Встреча иоакима и анны у золотых ворот кратко

Обновлено: 04.07.2024

*
*
*
*
*
*

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

"Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот". Альбрехт Дюрер.

Среди православных икон есть одна особенная, с довольно неожиданным сюжетом. На ней изображены мужчина и женщина, приникшие друг к другу в нежном объятии. Эта икона напоминает верующим о силе молитвы, о жизни в благочестии и чистоте, о доверии к Богу и награде за праведность.

Герои этого образа - святые Иоаким и Анна, родители Девы Марии. А икона называется - "Встреча у Золотых ворот" или "Зачатие святой Анны".

Пятьдесят лет Иоаким и Анна прожили вместе. Всё это время они не оставляли молитв ко Господу, но детей у супругов так и не было. Однажды Иоаким пришёл в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Но первосвященник отверг подношение, сочтя Иоакима недостойным. Случившееся глубоко потрясло супругов. Они испытали сильнейшее унижение и стыд. Но муж и жена не возроптали на Бога. Иоаким удалился в пустыню, чтобы держать строгий пост и молиться Господу о милости. Анна осталась дома, она молилась Богу в своём саду.

По преданию, она увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами. Женщина зарыдала.

Анна скорбела о том даре, которым Господь наделил всё живое, даже крохотных птиц, но которого она была лишена. Анна сокрушалась, что не смогла родить детей, которые бы любили и прославляли Господа. И тогда ей явился Ангел Господень. Он принёс весть, что молитвы супругов услышаны, у них родится Дочь, которая Сама станет величайшим благословением всех людей. Такое же видение было и Иоакиму в пустыне.

Сорок дней пребывали муж и жена в разлуке и молитве. И вот, окрылённые радостью, они поспешили навстречу друг к другу. По преданию, Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима. Супруги были уже немолоды, но в этот момент они словно забыли ту степенность и сдержанность, которую налагает возраст. Они бросились в объятия друг друга, словно юные влюблённые. Оба светились от счастья, обоих переполняла надежда на чудо. На иконе мы видим, с какой нежностью и доверием Анна прильнула к мужу, а Иоаким заботливо и трепетно обнял свою любимую. "Чистейшая чета разумных горлиц" - так назвал родителей Богородицы богослов Иоанн Дамаскин.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.


Примечания

  1. ↑Kurth, 1935, p. 25
  2. ↑ Albrecht Dürer: master printmaker. Albrecht Dürer, Museum of Fine Arts, Boston Hacker Art Books, 1988 с.295 с. 86
  3. 12Дзуффи, 2007, с. 29
  4. Shaw-Eagle, Joanna. Four Exhibits Drawn Together // The Washington Times. — 2000. — 29 июля.
  5. Meunier Graves, Laurie. Dürer’s life of the Virgin as social document

Литература

Германия zhivopis _ Живопись Христианство


Джотто ди Бондоне, Легенда о св. Иоакиме, встреча у Золотых ворот, 1305, в Капелла Скровеньи, является ранним западным изображением сцены.

Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот это рассказ о родителях Дева Мария, Иоахим и Энн встреча в Золотые ворота Иерусалима, узнав, что она родит ребенка. Это не в Новый Завет, но находится в Протоэвангелий Иакова и другие апокрифический учетные записи; однако это было терпимо церковью. Он представлен в Voragine's Золотая легенда (c.1260) и другие популярные аккаунты. История была популярной темой в циклах Жизнь Богородицы в искусстве.

Содержание

История

Работа Бенедикта Челидония описывает историю супружеской пары Иоакима и Анны, которые, хотя и были преданы друг другу, были глубоко несчастны из-за своей бездетности, что они восприняли как знак того, что они, должно быть, отвергнуты Богом. Ангел сообщает Энн о ее зачатии, одновременно прося ее встретиться с мужем в городские ворота в Иерусалим. При встрече молодожены переплелись от радости. По словам Хелидония: «Обрадованная Анна бросилась в объятия своего мужа; вместе они радовались той чести, которая должна была быть оказана им в виде ребенка. Ибо они знали от небесного посланника, что ребенок будет королевой, могущественный на небе и на земле ". [1] В традиционных изображениях этого случая пара обнимается, но не целуется. [2]

Теологические последствия

Церковь разработала доктрину, согласно которой Дева Мария была уникальным образом задумана без первородный грех; это известно как доктрина непорочное зачатие (что относится к концепции Марии, а не Иисуса). В средние века это учение оставалось спорным, против него выступал св. Фома Аквинский и его Доминиканский Орден, но поддерживается Дунс Скот и его Францисканский орден. Формально она была утверждена как догма в 1854 г. Папа Пий IX. [3]

Эта сцена представляла зачатие Марии, и была ранней сценой во многих циклах Жизнь Богородицы, аналог Благовещение показывая зачатие Иисуса. Для некоторых средневековых зрителей поцелуй был буквальным представлением момента зачатия Марии, в то время как для других он был символическим представлением. Главные фигуры могут сопровождаться, обычно Анну с женщинами и Иоакима с пастухами. В Архангел Гавриил, всегда отображается в Объявления, может появиться и здесь. [4] Иногда включаются и другие святые.

XIV и XV века были периодом расцвета изображений. Постепенно более аллегорические изображения Непорочного Зачатия с изображением взрослой Марии заменили эту сцену в представлении доктрины. [5]

Описание картины Встреча Анны с Иоакимом у Золотых ворот Джотто

Джотто ввел в традиционную систему росписей новые сюжеты, связанные с жизнью Иоакима и Анны, родителей Марии — Матери Христа. Более реально запечатлен пейзаж в сцене встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот: стена расположена слегка по диагонали, из ворот группой выходят женщины.

Все внимание сконцентрировано на радостных объятиях супругов, получивших наконец благую весть о том, что у них вскоре родится ребенок. Согласно легенде, пожилые супруги Анна и Иоаким, после того как ангел по отдельности

возвестил каждому, что у них родится ребенок, поспешили навстречу друг другу. Анна в сопровождении нескольких женщин идет навстречу возвращающемуся с поля мужу, и они встречаются перед Золотыми воротами Иерусалима.

Глубоко взволнованные, они горячо обнимают друг друга.

На картине слияние их фигур подчеркивается и единством высокой привратной башни на заднем плане. Линию двух слившихся профилей как бы продолжает, подчеркивая, устремленная вверх вертикаль правого угла башни. Как через узкие бойницы в голых стенах башен нельзя увидеть жизнь города, так и по лицам главных персонажей сцены невозможно догадаться о том, что творится в душах счастливых супругов.

Их чувства отражаются скорее на лицах женщин, стоящих под аркой городских ворот, и на исполненном любопытства лице мальчика-пастуха в левом углу картины.

Композиционное единство сцены подчеркивается внутренней напряженностью, суггестивной силой взглядов и жестов. Элементы архитектуры — широкая арка ворот и привратная башня — расчленяют персонажей на отдельные группы, но одновременно и объединяют их. Глубину переднего плана передает перекинутый через городской ров каменный мостик.

Правдоподобие пространства за воротами достигается объемным рисунком террасы на двух столбах, одновременно подчеркивающей три женские фигуры под аркой.


Событие изображается как целование праведных Иоакима и Анны. Сохранились единичные памятники такой иконографии, хотя они, по-видимому, не были редкими, о чем свидетельствует достаточно большое количество храмов, посвященных Зачатию Богоматери. Также сцена Зачатия обычно входила в протоевангельские циклы на богородичных иконах и в стенных росписях.

На иконе из собрания Музея представлено целование Иоакима и Анны на фоне ложа и панорамы Иерусалима с Золотыми воротами в виде ротондальной купольной постройки. В верхних углах размещены сцены моления Иоакима и Анны о чадородии.


Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы православная церковь празднует - 9 декабря (22 декабря).

По сведениям исследователей, ранее образ этот находился в Зачатьевском храме и считался семейной реликвией князей Васильчиковых. Икона чудом сохранилась, попав после закрытия храма в 1962 году в московский Музей древнерусской культуры. Но реставраторам пришлось серьезно поработать, чтобы избавить первоначальный образ от последующих наслоений.


Читайте также: