Второй тюркский каганат кратко

Обновлено: 14.05.2024

Второй тюркский каганат 679-744 гг.

История Второго тюркского каганата являет собой пример последнего и, возможно, самого интересного, взлета государственности древних тюрков, тюрков-тугю, тюркютов, тюрков-тукюе или "голубых, небесных" тюрков, как называл их Лев Николаевич Гумилев.
После гибели этого государства от внутренних смут и мятежа подвластных племен, тюрки как народ практически исчезают со страниц истории, но тем не менее именно тюрки становятся предками многих народов, именно по их имени теперь называют нас, киргизов и казахов, башкиров и узбеков, турков и кумыков, и многих, многих других.

За год-полтора восточные тюркюты из степных господ превратились в беглецов, стремившихся сдаться китайцам.

Количество тюрков, подчинившихся китайскому императору, достигло 190 тыс. Император счел целесообразным поселить их вдоль границы в степях Ордоса и Алашаня и использовать как вспомогательные войска для дальних походов, а в мирное время – как охранников границы.

Любопытно, что за 50 лет, с 630 по 679 гг., с кочевниками, поселившимися в Ордосе, произошли такие изменения, что они стали называться голубыми или небесными тюрками и слились в единый народ.

Традиционное уважение к роду Ашина, поддерживавшее династию в середине VII в., сменилось полным безразличием после того, как последние каганы показали себя верными слугами китайцев и врагами своего народа.

Западные тюрки перестали видеть смысл в объединении, подчинившем их Китаю.

Именно период тотального влияния Китая на страну Отюкен выбрали тюрки, дабы восстановить или, скорее, заново создать свою империю. В 679 г. было положено начало распаду империи Тан.

Крупные рунические памятники, обнаруженные на территории нынешнего Казахстана, отражают период так называемого Второго Тюркского каганата и начало Уйгурского каганата; надписей Первого Тюркского каганата не найдено.

В тюркской истории редко случалось, чтобы единственным чувством народов была племенная верность и уважение к далекому предку, чье дело начинало возрождаться. По-видимому, это чувство восходит к новым временам.

Восстание было массовым, по сути своей народным, но его постигла судьба всех аналогичных движений. Восстание было обречено, поскольку враги были повсюду, зато оно имело продолжение в новой форме: почти через год после разгрома тюрок война под руководством новых вождей приняла иной оборот. На этот раз выступили осколки аристократии, просвещенные тюрки, получившие китайское образование.

Горстка тюрков – семнадцать, затем семьдесят, затем шестьсот человек, как гласит исторический текст (его, разумеется, нельзя понимать буквально, так как числа имеют мистический смысл), – ушла в партизаны во главе с Кутлугом, который имел достоинство тугуна (офицерский чин).

Следует уточнить, что Кутлуг не имел прямого права на престол, т. е. это была не борьба отстраненных от власти царевичей, а народное движение.

Во время восстания Кутлуг, вместо того чтобы толкать необученные толпы на копья латников, напал на ничего не подозревавших уйгуров (в те годы они были верными слугами китайского императора) и отбил у них косяк коней, необходимых для партизанской войны. Кутлуг восстановил старую систему чинов и, следовательно, ввел дисциплину. Это была не мобилизация толп, а создание отряда из старой знати, не отвыкшей от военного дела, что сделало возможным вести партизанскую войну. Кроме того, Кутлуг привлек людей, получивших китайское образование. И один из таких людей был Тонюкук – весьма яркая, неординарная личность. Это был образованный тюрк, который сыграл немалую роль в восстании.

Ход войны вскоре изменился.

Успехам тюрков способствовал происшедший в Китае переворот: вдовствующая императрица У-хоу арестовала своего сына и сослала в Центральный Китай. Начались внутренние распри, что, безусловно, ослабило китайскую армию. В кровопролитном бою в провинции Шэньси китайцы были разбиты. Их потери, по сведению китайских источников, исчислялись в 5 тыс. человек.

Воля в борьбе за независимость привела к восстановлению Тюркского каганата.

Любопытно, что совершенно аналогичное восстание произошло у западных тюрков: дело освобождения тюрок вступило в новую фазу.

По существу восстания западных и восточных тюрок однотипны, но у первых оно было немедленно подавлено, а у вторых имело поистине грандиозный успех.

Императорские войска не сложили оружия, но стали сражаться вяло и неохотно. В 689 г. династия Тан была упразднена, и императрица приняла титул императора. Буддисты немедленно создали сочинение, доказывающее, что У-хоу – дочь Будды и наследница династии Тан. В благодарность императрица издала указ строить по всей стране храмы Будды.

Внимание китайского общества занимали произведенный переворот, казни, пропаганда буддизма, что в значительной мере предопределило возможность воссоздания Тюркского каганата.

Итак, орда небесных тюрок поддерживалась главным образом железной волей своих основателей и их военными талантами, стоявшими на принципах военной демократии.

Безусловно, тюрки Второго каганата еще в большей степени, чем в период Первого, находились в состоянии военной демократии. Внутри армии иерархия не исключала равенства, но для окружающих это была не демократия, а живодерня. Поэтому основным противоречием в таком обществе было противоречие между господствующими и покоренными племенами.

Конечно, план был грандиозен, но не весь реализован. Остается неизвестным, шла ли речь о захвате земель или об их разграблении, о подчинении или истреблении врагов. Судя по надписям, создается впечатление, что одни и те же события повторяются с упрямой периодичностью. Частично так оно и есть. Походы в Китай начинаются в 683 г., затем повторяются в 685, 687, 694, 698, 699 и 702 гг. Первая кампания в Согдиану имела место в 700–701 гг.; вторая, по призыву жителей Бухары, в 707 г.; по сведениям арабских историков, третья произошла в 712–713 гг. Она привела к покорению всей страны, кроме Самарканда. Что касается конфликтов между племенами, они остаются необъяснимыми. Кыргызы, к примеру, терпят поражение только для того, чтобы вновь подняться, или, по крайней мере, отличаются редким даром сопротивления. Между прочим, именно на добровольном или вынужденном сотрудничестве различных племен держалась Тюркская империя, как и любая империя степей. Империя тогуз-огузов особенно показательна в этом отношении. Присоединение этой группы племен к Кутлугу в 681 г. оказалось решающим фактором, а ее раскол, начиная с 716 г., ознаменовал закат Бильге-кагана. Хотя именно Бильге-каган гибкостью своей политики обеспечил двадцатилетний мир (722–742 гг.) всему Тюркскому каганату.

Благодаря его советнику Тонюкуку впервые в истории империи тюрков была принята политика, ориентированная на развитие собственной тюркской культуры. До того господствовало китайское влияние. Этот момент чрезвычайно важен, здесь была не только борьба государств, но и борьба культур, борьба мировоззрений. Великая степь манифестом заявила свое право не быть ни Китаем, ни другим государством, а быть только собой. Борьба за это велась еще со времен хуннского Модэ-шаньюя.

Тонюкук наметил новую мирную и военную программу действий: победами вынудить врага согласиться на приемлемый мир, не доводя противника до отчаянного сопротивления, и объединить тюркский мир в единый народ.

Тюркскому каганату от агрессивного Китая нужны были мир и независимость. И эти задачи решал Бильге-каган.

Тем временем в каганате усиливались центробежные силы.

Китайцы уже снова прибрали к рутам Джунгарию (714 г.), а ханство тюргешей во главе с ханом Су-Лу (717–748 гг.) опять захватил Тарим.

В 742 г. одновременно восстали уйгуры, басмалы и карлуки. Тюрки должны были расплачиваться за свои прошлые кровавые успехи. В 744 г. басмалы убили Озмиш-кагана и голову его отправили в Чанъань.

Китайский корпус из Ордоса окончательно разбил тюрок. Тюрок ловили и убивали всюду, как волков, и знамя с золотой волчьей головой больше никогда не развивалось над степью. Так распалась просуществовавшая почти 200 лет (552–743 гг.) Великая Тюркская империя.

На равнинах тюркской державы выросла уйгурская, а тюрки, не пожелавшие подчиниться уйгурам, откочевали на юг и подчинились Китаю. Держава рода Ашина перестала существовать. Но тюркский мир получил мощный толчок на будущие столетия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Миграции кочевых племен Сибири. Тюркский каганат

§ 3. Миграции кочевых племен Сибири. Тюркский каганат IV–VII вв. в степной зоне Сибири также были временем больших перемен. Эти столетия ознаменовались и рядом массовых миграций — перемещений значительных масс населения на новые места обитания, а также были временем

Русь (Алания) и Тюркский каганат

Глава 28 ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

Глава 28 ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ Около 570 г. в низовьях Волги замаячили знамена с золотой волчьей головой — это снова двинулись на запад войска Тюркского каганата.В 560-х годах они в союзе с Ираном разгромили царство эфта-литов и стали хозяевами почти всей Средней Азии. Причем

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ И ЕГО ПРЕЕМНИКИ

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ И ЕГО ПРЕЕМНИКИ Аридные зоны Евразии представлены двумя принципиально различными экологическими районами. В Восточной части Евразии преобладали обширные степи. Значительные пространства их давали возможность концентрировать людские ресурсы,

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ И ЕГО НАСЛЕДНИКИ

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ И ЕГО НАСЛЕДНИКИ Артамонов М.И. История хазар: 2-е изд. СПб., 2001.Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии. VI–VIII вв. М., 1996.Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1967.Камалов А.К. Древние уйгуры. VIII–IX вв. Алматы,

Фактор тюркский

Фактор тюркский В первые годы Второй мировой войны во многих официальных актах Германии, на страницах газет и журналов замелькали такие термины, как Туран, пантуранизм (туранизм), пантюркизм. В Министерстве иностранных дел была заведена особая папка документов под

Тюркский Халифат

Очерк второй Хазары. Хазарский каганат. Принятие иудаизма. Расцвет и гибель Хазарии

Глава 3 Великий Тюркский каганат. Уйгурский каганат

Глава 3 Великий Тюркский каганат. Уйгурский каганат Тюркоязычные народы и федерации в V–VII вв Великое переселение народов в III–V вв. привело к глобальным переменам в полосе цивилизаций между Рейном и рекой Хуанхэ.В самых восточных районах Монголии, по соседству с

Первый Тюркский каганат (551–630 гг.)

Первый Тюркский каганат (551–630 гг.) Муган-каган (правил в 553–572 гг.), наследник Бумына и Кара-кагана, окончательно утвердил господство Тюркского эля в Центральной Азии и Южной Сибири, покорив монгольские племена киданей в Юго-Западной Маньчжурии и кыргызов на Енисее. По

Тюркский каганат, Сасанидский Иран и Византия. Шелковый путь

Тюркский каганат, Сасанидский Иран и Византия. Шелковый путь После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья — Великого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле шелком были согдийцы (на

Тюркский Халифат

Тюркский Халифат

Тюркский Халифат Огузы в Халифате были обречены на триумф. Их питал Древний Алтай – родник духа тюркского народа. И Средняя Азия – земля творцов, поэтов, ученых – наследница Кушанского ханства.Когда в VII веке в Среднюю Азию пришла мусульманская конница, огузы, узнав об

Глава III Великий Тюркский каганат

Западный Тюркский каганат

Западный Тюркский каганат В VII веке, когда тюркский народ из Монголии завоевал большую часть Центральной Азии, буддизм распространился из Согдианы и Кашгара/Хотана, располагавшихся в южной части Восточного Туркестана, в долину реки Талас в южном Казахстане и в долину

В 630 г. Восточнотюркский каганат потерпел поражение в войне с китайским императором Тайцзуном. Тюркские племена были расселены императором в Ордосе и Шаньси и превращены в федератов империи. Часть тюркской аристократии поступила на имперскую службу. Но для основной массы кочевников, принудительно поселенных в строго ограниченных районах, условия существования были трудными. Наиболее тяжелой повинностью была "дань кровью" - обязанность участвовать в войнах империи.

Восстание тюрок в 679-681 гг., вначале потерпевшее неудачу, привело в 682 г. к уходу в Гоби одного из тюркских вождей из каганского рода Ашина, Кутлуг-чора. Закрепившись в горах Иньшань, Кутлуг-чор и его сподвижники сумели привлечь на свою сторону большую часть тюрок и вести успешные военные действия против императорских войск в Шаньси (682-687). Кутлуг объявил себя Ильтериш-каганом и этим актом провозгласил возрождение империи тюрок.

В 687 г. он покинул Иньшань и двинул свою сплотившуюся и закаленную в боях армию в Центральную и Северную Монголию. Между 687-691 гг. занимавшие эти территории племена токуз-огузов во главе с уйгурами были разгромлены и подчинены. Центр государства тюрок переместился в Отюкенские горы, на берега Орхона, Селенги и Толы. Объединив под своей властью два могущественных племенных союза - тюрок и токуз-огузов, Ильтериш-каган сделался грозным противником Таиской империи.

Возродилась традиционная структура Тюркского государства. Империя, созданная Ильтеришем и его наследниками, была территориальным объединением этнически родственных и иерархически соподчиненных племен и племенных союзов; идеологически связь их определялась общими верованиями и признанными генеалогиями, а политическое единство - общей военно-административной организацией и общими правовыми нормами (терю). Племенная организация (бодун) и политическая структура (эль) взаимно дополняли друг друга, определяя плотность и прочность социальных связей; по терминологии тюркских надписей, хан (каган) "держал власть над государством и был главой племенного союза".

Первенствовал в империи двенадцатиплеменный союз тюрок, возглавленный династийным племенем ашина. Вторым по политическому значению в империи был племенной союз токуз-огузов, "девяти огузских (племен)". Количественно токуз-огузы были более многочисленны, чем собственно тюркские племена, но политически менее консолидированы; их объединение, возникшее в начале VII в., возглавляли уйгуры. Активную роль в политической жизни империи играли еще две конфедерации племен - карлуки и басмылы. Во главе отдельных племен стояли их вожди - арканы, а во главе племенных объединений - эльтеберы.

Во главе управления империей стояли каган и его ближайшие сородичи, носившие титулы шад и ябгу. Кагана окружали советники (буюруки), исполнявшие военно-административные, дипломатические и судебные функции и носившие титулы таркан, чор, тудун. Племена для удобства административного управления были организованы в две территориальные группы - тардуш (западная) и телис (восточная). Ополчение обеих этих групп составляло соответственно правое и левое "крыло" воинского боевого порядка, а во главе их стояли близкие родичи кагана и наиболее влиятельные племенные вожди каждого "крыла".

Административное устройство империи с присущим ему дуализмом племенного и политического принципов было естественным отражением социальной структуры древнетюркской общины. Высшим ее сословием были беги, аристократия по крови, по праву происхождения из рода, особый статус которого в руководстве делами племени считался неоспоримым, освященным традицией. Элитой аристократии по крови были династийные роды и племена, противостоявшие простому народу. Каган олицетворял единство общины. Известные каганские надписи-манифесты содержали призывы к единству бегов и народа и их покорности кагану.

Полноправные члены рода и племени носили наименование эр - "муж-воин". "Мужем-воином" становился по праву рождения любой юноша, достигший определенного возраста, прошедший обряд инициации (совершение воинского или охотничьего подвига) и получивший "мужское (геройское) имя", независимо от того, был ли он одним из сотен рядовых воинов или принцем крови. Однако фактическое положение "мужа-воина" в племени и в государстве зависело от его знатности и его богатства.

Имущественная дифференциация внутри древнетюркских племен, как это показывают эпиграфические и археологические памятники, была весьма значительной. Богатство стало предметом гордости и похвальбы тюркской аристократии. Богатым противопоставлены в тюркской эпиграфике бедняки, которые названы "жалким, ничтожным, низким людом". Бедность не встречала сочувствия, более того, была презираема. Малоимущие свободные "мужи-воины" неизбежно попадали в личную зависимость от бегов, из них формировались дружина бега и его челядь. Но какими бы конфликтами ни отягощались отношения между бедными и богатыми "мужами", бегами и "простым народом", община в целом противостояла другой группе населения древнетюркского эля - полностью зависимым от "мужей-воинов" невольникам. Именно кулы-невольники и были бесправной социальной периферией древнетюркского общества.

В 691 г. Ильтериш-каган умер. Ему наследовал его младший брат, принявший титул Капаган-кагана, "Кагана-Завоевателя". Время его правления (692-716) отмечено наивысшим подъемом военно-политического могущества Второго Тюркского каганата и началом его распада.

В 693-706 гг. армия Капагана шесть раз форсировала Хуанхэ и глубоко проникала на территорию Северного Китая. Китайские войска не смогли доказать эффективного противодействия тюркам. Императрица У выплачивала Капагану огромные контрибуции и посылала дары, которые, скорее, были плохо замаскированной данью. В 696-697 гг. Капаган подчинил киданей, приостановив тем самым продвижение китайских армий на северо-восток, в предгорья Хингана, и обезопасив восточный фланг каганата. Северная и западная границы государства Капагана проходили в 699-708 гг. по Танну-Ола, Алтаю и Тарбагатаю. В 706-707 гг., подчинив племя байырку, тюрки заняли земли от верховья Керулена до Байкала. В 709-710 гг. тюркское войско заняло Туву и, перевалив Саяны, нанесло тяжелое поражение енисейским кыргызам. В 711 г. тюркское войско одержало победу над тюргешами и заняло Семиречье. Преследуя отступающих тюргешей, армия тюрок форсировала Сырдарью и дошла до границ Тохаристана. Однако в битвах с арабами под Самаркандом тюркское войско, оторвавшееся от своих тылов, понесло значительные потери и с трудом сумело вернуться на Алтай (713-714). Военные неудачи резко изменили обстановку - они послужили сигналом к восстанию ранее покорных племен. Восстание токуз-огузов было особенно грозным для империи тюрок. В пяти сражениях токуз-огузы были разбиты (715 г.), но восстание не было подавлено. В 716 г. великий иркин племени байырку напал на ставку Капагана на берегах Толы. Нападение было отбито, но сам Капаган попал в засаду и погиб. В том же году, после непродолжительной, но напряженной борьбы за престол, каганом стал его племянник, правивший под именем Бильге-кагана, "Мудрого кагана" (716-734).

Бильге-каган вступил на престол, когда империя, созданная его отцом, Ильтеришем, находилась на краю гибели. Западные владения отпали окончательно - сразу после смерти Капагана тюргешский вождь Сулук объявил себя каганом. Отказались от уплаты дани кидани. Продолжалось восстание огузов. Смута охватила и собственно тюркские племена. Бильге решился на энергичные действия. Кюль-тегин, брат Бильге, был поставлен во главе Войска, а семидесятилетний Тоньюкук, сподвижник Ильтериша и Капагана, пользовавшийся в племенах огромным авторитетом, сделан ближайшим советником кагана. Бильге и Кюль-тегин напали на уйгуров. Разгром уйгуров подорвал сопротивление племенного союза токуз-огузов, а богатая добыча воодушевила тюркское войско. Летом 718 г. Бильге разгромил киданей и вновь овладел Хинганом. Отряд Тудун Ямтара, одного из полководцев Бильге, напал на карлуков, принудил их к подчинению и завладел огромными табунами коней, которые были розданы в племенах, верных Бильге. Ему удалось вернуть под свою власть тюркские и другие племена, отпавшие во время междоусобиц. Война с Китаем 720-721 гг. была последней войной каганата с империей. Китайский император Сюаньцзун щедро платил за установившийся мир на северной границе. Только в 727 г. император послал "в дар" Бильге-кагану 100 тыс. кип шелка в ответ на символическую "дань" - тридцать коней.

В конце VII в. вождь тюргешских племен Западного Тянь-Шаня, Уч-элиг, изгнал из Семиречья ставленника танского двора Хосрова Бери-шада и установил свою власть на территории от Чача (Ташкента) до Джунгарии. В г.Невакете на р.Чу и в г.Кюнпоте на р.Или были учреждены "большая" и "малая" каганские ставки, страна разделена на 20 округов во главе с каганскими управителями (тутуками), каждый из которых был в состоянии выставить 5-7 тыс. воинов. Уч-элиг (699-706) принял традиционный титул западнотюркских государей: "каган народа десяти стрел" - и новый титул: тюргеш-каган; в Невакете началась отливка медных монет с согдийскими надписями "тюргеш-каган".

Наследник Уч-элига, Сакал-каган (706-711), столкнулся с оппозицией части племенных вождей, поддерживавших претензии на трон его младшего брата. В междоусобицу вмешался восточнотюркский Капаган-каган, и после поражения тюргешских войск в битве с тюрками при р.Болучу (711 г.) оба брата были убиты по его приказу. Остатки тюргешских войск, собранные полководцем Чабыш-чор Сулуком, отступили за Сырдарью и ушли в Тохаристан. Лишь в 715 г. Сулук, провозгласивший себя тюргеш-каганом, смог вернуться и восстановить независимость своего государства.

Сулук Чабыш-чор-каган (715-738) все годы своего правления вел борьбу на два фронта. Из Восточного Туркестана ему угрожали претенденты на престол из рода западнотюркских каганов, поддерживаемые китайскими войсками. Дипломатическими мерами (женитьбой на дочери одного из претендентов) и военной активностью (осада столицы танского наместника в Восточном Туркестане, Кучи, в 726-727 гг.) Сулук снял эту опасность. Женитьбой на дочерях восточнотюркского Бильге-кагана и правителя Тибета тюргеш-каган окончательно укрепил свой восточный фланг.


В статье кратко рассказывается о великом тюркском народе и событиях, приведших к созданию одной из самых могущественных империй. Из текстов, вырезанных на древнетюркских Орхонских памятниках, ученые узнали об этногенезе, истории, культуре и духовности всех тюркских народов. Эти записи в полной мере отражают духовное представление тюрков, их понимание временной среды, количества и показывают сеть общественных отношений – проблему власти и управления в тюркском ханстве.

Ранняя история

По легенде, от хуннского царевича и волчицы появился род Ашина. Они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана. В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней.


Тюркский период (555-745 гг.). Фрагменты здания из мемориального комплекса в Орхонской долине, Монголия.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племён Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками.

Тюркский Каганат

После смерти Бумына в 552 году на престол вступил его сын, принявший титул Кара Иссык каган, который нанёс полное поражение жужаням. После победы каган погибает при загадочных обстоятельствах, и государство возглавляет его брат Мукан-каган. В 553 году жужани были вновь разбиты, и тюрки стали хозяевами всей степи к востоку от Алтая. В следующем году начался поход тюрков на запад, возглавленный младшим братом Бумына Истеми-каганом. Усуни, ослабленные набегами жужаней, не оказали сопротивления, и уже в 555 году войска Истеми достигли Аральского моря. Однако племена уар и эфталитов, живших к северу от Арала, оказали яростное сопротивление и были покорены только к 558 году. Тюрки вышли к Волге, но не стали её переходить. Так, за короткий срок была создана огромная кочевая империя, охватывающая территорию от Волги до Хинганских гор.

В 561—563 годах тюрки заключили с Ираном союз против эфталитов. В 564 году войска шаха Хосрова Ануширвана заняли стратегически важную область — Тохаристан. В 565 году в битве у Нахшаба тюрки одержали победу, и Согд был присоединён к каганату. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками в 567 году под Бухарой. После завоевания Средней Азии, каганат стал контролировать значительную часть Великого Шёлкового пути.


Изображения тюрков из монгольского аймака Завхан.VI-VIII вв.

Тюрки и согдийцы, находившиеся под их властью, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле.

В 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 году тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Распад Каганата

Однако могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана в 581 году, произошло ослабление Тюркского каганата, основными проявлениями которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы Каганата, войны с соседними странами. В 603 году Тюркский каганат распался на Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.

Краткая история Второго Тюркского каганата… как пример пассионарности для каждого Казахстанца. «Примерно за 60 лет (681–744 гг.) сформировалась, расцвела, затем исчезла необычная держава…

Краткая история Второго Тюркского каганата… как пример пассионарности для каждого Казахстанца.


Конечно, план был грандиозен, но не весь реализован. Остается неизвестным, шла ли речь о захвате земель или об их разграблении, о подчинении или истреблении врагов. Судя по надписям, создается впечатление, что одни и те же события повторяются с упрямой периодичностью. Частично так оно и есть. Походы в Китай начинаются в 683 г., затем повторяются в 685, 687, 694, 698, 699 и 702 гг. Первая кампания в Согдиану имела место в 700–701 гг.; вторая, по призыву жителей Бухары, в 707 г.; по сведениям арабских историков, третья произошла в 712–713 гг. Она привела к покорению всей страны, кроме Самарканда. Что касается конфликтов между племенами, они остаются необъяснимыми. Кыргызы, к примеру, терпят поражение только для того, чтобы вновь подняться, или, по крайней мере, отличаются редким даром сопротивления. Между прочим, именно на добровольном или вынужденном сотрудничестве различных племен держалась Тюркская империя, как и любая империя степей. Империя тогуз огузов особенно показательна в этом отношении. Присоединение этой группы племен к Кутлугу в 681 г. оказалось решающим фактором, а ее раскол, начиная с 716 г., ознаменовал закат Бильге кагана. Хотя именно Бильге каган гибкостью своей политики обеспечил двадцатилетний мир (722–742 гг.) всему Тюркскому каганату.

Благодаря его советнику Тонюкуку впервые в истории империи тюрков была принята политика, ориентированная на развитие собственной тюркской культуры. До того господствовало китайское влияние. Этот момент чрезвычайно важен, здесь была не только борьба государств, но и борьба культур, борьба мировоззрений. Великая степь манифестом заявила свое право не быть ни Китаем, ни другим государством, а быть только собой. Борьба за это велась еще со времен хуннского Модэ шаньюя.

Тонюкук наметил новую мирную и военную программу действий: победами вынудить врага согласиться на приемлемый мир, не доводя противника до отчаянного сопротивления, и объединить тюркский мир в единый народ. Тюркскому каганату от агрессивного Китая нужны были мир и независимость. И эти задачи решал Бильге каган.

P.S. Все что делали Каганы второго Тюркского Каганата и делал Тюркский народ было все во блага народа, они не смотрели что соседи были сильными и у них было экономическое, военное, количественное превосходство. Тюрки добивались своего! наши предки наводили ужас и страх на всю Евразию, на все соседние державы. Наши предки просто делали то чтобы увеличить благосостояние тюркского народа. Казахстан как приемник Тюркского Каганата, как потомок, тоже молодой и решительный обязан почуствовать дух предков в своем сознаний, душе и теле каждого Казахстанца и создать новый Третий Каганат, новую нацию, которую ждет огромное будущее в этом жестоком мире воин и предательств. Казахстанцы должны упорно трудиться и работать во блага родины своей и блага будущих поколений, во блага будущего нации! Казахстанская нация — Третий Тюркский Каганат в своем духовном воплощений, вбирая дух решительности, жесткости, упорства, разума. ума, созидания должна быть Вечной, должна процветать и благоденствовать Вечно! Наш президент один из таких людей как Каганы Второго Тюркского каганата и он смотрит далеко во блага народа, после него ответственность за нацию лежит на каждом из нас. В мире идет Война, война , которая не щадит не женщин, ни детей, не целые народы, наша цель выжить и не бояться припятствий, делать Невозможное, ибо за нашими спинами наша нация, наш народ, наши дети, наше будущее! Сдесь и сейчас с этой минуты каждый должен осознать что исторяи не прощает ошибок. Нас ждет вечность, вечность это значит будущее всегда! Третий Тюркский Каганат — это зов наших предков.

Данная статья не предназначена для: межнациональной, межрассовой, межконфессионной, межэтнической, межгосударственной розни. Статья не призывает к захвату земель и антикитайскому настроению. Статья не пропагондирует войну или криминальные действия. Статья призывает активно участвовать в жизни страны, работая качественно, продуктивно, основательно, тем самым увеличивая благосостояние всех Казахстанцев, Вести себя культурно и не забывать свою культурную Казахстанскую самоидентификацию, выраженную духом кочевой цивилизации, где бы вы не находились. Статья предназначена для встряски размеренной жизни ослепленных людей, но глубоко патриотичных и редеющих за свою нацию, за Казахстан, за свое будущее. Статья предназначена для Казахстанской нации любой национальности и вероисповедания.

Государственное устройство

Каган (хан) — высшее правящее лицо в каганате, военачальник. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин. Другие высшие титулы в каганате — шад, эльтебер. Судебные функции выполняли буюруки, тарханы.

Политика Тюркского каганата

Опираясь на военную и политическую силу, каганат пытался усилить влияние на соседей, развивал отношения с великими государствами раннего средневековья: на востоке — с Китайской империей, на западе с Византийской империей, на юго-западе — с кочевыми племенами Средней Азии.

Пограничное положение настраивало каганат на необходимость не только завоевательных походов, но и на ведение искусной дипломатии. В дипломатическую практику тогда вошли регулярные обмены посольствами, подписание политических и торгово-экономических договоров.

Активность и результативность внешней политики обеспечили включение Тюркского каганата в международную систему торговых, экономических, политических и дипломатических отношений. Это, в свою очередь, обусловило новый уровень этнических контактов и культурно-цивилизационного симбиоза. Но главной целью оставалась консолидация конгломерата тюркских народов Евразии и на этой основе усиление экономической, политической и военной мощи государства.

Войско

Излюбленное оружие тюрков: луки со стрелами, копья, сабли, палаши. Часто применяют броню всадника и лошади. На знамёнах рода Ашина изображена вышитая золотом волчья голова. Каганская гвардия Бури — волки. Смерть в бою считалось лучшей смертью для мужчины.

Боевое искусство Тюркского каганата

Вместо длинного скифо-сарматского меча у них появляются однолезвийная искривленная сабля, дальнобойные луки трехлопастными наконечниками на черенке. Копье у конного воина становится более тяжелым, ибо оно предназначалось для того, чтобы вышибать противника из седла. Все эти новые формы вооружения стали необходимы в связи с изобретением стремян, которые делали посадку всадника более устойчивой, позволяли вести рукопашный бой.

Древнехуннско-гуннская традиция культивирования военного дела, воинской отваги получила дальнейшее развитие и была доведена до уровня боевого искусства. К нему тюрки приобщались с детства. Этому они учились в школах воинских и боевых искусств, в которых шла не только физическая и воинская, но и духовная закалка.

Тюркское боевое искусство базировалось на философии и мировоззренческой системе ценностей тенгрианства, что помогало тюркам одерживать победу благодаря не столько численному, сколько духовному превосходству.

В литературе до сих пор сохраняется точка зрения, согласно которой Великий Тюркский каганат занимался исключительно ведением войн. Но ни одно государство, ни тогда, ни позже не могло веками сохранять свое доминирование только за счет войны.

Степень военного могущества каганата и множество победных сражений в ходе военных столкновений с армиями таких великих империй, как Китай, Иран, Византия, Арабский халифат, и многих других государств также во многом определялись уровнем его экономического и культурного развития. Поэтому правильнее говорить о перманентном изменении соотношения между военными и мирными формами, приоритетами и направлениями его развития, часто в пользу первых, т.е. военно-технологических.

Первоначальный имперский импульс, обозначившийся еще в эпоху хуннской державы, по мере роста стремления к расширению территории и освоения новых пространств набирал силу. У гуннов проявления имперской традиции обнаруживаются более четко. В Великом Тюркском каганате уже определенно обозначается преобладание имперских традиций над партикулярными, невоенными устремлениями.

Уже на этом этапе можно говорить не только о синтезе кочевого и оседлого укладов, но и о том, что земледелие, ремесленное производство, ориентированные на рынок, становятся равнозначными традиционным кочевым видам хозяйствования. Важнейшим элементом трансформации кочевнической системы стала революция в духовной сфере.

Экономика и хозяйство

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Тюрки освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию. Зимовали они на окраинах Или, Чу, Таласа и Сырдарьи.

Культура Тюркского каганата

Признаками-критериями развитости этой цивилизации является эффективность управления государством, армией, политическими институтами. Получают развитие и расцвет оригинальные элементы, новые формы и направления материальной и духовной культуры. Многие культурные явления той эпохи приобрели устойчивый характер и превратились в традиции для последующих поколений тюркских народов и государств.

Тюркская традиционная культура, сложившаяся тогда как система, включала в себя широкий спектр народных знаний, связанных с практической деятельностью (календарь и счет времени, метрология и система счета); систему космогоничных воззрений и философских взглядов на время, пространство и смысл бытия; совокупность идейно-мировоззренческих установок и религиозных верований, самобытное искусство, отражавшие широту и полноту духовного мира тюркского сообщества.

Письменность в Тюркском каганате

Ярчайшим свидетельством ее высокого уровня явилось появление и развитие общетюркского языка и древнетюркской рунической письменности, которая стала предпосылкой для сильного культурного рывка общества. Культура и образованность для тюрков постепенно становятся явлением достаточно обычным и привычным.

Этот вывод имеет исключительное значение для определения роли фактора образованности в формировании культурного облика татарского народа. В его иерархической системе ценностей образованность, просвещенность и цивилизованность всегда имели статус главных, приоритетных.

Материализованными формами тюркской письменности выступают орхоно-енисейские надписи, выполненные на камне, бумаге, строениях и предметах быта. Особый интерес представляют эпитафии, имевшие многожанровый характер и широкую функциональную нагрузку.

Специалисты рассматривают их как средство монументальной пропаганды и источники изучения тюркского права, как своеобразное дидактическо-педагогическое наставление-завещание; как сборник идейно-нравственных и духовных ценностей и кодекс морали и этики, а также как памятники общетюркской поэзии.

Памятники-эпитафии манифестировали идею вечного божественного эля, т.е. имперскую идею, слитую и неотделимую от истории.

Орхрнно-енисейский памятник — это открытая книга мудрости, написанная на основе собственно тюркского алфавита, которым пользовались длительное время многие тюркские народы. Это послание создателей древнетюркской империи своим наследникам.

Судя по согдийской бугутской надписи в Монголии, написанной 581 г., согдийский язык был официальным языком Тюркского каганата, созданного Кёктюрками.

Древнетю́ркское письмо́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X веках н.э. Древнетюркская письменность использовалась литературным языком (наддиалектный койне) того времени, который также называется языком орхоно-енисейских надписей. Памятники, написанные древнетюркским письмом в основном эпиграфические, небольшое число рукописей, сохранились в Восточном Туркестане), были созданы в тех областях Центральной и Средней Азии и Сибири, Монголии, в которых в Раннем Средневековье располагались государственные образования восточных и западных тюрков, тюргешей, карлуков, древних уйгуров и др.

Тюркский поэт, писатель и историк Йоллыг тегин (конец VII-начало VIII в.) был автором памятных надписей в честь тюркских каганов Кюль-тегина, Бильге-кагана, Кутлуг Ильтерес-кагана. В надписях отразились культурный уровень тюрок, их литература, исторические знания. Стелы Бильге-кагана (732) и его брата Культегина (735) (Кошо-Цайдамские надписи), возглавлявших Тюркский каганат, а также советника Тоньюкука (создана после 716) содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, которые излагаются на фоне общей истории Тюркского государства и сопровождаются различного рода политическими декларациями. Некоторые надписи частично сохранились на металлических изделиях, посуде, кирпиче, коже, пергаменте.

Ученые Тюркского каганата

Рождение тюркской историографии как особого направления в системе научных знаний связано с именами двух отцов-основателей древнетюркской исторической школы — Тоньюкука (Апа-Тархан) и Иоллыг-тегина.

Это выдающиеся мыслители и самые древние из известных нам тюркских историков. Но в самом факте появления историографии как наиболее высокой формы исторического самосознания, самопознания своей культурно-исторической идентичности необходимо видеть интегрированный признак осознанности единства, сплоченности и величия своего народа, своей цивилизации.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен.

Хронология


Ниже приведены известные события, относящиеся к истории древних тюрок и Тюркского каганата. Даты под звёздочкой являются реконструкцией и имеют предположительный характер.

Литература

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 29675
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: