Выпишите из текста повести слова и словосочетания передающие колорит народной речи кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Система персонажей. Пейзаж. Язык.

1. Решаемые учебные проблемы:

-Углубить понимание особенностей языка текста как искусства слова;

-Развивать умение видеть художественное разнообразие пейзажных зарисовок в произведении;

-Развивать речемыслительную деятельность через осмысление художественных образов, поиск детали в произведении;

2. Задачи для учащихся:

-Освоить содержание повести;

-Определить основные черты характеров главных героев, поведенческие характеристики;

-Уметь определять особенности языка произведения;

-Выявить место пейзажа в тексте;

-Определить авторскую позицию в тексте и способы её выражения;

3. Планируемые результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания; формирование собственного отношения к героям рассказа Н.В.Гоголя, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников ( словари, дополнительная литература и др.)

Метапредметные:

Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умения работать в микрогруппе (паре); проявлении взаимопомощи, поддержки, умение договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

В познавательной (интеллектуальной) сфере: Умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка; владение литературоведческой терминологией (в частности термином сюжет).

В ценностно-ориентационной сфере: Приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к произведению Н.В.Гоголя; развитие умения выражать свои мысли, оценить поступки героев; воспитание любви к книге.

В коммуникативной сфере: Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

В эстетической сфере: Понимание образной природы литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.

5. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Виды деятельности: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, словарная работа, заполнение таблиц для характеристики героев, работа в группах.

7. Тип урока по форме: диалогический

8. Тип урока по содержанию: поисково – исследовательский.

І. Предтекстовый структурный элемент урока.

Слайд №1

-Прочтите ключевые слова эпиграфа. Настоящая весёлость, искренняя, без жеманства, непринуждённая, без чопорности).

В конце урока мы вернёмся к нему и согласимся или не согласимся со словами А.С. Пушкина

1-й этап. Вхождение в тему рока:

Рассказ учителя о сочельнике.

Объявление темы урока (слайд №2)

Итак, обратимся к экранной интерпретации текста, фрагменту мультфильма и вспомним, с чего же всё началось.

_ С чего начинается повествование? (С описания природы, зимней ночи перед Рождеством) (слайд №3)

- Найдите в тексте и прочитайте ключевые слова, характеризующие эту ночь. Какая картина природы в эту ночь предстаёт перед нами, попробуйте описать свои впечатления устно (словесное рисование). (стр. 172).

2-й этап. Предтекстовый элемент. Актуализация ранее полученных знаний.

(слайд №4) Домашним заданием было дочитать текст произведения, расскажите о сюжете текста. Вспомните, что такое сюжет. На столах лежат карточки –информаторы. Обратимся к ним.

Согласно словарю Ожегова , сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения [1] .

Устный ответ одного-двух учеников (краткий пересказ текста)

3-й этап. Текстовый элемент. Работа над языком произведения.

-Ребята, все ли слова произведения вам были понятны при чтении?

-Почему? (многие слова даны на украинском языке)

-Как вы считаете, почему Н.В.Гоголь не перевёл их на русский? (Чтобы передать особенности национальной культуры Украины, познакомить читателей с традициями)

Давайте обратимся к толковому словарю и словарику самого автора

(слайд №5)

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием .

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

- Какие слова ещё привлекли ваше внимание? (чтение 1-2 в переводе)

-Ребята, с чем у вас ассоциируется слово ночь?

-Что вы вкладываете в понятие Рождество?

-Символом чего является этот праздник? (Символ возрождения, чистоты, света)

С самого начала повествования мы видим, что автор использует приём контраста, намекает на извечную борьбу тёмных и светлых сил.

Перед нами сказочная повесть, назовите, какие особенности сказок вы знаете. (Главным в ответе деление персонажей на положительные и отрицательные).

-Перечислите положительных и отрицательных героев произведения (Вакула, царица. Солоха, Чуб, Чёрт и др)

Работа по вариантам: ( варианты формируются по рядам)

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

Сайд №7 (во время чтения)

2. Образ Вакулы в повести.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

С какими героями повести вы ещё познакомились? (Солоха, Чуб, Чёрт и др).

У каждого на парте лежат таблицы. Для начала давайте разобьёмся на группы по четыре человека. Задание: Охарактеризовать героя

Охарактеризуйте героев, подкрепите свою характеристику словами автора. Работа с таблицей.

4-й этап. Посттекстовой фрагмент урока.

Выступление подготовленных учеников

Опера была начата весной 1894 года, а в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 23 ноября 1895 года.

Оркестровое вступление к первому акту дает поэтичную зарисовку морозного вечера с его словно застывшей прозрачной атмосферой. Начальные аккорды этого вступления часто звучат в музыке оперы.

Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 – колядные песни).

6-й этап. Рефлексия.

Оцените работу всего класса на уроке. Прочтите ещё раз тему урока, скажите, решили ли мы поставленные перед нами задачи?

Чьи выступления понравились вам больше всего и почему?

Поставьте оценки сами себе.

7-й этап. Дифференцированное домашнее задание:

*Письменно ответьте на вопрос: Почему Кража месяца чёртом происходит именно в ночь перед Рождеством? (ответ не должен начинаться со слов потому что )

1. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.

2.„Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче. железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею“.

3.„Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит“.

4.Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами.

5.Всё добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь!

6.„Мешки? а с чем мешки, с книшами или паляницами? “

7.„Куда ж мы понесем его? в шинок? “ спросил дорогою ткач.

8.„Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу; дала пивкопы, та ничего.. . не больно. “

9.„Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись! “ сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли.

10.„Та спасиби, мамо! Провиянт дают хороший (хотя бараны здешние совсем не то, что у нас на Запорожьи) , почему ж не жить как-нибудь. “

1.„Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня“.

2.„Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче. железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею“.

3.„Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит“.

4.Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами.

5.Всё добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь!

6.„Мешки? а с чем мешки, с книшами или паляницами? “

7.„Куда ж мы понесем его? в шинок? “ спросил дорогою ткач.

8.„Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу; дала пивкопы, та ничего.. .не больно. “

9.„Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись! “ сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли.

10.„Та спасиби, мамо! Провиянт дают хороший (хотя бараны здешние совсем не то, что у нас на Запорожьи) , почему ж не жить как-нибудь. “

1.„Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня“.

2.„Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче. железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею“.

3.„Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит“.

4.Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами.

5.Всё добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь!

6.„Мешки? а с чем мешки, с книшами или паляницами? “

7.„Куда ж мы понесем его? в шинок? “ спросил дорогою ткач.

8.„Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу; дала пивкопы, та ничего.. .не больно. “

9.„Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись! “ сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли.

1.„Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня“.

2.„Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче. железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею“.

3.„Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит“.

4.Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами.

5.Всё добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь!

6.„Мешки? а с чем мешки, с книшами или паляницами? “

7.„Куда ж мы понесем его? в шинок? “ спросил дорогою ткач.

8.„Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу; дала пивкопы, та ничего.. .не больно. “

9.„Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись! “ сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли.

Выпишите из повести "НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ" слова и словосочетания передающие колорит народной речи.


1. „Да, парубки, вам ли чета я?

Вы поглядите на меня“.

2. „Чего тебе еще хочется?

Ему когда мед, так и ложка нужна!

Поди прочь, у тебя руки жестче.

Да и сам ты пахнешь дымом.

Я думаю, меня всю обмарал сажею“.

3. „Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит“.

4. Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами.

5. Всё добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь!

А с чем мешки, с книшами или паляницами?

“ 7. „Куда ж мы понесем его?

“ спросил дорогою ткач.

8. „Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу ; дала пивкопы, та ничего.

“ 9. „Здравствуйте, панове!

Помогай бог вам!

Вот где увиделись!

“ сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли.

10. „Та спасиби, мамо!

Провиянт дают хороший (хотя бараны здешние совсем не то, что у нас на Запорожьи) , почему ж не жить как - нибудь.


Выпишите из текста повести "Ночь перед рождеством" примеры АФОРИСТИЧЕСКОЙ речи?

Выпишите из текста повести "Ночь перед рождеством" примеры АФОРИСТИЧЕСКОЙ речи.


Особености речи оксаны из повести ночь перед рождеством?

Особености речи оксаны из повести ночь перед рождеством.


В чем еще проявляется народный характер повести?


Слова и словосочетания , передающие колорит народной речи?

Слова и словосочетания , передающие колорит народной речи.


Какие народные украинские верования, обряды и обычаи отразились в повести "Ночь перед Рождеством"?

Какие народные украинские верования, обряды и обычаи отразились в повести "Ночь перед Рождеством"?


Выпишите из повести Ночь перед рождеством слова и словосочетания передающие колорит народной речи?

Выпишите из повести Ночь перед рождеством слова и словосочетания передающие колорит народной речи.


Выписать слова и словосочетания передающие колорит народной речи в повести ночь перед рождеством гоголя?

Выписать слова и словосочетания передающие колорит народной речи в повести ночь перед рождеством гоголя.


Назовите приёмы народной сказки, которые встречаются в повести ночь перед рождеством?

Назовите приёмы народной сказки, которые встречаются в повести ночь перед рождеством.


Выпишите из текста, , Ночь перед рождеством" примеры афористической речи?

Выпишите из текста, , Ночь перед рождеством" примеры афористической речи.

Что такое афористическая речь?


Сочинение?

Отрожение народных поверий повести" Ночь перед Рождеством"


В каждом доме должна быть книга . Нужно за ней ухаживать и изучать ее . Она не должна лежать и пылиться.


В каждом доме есть книга и везде есть солнце! Если в доме нету книги то и в мире нету солнца! В доме нет книги в мире один день нет солнца.


Отрицательные - дед и дядя Алеши Они угрюмые, жадные и самолюбивые люди, в особенности дед. Этот человек производит впечатление злого жестокого тирана. Под стать ему и дядя Алеши. Положительные персонажи – слепой мастер Григорий и бабушка, которая..


Дениска во время представления решил, что девочка смотрит именно на него, потому что она ему нравилась, и он хотел её ещё увидеть.


Урок терпения и верности.


Дуэль была возможностью отстоять свою честь и достоинство. Ты мог умереть от пули своего апанента или он от твоей. На дуэль вызывали разными метадоми по разным причинам. Если ты выйграл дуэль то был лучшим, а если бы проиграл то ты уже лежал в гро..


После смерти отца у Крыловых остался сундук с книгами. Мать заставляла маленького Крылова прилежно читать с нею в положенные часы. Так постепенно Крылов овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком.


Стать образованным и начитанным человеком Крылову помогла семья. Прежде всего отец еще в юном возрасте познакомил мальчика с буквами и научил читать. Далее любовь к чтению начала прививать мать Крылова, а потом уже мальчик увлекся и стал читать сам..


План романа "Дубровский" по главам 1. Ссора старых приятелей. 2. Несправедливый суд. 3. Домой. 4. Не надо лекаря, батюшка скончался. 5. Я здесь уже не хозяин. 6. Пожар. 7. Разбойники. 8. m - r Дефорж. 9. Трапеза у Троекурова. 10. А предчувс..


Мы не видим их глазамиНо из них все состоитНе потрогать их рукамиМелкий атом в них бежитЕсть молекула всегоА вместе они уже веществоНо к молекуле слову как всегдаНе найдете рифму никогда.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

1.„Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня“. 2.„Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче. железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею“. 3.„Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит“. 4.Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами. 5.Всё добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь! 6.„Мешки? а с чем мешки, с книшами или паляницами? “ 7.„Куда ж мы понесем его? в шинок? “ спросил дорогою ткач. 8.„Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу; дала пивкопы, та ничего.. . не больно. “ 9.„Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись! “ сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли. 10.„Та спасиби, мамо! Провиянт дают хороший (хотя бараны здешние совсем не то, что у нас на Запорожьи) , почему ж не жить как-нибудь. “

Читайте также: