Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей кратко

Обновлено: 08.07.2024

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Комментарий к Ст. 240 ГК РФ

1. Настоящая статья нормативно обеспечивает положение ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и направлена на сохранность культурных ценностей независимо от их принадлежности.

———————————
Российская газета. 15.03.1993. N 92.

Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей под таковыми понимает движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ;

культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;

культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;

культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

К культурным ценностям, подпадающим под действие вышеназванного Закона, относятся:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе:

картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4169.

Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 498.

3. В соответствии со ст. 54 Закона об объектах культурного наследия народов РФ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:

в отношении объектов культурного наследия федерального значения — федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — орган местного самоуправления муниципального образования.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов. На основании ч. 2 комментируемой статьи собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта за вычетом расходов на проведение торгов.

Для того, чтобы возникло основание для выкупа таких объектов, требуется установить состав последних.

Несмотря на то, что право собственности является одним из наиболее защищаемых законом, возможны ситуации, когда устанавливаются иные приоритеты. Обычно это связано с публичными благами. Примером выступает выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Соответствующие правила содержатся в ст. 240 ГК.

Что относится к культурным ценностям?

Для того, чтобы возникло основание для выкупа таких объектов, требуется установить состав последних.

Соответствующее понятие содержится в целом наборе нормативных актов.

В частности, закон, регулирующий статус попавших на территорию Советского союза по итогам 2-й мировой войны и находящихся на российской территории ценностей, определяет их в качестве ценных предметов имущества, имеющих светское либо религиозное назначение, которые обладают художественным, историческим, а также научным и иным культурным значением. Среди примеров приводятся различные вещи, являющиеся произведениями искусства, рукописями, книгами, архивными документами, а также частями монументов.

Из этого определения следует, что речь идет о движимом имуществе.

Законодательство о ввозе и вывозе культурных ценностей также регулирует статус движимых вещей, обладающих культурным значением. Однако в нем указываются целые группы таких предметов, формируемые по одному из следующих признаков:

  • созданные гражданами России;
  • созданные лицами, не находящимися в гражданстве РФ, но на российской территории;
  • предметы, которые были найдены в России;
  • ценности, обнаруженные вне российской территории, но вывезенные на нее с согласия властей соответствующих стран;
  • предметы, попавшие в Россию в результате актов культурного обмена.

Речь также идет и о недвижимом имуществе, которое обладает статусом культурной ценности. На это, в частности, указывает ст. 54 закона об объектах культурного наследия народов, проживающих в России.

Учитывая указанные особенности, для отнесения объектов гражданских прав к культурным ценностям достаточно наличия любого критерия относимости к ним.

Бесхозяйственное содержание культурных ценностей

Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей требует доказательств наличия соответствующего факта. Критерий, содержащийся в ст. 240 ГК подразумевает угрозу утраты ими своей ценности. Указанное правило предусматривает следующие составляющие:

  • речь идет о любых обстоятельствах, влекущих потерю предметов искусства и архитектурных объектов, а также других ценных, с точки зрения культуры, вещей, качеств, позволяющих отнести их к таковым. Под этим подразумевается действие любых факторов, которые влекут полную гибель или доведение объекта до такого состояния, когда его невозможно будет идентифицировать. Примером может служить аварийное состояние дома, отнесенного к ценному культурному объекту, либо неудовлетворительные кондиции предмета живописи;
  • подразумевается не реализовавшаяся опасность, а риск ее возникновения. Примером может послужить несоблюдение противопожарных правил. Если в помещении отсутствует соответствующая сигнализация или автоматические средства борьбы с огнем, пламя может уничтожить расположенные в нем предметы. При этом шансы спасти их существенно уменьшаются. Особенно актуальны такие проблемы в библиотеках и архивах.

Выкуп и публичные торги

Закон предусматривает 2 способа перехода права собственности на такие ценности. Речь идет о выкупе в принудительном порядке, либо об организованных торгах. Ценность этих предметах выражается не только в их культурном значении, но в сумме, которую за них могут предложить ценители.

Особенности выкупа

При этой процедуре, выкупающим субъектом может выступать только государство. Вопросы стоимости, которая компенсируется собственнику, решаются путем переговоров между сторонами. Если они не могут прийти к консенсусу, указанные действия производятся судом. Учитывая состязательность процесса, представитель государства несет бремя доказывания той цены, на которой он настаивает. Для ее определения необходимо будет привлечь эксперта, который проведет оценку.

Особенности продажи с публичных торгов

Этот способ применяется в случаях, когда представитель государства не настаивает на выкупе. В них может участвовать любое лицо, соответствующее требованиям регламента. Победителем выступает участник, предложивший самую крупную денежную сумму.

Бывший собственник вправе рассчитывать на вырученные деньги. Из них будут вычтены затраты, связанные с организацией торгов, включая расходы на обеспечение безопасности лота. Кроме того, полученная сумма будет уменьшена на затраты, необходимые для устранения полученных проданным предметом повреждений.

Если реализован земельный участок, на котором находятся археологические или другие недвижимые объекты, то вычету подлежат суммы, необходимые для поддержания их в надлежащих кондициях.

Особенности судебной процедуры

Инициировать принудительное изъятие таких вещей возможно только в судебном порядке. Это касается как проведения торгов, так и осуществления выкупа.

Если объект включен в реестр соответствующего уровня, то истцами могут выступать структуры Минкульта, а также аналогичные региональные и муниципальные органы. Бремя доказывания бесхозяйственного содержания возлагается на них.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Комментарий к Ст. 240 Гражданского кодекса РФ

1. Особенности прекращения права собственности в отношении культурных ценностей заключаются в том, что аналогично прекращению права собственности в отношении недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, подлежащем изъятию (см. комментарий к ст. 239 ГК РФ), культурные ценности также могут быть изъяты путем их продажи с публичных торгов. Субъектом такого изъятия является государство. Обратим внимание на то, что и в случае с недвижимым имуществом, и культурными ценностями, положения ГК РФ устанавливают диспозитивную норму - может быть изъято, что означает возможность такого изъятия по усмотрению государства.

Однако как в случае с изъятием недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, для изъятия культурных ценностей необходимы определенные условия. Такими условиями являются:

1) отнесение культурных ценностей к особо ценным и охраняемым государством в соответствии с федеральным законодательством (см. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1), ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закон РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры");

2) бесхозяйственное содержание собственником таких культурных ценностей - непринятие со стороны собственника мер по обеспечению сохранения культурных ценностей, что может повлечь утрату ими своего целевого назначения, либо принятие мер, которые не являются достаточными для сохранения культурных ценностей;

3) вынесение судом решения. Так, в соответствии со ст. 54 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:

- федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством РФ, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень;

- региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством РФ, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект либо указанный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, возмещается стоимость выкупленного имущества в размере, установленном соглашением между соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и собственником выкупаемого имущества, а в случае спора судом.

При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в п. 2 ст. 40 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством РФ.

2. При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон. При наличии спроса такая стоимость определяется судом.

При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом:

а) расходов на проведение торгов;

б) стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия;

в) или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в ст. 40 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

3. Судебная практика:

- Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 N 02АП-9843/2015 по делу N А82-19302/2014 (об изъятии объекта культурного наследия местного муниципального значения и земельного участка, являющегося территорией памятника, путем продажи с публичных торгов).

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Читайте также: