Выберите ту сферу духовной жизни которая вас больше всего интересует используя дополнительные кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Итоговая работа по обществознанию для 9 класса по теме:

2. Содержание работы Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленных на основе Обязательного минимума содержания основной образовательной программы и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы

в) Спецификация контрольно измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию

3. Характеристика структуры и содержания работы

Максимальный первичный балл

% от максимального первичного балла для каждой части

С выбором ответа

С кратким ответом

Общее число заданий в работе – 28

Работа состоит из 1 части. Задания базового и повышенного уровней сложности.

Они располагаются по принципу нарастания от базовых (№1- 21) к усложненным (№22 – 28).

Контрольная работа содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки.

И 7 заданий с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации деятельности человека в сфере духовной культуры.

Тема 1 (2.1) Сфера духовной культуры и её особенности – задания 1 – 4, 25( I ), 23 - 24( II )

Тема 2 (2.2) Наука в жизни современного общества – задания 5 - 8, 22( I ), 23, 26( II )

Тема 3 (2.3) Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможность получения общего и профессионального образования в РФ – задания 9 -13, 22( II ), 24( I ), 27 – 28 ( I , II )

Тема 4 (2.4) Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества - задания 14 - 18, 22, 23, 26 ( I ), 24 ( II )

Тема 5 (2.5) Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность – задания 19 – 21, 23( I ), 25( II )

4. Распределение заданий по содержанию и уровням сложности

(Б – базовый, П – повышенный)

Контролируемый элемент по кодификатору

Проверяемые умения и виды деятельности по специфика-ции

Максимальный балл за выполнение задания

II . Сфера духовной культуры

2.2 , 2. 4 (I), 2 .3(II)

2. 4 – 2. 5 (I), 2. 1 – 2.2 (II)

Отметка по пятибалльной шкале

ОТВЕТЫ К РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ I

2) культура включает в себя совокупность всех результатов преобразовательной деятельности человека

3) городище Аркаим, обнаруженное археологами на Южном Урале, относится к культуре протоиранских народов, близких к сарматам

4) для средневековой культуры Европы был характерен консерватизм, схоластические представления, духовное доминирование христианской церкви

2. Ниже приведён перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них объединяет по смыслу остальные понятия:

1) религия 3) искусство

2) наука 4) культура

3. Среди приведённых предложений три – с изложением фактов, одно – с выражение субъективного мнения. Укажите предложение, в котором выражено субъективное мнение.

1) в латвийской Юрмале проходил конкурс молодых исполнителей эстрадной песни из стран Балтии и СНГ

2) на фестиваль приезжали и многие известные исполнители

3) подобный фестиваль, думается, позволял осуществлять плодотворный обмен творческими идеями

4) специально для фестиваля писалось много песен

4. Верны ли следующие суждения?

А. Духовная культура оказывает влияние на все сферы общества

Б. Решение человеком базовых вопросов о выживании, обеспечении себя пищей, ресурсами высвобождает время людей на духовные поиски.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Особенности познания человеком мира, предназначения человека на земле, сущность человеческого бытия – вопросы, входящие в круг исследования

6. Какой из результатов познавательной деятельности получен опытно – экспериментальным путём?

1) разработка философами теории глобального управления

3) определение степени загрязнённости водоёмов при помощи химического анализа проб воды

4) моделирование при помощи компьютера последствия высадки инопланетян

7. Верны ли суждения о современной науке?

А. современное общество требует от науки развития технических идей.

Б. Современная наука развивается только в связи с развитием техники.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения?

А. Познавательная деятельность нацелена на получение достоверного знания.

Б. Истинные знания общеприняты и разделяются большинством людей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. В развитии современного образования проявляется тенденция гуманизации, её суть:

1) внимание к новым информационным технологиям обучения

2) возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке

3) учёт при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика

4) возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения

10. Процесс приобретения знаний о мире:

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ I

11. Верны ли следующие суждения?

А. Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.

Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способ деятельности, накопленных людьми.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Верны ли суждения об основных элементах системы образования в РФ:

А. Начальное образование является одним из элементов системы образования.

Б. Подготовка квалифицированных специалистов – задача профессионального образования.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Определённо да/скорее да

Скорее нет/определённо нет

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

1) Возросло количество людей, не готовых платить за образование своих детей

2) Существенно увеличилось количество тех, кто не определил своё отношение к поставленной проблеме

3) Незначительно возросло число людей, желающих, несмотря ни на что, дать своим детям высшее образование, даже если за него придётся платить

4) Подавляющее число опрошенных высказались за оплату образования своим детям

14. Какое свойство отличает религию от иных форм духовной культуры?

1) признание идеи сотворённости мира высшими нематериальными силами

2) отражение предметов и явлений материального мира посредством художественных образов

3) выдвижение гипотез, проведение экспериментов

4) построение стройной непротиворечивой логической системы доказательств

15. Определённые действия, каждый элемент которых наполнен глубоким религиозным смыслом:

1) молитва 3) учение

2) традиция 4) обряд

16. Организация, возникшая в результате отделения части мирян от церкви

1) секта 3) университет

2) школа 4) общество

17. Верны ли следующие суждения?

А. Древнейшей из мировых религий является буддизм, зародившийся в Индии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

18. Верны ли суждения о церкви?

А. Церковь – организация, существующая на государственные средства.

Б. В современной России церковь отделена от государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

19. Решая, как относится к другим людям, человек:

1) проводит критический анализ

2) совершает моральный выбор

3) даёт самооценку

4) удовлетворяет потребности

20.Гарантией соблюдения моральных норм каждым человеком служит:

1) законодательство страны

2) знание их человеком

3) образованность человека

4) умение поступать морально

21. Верны ли суждения о морали?

А. Суть морали – в высокой требовательности к самому себе.

Б. Мораль – это оценка государством поступков человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ I

22. В приведённом списке указаны черты сходства науки и религии, а также черты отличия науки и религии. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства (в порядке возрастания), а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия (в порядке возрастания)

1) является универсальной формой культуры

2) выступает в качестве способа и формы познания

3) предполагает построение сложной системы доказательств

4) удовлетворяет духовные потребности человека

5) признаёт акт сотворения мира высшими силами

6) изучает закономерности предметов и явлений

23. В приведенном списке перечислены черты сходства и черты от­личия моральных и религиозных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) выполняют функцию регулятора поведения человека

2) возникли до появления государства

3) основаны на мнении людей о правильном поведении

4) регулируют поведение людей, разделяющих определенные ве­рования

24. Установите соответствие между ступенью образования и примером: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

1) среднее профессиональное

Б) спортивная школа

Г) курсы английского языка

25. Установите соответствие между различными типами культуры и их признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

1) неизвестное авторство большинства произведений

2) ориентированность на коммерческий успех

3) стремление к извлечению прибыли

4) передаётся из поколение в поколение

1. 26. Прочитай приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

А) В современном мире распространены десятки различных конфессий, последователь которых проживают в одних странах и регионах.

Б) Жизненно важным в этой связи является формирование чувства уважения к людям, исповедующим не ту веру, к которой принадлежишь ты сам. В) Очевидно, что без терпимого и толерантного отношения людей друг к другу совместное проживание представителей разных конфессий невозможно.

Определите, какие положения текста

1) 1) отражают факты

2) 2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ I

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 27, 28.

расширение сети ПТУ

сокращение бюджетных мест в ВУЗах

введение профильного обучения в старших классах средней школы

27. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке ВОЗРАСТАНИЯ без пробелов и разделительных символов.

1) каждый пятый из опрошенных педагогов отрицательно оценил изменения в системе среднего специального образования

2) введение профильного обучения в старших классах одобрила половина опрошенных

3) большинство опрошенных педагогов не смогли определиться со своим отношением в реформам в области образования

4) сокращение количества бюджетных мест в ВУЗах больше половина опрошенных оценили негативно

5) около трети опрошенных педагогов положительно оценили реформы в системе профтехобразования

28. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны в порядке ВОЗРАСТАНИЯ без пробелов и разделительных символов.

1) профилизация старших классов средней школы вызвала поддержку педагогического сообщества, что связано с необходимостью раннего выявления и развития способности детей

2) вызывает настороженность педагогов сокращение бюджетных мест, это может привести к платности высшего образования и снижению его доступности для выходцев из малоимущих семей

3) коммерциализация высшего образования в целом позитивно расценивается опрошенными, что расширит возможности образовательного кредитования

4) поддержка расширения сети учреждений среднего специального образования педагогами связана с острой необходимостью подготовки рабочих, технического персонала

5) реформы в области высшего образования в наибольшей степени поддерживаются педагогами

. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ II

1. Искусство как одну из форм культуры отличает

1) логическая стройность выводов

2) отображение мира в образной форме

3) обобщение системы фактов, полученных опытным путём

4) выстраивание системы доказательств

2. М. участвует в ежегодном фестивале артдизайна, представляя свои работы. Для создания своих работ он использует последние достижения компьютерного моделирования. Ряд работ М. уже приобретён крупными фирмами для рекламы своих продуктов. К какой области культуры относится деятельность М.?

1) наука 3) религия

2) искусство 4) мораль

3. На экраны многих стран мира одновременно вышел модный фильм. Зритель был потрясён увиденными компьютерными спецэффектами. Создатели фильма заявили, что рассчитывают получить от проката фильма рекордную прибыль. О продукте какой культуры идёт речь?

1) массовой 3) элитарной

2) народной 4) традиционной

4. Верны ли суждения о культурных ценностях?

А. К культурным ценностям относятся памятники архитектуры и живописи

Б. Традиции и навыки в области искусства, науки являются культурными ценностями.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

1) мифологического знания 3) народной мудрости

2) житейского знания 4) научного знания

6. В современном мире возрастает ответственность учёных за свои открытия и исследования. Причиной этого можно считать

1) отсутствие талантливых и знающих учёных

2) усиление воздействия науки и техники на жизнь людей

3) отказ государства о финансирования научной деятельности

4) свёртывание многих научных направлений и школ

7. Верны ли суждения о науке?

А. Наука зародилась одновременно с появлением религии.

Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли суждения о науке? Наука – это

А. Теории и законы, объясняющие устройство мира, общества, сущность человека.

Б. Сообщество учёных, организации и учреждения, занимающиеся исследованиями.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. Главной задачей образования в современном мире является:

1) непрерывность образования

2) обеспечение конкурентноспособности страны

3) гуманитаризация системы образования

4) введение платного образования

10. Помимо общеобразовательных предметов, учащийся М.? изучает устройство автомобиля, правила дорожного движения, другие предметы, необходимые для получения профессии автомеханика. На какой ступени образования находится учащийся М.?

1) дополнительное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование

4) среднее профессиональное образование

11. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии современного образования?

А. Для современного образования характерен индивидуальный подход к ученику, возможность выбора им курсов по выбору.

Б. Современная школа предоставляет учителю возможность выбирать методики преподавания, учебники и учебные пособия.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Верны ли суждения о современных задачах образования?

А. Задача образования в современном мире – обеспечить всем гражданам страны начальное образование.

Б. Одной из задач образования является обязательное получение высшего профессионального образования.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ II

1. Используя дополнительную литературу, Интернет, материалы из курса истории России, ответьте на вопрос.

В каких областях науки в первые десятилетия после Второй мировой войны были наиболее яркие достижения, которые имели важные практические результаты?

Космические исследования, кибернетика, машиностроение, автомобилестроение, радиоэлектроника, генетика, биотехнологии.

2. Установите соответствие между характеристиками художественных направлений в изобразительном искусстве и их названиями.

Установите соответствие между характеристиками художественных направлений в изобразительном искусстве и их названиями

3. Установите соответствие между этапами создания единого информационного пространства и датами.

Установите соответствие между этапами создания единого информационного пространства и датами

4. Среди элементов новой картины мира и новых ценностей, характерных для постиндустриального общества, выделите те, которые наиболее важны для взаимодействия между людьми в современном мире. Выберите правильный ответ и обведите его номер кружком.

1) Стремление понять естественный ход вещей, вместо того чтобы изменить мир.

2) Желание быть в гармонии с природой, вместо того чтобы подчинить и покорить природу.

3) Осознание гармонии человека и мира, естественной связи человека с мирозданием вместо противопоставления человека миру и подхода к человеку как к некой песчинке в случайном мире атомов.

4) Уважение к многообразию, различным точкам зрения, мнению других вместо поиска единственно верного и правильного для всех взгляда на мир.

5) Понимание мира как саморазвивающейся и эволюционирующей системы вместо поиска отдельных закономерностей и случайностей мироздания.

6) Постижение сложной взаимосвязи хаоса и порядка вместо отношения к хаосу только как к разрушительной силе.

7) Осознание того, что неопределённость и вероятность присущи самому миру, вместо подхода к вероятности как к проявлению недостаточности наших знаний.

В условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы всё больше оказываются организованными по принципу сетей. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение сетевой логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью. Принадлежность к той или иной сети или отсутствие таковой наряду с динамикой одних сетей по отношению к другим выступают в качестве важнейших источников власти и перемен в нашем обществе; таким образом, мы вправе охарактеризовать его как общество сетевых структур. . Сети оказываются институтами, способствующими развитию целого ряда областей: капиталистической экономики, основывающейся на инновациях, глобализации и децентрализованной концентрации; сферы труда с её работниками и фирмами, основывающейся на гибкости и адаптируемости; сферы культуры, характеризуемой постоянным расчленением и воссоединением различных элементов; сферы политики, ориентированной на мгновенное усвоение новых ценностей и общественных умонастроений.

История только начинается, если понимать под ней то, что после тысячелетий доисторической битвы с природой, сначала выживая в борьбе с ней, а затем покоряя её, человеческий вид вышел на такой уровень знаний и социальной организации, который даёт нам возможность жить в преимущественно общественном мире. Речь идёт о начале иного бытия, о приходе нового, информационного века, отмеченного самостоятельностью культуры по отношению к материальной основе нашего существования. Но вряд ли это может послужить поводом для большой радости, ибо, оказавшись в нашем мире наедине с самими собой, мы должны будем посмотреть на своё отражение в зеркале исторической реальности. То, что мы увидим, вряд ли нам понравится.

Какие черты нового сетевого общества вам представляются наиболее важными? Перечислите позитивные и негативные явления, которые, по вашему мнению, присущи сетевому обществу.

Черты: организация по принципу сетей, которые влияют на развитие различных сфер жизни общества.

Негативные явления: отстранение от общества.

Позитивные: быстрое распространение информации.

6. Установите соответствие между характеристиками направлений в архитектуре и их названиями.

Установите соответствие между характеристиками направлений в архитектуре и их названиями

7. Прочитайте высказывания современных мыслителей и ответьте на вопрос.

8. Прочитайте высказывание теоретика архитектуры Ч. Дженкса и ответьте на вопрос.

Каким новым представлениям о мире и новым научным идеям соответствует концепция современной архитектуры постмодернизма?

Новые науки о сложных системах, включающие фрактальную геометрию, нелинейную динамику, новую космологию, теорию самоорганизации и др., принесли с собой изменение мировоззренческой перспективы.


1. Наука. В 1960—1980-е гг. продолжалась деятельность научных школ, сложившихся в предыдущие десятилетия советской истории. Один из крупнейших математиков XX в. А. Н. Колмогоров развивал такие разделы математики, как теория вероятностей, теория функций, теория информации. М. В. Келдыш добился значительных результатов в области прикладной математики и механики. Будучи крупным организатором советской науки (президент АН СССР в 1961—1975 гг.), он осуществлял руководство космическими программами. В 1970-х гг. советскими лауреатами Нобелевской премии стали Л. В. Канторович за разработку экономико-математических моделей, П. Л. Капица за многочисленные научные разработки в области физической науки.

Развивались новые научные направления. В частности, академик Р. 3. Сагдеев, будучи директором Института космических исследований АН СССР, руководил исследованиями в областях физики плазмы, проблемы управляемого термоядерного синтеза, космической физики. В 1970-х гг. математики С. П. Новиков и Г. А. Маргулис стали лауреатами Филдсовской медали — высшей награды, присуждаемой в области математической науки.

В 1970—1980-х гг. продолжалось освоение космоса. В марте 1965 г. А. А. Леонов впервые вышел в открытый космос. Советские аппараты совершили посадки на Луне, Венере, Марсе. Началось создание орбитальных космических станций. С. Е. Савицкая в 1984 г. первой из женщин совершила выход в открытый космос.


Над Чёрным морем. Художник А. А. Леонов

Среди учёных в области гуманитарных наук выделялись Д. С. Лихачёв, работающий в области древнерусской литературы, и В. А. Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор.

Ведущими центрами советской науки продолжали оставаться Академия наук СССР, Новосибирский Академгородок, крупные высшие учебные заведения.

В каких сферах в 1970-е — первой половине 1980-х гг. советские учёные достигли выдающихся успехов?

2. Образование. В 1972 г. в СССР было принято постановление о переходе ко всеобщему среднему образованию. Благодаря ему уже в 1975 г. 86% молодёжи получили среднее образование. Большое внимание уделялось средним профессиональным училищам, которые наряду с образованием давали рабочую квалификацию своим выпускникам. С целью выявления талантливых школьников распространение получили предметные олимпиады, летние курсы, которые проводили видные учёные, другие формы привлечения подростков к науке.

В области высшего образования происходил рост числа университетов, частично преобразованных из педагогических институтов. Сохраняли свои ведущие позиции главные образовательные учреждения страны: Московский и Ленинградский государственные университеты, Московский физико-технический институт, Московский инженерно-физический институт, Московское высшее техническое училище им. Баумана. Гуманитарное образование в основном было нацелено на подготовку партийно-идеологических работников и учителей.


Маршалы Советского Союза Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский на Красной площади 24 июня 1945 года. Художник С. Н. Присекин

В жанре фантастики работали писатели А. Н. и Б. Н. Стругацкие, И. А. Ефремов. М. М. Жванецкий и Ф. А. Искандер стали известными писателями-сатириками.

Многонациональная литература Советского Союза была ярко представлена творчеством поэтов — дагестанского Р. Гамзатова, балкарского — К. Кулиева, калмыцкого — Д. Кугультидинова; писателей — белорусского В. Быкова, киргизского — Ч. Айтматова, украинского — О. Гончара, нивхского — В. Санги, чукотского — Ю. Рытхэу.


А. Б. Пугачёва

В любимом народом музыкальноэстрадном жанре выделялись композиторы А. А. Бабаджанян, Р. В. Паулс, A. Н. Пахмутова, исполнители И. Д. Кобзон, М. М. Магомаев, Г. К. Отс, А. Б. Пугачёва, Э. С. Пьеха. В области классической музыки работал Р. К. Щедрин.

Запоминающиеся образы в театральном и киноискусстве оставили Л. М. Гурченко, Е. П. Леонов, И. М. Смоктуновский, А. И. Райкин, чеченский эстрадный танцовщик и актёр М. А. Эсамбаев.


В. С. Высоцкий


М. Н. Плисецкая

Большую роль в развитии искусства балета сыграли латвийский солист балета и балетмейстер М. Э. Лиепа, выдающаяся балерина М. М. Плисецкая.

Насыщенной была спортивная жизнь. Советские спортсмены достойно выступали на Олимпийских играх, чемпионатах мира по хоккею, фигурному катанию, другим видам спорта. Выдающийся шахматист А. Е. Карпов стал трёхкратным чемпионом мира. Двукратный олимпийский чемпион и восьмикратный чемпион мира по хоккею, один из ведущих хоккеистов СССР 1970-х годов В. Б. Харламов получил признание не только в своей стране, но и за её пределами.

Благодаря появлению видеомагнитофонов начались нелегальные, квартирные просмотры западных кинофильмов, не выходящих в советский прокат. Распространение звуковых усилителей привело к созданию советских подпольных музыкальных рок-групп.

Для советской интеллигенции данного периода был характерен неподдельный интерес к художественной жизни страны. СССР считался самой читающей страной в мире. Значительные тиражи изданий быстро расходились и были дефицитом.

Попробуйте купить Ахматову,

Вам букинисты объяснят,

Что чёрный том её агатовый,

Куда дороже, чем агат.

(А. А. Вознесенский)

2. Почему советские спортсмены добивались выдающихся успехов на международной арене?

3. Какую роль играли цензурные ограничения в культурной жизни страны?

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.

4. Составьте описание нескольких известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода (по выбору). Объясните причины их популярности.

5. Расскажите об одном из выдающихся спортсменов второй половины 1960-х — первой половины 1980-х гг. и его спортивных достижениях, подготовьте презентацию.

6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

1. За что Л. В. Канторович, единственный из всех советских и российских учёных, получил Нобелевскую премию по экономике?

2. Как, когда и зачем в Новосибирске был построен Академгородок?

3. Что предусматривала школьная реформа 1984 г.? Удалось ли достичь поставленных целей?

4. С чем была связана необыкновенная популярность Театра на Таганке в 1970-е гг.?

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества.

В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям.

Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Духовный мир личности – это внутренний стержень человека, основа его мировоззрения. В этот термин входит полная структура взглядов человека на мир, которые, как правило, свойственны тому социальному классу, в который он оказывается включен.

Речь идет не только о ступеньке социальной лестницы, но и о поколении, религиозных взглядах, стране, окружении и т.д. Духовный мир личности, ее мировоззрение позволяют выбрать вектор продвижения в жизни.

Потому, что Россия – многонациональное государство. Многонациональное государство или полиэтническое государство — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы.

Культурные растения (агрокультуры) — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

Культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих.

Вопрос 3. Что автор документа относит к культурным ценностям? Укажи среди них результаты творческой деятельности человека.

Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора – результаты творческой деятельности.

Вопрос 4. Проанализируй приведённые статистические данные. Сделай на их основе выводы о состоянии музеев в нашей стране.

Число музеев федерального значения выросло на 2 за период 2007-2008 гг.

  • Общая площадь значительно выросла в 2009 году.
  • Объем фондов практически не изменился.
  • Число экскурсий было пиковым в 2008 году.
  • Музеи в нашей стране слабо развиваются, находятся в стагнации.
Вопрос 5. Какая роль в сохранении культурного достояния страны отводится государству? Как в документе определено значение воспитания уважения к культурному наследию?

Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.

Культура во всех её формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.

На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культурным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа…

Самоокупаемость культуры (или отдельной её части) может быть декретирована в тех случаях, когда она не ведёт к снижению качества культуры.

Террористический акт в Беслане — захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных потребностях.

На третий день около 13:05 в школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и силами Центра специального назначения Федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) был предпринят штурм.

Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов. Единственный взятый живым террорист, Нурпаша Кулаев, был арестован и впоследствии приговорён судом к пожизненному заключению.

Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и свыше 800 получили ранения разной степени тяжести.

Более подробный материал с фото можно посмотреть на странице ► Трагедия в Беслане

Вопрос 7. Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?

Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Вопрос 8. Что представляет собой духовная сфера?

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
  • мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
  • искусство — художественное освоение мира;
  • наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
  • право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
  • образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д.

Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Вопрос 9. Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

Преобразуя естественные природные материалы (камень, глину, кость и т. д.), он одновременно преобразовывал себя: совершенствовал умения, развивал творческие способности, воображение, образное мышление.

Все эти приобретаемые свойства и качества человека тоже становились достижениями культуры. Это была уже культура не внешняя, проявлявшаяся в созданных человеческими руками неодушевлённых вещах, а культура внутренняя, превращающаяся в достояние и богатство человека.

Исторический опыт показывает, что без труда и борьбы с собственной ленью восхождение к вершинам культуры невозможно. Подлинный путь к культуре — это путь радостных открытий, путь самостоятельного глубокого проникновения в гуманистический смысл великих произведений культуры.

Иной путь к культуре — путь, так сказать, престижного присвоения отдельных её достижений. Его особенность состоит в том, что ценности культуры в этом случае служат только цели возвыситься в чьих-то глазах.

Для того чтобы быть настоящим ценителем прекрасного, мало обзавестись десятком собраний сочинений классиков, модных аудиозаписей или дисков. Человек по-настоящему культурный способен за художественными образами увидеть жизнь во всей её полноте и сложности. Общение с искусством является для него дополнительным источником, побуждающим к поиску средств решения реальных проблем окружающей жизни.

По-настоящему культурный человек стремится быть широко образованным. Он не может замыкаться только в узких рамках специальных знаний. Ему интересно не только то, что практически полезно. Ему нужен мир во всём богатстве красок и звуков.

Истинно культурный человек не может чувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижают других людей. Человечность, порядочность — это те качества, которыми непременно обладает культурный человек.

Вопрос 10. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. Освобождение общества от господства одной идеологии привело к тому, что россияне получили широкий доступ ко всему многообразию достижений человечества без каких-либо ограничений.

Правда, в этом потоке, захлестнувшем Россию, встречаются не только шедевры и безусловные культурные ценности. При невысоком уровне художественных запросов некоторой части общества немало низкопробных и малохудожественных поделок заполнили культурное пространство. Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции.

Реформы, развернувшиеся во всех сферах общества, не могли не отразиться и на развитии культуры. Переход к рыночным отношениям существенно изменил положение духовной сферы. С одной стороны, государство перестало быть единственным источником её финансирования. А с другой стороны, не все учреждения культуры могут выживать самостоятельно. В обществе не стихают споры о том, хорошо это или плохо.

Возможно, преодоление сложностей культурного развития в условиях рынка заключается во взаимодействии государства, общественных организаций, частных лиц.

В последние годы всё шире распространяется деятельность меценатов. Культурные фонды, в которые вносят свой вклад фирмы, предприниматели, общественные деятели, не только способствуют поддержанию и возрождению памятников культуры, но и финансируют различные культурные акции: музыкальные и театральные фестивали, творческие конкурсы, гранты для наиболее талантливых исполнителей и учёных, выставки и др.

Культура России является многонациональной. В этом проявляется её уникальность. В культурной жизни страны находит место многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п. Сохранение этого культурного сотрудничества — задача всех поколений россиян. Именно в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти.

Вопрос 11. Как ты понимаешь главную мысль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.

Мир, который нас сотворил – это природа. А тот, что сотворили мы – человеческое общество и все его технические и культурные проявления. Этот мир зависит от человеческих возможностей (следовательно, времени), психологии, географического положения, структуры общества. Этот мир основан на техническом и культурном прогрессе.

Вопрос 12. Сделай выводы из следующих данных: 2005 год для российского кинематографа ознаменован тем, что впервые за его современную историю в пятёрку лидеров кинопроката попали сразу четыре российских фильма. Увеличилось и общее количество отечественных кассовых фильмов, о чём свидетельствуют значительные по сравнению с предыдущими годами тиражи фильмокопий.

Российский кинематограф стремится совершенствовать свои фильмы, сделать их доступнее и интереснее для определенного круга зрителей. Улучшается качество фильмов, тем самым делаем вывод, что российский кинематограф становится значительнее популярнее.

Вопрос 13. Плановая проверка сохранности коллекций Эрмитажа выявила пропажу более 200 шедевров. О каких проблемах в духовной сфере свидетельствует эта ситуация? Аргументируй свои выводы.

Эта ситуация свидетельствует об отсутствии морали, нравственности, неправильном воспитании и не привитых духовных ценностей, вследствие этого люди нарушают закон (кража, хищение).

Читайте также: