Смысл названия произведения матренин двор кратко

Обновлено: 05.07.2024

(300 слов) Александр Исаевич Солженицын написал рассказ “Матренин двор” в 1863 году. Это произведение о трагической судьбе Матрены — светлой, простодушной и доброй женщины, столкнувшейся с тотальным непониманием общества. В чем же смысл названия книги? Почему речь идет о конфликте личности и социума, а называется произведение наименованием жилища героини?

Наверняка в каждом поселении найдется хотя бы один милосердный человек, что несет добро в мир и безвозмездно оказывает помощь всем нуждающимся. В деревне Тальново этим человеком была Матрена. Судьба героини сложилась отнюдь не лучшим образом: возлюбленный Фаддей пропал без вести, а брак закончился смертью мужа и шестерых детей. Всю оставшуюся жизнь Матрена трудилась на колхоз, помогала соседям, не боялась брать на себя мужские обязанности и тяжелую работу. Люди относились к ней потребительски, некоторые даже с особой жестокостью (Фаддей заставил её рубить дом), но, несмотря на это, женщина ни разу не потребовала вознаграждения за свой труд, никогда не отвечала на грубость. Автор подробно описывает нравы и уклад жизни советской деревни: крестьяне живут впроголодь, трудятся до седьмого пота, не получая от государства никакой поддержки. Какое уж тут милосердие, сострадание, если вокруг царит разруха и нищета? Но все же единственное место в деревне, пропитанное теплом, добротой и праведностью — это Матренин двор. Это чувствовал Игнатьич, снимавший комнату в доме больной старушки. Он проникся рассказами Матрены Васильевны, искренне сочувствовал. Когда женщина умерла, Игнатьич осознал, что именно на таких как она держатся деревни и села. Двор Матрены являлся отражением её смиренной кристальной души. Вместе с разрушенным домом исчезли последние частицы доброты и духовности в Тальново. Еще одна деталь: именно перетаскивая свою горницу, героиня трагически погибает. То есть роковая собственность стала причиной того, что село лишается своего праведника. Об этом событии и повествует писатель.

Подводя итог, хочется отметить, что название рассказа очень символично. Матренин двор – символ гармонии, благодушия и бескорыстности. В его образе заключены трудолюбие, смирение, человеколюбие, которые были присущи самой Матрене.

Александр Исаевич Солженицын в своём рассказе “Матрёнин двор” затрагивает проблемы наличия нравственности и духовности, как у каждого человека, так и у всего народа в целом. Автор обращает внимание читателя на важность сохранения всех добродетелей души в тяжелое время.

Но вот возникает вопрос: почему же А. И. Солженицын выбрал для своего произведения именно такое название? В чем состоит его смысл? Попробуем в этом разобраться.

Дело в том, что задача любого автора состоит в том, чтобы раскрыть основную суть произведения в названии, привлечь внимание читателя. “Матрёнин двор” – название, выбранное не случайно. После его прочтения в голове сразу возникает образ маленького сельского домика, где всё сделано своими руками, на совесть. Такая ассоциация вызывает в сердце спокойствие и тихую радость. Но, к сожалению, таких “дворов” становится всё меньше. Не ценится больше искренняя доброта и желание помогать людям. Все начинают думать только о себе и из-за этого рушиться общество.

Главная героиня рассказа – Матрёна Васильевна, сильно отличается от всех остальных жителей села. Она чуть ли не единственная, кто сумел сохранить в своём сердце лучшие качества: доброту и любовь к окружающим. Несмотря на все беды, которые случились с ней за всю жизнь, женщина продолжает ставить интересы других выше собственных, оказывать помощь всем, кто в ней нуждается. Образ Матрёны – это образ особо доброго человека, который делает добро вопреки всему, образ праведницы.

А. И. Солженицын хотел доказать читателям то, что не может существовать ни село, ни город, если в нём не будет людей, как Матрёна Васильевна. Пока живут такие праведники, как она, ещё можно надеяться на то, что общество избавится от губительных качеств и начнет по-настоящему ценить истинные добродетели. Вот почему название рассказа именно “Матрёнин двор” – символ тихого места, в котором, не смотря ни на что, сохранилось добро, теплота и любовь к людям.

Таким образом, можно сказать, что смысл названия рассказа “Матрёнин двор” Ф. И. Солженицына заключается в том, чтобы донести до читателя важность тихой, спокойной жизни и сохранения таких качеств, как добро, милосердие и любовь.

2 вариант

Матренин двор – один из центральных образов в рассказе, он воплощает безмятежность и тишину. Двор был описан автором очень подробно, со всеми деталями, из которых было ясно, что в доме у Матрены довольно неопрятно. Автор подчеркивает, что в случае разрушения дома его хозяйку тоже ждет неминуемая гибель, ведь дом и человек неразрывно связаны.

Человек, от имени которого ведется рассказ вернулся на родину после пребывания в пустыне. Ему хотелось найти свое место где – то в самой глубинке, где свежо и прохладно. И именно таким местом стал для него Матренин двор. Хитросплетения судьбы привели его к Матрене, которая жила в нищете, ведь пенсию ей не выплачивали, а работа в колхозе прибыли не приносила. Пожилая и измотанная женщина – такой она предстала перед глазами путника.

Но несмотря не на что, Матрена в силу своей доброты была в любой момент готова бросить свои личные дела ради колхозных или ради того, чтобы помочь кому – ли в трудный момент. Предчувствуя скорую кончину она распорядилась чтобы приемная дочь Кира унаследовала ее горницу. Но родственникам было невтерпеж разделить наследство, они разобрали горницу, чтобы по бревнышкам перевезти ее к Кире. Желая помочь Матрена собственными руками помогала им разрушать свою избу, которая хоть и была ей дорога, но не настолько насколько были дороги Кира и Фаддей. Матрена всегда опасалась железной дороги, но ради них решилась к ней подойти, но на ее беду салазки с бревнами застряли и Матрена погибла под поездом. Можно сказать, что она была убита человеческим равнодушием и жадностью. Матрена стала жертвой своей доброты и бескорыстия, которые никто так и не оценил по достоинству.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия произведения Матренин двор

Популярные сегодня темы

Пластов Аркадий Александрович, знаменитый русский художник 20 века. Родился в прекрасной семье. Его родители были потомственные иконописцы.

Главный герой решил съездить к своему знакомому рыбаку, которого звали Михей. Мужичок каждый день ранним утром ездил на рыбалку на лодке. В реке Северке, около которой он жил, водились большие щуки

В моей квартире на четвертом этаже, где я живу с мамой и папой у меня есть своя комната. Моя комната очень просторная, широкая и светлая. В ней помещается много нужных вещей – это мягкая кровать, шкаф для одежды, шкафчик для книг и учебников

Смысл названия рассказа А.И. Солженицына

Смысл названия

Но А.И. Солженицын не остановился на первом заглавии. Писатель решил немного изменить границы общечеловеческих ценностей. Теперь они распространялись не на всю деревню, а лишь на Матренин двор. для более широкого масштаба они не применимы, они просто размываются. А.И. Солженицын подчёркивает, что все люди разные. Даже ближайшее окружение героини отличается от неё личностными качествами, чертами характера, жизненными ценностями.

В заглавии произведения заключён глубокий смысл. Именно Матренин двор стал символом сострадания, мироустройства. Люди в этом мире живут по законам любви, доброты, взаимопомощи. Все поступки, которые совершаются в этом обществе, лишены корыстных целей и мотивов. В Матрене — главной героине — сосредоточен главный источник, на котором все держится. Женщина не боится делиться с ближними всем, что у неё есть. Именно в этом и заключается для неё главный смысл существования. Именно в этом она и видит своё призвание.

Пристанищем для Матрены стал ее двор. Только в этом месте она чувствует себя спокойно и умиротворённо. Ее жилище наполнено особым светом, в нем царит атмосфера доброты и тепла. Рассказчик, оказавшись в этом невероятном месте, остро ощущает его преимущества. Он поминает, что всему миру не достаёт душевной теплоты, отзывчивости, искренности. А в этом доме все это есть. На долю женщины выпало немало испытаний, но ее сердце не стало черствее от этого. Она также с теплотой и любовью относится к людям. Разрушение дома стало большой трагедией не только для Матрены, но и для рассказчика. Это событие символизирует утрату чего-то важного, духовного.

История создания

Направление и жанр

Жанр данного произведения — рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.

Смысл названия

Композиция и конфликт

Рассказ делится на три главы.

  1. Первая глава отведена под экспозицию: автор представляет нам своего героя и рассказывает нам о самой Матрёне.
  2. Во второй главе происходит завязка, когда обнажается основной конфликт произведения, а также кульминация, когда конфликт достигает наивысшей точки.
  3. Третья глава отведена под финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

Суть: о чём?

Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевны.

Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, обо всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.

В конце рассказа Матрёна отдаёт приемной дочери Кире, которую она воспитывала, часть своей избы. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает под колесами поезда. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи. Одна Кира переживает искренне.

Главные герои и их характеристика

добрый и отзывчивый человек, наблюдательный и образованный, в отличие от деревенских жителей. сначала в деревне его не принимают из-за сомнительного прошлого, но матрена помогает ему влиться в коллектив и найти пристанище. автор неслучайно указывает точные координаты села, подчеркивая, что ему запрещено было приближаться на к городу на расстоянии 100 км. это отражение судьбы самого автора, даже отчество его похоже на отчество героя — исаевич.

  1. Жизнь советской деревни – Солженицын изображает жизнь советских крестьян, как тяжёлое испытание. Деревенский быт тяжёл, а сами крестьяне в большинстве своём грубы, их нравы жестоки. Человеку приходится прилагать огромные усилия, чтобы остаться собой в такой враждебной атмосфере. Рассказчик подчеркивает, что люди истощены вечными войнами и реформами в сельском хозяйстве. У них рабское положение и никаких перспектив. Даже торф для отопления домов они вынуждены воровать, так как заработать на него невозможно, а государство никак не заботится об обеспечении людей всем необходимым.
  2. Доброта – сосредоточием доброты в рассказе выступает Матрёна. Автор искренне восхищается старухой: она помогала всем нуждающимся и не просила ничего взамен. И, хотя в итоге добротой героини окружающие пользуются в корыстных целях, Солженицын не сомневается, что именно так и надо жить — отдавать себя всего во благо общества и народа, а не набивать мешки богатством.
  3. Отзывчивость – в советской деревне, по мнению писателя, нет места отзывчивости и душевности. Все крестьяне думают лишь о своём выживании и не заботятся о нуждах других людей. И это естественно, ведь даже за свои законные права — пенсию — Матрене пришлось чуть ли не бороться. В такой среде ожесточаются все люди. Только Матрена смогла сохранить в себе доброту и желание помогать ближним.
  4. Судьба – Солженицын показывает, что зачастую человек не способен контролировать свою жизнь и должен подчиняться обстоятельствам, как Матрена, однако душой человека распоряжается только он, и у него всегда есть выбор: озлобиться на мир и зачерстветь, или сохранить в себе человечность.
  5. Праведничество – Матрена, в глазах писателя, выглядит, как идеал праведного русского человека, который отдаёт всего себя на благо других людей, на котором и держится весь русский народ и Россия. Тема праведничества раскрывается в поступках и мыслях женщины, в ее нелегкой судьбе. Что бы ни случилось, она не унывает и не жалуется. Она жалеет только других, но не себя, хотя судьба не балует ее вниманием. В этом и есть суть праведника — сохранить нравственные богатства души, пройдя через все жизненные испытания, и вдохновить людей на нравственный подвиг.

Проблемы

Основная идея

Чему учит?

Критика

Сам Александр Твардовский восхищался работой Солженицына, называя его настоящим писателем, а его рассказ — истинным произведением искусства.

Л. Чуковская, которая вращалась в журналистских кругах, так охарактеризовала рассказ:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 07.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 08.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 09.05.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Смысл названия. Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”;. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (правила; определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

Смысл названия заключался в том, что российское село держится на людях, чей образ жизни осно­ван на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи.

Второе название – “Матренин

двор”; – несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ “Матренин двор”;, Солженицын сосредото­чил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

Кроме того, Матренин двор – это один из ключевых образов рас­сказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрена живет “в запущи”;. Автору важно подчеркнуть не­разрывность дома и человека: разрушат дом – погибнет и его хо­зяйка.

Читайте также: