Взаимодействие и взаимосвязь различных культур кратко

Обновлено: 30.06.2024

— все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и последующим поколениям;

— поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое передается от старших поколений потомкам или в какой-то мере воспринимается от другой группы (Клайд Клакхон);

— система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми (Э. Дюркгейм)

— противопоставление/отождествление культуры и цивилизации.

Культура:

Материальная культура - искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Личная культура, культура общности, культурное наследие

Личная культура индивида — это совокупность его личных образцов поведения, его методов деятельности, продуктов этой деятельности, его идей и мыслей, часто неизвестных другим людям (Я. Щепаньский).

Культура личности составляет триединое целое и проявляется в трех необходимых жизненных средах:

1) в виде внутренней спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека;

2) в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний;

3) в виде культуры функциональной, т. е. поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения, в том числе и в процессе профессиональной деятельности.

Личная культура имеет место в рамках культуры общности, однако каждое общество предоставляет индивиду некоторую возможность оригинальности и отклонения от общепринятых и признанных образцов. Эта возможность может быть большей или меньшей, в зависимости от социальной роли и положения индивида (существует роль творцов, от которых требуется оригинальность в определенных областях), однако пределы допустимых отклонений определены более или менее четко и их нарушение вызывает осуждение.

Культура общности не есть сумма индивидуальных культур ее членов.

Не все из индивидуальной культуры членов группы становится общим достоянием целой группы.

Следует также отличать культуру общности от культурного наследия, которое передается следующему поколению. Культура общности — это совокупность живых, актуальных, функционирующих произведений и образцов, играющих признанную роль в жизни всех членов общности.

Культурное наследие — это лишь та часть культуры общности, которая была передана следующим поколениям и сдала экзамен на устойчивость во времени.

Например, сегодняшняя мода не входит в культурное наследие либо входит лишь в качестве музейного экспоната, зато некоторые идеи, представления, произведения искусства или литературы, научные теории, машины или произведения архитектуры обычно становятся основой культурного наследия.

Культурное наследие обычно подвергается идеализации, становится комплексом освященных ценностей, символов, вызывающих эмоциональное отношение, а поэтому и фактором интеграции групп, средством их объединения, фактором их постоянства и устойчивости в периоды кризисов.

Роль культуры

Функции культуры взаимосвязаны. Основные из них:

Функции культуры:

1) Образовательно-воспитательная функция

2) Интегративная и дезинтегративная функции культуры

3) Регулирующая функция культуры

4) Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной

5) Функция познавательная (гносеологическая)

6) Регулятивная (нормативная) функция

7) Знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею

8) Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры

9) Социальные функции, которые выполняет культура, позволяют людям осуществлять коллективную деятельность, оптимальным способом удовлетворяя свои потребности. К основным функциям культуры относятся:

a) социальная интеграция — обеспечение единства человечества, общности мировоззрения (при помощи мифа, религии, философии);

b) организация и регуляция совместной жизнедеятельности людей посредством права, политики, морали, обычаев, идеологии и т.д.;

c) обеспечение средств жизнедеятельности людей (таких, как познание, общение, накопление и передача знаний, воспитание, образование, стимулирование инноваций, отбор ценностей и т.п.);

d) регуляция отдельных сфер человеческой деятельности (культура быта, культура отдыха, культура труда, культура питания и проч.).

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.

10) Адаптивная функция является важнейшей функцией культуры, обеспечивая приспособление человека к окружающей среде

11) Знаковая, сигнификативная функция (присвоения имен) связана с культурой как картиной мира

12) Познавательная (гносеологическая) функция

13) Функция накопления и хранения информации неразрывно связана с познавательной функцией, так как знания, информация являются результатом познания мира

14) Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом

15) Интегративная функция культуры родственна коммуникативной и связана с тем, что культура объединяет любые социальные общности — народы, социальные группы и государства

16) Нормативная (регулятивная) функция культуры проявляется как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, семейных, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях.

17) Регулятивная функция культуры осуществляется на нескольких уровнях:

a) мораль и ее нормы, которые жестко соблюдаются, несмотря на отсутствие специальных контролирующих институтов; нарушение этих норм встречает резкое осуждение общества;

b) нормами права, которые подробно излагаются в конституции и законах страны. Их соблюдение контролируют специально созданные институты — суд, прокуратура, милиция, пенитенциарная система;

c) обычаи и традиции, представляющие собой устойчивую систему поведения людей в разных сферах жизни и разных ситуациях, ставшую нормой и передающуюся из поколения в поколение. Как правило, они принимают форму определенного стереотипа, устойчивы на протяжении столетий при любых общественных изменениях;

d) нормы поведения человека на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе, включающие широкий круг требований — от элементарной опрятности и соблюдения правил хорошего тона до общих требований к духовному миру человека.

18) Аксиологическая (оценочная) функция культуры связана с ее ценностными ориентациями

19) Рекреативная функция культуры (психическая разрядка) противоположна нормативной функции

20) Функция социализации и инкултурации, или человекотворческая функция, является важнейшей функцией культуры.

Культурные универсалии

Культурные универсалии – это черты, свойственные всем культурам. В каждой конкретной культуре эти универсалии получают различное содержательное наполнение.

Классификация культурных универсалий Маргарет Мид и Клайда Клакхона:

— Язык как символика и смыслы действий (знаки и значения);

— Ценностная система как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

— Символы, понятия, и смыслы, которые придаются действиям;

— Типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п);

— Образцы и эталоны поведения.

Уорд Гуденау предложил 4 элемента культуры:

1) понятия (концепты), благодаря им становиться возможным упорядочить мир людей. Основой является язык.

2) отношения; в культуре выделяются связи между объектами в пространстве и во времени, по значению и на основе причинной обусловленности.

3) ценности - убеждение людей относительно общепризнанных целей.

4) правила - элементы, регулирующие поведение людей в соответствие с ценностями определенной культуры.

Гуденау объединил все эти элементы следующим образом: "Культура содержит образцы, помогающие решить, что существует (представления и понятия об окружающем мире), что может быть (взаимосвязи), как относиться к тому, что есть и что может быть (ценности), что с этим делать и как это делать (нормы)".

Названные элементы культуры связаны между собой.

Культурные универсалии:

ü Язык (это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Способность создавать и использовать знаки для сложной и устойчивой связи – это главное отличие людей от животных. Знаки, оформленные в языке, – основные строительные блоки культуры)

ü Ценности (социально одобряемых и разделяемых большинством членов общности убеждений относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Если нормы – это правила, то ценности – это оценки. Они являются основанием различных норм и стандартов поведения, осуществляющихся в процессе взаимодействия индивидов, общностей. Ценности подразделяют на терминальные (обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей) и инструментальные (отражают одобряемые в данном обществе или группе средства достижения целей).

ü Убеждения (это идеи о мире и реальности, о человеке и других людях; фактор, позволяющий одной стороне добиваться изменения взглядов других людей без изменения ситуации. Убеждения, как и ценности, способствуют соци­альному порядку и интеграции)

ü Материальные предметы (здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта) и технология (средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности).

Виды и формы взаимодействия культур

Диалог культур является формой существования культуры.

Народная и национальная культура положили начало всей культуре в общем. Когда-то они были массовой для определенных кругов населения. Например, для общины их обряды и традиции были частью жизни, доступной всем. В дальнейшем образовалась элитарная культура, которая значительно повысила уровень развития общества. Этому способствовало классовое разделение людей. На данный момент общество снова пытается уравняться, только не в рамках какой-либо одной общины или народности, а массово. Этому способствует массовая культура, доступная всем. Но это не значит, что другие виды культуры уходят из нашего вида. Массовая культура может пропагандировать и элитарную, и народную культуры.

Взаимодействие культур, как процесс, является определенной формой существования культуры.

Культура - это явление по своей структуре неоднородное и распадающееся на множество отличных друг от друга культур, которые объединены в основе своей национальными традициями.

Национальные культуры в свою очередь, могут взаимодействовать друг с другом по различным сценариям, которые будут рассмотрены ниже.

Проблема взаимодействия культур

Итак, рассмотрим различные способы взаимодействия различных культур друг с другом.

Один из способов взаимодействия, или вернее сказать сопротивление взаимодействию, это изоляция культуры. Она является одним из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры в целом. Сущность изоляции культуры состоит в запрете любых изменений извне и пресечению любых чуждых влияний. Такой способ реагирования на влияние других культур приводит к тому, что культура перестает развиваться и превращается в набор прописных истин, которые не имеют ничего общего с постоянно изменяющейся окружающей жизнью.

Для существования и развития любой культуре необходимы взаимодействие, открытость, признание равенства и уникальности каждой из существующих культур.

Конструктивный диалог культур является основой для формирования и укрепления в человеческом сознании ценностей уважения, взаимопомощи и милосердия.

Уровни взаимодействия культур

Выделяют следующие уровни взаимодействия культур:

  1. Этнический – данный уровень взаимодействия характеризуется существованием двойственных тенденций. С одной стороны происходит взаимное усвоение элементов другой культуры, что способствует усилению контактов между представителями различных культур. С другой стороны на данном уровне процесс взаимодействия сопровождается усилением этнического самосознания. Особенностью его является то, что самые малочисленный этнические группы стремятся к защите своей неповторимости и уникальности.
  2. Национальный уровень взаимодействия культур возникает на основе уже существующих этнических отношений. Взаимодействие между представителями различных культур возникает через совместную хозяйственную деятельность, осуществление государственной и политической регуляции, дополняется созданием единого государственного языка, являющегося языком межэтнического общения, принятием идей общественного строя его норм, обычаев и традиций, то есть осознанным принятием особенностей иной национальной культуры.
  3. Центральные элементом, выполняющим регуляционную функцию, элементом национального единства, выступает государство, которое регулирует межэтнические отношения внутри своих границ и межнациональные в отношениях с другими государствами.
  4. На цивилизационном уровне происходит объединение нескольких соседних народов, которые связаны общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями. Существующие культурные связи и контакты внутри цивилизаций гораздо сильнее, чем внешние контакты. Общение на цивилизационном уровне способно привести к очень высоким результатам при обмене различного рода достижениями: духовными, художественными, научными и техническими.

В современном мире, именно отношения между цивилизациями выходят на первый план в связи с тем, что границы государств становятся все более прозрачными и открытыми. Отношения между представителями различных культур на цивилизационном уровне приобретают все большее значение для успешного функционирования мировой культуры в целом.


Современный мир огромен, но тесен. Реалии нашей жизни таковы, что существование человека за рамками культуры практически немыслимо, как и немыслима изоляция отдельно взятой культуры. Сегодня, в эпоху возможностей, иформации и огромных скоростей тема взаимопроникновения и диалога культур актуальна, как никогда.

Откуда пришел термин "культура"?

С тех пор как в I веке до нашей эры Цицерон применил данное понятие по отношению к человеку, термин "культура" разрастается, приобретает новые смысловые оттенки и захватывает новые понятия.

Марк Тулий Цицерон

Изначально латинский термин colere означал почву. Позже он распространился на все, что было связано с земледелием. В Древней Греции существовало особое понятие - "пайдейя", значение которого в общем смысле можно передать как "культура души". Первым пайдейю и культуру объединил в своем трактате De Agri Culrura Марк Порций Катон Старший.

Он писал не только о правилах возделывания земли, растениях и уходе за ними, но и о том, что к земледелию нужно подходить с душой. Земледелие же, построенное на бездушном подходе, никогда не будет успешным.

В Древнем Риме данный термин употребляли уже не только по отношению к сельскохозяйственным работам, но и к другим понятиям - культура языка или культура поведения за столом.

В "Тускуланских беседах" Цицерон впервые в истории употребил данный термин по отношению к отдельно взятому индивиду, объединив в понятии "культура души" все свойства, характеризующие человека воспитанного, имеющего представление о науках и философии.

Что такое культура?

В современной культурологии для термина "культура" есть множество различных определений, число которых еще в 90-х годах прошлого века превысило 500. В рамках одной статьи невозможно рассмотреть все значения, поэтому остановимся на самых важных.

В первую очередь этот термин все еще тесно связан с земледелием и сельским хозяйством, что получило свое отражение в таких понятиях, как "агрокультура", "садовая культура", "окультуренные поля" и многие другие.

С другой стороны, определением "культура" часто обозначаются духовные, моральные качества отдельно взятого человека.

В бытовом смысле термин часто относят к произведениям литературы, музыки, скульптуры и остальному наследию человечества, призванному воспитывать и развивать личность в рамках отдельно взятого общества.

Культурное наследие

Одним из важнейших определений является понимание "культуры" как некой общности людей - "культура Индии", "культура Древней Руси". Именно это, третье понятие, мы сегодня и рассмотрим.

Культура в социологии

Современная социология рассматривает культуру как устоявшуюся систему ценностей, норм и порядков, регулирующих жизнь людей в каком-то определенном обществе.

Изначально культурные ценности искусственно создаются обществом, позже само общество попадает под влияние своих норм и развивается в соответствующем направлении. Получается, что человек попадает в зависимость от того, что создано им самим.

В контексте культуры как особой системы, регулирующей жизнь в определенном обществе, и существует понятие взаимодействия культур.

Отдельно взятая культура в мире культур

Общечеловеческая культура с точки зрения своей внутренней структуры неоднородна. Она распадается на множество различных культур, которые характеризуются национальными особенностями.

Именно поэтому, говоря о культуре, мы вынуждены уточнять, какую именно имеем в виду - русскую, немецкую, японскую и так далее. Они отличаются своим наследием, обычаями, ритуалами, стереотипами, вкусами и потребностями.

Взаимодействие культур в современном мире происходит в соответствии с различными схемами: одна может поглотить или ассимилировать другую, более слабую, или они обе могут видоизмениться под напором процессов глобализации.

Изоляция и диалог

Любая культура, прежде чем вступить в одну из форм взаимодействия, на самых начальных этапах своего развития находилась в изоляции. Чем дольше длилась подобная обособленность, тем более характерные национальные черты приобретала отдельно взятая культура. Ярким примером такого общества служит Япония, которая длительное время развивалась достаточно обособленно.

Логично предположить, что чем раньше происходит диалог культур, и чем теснее он проходит, тем сильнее стираются национальные черты, и культуры приходят к общему знаменателю - некоему усредненному культурному типу. Характерным примером такого явления служит Европа, где культурные границы между представителями различных обществ достаточно размыты.

Однако любая изоляция в конечном счете является тупиковым путем, так как существование и развитие невозможно без взаимодействия культур. Только так, общаясь, делясь опытом и традициями, принимая и отдавая, общество может достигнуть невероятных высот развития.

Существуют различные модели взаимодействия культур - контакт может происходить на этническом, национальном и цивилизационном уровне. Этот диалог может приводить к различным результатам - от полной ассимиляции до геноцида.

Первая ступень межкультурного контакта

Этнический - это самый первый, базовый уровень взаимодействия культур. Культурное взаимодействие происходит между совершенно различными человеческими обществами - это могут быть и крошечные этносы, едва насчитывающие сотню человек, и народы, число которых больше миллиарда.

При этом отмечается некоторая двойственность процесса - с одной стороны, взаимодействие культур обогащает и насыщает каждую отдельно взятую общность. С другой - более сплоченные, малочисленные и однородные народы обычно стремятся защитить свою индивидуальность и самобытность.

Различные процессы взаимодействия культур мира зачастую приводят к различному результату. Это может быть процесс объединения и процесс разделения этносов. К первой группе относят такие явления, как ассимиляция, интеграция, ко вторым - транскультурация, геноцид и сегрегация.

Ассимиляция

Об ассимиляции говорят, когда одна или обе взаимодействующие культуры утрачивают свою индивидуальность, выстраивая новую модель общества, основанную на общих, усредненных ценностях и нормах. Ассимиляция может быть как естественной, так и искусственной.

Ассимилия - форма взаимодействия культур

Вторая имеет место в обществах, где политика государства направлена на растворение малых этносов в культуре крупных наций. Очень часто такие насильственные меры приводят к прямо противоположным результатам, и вместо ассимиляции возникает вражда, что может привести к усилению межнациональных конфликтов.

Различают одностороннюю ассимиляцию, когда более малочисленная нация принимает обычаи, традиции и нормы многочисленного этноса; культурное смешение, подразумевающее изменение обоих этносов и выстраивание новой модели общества на основе комбинации двух и более видов культур, и полная ассимиляция, предполагающая отказ от культурного наследия всех взаимодействующих сторон и создание оригинального искусственного сообщества.

Интеграция

Интеграция - это пример взаимодействия культур, существенно отличающихся по языку и традициям, но вынужденных существовать на одной территории. Как правило, в результате длительного контакта у двух этносов формируются общие черты и культурные принципы. При этом каждый народ сохраняет свою самобытность и оригинальность.

модели взаимодействия культур

Интеграция может быть:

  • Тематическая.Когда народы объединяются по принципу сходства взглядов. Примером такого взаимодействия является объединение Европы на основе единых христианских ценностей.
  • Стилистическая. Проживание в одном месте, в одно время и в одних условиях рано или поздно формируют единые культурные взгляды для всех этносов.
  • Регулятивная. Такая интеграция является искусственной и используется для предотвращения или уменьшения социальной напряженности и культурно-политических конфликтов.
  • Логическая. В основе ее лежит согласование и регулировка научных и философских взглядов различных культур.
  • Адаптивная. Эта современная модель взаимодействия нужна для повышения эффективности каждой культуры и отдельно взятых людей в рамках существования в мировом сообществе.

Транскультурация в основе нового общества

Часто случается, что в результате добровольной или вынужденной миграции часть этнического сообщества оказывается в чужеродной для нее среде, полностью отрезанной от своих корней.

На основе подобных общин возникают и формируются новые общества, объединяющие в себе и исторические черты, и новые, выработанные на основе опыта, полученного в чужеродных условиях пребывания. Так, английские колонисты-протестанты создали, переселившись в Северную Америку, особую культуру и общество.

Геноцид

Опыт взаимодействия различных культур не всегда может быть позитивным. Враждебно настроенные этносы, не склонные к диалогу, часто в результате пропаганды могут устраивать геноцид.

Геноцид в Руанде 1994 года

Геноцид - это разрушительный вид взаимодействия культур, умышленное полное или частичное уничтожение членов одной этнической, религиозной, национальной или расовой группы людей. Для достижения этой цели могут использоваться совершенно различные методы - от преднамеренного убийства членов сообщества до создания невыносимых условий жизни.

Нации, устраивающие геноцид, могут изымать детей из семей с целью интеграции в свою культурную общность, уничтожать их или же препятствовать деторождению в гонимом культурно-этническом сообществе.

На сегодняшний день геноцид является международным преступлением.

Сегрегация

Особенность взаимодействия культур при сегрегации состоит в том, что часть населения - это может быть этническая, религиозная или расовая группа - принудительно отделяется от остальной части населения.

Это может быть политика государства, нацеленная на дискриминацию определенных групп населения, однако благодаря успехам правозащитников второй половины XX века юридическая сегрегация и апартеид практически не встречаются в современном мире.

Это не отменяет фактического существования сегрегации в тех странах, где раньше она существовала де-юре (по закону). Ярким примером подобной политики является расовая сегрегация в Соединенных Штатах Америки, существовавшая на протяжении двухсот лет.

Национальный уровень взаимовлияния культур

Второй ступенью после этнического взаимодействия является национальный контакт. Он появляется на основе уже сформировавшихся этнических взаимоотношений.

Национальное единство возникает там, где различные этносы оказываются объединены в одно государство. Через ведение общего хозяйства, государственную политику, единый государственный язык, нормы и обычаи достигается некий уровень общности и схожести интересов. Однако в реальных государствах подобные идеальные отношения возникают не всегда - часто в ответ на государственные меры интеграции или ассимиляции народ отвечает вспышками национализма и геноцида.

Цивилизация как универсальная форма взаимодействия

Высшей ступенью межкультурного взаимодействия является цивилизационный уровень, на котором многие цивилизации объединяются в сообщества, позволяющие регулировать отношения как внутри сообщества, так и на межгосударственной арене.

Подобный вид взаимодействия характерен для современности, где в основу существования ставится мир, переговоры и поиски общих, наиболее эффективных форм взаимодействия.

Одним из примеров межцивилизационного взаимодействия является Европейский Союз и его Европарламент, призванный решать проблемы взаимодействия культур между собой и с внешним миром.

Европейский Союз

Цивилизационные конфликты могут происходить на разных ступенях: от микроуровня с его борьбой за власть и территорию, до макроуровня - в виде противостояния держав за право владения современным оружием или за господство и монополию на мировом рынке.

Восток и Запад

На первый взгляд, природа не имеет ничего общего с культурой, ведь этот термин означает человеческое наследие, что-то созданное руками человека и совершенно противоположное его природному началу.

На самом деле это достаточно поверхностный взгляд на положение вещей в мире. Взаимодействие природы и культуры зависит от того, какая именно культура вступает в контакт, так как существует огромная пропасть во взглядах и принципах между восточным и западным миром.

Так, для человека Запада - христианина - характерно господство над природой, подчинение ее и использование ее ресурсов себе во благо. Подобный подход идет вразрез с принципами индуизма, буддизма или мусульманства. Людям восточного воспитания и вероисповедания свойственно преклонение перед мощью природы и ее обожествление.

Природа - мать культуры

Человек вышел из природы и своими действиями изменил ее, подстроил под свои нужды, создав культуру. Однако их связь не утратилась окончательно, они продолжают влиять друг на друга.

Взаимодействие природы и культуры, по мнению социобиологов, является лишь частью общих эволюционных процессов, а не отдельно взятым феноменом. Культура, с этой точки зрения, - лишь ступень развития природы.

Взаимодействие культуры и природы

Так, животные, эволюционируя, изменяют свою морфологию для приспособления к окружающей среде и передают это при помощи инстинктов. Человек избрал другой механизм, создав искусственную среду обитания, он передает весь накопленный опыт будущим поколениям через культуру.

Однако природа была и есть фактором, определяющим формирование культуры, так как жизнь человека неотделима от нее и протекает в тесном взаимодействии. Так, природа своими образами вдохновляет человека на создание литературных и художественных шедевров, являющихся культурным наследием.

Окружающая среда влияет на условия труда и отдыха, ментальность и восприятие народов, что, в свою очередь, напрямую связано с их культурой. Постоянное изменение мира вокруг нас стимулирует человека искать новые способы удовлетворения своих потребностей. Одновременно все материалы, необходимые для этого, он находит в природе.

Культура и общество

Человек живет в искусственно созданной на базе природы среде, получившей название "общество". Общество и культура - достаточно близкие, но не идентичные понятия. Они развиваются параллельно.

Среди ученых нет однозначного мнения насчет формы взаимодействия общества и культуры. Одни исследователи утверждают, что общество есть особая форма существования людей, заполненная культурой. Другие считают, что общество является социальной структурой, выросшей из культурного взаимодействия индивидов и этносов.

В процессе исторического развития формировались различные типы обществ и культур:

  • Первобытное общество. Для него характерен синкретизм - неотделимость человека от социальной среды. В первобытном мире культура сохранялась и передавалась посредством мифов и легенд, которые не только объясняли все физические явления, но и регулировали жизнь людей.
  • Восточные деспотии, тирании и монархии. С развитием общества и сопутствующим ему социальным расслоением в мире сформировался новый тип общества, сильно отличающийся по своей структуре от первобытного. Во главе нового мира больше не стояла община - ее место занял единый правитель - монарх, деспот или тиран, власть которого распространялась на все слои населения.
  • Демократия. Третий тип общества формировался в Древней Греции и Риме. Он основывался на равенстве и свободе всех граждан и подразумевал их одинаковое участие в формировании культурной и социальной среды.

Именно третий тип общества и стал фундаментом для формирования нового, современного общества и культуры. Но и на сегодняшний день границы между природой, культурой и обществом размыты, их взаимовлияние велико, а существование неотделимо друг от друга.

На Земле существует более 200 стран и около 3000 народов, обладающих неповторимым культурным своеобразием, имеющих свои обычаи, нравы, традиции, верования. Между ними возникают разнообразные социальные связи и взаимоотношения. Взаимодействие одного народа с другим предполагает соприкосновение и взаимное влияние их культур. Процесс межкультурной коммуникации, носящий мирный характер, называется межкультурным диалогом.


Понятие и виды

Для культуры необходимо взаимодействие. Оно ведет к преодолению однообразия, дает импульс дальнейшему развитию и обновлению. Диалог культур – форма межкультурного взаимодействия, при которой происходит активный обмен содержанием культур при сохранении ими своей самобытности. В ходе такого диалога происходят взаимные изменения систем ценностей, типов мировоззрения, образа жизни, моделей повседневного поведения, не затрагивающие базовых структур взаимодействующих культур. Диалог культур обусловлен:

  • стремлением представителей разных культур к общению, их желанием лучше узнать и понять друг друга;
  • потребностью культур во взаимодействии и взаимообогащении, необходимых для преодоления своей односторонности и ограниченности;
  • поиском новой, универсальной системы ценностей для глобального мирового сообщества.

Диалог культур – это добровольное общение, построенное на основе равенства и взаимного уважения, стремления сторон к взаимопониманию. Он предполагает культуру отношения к другой культуре, понимание ее самобытности и самостоятельности. Диалог – это показатель широты, открытости, свободы культуры и общества, признание ценности единства культур. Межкультурный диалог бывает 2 видов:

  1. Внешний– выражается в обмене готовыми ценностями, результатами творческой деятельности культур. Его результатом становится взаимное обогащение культур, дополнение их частностями, но не со-изменение культур.
  2. Внутренний – творческое взаимосозидание культур, выражающееся в формировании новых общих целей, идей, идеалов, слиянии разных культур в одну общую.

В диалог культур вовлечено, как правило, несколько участников, что связано с этнической и культурной неоднородностью любого современного общества. Возможность контактов и взаимодействий между культурами обусловлена наличием общих точек соприкосновения, которыми могут стать мифология, язык, религия, искусство, наука.

Содержание и результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Определяющее значение имеет этническая культура взаимодействующих сторон, господствующие ценности, психология народов. Наличие в обществе межэтнического напряжения, конфликтов затрудняет диалог между культурами, взаимодействие носит ограниченный характер. Диалог же способен снять это напряжение, предупредить возникновение конфликта, примирить стороны, создать обстановку доверия и взаимного уважения.

Типы, уровни, принципы межкультурного диалога

Механизм взаимодействия культур носит сложный, многосторонний и многоуровневый характер. Типы межкультурного диалога:

  • Взаимодействия субкультур, образующих данную культуру: светской и религиозной, художественной и научной, массовой и элитарной, профессиональной и народной.
  • Диалог культуры с самой собой или с другой культурой, представляющими разные эпохи (в произведениях литературы, искусства).
  • Диалогические связи между этническими, национальными, региональными культурами – взаимный обмен культурным опытом между социальными группами.
  • Диалог локальной культуры с мировой – определение ее как части общечеловеческого достояния, взгляд на самое себя извне.

Культура составляет содержание внутреннего, духовного мира человека. Межкультурные взаимодействия осуществляются через взаимодействие индивидуальных мировоззрений. Они происходят на 4 уровнях:


Диалог культур возможен только при определенном сближении их культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности. Он предполагает сопоставление национальных ценностей, взаимное уважение к ним, преодоление стереотипов, синтез самобытного и инонационального. Диалогические отношения культур строятся на принципах:

  1. Открытости – размыкании границ между культурами, готовности к восприятию воздействий извне.
  2. Процессуальности– диалог это не средство, не цель, а действие, развертывающееся во времени.
  3. Симметрии – внутренние изменения во взаимодействующих культурах происходят равномерно с обеих сторон, одна не подавляет другую.

Диалог культур – необходимое условие их мирного сосуществования и развития. Замкнутость, изолированность культуры ведет к деградации, а открытость – напротив – способствует ее обогащению.

Заключение

В процессе глобализации возрастает международный диалог культур. Он усиливает взаимопонимание между народами, позволяет им увидеть общее и различное между разнообразными культурами, осознать свое место в глобальной мировой культуре. Тенденция к расширению культурных обменов и контактов между странами, народами, этносами уравновешивается их стремлением к сохранению культурной самобытности. Становясь все более единым, человечество сохраняет свое культурное многообразие.

Читайте также: