Выдвижение и регистрация кандидатов кратко

Обновлено: 04.07.2024

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 июня 2014 года N 235/1486-6

(с изменениями на 18 мая 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

4. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.Чуров

Исполняющий обязанности секретаря
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
С.А.Даниленко

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 11 июня 2014 года N 235/1486-6

Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

(с изменениями на 18 мая 2016 года)

В настоящих Методических рекомендациях рассматриваются вопросы выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, содержатся некоторые рекомендуемые формы документов, необходимые для участия в выборах и их организации, а также рекомендации по подготовке и оформлению указанных документов на выборах:

высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации);

депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

главы муниципального образования;

депутатов представительного органа муниципального образования.

1. Избирательные объединения как субъекты выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

1.1. Политические партии.

1.1.1. В соответствии с подпунктом 25 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под избирательным объединением понимается политическая партия, имеющая в соответствии с Федеральным законом N 95-ФЗ право участвовать в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.

1.1.2. Территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации составляет список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, а также список иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в соответствующих выборах, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, публикует указанный список не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов в государственных региональных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещает его в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своем официальном сайте и в тот же срок направляет указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

1.1.3. В случае осуществления государственной регистрации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения в связи с их ликвидацией следует учитывать, что согласно пункту 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, после принятия в соответствии со статьями 41 и 42 Федерального закона N 95-ФЗ решения о ликвидации политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения съездом политической партии (в отношении структурных подразделений политической партии - также коллегиальным постоянно действующим руководящим органом, если это предусмотрено уставом политической партии), но до момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации в связи с ликвидацией политическая партия, ее региональное отделение, иное структурное подразделение, внесенные в список избирательных объединений в соответствии с пунктом 9 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, вправе осуществлять избирательные действия в соответствии с требованиями законодательства, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов на выборах соответствующего уровня.

Однако со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения в связи с их ликвидацией такое избирательное объединение утрачивает право участвовать в проведении выборов.

Если такая запись внесена в период избирательной кампании, но до дня голосования, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, с учетом пункта 4 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, принимает решение об обращении в суд с целью получения решения, являющегося основанием для аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов.

В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов, списков кандидатов в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.

1.2. Иные общественные объединения.

Политическая партия, которая в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 и пунктом 1_1 статьи 26 Федерального закона N 95-ФЗ создала объединение или союз с иным общественным объединением, или его структурным подразделением, целью (одной из целей) деятельности которых является совместное формирование списков кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, обязана включать в списки кандидатов кандидатуры, предложенные этим общественным объединением или его соответствующим структурным подразделением на основании заключенного соглашения. В указанном соглашении, заключаемом в письменной форме, предусматриваются основания, по которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе не включать в список кандидатов ту или иную предложенную кандидатуру, порядок предложения кандидатур для включения в список кандидатов, а также указывается срок действия соглашения.

Число кандидатур, включенных в список кандидатов по предложению указанного общественного объединения или его структурного подразделения, может составлять не более 15 процентов от числа всех кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов. Если в результате применения данного требования окажется, что число предложенных кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов, будет составлять менее единицы, в список включается одна кандидатура.

Указанное требование, касающееся максимального числа кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов по предложению общественного объединения или его структурного подразделения, действует также в случаях создания политической партией объединений или союзов с двумя и более общественными объединениями. При этом, если в список кандидатов может быть включена только одна кандидатура из числа кандидатур, предложенных указанными общественными объединениями или их структурными подразделениями, такая кандидатура определяется выдвигающими список кандидатов политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением.

Общественное объединение или его соответствующее структурное подразделение вправе обратиться к выдвигающим список кандидатов политической партии, ее региональному отделению или иному структурному подразделению, действующему на территории соответствующего муниципального образования, с предложением о включении кандидатур в этот список не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные кандидатуры подлежат обязательному рассмотрению соответственно на съезде партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного соответствующего структурного подразделения. Предложенная кандидатура, обладающая пассивным избирательным правом, не включается в список кандидатов по основаниям, которые предусмотрены соглашением, указанным в пункте 1_1 статьи 26 Федерального закона N 95-ФЗ, и могут быть предусмотрены уставом политической партии, а также в случае, если число предложенных кандидатур превышает вышеуказанное максимальное число кандидатур, которые могут быть включены в список кандидатов.

1.2.3. Отсутствие обращения общественного объединения или его соответствующего структурного подразделения с предложением о включении кандидатур в список кандидатов не препятствует выдвижению политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением списка кандидатов, а также включению в этот список членов общественных объединений, не являющихся политическими партиями.

2. Мероприятия, проводимые избирательной комиссией в целях подготовки к приему и проверке документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления

2.1. В целях организации приема и проверки документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы:

принимает нормативные акты, устанавливающие перечень необходимых документов, а также рекомендуемые, а в случаях, предусмотренных законом, и обязательные формы документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов;

определяет порядок приема документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений;

создает рабочую группу по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений (далее - рабочая группа).

2.2. Принятые избирательной комиссией акты доводятся до сведения граждан, политических партий, в том числе публикуются в установленном порядке, а также размещаются в соответствии с постановлением ЦИК России от 20 апреля 2016 года N 4/33-7 "Об Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте соответствующей избирательной комиссии (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Документы избирательной комиссии".

При подготовке и проведении единого дня голосования акты соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов, следует дополнительно размещать в разделе "Решения комиссии" баннера "Единый день голосования".

Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на своем официальном сайте под баннером "Единый день голосования" следует размещать в отдельных разделах документы и материалы, информирующие о ходе подготовки и проведения конкретных избирательных кампаний: высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов муниципальных образований.

В разделе по конкретному виду выборов следует предусмотреть создание подраздела "Информация для участников избирательного процесса", в котором размещаются сведения для политических партий и кандидатов, в том числе документы (в виде гиперссылки в раздел "Решения комиссии") и материалы, связанные с процедурой выдвижения и регистрации кандидатов, заверением и регистрацией списков кандидатов, открытием, ведением и закрытием специальных избирательных счетов, порядком формирования и расходования денежных средств избирательных фондов и иные материалы только по указанному виду выборов.

2.3. В период приема документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в целях обеспечения качественной обработки принимаемых избирательных документов избирательной комиссии, если законом не определено время приема, рекомендуется осуществлять их прием в рабочие дни - с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00 (для избирательных комиссий, руководители которых и (или) члены которых работают на постоянной (штатной) основе).


Законодательством Российской Федерации предусмотрено право граждан быть избранными и избирать (статья 32 Конституции). Этим правом вправе воспользоваться самовыдвиженцы, непосредственно избиратели и избирательные блоки (объединения). Также законодательством на соответствующих уровнях определяется порядок выдвижения, регистрации кандидатов и статус выдвиженцев. У некоторых субъектов этот порядок разнится, поэтому необходимо рассмотреть его общие элементы.

Сущность выдвижения и регистрации кандидатов

Нормы, регулирующие реализацию права граждан избираться и избирать, содержатся в нескольких актах. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов регулируется федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года. Этот закон определяет основные гарантии прав избирателей и прав лиц, участвующих в референдуме. Указанные принципы проведения выборов в России закреплены в статье 3.

Выдвижение и регистрация кандидатов, как и их последующее избрание, осуществляется путем волеизъявления всех участников этого процесса с помощью тайного голосования.

Реализуя положения законодательства, дающие каждому гражданину право в определенной им степени принимать участие в политической жизни общества, граждане объединяются в группы политического типа на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • местном.

Кратко выдвижение и регистрацию кандидатов можно определить как одну из важнейших стадий в избирательном процессе. Ее цель - определение будущего персонального состава органа, который будет представлять интересы граждан на одном из уровней власти.

Созданные объединения политического типа образуют избирательные блоки, которые также считаются избирательными объединениями. В дальнейшем проводится съезд или конференция представителей объединений общественных групп, на котором проходит выдвижение граждан из числа этих представителей объединений.

Общественное объединение, которое входит в избирательный блок, вправе находиться только в одном избирательном блоке. Оно не имеет права выставлять на выборы кандидатов как самостоятельное избирательное объединение.

Этапы стадии выдвижения и регистрации кандидатов

Данная стадия имеет три самостоятельных этапа:

Выдвижение и регистрация списков кандидатов начинаются с наступления одного из двух событий:

  • Со дня, когда были официально опубликованы схемы округов избирателей, если территория проведения выборов делится по избирательным округам. По этому принципу рассматривается избирательная система мажоритарного типа.
  • Со дня, когда официально было опубликовано решение назначить выборы, если территория считается единым округом избирательного типа. По этому принципу рассматривается избирательная система пропорционального типа (выбор депутатов или должностных лиц).

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов определяет срок, который на основании законов федерального уровня или уровня субъекта считается периодом выдвижения выборных граждан.

Подсчет голосов

Чему равняются данные промежутки времени? Периоды выдвижения для сбора подписей и регистрации кандидатов следующие:

  1. От 45 дней, если речь идет о выборах в орган государственной власти на федеральном уровне или прочие государственные федеральные органы.
  2. От тридцати дней, если речь идет о выборах в орган государственной власти на уровне субъектов РФ.
  3. От двадцати дней, если речь идет о выборах в орган власти на местном уровне, а также о выборах главы муниципального образования или прочих должностных муниципальных лиц.

Требования для выдвижения

Условия выдвижения кандидатов для регистрации – необходимые предпосылки, дающие возможность субъектам выдвижения реализовывать свои права на избрание.

Условия выдвижения имеют две стороны: процессуальную и материальную.

Материальное условие выдвижения для регистрации кандидатов на выборах – наличие у выдвигаемого кандидата избирательного пассивного права (права на избрание в конкретный государственный орган власти, орган самоуправления на местном уровне или на место должностного лица).

Процессуальное условие выдвижения – представление выдвигаемым лицом уведомления в письменном виде о согласии на выдвижение его кандидатом.

Заявление на регистрацию содержит следующие сведения:

  • личные биографические данные;
  • место службы или работы;
  • данные удостоверяющего личность документа;
  • данные о наличии (отсутствии) судимости;
  • гражданство (если есть - второе);
  • обязательство о прекращении деятельности, несовместимой с депутатской или прочей выборной деятельностью.

Помимо заявления, в комиссию по избирательному округу подаются сведения об источниках и размерах дохода (копии налоговой декларации за предшествующий выдвижению год), о принадлежащем выдвиженцу имуществе, о банковских вкладах и бумагах (ценных).

Непредоставление даже одного из видов сведений влечет отказ в принятии заявления и регистрации кандидатов для выдвижения на определенную должность.

Самовыдвижение

Субъектами выдвижения для регистрации кандидатов в президенты РФ и на другие должности являются избиратели, объединения избирателей и избирательные блоки. Поэтому одним из путей выдвижения субъектов избирательного права является самовыдвижение.

О самовыдвижении будущего кандидата уведомляют комиссию, осуществляющую регистрацию выдвиженцев - кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. После того как комиссия уведомлена, кандидат может собирать подписи в свою поддержку, а комитет будет контролировать проведение будущих выборов. Если сбор подписей проводился до того, как была уведомлена комиссия, они аннулируются.

Выбор кандидата

Содержание и объем уведомления для каждого вида выборных граждан определяется своим законом на федеральном уровне или уровне субъектов. Есть общее обязательное условие: прикрепление к заявлению письменного согласия баллотироваться на должность в конкретный избирательный округ.

Выдвижение кандидатов или списков кандидатов объединениями и блоками

Выдвижение и регистрация кандидатов из кандидатского списка осуществляется строго из граждан, входящих в избирательное объединение конкретного избирательного блока. Выбор выдвигаемых граждан осуществляется путем проведения тайного голосования.

Выбранные от объединений кандидаты и их партии собирают с избирателей подписи, чтобы поддержать выдвигаемого кандидата или нескольких. Порядок сбора и определение количества подписей зависит от того, на каком уровне происходит выдвижение и какую должность будет занимать выдвигаемый кандидат.

Законодательством предусмотрено, что требуемое число подписавшихся за кандидата или нескольких кандидатов граждан не должно быть больше двух процентов от общего количества избирателей на территории.

Особенности выдвижения субъектов зависят от вида проводимых выборов и статуса (территориального). По этим основаниям выборы имеют следующие особенности:

  1. В органы государственной федеральной власти проводятся на избирательных съездах объединений федерального уровня.
  2. Выборы в органы власти государственного типа на уровне субъекта РФ проводятся на избирательных съездах объединений федерального уровня или на собраниях (конференциях) региональных или межрегиональных избирательных отделений, осуществляющих деятельность в соответствующем субъекте.
  3. Выборы в органы самоуправления местного уровня проводятся на собраниях (конференциях) региональных, межрегиональных или местных секторов объединений, осуществляющих деятельность в соответствующем субъекте или в муниципальном образовании.

Дебаты кандидатов

Если от избирательного блока выдвигаются кандидатуры, предложенные политическими партиями, в которые входят выдвиженцы, они предварительно одобряются съездом соответствующих партий.

Кроме того, эти политические партии могут утверждать иных граждан в представители власти по избирательным одномандатным округам.

В результате проведения съездов и конференций каждый избирательный блок (или объединение) подает свой список выдвигаемых кандидатов.

Подача списков кандидатов

Список выдвигаемых объединением граждан является единым, заверенным надлежащим образом документом, который содержит персональные данные о выдвиженцах (образование и место жительства, а также некоторые другие данные).

К готовому списку прикрепляются следующие документы:

После того как список подан и принят избиркомом, выдвиженцы и их представители могут начать собирать подписи в поддержку выдвигаемых граждан.

Выбор кандидатуры

Согласно предусмотренной федеральным законом № 67-ФЗ гарантии стабильности, если избирательный блок (или объединение) подали список граждан, вносить в него изменения они не имеют права. Реализация этого принципа гарантирует, что избиратели смогут голосовать на выборах за тех же граждан, за которых подписывались.

Формы поддержки выдвигаемых кандидатов

Поддержка инициативы по выдвижению граждан выражается в двух формах:

  1. Сбор подписей.
  2. Внесение избирательного залога.

Форму сбора подписей используют при проведении выборов на любом уровне. В отличие от нее, внесение избирательного залога осуществляется лишь в случае, если оно предусмотрено законодательством соответствующего уровня.

Количество собираемых подписей определяется соответствующим законодательством. К примеру, выдвижения и регистрации кандидатов в РБ, как и в РФ, на пост Президента осуществляется при сборе ста тысяч подписей.

Законодательством также установлены квоты на количество подписей на одной территории. В среднем квота составляет не более 7500 человек.

При согласии на выдвижение кандидата избиратель ставит на специальном бланке подпись, фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, паспортные данные и дату. Если кандидат выдвигается несколькими инициаторами, каждый из них собирает нужное число подписей. При этом суммировать собранные инициаторами подписи запрещено.

Внесение избирательного залога допускается как альтернатива сбору подписей, если это разрешено федеральным законодательством или законодательством субъекта. Размер избирательного залога должен составлять не больше пятнадцати процентов от предельной суммы расходов избирательного фонда выдвигаемого кандидата или его избирательной организации.

Если после внесения залога кандидат не был избран или не набрано установленное законодательством количество избирательских голосов, его избирательный залог засчитывается в доход бюджета того региона, от которого он выдвигался.

Заключительный этап процесса выдвижения граждан - регистрация. Если кандидаты собрали соответствующее число подписей, их регистрируют как официальных кандидатов в представители власти на соответствующем уровне.

Если вместо подписей они внесли залог, то предоставляют в подтверждение платежное поручение. Кандидатам также не запрещается наравне с внесением избирательного залога предоставлять собранные подписи. Если подписей не хватает, кандидаты повторно подают документы, основываясь на внесении избирательного залога.

Приняв документы от граждан, избирательная комиссия проверяет их соответствие требованиям законодательства. Если в результате проверки были обнаружены недостоверные подписи, избирательной комиссией принимается решение об отказе кандидатам в регистрации. Подписи проверяются гласно и открыто, и их результаты оглашаются представителям граждан.

Требования к акту регистрации

Чемодан для выборов

Акт регистрации соответствующих претендентов составляется с соблюдением следующих требований:

  • избирательная комиссия указывает в решении о регистрации факт выдвижения кандидата конкретным блоком или объединением;
  • если кандидат одновременно регистрируется в списке на выборную должность и в списке одномандатного округа, комиссия упоминает в решении о регистрации факта его выдвижения в обоих списках;
  • если кандидат участвует в выборах по избирательной мажоритарной системе, комиссия регистрирует его исключительно в одном из округов.

Отказ в регистрации

Комиссия вправе отказать гражданину в регистрации в одном из следующих случаев:

  1. Отсутствие избирательного пассивного права у граждан.
  2. Несоблюдение требований законодательства к выдвижению кандидатами от политических партий.
  3. Отсутствие необходимых документов в перечне подлежащих регистрации.
  4. Неоднократное или однократное грубое нарушение правил сбора подписей.
  5. Недостоверность подписей или недостаточное число достоверных подписей.
  6. Недостоверность данных в заявлении, предоставленном кандидатом.
  7. Отсутствие у избирательного блока или объединения избирательного фонда.
  8. Превышение лимита расходования средств избирательного фонда.
  9. Установление факта нарушения поведения граждан в антиагитационный период.
  10. Использование представителями объединения служебного или должностного положения в личных целях.
  11. Нарушение запрета на регистрацию в нескольких избирательных округах.

Бюллетень для голосования

Если избирательная комиссия отказала кандидату в регистрации, она выдает копию решения об отказе, в котором указана его причина .

Несмотря на то, что российским законодательством определены все этапы выдвижения и проверки соответствия кандидатов, в процессе сбора подписей часто в качестве кандидатов проходит много бесперспективных или малоизвестных личностей, а также встречается много нарушений в сфере избирательного права.

При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах).

Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата, назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого количества подписей. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, проведения референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию.

Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Если при проверке подписей избирателей, участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя, участника референдума в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта.

Недействительными подписями признаются:

    1. подписи, собранные вне периода сбора подписей;
    2. подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
    3. подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;
    4. подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
    5. в ряде других установленных законом случаях.

    По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

    27.1 При проведении выборов Президента Российской Федерации выдвижение единого кандидата от Партии осуществляется Съездом Партии тайным голосованием на основании результатов предварительного голосования среди членов Партии по нескольким кандидатурам в один или два тура.

    27.2 При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации список кандидатов в депутаты формируется Съездом Партии тайным голосованием на основании представленных региональными отделениями Партии предложений по кандидатурам для включения в Федеральный список кандидатов.

    27.3 При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации выдвижение кандидата, единого списка кандидатов, кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам осуществляется Конференцией (Общим собранием) регионального отделения Партии тайным голосованием на основании представленных местными и первичными отделениями предложений по кандидатурам.

    27.4 При проведении выборов в представительные органы и иные выборные органы муниципальных образований выдвижение кандидатов, единого списка кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам производится тайным голосованием:

    1. Конференцией (Общим собранием) местного отделения в случае наделения его правом самостоятельного выдвижения кандидатов
    2. Координационным советом регионального отделения в случае отсутствия в муниципальном образовании местного отделения Партии или, если местное отделение не наделено правом самостоятельного выдвижения кандидатов
    3. Федеральным координационным советом в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации, к которому относится муниципальное образование, регионального отделения Партии, и если при этом в самом муниципальном образовании отсутствует местное отделение Партии или местное отделение не наделено правом самостоятельного выдвижения кандидатов

    27.5 При проведении повторных и дополнительных выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации выдвижение кандидатов производится Координационным советом регионального отделения тайным голосованием в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации.

    27.6 При проведении повторных и дополнительных выборов в представительные органы муниципальных образований выдвижение кандидатов по одномандатным и многомандатным округам производится тайным голосованием:

    1. Координационным советом местного отделения, наделённого правом самостоятельного выдвижения кандидатов
    2. Координационным советом регионального отделения, если в муниципальном образовании нет местного отделения Партии или местное отделение не наделено правом самостоятельного выдвижения кандидатов
    3. Федеральным координационным советом, если в субъекте Российской Федерации отсутствует региональное отделение Партии и в муниципальном образовании данного субъекта Российской Федерации отсутствует местное отделение Партии или местное отделение не наделено правом самостоятельного выдвижения кандидатов.

    27.7 При выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти и органах местного самоуправления Партия вправе выдвинуть лиц (включить в список кандидатов), не являющихся членами Партии, при наличии согласия такого лица быть кандидатом от Партии и пользоваться её поддержкой на выборах.

    27.8 В случае одобрения Координационным советом регионального отделения предложения о выдвижении лица, не являющегося членом Партии, кандидатом в депутаты или включении его в список кандидатов, данная кандидатура подлежит рассмотрению в зависимости от уровня выборов — на Съезде Партии или Конференции (Общем собрании) соответствующего структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к выдвижению или для включения в список кандидатов.

    27.9 Выдвижение кандидатов на выборах глав муниципальных образований осуществляется по согласованию с Координационным советом регионального отделения, а в случае отсутствия регионального отделения в субъекте Российской Федерации, к которому относится муниципальное образование, — по согласованию с Федеральным координационным советом или его Постоянным комитетом, обладающим соответствующими полномочиями.

    Читайте также: