Выборы 2003 2004 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ключевые слова: Государственная дума, выборы, избирательная система, электорат, политическая партия.

CHARACTERISTICS OF THE ELECTIONS TO THE STATE DUMA

OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 2003-2011

Tomilov I.S.

The first decade of the 21st century became the time of formation of the existing political Pantheon and the formation of a number of key “party players”. The elections of 2003-2011 were the refinement of political technologies and techniques used in today's practice. It was then formed the now-functioning political-parliamentary system with all its attributes. The article analyses the results of the elections of deputies of the State Duma of IV-VI convocations: the typed voices, the allocation of seats, the change of electoral legislation, etc. The study showed that during the specified period Russia has formed a political system with a dominant party whose members can make any decisions in the State Duma without consulting the other parties. At the same time the political system eliminated “unnecessary” political groups until there was a sufficient quantity for its stability within the proclaimed principle of a multiparty system.

Keywords: State Duma, elections, electoral system, electorate, political party.

Приведем парламентскую избирательную динамику за 8 лет (2003-2011) по России, а именно – выборы 2003 г. (IV созыва), 2007 г. (V созыва) и 2011 г. (VI созыва) в Государственную думу. Официальные партийные результаты по выборам в нижнюю палату парламента таковы:

Федеральные парламентские выборы 2003-2011 гг.

(абсолютные и относительные результаты) 1 .

Государственная дума IV созыва, 7 декабря 2003 г.


Федеральные парламентские выборы 2003-2011 гг.

(абсолютные и относительные результаты).

Государственная дума V и VI созывов, 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г.


1. Результаты приведены на момент окончательного подсчета фактических голосов и не учитывают дальнейших пертурбаций депутатов в составе Думы.

2. На выборах 2007 г. впервые: повышен барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, с 5 до 7 %; законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех; отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам.

7. 15 ноября 2008 г. на внеочередном съезде Союза правых сил принято решение о самороспуске и слиянии с другими партиями.

9. В 2003 г. – 16 партий, в 2007 г. – 4, в 2011 г. – 2.

Любопытно распределение мест в Думе после выборов 2011 г.: по партийным спискам правящая партия не набрала 50%, однако при делении кресельных мандатов она получила почти 53% (238 депутатов) представительства в парламенте страны: между думскими партиями были разделены мандаты партий, которые не преодолели барьер для попадания в Думу. Оставшиеся места распределялись пропорционально, согласно набранным парламентскими партиями голосам.

Теперь имеет смысл привести иные результаты, которые являются важнейшим показателем, но не учитываются при подсчете голосов:

Федеральные парламентские выборы 2003-2011 гг.

(явка и фактически отданные голоса) 1 .

Государственная дума IV созыва, 7 декабря 2003 г.


Федеральные парламентские выборы 2003-2011 гг.

(явка и фактически отданные голоса)

Государственная дума V и VI созывов, 2 декабря 2007 г. и 4 декабря 2011 г.


1. Погрешность вычислений находится в пределах допустимого значения – 0,005-0,01 %.

В течение 3-х выборных циклов по избранию депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ сложилась мутированно-демократическая политическая система. Произошло слияние государственных структур и органов правящей политической партии. Это, в свою очередь, привело к злоупотреблениям властью, масс-медиа встали на сторону президента-премьера В.В. Путина. Лихорадочные, (в ряде случаев – прямо противоположные) трансформационные изменения претерпело выборное законодательство, усложнив новым и небольшим группировкам существование, процесс развития и полноценную конкуренцию.

В течение 25 лет существования парламентаризма в новейшей истории России (1993-2018) тревожной тенденцией явилась регулярная (перед каждой очередной кампанией) трансформация выборного законодательства. Помимо искусственно создаваемых условий для победы, эта тенденция свидетельствует о неустойчивости парламентской системы, нестабильности политической ситуации, кризисе электорального поведения и предсказуемости результатов. В противном случае менять апробированные правила нет необходимости.

Согласно сложившейся практике, при существующем уровне жизни, развитии экономики и общественной ситуации даже набор 40% голосов какой-либо партией вызывает сомнения в легитимности выборов. Фактически – это возврат к прежней системе ограниченной конкуренции и управляемой партийности, когда через контроль над партиями и ограничение их числа власть пыталась дирижировать выборами. Все это вызывает массовое недоверие граждан к результатам выборов и неэффективности демократических принципов, нравственную и политическую дискредитацию избирательной системы и сформированной на ее основе нижней палаты парламента, создает реальную угрозу российской государственности, способствует кризису системы и обострению общественных настроений.

Список литературы:

Сведения об авторе:

Томилов Игорь Сергеевич – младший научный сотрудник Тобольской комплексной научной станции Уральского отделения Российской академии наук (Тобольск, Россия).

Data about the author:

Tomilov Igor Sergeyevich – junior researcher of Tobolsk Complex Scientific Station, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Tobolsk, Russia).

Выборы были назначены Указом Президента РФ от 2 сентября 2003 г.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва могли принять участие 44 политические партии и 20 общероссийских общественных объединений (последние — только в составе избирательных блоков). Реально попыта­лись принять участие в выборах 39 политических партий и одно общерос­сийское общественное объединение. При этом 27 политических партий уча­ствовали в выборах самостоятельно, из них 6 выдвигали кандидатов только по одномандатным избирательным округам; 12 политических партий и одно общественное объединение сформировали 5 избирательных блоков.

Остальные 13 партий и блоков были по существу новичками, хотя неко­торые из них имели определенное отношение к избирательным объедине­ниям и блокам, участвовавшим в выборах ранее. Так, Демократическая партия России формально являлась преемником одноименной партии, пред­ставленной в Думе первого созыва. В общефедеральной части списка партии было 3 кандидата, входивших в 1993 г. в список ДПР, тем не менее в полити­ческом плане говорить о преемственности не приходится.




КПРФ заняла второе место, получив значительно меньше, чем в 1995 и 1999 гг. (12,6%>). Наибольшей поддержкой избирателей партия пользовалась в Тамбовской области (20,6%), а наименьшей—в Республике Ингушетия (1,0%).

Как и на выборах 1995 и 1999 гг., большая часть объединений и блоков (12) получила менее 1% голосов.

В результате выборов в одномандатных избирательных округах были избраны 222 депутата. В трех одномандатных округах выборы были признаны несостоявшимися в связи с тем, что кандидаты, занявшие первое место, получили меньше голосов избирателей, чем проголосовало против всех кандидатов.

В среднем за победителей отдали голоса 42% избирателей. Процент проголосовавших за победителей в одномандатных избирательных округах колебался от 18,0 (в Правобережном округе № 79, Воронежская область) до 82,1 (в Агинском Бурятском округе № 215). 65 кандидатов набрали более 50% голосов избирателей.

Против всех кандидатов в среднем голосовало 12,9% избирателей. Наи­большая доля протестных голосов (26,4%) была зафиксирована в Кунцев­ском одномандатном избирательном округе № 152 (Москва).[11]

Итак, подводя итог, можно сделать вывод о том, что сегодняшняя система выборов во всех ее этапах имеет много неточностей и требует совершенствования. Назначение выборов является одной из самых основных стадий избирательного процесса, поскольку по сути своей определяет периодичность проведения выборов, а точнее порядок их назначения. Необходимость в составлении списков избирателей обусловлена конкретным учетом граждан, обладающих избирательным правом, для предоставления им возможности выразить свою волю путем подачи голоса за того или иного кандидата. Составление списков дает возможность исключить повторное голосования одного и того же лица за одного и того же кандидата или разных, позволяя тем самым свести возможность подтасовки к минимуму. Образование избирательных округов и избирательных участков является важной стадией подготовки к проведению не только к выборам в Государственную Думу и выборам вообще, которые реализуют принцип свободы мышления и волеизъявления каждого гражданина посредством тайных голосований, путем предоставления соответствующей возможности для подачи своего голоса за того или иного кандидата. Реализация избирательных прав во многом осуществляется посредством выдвижения своей кандидатуры на выборы в качестве депутата, поскольку право выдвижения принадлежит избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательным объединениям, избирательным блокам. Предвыборная агитация— деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуж­дающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов является завершающей стадией избира­тельного процесса. Понятие каждым из нас необходимости правильного применения всех требований выборов позволит не только реализовать свое право но и максимально уберечься от фальсификации.

Список литературы

2.Федеральный Закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации// Москва 2007 год

1.Выборы в РФ 2003, Электронная статистика.- М Весь мир 2004

2.Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субъектов РФ (порядок подготовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.- с.129

3.Веденеев Ю.А. Избирательное право и избирательный процесс. Москва. Норма. 1999.-с.231

5.Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика, переспективы.- СПб: Юридический центр Пресс, 2003-с.241

6.Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2004.-с. 194

8.Козлова И.Е Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003.-с.253

9.Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. - М: Новое издательство,2004 –с.96

10.Избирательное право и избирательный процесс В РФ./ред. Вешняков А.А.- М: Норма,2003-сю154

11.Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субъектов РФ (порядок подготовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.-с.263

12.Избирательный процесс в России и Европе. Спб. Броктауз Эфронь. 2001-с.271

13.Российские выборы от перестройки до суверенной демократии./ А.В. Иванченко, А.Е. Любарев Москва 2006-с.227

14.Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов./ А.В. Иванченко, А.Е. Любарев.-с.241

15.Любарев А.Е. Избирательная система и российское электоральное законодательство// Полис: политические исследования : - 2003 №4-с.120

16.Седов А.А. О чем вещают голоса избирателей?// Общественные науки и современность – 2004 №5-с.118

[7] Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субьектов РФ (порядок подгатовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.

[8] Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2004.

[9] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика, переспективы.- СПб: Юридический центр Пресс, 2003

Выборы были назначены Указом Президента РФ от 2 сентября 2003 г.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва могли принять участие 44 политические партии и 20 общероссийских общественных объединений (последние — только в составе избирательных блоков). Реально попыта­лись принять участие в выборах 39 политических партий и одно общерос­сийское общественное объединение. При этом 27 политических партий уча­ствовали в выборах самостоятельно, из них 6 выдвигали кандидатов только по одномандатным избирательным округам; 12 политических партий и одно общественное объединение сформировали 5 избирательных блоков.

Остальные 13 партий и блоков были по существу новичками, хотя неко­торые из них имели определенное отношение к избирательным объедине­ниям и блокам, участвовавшим в выборах ранее. Так, Демократическая партия России формально являлась преемником одноименной партии, пред­ставленной в Думе первого созыва. В общефедеральной части списка партии было 3 кандидата, входивших в 1993 г. в список ДПР, тем не менее в полити­ческом плане говорить о преемственности не приходится.

КПРФ заняла второе место, получив значительно меньше, чем в 1995 и 1999 гг. (12,6%>). Наибольшей поддержкой избирателей партия пользовалась в Тамбовской области (20,6%), а наименьшей—в Республике Ингушетия (1,0%).

Как и на выборах 1995 и 1999 гг., большая часть объединений и блоков (12) получила менее 1% голосов.

В результате выборов в одномандатных избирательных округах были избраны 222 депутата. В трех одномандатных округах выборы были признаны несостоявшимися в связи с тем, что кандидаты, занявшие первое место, получили меньше голосов избирателей, чем проголосовало против всех кандидатов.

В среднем за победителей отдали голоса 42% избирателей. Процент проголосовавших за победителей в одномандатных избирательных округах колебался от 18,0 (в Правобережном округе № 79, Воронежская область) до 82,1 (в Агинском Бурятском округе № 215). 65 кандидатов набрали более 50% голосов избирателей.

Против всех кандидатов в среднем голосовало 12,9% избирателей. Наи­большая доля протестных голосов (26,4%) была зафиксирована в Кунцев­ском одномандатном избирательном округе № 152 (Москва).[11]

Итак, подводя итог, можно сделать вывод о том, что сегодняшняя система выборов во всех ее этапах имеет много неточностей и требует совершенствования. Назначение выборов является одной из самых основных стадий избирательного процесса, поскольку по сути своей определяет периодичность проведения выборов, а точнее порядок их назначения. Необходимость в составлении списков избирателей обусловлена конкретным учетом граждан, обладающих избирательным правом, для предоставления им возможности выразить свою волю путем подачи голоса за того или иного кандидата. Составление списков дает возможность исключить повторное голосования одного и того же лица за одного и того же кандидата или разных, позволяя тем самым свести возможность подтасовки к минимуму. Образование избирательных округов и избирательных участков является важной стадией подготовки к проведению не только к выборам в Государственную Думу и выборам вообще, которые реализуют принцип свободы мышления и волеизъявления каждого гражданина посредством тайных голосований, путем предоставления соответствующей возможности для подачи своего голоса за того или иного кандидата. Реализация избирательных прав во многом осуществляется посредством выдвижения своей кандидатуры на выборы в качестве депутата, поскольку право выдвижения принадлежит избирателям соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательным объединениям, избирательным блокам. Предвыборная агитация— деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуж­дающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них. Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов является завершающей стадией избира­тельного процесса. Понятие каждым из нас необходимости правильного применения всех требований выборов позволит не только реализовать свое право но и максимально уберечься от фальсификации.

Список литературы

2.Федеральный Закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации// Москва 2007 год

1.Выборы в РФ 2003, Электронная статистика.- М Весь мир 2004

2.Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субъектов РФ (порядок подготовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.- с.129

3.Веденеев Ю.А. Избирательное право и избирательный процесс. Москва. Норма. 1999.-с.231

5.Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика, переспективы.- СПб: Юридический центр Пресс, 2003-с.241

6.Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2004.-с. 194

8.Козлова И.Е Кутафин О.Е. Конституционное право России. Москва. Юрист. 2003.-с.253

9.Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия. - М: Новое издательство,2004 –с.96

10.Избирательное право и избирательный процесс В РФ./ред. Вешняков А.А.- М: Норма,2003-сю154

11.Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субъектов РФ (порядок подготовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.-с.263

12.Избирательный процесс в России и Европе. Спб. Броктауз Эфронь. 2001-с.271

13.Российские выборы от перестройки до суверенной демократии./ А.В. Иванченко, А.Е. Любарев Москва 2006-с.227

14.Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов./ А.В. Иванченко, А.Е. Любарев.-с.241

15.Любарев А.Е. Избирательная система и российское электоральное законодательство// Полис: политические исследования : - 2003 №4-с.120

16.Седов А.А. О чем вещают голоса избирателей?// Общественные науки и современность – 2004 №5-с.118

[7] Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субьектов РФ (порядок подгатовки и проведения). Москва. ИРИС. 2000.

[8] Постников А.Е. Избирательное право России. Норма. Москва. 2004.

[9] Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика, переспективы.- СПб: Юридический центр Пресс, 2003

Выборы в Государственную Думу 2003 г.

- успехи путинских реформ, продолжавшееся в течение последних трех лет улучшение экономического положения. Широкие слои населения, составляющие основную массу избирателей, ощутили определенные позитивные сдвиги;

- быстро набиравшие силу ностальгические настроения, надежды на восстановление порядка, стабильности, утерянных социальных гарантий;

- возвращение в партию в качестве лидера министра внутренних дел Б. Грызлова, членство в руководстве партии министра МЧС С. Шойгу, мэра Москвы Ю. Лужкова, президента Татарстана М. Шаймиева;

- стратегия, предвыборной борьбы. Уклонившись от прямых дискуссий с основными конкурентами, политическая партия за основу взяла безоговорочное одобрение политики В. Путина, генерирование новых идей с акцентом на их практическое проведение в жизнь, усиление позиций в нижней палате Госдумы за счет КПРФ путем перераспределения комитетов и др.;

- разветвленность собственных оргструктур в сочетании с настойчивой пропагандой и широким использованием административного ресурса.

Судя по докладу тогдашнего заместителя Председателя ЦК КПРФ И. Мельникова на XV Пленуме ЦК КПРФ[97], состоявшемся в Москве 27 марта 2004 г., КПРФ оказалась в кризисном состоянии: завоевать устойчивое большинство голосов не удалось практически нигде; отчетливо проявилась тенденция к снижению влияния в региональной законодательной власти; значительно ослабли позиции коммунистов на уровне местного самоуправления. Из 86 регионов, где есть организации КПРФ, в 16 вообще нет коммунистов-депутатов, в 30 – по 1-2, только в 25 созданы фракции и депутатские группы. В органы местного самоуправления в 1997 г. было избрано 11046 коммунистов, в 2002 г. – 8088. Число сторонников КПРФ за тот же период уменьшилось с 20853 человек до 15216. Несмотря на то, что, по состоянию на март 2004 г. в городских думах, горсоветах и на уровне районов работали более 150 фракций и партийных групп, число коммунистов и сторонников КПРФ за 2003 г. в органах местного самоуправления уменьшилось еще на 10%[98].

В 2004 г. были внесены изменения в федеральное законодательство, касающееся выборов в Государственную Думу, а несколько ранее, в 2002 г., — в законодательные органы субъектов РФ. В обоих случаях направление изменений одно — переход от системы выборов в одномандатных округах (мажоритарная избирательная система относительного большинства) к пропорциональной избирательной системе, т. е. избранию депутатов по спискам партий. Политическая наука и политическая практика однозначно утверждают одно: выборы по партийным спискам позволяют отразить нюансы в политических предпочтениях избирателей более точно, чем по мажоритарным округам. Кроме того, выборы по партийным спискам акцентируют внимание избирателей на программах партий, а не на личностях кандидатов. Это делает выборы борьбой идей, что важно с точки зрения проявления избирателями своей политической воли. Наконец, выборы по пропорциональной системе укрепляют политические партии. Вне политической партии доступ к выборным должностям высшего уровня становится невозможен.

Какое это имеет значение? Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и государством и создают механизм обеспечения ответственности власти. К тому же крупные общенациональные партии выступают в качестве механизма обеспечения национального единства страны. Проводимая политика направлена на развитие партийной системы современной России Общая цель этих мер — формирование в России современной политической системы, способной обеспечить необходимое стране руководство в любой ситуации.

1. Контроль за решениями государства Конституция возлагает на выборных официальных лиц.

2. Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих всякое принуждение.

3. Практически все взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.

4. Практически все взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.

5. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь преследования по политическим мотивам.

6. Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников. Альтернативные источники информации находятся под защитой закона.

7. Граждане имеют право создавать независимые ассоциации и организации, включая политические партии и группировки по интересам.

8. Государство располагает всей полнотой суверенитета. Оно имеет монополию на легитимное насилие и налогообложение, контролирует территорию и обеспечивает безопасность, т. е. является в полном смысле слова государством.

Государство контролирует национальную экономику, стратегически важные отрасли, объекты, коммуникации. Значимость отраслей со временем может меняться — в прошлом ключевой коммуникацией были железные дороги, а в будущем, возможно, станут космодромы, но требование национального контроля остается неизменным. Если национальная экономика находится в зависимости от иностранного капитала, импорта или конъюнктуры мирового рынка, страна-потребитель не способна защищать свои интересы.

Таким образом, суверенность демократии — это еще и наличие собственной инновационной экономики, производства стратегически значимого для всего мира продукта, от которого зависят другие страны. Реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не декларативно) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т. п.

Содержание

Результаты по партийным спискам

Доля непродуктивных голосов — 29,35 %.

Статистика выборов в целом

По официальным данным предоставленным ЦИК явка на выборах в Государственную думу 4-ого созыва составила 55,75 % [1] .

Данные по голосованию Человек Процент Сравнительно с
выборами 1999 года (в %)
Избирателей в списках 108 906 249 100 % ▲ 0,77 %*
Число выданных избирательных бюллетеней (явка) 60 712 301 55,75 % ▼ 6,1 %
Голосовало досрочно 74 034 0,12 % ▲ 0,02 %
Голосовало вне помещения 3 392 547 5,59 % ▲ 1,41 %
Голосовало по открепительным 572 965 1,68 % ▲ 0,28 %
Испортили бюллетени 948 435 1,56 % ▲ 0,39 %
Против всех 2 851 958 4,7 % ▲ 1,4 %

* за 100 % принимается количество избирателей внесенных в списки на выборах 1999 года (108 072 348 человек).

После выборов

Оценки выборов

Альтернативный подсчёт голосов

Оспаривание итогов голосования

Читайте также: