Выразительные средства скульптуры кратко
Обновлено: 05.07.2024
При анализе скульптуры применяется тот же понятийный аппарат, что и в отношении других видов изобразительного искусства.
Наиболее распространенные термины-понятия: композиция, силуэт, движение, ритм, светотень, фактура, цвет имеют свою специфику.
Композиционное построение — одно из важнейших художественных средств скульптуры.
Обратимся к уже упоминавшемуся примеру — римским мраморным копиям с греческих бронзовых оригиналов, создатели которых вводили дополнительные опоры для достижения не только реальной физической устойчивости фигур, но и целостности зрительного восприятия мраморной формы, ибо присущее камню качество статуарности требует адекватной трактовки скульптурной массы. Однако порой подобные конструктивные дополнения нарушают композиционное единство памятника, его художественный образ.
Иногда постамент в очень деликатной форме, ни в коем случае не иллюстративно-прямолинейно способствует раскрытию идеи памятника. Постамент-скала, которому придан абрис вздымающейся волны, неразрывно связан с художественным решением образа царя-реформатора в памятнике Петру работы Фальконе (1765—1782, СПб.).
Функции пьедестала в скульптурной композиции достаточно широки. В ней, помимо своей основной роли ограничения ближайшей пространственной зоны, он отражает иерархические представления, обладает возможностями раскрыть благодаря помещенным на нем надписям, рельефам, аллегорическим фигурам, историческим персонажам значение памятника герою или событию.
Особенно существенна роль постамента в скульптурном портрете, когда изображается только голова человека, погрудный или поясной срез фигуры. В этом случае пропорции постамента становятся не только средством вычленения изображения из окружающей среды, но и важнейшим компонентом в создании художественного образа портретируемого.
В определенные исторические эпохи пьедестал в скульптуре, особенно монументальной, обретает значение, почти равное главному, венчающему композицию изображению.
Композиция рельефа, ориентированного на плоскость стены, блок пьедестала или архитектурный фон, обусловливается заданными размерами и формой. Они же определяют масштаб фигуративных или орнаментальных изображений, наконец, глубину и высоту.
Силуэт в скульптуре способен передать лишь общий характер движения, его основную направленность, зафиксированную позой и жестом. При этом их возможности значительно шире и далеко не всегда укладываются в границы контурного очерка силуэта.
Положение фигуры, жест является важнейшим средством передачи движения в скульптуре. Посредством жестов человек выражает свои эмоции. Жесты порой оказываются правдивее слов. Язык жеста наиболее доступен пониманию. На протяжении веков и тысячелетий сформировались определенные жесты-символы, жесты-знаки, выражающие клятвы, призывы, проклятия, покаяние, скорбь.
Направленность, композиционная упорядоченность движения в скульптуре определяется ритмом. Понятие ритма в этом виде искусства может быть рассмотрено в различных аспектах. Это ритм опорных и свободных элементов, ритм масс, создающийся за счет чередования наполненных и разряженных, облегченных форм или участков плоскости в рельефе, ритм движений, передаваемых пластическими формами, наконец, ритм драпировок, жестов, разворотов фигур в пространстве. Ритм может быть равномерным, замедляющимся или ускоряющимся, пульсирующим, как ритм биения человеческого сердца.
Достаточно сложны взаимоотношения скульптуры и света. Его отражением на выпуклостях и впадинах поверхности создается светотень, обеспечивающаяся особенностями моделировки формы: спокойной, с гладкой поверхностью, примером чего может служить античная греческая скульптура эпохи классики, или бурной, как бы из глубины поднимающей бугры мышц, но не разрушающей целостности.
Приемы светотеневой моделировки связаны с еще одним средством художественного выражения — фактурой поверхности. Каждый скульптурный материал обладает своей, присущей ему фактурой, возможности ее весьма широки, но различные способы обработки поверхности придают ей дополнительные качества. Для мрамора — это насечки, выявляющие его кристаллическую породу, шлифовка и полировка, придающие ему прозрачность, для бронзы — чеканка и полировка.
Время оказывает неуклонное разрушающее воздействие на фактуру скульптурной поверхности, покрывая бронзу так называемой дикой патиной, уничтожая полировку мрамора, и тем самым изменяя особенности восприятия памятников.
Цветв скульптуре не играет такую роль, как в живописи, но тем не менее в определенные эпохи имел широкое применение. Мы знаем, что в эпоху архаики греки раскрашивали свои статуи. Цвет играл огромную роль в общем декоративном решении. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза — красными, а одежда - празднично-яркой, нарядной.
Однако к какому бы способу использования цвета ни прибегал скульптор, он всегда должен помнить, что цвет в пластике не может быть иллюзорным, не может имитировать цвет подлинный, ибо это будет только нарушать пластическую гармонию.
Золочение дерева и бронзы, так же как и патинирование последней, являются не только важнейшим средством достижения декоративного эффекта, создания естественной защитной пленки, но и способом обобщения пластической формы как одного памятника, так и целого скульптурного ансамбля.
В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульптуре динамическую выразительность.
Восприятие скульптуры всегда последовательно разворачивается во времени, что используется в скульптурной композиции и помогает передать движение. Круговой обзор, изменение позиции, ракурса обозрения раскрывают в объемном изображении разные его стороны. Так, умирающий раб в скульптуре Микеланджело пытается выпрямиться, и зритель уже готов поверить, что поверженный встанет, но стоит взглянуть на скульптуру в ином ракурсе — и снова виден бессильно оседающий торс. При новом изменении угла зрения ощущение тщетности усилий гибнущего сменяется надеждой. Так веками пытается подняться, но вновь и вновь падает обреченный на смерть раб.
В самой природе ваяния заложено широкое обобщение. А. С. Пушкин отмечал, что скульптура раскрашенная производит меньшее впечатление, чем одноцветная, раскраска отнимает у нее обобщение.
Анализ произведения скульптуры ни в коей мере не является канонической схемой, однако, в логически обоснованной последовательности в нем должны присутствовать элементы рассмотрения важнейших моментов, обусловленных специфическими особенностями скульптуры как особого вида искусства, обладающего относительной самостоятельностью развития. Общие для всех видов искусства проблемы стилистической и жанровой принадлежности произведения, его композиционного и пропорционального строя и т. д., обретают в сфере скульптуры свои неповторимые особенности.
Возможности анализа скульптуры поистине неисчерпаемы. Изучение этого древнейшего вида искусства достаточно сложно, но обращение к нему, постижение его художественных образов — это обращение человека к своей природе.
При анализе скульптуры применяется тот же понятийный аппарат, что и в отношении других видов изобразительного искусства.
Наиболее распространенные термины-понятия: композиция, силуэт, движение, ритм, светотень, фактура, цвет имеют свою специфику.
Композиционное построение — одно из важнейших художественных средств скульптуры.
Обратимся к уже упоминавшемуся примеру — римским мраморным копиям с греческих бронзовых оригиналов, создатели которых вводили дополнительные опоры для достижения не только реальной физической устойчивости фигур, но и целостности зрительного восприятия мраморной формы, ибо присущее камню качество статуарности требует адекватной трактовки скульптурной массы. Однако порой подобные конструктивные дополнения нарушают композиционное единство памятника, его художественный образ.
Иногда постамент в очень деликатной форме, ни в коем случае не иллюстративно-прямолинейно способствует раскрытию идеи памятника. Постамент-скала, которому придан абрис вздымающейся волны, неразрывно связан с художественным решением образа царя-реформатора в памятнике Петру работы Фальконе (1765—1782, СПб.).
Функции пьедестала в скульптурной композиции достаточно широки. В ней, помимо своей основной роли ограничения ближайшей пространственной зоны, он отражает иерархические представления, обладает возможностями раскрыть благодаря помещенным на нем надписям, рельефам, аллегорическим фигурам, историческим персонажам значение памятника герою или событию.
Особенно существенна роль постамента в скульптурном портрете, когда изображается только голова человека, погрудный или поясной срез фигуры. В этом случае пропорции постамента становятся не только средством вычленения изображения из окружающей среды, но и важнейшим компонентом в создании художественного образа портретируемого.
В определенные исторические эпохи пьедестал в скульптуре, особенно монументальной, обретает значение, почти равное главному, венчающему композицию изображению.
Композиция рельефа, ориентированного на плоскость стены, блок пьедестала или архитектурный фон, обусловливается заданными размерами и формой. Они же определяют масштаб фигуративных или орнаментальных изображений, наконец, глубину и высоту.
Силуэт в скульптуре способен передать лишь общий характер движения, его основную направленность, зафиксированную позой и жестом. При этом их возможности значительно шире и далеко не всегда укладываются в границы контурного очерка силуэта.
Положение фигуры, жест является важнейшим средством передачи движения в скульптуре. Посредством жестов человек выражает свои эмоции. Жесты порой оказываются правдивее слов. Язык жеста наиболее доступен пониманию. На протяжении веков и тысячелетий сформировались определенные жесты-символы, жесты-знаки, выражающие клятвы, призывы, проклятия, покаяние, скорбь.
Направленность, композиционная упорядоченность движения в скульптуре определяется ритмом. Понятие ритма в этом виде искусства может быть рассмотрено в различных аспектах. Это ритм опорных и свободных элементов, ритм масс, создающийся за счет чередования наполненных и разряженных, облегченных форм или участков плоскости в рельефе, ритм движений, передаваемых пластическими формами, наконец, ритм драпировок, жестов, разворотов фигур в пространстве. Ритм может быть равномерным, замедляющимся или ускоряющимся, пульсирующим, как ритм биения человеческого сердца.
Достаточно сложны взаимоотношения скульптуры и света. Его отражением на выпуклостях и впадинах поверхности создается светотень, обеспечивающаяся особенностями моделировки формы: спокойной, с гладкой поверхностью, примером чего может служить античная греческая скульптура эпохи классики, или бурной, как бы из глубины поднимающей бугры мышц, но не разрушающей целостности.
Приемы светотеневой моделировки связаны с еще одним средством художественного выражения — фактурой поверхности. Каждый скульптурный материал обладает своей, присущей ему фактурой, возможности ее весьма широки, но различные способы обработки поверхности придают ей дополнительные качества. Для мрамора — это насечки, выявляющие его кристаллическую породу, шлифовка и полировка, придающие ему прозрачность, для бронзы — чеканка и полировка.
Время оказывает неуклонное разрушающее воздействие на фактуру скульптурной поверхности, покрывая бронзу так называемой дикой патиной, уничтожая полировку мрамора, и тем самым изменяя особенности восприятия памятников.
Цветв скульптуре не играет такую роль, как в живописи, но тем не менее в определенные эпохи имел широкое применение. Мы знаем, что в эпоху архаики греки раскрашивали свои статуи. Цвет играл огромную роль в общем декоративном решении. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза — красными, а одежда - празднично-яркой, нарядной.
Однако к какому бы способу использования цвета ни прибегал скульптор, он всегда должен помнить, что цвет в пластике не может быть иллюзорным, не может имитировать цвет подлинный, ибо это будет только нарушать пластическую гармонию.
Золочение дерева и бронзы, так же как и патинирование последней, являются не только важнейшим средством достижения декоративного эффекта, создания естественной защитной пленки, но и способом обобщения пластической формы как одного памятника, так и целого скульптурного ансамбля.
В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несущий на себе печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульптуре динамическую выразительность.
Восприятие скульптуры всегда последовательно разворачивается во времени, что используется в скульптурной композиции и помогает передать движение. Круговой обзор, изменение позиции, ракурса обозрения раскрывают в объемном изображении разные его стороны. Так, умирающий раб в скульптуре Микеланджело пытается выпрямиться, и зритель уже готов поверить, что поверженный встанет, но стоит взглянуть на скульптуру в ином ракурсе — и снова виден бессильно оседающий торс. При новом изменении угла зрения ощущение тщетности усилий гибнущего сменяется надеждой. Так веками пытается подняться, но вновь и вновь падает обреченный на смерть раб.
В самой природе ваяния заложено широкое обобщение. А. С. Пушкин отмечал, что скульптура раскрашенная производит меньшее впечатление, чем одноцветная, раскраска отнимает у нее обобщение.
Анализ произведения скульптуры ни в коей мере не является канонической схемой, однако, в логически обоснованной последовательности в нем должны присутствовать элементы рассмотрения важнейших моментов, обусловленных специфическими особенностями скульптуры как особого вида искусства, обладающего относительной самостоятельностью развития. Общие для всех видов искусства проблемы стилистической и жанровой принадлежности произведения, его композиционного и пропорционального строя и т. д., обретают в сфере скульптуры свои неповторимые особенности.
Возможности анализа скульптуры поистине неисчерпаемы. Изучение этого древнейшего вида искусства достаточно сложно, но обращение к нему, постижение его художественных образов — это обращение человека к своей природе.
Выразительность скульптуры достигается благодаря архитектонике форм, взаимодействию объемов масс, составляющих единое целое. Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Однако скульптура не занимается темами случайной, будничной жизни. Она фиксирует и запечатлевает на века все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура обладает средствами, которые позволяют правдиво показать фигуру, лицо, передать эмоции, настроение, характер и даже мысли человека. Часто она пользуется образом-символом для раскрытия исторического или философского содержания образа человека.
Основными эстетическими средствами скульптуры являются объем, силуэт, пропорция, светотень, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет и др.
Объем можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяющихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в пространстве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринимается как единое целое.
Силуэт — некий абрис формы всего скульптурного произведения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем установить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштабное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур раскрывает суть образа, и тем он интересен.
Моделировка форм, по словам О. Родена, — целая наука, поскольку моделирование составляет большую часть работы над поверхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая моделировка может сузить содержательную сторону скульптуры.
Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скульптуры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, существенно влияя на восприятие формы.
Цвет может разрушить целостность пластического образа и его содержания, а может быть необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый выбор цветов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные природными свойствами материала, не прибегая к дополнительной раскраске.
Композиция— незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозможно создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластических произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники.
Пропорция справедливо считается мерилом частей в скульптуре, благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изображения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отображается в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы.
Динамика и статика — выразительные средства, которые отрицают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична, контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложнение ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Составьте таблицу видов скульптуры.
2. Разработайте презентацию по одной из тем скульптуры.
3. Выполните рельефное изображение на свободную тему.
4. Выполните круглую скульптуру в мелкой пластике.
II
РАЗДЕЛ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Выразительность скульптуры достигается благодаря архитектонике форм, взаимодействию объемов масс, составляющих единое целое. Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Однако скульптура не занимается темами случайной, будничной жизни. Она фиксирует и запечатлевает на века все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура обладает средствами, которые позволяют правдиво показать фигуру, лицо, передать эмоции, настроение, характер и даже мысли человека. Часто она пользуется образом-символом для раскрытия исторического или философского содержания образа человека.
Основными эстетическими средствами скульптуры являются объем, силуэт, пропорция, светотень, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет и др.
Объем можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяющихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в пространстве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринимается как единое целое.
Силуэт — некий абрис формы всего скульптурного произведения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем установить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштабное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур раскрывает суть образа, и тем он интересен.
Моделировка форм, по словам О. Родена, — целая наука, поскольку моделирование составляет большую часть работы над поверхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая моделировка может сузить содержательную сторону скульптуры.
Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скульптуры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, существенно влияя на восприятие формы.
Цвет может разрушить целостность пластического образа и его содержания, а может быть необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый выбор цветов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные природными свойствами материала, не прибегая к дополнительной раскраске.
Композиция— незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозможно создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластических произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники.
Пропорция справедливо считается мерилом частей в скульптуре, благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изображения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отображается в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы.
Динамика и статика — выразительные средства, которые отрицают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична, контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложнение ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике.
Скульптура – вид изобразительного искусства, который заключается в вырезании или высекании объемной формы из природного материала. Чаще всего объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные, еще реже - мотивы пейзажа или натюрморта.
Средства художественной выразительности скульптуры:
Объем
Пропорции
Светотеневая моделировка (тонкая или обобщенная) и цвет.
Материал.
Постановка фигуры в пространстве
Передача движения фигуры
Позы
Рельефность формы
Художественное пространство в скульптуре.
Скульптура взаимодействует с пространством.
Чем больше деталей (и контробъемов), тем больше взаимодействия с пространством (и более открыта).
Чем больше выступающих деталей, тем труднее пространству обтекать (с точки зрения пространства у человека главное – голова).
Взаимодействие с пространством в скульптуре происходит за счет пропорций.
Существует 2 формы композиции:
1. Объемно-пространственная (взаимодействие с пространством)
2 вида объемно-пространственной композиции:
1. Замкнутая – сосредоточена на самой себе, внутри, статична.
2. Открытая – активное взаимодействие с пространством, круговой обзор.
Замкнутость композиции присуща всей Египетской скульптуре: замкнутая, статичная, симметричная.
Древняя Греция – замкнутая скульптура, но уже больше контробъемов => большее взаимодействие с пространством, чем в Египте. Закрытая форма работает на себя.
Типология скульптуры.
Скульптура- вид изобразительного искусства, который заключается в вырезании или высекании объемной формы из природного материала.
ПО ФОРМЕ:
1. Круглая скульптура (свободная) – разновидность скульптуры, которая свободно размещена в пространстве и как правило требует кругового обхода.
· Бюст – погрудное, скульптурное изображение человека. Наиболее распространенный вид скульптурного портрета, может быть надгробным. (происхождение связывают с культурой Др. Гр.)
· Статуя – свободностоящее объемное изображение человеческой фигуры, животного, фантастического существа, обычно помещенное на постамент.
· Скульптурная группа – объединяет несколько фигур, связанных единым замыслом, общностью сюжета и единством пластического решения. Она всегда ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНА, чем близка к рельефу.
2. Рельеф – изображение, распроложенное на плоскости, образующей его фон; выпуклая скульптура, развернутая на плоскости.
· Барельеф – выступает над плоскостью МЕНЬШЕ чем на половину своего объема.
· Горельеф – выступает над плоскостью БОЛЬШЕ чем на половину своего объема.
*Койланаглиф – сочетание вырезанного рельефа и выпуклого изображения (встречается в Др. Египте.)
3. Малые формы –медали, монеты, статуэтки, плакетки, изделия торефтики, глиптика(резьба по камню)
1. Монументальная – расчитана на конктретное арх. пространство или природн. окр., ставится в открытом публичном пространстве, адресована множеству зрителей.
2. Станковая – не привязана к месту, скульптура малых форм, носит более камерный характер. Свободноперемещаема. Место ее жизни – интерьер.
3. Скульптура малых форм– включает широкий круг произведений, которые предназначены для интерьера. Назначение определяет небольшой размер и особенность их пластической структуры.
4. Декоративная – скульптура, которая украшает.
Типы композиционного построения скульптуры
Скульптура взаимодействует с пространством.
Чем больше деталей (и контробъемов), тем больше взаимодействия с пространством (и более открыта).
Чем больше выступающих деталей, тем труднее пространству обтекать (с точки зрения пространства у человека главное – голова).
Взаимодействие с пространством в скульптуре происходит за счет пропорций.
Существует 2 формы композиции:
1. Объемно-пространственная (взаимодействие с пространством).
2 вида объемно-пространственной композиции:
1. Замкнутая – сосредоточена на самой себе, внутри, статична. Фронтальность присуща замкнутой скульптуре.
2. Открытая – активное взаимодействие с пространством, круговой обзор.
Замкнутость композиции присуща всей Египетской скульптуре: замкнутая, статичная, симметричная.
Древняя Греция – замкнутая скульптура, но уже больше контробъемов => большее взаимодействие с пространством, чем в Египте. Закрытая форма работает на себя. ФРОНТАЛЬНОСТЬ!
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Она фиксирует и запечатлевает на века все самое прекрасное, возвышенное и героическое в человеке. Основными эстетическими средствами скульптуры являются объем, силуэт, пропорция, светотень, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет и др.
Можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяющихся и сменяющих друг друга. Плоскости по разному располагаются в пространстве, однако на расстоянии воспринимаются как единое целое. Объем
Кладбище Стальено, Генуя
Это некий арбис формы всего скульптурного произведения. Прежде чем установить произведение выполняется картонный макет в натуральную величину. В силуэте очень важен контур, и каждый материал вырисовывает его по-своему. К примеру, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе более мягок. Контур раскрывает сють образа. Силуэт
Модель статуи "Большого Будды" в храме Тодай-дзи, Япония.
Чем больше наслаивающихся на друг друга выпуклостей и впадин, тем менее скульптура ценна. Не всегда детализация способна раскрыть образ, или наоборот, слишком общая моделировка может сузить содержательную сторону скульптуры. Моделировка форм
Борьба Геракла со львом. Римская мраморная копия II- начала III веков с бронзового оригинала. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Пластика- постепенность и плавность переходов. Пластичность- художественная выразительность объемной фигуры, эмоциональность. В скульптуре эти понятия не разделимы. Пластика и пластичность
Григорий и Аксинья (ст.Вешенская)
Помогает наиболее остро воспринимать характер, пластичность и идею скульптуры. Она подчеркивает смысловую нагрузку произведения. Фактура
Геркулес Фарнезский. (Др. Рим.)
Афродита (Венера) и Амур (Др.Рим)
Раскрывает идею, избавляет скульптуру от безликости. Часто скульптор предпочитает только естественные цвета. Цвет
Статуя писца (Др. Египед)
Незаменимый стержень произведения. Композиция скульптуры более близка к архитектуре, поскольку взаимодействует с реальным объемом. Композиция
Сергей Александрович Щербаков. Конек-Горбунек (Астрахань)
Благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция касается не только человеческой фигуры, но и любого объекта. Пропорция
Зураба Церетели. Царевна –Лягушка (Москва)
Статика тяготеет к покою, симметрии. Динамика, напротив, чаще ассиметрична, контрастна, раскрывает сюжет. Несмотря на различия, они дополняют друг друга. Динамика и статика
Скульптура многогранна и многообразна. Ее цель- запечатлеть суть эпохи, традиции и донести их до потомков.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
- Сейчас обучается 204 человека из 53 регионов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 613 270 материалов в базе
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 28.05.2017 4079
- PPTX 6.9 мбайт
- 52 скачивания
- Рейтинг: 5 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Бабакова Елизавета Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным
Время чтения: 1 минута
Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие
Время чтения: 16 минут
Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читайте также: