Введение в чтение гегеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако интерпретация Кожéва не утратила своей популярности с течением времени и не была низведена до статуса псевдонаучной профанации. В чем же причина? Дело в том, что в этом оригинальном прочтении учение Гегеля сплелось с марксизмом, феноменологическим методом и экзистенциальной философией, породив одну из ветвей неогегельянства. Таким образом, лекции Кожéва — это не сомнительное изложение комментариев к Гегелю, а самостоятельное философское учение.

Атеистическая трактовка Гегеля

Марксистские мотивы

Моменты экзистенциальной философии

Но прежде чем перейти к разбору того, что именно и как именно было прочитано, необходимо остановиться на одном важном (если не сказать важнейшем) обстоятельстве, касающемся непосредственно этой книги. К сожалению, русский переводчик А. Г. Погоняйло не обратил на него никакого внимания. Дело в том, что представленный в виде книги текст является, мягко говоря, лишь пунктирной фиксацией состоявшегося события мысли.

Лекции по Гегелю читались и до Кожева. Влияние идей немецкого философа явственно ощутимо в русской философии XIX века, в английском гегельянстве (Брэдли, Томас Грин, Бозанкет), в Италии (вспомнить хотя бы Кроче), не говоря уже о марксистской традиции. Каждая волна прочтения выдвигала собственную версию понимания Гегеля — и все же, даже на этом фоне можно сказать, что чтения в Высшей практической школе возродили интерес к гегелевскому наследию. Точнее говоря, интерес к наследию как к живому, словно бы только что написанному тексту.

Исходный дефицит, нехватка в качестве начала, инициирующего бытие того, ради чего стоит быть, это, помимо всего прочего, суть признаки любой серьезной философии в отличие от разновидностей душеспасительного бальзама. Происхождение подлинности, самости, или, если угодно, души, неизбежно катастрофично, на свой лад об этом говорят все существенные мыслители — от Платона с его утерей духовной родины и последующим анамнезисом, до хайдеггеровской заброшенности в мир и фрейдовской первичной травматической сцены. Согласно Мидрашам, Тора изливается в мир в ответ на встречную жажду алчущих.

Раб, напротив, сохраняет себя, поскольку отказывается делать решающую ставку, поскольку никогда не отдаст пол-царства за коня. Его беспокойство духа перешло во внутренний трепет, ибо раб воистину знает, что такое страх. Здесь, как и во всех точках разрыва, где бытие не гарантировано себе самому по правилам диалектического аттракциона, текст Гегеля отличается наибольшей глубиной, и в то же время лаконичностью.

Особое удовольствие состоит в том, чтобы следить, как от семестра к сестру изменялся подход Кожева к той или иной теме. И за читателя, способного получить подобное удовольствие, остается только порадоваться.

Мировой дух лукав и терпелив; лукав, ибо через людей, преследующих свои цели, домогается цели собственной; терпелив, поскольку возложил на свои плечи огромную работу мировой истории, придя в итоге к постижению самого себя.[346] Время от времени этот самый дух облачается в единственно подобающее ему одеяние, в униформу, и делает это, как правило, в день решающей битвы, дабы явиться людям в блеске и славе, прекрасным и ужасающим. Два таких явления засвидетельствованы документально: одно произошло 18 февраля 3102 г. до P. X., другое — в середине октября 1806 г.[347]

Накануне великой битвы на поле Куру, поле Дхармы, две армии противостоят друг другу, и Арджуна, великий вождь Пандавов, просит Кришну, своего колесничего, друга и родственника, отвезти его в центр поля, чтобы он мог видеть оба войска. В стане врага он замечает друзей, родственников и наставников и говорит, что лучше ему самому пасть, чем убивать своих. Кришна же объясняет Арджуне, что Самость (атман) не может ни убивать, ни быть убитой, и кроме того эта битва — величайшая из битв. Доводы не очень убеждают

Арджуну, и тогда Кришна — аватара (нисхождение) Вишну — открывает свой подлинный лик. Потрясенный Арджу- на понимает, что он всего лишь орудие в руках бога. Сражение начинается.

Так случилось, что Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю довелось после победы французов над немцами под Йеной лицезреть въезжающего в город на белом коне Наполеона. Когда философ увидел императора, его осенило, что представшее ему видение — не какая-нибудь безделица^ но мировая душа в миг завершения истории. Да, именно Иенской битвой и завершается мировая история, история становления мирового духа. Якобинский террор научил раба смотреть в лицо смерти. Но выдерживающий взгляд смерти уже не раб. Он гражданин всемирного государства, солдат и работник империи Наполеона. Наполеон завершил историю, ибо больше двигаться было некуда. Сам он этого не понял. Не понял он и того, что в нем самом завершилось становление мирового духа: его становление в себе, но не для себя. И если Наполеон этого не уразумел, то это понял Гегель. А поскольку абсолютный дух предполагает совмещение быть и осознавать, то наиболее полно мировой дух осуществился в личности самого Гегеля.[348]

Стало быть, говоря о самосознании как таком сознании, предметом которого стала бесконечность различения, или само сознание, Гегель ведет речь не о чем ином, как об адекватном понимании бытия, ибо только в сознании реальность становится всей, или целой, и тем самым, по Гегелю, действительной. Напомним: истина традиционно понимается как adaequatio, соответствие ума и вещи, и истина, говорит Гегель, есть целое (Ganze). Что-то отдельное, единичное, взятое само по себе для Гегеля — всегда абстракция; только будучи опосредовано всеобщим (будучи понятым, поставленным под вопрос о сущности сущего) оно конкретизируется, обретает статус действительного.

Предисловие к переводу

В дополнение

В дополнение * * *Главным условием зрительного восприятия является свет. Свет Солнца принято считать белым. В видимой области он состоит из семи лучей соответственно семи известным цветам. Когда белый свет падает на вещество, то он либо проходит через него

В дополнение

В дополнение * * * Зуб состоит из выступающей в полость рта коронки, шейки и погруженного в челюстную кость корня. Основное вещество зуба – дентин, коронка покрыта эмалью, шейка и корень – цементом.Эмаль – преобразованный эпителий; на 96—98 % состоит из минеральных веществ

В дополнение

В дополнение Если вы уже устали (например, сидеть за компьютером):1. Если на дворе ночь – пора спать.Если надо работать, то:2. Сделайте нехитрые упражнения: вытяните позвоночник (можно повисеть на перекладине), помассируйте мышцы воротниковой зоны (место перехода шеи в

В дополнение

В дополнение

В дополнение Загадка Эдварда Баха Как доктор Бах находил растения, способные исцелять недуги? На этот вопрос сегодня можно ответить лишь отчасти.Обладая очень тонкой чувствительностью, свойства различных цветов он определял по тому воздействию, которое они оказывали

4.1. 1-е дополнение

4.1. 1-е дополнение 4.1.1. Имагинация как внутренний опытИмагинация есть как бы высший орган разума, его высшая деятельность — одновременно творческая и познавательная. Она проявляется в двоякой форме: в форме созерцания и в форме инспирации-вдохновения. Вдохновение —

В дополнение

В дополнение Когда стоит бросить якорь в море общения, или Правила прикосновений 1. Не стоит прикасаться к собеседнику, если он в плохом настроении или если обсуждается неприятный для него вопрос. 2. Прикосновения также связаны с проникновением в чужое жизненное

В дополнение

В дополнение Различные народы весьма по-разному используют взгляд в общении. Шведы, к примеру, в ходе разговора смотрят друг на друга больше, чем, скажем, англичане. Индейцы племени навахо учат детей не смотреть на собеседника. У южноамериканских индейцев племен витуто и

Предисловие к переводу Мацзу

ДОПОЛНЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ Благодаря трудности, а подчас и полной невозможности в наше грозное время разыскания и выписывания из-за границы книг, я оказался совершенно не в силах с должной полнотой исследовать новейшую литературу о Священной Книге Тота. Когда печатание моей работы уже

Предисловие к русскому переводу

Введение в чтение Гегеля: лекции по феноменологии духа (Французский: Введение а ля лекция Гегеля) - это книга 1947 года о Георг Вильгельм Фридрих Гегель философом Александр Кожев, в котором автор сочетает трудовую философию Карл Маркс с бытием-к-смерти Мартин Хайдеггер. Кожев развивает множество тем, которые имеют фундаментальное значение для экзистенциализм и французская теория, такая как конец истории и диалектика господина-раба.

Резюме

Кожев утверждает, что Систему Гегеля нужно рассматривать как круговую и возвращающуюся к самой себе. [1]

Кожев принимает концепцию Хайдеггера Тревога перед лицом смерти и применяет его к страху, которого Раб боится в его первоначальном конфликте с Мастером. Нежелание раба принять смерть, в отличие от Мастера, приводит к их неравным отношениям. [2]

Под влиянием взглядов Хайдеггера на то, как Dasein Стоя перед смертью, Кожев видит в человеке принципиально негативное существо, которое отрицает существование посредством труда. [3]

Прием

Некоторые утверждали, что книга является скорее разработкой собственной философии Кожева, чем простым комментарием к Гегелю. Например, Ф. Роджер Девлин утверждает, что это все равно, что называть Фомы Аквинского. Summa Theologica простое введение в Аристотель. [5]

Чтение книги Симоной де Бовуар подчеркнуло бы отношения господина и раба между мужчинами и женщинами, которые она видела в Второй секс (1949). [6]

Читайте также: