Выделите кратко философские представления о происхождении религии указанных авторов

Обновлено: 02.07.2024

В XX веке проблема происхождения религии переходит из разряда философской в научную плоскость. Современные атеистические концепции происхождения религии также основываются на фактическом материале и, как правило, следуют дарвинистскому пониманию возникновения человека. Действительно, как считают атеисты, если человек произошел от обезьяны, а у обезьян нет религиозного культа, то поэтому религия должна была когда-либо появиться. Затем человек эволюционным путем развивается, совершенствуется, совершенствуется и его религия: тотемизм сменяется анимизмом, ему на смену приходит многобожие, а затем - единобожие иудаизма, христианства и мусульманства.

В отличие от XVIII и XIX вв. вопросом возникновения религии занимается наука этнография, которая появляется в XIX веке. Этнографы стали изучать древние, так называемые архаические племена, живущие в Южной Америке, Африке, Австралии. Изучая эти народы, этнограф как бы совершает путешествие в прошлое. Действительно, если признать, что разные народы, находившиеся во времена своего возникновения в одинаковом культурном состоянии, развивались впоследствии неодинаково - одни (европейцы) более стремительно, а другие (народы Африки и Австралии) замедленно и как бы застыли в своем архаичном состоянии, то, изучая культуру этих архаических народов, можно узнать культуру европейцев, какой она была тысячи лет назад. Существуют научные данные, подтверждающие справедливость этой концепции, потому что исследование материальной культуры у современных архаических народов и археологических данных в отношении древних европейцев показывает достаточно серьезные сходства между ними.

Вот то, что можно сказать о концепции происхождения религии. Мы видим, что атеистические теории не выдерживают, во-первых, собственно рациональных аргументов, философских; с другой стороны атеистические концепции не выдерживают и научной, серьезной, этнографической, исторической, археологической критики. Поэтому это еще раз показывает, что человек есть действительно существо религиозное, действительно человек есть образ и подобие Божие и в данном случае христианство находится в гармонии с наукой, а не противоречит ей, как надеялись считать, и как продолжают считать, некоторые атеисты до сих пор.

[3] Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. М., 1976. Т.1. С. 246.

[4] Гольбах П. Священная зараза. Гл. 6.

[5] Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 11.

[7] Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с.415.

Почему возникла религия?

Все исследователи религии и историки сходятся во мнении, что религия в той или иной форме существовала в те времена, когда человеческая цивилизация только начинала развиваться. Примитивные верования в сверхъестественные силы были присущи первым племенам людей, и именно эти верования и послужили истоками для формирования других религий, часть из которых исчезла задолго до нашего времени, а часть - имеют влияние и адептов и в современном мире.

Согласно результатам исследования религиеведов, большинство верований первобытных человеческих племен можно отнести к политеистическим, так как люди поклонялись сразу нескольким богам, которые чаще всего представлялись древнему человеку покровителями той или иной стихии или явления. Однако монотеистические верования также были достаточно распространены в первобытном обществе - такие мировые религии, как христианство и ислам, имеют ряд общих черт с монотеистическими верованиями семитоязычных племен и аморитов.

Проблему происхождения религии начали исследовать в XVIII веке

Проблема происхождения религии была ключевой во многих исследованиях философов и историков XVIII, XIX и XX века, однако однозначного ответа на вопрос "как появилась религия" до сих пор нет. Единственное, в чем сходятся все исследователи этого вопроса - это в том факте, что верования были присущи самым первым людям, и периода в истории человечества, который характеризовался бы отсутствием любых верований, не было. Наряду с религиозными верованиями, древние люди практиковали определенные культы и обряды, целью которых было "общение" с божеством.

Концепции происхождения религии

Существует огромное множество различных теорий происхождения религии, так как большая часть именитых философов, историков и психологов XVIII - XX века уделяли много внимания изучению этой темы. Даже основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не упустил тему происхождения и сущности религии в своих работах. Однако все теории происхождения религии можно разделить на 2 основные группы: атеистические (эволюционные) и богословские.

Богословская концепция происхождения религии

Суть богословской концепции существования религии состоит в том, что изначально верование было дано людям высшей силой - создателем. Согласно мнению поклонников богословской концепции, Бог поделился с людьми своими знаниями через своих пророков, а также через них дал людям свои законы и заповеди, которых должны придерживаться все верующие. Большинство известных научных трудов, обуславливающих богословскую концепцию происхождения религии, принадлежат известным богословам, служителям христианской католической церкви и философам, исповедующим христианство. До второй половины XIХ века богословская концепция не подвергалась сомнению, однако ближе к концу XIХ века все больше исследователей склоняются к эволюционной концепции.

Эволюционная концепция происхождения религии заключается в том, что верования возникли по причине невозможности людей объяснить те или иные явления внешнего мира, поэтому они "придумали" богов и сверхъестественные силы. Также с помощью религии в вождей племени была возможность управлять людьми, объявляя свои указания божьей волей. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, поэтому, согласно атеистической концепции, эволюция религии напрямую зависела от степени развития общества. Основоположниками и поклонниками данной теории являлись атеисты и поклонники деизма, и одним из самых ярких поклонников эволюционной концепции являлся Вольтер, которому принадлежит всем известное изречение "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать". Следует отметить, что многие поклонники эволюционной концепции происхождения религии не отвергают возможность существования Бога и высших сил, однако они считают, что религия и вера имеют мало общего, и религия была придумана прежде всего как инструмент управления обществом.

Наиболее известные теории происхождения религии

Проблема происхождения религии

Проблема происхождения религии достаточно глубоко и всесторонне описана в трудах Декарта, Вольтера, Малиновского, Маркса, Фейербаха, Мюллера и ряда других всемирно известных личностей. Каждый из них по-своему трактовал происхождение и сущность религии, однако современные исследователи, проанализировав множество трудов, призванных ответить на вопрос о появлении верований, нашли общие черты между многими разными гипотезами и сформулировали на их основе 5 основных теорий происхождения религии. Этими теориями являются:

1. Теистическая теория. Согласно данной теории, первопричиной появления религии был сам бог (или боги), который сотворил мир и людей. Человек, чувствуя свою незримую связь с Создателем, пытался установить контакт с высшими силами, что и послужило появлением тех либо иных обрядов и культов. Этой теории придерживались немецкий философ Фридрих Шеллинг, английский историк Эндрю Лэнг, российский богослов и философ Владимир Соловьев и др.

Древний человек не мог объяснить природные явления, и придумал бога

2. Натуралистическая теория. Эта теория объясняет происхождение религии невозможностью древних людей понять происходящие в природе процессы. Силы природы пугали людей, поэтому первые верования и культы следует расценивать как попытки первобытного человека задобрить либо взять под свой контроль высшие силы. Исходя из натуралистической теории, не бог создал человека, а наоборот, человек создал бога, ведь первые люди обожествляли все необъяснимое. Основоположником натуралистической теории является Демокрит, также ее придерживались Фейербах, М.Мюллер, Н.Афанасьев и др.

3. Социологическая теория. Согласно этой теории, религию создало само первобытное человеческое общество. В каждом племени или общине первых людей существовали правила и законы, по которым жили все члены племени. Именно эти нормы и легли в основу религии, а верование в сверхъестественные силы возникло для того, чтобы удовлетворить духовные потребности человека. Главным предназначением религии по социологической теории является обеспечение влияния общества на отдельного индивида. Основоположниками данной теории являются Э.Дюркгейм и М.Вебер.

Основоположник марксистской теории происхождения религии Карл Маркс

4. Марксистская теория. Сторонники данной теории уверены, что религия является следствием несовершенства человеческого общества, и ее создали господствующие слои общества для того, чтобы с помощью верований управлять жизнью общества. В марксистской теории религия рассматривается как инструмент управления человеком, и сторонники этой теории уверены, что религия исчезнет, как только исчезнет социальная несправедливость. Основоположниками данной теории являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

5. Психоаналитическая теория. Данная теория утверждает, что религия возникла вследствие наличия в человека потребности в защите и желания отгородиться от увеличивающегося влияния коллектива на жизнь индивида. Согласно этой теории, религия представляет собой "коллективный невроз навязчивых действий" и является самым простым способом удовлетворить инфантильную потребность во всесильном отце (отце-боге). Основоположником данной теории является Зигмунд Фрейд.

Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!

Ключевые понятия: религиозное сознание, религиозный культ, религиозный обряд, церковь, секта.

1. Религиоведение как наука. Цели и задачи. Структура.

2. Сущность религии.

3. Основные теории происхождения религии.

4. Структура религии

5. Основные функции религии.

6. Классификация религий.

Предметом научного изучения религия становится в 19 в. в Европе. Это связано с общим интересом к культуре других народов. Здесь религия рассматривалась как совокупность: мораль, искусство, история.

Научное знание о религии должно быть объективным, но ни в коем случае оценочным. Среди ученых, работавших в этой области были как верующие, так и атеисты. Основоположником религиоведения является английский историк-этнограф Эдуард-Барнетт Тайлор (1832-1917). Исследователями данного феномена были: англ. философ Герберт Спенсер (1820-1903); англ.историк, этнограф Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941). Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939); франц. социолог, этнолог Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) и др.

Религиоведение - это гуманитарная наука, которая изучает общественно-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности их влияния на верующих Особенность религиоведения состоит в том, что его научные поиски и результаты исследований активно используют история, культурология, психология, правоведение, языкознание, фольклористика, этнография, искусствоведение, другие науки, которые рассматривают религию сквозь призму своих интересов. Религиоведение объединяет в себе такие структурные системы, как• философия религии (философское осмысление природы, сущности, смысла религии и Бога);

• психология религии (изучает психологические, эмоциональные источники религии, психологию верующего человека)

• социология религии (влияние религии на социальное поведение человека, группы, общества)

• история религии (происхождение, внутреннее развитие, особенности социально-культурных связей);

• география религии (схема распространения религий, современная религиозная карта мира)

• антропология религии (взаимовлияние человек - религия)

• религиозное вольнодумство, а также, по мнению некоторых ученых- научный атеизм.

Сущность религии.

Религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. это и

• совокупность действий, составляющие культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т.п .;

• это также совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек;

• это объединение религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь, секта, монашеский орден, особые группы служителей культа и др.

Бог - верховная сверхъестественная сущность, согласно различным религиозным учением, обладает высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является создателем мира.

Основные теории происхождения религии.

1. Традиционалистская теория гласит о том, что религию открыл сам Бог (Адаму, Еве; Моисею, Мухаммеду и др. Пророкам). Развивали эту теорию: Афанасий Александрийский (295-373), Иоанн Златоуст (350-407), Иоанн Дамаскин (675-753), Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274).

2. Теистическая теория - Бог принципиально отличается от мира вещей и явлений. Он выше человека, является источником всего, в т.ч. и религии (схожа с №1).

3. Концепция врожденных идей - идея существования Бога присуща человеку с самого рождения. Если бы никто не сказал, человек все равно бы знала это. (Рене Декарт 1569-1650, фр. Математик).

4. Мистические теории - человек видит Бога внутренним взором, наблюдает не телесно, а духовно. Это наблюдение требует не ума, а веры (Фридрих-Генрих Якоби (1743-1819) немец.писатель, философ-иррационалист.

Научные теории происхождения религии.

Главная их особенность заключается в старании объяснить религию как результат реализации определенных потребностей, интересов или неспособности человека преодолеть свою зависимость от внешних сил.

1. Политико-государственная теория. Предложена в V в. до н.э. древнегреческим философом Критием (460-403 до н.э.), который выразил допущение, что религия является выдумкой законодателей. Ее делил Лактаций (250-225 до н.э.), который считал основателем религии римского царя Помпилия. Эту гипотезу развили гуманисты (идейное направление в культуре Возрождения), которые отстаивали право на существование независимой от религии светской культуры и энциклопедисты (французские мыслители - Дидро, Монтескье, Вольтер, Руссо и др.). Религию они считали обманом, выдумкой, результатом невежества, сознательного нечестного заговора для достижения чьих-то интересов или общего спокойствия.

2. Эвгемеризм. Его автором был греческий философ Эвгемер (340-260 до н.э.), который считал, что религия ведет начало с почитания и обожания древних царей.

4. Мифологическая теория. Ее придерживался английский лингвист Макс Мюллер (1823-1900), изучая языки древних народов, предположил, что религия ведет начало из мифа о Солнце, с обожествления Солнца. Это было ударом по теологической концепции, так в определенной степени отрицало сверхъестественное происхождение религии. Концепция Мюллера имела зыбкую научную основу, поскольку мифы о Солнце отражали переход отдельных племен к земледелию, а религиозные представления существовали задолго до этого. Мифологическую теорию происхождения религий поддерживали братья Гримм, А. Потебня и др.

6. Психологическая теория. В ее основу положен тезис, что зарождение религии обусловлено особенностями природы человека. Ее основатель австрийский психолог, автор теории психоанализа 3. Фрейд. Религия, согласно его учению, есть следствие психических переживаний человека в стрессовой ситуации. Психическое предшествует социальному, определяет его, а значит, психическое восприятие мира первобытным человеком является источником его религиозного мировоззрения.

Структура религии

Религия является сложным социально-историческим явлением, все элементы ее структуры - религиозные взгляды, представления, чувства, интуиция, обряды, праздники, ритуальные церемонии, нравственные и канонические предписания, культовые сооружения, религиозные организации, учебные заведения, служители культа, находятся в тесном единстве и взаимозависимости. Проблема структуры религии имеет несколько аспектов. Первый из них связан с религиозным сознанием - особенностью взглядов, представлений, чувств и переживаний верующих, второй - с культовой деятельностью; третий - с религиозными организациями.

Религиозное сознание. Охватывая мифы, концепции, идеи, теории, представления о сверхъестественном, догматы, содержание священных книг, легенд, молитв и т.п. представляет концептуальный аспект религии. Религиозное сознание - отношение верующих к миру, выраженное в системе взглядов, чувств, смысл которых - вера в сверхъестественное. Существенными признаками религиозного сознания является образность, символичность, интимность, таинственность, объединение иллюзорного и реалистического.Важнейшими аспектами религиозного сознания являются:

• религиозные взгляды, которые существуют в форме представлений, понятий, мыслей. Главной особенностью их является вера в сверхъестественное;

• религиозные чувства, выражающие эмоциональное отношение к миру и его явлениям. Особых религиозных чувств не существует, это обычные человеческие чувства, сосредоточены в религиозной сфере. Они бывают положительными (любовь, благоговение, радость) и отрицательными (страх, растерянность, отчаяние)

• религиозный смысл, касается смысла бытия, жизни и смерти, добра и зла, охватывает взаимосвязь человека и мира.

Взгляд Шлейермахера на религию и ее значение для человека, отличаясь по форме от предыдущего, является тем же по существу.

Понимание Бога и Его отношения к миру у Шлейермахера почти совпадает с пантеистическим пониманием Спинозы. В то же время, признавая Бога абсолютно трансцендентным человеческому разуму, Шлейермахер прямо примыкает к Канту. И в понимании религии Шлейермахер оказался столь же односторонним, как и они.

Религия возникает из стремления к бесконечному, к абсолютному единству: она есть непосредственное постижение мировой гармонии. Религия приводит человека в связь с абсолютным, научая его чувствовать и сознавать себя частью целого.

Догматы в религиях, по Шлейермахеру, не имеют ни малейшего религиозного значения. Вероучение и каноны — лишь оболочка, которую религия снисходительно допускает, но и этого не следует делать. Можно надеяться, что со временем религия не будет нуждаться в Церкви. Вообще же, чем более человек религиозен, тем дальше он должен держаться от Церкви. Более того, образованный человек, чтобы содействовать религии, должен бороться с Церковью — носительницей догматизма, безусловной морали и канонов, закрепощающих чувство. Только с уничтожением Церкви возможна истинная религия, т.е. свободное чувство благоговения и восторга перед бесконечной вселенной, ее гармонией и красотой.

3. Взгляд Гегеля

Ярким представителем еще одного также очень распространенного, особенно среди интеллигенции, понимания религии является Г. Гегель (1770-1831) — крупный немецкий философ-идеалист, протестант и апологет [53].

В основе его философской системы лежит учение о т. н. Абсолютной идее (или Мировом разуме, Мировом духе, Абсолюте, Боге) как начальной категории, которая существует до мира, природы и общества и диалектически развивается от абстрактного к конкретному. Ее развитие осуществляется через разветвленную систему логических категорий (заменивших собою в философии Гегеля всё реально существующее) следующим образом: каждое понятие предполагает и порождает противоположное себе, и оба они ведут к третьему, высшему понятию, примиряющему и содержащему их в себе как свои моменты (например, бытие — небытие — бывание). Третье понятие, в свою очередь, становится началом новой триады и т.д. Непрерывная смена трех моментов: тезиса, антитезиса и синтеза (положения, противоположения и их единства), является диалектическим законом (методом) развития Абсолютной идеи. Диалектический метод лежит в основе построения всей философской системы Гегеля. Она разделяется на три части:

1. Учение об Абсолютной идее в самой себе, как она развивается в виде чистых логических сущностей (логика);

2. Учение об Абсолютной идее в ее инобытии, т.е. учение о природе (философия природы);

3. Учение об Абсолютной идее как различных формах конкретного духа (философия духа). Здесь Абсолют становится разумным в человеческом сознании и раскрывается в трех формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познает себя в форме созерцания через чувственный образ, в религии — в форме представления, в философии — в форме понятия.

Религия, по Гегелю, является низшей по сравнению с философией ступенью самораскрытия Абсолютного духа, поскольку в религии познание находится на уровне лишь представлений, являющихся несовершенной модификацией философских понятий. Поэтому религия, в конечном счете, должна быть упразднена философией (конечно, Гегеля) — этой совершенной формой познания Абсолюта.

7. Происхождение религии

1. Натуралистическая гипотеза

Натуралистическая (от лат. natura — природа) гипотеза, высказанная еще римским поэтом и философом Лукрецием (I в. до н.э.), утверждает, что идея Бога и религия возникли в результате страха людей перед грозными явлениями природы (timor primus fecit deos — страх создал первых богов), непонимания причин их возникновения, незнания законов природы.

Не мог явиться причиной возникновения идеи Бога и незначительный научный уровень развития древнего человека. Первобытный человек субъективно ощущал свои познания, вероятно, даже большими, чем современный (перед которым открыта бездна проблем, и количество их непрерывно увеличивается с каждым новым открытием), и умел по-своему объяснить все, с чем он сталкивался в своей жизни. В этом отношении очень показателен следующий пример. Исследователь, изучавший дикое племя кубу о. Суматра, спросил как-то одного из туземцев:

- Ходил ли ты когда-нибудь ночью в лесу?

- Слыхал ли ты там стоны и вздохи?

- Что же ты подумал?

- Что трещит дерево.

- Не слыхал ли ты криков?

- Что же ты подумал?

- Что кричит зверь.

- А если ты не знаешь, какой зверь кричит?

- Я знаю все звериные голоса.

- Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься?

- И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебя испугать?

Очевидно, что для человека с подобной психологией идея Бога совершенно излишня в объяснении различных явлений природы.

Но если явления этого мира сами по себе не способны породить в сознании человека идеи Бога и мира потустороннего, т.е. дать начало религии, то, напротив, при наличии такой идеи и такого чувства в душе человек способен не только верить в Бога, но и обоготворять любое явление природы, любое существо, любую свою фантазию. И тогда становятся вполне объяснимыми факты и наличия религии во всех народах мира и религиозного многообразия.

2. Анимистическая гипотеза

Необоснованность этой гипотезы сразу же бросается в глаза.

а) Не говоря уже о фантастичности самого предположения, чтобы не человек, не два, а все человечество было настолько слабоумным, что не могло отличить сна от действительности и приняло галлюцинации и сонные грезы за реальность, вызывает недоумение и то обстоятельство, что подобная неразвитость сознания оказалась способной дойти до столь абстрактной идеи, как бытие Бога, и твердо удерживать ее на протяжении всей своей истории.

б) Если, хотя бы и вопреки всякой логике, все же принять что человек действительно в том проблематичном прошлом непостижимым образом сочетал в себе одновременно и неразумие дикаря, и ум философа и принимал за реальный мир свои грезы, сновидения и т.п., то этим все-таки ни в коей мере не предполагается и религиозное отношение к ним. От признания чего-то реально существующим до религиозного отношения к нему и обоготворения — дистанция огромных размеров, которой анимистическая гипотеза, к сожалению, не замечает.

в) Трудно представить себе, чтобы человек, даже только что вышедший из животного состояния, как это утверждается сторонниками анимистической гипотезы, мог поверить в действительность существования того, что ему представлялось в мечтах и сновидениях. Во-первых, сон не является для него чем-то совершенно неожиданным, вдруг оказавшимся перед его сознанием и поразившим его своей внезапностью и исключительностью. Напротив, это явление вполне обычное. Оно присуще даже животным. И человек с ним, можно сказать, рождается и умирает.

Во-вторых, подавляющее большинство сновидений представляет собой беспорядочные сочетания обрывков мыслей, переживаний, чувств, фрагментов повседневной жизни и т.д. — то, что никак не может быть осознано как нечто единое целое и поэтому вызвать к себе доверие.

В-третьих, многие сновидения должны были порождать у человека прямое недоверие к снам. Например, сытно поев во сне, человек, проснувшись, ощущает прежний голод. Или, одержав во сне победу над врагом, он, проснувшись, находит все в прежнем положении. Может ли возникнуть вера подобным сновидениям, а тем более религиозное к ним отношение?

г) Совершенно загадочным и необъяснимым в рамках анимистической гипотезы представляется и факт всеобщности религии в человечестве. Известно, как трудно убедить кого-либо в чем-то, выходящем за рамки повседневного опыта. Тем более странным представляется, чтобы какие-то сновидения некоторых лиц, их грезы или мечты смогли убедить в бытии Бога, духов не одного-двух людей, не узкий круг родных и близких, даже не отдельные племена, но все человечество.

3. Гипотеза Фейербаха

В чем основная ошибка Фейербаха и его последователей в вопросе происхождения религии? — В утверждении того, что религия есть фантастическое отражение в человеческом сознании самого сознания и всей земной действительности. И это утверждается, несмотря на великое множество гениев и величайших людей в человечестве, исповедующих веру в Бога.

Действительно, только психически больной может считать свои фантазии за реальные живые существа и относиться к ним как к таковым. Создание абстракций и вера в их объективную реальность, тем более в их божественность — вещи слишком далеко отстоящие друг от друга, чтобы их можно было так легко соединить, как это сделал Фейербах. Гипотеза эта годна разве для объяснения процесса деградации религии, происхождения различных языческих видов религии, но никак не происхождения самой идеи Бога.

[46] Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям. М., 1911. С. 111.

[48] Пфлейдерер О. О религии и религиях / Пер. с нем. СПб., 1909. С. 45.

[49] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 137.

[51] Дорофей, преп. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 19. С.212.

[52] Игнатий (Брянчанинов), еп. Творения в 5 т. СПб. 1905. Т. I, с. 513.

[56] Основные вопросы научного атеизма / Под ред. проф. И.Д. Панцхава. М., 1966. С. 36.

[57] Естествознание и религия. 1970. № 3. С. 10.

[58] Фольц В. Римба / Пер. с нем. М.; Л., 1931. С. 100. Цит. по: Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. С. 37-38.

[59] Токарев С.А. Тэйлор Э.Б. // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969. С. 691-692. См. его же Анимизм. Там же. С. 27.

[61] Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Сочинения: В 3 т. / Пер. с нем. М., 1923-1926. Т. 3. С. 168.

[66] Человек человеку бог.

[67] Булгаков С. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // Два града: В 2 т. М., 1911. Т. 1. С. 14.

[69] Кудрявцев В.Д. Начальные основания философии. 9-е изд. Сергиев Посад, 1915. С. 125.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: