Выразительные средства скульптуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

При анализе скульптуры применяется тот же понятийный аппарат, что и в отношении других ви­дов изобразительного искусства.

Наиболее распространенные термины-понятия: композиция, силуэт, движение, ритм, светотень, фактура, цвет имеют свою специфику.

Композиционное построение — одно из важнейших художест­венных средств скульптуры.

Обратимся к уже упоминавшемуся примеру — римским мрамор­ным копиям с греческих бронзовых оригиналов, создатели которых вводили дополнительные опоры для достижения не только реальной физической устойчивости фигур, но и целостности зрительного вос­приятия мраморной формы, ибо присущее камню качество статуарности требует адекватной трактовки скульптурной массы. Однако порой подобные конструктивные дополнения нарушают композиционное единство памятника, его художественный образ.

Иногда постамент в очень деликатной форме, ни в коем случае не иллюстративно-прямолинейно способствует раскрытию идеи па­мятника. Постамент-скала, которому придан абрис вздымающейся волны, неразрывно связан с художественным решением образа ца­ря-реформатора в памятнике Петру работы Фальконе (1765—1782, СПб.).

Функции пьедестала в скульптурной композиции достаточно ши­роки. В ней, помимо своей основной роли ограничения ближайшей пространственной зоны, он отражает иерархические представления, обладает возможностями раскрыть благодаря помещенным на нем надписям, рельефам, аллегорическим фигурам, историческим персо­нажам значение памятника герою или событию.

Особенно существенна роль постамента в скульптурном портре­те, когда изображается только голова человека, погрудный или пояс­ной срез фигуры. В этом случае пропорции постамента становятся не только средством вычленения изображения из окружающей среды, но и важнейшим компонентом в создании художественного образа порт­ретируемого.

В определенные исторические эпохи пьедестал в скульптуре, особенно монументальной, обретает значение, почти равное главно­му, венчающему композицию изображению.

Композиция рельефа, ориентированного на плоскость стены, блок пьедестала или архитектурный фон, обу­словливается заданными размерами и формой. Они же определяют масштаб фигуративных или орнаментальных изображений, наконец, глубину и высоту.




Силуэт в скульптуре способен передать лишь общий характер дви­жения, его основную направленность, зафиксированную позой и жестом. При этом их возможности значительно шире и далеко не всегда укладываются в границы контурного очерка силуэта.

Положение фигуры, жест является важнейшим средством пере­дачи движения в скульптуре. Посредством жестов человек выражает свои эмоции. Жесты порой оказываются правдивее слов. Язык жеста наиболее доступен пониманию. На протяжении веков и тысячелетий сформировались определенные жесты-символы, жесты-знаки, выражающие клятвы, призывы, проклятия, покаяние, скорбь.

Направленность, композиционная упорядоченность движения в скульптуре определяется ритмом. Понятие ритма в этом виде искусст­ва может быть рассмотрено в различных аспектах. Это ритм опорных и свободных элементов, ритм масс, создающийся за счет чередования наполненных и разряженных, облегченных форм или участков плос­кости в рельефе, ритм движений, передаваемых пластическими фор­мами, наконец, ритм драпировок, жестов, разворотов фигур в про­странстве. Ритм может быть равномерным, замедляющимся или уско­ряющимся, пульсирующим, как ритм биения человеческого сердца.

Достаточно сложны взаимоотношения скульптуры и света. Его от­ражением на выпуклостях и впадинах поверхности создается свето­тень, обеспечивающаяся особенностями моделировки формы: спо­койной, с гладкой поверхностью, примером чего может служить ан­тичная греческая скульптура эпохи классики, или бурной, как бы из глубины поднимающей бугры мышц, но не разрушающей целостности.

Приемы светотеневой моделировки связаны с еще одним средст­вом художественного выражения — фактурой поверхности. Каждый скульптурный материал обладает своей, присущей ему фактурой, воз­можности ее весьма широки, но различные способы обработки по­верхности придают ей дополнительные качества. Для мрамора — это насечки, выявляющие его кристаллическую породу, шлифовка и по­лировка, придающие ему прозрачность, для бронзы — чеканка и по­лировка.

Время оказывает неуклонное разрушающее воздействие на фак­туру скульптурной поверхности, покрывая бронзу так называемой ди­кой патиной, уничтожая полировку мрамора, и тем самым изменяя особенности восприятия памятников.

Цветв скульптуре не играет такую роль, как в живописи, но тем не менее в определенные эпохи имел широкое применение. Мы знаем, что в эпоху архаики греки раскрашивали свои статуи. Цвет играл огромную роль в общем декоративном решении. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза — красными, а одежда - празднично-яркой, нарядной.

Однако к какому бы способу использования цвета ни прибегал скульптор, он всегда должен помнить, что цвет в пластике не может быть иллюзорным, не может имитировать цвет подлинный, ибо это будет только нарушать пластическую гармонию.

Золочение дерева и бронзы, так же как и патинирование послед­ней, являются не только важнейшим средством достижения декора­тивного эффекта, создания естественной защитной пленки, но и спо­собом обобщения пластической формы как одного памятника, так и целого скульптурного ансамбля.

В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несу­щий на себе печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульптуре динамическую выразительность.

Восприятие скульптуры всегда последовательно разворачивается во времени, что используется в скульптурной композиции и помогает передать движение. Круговой обзор, изменение позиции, ракурса обозрения раскрывают в объемном изображении разные его стороны. Так, умирающий раб в скульптуре Микеланджело пытается выпрямиться, и зритель уже готов поверить, что поверженный встанет, но стоит взглянуть на скульптуру в ином ракурсе — и снова виден бессильно оседающий торс. При новом изменении угла зрения ощущение тщетности усилий гибнущего сменяется надеждой. Так веками пытается подняться, но вновь и вновь падает обреченный на смерть раб.

В самой природе ваяния заложено широкое обобщение. А. С. Пушкин отмечал, что скульптура раскрашенная производит меньшее впечатление, чем одноцветная, раскраска отнимает у нее обобщение.

Анализ произведения скульптуры ни в коей мере не является ка­нонической схемой, однако, в логически обоснованной последова­тельности в нем должны присутствовать элементы рассмотрения важ­нейших моментов, обусловленных специфическими особенностями скульптуры как особого вида искусства, обладающего относительной самостоятельностью развития. Общие для всех видов искусства про­блемы стилистической и жанровой принадлежности произведения, его композиционного и пропорционального строя и т. д., обретают в сфере скульптуры свои неповторимые особенности.

Возможности анализа скульптуры поистине неисчерпаемы. Изу­чение этого древнейшего вида искусства достаточно сложно, но обра­щение к нему, постижение его художественных образов — это обра­щение человека к своей природе.

При анализе скульптуры применяется тот же понятийный аппарат, что и в отношении других ви­дов изобразительного искусства.

Наиболее распространенные термины-понятия: композиция, силуэт, движение, ритм, светотень, фактура, цвет имеют свою специфику.

Композиционное построение — одно из важнейших художест­венных средств скульптуры.

Обратимся к уже упоминавшемуся примеру — римским мрамор­ным копиям с греческих бронзовых оригиналов, создатели которых вводили дополнительные опоры для достижения не только реальной физической устойчивости фигур, но и целостности зрительного вос­приятия мраморной формы, ибо присущее камню качество статуарности требует адекватной трактовки скульптурной массы. Однако порой подобные конструктивные дополнения нарушают композиционное единство памятника, его художественный образ.

Иногда постамент в очень деликатной форме, ни в коем случае не иллюстративно-прямолинейно способствует раскрытию идеи па­мятника. Постамент-скала, которому придан абрис вздымающейся волны, неразрывно связан с художественным решением образа ца­ря-реформатора в памятнике Петру работы Фальконе (1765—1782, СПб.).

Функции пьедестала в скульптурной композиции достаточно ши­роки. В ней, помимо своей основной роли ограничения ближайшей пространственной зоны, он отражает иерархические представления, обладает возможностями раскрыть благодаря помещенным на нем надписям, рельефам, аллегорическим фигурам, историческим персо­нажам значение памятника герою или событию.

Особенно существенна роль постамента в скульптурном портре­те, когда изображается только голова человека, погрудный или пояс­ной срез фигуры. В этом случае пропорции постамента становятся не только средством вычленения изображения из окружающей среды, но и важнейшим компонентом в создании художественного образа порт­ретируемого.

В определенные исторические эпохи пьедестал в скульптуре, особенно монументальной, обретает значение, почти равное главно­му, венчающему композицию изображению.

Композиция рельефа, ориентированного на плоскость стены, блок пьедестала или архитектурный фон, обу­словливается заданными размерами и формой. Они же определяют масштаб фигуративных или орнаментальных изображений, наконец, глубину и высоту.

Силуэт в скульптуре способен передать лишь общий характер дви­жения, его основную направленность, зафиксированную позой и жестом. При этом их возможности значительно шире и далеко не всегда укладываются в границы контурного очерка силуэта.

Положение фигуры, жест является важнейшим средством пере­дачи движения в скульптуре. Посредством жестов человек выражает свои эмоции. Жесты порой оказываются правдивее слов. Язык жеста наиболее доступен пониманию. На протяжении веков и тысячелетий сформировались определенные жесты-символы, жесты-знаки, выражающие клятвы, призывы, проклятия, покаяние, скорбь.

Направленность, композиционная упорядоченность движения в скульптуре определяется ритмом. Понятие ритма в этом виде искусст­ва может быть рассмотрено в различных аспектах. Это ритм опорных и свободных элементов, ритм масс, создающийся за счет чередования наполненных и разряженных, облегченных форм или участков плос­кости в рельефе, ритм движений, передаваемых пластическими фор­мами, наконец, ритм драпировок, жестов, разворотов фигур в про­странстве. Ритм может быть равномерным, замедляющимся или уско­ряющимся, пульсирующим, как ритм биения человеческого сердца.

Достаточно сложны взаимоотношения скульптуры и света. Его от­ражением на выпуклостях и впадинах поверхности создается свето­тень, обеспечивающаяся особенностями моделировки формы: спо­койной, с гладкой поверхностью, примером чего может служить ан­тичная греческая скульптура эпохи классики, или бурной, как бы из глубины поднимающей бугры мышц, но не разрушающей целостности.

Приемы светотеневой моделировки связаны с еще одним средст­вом художественного выражения — фактурой поверхности. Каждый скульптурный материал обладает своей, присущей ему фактурой, воз­можности ее весьма широки, но различные способы обработки по­верхности придают ей дополнительные качества. Для мрамора — это насечки, выявляющие его кристаллическую породу, шлифовка и по­лировка, придающие ему прозрачность, для бронзы — чеканка и по­лировка.

Время оказывает неуклонное разрушающее воздействие на фак­туру скульптурной поверхности, покрывая бронзу так называемой ди­кой патиной, уничтожая полировку мрамора, и тем самым изменяя особенности восприятия памятников.

Цветв скульптуре не играет такую роль, как в живописи, но тем не менее в определенные эпохи имел широкое применение. Мы знаем, что в эпоху архаики греки раскрашивали свои статуи. Цвет играл огромную роль в общем декоративном решении. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза — красными, а одежда - празднично-яркой, нарядной.

Однако к какому бы способу использования цвета ни прибегал скульптор, он всегда должен помнить, что цвет в пластике не может быть иллюзорным, не может имитировать цвет подлинный, ибо это будет только нарушать пластическую гармонию.

Золочение дерева и бронзы, так же как и патинирование послед­ней, являются не только важнейшим средством достижения декора­тивного эффекта, создания естественной защитной пленки, но и спо­собом обобщения пластической формы как одного памятника, так и целого скульптурного ансамбля.

В распоряжении ваятеля лишь один момент действия, но несу­щий на себе печать всего предшествующего и последующего. Это придает скульптуре динамическую выразительность.

Восприятие скульптуры всегда последовательно разворачивается во времени, что используется в скульптурной композиции и помогает передать движение. Круговой обзор, изменение позиции, ракурса обозрения раскрывают в объемном изображении разные его стороны. Так, умирающий раб в скульптуре Микеланджело пытается выпрямиться, и зритель уже готов поверить, что поверженный встанет, но стоит взглянуть на скульптуру в ином ракурсе — и снова виден бессильно оседающий торс. При новом изменении угла зрения ощущение тщетности усилий гибнущего сменяется надеждой. Так веками пытается подняться, но вновь и вновь падает обреченный на смерть раб.

В самой природе ваяния заложено широкое обобщение. А. С. Пушкин отмечал, что скульптура раскрашенная производит меньшее впечатление, чем одноцветная, раскраска отнимает у нее обобщение.

Анализ произведения скульптуры ни в коей мере не является ка­нонической схемой, однако, в логически обоснованной последова­тельности в нем должны присутствовать элементы рассмотрения важ­нейших моментов, обусловленных специфическими особенностями скульптуры как особого вида искусства, обладающего относительной самостоятельностью развития. Общие для всех видов искусства про­блемы стилистической и жанровой принадлежности произведения, его композиционного и пропорционального строя и т. д., обретают в сфере скульптуры свои неповторимые особенности.

Возможности анализа скульптуры поистине неисчерпаемы. Изу­чение этого древнейшего вида искусства достаточно сложно, но обра­щение к нему, постижение его художественных образов — это обра­щение человека к своей природе.

Выразительность скульптуры достигается благодаря архитекто­нике форм, взаимодействию объемов масс, составляющих единое целое. Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Однако скульптура не занимается темами случайной, будничной жизни. Она фиксирует и запечатлевает на века все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скуль­птура обладает средствами, которые позволяют правдиво показать фигуру, лицо, передать эмоции, настроение, характер и даже мысли человека. Часто она пользуется образом-символом для раскрытия исторического или философского содержания образа человека.

Основными эстетическими средствами скульптуры являются объем, силуэт, пропорция, светотень, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет и др.

Объем можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяю­щихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в пространстве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринимается как единое целое.

Силуэт — некий абрис формы всего скульптурного произве­дения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем установить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштабное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур рас­крывает суть образа, и тем он интересен.

Моделировка форм, по словам О. Родена, — целая наука, по­скольку моделирование составляет большую часть работы над по­верхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая модели­ровка может сузить содержательную сторону скульптуры.

Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скульп­туры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, существенно влияя на восприятие формы.

Цвет может разрушить целостность пластического образа и его содержания, а может быть необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый выбор цве­тов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные природными свойствами материала, не прибегая к дополнительной раскраске.

Композиция— незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозмож­но создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластиче­ских произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники.

Пропорция справедливо считается мерилом частей в скульптуре, благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изображения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отображает­ся в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы.

Динамика и статика — выразительные средства, которые отри­цают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична, контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложне­ние ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте таблицу видов скульптуры.

2. Разработайте презентацию по одной из тем скульптуры.

3. Выполните рельефное изображение на свободную тему.

4. Выполните круглую скульптуру в мелкой пластике.

II

РАЗДЕЛ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Выразительность скульптуры достигается благодаря архитекто­нике форм, взаимодействию объемов масс, составляющих единое целое. Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Однако скульптура не занимается темами случайной, будничной жизни. Она фиксирует и запечатлевает на века все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скуль­птура обладает средствами, которые позволяют правдиво показать фигуру, лицо, передать эмоции, настроение, характер и даже мысли человека. Часто она пользуется образом-символом для раскрытия исторического или философского содержания образа человека.

Основными эстетическими средствами скульптуры являются объем, силуэт, пропорция, светотень, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет и др.

Объем можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяю­щихся и сменяющих друг друга. Плоскости не только имеют разную конфигурацию, но и по-разному располагаются в пространстве. Однако на расстоянии смена плоскостей и форм воспринимается как единое целое.

Силуэт — некий абрис формы всего скульптурного произве­дения. Он особо важен для монументальной скульптуры. Прежде чем установить произведение на планируемое место, выполняется картонный макет в натуральную величину, который позволяет оценить масштабное соотношение основной части монумента и его постамента, его взаимодействие со средой. В силуэте очень важен контур, который необходимо учитывать при создании скульптуры. Каждый материал по-своему вырисовывает контур. Так, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе он более мягок. Контур рас­крывает суть образа, и тем он интересен.

Моделировка форм, по словам О. Родена, — целая наука, по­скольку моделирование составляет большую часть работы над по­верхностью скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая модели­ровка может сузить содержательную сторону скульптуры.

Фактура — одно из эмоционально-эстетических свойств скульп­туры, благодаря которому наиболее остро воспринимается характер пластического образа, его внутренняя идея. Фактура подчеркивает смысловую нагрузку произведения, делая его содержательным, существенно влияя на восприятие формы.

Цвет может разрушить целостность пластического образа и его содержания, а может быть необходим для того, чтобы раскрыть идею, запечатленную в пластике, сделать ее видимой, избавить скульптуру от безликости. Сама природа дает богатый выбор цве­тов, окрашивающих те или иные материалы. Очень часто скульптор предпочитает естественные цвета, обусловленные природными свойствами материала, не прибегая к дополнительной раскраске.

Композиция— незаметный стержень произведения. И хотя она явственно не видна при восприятии скульптуры, без нее невозмож­но создание любого произведения. Композиционные построения скульптуры более всего близки архитектуре, поскольку в пластиче­ских произведениях композиция взаимодействует с реальным, а не иллюзорным объемом. Она, как и в архитектуре, строится с учетом законов тектоники.

Пропорция справедливо считается мерилом частей в скульптуре, благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция в скульптуре касается не только изображения человеческой фигуры, но и любого объекта, который отображает­ся в пластике. В каждую эпоху существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы.

Динамика и статика — выразительные средства, которые отри­цают и одновременно дополняют друг друга. Отрицают потому, что там, где есть статика позы, не может быть динамики. А дополняют тем, что в любой внешней статике скрыта внутренняя динамика мыслей, чувств, переживаний, и наоборот. Статика в скульптуре тяготеет к покою, симметрии, в ней наблюдаются повторы форм, линий, объемов. Динамика, напротив, чаще всего асимметрична, контрастна, в ней происходит противопоставление масс, усложне­ние ритмов, что позволяет раскрыть сюжет в пластике.

Скульптура – вид изобразительного искусства, который заключается в вырезании или высекании объемной формы из природного материала. Чаще всего объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные, еще реже - мотивы пейзажа или натюрморта.

Средства художественной выразительности скульптуры:

Объем

Пропорции

Светотеневая моделировка (тонкая или обобщенная) и цвет.

Материал.

Постановка фигуры в пространстве

Передача движения фигуры

Позы

Рельефность формы

Художественное пространство в скульптуре.

Скульптура взаимодействует с пространством.

Чем больше деталей (и контробъемов), тем больше взаимодействия с пространством (и более открыта).

Чем больше выступающих деталей, тем труднее пространству обтекать (с точки зрения пространства у человека главное – голова).

Взаимодействие с пространством в скульптуре происходит за счет пропорций.

Существует 2 формы композиции:

1. Объемно-пространственная (взаимодействие с пространством)

2 вида объемно-пространственной композиции:

1. Замкнутая – сосредоточена на самой себе, внутри, статична.

2. Открытая – активное взаимодействие с пространством, круговой обзор.

Замкнутость композиции присуща всей Египетской скульптуре: замкнутая, статичная, симметричная.

Древняя Греция – замкнутая скульптура, но уже больше контробъемов => большее взаимодействие с пространством, чем в Египте. Закрытая форма работает на себя.

Типология скульптуры.

Скульптура- вид изобразительного искусства, который заключается в вырезании или высекании объемной формы из природного материала.

ПО ФОРМЕ:

1. Круглая скульптура (свободная) – разновидность скульптуры, которая свободно размещена в пространстве и как правило требует кругового обхода.

· Бюст – погрудное, скульптурное изображение человека. Наиболее распространенный вид скульптурного портрета, может быть надгробным. (происхождение связывают с культурой Др. Гр.)

· Статуя – свободностоящее объемное изображение человеческой фигуры, животного, фантастического существа, обычно помещенное на постамент.

· Скульптурная группа – объединяет несколько фигур, связанных единым замыслом, общностью сюжета и единством пластического решения. Она всегда ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНА, чем близка к рельефу.

2. Рельеф – изображение, распроложенное на плоскости, образующей его фон; выпуклая скульптура, развернутая на плоскости.

· Барельеф – выступает над плоскостью МЕНЬШЕ чем на половину своего объема.

· Горельеф – выступает над плоскостью БОЛЬШЕ чем на половину своего объема.

*Койланаглиф – сочетание вырезанного рельефа и выпуклого изображения (встречается в Др. Египте.)

3. Малые формы –медали, монеты, статуэтки, плакетки, изделия торефтики, глиптика(резьба по камню)

1. Монументальная – расчитана на конктретное арх. пространство или природн. окр., ставится в открытом публичном пространстве, адресована множеству зрителей.

2. Станковая – не привязана к месту, скульптура малых форм, носит более камерный характер. Свободноперемещаема. Место ее жизни – интерьер.

3. Скульптура малых форм– включает широкий круг произведений, которые предназначены для интерьера. Назначение определяет небольшой размер и особенность их пластической структуры.

4. Декоративная – скульптура, которая украшает.

Типы композиционного построения скульптуры

Скульптура взаимодействует с пространством.

Чем больше деталей (и контробъемов), тем больше взаимодействия с пространством (и более открыта).

Чем больше выступающих деталей, тем труднее пространству обтекать (с точки зрения пространства у человека главное – голова).

Взаимодействие с пространством в скульптуре происходит за счет пропорций.

Существует 2 формы композиции:

1. Объемно-пространственная (взаимодействие с пространством).

2 вида объемно-пространственной композиции:

1. Замкнутая – сосредоточена на самой себе, внутри, статична. Фронтальность присуща замкнутой скульптуре.

2. Открытая – активное взаимодействие с пространством, круговой обзор.

Замкнутость композиции присуща всей Египетской скульптуре: замкнутая, статичная, симметричная.

Древняя Греция – замкнутая скульптура, но уже больше контробъемов => большее взаимодействие с пространством, чем в Египте. Закрытая форма работает на себя. ФРОНТАЛЬНОСТЬ!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные выразительные средства скульптуры Подготовила: студентка группы ПНК-.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основные выразительные средства скульптуры Подготовила: студентка группы ПНК-.

Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Она фиксирует и.

Главным предметом изображения в скульптуре остается человек. Она фиксирует и запечатлевает на века все самое прекрасное, возвышенное и героическое в человеке. Основными эстетическими средствами скульптуры являются объем, силуэт, пропорция, светотень, пластическая моделировка, разработка силуэта, фактура, материал, иногда цвет и др.

Можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяющихся и сменяющих друг д.

Можно представить в виде синтеза плоскостей, соединяющихся и сменяющих друг друга. Плоскости по разному располагаются в пространстве, однако на расстоянии воспринимаются как единое целое. Объем

Кладбище Стальено, Генуя

Кладбище Стальено, Генуя

Это некий арбис формы всего скульптурного произведения. Прежде чем установить.

Это некий арбис формы всего скульптурного произведения. Прежде чем установить произведение выполняется картонный макет в натуральную величину. В силуэте очень важен контур, и каждый материал вырисовывает его по-своему. К примеру, в бронзе контур ярко выражен, а в мраморе более мягок. Контур раскрывает сють образа. Силуэт

Модель статуи "Большого Будды" в храме Тодай-дзи, Япония.

Модель статуи "Большого Будды" в храме Тодай-дзи, Япония.

Чем больше наслаивающихся на друг друга выпуклостей и впадин, тем менее скуль.

Чем больше наслаивающихся на друг друга выпуклостей и впадин, тем менее скульптура ценна. Не всегда детализация способна раскрыть образ, или наоборот, слишком общая моделировка может сузить содержательную сторону скульптуры. Моделировка форм

Борьба Геракла со львом. Римская мраморная копия II- начала III веков с бронз.

Борьба Геракла со львом. Римская мраморная копия II- начала III веков с бронзового оригинала. Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Пластика- постепенность и плавность переходов. Пластичность- художественная в.

Пластика- постепенность и плавность переходов. Пластичность- художественная выразительность объемной фигуры, эмоциональность. В скульптуре эти понятия не разделимы. Пластика и пластичность

Григорий и Аксинья (ст.Вешенская)

Григорий и Аксинья (ст.Вешенская)

Помогает наиболее остро воспринимать характер, пластичность и идею скульптуры.

Помогает наиболее остро воспринимать характер, пластичность и идею скульптуры. Она подчеркивает смысловую нагрузку произведения. Фактура

Геркулес Фарнезский. (Др. Рим.)

Геркулес Фарнезский. (Др. Рим.)

Афродита (Венера) и Амур (Др.Рим)

Афродита (Венера) и Амур (Др.Рим)

Раскрывает идею, избавляет скульптуру от безликости. Часто скульптор предпочи.

Раскрывает идею, избавляет скульптуру от безликости. Часто скульптор предпочитает только естественные цвета. Цвет

Статуя писца (Др. Египед)

Статуя писца (Др. Египед)

Незаменимый стержень произведения. Композиция скульптуры более близка к архит.

Незаменимый стержень произведения. Композиция скульптуры более близка к архитектуре, поскольку взаимодействует с реальным объемом. Композиция

Сергей Александрович Щербаков. Конек-Горбунек (Астрахань)

Сергей Александрович Щербаков. Конек-Горбунек (Астрахань)

Благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. П.

Благодаря ей скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. Пропорция касается не только человеческой фигуры, но и любого объекта. Пропорция

Зураба Церетели. Царевна –Лягушка (Москва)

Зураба Церетели. Царевна –Лягушка (Москва)

Статика тяготеет к покою, симметрии. Динамика, напротив, чаще ассиметрична, к.

Статика тяготеет к покою, симметрии. Динамика, напротив, чаще ассиметрична, контрастна, раскрывает сюжет. Несмотря на различия, они дополняют друг друга. Динамика и статика

Скульптура многогранна и многообразна. Ее цель- запечатлеть суть эпохи, тради.

Скульптура многогранна и многообразна. Ее цель- запечатлеть суть эпохи, традиции и донести их до потомков.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 204 человека из 53 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 270 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.05.2017 4079
  • PPTX 6.9 мбайт
  • 52 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бабакова Елизавета Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: