотрудников, специалистов-криминалистов, кинологов и т. д. Структура и состав такой группы определяется в зависимости от вида оперативно-тактической операции и решаемых с её помощью задач.

          Тактические формы взаимодействия

          1. Обмен информацией по расследуемому преступлению. Чтобы взаимодействие было успешным и эффективным, оно должно быть построено на взаимной основе: следователь должен не только получать сведения от оперативного сотрудника органа дознания при производстве предварительного следствия, но и оказывать ему содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Примером такой обратной связи может быть информирование соответствующих служб органа дознания о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для оперативно-розыскной деятельности, в том числе предоставление оперативным сотрудникам возможности знакомиться с материалами уголовного дела;

          2. Взаимодействие в процессе реализации тактических комплексов: тактических комбинаций и операций;

          3. Совместные выезды следователя и оперативных сотрудников органа дознания на место происшествия, к месту нахождения преступника, похищенного имущества, орудий и следов преступления. Данная форма сочетает в себе черты организационных и тактических форм взаимодействия и характерна для расследования тяжких и особо тяжких преступлений, по которым необходим выезд на место происшествия для проведения осмотра и других первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

          Формы взаимодействия следователя и органа дознания различаются в правовой литературе в зависимости от их содержания и нормативного закрепления способов его осуществления.

          С учетом этих критериев различают две основные формы взаимодействия: процессуальную и организационную.

          Процессуальные формы взаимодействия следователя и органа дознания по уголовному делу — способы, методы, средства взаимодействия, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

          Уголовно-процессуальными формами взаимодействия по уголовному делу являются: 1)

          письменные поручения следователя органу дознания о производстве отдельных следственных, иных процессуальных или оперативно-розыскных действий, которое для них является обязательным для исполнения; 2)

          содействие органа дознания процессуальной деятельности следователя при производстве отдельных следственных действий (например, при осмотре места происшествия, производстве обыска, проверки и уточнении показаний на месте, задержании членов организованной преступной группы и т.д.); 3)

          уведомление органом дознания следователя о результатах реализации оперативно-розыскных мер по уголовным делам, по которым не установлена личность преступника, совершившего преступление; 4)

          передача следователем имеющейся у него информации органу дознания для осуществления оперативно-розыскных мероприятий по установлению виновного в совершении преступления; 5)

          поручение розыска имущества предполагаемого виновного при наличии к нему имущественных претензий со стороны участников уголовного процесса и государства; 6)

          производство органом дознания по поручению следователя на основании судебного решения контроля и записи телефонных и иных переговоров с использованием различных средств связи; 7)

          поручение следователем органу дознания о розыске скрывшегося подозреваемого или обвиняемого; 8)

          возбуждение уголовного дела следователем на основе оперативно-розыскных данных; 9)

          использование следователем оперативно-розыскных данных при их трансформации в качестве доказательств по уголовному делу; 10)

          передача органом дознания, дознавателем материалов уголовного дела руководителю следственного органа после производства неотложных следственных действий; и т.д.

          Организационные формы взаимодействия следователя и органа дознания — способы, методы, средства взаимодействия, выработанные следственной, розыскной и оперативно-розыскной практикой и регламентированные подзаконными актами министерств, ведомств и служб Российской Федерации.

          К этим формам взаимодействия следователя и органа дознания можно отнести: 1)

          извещение органом дознания или дознавателем следователя, обслуживающего участок, где совершено преступление, либо следователя, специализирующегося на предварительном следствии уголовных дел определенной категории, о начатом предварительном расследовании в форме дознания по производству неотложных следственных действий; 2)

          ознакомление органом дознания следователя с результатами оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение к возбуждаемым или расследуемым им уголовным делам; 4)

          согласованное, совместное планирование органом дознания и следователем соответственно оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по уголовным делам, находящимся в производстве следователя, для установления необходимых фактических обстоятельств совершения преступления; 5)

          совместное обсуждение и анализ следователем и сотрудником органа дознания собранных по уголовному делу в процессе предварительного расследования доказательств и оперативно-розыскных данных; 6)

          создание следственных групп, с привлечением оперативных работников органа дознания, для выезда на места происшествий и их осмотра; 8)

          взаимное информирование о наличии доказательств и опера- тивно-розыскных данных по уголовному делу, представляющих интерес соответственно для органа дознания и следователя; 9)

          осуществление организационного руководства взаимодействием оперативного работника и следователя со стороны соответственно начальника гор(рай)органа внутренних дел и руководителя следственного органа; 10)

          непосредственное участие (присутствие) следователя в производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров при известности места, времени и участников информационного общения; 11)

          совместное обсуждение путей и способов легализации (преобразования, трансформации) результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовно-процессуальные доказательства.

          В целом можно констатировать, что существующие формы взаимодействия следователя и органа дознания при добросовестной их реализации обеспечивают в целом успешное достижение целей и решение задач уголовного судопроизводства.

          При этом нужно иметь в виду, что между уголовно- процессуальными и организационными формами взаимодействия следователя и органа дознания отсутствуют непроходимые границы.

          Правда, для повышения эффективности взаимодействия следователя и органа дознания и более широкого использования оперативных данных в качестве доказательств по уголовному делу следовало бы, на наш взгляд, предусмотреть в уголовно-процессуальном законодательстве процедуры проверки в стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства оперативных данных, по образу и подобию существующих за рубежом, с использованием современных высоких технологий.

          Читайте также: