Полисемантичность термина культура кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понимание предмета культурологии находится в зависимости от истолкования основного его понятия – культуры, которое характеризуется многоаспектностью и многообразием интерпретаций.

Многообразие определений культуры вызвано следующими причинами:

3. Разнокачественность способов ее истолкования, связанная с различными типами ее определений (определения описательные, исторические, нормативные, ценностные и т.д.).

4. Многообразие видений культуры с точки зрения различных философско-научных подходов (психоанализ, марксизм, экзистенциализм, философская антропология, постмодернизм и т.д.).

Исходя из этого, можно выделить три основных подхода к содержанию культурологического знания:

1. Культурология как эмпирическая наука о фактах, феноменах, событиях культурной жизни, либо о нравах, обычаях, характеристиках культур народов мира. В последнем случае дисциплина близка к этнографии и этнологии.

2. Культурологические подходы в частных научных дисциплинах, изучающие отдельные подсистемы культуры в контексте областей человеческой деятельности (экономической, политической, художественной и т.п.).

3. Культурология как интегративное знание о феномене культуры как специфической целостности.

В последнем варианте можно выделить два аспекта:

1. Культурология как наука о материально-духовной целостности человеческого бытия.

2. Культурология как наука о смысловом мире человека, состоящем из совокупности духовных сущностей, знаков, символов, ценностей.

Предлагаем следующее определение: культурология – интегративное знание об исходных, базовых отношениях человека к реальности, о биологических, социальных, исторических, психических, космических и духовных связях человека с окружающим миром.


Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся русско-американский социолог и культуролог, автор теорий социальной мобильности и социальной стратификации, учения о социокультурной динамике и типологии культуры.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – выдающийся русский религиозный философ и культуролог, автор многочисленных оригинальных произведений о России и русской культуре.

Определения, данные наиболее известными и авторитетными учеными. Культура, по их мнению, это:


Комплекс, включающий знания, верования, искус­ст­во, законы, мораль, обычаи и другие способности и при­вычки, обретённые человеком как членом обще­ства.

Тайлор Эду­ард Бернетт (1832-1917), английский этно­граф, иссле­до­­ва­тель первобытной культуры


Уайт Лесли Алвин (1900-1975), американский куль­турантрополог

Организация разнообразных явлений – материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые со­стоят из символов или зависят от их употребления.


Общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы.

Клакхон Клайд

Май­бен (1905-1969), американский антрополог


Кассирер Эрнст (1874-1945), немецкий философ, культуролог

Процесс прогрессирующего самоосвобождения человека. Язык, искусство, религия, наука – различ­ные фазы этого процесса.


Фрейд Зигмунд (1856-1939), австрийский невропа­то­лог, осно­во­по­­­­ложник психоанализа


Формы поведения, привычного для группы, общ­нос­ти людей, социума, имеющие материальные и нема­териальные черты.


Моль Абраам Антуан (1930), французский физик, философ, культуролог


Швейцер Альберт (1875-1965), немецко-французский мысли­тель, врач,


Социальное наследование – ключевое понятие культурной антропологии. Его обычно называют культурой.

Малиновский Брони­слав Каспер (1884-1942), английский эт­­нограф и социо­лог, осно­ва­­тель функци­ональной шко­лы в английской антропологии


Специфический способ мышления, чувство­ва­ния и поведения.


Богданов Александр Александрович (1873-1928), русский экономист-философ, естествоиспытатель


Флоренский Павел Алесандрович (1882-1943), русский рели­гиозный философ


Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1955), испанский философ-идеалист

Социальное направление, которое мы прида­ём культивированию наших биологических потенций.

© Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2008 г.

1. Цели и задачи дисциплины.

Предмет курса – культура как социально-исторический феномен, отличающийся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством.

Цель курса – сформировать у студентов представления об основных подходах и направлениях анализа культуры, о важнейших особенностях различных эпох истории мировой и отечественной культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры. А также выработка у студентов мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознания себя субъектом культурного творчества.

Задача курса – познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, с современными представлениями о “постмодернизме” и проблемами межкультурного диалога.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы на очном отделении.

Вид учебной работы Всего часов семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия - - -
Лекции - - -
Практические занятия - - -
Курсовой проект - - - - -
Самостоятельная работа - - -
Вид итогового контроля Экз. 7 - - Экз.7 -

3. Объем дисциплины и виды учебной работы на заочном отделении.

Вид учебной работы Всего часов семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия - - -
Лекции -
Практические занятия - -
Курсовой проект - - - -
Контрольная работа
Самостоятельная работа - - -
Вид итогового контроля Экз.7 - - Экз.7 -

4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий на очном отделении

Разделы дисциплины Лекции Практ. занятия Самост. работа Всего часов
Введение. Понятие культуры.
Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований
Раздел 2. Основные понятия культурологии
Раздел 3. Типология культуры
Раздел 4. Культура и природа
Раздел 5. Культура и общество
Раздел 6. Личность и культура
Раздел 7. Мировое сообщество и Россия в III тысячелетии
Итого по дисциплине

4.2 Разделы дисциплины и виды занятий на заочном отделении

Разделы дисциплины Лекции Практ. занятия Самост. работа Всего часов
Введение. Понятие культуры. Проблемы, цели и предмет культурологии
Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований
Раздел 2. Основные понятия культурологии
Раздел 3. Типология культуры
Раздел 4. Культура и природа
Раздел 5. Культура и общество
Раздел 6. Личность и культура
Раздел 7. Мировое сообщество и Россия в III тысячелетии
Итого по дисциплине

4.3 Содержание разделов дисциплины

Введение. Полисемантичность понятия культуры.




Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований.

ТЕМА 1.1. Философия, антропология культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Формирование культурологии: причины и потребности. Факторы, определившие возникновение культурологии. Источники культурологии. Начальные периоды становления культурологии. Место культурологии в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Предмет культурологии и составляющие его элементы. Объект культурологии. Философия культуры, история культуры, социология культуры и теория культуры как структура современного культурологического знания. Интегративность культурологии. Системные образования культуры как предмет культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства и пр.

Тема 1.2. Эмпирические и прикладные методы исследования в культурологии.

Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем современности. Методология и методика исследования культур. Исторический, диалектический, структурно-функциональный, эволюционный, психоаналитический, герменивтический и другие методы в культурологии.

Раздел 2. Проблема происхождения культуры

Тема 2.1.

Современные представления об антропогенезе и становлении различных элементов ранней культуры: основные факторы расселения архаического человека, формирования многоязычия и культурных стереотипов поведения, социальной и культурной дифференциации человечества, магических форм искусства. Трудности понимания первобытной культуры. Зачатки предрелигиозного сознания. Древние исторические формы общности людей. Мораль как ядро первобытной культуры. Этапы развития культуры первобытного общества. Л. Морган о ступенях развития семьи. Роль языка в становлении человека и его культуры. Анализ концепции “начала человеческой истории” Б.Ф. Поршнева, новые данные археологии и антропологии по данной проблеме.

Проблема перехода человечества от естественного состояния к культурному (анимизм, фетишизм, тотемизм, мифологизм). Основные вехи исторического развития культуры: дикость, варварство, цивилизация. Современные проявления архаичной культуры.

Раздел 3. Основные понятия культурологии.

Тема 3.1. Культура и цивилизация.

Тема 3.2. Культура и природа.

Список литературы.

Антология культурологической мысли.-М., 1996.

Арнольдов А.И. Введение в культурологию.-М., 1993.

Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов.-М., 1998.

Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта.- М., 1991.

Ахизер А.С. Социокультурная динамика России: К методологии исследования // Политические исследования.-1991.-№3.

Байдерин А.К. Ритуал в традиционной культуре.-СПб., 1993.

Баткин Л.М. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности // Одиссей. Человек в истории. Личность и общество.-М., 1990.

Белый А. Символизм как миропонимание.- М., 1994.

Бенедикт Р. Модели культуры.-М., 1995.

Бергсон А. Материя и память.-М., 1992.

Бердяев Н.А. Смысл истории.-М., 1990.

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1991.

Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век.-М., 1991.

Бодрийяр Ж. Родословная вещей. М., 1995.

Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством.-М., 1984.

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Булгаков С.Н. Человек. Общество. Культура.-М., 1991.

Введение в культурологию. Учебное пособие в 3 ч. Ред.-М., 1995.

Введение в культурологию. Учебное пособие. Ред.-М., 1995.

Введение в теоретическую социологию / Беспалов А.Н., Носивичев И.И., Колтанов К.Т.-Бийск, 1997.

Введение в философия: Тексты лекций.-Новосибирск, 1993.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.-М., 1997.

Глазьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Соц.исслед.-1996.-№6.

Горлова И.И. Культурная политика в современной России: Региональный аспект. Учебное пособие.-Краснодар, 1998.

Громов Н.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVIII веков: Учеб.пособие.-М., 1990.

Гуревич П.С. Философия культуры.-М., 1999.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Денисов Н.Г. Культура региона: наследие и современные проблемы // Изв.вузов Сев.-Кав. региона. Обществ.науки.-1996.-№2.-С.

Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология: Пер. с англ.-М., 1994.

Ерасов Б.С. Социальная культурология.-В 2 ч.-М., 1996.

Заславский Т.И. Социальная структура России, главные направления перемен // Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии.-М., 1997.

Иконников С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996.

Иконникова С.Н. Очерки по истории культурологии.-СПб., 1998.

Ильенков Э.В. Философия и культура.-М., 1991.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

История теоретической социологии: от Платона до Канта. Т. 1/Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1995.

Каган М.С. Мир общения. М., 1993

Каган М.С. Системный подход и гуманитарные знания.-Л., 1991.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993.

Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

Краткая философская энциклопедия.-М., 1994.

Круглова Л.К. Введение в культурологию. Л., 1995.

Кудрина Т.А. Политика и культура.-М., 1993.

Культура: Теории и проблемы.-М., 1995.

Культурология / Под науч.ред. Г.В.Драча.-Ростов.-н/Д., 1999.

Культурология ХХ век. Словарь.-СПб., 1997.

Лихачев Д.С. Сочинения. В 3 т.-М., 1990.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.-М., 1991.

Лотман К.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

Манхейм К. Диагноз нашего времени.- М., 1994.

Манхейм К. Человек и общество в век преобразований.-М., 1991.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М., 1983.

Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества.- М., 1994.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.,- 1996.

Мень А. Культура и духовное возрождение.- М., 1992.

Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки.- М., 1995.

Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры.-М., 1992.

Модернизация в России и конфликт ценностей.-М., 1993.

Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992.

Налимов В.В. В поисках новых смыслов. М., 1993.

О России и русской философской культуре. М., 1990.

Общество и современность: Вопросы мировоззрения, экономики и культуры.-Казань, 1993.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия. Культура.-М., 1991.

Основы законодательства РФ о культуре.-М., 1992.

Палеева Н.Н. Проблемы личности в русской классической драматургии: Философские аспекты.-М., 1992.

Петров М.К. Язык, знак, культура.- М., 1991.

Петров Н.К. Язык, знак, культура.-М., 1991.

Постмодернизм и культура: Сб. статей.- М., 1991.

Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии.- №6. 1991.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Программа курса

для специальности 080111.65 маркетинг

Программа утверждена на заседании кафедры теории и истории культуры 14 апреля 2008 года

Составитель: Дробязко Наталья Евгеньевна,

кандидат культурологии., доцент

Рецензенты: В.И. Лях,доктор философских наук,

Н.Н.Павелко, доктор культурологи, профессор

© Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 2008 г.

1. Цели и задачи дисциплины.

Предмет курса – культура как социально-исторический феномен, отличающийся динамизмом и устойчивостью, сложной структурой и целостностью, многообразием и единством.

Цель курса – сформировать у студентов представления об основных подходах и направлениях анализа культуры, о важнейших особенностях различных эпох истории мировой и отечественной культуры, о современных проблемах и тенденциях развития культуры. А также выработка у студентов мировоззренческих предпосылок для понимания как своей, так и иных культур, осознания себя субъектом культурного творчества.

Задача курса – познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций культуры, с исторической типологией мировой культуры и особенностями русской культуры у различных авторов, с современными представлениями о “постмодернизме” и проблемами межкультурного диалога.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы на очном отделении.

Вид учебной работы Всего часов семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия - - -
Лекции - - -
Практические занятия - - -
Курсовой проект - - - - -
Самостоятельная работа - - -
Вид итогового контроля Экз. 7 - - Экз.7 -

3. Объем дисциплины и виды учебной работы на заочном отделении.

Вид учебной работы Всего часов семестры
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия - - -
Лекции -
Практические занятия - -
Курсовой проект - - - -
Контрольная работа
Самостоятельная работа - - -
Вид итогового контроля Экз.7 - - Экз.7 -

4. Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий на очном отделении

Разделы дисциплины Лекции Практ. занятия Самост. работа Всего часов
Введение. Понятие культуры.
Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований
Раздел 2. Основные понятия культурологии
Раздел 3. Типология культуры
Раздел 4. Культура и природа
Раздел 5. Культура и общество
Раздел 6. Личность и культура
Раздел 7. Мировое сообщество и Россия в III тысячелетии
Итого по дисциплине

4.2 Разделы дисциплины и виды занятий на заочном отделении

Разделы дисциплины Лекции Практ. занятия Самост. работа Всего часов
Введение. Понятие культуры. Проблемы, цели и предмет культурологии
Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований
Раздел 2. Основные понятия культурологии
Раздел 3. Типология культуры
Раздел 4. Культура и природа
Раздел 5. Культура и общество
Раздел 6. Личность и культура
Раздел 7. Мировое сообщество и Россия в III тысячелетии
Итого по дисциплине

4.3 Содержание разделов дисциплины

Введение. Полисемантичность понятия культуры.

Раздел 1. Структура современного культурологического знания и методы культурологических исследований.

ТЕМА 1.1. Философия, антропология культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Формирование культурологии: причины и потребности. Факторы, определившие возникновение культурологии. Источники культурологии. Начальные периоды становления культурологии. Место культурологии в системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Предмет культурологии и составляющие его элементы. Объект культурологии. Философия культуры, история культуры, социология культуры и теория культуры как структура современного культурологического знания. Интегративность культурологии. Системные образования культуры как предмет культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства и пр.

Тема 1.2. Эмпирические и прикладные методы исследования в культурологии.

Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем современности. Методология и методика исследования культур. Исторический, диалектический, структурно-функциональный, эволюционный, психоаналитический, герменивтический и другие методы в культурологии.

Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.

  • Алек­сандра III
  • Алек­сандра II
  • Ни­ко­лая I
  • Алек­сандра I

Статьи по теме

Культура

Презентация: Язычество

Читайте также: