Этническая стратификация это кратко

Обновлено: 06.07.2024

В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций.

Файлы: 1 файл
Введение.

Но эта проблема родилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться в причине межнациональных розней. Обзором этих исследований и является данная работа.

1. Понятие этноса и его виды.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее среди других социальных образований.

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке - кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традиционную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факторам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что обществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и природных факторов в становлении человеческой культуры и общества. Однако подобная позиция недостаточно аргументирована, не имеет строгой эмпирической базы, так как генетический фактор оказывает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как например, брачно-семейные отношения, особенности ролевого поведения мужчин и женщин, групповое поведение подростков и т.п.

Типы этносов - племя, народность, нация.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами - классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным показателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально закрепленных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Российской Федерации.

система структурированного социального неравенства, в которой различные этнические группы получают разное количество общественных (экономических, политических и др.) ресурсов и в соответствии с этим иерархически ранжированы. Как и любая другая форма социальной стратификации, э.с. основана на власти одних групп над другими. В полиэтнических обществах этничность всегда выступает важным дополнительным фактором социо-экономической стратификации. В системе э.с. этническая группа, являющаяся доминирую щей, сохраняет в своих руках всю полноту власти, что позволяет ей диктовать характер межэтнических отношений в данном обществе. Место других этнических групп, являющихся этническими меньшинствами, в стратификационной иерархии обусловливается главным образом культурной дистанцией с доминирующей группой. В условиях полиэтнического общества социально-экономический статус группы, ее место в системе социальной стратификации и доступные ей общественные ресурсы зависят от ее этничности.. Причинами возникновения э.с. являются: завоевания, аннексии, недобровольная и добровольная миграции и др.. В отличие от других видов социальной стратификации, э.с. является системой, где границы между группами жестки и труднопреодолимы, что обусловлено природой самой этничности. Поэтому мобильность между этническими группами является минимальной. Др социол. наук Н. Г. Скворцов.

Найдено научных статей по теме — 3

Этническая стратификация в полиэтнических обществах

В статье рассматриваются два основных фактора, влияющих на процесс этнической стратификации в полиэтнических обществах, — власть и идеология. Анализируются особенности иерархического устройства этнических групп.

В своей работе я постараюсь выяснить сущность этноса и этнических отношений, а также рассказать об этнической стратификации и социальном неравенстве

1. Сущность и исторические типы этносов

2.Этническая стратификация и социальное неравенство

Общества во всем мире включают в себя людей с разным цветом кожи, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии и следующих разным традициям. Эти физические и культурные черты, четко выраженные в социальном плане, служат идентифицирующими признаками, определяющими групповую принадлежность. В свою очередь индивиды получают статусы в своей социальной структуре на базе своей принадлежности к той или иной конкретной группе.

Этнические группы – группы, идентифицируемые в основном по культурному принципу – на базе языка, народных обычаев, одежды, жестов, особенностей поведения или религии. В России примерами этнических групп являются евреи, якуты, буряты и т.д. Этнические группы часто обладают чувством “кровного родства” и в той или иной степени многие из них считают себя нациями.

Этническое многообразие представляет собой одну из форм социальной сложности, характерной для большинства современных обществ. Исторически такое многообразие является наследием завоеваний, собравших различные народы под властью доминирующего этноса. Теоретически национальное государство и этническое многообразие диаметрально противоположны, и во многих случаях национальными государствами предпринимались попытки решения проблемы этнического многообразия путем уничтожения или изгнания этнических групп. Яркими примерами таких решений являются нацистская политика в отношении евреев во время Второй мировой войны, изгнание мусульман и евреев из Испании XV в. или депортация арабов из нескольких получивших независимость африканских стран в 1960-1970-е гг.

Более частые решения состоят в ассимиляции – вынужденной, направленной или добровольной.

Вынужденная ассимиляция осуществлялась английскими завоевателями в Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Направленная ассимиляция (аккультурация) в Таиланде и Индонезии, когда китайское население побуждали принять культуру и религию колонизаторов. Вариантом такого процесса являлась более или менее добровольная ассимиляция, достигнутая в США под лозунгом “американизации”. Она в основном была результатом необычайных экономических возможностей и социальной мобильности в США и того факта, что для европейцев, в отличие от расовых меньшинств, получение американского гражданства стало делом личного или семейного выбора, а не завоевания или рабства. Политика и общественное мнение также сыграли определенную роль в процессе ассимиляции иностранцев в американской социальной системе.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них , если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти , собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Стратификация, как и любая другая наука имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы, Между тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.

Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность.

Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

1. Этническая стратификация. Этнический ста­тус.

2. Этнические миграции и эмиграции. Классифи­кация миграций.

1. Этническая стратификация – это социально-этническое неравенство различных этносов. Основные признаки неравенства кроются в классических критериях социальной стратификации. Это статус, доход, престиж, объем власти, уровень жизни, перспективы социальной мобильности и пр.

В России изучение проблем этнической стратификации началось в 80-х годах ХХ в. Именно демократизация россий­ского общества, в конечном счете, способствовала исследова­нию этносоциальных процессов и явлений. Возникновение эт­нической стратификации является следствием следующих об­стоятельств:

В-третьих, наличие официально-провозглашенного государственного языка, является достаточно сильным механизмом этнической стратификации. К примеру, выделяют иерархию официального статуса языка: государственный, региональный, субрегиональный и не имеющий официального статуса язык.

Марченко Г.И., современный исследователь в представленной области, предлагает определить позиции этноса с помощью представленных ниже характеристик статусов2:

- экологический (определяется с точки зрения размера и качества занимаемой территории, сельскохозяйственной пригодности земель);

- социально-экономический (уровень качества жизни, т.е. средний уровень заработной платы, уровень занятости населения и безработица и т.д.);

- социокультурный (народное творчество, национальное и профессиональное искусство, изобразительное искусство, музейное дело, образование и наука и пр.);

- демографический (общая численность населения, уровни: рождаемости, смертности, средней продолжительности жизни);

Структура этнического статуса может быть определена с помощью следующих групп факторов:

1. объективных, т.е. включенность различных этносов в систему управления, образования, уровень их доходов, престиж профессии и пр.

2. субъективных, определяемых с помощью группового сознания – самооценка представителей этнических общностей как внутри самого этноса, так и вне его. Например, низкая самооценка может породить чувство национальной ущемленности, ущербности, высокая самооценка порождает чувство национальной гордости.

Итак, этнический статус – это показатель положения индивида или этнической группы в системе межэтнических отношений. Социальный статус может приобретаться человеком или достигаться на протяжении всей его жизни, а этнический статус передается по наследству, т.е. человек обладает им благодаря принадлежности к определенной этнической группе.

2. В настоящее время заметным явлением общественности становятся межэтнические миграции. Так, по некоторым данным, в настоящее время около 100 млн. иммигрантов, беженцев, иностранных рабочих и других категорий мигрантов проживает за пределами страны своего происхождения.

Особую миграционную ситуацию можно наблюдать в России после распада СССР и образования новых независимых государств, когда мобильность населения значительно снизилась, а внутренние миграции уступили место внешним. Данный процесс можно представить следующими этапами:

Первый этап ознаменовал собой возвращение русских мигрантов на их историческую родину (начало 1990-х годов). Так, начиная с 1992-2000 гг. общее число приехавших в Россию составляет 8 млн. человек.

Что же представляют собой этнические миграции, чем они вызваны и как классифицируются?

В отечественной науке принято выделять маятниковую миграцию и временную. Первая подразумевает регулярное перемещение населения между двумя и более населенными пунктами без изменения места жительства. Она связана с работой, учебой, отдыхом. В основном это ежедневные поездки, которые составляют от одного дня до недели. Вторая (временная миграция) – это перемещения, связанные с регулярным, более продолжительным и вместе с тем временным изменением места жительства. Этот тип миграции, как и первый, может быть связан с работой, учебой, отдыхом, однако он охватывает более широкое временное пространство – до года.

Наибольшее количество вынужденных мигрантов имело место в начале 90-х годов и определялось неорганизованным и стрессовым характером. Вынужденная миграция выделяется исследователями преимущественно по мотивации, но не по этнической характеристике мигрирующего населения.

Несмотря на множество трактовок и видов данного понятия в рамках социологии межэтнических отношений наиболее значимыми являются два типа миграций.

Второй тип – миграции внутренние и внешние.

Внутренние миграции – перемещение или переезд на новое место жительства в пределах одного государства. Примерами внутренних этнических миграций в России могут служить депортации целых народов с их исконных земель и их последующее возвращение. Такой тип миграции оказывает существенное влияние на изменение демографической структуры, в частности, на изменение соотношений между мужчинами и женщинами, лицами разных возрастов.

Внешние миграции – перемещение или переезд на постоянное или длительное жительство в другое государство. В основном мигранты следуют из стран менее развитых в экономическом отношении в страны наиболее экономически развитые.

Противоположным вариантом миграции можно считать эмиграцию. Если миграция относится к выезду, то эмиграция – к въезду. Эмиграция представляет собой такую разновидность миграции, которая предполагает выезд из страны на постоянное жительство или длительное пребывание за пределами страны по экономическим, политическим и другим причинам. Особо массовый характер эмиграция получила в период окончания второй мировой войны. Вследствие чего в период с 1945 по 1969 гг. около 45 миллионов людей было вынуждено покинуть место постоянного проживания в результате военных действий, преследований, гонений, стихийных бедствий и др. причин. Особенно это касается такой категории людей, как беженцы (политических беженцев или изгнанников).

Согласно Конвенции 1951 г. и Протоколу 1967 г., принятым ООН, беженец – это лицо, которое в силу обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной группе, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой или не желает пользоваться вследствие таких опасений. Либо не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего места жительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Так, по некоторым данным в начале 90-х гг. в РФ количество беженцев составило от 300 до 3 млн. человек, при чем основная доля из них – это русские (80 \%), которые покинули свою родину в результате вынужденной миграции.

Таким образом, этнические миграции представляют собой массовые перемещения представителей того или иного этноса, которые добровольно или вынужденно покидают территорию места своего проживания и переселяются в другое географическое или социокультурное пространство. В результате этномиграционного обмена происходят разносторонние взаимодействия в языке, быте, культуре народов различной этнической принадлежности и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем вызваны этнические миграции в России?

2. Какие обстоятельства могут способствовать возникно­вению этнической стратификации?

3. По каким показателям характеризуется этнический ста­тус?

4. Перечислите основные виды миграций и охарактери­зуйте каждый из них.

Содержание

Читать: 1. аннотация
Читать: 2. предисловие
Читать: 3. введение
Читать: 4. тема 1. социология межэтнических отношений как учебная дисциплина
Читать: 5. тема 2. теоретические вопросы этничности
Читать: 5.1. тема 3. социально-психологические и культурные про­блемы этничности
Читать: 5.2. тема 4. политические аспекты развития этносов
Читать: 5.3. тема 5. этническая стратификация и мобильность: этнические аспекты миграции
Читать: 5.4. тема 6. межэтнические отношения и процессы
Читать: 5.5. тема 7. межэтнические конфликты
Читать: 6. лекционный материал
Читать: 6.1. лекция 1. социология межэтнических отношений как научная дисциплина
Читать: 6.2. лекция 2. теоретические вопросы этничности
Читать: 6.3. лекция 3. социально-психологические и культурные проблемы этничности.
Читать: 6.4. лекция 4. политические аспекты развития этносов
Читать: 6.5. лекция 5. этническая стратификация и мобильность: этнические аспекты миграции.
Читать: 6.6. лекция 6. межэтнические отношения и процессы.
Читать: 6.7. лекция 7. межэтнические конфликты
Читать: 7. тесты ко всему курсу
Читать: 8. заключение
Читать: 9. библиографический список

Читайте также: