Высшие комитеты в 19 веке кратко

Обновлено: 07.07.2024

В со­став Комитета министров вхо­ди­ли: ми­ни­ст­ры и глав­но­управ­ляю­щие центральных государственных уч­ре­ж­де­ний (в их от­сут­ст­вие в за­се­да­ни­ях Комитета министров уча­ст­во­ва­ли их то­ва­ри­щи); обер-про­ку­рор Си­но­да (с 1835 года); пред­се­да­те­ли де­пар­та­мен­тов Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та (с 1812 года, в 1810-1812 годах - толь­ко по важ­ным де­лам); глав­но­управ­ляю­щие от­де­ле­ния­ми Соб­ст­вен­ной Его Императорского Величества кан­це­ля­рии (с 1880 года - толь­ко глав­но­управ­ляю­щий Ве­дом­ст­вом уч­ре­ж­де­ний им­пе­рат­ри­цы Ма­рии, с 1882 года - так­же глав­но­управ­ляю­щий Собственной Его Императорского Величества кан­це­ля­ри­ей); глав­но­ко­ман­дую­щий в сто­ли­це (до 1825 года); го­су­дар­ст­вен­ный сек­ре­тарь (с 1893 года); осо­бо на­зна­чен­ные им­пе­ра­то­ром ли­ца. До 1812 года в Комитете министров пред­се­да­тель­ст­во­вал им­пера­тор, а в его от­сут­ст­вие - чле­ны по стар­шин­ст­ву (с 1810 года - государственный канц­лер), c 1812 года - осо­бо на­зна­чен­ный им­пе­ра­то­ром пред­се­да­тель (эта долж­ность до 1865 года яв­ля­лась выс­шей, а за­тем од­ной из выс­ших долж­но­стей в Российской им­пе­рии). В раз­ные пе­рио­ды пред­се­да­тель Комитета министров яв­лял­ся од­но­вре­мен­но пред­се­да­те­лем Государственного со­ве­та (1812-1865), Кав­каз­ско­го ко­ми­те­та (1865-1882) и Со­ве­та ми­ни­ст­ров [19 октября (1 ноября) 1905 - 23 апреля (6 мая) 1906], а так­же ви­це-пред­се­да­те­лем Ко­ми­те­та Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги (1892-1905).

Комитет министров рас­смат­ри­вал про­ек­ты за­ко­нов и рас­по­ря­же­ний, ко­то­рые пред­по­ла­га­лось вве­сти в ви­де временных пра­вил, а так­же про­ек­ты но­вых уч­ре­ж­де­ний, ко­то­рые соз­да­ва­лись вре­мен­но и дол­жны бы­ли быть оп­ро­бо­ва­ны на прак­ти­ке. Фор­маль­но не имея пра­ва об­су­ж­дать за­ко­но­про­ек­ты, на прак­ти­ке Комитет министров не­од­но­крат­но рас­смат­ри­вал их в об­ход Государственного со­ве­та.

Ре­аль­ная роль Комитета министров за­ви­се­ла от сте­пе­ни до­ве­рия им­пе­ра­то­ра Государственному со­ве­ту и от влия­ния и ини­циа­тив­но­сти пред­се­да­те­ля Комитета министров. Наи­боль­шее зна­че­ние он имел при им­пе­ра­то­рах Алек­сан­д­ре III и Ни­ко­лае II и при пред­се­да­те­лях П.А. Ва­луе­ве, М.Х. Рей­тер­не, Н.Х. Бун­ге и С.Ю. Вит­те.

По­сле соз­да­ния объ­е­ди­нён­но­го пра­ви­тель­ст­ва - Со­ве­та ми­ни­ст­ров (19 октября (1 ноября) 1905 года) Комитет министров рас­смат­ри­вал толь­ко те­ку­щие административные де­ла. Уп­разд­нён 23 апреля (6 мая) 1906 года в свя­зи с при­ня­ти­ем Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нов 1906 года.

Государственный Совет был учрежден 1810 г. Идея его создания принадлежит М.М.Сперанскому, по проектам которого Совет должен был стать одним из главных звеньев исполнительной власти, а законодательная власть Должна была осуществляться совместно императором и выборной Государственной Думой. Государственный Совет был образован в составе 5 департаментов: законов, дел военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии, наук, промышленности и торговли. Количество и значение департаментов не были постоянными, в 1832 г. был учрежден департамент по делам царства Польского, а с 1843 г., в связи с образованием Военного Совета, упало значение департамента военного. Численный состав Госсовета не был строго определенным, в отдельные годы он достигал 80 членов, а иногда (в 1832 г.) состоял всего из 40 человек.

При Госсовете действовала Государственная канцелярия, которая готовила дела, составляла мемории (т.е. выписки и доклады по делам), устанавливала очередность в их слушании, вела всю текущую переписку, отчетность. При Гос. канцелярии действовала Государственная типография.

Указ о правах Сената был издан 8 сентября 1802 г. Сенат объявлялся верховным местом империи и наделялся большими правами:

1) власть Сената ограничивалась только императором;

2) Сенат был верховным местом империи по судебным делам, на его решения не было апелляции;

3) все императорские указы, общие и частные, в обязательном порядке направлялись в Сенат и им распубликовывались;

4)Сенату дано право входить с особым представлением к царю всякий раз когда среди издаваемых законов будет обнаружен такой, исполнение которого затруднено неясностью текста, несоответствием с существующими нормами;

5) Сенат ведал вопросами высшей полиции в государстве, следил и обеспечивал общий порядок в стране;

6) Сенату предоставлено право ревизии всех учреждений в государстве;

7) Сенаторы за свои преступные деяния были подсудны суду самого Сената.

По закону (ст. 4 Свода учреждений государственных) председателем Сената являлся император. Для надзора за производством дел и правильностью выносимых решений при каждом департаменте и каждом отделении стояли обер-прокуроры; при общих петербургских собраниях Сената генерал-прокурор; при Московском общем собрании Сената - особый обер-прокурор. Сенату были приданы многочисленные канцелярии с огромным чиновничьим составом.

В сенатских канцеляриях, более чем где-либо, процветали подкупы, взяточничество, злоупотребления. Сенат, как государственный орган, осуществляющий волю, господствующих слоев страны, полностью оправдывал возложенные на него задачи по укреплению и охране основ феодально-крепостнического государства.

Комитет министров был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.

Формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Император председательствовал на заседаниях. Комитет обсуждал дела, которые во-первых, требовали общего соображения или содействия разных министров; во-вторых, превышали пределы полномочий одного министра; в-третьих, в разрешении или исполнении которых министры встречали сомнения.

Статья 11 учреждений государственных Свода законов Российской империи подразделяла полномочия Комитета министров на 2 категории дел: дела текущие и дела, специально отнесенные законом к компетенции Комитета министров. Все дела, относящиеся к ведению Комитета министров, поступали на рассмотрение по представлению министерств и главных управлений.

При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.

Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.

Комитет министров не стал центральным органом правления. Царизм не выпускал его из-под своего контроля. Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором. Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами.

Министерства, как постоянно действующие учреждения, были созданы в России в 1802 г.

Первоначально были созданы 8 министерств:

1) Военных сухопутных дел;

3) Иностранных дел;

5) Внутренних дел;

8) Народного просвещения

Несмотря на все недостатки, наиболее действенными, рабочими органами в системе царского самодержавия были именно министерства. Они оказались более, чем другие российские органы государственного управления, приспособленными к нуждам развивающихся буржуазных отношений в стране.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Собственная канцелярия императора была учреждена во 2-й половине 1812 г., в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. В первые годы своего существования канцелярия занималась, в основном, военными вопросами. Позднее крут ее деятельности расширяется и включает многие вопросы гражданского управления. Канцелярию возглавлял А.А.Аракчеев.

В 1818 г. было составлено "Образование Собственной Его Величества канцелярии", содержащее 11 глав. В составе канцелярии действовали два особых учреждения: 1) Комитет о службе членов гражданского ведомства; 2)Комитет о наградах и призрении заслуженных гражданских чиновников.

Это были неофициальные органы, не имеющие своих учреждений, т.е. официальных правил, определяющих цели и круг задач соответствующих государственных органов. В состав временных комитетов входили высшие сановники государства, назначаемые лично императором.

Общие черты, свойственные системе правительственных секретных комитетов, можно определить следующим образом:

1) Комитеты были правительственными органами чрезвычайного управления. В их состав входили высшие должностные лица империи, подбираемые царем для каждого комитета. Временно действующие, он функционировали параллельно с обычными органами государственного управления и во многом подменяли их деятельность.

2) Создание этих комитетов свидетельствовало о стремлении самодержавия сосредоточить в своих руках все нити государственного управления, найти необычные средства разработки вопросов, нуждающихся в решении.

3) Многие из разрабатываемых положений, проектов никогда не были осуществлены, а реализованные - не приносили желаемых результатов, скорее всего потому, что для устройства государственных дел нужны были не полумеры, а решительное обновление всего феодально-крепостнического государства.

Число чиновников в России за первую половину XIX в. увеличилось с 16 тысяч в 1801 г. до 76 тысяч к середине века. Этот слой становился практически бесконтрольным со стороны императора, не имеющего возможности следить за ежедневной работой государственного аппарата. Вместе с тем, отсутствовал контроль за деятельностью чиновничьего аппарата со стороны российского общества, а в результате страной правил не только Зимний дворец, но и бюрократия. Чиновничество, бессильное перед самодержавием в лице своих министров, становилось практически неуязвимым как самостоятельная сила.

Какой порядок существовал в Российском государстве по приему в государственную службу?

Общие положения о принятии в гражданскую службу учитывали следующие критерии:

1) состояние лица или его происхождение;

I. В гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать:

1) Дворянам родовым и детям личных дворян.

2) Детям финляндских чиновников недворян, занимавших в гражданских управлениях Финляндии классные должности.

3) Детям священников и дьяконов православного и армянского вероисповеданий, кроме рожденных до получения их отцами сего сана; также детям евангелических и реформатских пасторов.

4) Детям купцов первой гильдии.

5) Детям приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов.

Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на привлечение к государственной службе дворян и их детей.

II. Возраст , с которого начиналась государственная служба в начале XIX в., определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г., предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в отечественных учебных заведениях, либо под надзором родителей и опекунов (т.е. домашнее образование), но обязательно в России, в противном случае человек лишался права на вступление в гражданскую службу. Исключение из этого правила допускалось лишь с разрешения императора по каким-либо важным причинам.

III. Последний критерий - познания - требовал соответствующего свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в гражданскую службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего свидетельства об окончании учебного заведения, то он был обязан на предварительном испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики и арифметики. Причем, экзамен приходилось держать в том месте, куда желает определиться поступающий на службу, выдержав испытание, он принимался канцелярским служителем сообразно его происхождению. Все канцелярские служители гражданского ведомства по различию званий, из которых они поступали на службу, делились на 3 разряда. К первому разряду относились родовые дворяне; ко второму разряду: дети личных дворян и обер-офицеров, купцов первой гильдии, священников и дьяконов; к третьему разряду: дети приказных служителей, исключая рожденных до получения их отцами этого звания, ученых и художников, не имеющих чинов. Специальным указом императора был определен еще один - четвертый разряд, в который зачислили тех, кто ранее этого указа уже был принят в государственную службу: купцы и купеческие дети второй и третьей гильдии, иностранцы, нижние воинские чины и их дети, мещане и, вообще, люди вышедшие из податных состояний.

Иностранных дворян, имеющих документы о своем происхождении и присягнувших на подданство России, разрешалось специальным решением Правительствующего Сената определять в гражданскую службу с помещением в третий разряд канцелярских служителей.

Запрещение принимать в государственную службу иностранцев и людей, принадлежащих к податным состоящим, не распространялось на ученую часть. Все иностранцы, выдержавшие экзамен в науках и удостоенные медицинских и аптекарских званий при желании могли быть приняты по учебной и искусственной части в действительную службу и принять присягу на верность службы.

Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на З разряда:

    Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и получившие установленные аттестаты.

Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое бы образование не получили, давалось право сдать экзамен на получение учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному из факультетов.

Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в канцелярские служители.

Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в канцелярские служащие были следующие:

2) уездные училища;

3) училища для детей канцелярских служащих;

4) воспитательные дома;

5) Московский сиротский дом;

6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;

7) дом воспитания бедных детей, подведомственный Совету Императорского Человеколюбивого Общества. Лица, окончившие полный курс гимназии и удостоенные похвальных аттестатов, определялись на места канцелярских служителей высшего по жалованию разряда с чином 14 класса.

Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников, окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.

Какие учебные заведения готовили кадры для государственной службы?

Учебные заведения делились на три разряда:

Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.

Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.

Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись к III разряду.

Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к вступлению в гражданскую службу, были следующими:

Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры - чином 9 класса; доктора - чином 8 класса.

Какой был порядок для производства в чин на государственной службе?

С 1834 г. был установлен строгий порядок производства в чин. Лица, имеющие ученые аттестаты общих высших учебных заведений, при доброй нравственности и похвальной службе производились за выслугу лет: из 14 класса в 12 - через 3 года; из 12 в 10 класс - через 3 года; из 10 в 9 класс - через 4 года; из 9 в 8 класс: а) дворяне родовые - через 4 года; б) не имеющие родового дворянства - через 6 лет; из 8 в 7 класс - через 3 года; из 7 в 6 класс - через 3 года; из 6 в 5 класс - через 4 года. За особые отличия порядок продвижения по служебной лестнице предусматривал сокращение срока "выслуги" с 3-х до 2-х лет.

Лица, окончившие средние учебные заведения и по происхождению своему, вступающие в канцелярское звание, производились в чин 14 класса:

1) из родовых дворян - через 1 год:

2) из детей личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей - через 2 года;

3) из детей приказнослужителей, ученых и художников, не имеющих чинов, - через 4 года.

Воспитанники и ученики высших учебных заведений, не окончившие в них полного курса наук, сравнивались в преимуществах по чинопроизводству с лицами, получившими среднее образование.

Лица, не имеющие аттестатов учебных заведении, либо обучавшиеся только в низших заведениях и входящие в разряд канцелярских служителей, производились в 14 класс следующим порядком:

1)дворяне родовые - через 2 года:

2) дети личных дворян, купцов 1-й гильдии, священнослужителей - через 4 года;

3) дети приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов - через 6 лет. Чиновники III разряда, т.е. те: кто не имел свидетельств учебных заведений, либо обучавшиеся только в низших учебных заведениях, предоставлялись к производству из чина 1 класса до чина 9 класса включительно не ранее, как по выслуге 4 лет в каждом чине.

Иностранные дворяне, присягнувшие на подданство России и представившие соответствующие происхождению документы, обязывались прослужить до первого классного чина 6 лет.

Для производства в чины выше Статского Советника никакого срока не полагалось, а происходило только пожалование в данные чины и зависело такое решение единственно от Высочайшего усмотрения.

Правила для производства в чины по гражданской службе распространялись и на тех, кто служил по гражданскому ведомству, и на тех, кто перешел в оные из военной службы.

Какова форма присяги на верность государственной службе? Кому и как присягали?

При вступлении в службу каждый человек приводился к присяге по строго определенной форме: присяга на верность службы совершалась в ведомстве по месту будущей службы сначала словесно, а потом подписанием печатного присяжного листа. Присяжные листы после подписания доставлялись из всех ведомств в Правительствующий Сенат.

Каковы права и обязанности государственных служащих?

    Каждый служащий пользовался правами и преимуществами, присвоенными его чину, причем эти права сохранялись и при выходе в отставку или увольнении от службы.

До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при Высочайшем дворе, в 1801–1810 гг. действовал Непременный совет, состоявший из 12 высших сановников и выполнявший совещательные функции, в 1810 г. был учрежден Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи. Государственный совет прожил более столетия и был ликвидирован только революцией 1917 г.

Председателем Государственного совета был император или заменяющий его сановник из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначенные императором высшие государственные чиновники. Государственный совет состоял из пяти Департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел Царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярия возглавила систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые подразделялись на экспедиции. С появлением этих новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он стал высшим судебным органом, а департаменты сената — высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Император возглавлял и Комитет министров, созданный в 1812 г. для решения межведомственных споров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

Таможенные органы в начале XX в.

Таможенные органы в начале XX в. В конце XIX – начале XX в. в структуре таможенных органов происходили большие изменения, уделялось большое внимание таможенным учреждениям, например:• учреждаются таможни в городе Херсоне, преобразуются Скулянская и Немецкая таможни в

Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих 1. Структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)

3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления) Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются

40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;2) 1710–1719 гг. – ликвидация

Высшие органы государства

Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов — Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения

Высшие органы государства

Высшие органы государства Япония по форме правления — парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет

Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление

Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление Высшими органами власти каждого из 25 штатов являются: губернатор, легислатура штата. Совет министров и Высший суд штата.Губернатор возглавляет в штате высшую впасть. Он назначается президентом

Высшие органы власти Польши

Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти — Президент и

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная

Историческое развитие и организационная структура Комитета министров

Образование Комитета министров и его деятельность в первой половине XIX в.

Значение комитета среди высших государственных учреждений начинает возрастать в 1810-е годы: Однако данное возвышение комитета носило преимущественно персонализированный характер и было связано прежде всего с личностью гр. А.А. Аракчеева, обладавшего в тот период значительной властью. Уже в 1826 г. впервые стал актуальным вопрос о ликвидации Комитета министров как органа управления. Несмотря на то, что комитет был сохранен, данный институт утратил свои лидирующие и объединяющие позиции. Во время правления Николая I Комитет министров рассматривал лишь незначительные и маловажные дела.

Состав и компетенции Комитета министров

В Комитет министров входили по должности министры и главноупраляющие отдельными частями, председатели департаментов Государственного совета. В конце XIX – начале XX вв. в состав также вошли государственный секретарь и Обер-прокурор Синода. Также в состав могли войти лица, назначавшиеся по особому усмотрению царя, но их число было невелико. Особое положение в данном органе имел наследник престола.

Комитет первоначально заседал в Зимнем дворце, однако затем в середине 1880-х гг. разместился в Мариинском дворце, как и Государственный совет.

Важное место при обсуждении дел в Комитете министров имел председатель. До 1865 г. пост председателя комитета был соединен с председательствование в Государственном совете. Чаще всего с 1865 г. пост председателя Комитета занимали бывшие министры внутренних дел (П.А. Валуев и И.Н. Дурново) и финансов (М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте).

Исходя из этого, можно выделить следующую типологию дел:

1) дела, связанные с вопросом безопасности и государственного спокойствия;

3) дела по учреждению акционерных компаний;

4) дела по охране православия;

5) назначение пенсий и пособий;

6) дела об увольнении из русского подданства;

7) дела по надзору за органами самоуправления, отклонения земских ходатайств, отмене постановлений земских собраний;

8) дела об аренде казенных земель;

9) рассмотрение ежегодных губернаторских отчетов и отчетов Государственного контроля.

Однако в то же время необходимо отметить, что характер данных дел часто рассматривался как маловажный, в связи с чем роль и авторитет Комитета министров были не очень высоки в среде чиновников. Более того, комитет обладал одним несомненным преимуществом для высших сановников – быстрота принятия решений по сравнению с другими коллегиальными правительственными учреждениями.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на колоссальную работу, осуществляемому Комитетом министров, данному органу не удалось закрепить за собой ведущую роль в системе высшего управления Российской империи, а ценность института нередко носила ситуативный, стихийный характер.

Комитет министров в системе высшего управления Российской империи

Взаимоотношения Комитета министров с высшими правительственными учреждениями Российской империи

Отсутствие четкого разграничения между законодательством и административным управлением, а также полномочий и функций высших правительственных учреждений Российской империи часто приводило к конкуренции между данными органами власти. В рамках данного подхода очень важным представляется проанализировать характер взаимоотношений между Комитетом министров, Государственным советом и Правительствующим Сенатом, что позволит раскрыть механизм принятия решений в Российской империи в конце XIX-начале XX вв.

Рассматривая историю создания и первоначального развития Комитета министров и Государственного совета важно отметить, что приоритетной в начале XIX в. рассматривалась деятельность Государственного совета. Уже в 1811 г. М.М. Сперанский предлагать ликвидировать Комитет министров, а его полномочия передать Государственному совету.

Однако уже во второй половине XIX в. Комитет министров приобрел несколько преимуществ перед Государственным советом, которыми пользовались в своих целях министры. Можно выделить следующие преимущества:

· быстрота принятия решений: за одно заседание Комитета министров можно было провести более ста дел;

· Система Комитета министров позволяла министрам уходить от личной ответственности, так как решения принимались на коллегиальной основе.

Таким образом, Комитет министров обретал реальную политическую силу. В то же время важно отметить, что отношения между двумя данными правительственными учреждениями предполагали и сотрудничество. Так, к примеру, проводились общие заседания Комитета министров и Департамента экономии Государственного совета.

В заключение важно отметить, что конкуренция между Комитетом министров и Государственным советом в сфере законодательства и административного управления завершилось 23 апреля 1906 г., когда был упразднен Комитет министров.

С критикой Комитета министров также выступал и министр внутренних П.Д. Святополк-Мирский. Он считал, что данное учреждение существовало лишь для того, чтобы избежать столкновений с Государственным советом.

В сложившейся ситуации роль Комитета министров постепенно снижалась, и 23 апреля 1906 г. был принят указ об упразднении данного правительственного учреждения.

Заключение

Читайте также: